Игра-викторина "литературный ринг". Литературная викторина "по дорогам сказок" Викторина «Волшебные слова в сказках»

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по книгам советских писателей. Материалом для составления литературной викторины послужили литература по программе и рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: Выставка книг

Литературная викторина «По страницам детских книг»

1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.

МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию»

Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию».

Цель:развитие интеллектуальных способностей учащихся 5-7 классов через внеклассную работу по литературе.

Девиз: «Не зарывай свои таланты»

Оформление: красочно оформленная карта страны Литературии, выставка книг, по содержанию которых составлены вопросы викторины, плакат с девизом игры.

Ведущий

Не наяву и не во сне, без страха и без робости Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе. На карту не нанесена, но знаем ты и я, Что есть страна, что есть страна – Литературия. Дорогие ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы отправимся в страну Литературию, где вас ждут встречи с героями замечательных книг русской и зарубежной литературы. Именно сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция и талант. Знаете притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я вам её расскажу. Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он дал 5 талантов (5 серебряных монет, имевших хождение в античную эпоху), другому –3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. У нерадивого же он отобрал и последнее… Сейчас я вручу каждой команде по 10 «талантов». Это ваш начальный капитал. Во время игры каждая команда при правильном ответе будет получать один «талант», при неправильном – отдавать. По количеству набранных талантов и определится победитель. Прежде чем мы отправимся в путешествие в страну Литературию, я предлагаю провести литературную разминку. Каждая команда должна ответить на мои вопросы.
Литературная разминка. (Команды по очереди отвечают на вопросы. На размышление – 10 секунд).
    В каком рассказе А.П.Чехова одной из главных героинь была собака – помесь таксы с дворняжкой? («Каштанка») Сколько раз Гвидон летал в царство Салтана, в кого он при этом превращался?
(3 раза; превращался в комара, в муху, в шмеля)
    Что требовала старуха от золотой рыбки в сказке А.С.Пушкина? (Новое корыто, избу, хотела стать столбовою дворянкой, царицей, владычицей
морскою)
    Как звали главного героя повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда он летал на чёрте?
(Кузнец Вакула летал на чёрте в Петербург за царскими черевичками)
    О ком идёт речь в следующем отрывке? Как называется произведение? Кто его автор?
А) Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно Седую бороду несёт. (Черномор, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин) Б) Молодой туземец родом из Южной Африки был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. (Пятница, «Робинзон Крузо», Д.Дефо)
В) Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки, Надевать он стал пальто, Говорят ему – не то… (Рассеянный, «Вот такой рассеянный», С.Маршак)
Г) Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке, Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего. (Неизвестный герой, «Рассказ о неизвестном герое», С.Маршак)

I . Остановка «Долина сказок»

(Задание проводится под девизом: «Кто быстрее»).
    У него были налажены связи и с уголовным миром, и с миром богемы, а прославиться он собирался, играя роль самого себя. (Буратино) Именно его Балда назвал меньшим братом. (Заяц) Эту песенку напевала самая знаменитая белка. («Во саду ли в огороде») Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди) С этой просьбой обратился Лев к Гудвину Великому. (Попросил смелости) Пантера назвала его безногим, жёлтым земляным червём, а поплатились за это Бандер-Логи. (Удав Каа) Об этой бесконечной сказке знают все, помнят её считанные единицы, а её герой – просто скотина! («Сказка про белого бычка») Его выкормили волки, а воспитал медведь. (Маугли)

II. Остановка «Плоскогорье Загадки Маршака».
(Каждая команда получает кроссворд, составленный по загадкам С.Я.Маршака).

    Она меня впускает в дом
И выпускает вон. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор – И в комнату опять. (Дверь)
    Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
    Самый бойкий я рабочий
В мастерской Колочу я что есть мочи День-деньской. (Молоток)
    Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка. (Гвоздь)
    За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце – Тихо так. Тихо так. (Часы)
    Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седёлка на носу. (Очки)
    Принялась она за дело,
Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
    Меня спроси,
Как я тружусь, Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)
    Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
    Я конём рогатым правлю.
Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадёт он без меня. (Велосипед)

III. Остановка «Низменность книголюбов».
(«Заморочки из бочки». Команды по очереди достают «бочки» с вопросами)

    За сколько лет должен был Балда собрать оброк с чертей? (За 3 года) Откуда пришла беда в царство Дадона? (С Востока) какое учёное звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук) Сколько лет рыбачил старик? (33 года) Кто помог царевичу Елисею найти невесту? (Ветер) Машина каких героев заправлялась сахарным сиропом? (Шпунтика и Винтика) Основное занятие старухи – жены рыбака. (Пряжа) Что делали из ореховых скорлупок? (Монеты) На чём сидел золотой петушок? (На спице) Что означает слово Буратино на итальянском языке? (Деревянная кукла) Кто мог при езде обходиться половиной лошади? ( Мюнхгаузен) В какой стране и на каком поле можно было собрать большой урожай денег? (Поле чудес. «Золотой ключик» Толстого) В какой популярной сказке Волкова мы встречаемся с трусливым львом? («Волшебник изумрудного города») В каком произведении говорится о лечении бородавок с помощью кошки? («Приключения Тома Сойера») В каком художественном произведении улыбка гуляла сама по себе? («Алиса в стране чудес») как звали трёх поросят из одноимённой сказки? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

IV. Остановка «Поэтическая равнина».
Написать за 5 минут стихотворение по данным рифмам.
_________посланец __________красиво_________рассказ __________рад_________танец __________счастливый_________глаз __________парад

V. Остановка «Город мудрецов»
Пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Русские люди уже триста лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц (печатных тогда ещё не было). Пословицы хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому пословицы оттачивали так, чтобы они были похожи на стихотворные строки: «Дружба и братство дороже богатства», «Любишь браниться – люби и мириться». Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно: Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Пословица – всем делам помощница. Пословица век не сломится. Вам предстоит вспомнить пословицы по их началу. (Каждая команда получает лист с началом пословиц, которые следует дописать).

    Остановка «Пушкиноград»
Заполни клетки.1. Персонаж поэмы «Руслан и Людмила».Н 2. Персонаж сказки «Золотой петушок».Д
3. Персонаж повести «Станционный смотритель» В
4. Стихотворение, начинающееся строкой «Подруга дней моих суровых». Н
5.Царь, персонаж одной из сказок Пушкина. С
    Название повести из сборника «Повести покойного И.П.Белкина».
М
    Имя дядьки Пушкина.
Н
    Имя няни поэта.
А
9.Персонаж одной из сказок А.С.Пушкина. Имя его вы найдёте в названии сказки. Б

После окончания путешествия подводятся итоги, подсчитывается, сколько талантов набрала каждая команда. Награждение.

Использованная литература

    К.П.Алликметс, А.А.Метса. Поговорим, поспорим. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. – 320с.

    Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003. – 301с.

    В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001. – 120с.

    И.Г.Сухин. 800 загадок, 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996. – 176с.

    Я.Л.Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты. М.: Просвещение, 1990. – 144с.

    И.В.Шустина. Кроссворды для школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. – 128с.

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Викторина по литературе с ответами для школьников

1. Кто была первая женщина-писатель, получившая Нобелевскую премию? (Сельма Лагерлеф, в 1909 году)

2. Что означает название книги новелл Джованни Боккаччо «Декамерон»? (По-гречески — «Десятидневник»)

3. Литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса? (Марк Твен, годы жизни — 1835-1910)

4. Кто из английских писателей умер на острове в Тихом океане в 1849 году? (Роберт Льюис Стивенсон, 1850-1894 гг.)

5. Имена детективов, наиболее часто встречающихся в романах Агаты Кристи? (Эркюлъ Пуаро, мисс Марпл, Томми и Тапенс, Паркер Пейн)

6. Какие два великих писателя семнадцатого века умерли в один и тот же год и день? (Уильям Шекспир и Мигель Сервантес де Сааведра умерли 25 апреля 1616 года)

7. Литературный псевдоним какого знаменитого писателя совпадает с названием большого европейского города? (Джек Лондон, 1987-1916 гг.)

8. Какие два великих русских писателя девятнадцатого века родились в один и тот же год и день? (Вячеслав Яковлевич Шишков и Иван Сергеевич Шмелев родились 3 октября 1873 года)

9. Настоящее имя французского писателя Стендаля? (Анри-Мари Бейль, 1783—1842 гг.)

10. Как звали женщину, которую Шерлок Холмс называл не иначе как «эта женщина»? (Ирен Адлер)

11. Каким эпиграфом начинается повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина? («Береги честь смолоду»)

12. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Саавердры)

14. Что такое «белый стих»? (Нерифмованный стих; часто в драме — пятистопный ямб)

15. Как звали даму сердца Дон Кихота? (Дулъсинея Тобосская)

16. В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? (Капулетти)

17. От имени какого писателя произошел термин «садизм»? (Маркиз де Сад, Донасъен Альфонс Франсуа, 1740-1814 гг.)

18. Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла? («Алиса в Зазеркалье»)

19. Вокруг какой книги разворачивается действие романа «Имя Розы»? (Вокруг книги «Аристотель»)

20. Кем создан персонаж отец Браун? (Гилбертом Честертоном, 1874—1936 гг.)

21. Какие книги можно назвать проверенными временем крупнейшими бестселлерами? (Библия; Чарльз М. Селдон «По Его стопам» (1897 год); Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936 год); Дейл Карнеги «Как завоевывать людей и влиять на них» (1937 год))

22. За какое произведение Иван Алексеевич Бунин получил Нобелевскую премию? («Господин из Сан-Франциско» (1933 год))

23. Габриель Гарсиа Маркес написал роман «Сто лет одиночества». В 1982 году он получил Нобелевскую премию. Из какой страны этот автор? (Из Колумбии)

26. Кому Гамлет говорит следующую фразу: «Нет в Датском королевстве подлеца, который не был бы отпетым плутом»? (Горацио)

27. Три карты, обладающие магическим действием в «Пиковой даме»? (Тройка, семерка, туз)

28. Поэма какого поэта легла в основу оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко»? (Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы»)

30. Кто послужил прототипом главной героини романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина»? (Мария Александровна Гартунг — дочь Александра Сергеевича Пушкина)

31. «Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним». Из какой пьесы эта цитата? (Из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира)

32. Как звали русского писателя, который написал пьесу «Чайка»? (Антон Павлович Чехов, годы жизни — 1860-1904)

33. Кто создал образ комиссара Мегрэ? (Жорж Сименон, годы жизни — 1903—1989)

34. Когда празднуется Международный день детской книги. Чей это день рождения? (2 апреля, день рождения Ханса Кристиана Андерсена, годы жизни — 1805— 1875)

35. Какой роман русского писателя совпадает по названию с известным музыкальным произведением? («Крейцерова соната» Льва Николаевича Толстого)

36. Кого звали «Лебедем Эйвона»? (Уильяма Шекспира)

37. Какие произведения Александра Сергеевича Пушкина объединены под названием «Маленькие трагедии»? («Скупой рыцарь», «Пир по время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери»)

38. Название «Таинственного острова» у Жюля Верна? (Остров Линкольна)

39. Название «Острова сокровищ» у Льюиса Стивенсона? (Остров Пинос, Куба)

40. Известнейшая фигура в мировой литературе — «Рыцарь Печального Образа». Кто это? (Дон Кихот Ламанчский)

41. Аврора Дюпен была известнейшей французской писательницей, дружила с Фридериком Шопеном. Под каким псевдонимом она писала? (Жорж Санд, годы жизни — 1804-1876)

42. При каком царе в России началось книгопечатание? (При Иване IV по прозвищу Грозный)

43. Герой романа — юноша, который сохраняет свою молодость, тогда как его портрет стареет. Как называется это произведение? («Портрет Дориана Грея», автор — Оскар Уайльд, годы жизни — 1854—1900)

44. Под каким общим заглавием объединены основные романы Оноре де Бальзака? («Человеческая комедия» — этот цикл объединял сорок томов)

45. Кто из испанских поэтов был убит в годы гражданской войны в Испании? (Федерико Гарсиа Лорка, годы жизни — 1898—1936)

46. О каком русском писателе повествует роман Юрия Николаевича Тыньянова «Смерть Вазир-Мухтара»? (Об Александре Сергеевиче Грибоедове)

47. Кому Александр Блок посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? (Своей жене — Любови Дмитриевне Менделеевой)

48. Десять дней десять молодых людей рассказывают друг другу различные истории. Что это за произведение? («Декамерон» Джовании Боккаччо)

49. Когда была напечатана первая книга в России? Как она называлась? (В 1564 году, «Апостол»)

50. Кто создал образ Джеймса Бонда? («Агент 007» Иэн Ланкастер Флеминг, годы жизни — 1908-1964)

51. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго? (Квазимодо)

52. Кто из английских писателей создал образ «Питера Пэна»? (Джеймс Мэтью Барри, годы жизни — 1860-1937)

53. В какое время происходит действие романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»? (Борьба между Севером и рабовладельческим Югом в США превратилась в гражданскую войну — 1861—1865 годы)

54. Как зовут трех великих древнегреческих трагиков? (Эсхил, Софокл, Эврипид)

55. Как называется первый роман Жюля Верна, принесший ему известность? («Пять недель на воздушном шаре»)

56. Какая из книг Нового Завета предсказывает гибель мира? («Откровение Иоанна Богослова: Апокалипсис»)

57. Сколько всего комедий написал Лопе де Бега? (Полторы тысячи комедий)

58. После выхода в свет какого романа Жюля Верна французское Географическое общество выступило с инициативой принять единую систему измерения времени? («Вокруг света за восемьдесят дней»)

59. По какому произведению Виктора Гюго поставлена опера Джузеппе Верди «Риголетто»? («Король забавляется»)

60. Кто назвал комедию Алигьери Данте «Божественной»? (Джованни Боккаччо)

61. Какой английский писатель считается родоначальником периодической печати? (Даниэль Дефо)

62. Как называется повесть Джерома Клапки Джерома — продолжение книги «Трое в лодке, не считая собаки»? («Трое на велосипедах»)

63. Назовите историческую поэму Сергея Александровича Есенина? («Пугачев»)

64. Как звали героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры»? (Ольга, Маша и Ирина Прозоровы)

65. Какие повести вошли в трилогию Аркадия Петровича Гайдара? («Тимур и его команда», «Комендант Снежной крепости», «Клятва Тимура»)

66. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса? (Конан Дойл был врачом)

67. От чего умер писатель Эмиль Золя? (От печного угара)

68. Деятельность какого выдающегося норвежского драматурга послужила началом Международного движения в защиту прав женщин? Как называется это движение? (Генрих Ибсен, «ибсенизм»)

69. Какой русский писатель является родоначальником сентиментализма в русской литературе? (Николай Михайлович Карамзин, годы жизни — 1766—1826)

70. Имя бельгийского писателя, который создал книгу «Легенда об Улешпигеле и Ламме Гудзаке»? (Шарль де Костер, годы жизни —1827—1879)

72. Кем был по профессии Франсуа Рабле? (Врач)

73. Кем был по профессии Эрих Мария Ремарк? (Учитель)

74. Кем был по профессии Томас Майн Рид? (Журналист)

75. Кем был по профессии Эдмон Ростан? (Юрист)

76. Кем был по профессии Джонатан Свифт? (Священник)

77. Кем был по профессии Антуан де Сент-Экзюпери? (Военный летчик)

78. Кем был по профессии Савиньен Сирано де Бержерак? (Военный)

79. Кем был по профессии Жорж Сименон? (Журналист)

80. Кем был по профессии Вальтер Скотт? (Адвокат)

81. Кем был по профессии Абэ Кобо? (Медик)

82. Кем был по профессии Айзек Азимов? (Ученый- биохимик)

83. Кем был по профессии Луи Арагон? (Медик)

84. Кем был по профессии Оноре де Бальзак? (Юрист)

85. Рукопись «Рубайат» Омара Хайяма трагически погибла в 1912 году во время крупнейшей катастрофы этого года. Что же с ней произошло? (Рукопись утонула вместе с кораблем «Титаник»)

86. О какой героине написал Александр Сергеевич Пушкин такие строки:

«Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она»?

(О Татьяне Лариной)

87. Французский поэт и драматург Эдмон Ростан написал замечательную пьесу в стихах «Сирано де Бержерак». Прототипом главного героя постужил для Ростана реально живший в семнадцатом веке французский писатель, философ, эссеист, ученый и воин по имени Сирано де Бержерак. Однако Ростан в своей пьесе придумал такую деталь внешности своего героя, которой у реального человека не было. Что это за отличительная деталь? (Очень длинный нос)

88. Русский поэт Александр Александрович Блок писал:

«В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву...»

Что Блок подразумевал под «электрическим сном наяву»? (Кинематограф)

89. В девятнадцатом веке жил на острове Самоа, расположенном в Тихом океане, человек, которого местные жители называли Туситала Стевони. «Туситала» на местном наречии значит «слагатель историй». А что это за странное слово «Стевони»? (Это искаженная английская фамилия Стивенсон)

90. В романе югославского писателя Милорада Павича «Хазарский словарь» один из героев, сатана, воплотившийся на земле, говорит, что все жители этой области Румынии рождаются поэтами, живут ворами, а умирают... Кем? (Вампирами)

91. В восьмидесятых годах двадцатого столетия преподаватели итальянских университетов заметили, что резко возросло число студентов, записывающихся на специализацию по истории средних веков. Опрос показал, что причиной этому явилась книга. Какая? («Имя розы» Умберто Эко)

92. Как известно, грибоедовская комедия «Горе от ума» стала богатейшим источником поговорок и пословиц. Чтобы превзойти эту пьесу по количеству афоризмов, потребовалась дилогия. Какая? («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», авторы — Илья Ильф и Евгений Петров)

93. В романе Умберто Эко «Имя розы», посвященном жизни средневекового монастыря, говорится о мучительной «монашьей судороге». Поражает она не всех монахов, а только тех, кто работает в библиотеке. Какую часть их тела сводила судорога? (Пальцы руки, которой они переписывали книги)

94. Назовите самого многословного героя Уильяма Шекспира? (Гамлет)

95. За какую книгу Джеймсу Клавелю был выплачен самый высокий гонорар — пять миллионов долларов? («Ураган»)

96. В каком музее находится самая древняя из известных нам библий, написанная на греческом языке? (В Ватиканском музее, Италия)

97. Сюжет какого романа Александр Дюма нашел в «Записках из архива парижской полиции»? («Граф Монте-Кристо»)

98. Александр Дюма совершил, как писали его современники, «одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делал». Что же он совершил? (Приказал построить замок Монте-Кристо, который сохранился по сей день)

99. В каком городе Франции есть улицы графа Монте-Кристо, аббата Фариа и Эдмона Дантеса? (В Марселе, где разворачивались события романа «Граф Монте-Кристо»)

100. По воле рока династия Романовых на российском престоле началась из Ипатьевского монастыря (город Кострома, в 1613 году) и кончилась в Ипатьевском доме (город Екатеринбург, в 1918 году). Об этом написано в книге российского писателя Евгения Бирюкова. Как называется эта книга? («Ипатьевский дом». Екатеринбуг. Издательство «СВ-96», 2003 год)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook