Презентация на тему культура речи для педагогов. Понятие «культура речи»

Как мы говорим. Пиши правильно. Культура речи. Прозвища. Почему мы так говорим. На каком языке мы говорим. Русский язык и культура речи. Как правильно называть. «Научите меня говорить. Говорю спасибо. Говорю «спасибо». Языковая норма. О сквернословии и не только. Ненормативная лексика. Душа с душою говорит…. Грамматические нормы. Сквернословие.

Как научиться правильно и красиво говорить. Ругань, брань, сквернословие. О вреде сквернословия. Проблема сквернословия. Учите детей говорить правильно. Стилистика русского языка и культура речи. Предмет и задачи культуры речи. Трезвость - норма жизни. Культура речи-культура отношений. Я научила женщин говорить…. КУЛЬТУРА РЕЧИ преподавателя.

Учусь думать – учусь говорить. В интонации спрятан человек. Как правильно делать презентацию. Как помочь ребёнку хорошо говорить. Долой сквернословие. Вопросы экологии русского языка. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике. Говорим по-якутски. Культура речи учителя. Что такое сквернословие и как с ним бороться.

Давайте одеваться красиво…. Культура речи: общие понятия. Культура речи журналистов. Сила слова или яд сквернословия. Законы логичности речи. О чём мы будем говорить сегодня на уроке. Закон слогового сингармонизма. Языковая личность автора в произведении.

Слайд 1

Культура речи
«Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». Вольтер.

Слайд 2

Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру - культуру речи - одно из важных условий успешной коммуникации. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются: 1) правильность речи, нормативность(как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка), 2) речевое мастерство, коммуникативность(как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно), 3) соблюдение этикета - норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Слайд 3

Задание: найдите ошибки и исправьте их
Люди, которые повязли в лени, много теряют. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Я прекрасно провел лето в сельской деревне у своей бабушки-старушки. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Он любил слушать лестные комплименты. Она опять получила денежный штраф.

Слайд 4

Слайд 5

Исследователи определяют несколько типов речевой культуры - от элитарной до просторечной.
Речь представителей элитарного типа речевой культуры - соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности; - отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи; - свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения; - знанием и использованием риторических правил общения; - ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения; - постоянным пополнением своих знаний; - проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.

Слайд 6

Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно: - менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок; - зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний; - удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке; - злоупотребление книжными и иностранными словами; - владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых - научным, для журналистов - публицистическим и т. д.; - ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;

Слайд 7

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речь - важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Слайд 8

Задание: определите, к какой социальной группе относится участники диалога?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: “Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, Милая Груша, меня не забудь. Васятка”. Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: “Составьте иначе. Вы взрослый человек. Не в детсаде” – “Почему?” – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!… Вы, наверное, подумали…” - “ В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст”. Чудик переписал. “Приземлились. Все в порядке. Васятка”. Телеграфистка сама исправила два слова: “приземлились” и “Васятка”. Стало: “Долетели, Василий”. – “Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?” –Ну ладно, – сказал Чудик, Пусть так будет.

Слайд 9

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности. Внешняя речь - это речь, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде: монолога и диалога

Слайд 10

Монолог - развернутый вид речи, произносимый одним говорящим, подчиненный одной теме, определенному замыслу, имеющий свою композицию, обладающий относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовится заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется).

Слайд 11

Выделяют следующие типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования: - начало события, - развитие события, - конец события.

Слайд 12

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята. Хозяйка посчитала цыплят - ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

Слайд 13

Задание: составьте монологическую речь с последовательным использованием следующих слов:
Рюмка; велосипед; забор; терпение; календарь

Слайд 14

монолог - рассуждение, для которого типичны
синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: - тезис (основная мысль), - доказательство, - вывод. Например. Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

Слайд 15

монолог-исповедь,
который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений. Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало... Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы. Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Слайд 16

Диалог- разговор двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативной, то есть связанной с обстановкой, в которой протекает; реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей).

Слайд 17

Задание: выбрать собеседника и составить с ним диалог с использованием слов:
Позитивный; Труднопреодолимый; Непрекращающийся; энциклопедический

Слайд 18

Речь в межличностном общении
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом общающихся, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга» легко осуществлять обратную связь. Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Формы коммуникативной тактики: включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Слайд 19

Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает из-за неспособности человека высказать себя, выразить внутреннее Я.
Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.

Культура речи

Слайдов: 8 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 2

Что понимать под культурой речи? Основные направления курса. Овладение культурой письменной и устной речи. Повышение уровня культуры речи. Умение редактировать текст. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Языковая норма. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Этика. Речевой этикет. Основные понятия курса. Формы работы. Сочинения разных жанров. Тестирование. Проектная деятельность. Интервью. Репортажи. Желаю успеха на ЕГЭ!!! - Культура речи.ppt

Культура русской речи

Слайдов: 8 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 21

О русском языке как языке народа писалось много. Культура речи. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить! С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. - Культура русской речи.ppt

Культура языка и речи

Слайдов: 12 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 92

Культура речи. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Что же такое культура речи. Культура речи – это раздел лингвистики. Орфоэпические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Нормы построения текста. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. - Культура языка и речи.ppt

Проблемы культуры речи

Слайдов: 16 Слов: 792 Звуков: 1 Эффектов: 13

Русская речь. Конференция. Великое русское слово. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Толстой. Викторина. Анкета. Русские пословицы и поговорки. Эзоп. Русский язык. Заповеди речевого поведения. Мужество. Тургенев. Елена Потехина. Давайте говорить на русском языке. - Проблемы культуры речи.pptx

Речь и культура общения

Слайдов: 9 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 17

Предмет и задачи культуры речи. Что такое культура речи? Презентация темы учебного предмета «Русский язык и культура речи». Помни и стремись! Я знаю. Общение. Культура речи. Наука. Общество. Грамотность. Язык. Человек. Речь. Правила общения. Я умею. Хочу узнать. Хочу поразмышлять. Как я понимаю смысл эпиграфа: Саади. Сенквейн. - Речь и культура общения.ppt

Русский язык и культура речи

Слайдов: 12 Слов: 561 Звуков: 0 Эффектов: 36

Экология русской речи, или поговорим о культуре речи. К.Паустовский. Русский язык в опасности. Основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы. Культура речи, мышления, чувств. Как повысить культуру речи. Сформулируйте причины снижения роли русского языка. Что такое жаргонизмы. Почему сегодня повсюду слышна неграмотная речь. Умение анализировать жизненные ситуации. - Русский язык и культура речи.ppt

Грамотная речь

Слайдов: 15 Слов: 1697 Звуков: 3 Эффектов: 206

Охранная грамота. Жаргонизмы. Образовательный уровень. Словесный мусор. Неправильное словоупотребление. Ошибки в ударении. Варваризмы. Языковые ошибки. Источники общения. Интернет. Остановите журналиста. Богатые возможности образовательной среды. Тайны родного языка. Приложение. Акция «Охранная грамота». - Грамотная речь.pptx

Правильная речь

Слайдов: 30 Слов: 1893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Языковая норма и ее признаки. А.П.Чехов. Важнейшие качества хорошей речи. Правильная речь. Норма литературного языка. Языковые нормы речи. Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка. Эпиграфы урока. Определите род имен существительных. Определение. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Слова. Названия животных. Денди. Слова, обозначающие людей. Гоби. Род несклоняемых имен. ГЭС. Луна-парк. Род сложносокращенных слов. Сильнейший борец. Образование степеней сравнения прилагательных. Вариантные формы. Нулевое окончание. Существительные среднего рода без ударения. - Правильная речь.pptx

Волшебные слова

Слайдов: 13 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 70

А.С. Макаренко. Волшебные слова. Хотелось бы узнать! Задачи урока. Почему волшебные? А в вашем классе нет такого ученика? Не может быть?!!! "Приходит утром Костя в школу. В чем ошибка Кости? Предлагаю вопрос - задачу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: ______ _______ . Вставь волшебное слово. Ответьте, какие? Интересная задачка. В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Все любят частушки. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. - Волшебные слова.ppt

Секреты хорошей речи

Слайдов: 21 Слов: 875 Звуков: 0 Эффектов: 0

Секреты хорошей речи. Правильность речи есть понятие изменчивое. Знания по теории культуры речи. Соотнесённость тем курса и материалов ЕГЭ по русскому языку. Темы курса. Правильность речи. Современная языковая ситуация в России. Степень употребительности варианта. Речь хорошая. Звуковой уровень речи. Где звукоподражание, где аллитерация. Лимерики. Речь на уровне грамматики правильная. Какую ошибку допустил человек. Слово с точки зрения смысла. Допишите лимерик. Слово с точки зрения его формы. Придумай ошибку. Синтаксические нормы. Задайте риторические вопросы на заданную тему. - Секреты хорошей речи.ppt

Нормы русского языка

Слайдов: 25 Слов: 546 Звуков: 3 Эффектов: 111

Мастер-класс. Л.Гинзбург. Л.Н. Толстой «Война и мир». В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор. А. Пушкин «Зима». Таня ВЫЛУПИЛАСЬ в окно. Нам хорошо вот так, вдвоем. А. Барто «Про бабушку». Нам так КЛЕВО вместе. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин «Береза». Как тихо, спокойно и торжественно. Л. Толстой «Война и мир». Ништяк! Т. Цветкова. Не гони! Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило. Ф. Тютчев «Я встретил вас». Я СПАЛИЛ тебя. Унылая пора! А. Пушкин «Осень». Погода стрёмная. Со страхом очи отвратила и скрылась в темноте ночной. - Нормы русского языка.ppt

Нормы русского литературного языка

Слайдов: 19 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 34

Русский язык и культура речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи». Негативные явления. Языковая норма. Корректировочный курс. Ударение. Орфоэпия. Лексика. Ошибки. Грамматика. Как склоняются имена и фамилии. Какие ошибки допущены в данных предложениях. Составлять деловые документы. Как вести себя на собеседовании при приёме на работу. Как правильно подготовиться к деловой встрече. Как научиться выступать публично. Разделы. Речевые ошибки в выступлениях политиков. Искусство комплимента. - Нормы русского литературного языка.pps

Экология слова

Слайдов: 24 Слов: 914 Звуков: 0 Эффектов: 8

Экология слова. ДНК реагирует на нашу речь. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. “Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. От слов, символов и мифов зависит не только судьбы. Особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты. Сквернословие не только российская проблема. Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие. Икона Божьей Матери “Семистрельная”. Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном». - Экология слова.ppt

Экология языка

Слайдов: 14 Слов: 192 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Язык мой – друг мой?». Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! А.М.Горький. Язык. Извне. Изнутри. Заимствование. Словообразование. В.Г.Белинский. Лексика. Нормативная. Ненормативная (жаргоны). Сленг. Арго. В.И.Даль. В.Ю.Драгунский. Социальная проблема. «Экология» «личность» «культура». Личность. Богатая, национальная, духовная Культура. Экология окружающей среды. Экология языка. «Язык мой – друг мой». И.С.Тургенев. А.И.Куприн. Н.С.Лесков. Д.С.Лихачев. К.Г.Паустовский. Н.В.Гоголь. - Экология языка.ppt

Экология русского языка

Слайдов: 10 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Луговской. I. Наш язык нуждается в бережном использовании. Причины кризисного состояния языка. Влияние жаргонизмов и заимствований на русский язык. V. Цели лингвистической экологии. Чем засоряется наш язык? Элементы «оживления» текстов: Тусоваться. Согласительный консенсус. Другая альтернатива. Важнейшие приоритеты. Пудрить мозги. Вешать лапшу на уши. Качать права. В законе. Молодежный сленг Окей магаз велик видик чувак. Заимствования Саммит интенция массмедия эксклюзив инсталляция. Причины кризисного состояния языка: Меры избежания кризисного состояния языка: - Экология русского языка.ppt

Проблемы экологии русского языка

Слайдов: 17 Слов: 672 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экология языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Общение и речевой этикет. Этикет речевого общения. Причины кризисного состояния языка. Осознание причин кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Необходимость экологии русского языка. Функции языка. Коммуникативная функция. Сознание человека. Номинативная функция языка. Аккумулятивная функция языка. Глубокое знание родного языка. - Проблемы экологии русского языка.ppt

Сквернословие

Слайдов: 24 Слов: 1976 Звуков: 2 Эффектов: 2

Экология слова. Свет. Дерево. Светила. Вселенная. Физики. Слово излечивает. Порох. Человек. Молчанием зла не пресечь. Сквернословие. Ругань. Тьма. М. Лермонтов. Русский народ. Сердце. Мать. Порок. Правило. Достойный ответ. Желание достойной среды. Приоритет. Голова. Молчуны. - Сквернословие.ppt

Вред сквернословия

Слайдов: 17 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 26

Гражданин Воронежского края. О скверном и святом. Причины засорения русского языка. Бранные слова. Как часто вам приходится слышать бранную речь. Знаете ли вы о вреде сквернословия вашему здоровью. Что такое сквернословие. История возникновения. Механизм влияния сквернословия на человека. Информационные свойства воды. Опыты с водой. Посмотрите, как слова и мысли влияют на воду. Эксперименты с растениями. Сквернословие – это вирус. В начале было Слово. - Вред сквернословия.ppt

Вирус сквернословия

Слайдов: 25 Слов: 1049 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирус сквернословия. Показатель ума. Сквернословие. Речь, наполненная неприличными выражениями. Определения сквернословия. История возникновения сквернословия. Скверные слова. Механизм влияния. Исторические факты. Грубая брань. Мат. Сквернословие и здоровье. Японский ученый. Форма кристаллов. Вред. Группа ученых. Группа российских физиков. Семена пшеницы. Здоровье. Научные исследования. Новосибирские биологи. Анкета. В каких ситуациях это происходит. Бранные слова. Дети. - Вирус сквернословия.ppt

Сквернословие и здоровье

Слайдов: 39 Слов: 1175 Звуков: 0 Эффектов: 93

Сквернословие и здоровье. Факты. Количество девушек. Россия. Вредная привычка. Слово человека. Мудрость вымысла. Порох. Немного истории. Древняя Русь. Материться в доме нельзя. Леший. Злость. Значение слова «мат». Мат опасен для здоровья. Людские судьбы. Эксперимент. Бранные слова. Аппарат. Хромосомы. Мутагенный эффект. Эксперимент с общением. Определённые слова. Молитвы. Перепутавшиеся гены. Группа учёных. Матерщинники. Сквернословие. Православная церковь. Медики. Развитие болезненного процесса. Бездуховность. Духовность. Состояние здоровья. Путь, ведущий к здоровью. Путь духовного роста. - Сквернословие и здоровье.ppt

Язык молодёжи

Слайдов: 33 Слов: 1579 Звуков: 0 Эффектов: 34

Молодежный сленг - одно из составляющих процесса развития языка. Цели моей работы. Задачи моей работы. План информационно-исследовательской работы. Актуальность проблемы. Молодежный сленг – это особая форма языка, интереснейший феномен. Этапы развития молодежного сленга. По результатам мониторинга было выявлено 4 вида сленгов. Эмоциональные слова и выражения. Слова и выражения с эмоциональным значением. Слова с эмоциональным компонентом значения. Эмоциональные речения. С развитием СМИ понятие «сленг» утратило первоначальный смысл. Молодежный сленг подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. - Язык молодёжи.ppt

Молодёжная речь

Слайдов: 20 Слов: 553 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современная молодежная речь. Язык современной молодёжи. Сленг. Жаргоны. Виды сленга. Классификация сленга по способу образования. Основные функции сленга. Сленг вырабатывается стихийно. Пароль. Количество слов и фразеологизмов. Вульгаризм воровской речи. Причины возникновения сленга. Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих. Отход от обыденности. Желание переиначить мир. «прыгающее» развитие жизни. Языковые новшества. Увлечение молодежи компьютерными играми. Стремление к речевой выразительности. Роль в появлении новых слов. - Молодёжная речь.ppt

Молодежный сленг

Слайдов: 25 Слов: 1453 Звуков: 0 Эффектов: 27

Молодежный сленг. Цели и задачи проекта: Задача проекта: выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений. Что такое сленг? Молодежь занимает 1\3 часть России. Возрастные группы носителей сленга в школе: 10-12 лет 13-14 лет 15-16 лет. Анализ опроса: Словарный запас подростков. Нами было замечено, что с возрастом словарь подростков ослабевает, скуднеет. Хорошо. Классно супер. Обалденно офигенно. Кульно. Почему подростки используют сленг? Сленг как средство укрепления групповой солидарности. Сленг как способ свободы выражения подростка. Сленг как своего рода протест против взрослого. - Молодежный сленг.ppt

Жаргонизмы

Слайдов: 33 Слов: 1084 Звуков: 0 Эффектов: 14

Сохраним язык – сохраним Россию. Вопросы сохранения. Друг мой. Русская речь. Народ. Знаете ли вы. Главные проблемы на сегодняшний день. Процесс. Стикер. Заимствованное слово. Иностранное слово. Сквернословие. Обратимся к истории. Словом можно убить. Нецензурные выражения. Результаты социального опроса. Как бороться с ненормативной лексикой. В мире. Жаргон. Часто используемые в школьной речи слова. Причины жаргонизации речи. Лохмы. Русский язык умирает. Слоган. Пословица. Современная подростковая речь. Будем говорить на человеческом языке. Что в будущем. Что делать. Как быть. Тебе решать судьбу родного языка. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» Д.С. Лихачев «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности». К.Д.Ушинский «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его». К. Г. Паустовский «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры» В.Н.Сухомлинский 1

Культура речи и языковая норма

Притча К Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». 3

4 Цель урока: Повторить общие сведения о языке, культуре речи, языковых нормах. Закрепить умение различать речевые ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи. Выполнить задания ЕГЭ,связанные орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

5 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи -раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

6 Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания

Орфоэпия – система норм произношения Фонетические ошибки. 1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в необходимых случаях. 2. Неверное ударение. 3. Диалектные черты. - 7

8 Лексико- орфоэпическая разминка Адекватный, академик, демпинг, компетенция, менеджер, патент, термин, купе, лотерея, дефис, майонез, тент, кортеж.

9 Тест «Нормы ударения» Проверь, насколько хорошо ты знаешь нормы произношения.

10 Лексическая норма определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи. Лексические ошибки. 1. Смешение паронимов 2. Речевая избыточность (плеоназмы) 3. Тавтология 4. Незнание значения слов и фразеологизмов 5. Нарушение лексической сочетаемости

11 ТЕСТ В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? 1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка. 2) За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание. 3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку. 4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.

12 В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере. 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

13 Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай! ЖАРГОН - разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. 14

Компоненты хорошей речи чистота выразительность Содержательность Точность Логичность Уместность 15

16 Проверьте себя Стилистика 1) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять критиковал мэра города N . 2) Все местные СМИ были брошены на пропаганду нового регионального лидера. 3) Доллары можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.















Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка: Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, бутерброд, дезинфекция, инженер(ы/а), ист(е/ё)кший (год), подростковый, Ильинична, шинель, антитеза, интерпретация, дефис.




Лексические нормы Лексические нормы Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их. 1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись. 3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков. 4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью. 5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.




Грамматические нормы Грамматические нормы В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.


Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В.Виноградов

Понравилось? Лайкни нас на Facebook