Положение о школьном музее. Примерное положение о музее образовательного учреждения Положение о школьном музее полезных ископаемых

Положение
о школьном музее

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО

1.Общие положения:

1.1. Школьный музей является структурным подразделением муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО, созданным для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим Положением.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций - памятников истории и культуры, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.4. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.5. Руководство музеем осуществляется одним из назначенных руководителем школы педагогов с участием общественности.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются её задачами.

2.Основные понятия:

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретными профильными направлениями:

- «Боевой путь 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова»;

Педагоги СОШ №1 - участники Великой Отечественной войны

Директора СОШ №1 - Н.Д. Щукин и Т.С. Чигинёва

Земляки и пущинцы - участники Великой Отечественной войны

Оружие и обмундирование времён Великой Отечественной войны

Народный быт нашего края

История образования в г.Пущино.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Экспонат - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.4. Комплектование музейного фонда - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

2.7. Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.8. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

  1. Цели и задачи:

3.1. Основной целью музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи музея:

Развитие интереса к истории родного края через краеведческую деятельность;

Организация досуга школьников;

Организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

Выявление, собирание, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

Внедрение модульной организации дополнительного образования;

Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

Организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением микрорайона;

Формирование детского актива, создание органов самоуправления - совета музея.

  1. Содержание и формы работы:

4.1.Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами:

Закон РФ "Об образовании" от 08.08.2004 г.

Письмо Министерства образования (Федерального Агентства) России № 28-51-181/16 от 12.03.2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений".

Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре". Постановление ВСРФ №3612-1 от 9.11.1992 г.

4.2.1. Основные направления деятельности музея:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

Использование музейных предметов.

4.2.2. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы;

Организация конкурсов, выставок, смотров, тематических классных часов, уроков мужества, вечеров, дискуссий и др.

4.3. Актив музея организует встречи с жителями микрорайона, города, ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, другими интересными людьми.

4.4. Школьный музей принимает участие в традиционных областных, городских, региональных краеведческих чтениях школьников, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах, представляя на них результаты исследований по тематике музея.

4.5. Совет музея:

Изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей музею тематики;

Систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска в экскурсиях, встречах, туристических походах;

Ведет строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, выставки;

Проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся;

Устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями боевого пути 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с другими музеями города и области;

  1. Организация деятельности музея:

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей и боевым путём 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с историей и культурой городского округа, города, области.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

Руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива школы;

Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

Экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

Положения музея, утверждённого руководителем образовательного учреждения.

Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры. Школьный музей имеет историко-краеведческий профиль.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с городским управлением образования и оформляется приказом директора образовательного учреждения.

6.Функции музея.

  1. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.
  2. Развитие детского самоуправления
  3. Документирование истории, культуры школы, ее развития путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов.
  1. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-воспитательным фондам.

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель школы.

Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного, холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в местный краеведческий музей или государственный архив.

  1. Руководство деятельностью музея.

Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
- Текущую работу музея осуществляет совет музея.

В целях оказания помощи музею может быть организован попечительный совет.

  1. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска

Положение о музее МБОУ СОШ №22.

    Общие положения.

    1. Музей МБОУ СОШ №22 – структурное подразделение школы, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

      Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим положением.

      Музей организован в целях:

Гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;

Формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

Развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;

Развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

Активного освоения обучающимися историко-культурной среды.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами школы.

    Основные понятия.

    1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом деятельности, областью науки или искусства, задачами ОУ.

      Профиль музея МБОУ СОШ №22 историко-краеведческий и этнографический.

      Комплектование музейных фондов – проведение комплекса мероприятий по выявлению и сбору предметов музейного значения, их учету и научному описанию.

      Предмет музейного значения – движимый памятник истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

      Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

      Экспозиция – выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

      Выставка – экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

      Книга поступлений (инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

    Организация музея.

    1. Организация музея в МБОУ СОШ№22 происходит по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы.

      Организация музея является результатом поисковой и исследовательской деятельности.

      Музей был создан в 2004 году на основании приказа директора школы.

      Обязательным условием для открытия музея являются:

Наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (на октябрь 2013г – 599 экспонатов);

Наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций (музей располагается в двух помещениях площадью 37 кв.м. и 32 кв.м, имеет 3 экспозиции: «История школы - часть истории Отечества», «Героические страницы родной Смоленской земли», «Русская старина» - этнография родного края;

Наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, выпускников школы.

Актив музея:

    Зуева В.Н. – зам. директора по ВР.

    Лескова А.В. – учитель истории, руководитель историко-краеведческого направления музея.

    Пакяльтене Л.И. – учитель изо, руководитель этнографического направления музея.

    Шорникова Л.М. – выпускница школы.

    Столярова Е.Г. – учитель мхк.

    Иванова Л.В. – учитель информатики.

7. Обучающиеся.

Наличие программы деятельности и развития музея.

    Функции и основные направления деятельности.

    1. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы.

4.2. Основные направления деятельности музея являются:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

    Учет и обеспечение сохранности фондов.

    1. Собранные музейные предметы составляют основной и научно-вспомогательный фонды музея.

      Все поступающие в музей предметы подлежат актированию.

      Все предметы подлежат обязательной записи в книге поступлений.

      Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель.

      Хранение в музее взрывоопасных предметов категорически запрещается.

    1. Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами ОУ.

      Ежегодное и перспективное планирование работы осуществляется как в целом по музею, так и по всем направлениям музейной деятельности.

Выявление, сбор, учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

Изучение музейных предметов;

Поисковая, проектная и исследовательская деятельность обучающихся;

Организация экспозиций.

    Руководство.

    1. Непосредственное руководство музеем осуществляют его руководители – Лескова А.В. и Пакяльтене Л.И.

      Текущую работу музея организует актив музея.

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея МБОУ «СШ №22» г. Смоленска

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Направления деятельности музея:

2. Учебно-исследовательская деятельность.

3. Поисковая работа.

5. Методическая работа.

6. Фондовая работа.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций

и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из

фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Основная часть.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

Формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

Передача жизненного опыта от поколения к поколению;

Активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

1.Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.

Мы используем работу музея в учебной и внеурочной деятельности.

Учебная деятельность:

Так главная задача руководителей музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в перспективном планировании на учебный год предусматривается работа учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Внеурочная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ней и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относятся: беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), проектная деятельность по материалам музея.

2. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов, выпускников школы).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, своей школы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают обучающиеся и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

5. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр («Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны),

6. Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала на бумажном носителе. Существует инвентарная книга, книга учета посетителей, книга отзывов. Планируется оцифровка экспонатов.

7. Руководство работой музея

Работу музея направляет Актив музея. Он

Направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

Организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

Разрабатывает план работы.

Таким образом, программа «Школьный историко - краеведческий музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

Программа развития школьного историко-краеведческого музея.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Материалы музея призваны воспитывать в учащихся чувство гордости, любви к своей школе. Среди экспонатов школьного музея половина относится к направлению истории школы.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается дальнейшее использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача руководителя музея состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразно проведение уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, тружениками тыла, узниками, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно - воспитательном процессе. Координацию деятельности актива осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Сиволина Л.А.

« 17 »_января_20 15 год

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

1. Общие положения

1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев тесно связана с историей родного края.

1.2. Школьный музей создан в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии общественности.

1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учёту и сохранности в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей способствует:

воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

приобщению учащихся к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников родного села.

2.2. Задачами школьного музея являются:

использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3. Содержание и формы работы

3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуются

документами:

Закон Российской Федерации об образовании;

Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992;

нормативные документы о фондах государственных музеев России.

3.2. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в традиционных краеведческих чтениях школьников, районных предметных олимпиадах, конференциях, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

3.3. Совет музея:

изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;

систематически пополняет фонды и библиотеки музея путём активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

ведёт строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

проводит обучение по программе “ Школьный музей».

4. Организация деятельности музея

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:

актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

руководителя педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определённого профиля;

экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей нашей школы имеет историко-краеведческий профиль:

4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

Решение об открытии музея согласовывается с районным отделом образования и оформляется приказом директора школы

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, областной аттестационной музейной комиссией присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся паспорт школьного музея.

4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объёмных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.

4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит областная музейная комиссия.

5. Руководство работой музея

5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор школы и руководитель музея.

5.2. Работа школьного организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог-руководитель музея.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.4. Организационно-методическим центром по работе школьных музеев является Льговский ДДТ Дом.

6. Учёт и обеспечение сохранности фондов

6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной и опечатанной), заверенной печатью школы и отдела образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи...)

6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается.

7. Порядок закрытия музея

7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.

7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным отделом образования, о чём ставится в известность Льговский ДДТ.

7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия при РОО.

7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передаётся в ДДТ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

О деятельности музеев образовательных учреждений


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:

- исторических - 2060;

- военно-исторических - 1390;

- комплексных краеведческих - 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждении успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.

Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.

С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" , а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" .

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.


Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 12, 2003 год

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не-зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

    музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

    музейная экспозиция;

    устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

    документирование природы, истории и культуры родного края;

    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

    организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

    развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

    учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

    учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организо-ван совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook