Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся? священник дмитрий моисеев говорит о вере и богатстве. Моисеев Д., свящ

Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями.

К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян., 10, 9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян., 15, 24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский (память 6 февраля ст.ст.) пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми—не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился.

Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего — самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное.

Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2)?", пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо… если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, №3(14), 1997, стр. 81-82).

Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует. Поэтому "дискриминация" собак православными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет, хотя с точки зрения здравого смысла держать собаку в квартире не всегда оправданно. Но это уже вопрос целесообразности, а отнюдь не церковной дисциплины.

И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь.


Страница сгенерирована за 0.01 секунд!

Родился 24 октября 1970 г. в г. Челябинске. Отец - Моисеев Александр Павлович - журналист, писатель, краевед; в советские годы - ответственный секретарь газеты «Вечерний Челябинск»; позже - редактор издательств «Рифей» и «Абрис»; стоял у истоков возрождения Всероссийского общества краеведов. Мать - Моисеева Татьяна Анатольевна - библиотекарь, воспитатель в детском клубе.

Окончил биофак Уральского государственного университета (г. Екатеринбург) в 1992 г., а в 1995 г. его аспирантуру по специальности биология. Защитил кандидатскую диссертацию в 2001 г.

В 1989-1991 гг. участвовал в предпроектном обосновании и организации национальных парков «Таганай» и «Зюраткуль», в 1991-1992 годах - ландшафтно-исторического заповедника «Аркаим» (Челябинская область).

С 1992 г. по 1999 г.- сотрудник Челябинского государственного университета, в середине 1990-ых - Областного краеведческого музея (г. Екатеринбург) (принимал участие в создании Музея садоводства Урала), в 2000 г. - сотрудник Ботанического сада Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург).

В 1998-1999 годах принимал участие в создании факультета экологии Челябинского государственного университета и Ботанического сада при Челябинском государственном университете.

Светская профессия - ученый-биолог; исследователь степной и высокогорной растительности Урала; участник международных проектов по изучению высокогорной растительности GLORIA и INTAS (в т.ч. публикации в соавторстве статей в Sсience (20.04.2012) и Nature Climate Change 2, 111-115 (2012)).

Духовное образование получил в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте, миссионерский факультет которого окончил в 1999 г.

Венчался с Боковой Дарьей Борисовной 31 января 2001 г. в храме Рождества Христова на Уралмаше.

С 2002 года - преподаватель Миссионерских курсов, Высших миссионерских курсов (проректор по научной части которых был в 2009-2010 гг.). В 2009-2011 принимал участие в создании Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре (г. Екатеринбург).

До декабря 2013 г. - руководитель Центра защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии (создан в 2002 г).

Член Рабочей группы Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Координационного Центра по защите жизни и семейных ценностей при Синодальном отделе церковной благотворительности и социального служения Русской Православной Церкви.

Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) - победитель во Всероссийском конкурсе педагогики воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2012 г.) (в номинации «Лучшее педагогическое исследование года»). Имеет грамоты от Министерства образования и науки Российской Федерации, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Разработчик новой учебной дисциплины «Нравственные основы семейной жизни» и нового научного направления - «Семейная антропология». Создал совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) программу и учебно-методические комплексы для 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы. Комплекс включает в себя 7 печатных изданий и 5 мультимедийных дисков, среди которых - первые в России школьные учебники по семейному курсу. Учебные пособия в 2012 году получили гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

В соавторстве с монахиней Ниной (Крыгиной), Т.А. Полетаевой и протоиереем Алексеем Куренковым создатель программ и учебно-методических комплексов по предмету «Основы православной культуры» для учащихся и учителей 10-ых и 11-ых классов общеобразовательных школ (2 печатных издания и 2 мультимедийных диска). Учебное пособие для 10 класса в 2012 году получил гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

С весны 2009 г. член Межрегиональной группы по созданию программ и учебно-методических комплексов по предметам «Основы православной культуры. 1-11 классы», «Культура России. 1-11 классы», «Нравственные основы семейной жизни.10-11 классы». С осени 2013 г. - член Межрегиональной сетевой лаборатории образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в области духовно-нравственного развития и воспитания при Институте психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва).

До декабря 2013 г. - окормляющий священник храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови, матери их Софии при 14 городской больнице г. Екатеринбурга, духовник Общества православных педагогов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, преподаватель кафедры теологии Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре (г. Екатеринбург), член редколлегии журнала «Просветитель», духовник Молодежного клуба при храме Рождества Христова на Уралмаше, окормляющий священник Воскресной школы при храме Рождества Христова на Уралмаше, негосударственного общеобразовательного учебного заведения школы «Источник», коллектива Академического Уральского народного хора. Организатор 11 многодневных паломнических путешествий по России и другим православным странам. Соавтор на православном радио «Воскресение» циклов передач «Православие и творчество», «Вершины русской культуры». До декабря 2013 г. - священник храма Рождества Христова на Уралмаше - Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви. С января 2014 г. - священник храма Иверской иконы Божией Матери - Алатырская епархия Русской Православной Церкви.

Книга «Сказочный остров», написанная в соавторстве с отцом - Моисеевым А.П. и дядей - Моисеевым В.П. отмечена Южно-Уральской литературной Премией 2013 года в номинации «Литературное краеведение и публицистика».

Слова Иисуса Христа о том, что “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие”, звучат как приговор, который вынесен и обжалованию не подлежит. Казалось бы, о чём тут ещё говорить? И, тем не менее, не всё так просто.

Священник Дмитрий МОИСЕЕВ родился в 1973 году в Калуге. Выпускник Московского Государственного технического университета имени Баумана по специальности инженер-технолог материалов и компонентов твердотельной электроники. Пришёл к вере в начале 90-х годов. В 1999 году закончил Калужскую духовную семинарию, а затем заочно Московскую духовную академию. Сейчас является настоятелем Обнинского храма святых равноапостольных князей Владимира и Ольги. Преподаёт догматическое богословие в Калужской духовной семинарии.

В житиях многих святых мы читаем о том, что они родились знатными и богатыми. Да и в популярной церковной книжечке о подготовке к исповеди ничего не говорится о таком смертном (или не смертном?) грехе как богатство. А в Евангелии, когда Христос берёт для Своих притч примеры из жизни торгующих, Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в притче о талантах господин говорит рабу, зарывшему свой талант в землю: “Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я пришед получил бы моё с прибылью”. Как же всё это понимать?

До пришествия Иисуса Христа на землю у иудейского народа богатство не только не считалось пороком, но, наоборот, было как бы прямым свидетельством Божьего благословения человеку. Если можно так выразиться, достаток воспринимался как справка с гербовой печатью – “У Бога в милости!” Точно так же как многочадие. Люди состоятельные и многодетные считались праведниками. Те же, кому Господь не дал ни обильного потомства, ни достатка, сразу вызывали подозрение, что они – грешники, наказанные за свои грехи. Почему? Да потому, что, заключая Ветхий Завет с израильским народом, Господь обещал ему за соблюдение заповедей изобилие и процветание.

Кстати, у современных протестантов такое же ветхозаветное отношение к богатству. Они тоже считают видимое материальное благополучие свидетельством Божьей любви к человеку. И зачастую их проповедь строится по принципу: я был бедным, больным и несчастным, затем уверовал, и Иисус дал мне деньги, здоровье и счастье!

Именно поэтому воспитанные в таких представлениях о богатстве ученики Христовы, как повествует Новый Завет, “весьма изумились”, услышав о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное. Их замешательство понятно: кто же тогда вообще может спастись, если даже богатым это так трудно?! Иисус же ответил: “Человекам это невозможно, Богу же всё возможно”. Но это уже переход с совсем иную плоскость. А как же всё-таки быть с богатством? Погибель оно для человека или Божье благословение?

Разумеется, спасение человека зависит не от богатства. А от пристрастия к нему. От неутолимой жажды иметь как можно больше денег, вещей, домов, автомобилей, драгоценностей. От той жажды, которая постепенно начинает главенствовать в человеке, заслоняя ему всё в этой жизни – вплоть до родных и близких. Один успешный предприниматель рассказывал очень поучительную историю о том, как он строил свой дом. Он задумал в нём подземный гараж, русскую и финскую бани, бассейн, спортзал, три жилых этажа... Он старался продумать всё до мельчайших подробностей для максимального удобства своей семьи. Но, пока возводились стены, семья распалась. Жена ушла, дети стали чужими. И дом оказался никому не нужен. Теперь он его продаёт. О чём это говорит? О том, что сначала надо выстроить что-то в своей душе и в душах своих близких, а стены и всё остальное приложится. А неправильная иерархия ценностей всегда разрушительна. “Без Меня не можете творить ничего”, – сказал Господь. Без Бога от любого человеческого предприятия рано или поздно не останется камня на камне. Разрушение неизбежно произойдёт – либо видимо, материально, либо в душе человеческой, что не менее, а даже более страшно. Не случайно часто успеху в бизнесе сопутствует опустошение души, утрата смысла жизни, отчаяние.

Но неумеренным пристрастием к имуществу может страдать и бедняк, и даже нищий. Страсти, как писал Авва Дорофей, живут в человеке независимо от внешних обстоятельств. Всё дело во внутреннем духовном мире. Можно раздать имение, поступить в монастырь и иметь такое пристрастие к своей единственной последней рубахе или какой-нибудь незначительной вещице, так привязаться к ней сердцем, как и богатый не привяжется к своему богатству.

Бедность сама по себе вовсе не является пропуском в Царство Небесное. Свою бедность можно воспринимать со смирением, а можно озлобиться на весь мир и радоваться, когда у соседа корова сдохнет. Такая бедность не имеет ничего общего с христианством. Бывает, что бедные сами виноваты в своей бедности: слишком они расслабленные, слишком безответственные, слишком ленивые. Они не используют всех возможностей для изменения своего состояния. И это тоже грех. Апостол Павел говорит: кто не работает, тот да не ест. Дореволюционный опыт России показывает, кто по-настоящему всегда нуждался в помощи – чаще всего, это были вдовы, оставшиеся без кормильцев с большим количеством детей. Вот они, действительно, не могли сами заработать. А не здоровый мужик, который лежит на диване и не хочет пальцем пошевелить – одна работа для него слишком грязная, за другую мало платят…

Всё дело во внутреннем состоянии человека. Новый Завет выводит отношения человека и Бога на совершенно иной уровень. Он даёт человеку небывалую свободу, призывая взамен к совершенству. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!” Но почему именно богатых, а не бедных, предупреждает Сын Человеческий о трудностях? Дело в том, что богатство является для повреждённой грехопадением человеческой природы огромным соблазном, против которого редко кто может устоять. Ведь деньги кроме удобства и комфорта дают человеку уважение, знатность, славу, власть над другими людьми и многое другое, – всё, что тешит гордыню. А гордыня, из-за которой светлый Ангел Денница отпал от Бога и стал диаволом, это тонкий яд, проникающий в душу и отравляющий её.

Так что, всё дело не в богатстве и бедности, а в нас самих. Каковы наши ценности в жизни? Боремся ли мы со своими страстями, выдёргиваем ли эти сорняки, или наоборот поливаем и удобряем их так, что они расцветают пышным цветом, и за ними мы уже не видим солнца. Христос сказал: ищите прежде Царствия Божьего, а остальное всё приложится вам. Важно только понять, что слова Господа не аллегория, и исполняются буквально.

Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для широкого круга современной молодёжи. Он носит светский характер. Выбор старшего звена школы для преподавания нового семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни,создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.

Особенностью учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является то, что в нём аккумулированы знания по семье из разных научных областей: культурологи, психологии, социологии, медицине и теологии.

В настоящее время учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» проходит апробацию на экспериментальных площадках страны. А именно: в Екатеринбурге и Свердловской области; в Калуге и Калужской области; в Калининграде и Калининградской области; в Костроме и Костромской области; в Курганской, Оренбургской и Челябинской областях; в Санкт-Петербурге и др.

Награды:

На I Международном фестивале социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ», проходившем в 2010 году в г. Москве, проект - учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» стал лауреатом номинации «Образовательные программы».Вручен диплом Международного фестиваля.

В 2012 году учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» стал победителем Всероссийского конкурсав области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Его авторы на ХХI Международных Рождественских образовательных чтениях были награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца.

Иерей Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, священник храма Рождества г. Екатеринбурга. В 2002 году в Екатеринбургской епархии был создан Центр защиты материнства «Колыбель», духовником которогоон стал. Понимая, что семейные ценности необходимо воспитывать со школьной скамьи, о. Дмитрий начал разрабатывать учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», предназначенный для старшеклассников средних общеобразовательных школ.

В 2005 году к этой работе Владыка Викентий благословил подключиться монахине Нине (Крыгиной) (в миру - Надежде Николаевне Крыгиной), которая ушла в монастырь с должности профессора кафедры психологии Магнитогорского государственного университета. В течение 18 лет своей профессиональной деятельности в вузе она вела авторский спецкурс по «Психологии семейной жизни» для студентов дневного и заочного отделений. Кроме того, имела опыт преподавания «Этики и психологии семейной жизни» в старших классах средних общеобразовательных школ. Кандидатская диссертация по теме воспитания семейных ценностей была защищена ею в 1993 году в г. Москве в Институте психологии развития личности РАО в диссертационном совете академика В.С. Мухиной, у которой она училась со студенческих лет.

Объединив усилия, о. Дмитрий и монахиня Нина разработали уникальный учебный курс для молодых людей «Нравственные основы семейной жизни» и написали первые в Россииучебные пособия для старшеклассников по семейной жизни. (Учителя,преподававшиев 80-х годах ХХ в. предмет«Этика и психология семейной жизни»,помнят, что по тому учебному курсу учебников для старшеклассников разработаноне было.В распоряжение учителя предлагались только Книга для учителя и Хрестоматия).

В УМК«Нравственные основы семейной жизни» входят:

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

2 учебных пособия для старшеклассников (по одному для 10 и 11 класса);

2 Методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

2 Хрестоматии для учителя (по одной для 10 и 11 класса);

Мультимедийное сопровождение учебного курса для 10 и 11 классов.

Логика изложения материалов курса «Нравственные основы семейной жизни»была выстроена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. В психологии установлено, что в этом возрасте идет активное формирование мировоззрения. У старшеклассников перестраивается отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Молодой человек задает себе вопрос: «Кто я?», «Что собой представляютдругие люди и окружающий мир?», «Кто я в этом мире?», «В чем смысл жизни?». В этой логике и разрабатывался данный учебный курс и все его содержание.

Начинается данный учебный курс в 10 классе с постановки проблемы - «Что такое счастье и как его достичь?».Вопрос о достижения счастья актуален для людей всех возрастов, но особенно остро он встаёт у молодёжи перед выходом во взрослую жизнь. К ответу на этот вопрос старшеклассники вернуться ещё раз на последнем уроке в 11 классе,подводя итог всему изученномув течение 2-х лет по курсу «Нравственным основам семейной жизни».

Введение Что такое счастье и как его достичь?

Раздел I.ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава I.Кто я?

Тема 1.2.Понятие личности

Тема 1.3.Тайна возраста

Тема 1.4.Тайна пола

Глава II. Я и Другие

Тема 2.1. Быть или казаться

Тема 2.2. Стыд и совесть

Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека

Тема 2.4. Мужественность

Тема 2.5. Женственность

Раздел II.ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава III. Добрачные отношения

Тема 3.1. Любовь и влюблённость

Тема 3.2. Испытание чувств

Тема 3.3. Предбрачный период

Тема 3.4. Союз двух родов

Глава IV. Свадьба. Началосовместной жизни

Тема 4.1. Самый важный день

Тема 4.2. Первый год совместнойжизни

Глава V. Молодые родители

Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка

Тема 5.2. Чудо жизни

Тема 5.3. «Не убий»

Тема 5.4. Молодая семьяс новорожденным

Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава 1. Особенности зрелой семьи

Тема 1.1. Родители и дети. Значениедетей в жизни семьи

Тема 1.2. Уроки семейного взросления

Тема 1.3. Семейные конфликты

Тема 1.4. Супружеское многолетие

РАЗДЕЛ II. Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

Глава 2. Семья — основа всякого общества

Тема 2.1. Типы и функции семьи

Тема 2.2. Значение семьи для общества

Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии

Тема 2.4. История семейной политики в России

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья

Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага

Тема 3.3. Положение детей в семье

Тема 3.4. Старшие члены семьи

Глава 4. Семейное воспитание

Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа

Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье

Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье

Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье

Тема 4.5. Половое воспитание в семье

РАЗДЕЛ III.ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

Глава 5. Религиозные основы семьи

Тема 5.1. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

Тема 5.2. Семья в религиозной традиции

Тема 5.3. Святые семейства. Святые покровители семьи

Глава 6. Семья в моей жизни

Тема 6.1. Радость семейной жизни

Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность?

Важным моментом в создании УМК «Нравственные основы семейной жизни» является то, что экспертами этих методических разработок выступают такие известные ученые и постоянные члены Экспертного федерального совета, как

  • Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, доктор психологических наук.
  • Филиппов Борис Алексеевич, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук.

Оба рецензента дали положительные оценки и отметили, что учебные пособия по данному курсу могут принести пользу не только старшеклассникам, но и взрослым людям.

Обращаем ваше внимание на то, что данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. Но для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточнодостичь только интеллектуального восприятия предложенного материала. Педагогу необходимо сформировать у учащихся определенный душевный настрой, способствовать тому, чтобы их сердца отозвались и души раскрылись к восприятию жизненно важных ценностей. Поэтому в помощь учителю авторы разработали большое количество аудио и видео материалов. Так, например, только по 10 классу разработано 76 аудио- и видеоматериалов. Преимущественное большинство из них предназначено для демонстрации на уроке. Другие (к ним относятся, прежде всего, аудиоматериалы) призваны оказать существенную помощь приподготовке учителя к урокам по данному курсу.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook