Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры. Ошибки в образовании слов (нарушение словообразовательных норм) Найти ошибку в образовании формы слова онлайн

Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.

Материалы для подготовки к :

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:


"В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ "

Правильный ответ: ОБЕИМ

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода:





новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней :

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний - позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший .


Правильно: красивее, лучше, хуже .

Имя числительное

Словоизменение числительных - традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных :


восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение

Образование форм:


Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они н .

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.


-ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить - (ты) езди, (вы) ездите
Положить - (ты) положи, (вы) положите
Класть - (ты) клади, (вы) кладите
Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Образование причастий :

Деепричастие

Образование деепричастий :


сложа руки ), поехав.

1. Образование наречий :

2. Образование сравнительной степени наречий :

Ошибочно: плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо - хуже, красиво - краси ´ вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее

Ошибки в образовании формы слова (подготовка к заданию А3 ЕГЭ)

Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году» . Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:

У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).

Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного (нет двухсот(нулевое ) книг(нулевое ); дать двумстам книгам , доволен двумястами книгами ).

Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.

Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами) .

Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя: двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола . Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами ). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами ).

2. Степени сравнения прилагательных и наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

Формы более светлее или менее выше НЕПРАВИЛЬНЫ!

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший, наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее светлый, светлее всего (светлее всех) – у прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение глаголов

Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай! ). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ , он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию , он ездиет !).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ ), выдь (вместо ВЫЙДИ ), положь (вместо ПОЛОЖИ ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!

Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое, -ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

(пара) ботинок
валенок
сапог
туфель
чулок
погон

(отряд) солдат
партизан

(килограмм) яблок
дынь
вафель

(несколько) блюдец
басен
сабель
полотенец

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

А3. Образование форм слова

В данной статье:

Как готовиться к заданию А3?

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

А3. Формы с уществительных

  • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
  • административные округа или административные округи
  • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
  • белых гольфов или белых гольф
  • быстроходные катеры или быстроходные катера
  • Виктора Кулик или Виктора Кулика
  • все возраста или все возрасты
  • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
  • демократичные директора или демократичные директоры
  • десять ампер или десять амперов
  • десять вольтов или десять вольт
  • детских ботинков или детских ботинок
  • долгих раздумий или долгих раздумьев
  • домашних тапочек или домашних тапочков
  • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
  • крупных яблоков или крупных яблок
  • крыловских басен или крыловских басней
  • лучшие профессора или лучшие профессоры
  • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
  • молодые инженеры или молодые инженера
  • морские порты или морские порта
  • мягких тапок или мягких тапков
  • нарядных туфлей или нарядных туфель
  • новые ордеры или новые ордера
  • отличные лектора или отличные лекторы
  • отряд партизан или отряд партизанов
  • очередные отпуски или очередные отпуска
  • пара полотенец или пара полотенцев
  • парламентские выборы или парламентские выбора
  • плохие повары или плохие повара
  • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
  • резиновых галошей или резиновых галош
  • рота солдатов или рота солдат
  • свежие торты или свежие торта
  • сладких апельсинов или сладких апельсин
  • смелые офицеры или смелые офицера
  • спелых помидор или спелых помидоров
  • старые сторожа или старые сторожи
  • старые Сухуми или старый Сухуми
  • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
  • тёмных носков или тёмных носок
  • тёплых чулок или тёплых чулков
  • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры или футбольные тренера
  • шампунь хорошая или шампунь хороший
  • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
  • эффективные кремы или эффективные крема
  • абхазских мандаринов
  • административные округа
  • бабушкиных валенок
  • белых гольфов
  • быстроходные катера
  • Виктора Кулика
  • все возрасты
  • двести двадцать ватт
  • демократичные директора
  • десять ампер
  • десять вольт
  • детских ботинок
  • долгих раздумий
  • домашних тапочек
  • зачитываться Дюма
  • крупных яблок
  • крыловских басен
  • лучшие профессора
  • Миссисипи широкая
  • молодые инженеры
  • морские порты
  • мягких тапок
  • нарядных туфель
  • новые ордера
  • отличные лекторы
  • отряд партизан
  • очередные отпуска
  • пара полотенец
  • парламентские выборы
  • плохие повара
  • поэзия Шевченко
  • резиновых галош
  • рота солдат
  • свежие торты
  • сладких апельсинов
  • смелые офицеры
  • спелых помидоров
  • старые сторожа
  • старый Сухуми
  • талантливые конструкторы
  • тёмных носков
  • тёплых чулок
  • фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры
  • шампунь хороший
  • шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар
  • эффективные кремы
  • Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

    Образование мн.ч .:

    инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
    возрасты, выборы, порты, кремы, торты;
    директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
    округа, ордера, катера, отпуска.

    Образование форм Р.п. мн.ч. :

    помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
    пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
    отряд солдат, гусар, партизан;
    сто ампер, ватт, вольт;
    много башен, басен, блюдец, раздумий.

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
    страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
    старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
    широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
    новое метро, кашне, пальто.

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

    А3. Формы прилагательных

    Как ты говоришь?

  • более старше или более старший
  • более выше или более высокий
  • более выше или выше
  • более старше или старше
  • менее страшнее или менее страшный
  • менее чётче или менее чёткий
  • самый красивейший или красивейший
  • самый красивейший или самый красивый
  • самый любимейший или самый любимый
  • самый новейший или новейший
  • самый новейший или самый новый
  • самый старейший или самый старый
  • самый старейший или старейший
  • более старший
  • более высокий
  • старше
  • красивее
  • менее страшный
  • менее чёткий
  • красивейший
  • самый красивый
  • самый любимый
  • новейший
  • самый новый
  • самый старый
  • старейший
  • Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
    Правильно: более поздний — позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший .

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
    Правильно: красивее, лучше, хуже .

    А3. Формы числительных

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти или восемьдесяти
  • два седьмых или две седьмых
  • двое сестёр или две сестры
  • к полтора часам или к полутора часам
  • к трём пятым или к трём пятых
  • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
  • от обоих сестёр или от обеих сестёр
  • пятеро дней или пять дней
  • пятидесятью или пятьюдесятью
  • пятистами или пятьюстами
  • пятидесяти или пятьюдесяти
  • тремя пятых или тремя пятыми
  • три пятым или три пятых
  • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят или три котята
  • трое собак или три собаки
  • шестьюстами или шестистами
  • нас двоих или нас двух
  • нас обоих или нас двух
  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти
  • две седьмых
  • две сестры
  • к полутора часам
  • к трём пятым
  • от обоих мальчиков
  • от обеих сестёр
  • пять дней
  • пятьюдесятью
  • пятьюстами
  • пятидесяти
  • тремя пятыми
  • три пятых
  • тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят
  • три собаки
  • шестьюстами
  • нас двоих
  • нас обоих
  • Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема

    Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

    в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
    восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью.

    двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

    3. Употребление собирательных числительных:

    двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

    А3. Формы местоимений

    • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
    • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
    • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
    • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
    • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    • У неё трое детей. или У ней трое детей.
    • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
    • Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда
    1. Мы сдаём экзамен после них.
    2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
    3. Сколько книг у тебя не было?
    4. Среди них не было моего сына.
    5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    6. У неё трое детей.
    7. Учительница довольна ею.
    8. Я забыл код их подъезда.
    9. Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

      1. Образование форм :

      Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
      Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

      * Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

      Примечание:

      (Справочник по правописанию и стилистике. - М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

      А3. Формы глаголов

    10. встретились или встретилися
    11. делающий или сделающий
    12. ехай или поезжай
    13. ляжь или ляг
    14. махаю или машу
    15. машущий или махающий
    16. отъедь или отъезжай
    17. поезжай или едь
    18. поинтересующийся или интересующийся
    19. поклади или положи
    20. положи или положь
    21. положущий или кладущий
    22. полоскаю или полощу
    23. полоскающий или полощущий
    24. пробоваем или пробуем
    25. разъехайтесь или разъезжайтесь
    26. хотелось или хотелося
    27. хотят или хочут
    28. хочущий или хотящий
    29. Правильные ответы:

    30. встретились
    31. делающий
    32. поезжай
    33. машущий
    34. отъезжай
    35. интересующийся
    36. положи
    37. кладущий
    38. полощу
    39. полощущий
    40. пробуем
    41. разъезжайтесь
    42. хотелось
    43. хотят
    44. хотящий
    45. 1. Образование личных форм :

      Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
      Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.

      2. Образование возвратных форм :

      Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
      Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом — грубая ошибка).

      Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
      Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.

      4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих :

      Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
      Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

      5. Образование причастий :

      Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
      Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

      6. Образование деепричастий :

      Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
      Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав.

      А3. Наречия

    46. красивше или красивее
    47. красивее или красившее
    48. лучше или лучшее
    49. лучше или хорошее
    50. открыть внутрь или открыть вовнутрь
    51. разделить пополам или разделить напополам
    52. вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
    53. хуже или хужее
    54. плоше или хуже
    55. тяжелее или тяжельше
    56. лучше
    57. открыть внутрь
    58. разделить пополам
    59. вряд ли я смогу
    60. тяжелее
    61. Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
      Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

      Ошибочно: плохо — плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
      Правильно: плохо — хуже, красиво- краси ´ вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

    • Виды уголовной ответственности. Понятие уголовной ответственности. Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, заключающийся в предусмотренном УК ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления. Уголовная ответственность применяется в […]
    • Калькулятор подсчета страхового стажа Сегодня 8 июля 2018 г., 01:07 Посчитать стаж работы для больничного листа поможет онлайн калькулятор. Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам рассчитывается с учетом стажа работника, имеющегося до дня […]
    • Образцы заявлений о возмещении НДС путем возврата и зачета Образец (пример составления) заявления о возмещении НДС путем возврата и заявления о возмещении НДС путем зачета Образец заявления о возмещении НДС путем возврата В ИФНС России N 24 по г. Москве от общества с ограниченной […]
    • "Черный" список судей Республики Казахстан Форум Общественного Объединения "Общество Содействия Автомобилистам" (ОО "ОСА") все больше и больше пополняется списками фамилий судей запятнавших себя разного рода неблаговидными делами. Вот и сейчас, Общество молодых профессионалов […]
    • Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет […] Образец претензии по неустойке за просрочку сдачи дома (договор участия в долевом строительстве) В (название застройщика из договора) Адрес___________________________ От Фамилии Имени Отчества Адрес:_______________________________ Телефон______________________________ Претензия. “____” […]

    любимые ПРОФЕССОРА

    НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

    в ДВУХСТАХ метрах

    на ИХ территории

    ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

    Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

    Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

    Ответ: обгрызенное.

    Ответ: обгрызенное

    разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные

    МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

    Михаил Чжан (Владивосток) 21.05.2012 05:28

    Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

    Служба поддержки

    В нём нет ошибки.

    Елисей Макаровский 22.01.2016 21:36

    прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    несколько НОЖНИЦ

    умелые ПОВАРА

    быстро ВЫЗДОРОВИТ

    в ПОЛУТОРА часах

    ПЯТЬ барышень

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

    Ответ: выздоровеет.

    Ответ: выздоровеет

    Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

    Общее понятие о морфологических нормах.

    Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

    Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

    В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

    Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

    Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

    ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

    ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

    ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

    МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

    Dmitry 19.01.2016 20:19

    А как насчет варианта "оздоровит"?

    Айна Султыгова (Яндаре) 23.01.2016 16:05

    Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".

    Татьяна Юдина

    Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга...На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    несколько ЯБЛОК

    лежит на ШКАФЕ

    до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

    БОГАТЕЙШИЙ выбор

    пять КОЧЕРЁГ

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

    Ответ: шкафу.

    Ответ: шкафу

    Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

    Общее понятие о морфологических нормах.

    Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

    Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

    В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

    Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

    Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

    ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

    ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

    ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

    МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

    Гость 04.01.2015 10:17

    "пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще!!!

    Татьяна Юдина

    Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_forms/28068

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    пара ТУФЛЕЙ

    ВЫПРАВЬ текст

    несколько ПОЛОТЕНЕЦ

    старые ПРОФЕССОРА

    новые ВЫБОРЫ

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

    Ответ: туфель.

    Ответ: туфель

    Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

    Общее понятие о морфологических нормах.

    Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

    Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

    В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

    Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

    Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

    ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

    ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

    ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

    МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

    Павел Юрьевич (Москва) 10.05.2013 13:40

    разве говорить: "старые профессора" правильно?

    Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

    Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Морфологические нормы (образование форм слова)».

    Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,

    МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале

    Аннотация

    Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

    Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.

    Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».

    Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

    Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

    Трудные случаи образования форм имён существительных

    1. Именительный падеж множественного числа

    А, - я

    Ы, -и

    борт - борта

    вексель - векселя

    вензель – вензеля

    ворох – вороха

    директор – директора

    инспектор – инспектора

    катер – катера

    китель – кителя

    кузов – кузова

    купол – купола

    окорок – окорока

    округ – округа

    ордер – ордера

    паспорт – паспорта

    погреб – погреба

    профессор – профессора

    сторож –сторожа

    тенор – тенора

    фельдшер – фельдшера

    флюгер – флюгера

    хутор - хутора

    штабель – штабеля

    штемпель – штемпеля

    шулер - шулера

    бухгалтер –бухгАлтеры

    возраст - вОзрасты

    грифель – грИфели

    грунт – грУнты

    диспетчер – диспЕтчеры

    Договор – договОры

    драйвер – дрАйверы

    инженер – инженЕры

    конструктор – констрУкторы

    лектор – лЕкторы

    лифт – лИфты

    плейер – плЕйеры

    порт – пОрты

    Приговор – приговОры

    принтер – прИнтеры

    прожектор – прожЕкторы

    редактор – редАкторы

    ректор – ректоры

    свитер – свИтеры

    сектор – секторы

    склад – склАды

    слесарь – слЕсари

    торт – тОрты

    тренер – тренеры

    штаб – штабЫ

    штурман - штурманы

    Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:

    1. Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко , имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.
    2. Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.

    В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

    А, - я

    Ы, -и

    адресА (новосёлов)

    векА (средние)

    годА (мои)

    колЕна (трубы)

    корпусА (заводские)

    кренделЯ (выводить ногами)

    мехА (соболиные)

    мужьЯ (и жёны)

    образА (святых)

    орденА (и медали)

    пропускА (временные)

    Адресы (поздравительные)

    вЕки (вечные)

    гОды (войны)

    колЕни (больные)

    кОрпусы (часов)

    крЕндели (вкусные)

    мехИ (кузнечные)

    мужИ (учёные)

    Образы (литературные)

    Ордены (монашеские)

    прОпуски (занятий)

    2. Родительный падеж множественного числа

    Ов, -ев

    нулевое

    Названия национальностей:

    бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

    армян, башкир, болгар, бурят, грузин

    Названия отдельных лиц:

    (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

    Названия воинских соединений: (эскадрон)

    гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

    Растительный мир:

    абрикосов, ананасов, апельсинов,

    баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

    яблок

    Единицы измерения:

    байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

    ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

    Парные предметы:

    боков, бронхов, джинсов, гольфов,

    клипсов, носков, рельсов

    ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

    Названия предметов и явлений:

    браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

    Погонь, мест, окон, стёкол

    Сущ. ср.р. на -це:

    болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

    блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

    Ей

    нулевое

    Сущ. ж.р. и общ. р. :

    Сущ. ж.р. и общ. р. :

    ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

    вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

    Сущ. ж.р. на -ия, ья:

    армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

    Сущ. ср.р. на -ье:

    гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

    Сущ. ср.р. на -ьё :

    ружей, питЕй, НО копий

    Сущ. ж.р. на –ня:

    богинь, погонь, тихонь, яблонь;

    басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

    барышень, боярышень, деревень, кухонь

    Следует запомнить: солнце – солнц.

    3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

    Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

    Трудные случаи образования форм имён прилагательных

    Образование степеней сравнения

    Разряд

    прилагательных

    сравнительная степень

    превосходная степень

    простая

    составная

    простая

    составная

    качественные

    Ее (-ей): сильнее

    Ше: раньше

    Е: реже

    более…:

    более сильный

    менее…:

    менее сильный

    Айш (ий):

    строжайший

    Ейш (ий):

    сильнейший

    простая сравнит. степень +

    всего (всех): глубже всех

    наиболее (наименее) …:

    наиболее качественный

    самый глубокий

    относительные

    Не образуется

    притяжательные

    Не образуется

    Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

    Трудные случаи образования форм числительных

    1. Склонение имён числительных

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    неод.

    одуш.

    один

    ед.ч.

    м. р.

    один

    одного

    одному

    один

    одного

    одним

    об одном

    ср. р.

    одно

    одно

    ж.р.

    одна

    одной

    одной

    одну

    одной

    одной

    мн.ч.

    одни

    одних

    одним

    одни

    одних

    одними

    одних

    два

    м.р. ср.р

    два

    двух

    двум

    два

    двух

    двумя

    двух

    ж.р.

    две

    две

    оба

    м.р. ср.р

    оба

    обоих

    обоим

    оба

    обоих

    обоими

    обоих

    ж.р.

    обе

    обеих

    обеим

    обе

    обеих

    обеими

    обеих

    полтора (-ы)

    м.р. ср.р

    полтора

    полутора

    полутора

    полтора

    полутора

    полутора

    ж.р.

    полторы

    полторы

    3, 4

    три

    трех

    трем

    три

    трех

    тремя

    трех

    5 – 20, 30

    пять

    пяти

    пяти

    пять

    пятью

    пяти

    40, 90, 100

    сорок

    сорока

    сорока

    сорок

    сорока

    сорока

    Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    полтораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    50, 60, 70, 80

    пятьдесят

    пятидесяти

    пятидесяти

    пятьдесят

    пятью-десятью

    пятидесяти

    двести

    двухсот

    двумстам

    двести

    двумястами

    о двухстах

    300, 400

    триста

    трехсот

    тремстам

    триста

    тремястами

    о трехстах

    500, 600, 700, 800, 900

    пятьсот

    пятисот

    пятистам

    пятьсот

    пятьюстами

    о пятистах

    Составные (состоят из нескольких слов)

    Например:

    Триста семьдесят пять

    Трёхсот семидесяти

    пяти

    Трёмстам семидесяти

    пяти

    Триста семьдесят пять

    тремястами

    семьюдесятью пятью

    о трёхстах семидесяти

    пяти

    Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

    2 - 3

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    неод.

    одуш.

    двое

    двоих

    двоим

    двое

    двоих

    двоими

    двоих

    4 - 10

    пятеро

    пятерых

    пятерым

    пятеро

    пятерых

    пятерыми

    пятерых

    1. Нормы сочетания числительных с существительными

    Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

    1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
    2. с существительными дети, люди , а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
    3. с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

    Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

    Трудные случаи образования форм местоимений

    Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

    Трудные случаи образования форм глаголов

    1. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

    Инфинитив

    Ед.ч.

    Мн.ч.

    глядеть

    гляди

    глядите

    ехать

    поезжай

    поезжайте

    лазать

    лазай

    лазайте

    лезть

    полезай, лезь

    полезайте, лезьте

    лечь

    ляг

    лягте

    трогать

    трогай

    трогайте

    1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
    2. Глагол класть (всегда без приставки)
    3. Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
    4. У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.

    Тренировочные упражнения

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

    1) мокла под дождём

    2) косвенных падежов

    З) чудеснейшим образом

    4) здоровые дёсны

    2. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) лягте на пол

    2) самый красивейший

    3) пара носков

    4) пятисот лет

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

    1) больше шестиста рублей

    2) нет мест

    3) проиграв вступление

    4) в двухстах метрах

    4. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) пять апельсинов

    2) наиболее решительнее

    3) в двухстах метрах

    4) на их территории

    5. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) несколько ножниц

    2) умелые повара

    3) двое подружек

    4) в полутора часах

    6. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) несколько килограммов

    2) скучать по вам

    3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

    4) строгие инспектора

    7. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) несколько грамм

    2) выправь текст

    3) двадцать три юноши

    4) старые профессора

    8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) немного апельсин

    2) в обеих руках

    3) до тысяча девятьсот пятого года

    4) уважаемые директора

    9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

    1) яьлонь

    2) свечей

    3) платьев

    4) блюдцев

    10. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) более глубочайший

    2) лягте на пол

    3) шофёры

    4) в трехстах метрах

    11. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) лажу по крышам

    2) часовые пояса

    3) с семьюстами метрами

    4) разожгёт костер

    12. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) двести граммов

    2) их тетради

    3) из полутора метров материи

    4) самый молодой

    13. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) служебные пропуска

    2) пропуски занятий

    3) работа в аэропорту

    4) заключить выгодные договора

    14. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) бегите

    2) вздрогнул

    3) иссякнул

    4) клали

    15. Укажите ошибку в образовании формы слова:

    1) поезжайте

    2) съездите

    3) младше

    4) более моложе

    Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.

    Список литературы

    1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
    2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
    3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
    4. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
    5. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
    6. Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
    7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
    8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
    9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

    Морфологические нормы.

    Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

    имени существительного;

    имени прилагательного и наречия;

    имени числительного;

    местоимения;

    Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова .

    Имя существительное.

    Правило.

    1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):

    У используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.

    Е при объектном значении: разбираться в саде.

    2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

    Различай!


    3) Употребление форм рода

    Различай!

    Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).

    степень сравнительная степень ( обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) превосходная степень ( обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)
    простая форма: суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

    иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

    У наречия простой превосходной степени нет!

    составная форма: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

    2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

    Правило.

    НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

    Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

    МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

    Помни!

    бойкий – бойчее и бойче,

    гибкий – гибче,

    гладкий – глаже,

    глубокий – глубже,

    горький (опыт) – горше,

    горький (на вкус) – горче,

    дикий – диче или дичее,

    ловкий – ловче или ловчее,

    мелкий – мельче,

    узкий – уже,

    хлёсткий – хлестче

    Имя числительное.

    склонение числительных

    Различай!

    количественные числительные

    (сколько?)

    порядковые числительные

    (который по счету?)

    склоняются все слова:

    Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух

    Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

    • полтора:

    И.,В. – полтор а (м., ср.р.), полтор ы (ж.р.)

    Р., Д., Т., П. – пол у тор а

    • сорок, девяносто, сто:

    И., В. – нулевое окончание ,

    Р., Д., Т., П. – окончание –а

    • десятки

    обе части оканчиваются одинаково

    пят и десят и , пять ю десять ю

    • сотни:

    склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

    И.,В. пять нот – пять сот.

    Р. пяти нот – пят и сот.

    Д. пяти нотам – пят и ст ам

    Т. пятью нотами – пять ю ст ами

    П. о пяти нотах – о пят и ст ах

    склоняется только последнее слово

    до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

    в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

    При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

    к пятому января,

    перед первым сентября

    сочетание собирательных числительных с существительными

    Местоимение.

    Ошибка Пример Исправленный вариант
    случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) я к ей с душой я к ней с душой
    Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему
    сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер от ней что годно можно ожидать от нее что годно можно ожидать
    ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается
    неоправданный пропуск возвратного местоимения себя Она ничего не представляет!

    Позволю перейти к следующему вопросу

    Она ничего собой не представляет!

    Позволю себе перейти к следующему вопросу

    местоимение как лишнее слово Эта ведущая, она сама – слабейшее звено Она, эта ведущая, слабейшее звено
    нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

    Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

    У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

    Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

    У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

    Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру

    двусмысленность при употреблении местоимения Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

    Глагол.

    Правило.

    У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.


    Алгоритм действий.

    1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

    2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

    3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

    Разбор задания.

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) в тысяча восьмисотом году

    2) несколько горячих оладий

    3) лягте на пол

    4) идти навстречу ним

    Вариант №1.

    В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

    Вариант №2.

    Несколько горячих оладий . Обращаем внимание на существительное оладий , которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья , это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook