Что изучают в медицинском колледже сестринское дело. Эволюция понятия «сестринское дело

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить 2 задачи.
  • Определение сестринского дела как и сама деятельность медицинской сестры прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.

    Трудно подобрать какое-то одно определение сестринского дела, раскрывая всю многогранность этого понятия и однозначно толковать в разных странах. Существует множество определений, на каждое из которых влияли различные факторы , включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.

    Существует более ста определений сестринского дела, что свидетельствует об отсутствии определения, исчерпывающего это понятие.

    Первое научное определение сестринского дела дала Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело-это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» . При этом задача заключалась в создании для больного наилучших условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Под «наилучшими условиями» Ф. Найтингейл подразумевала чистоту, свежий воздух, правильное питание. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

    Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Уникальной задачей сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». Сестра проявляет инициативу, она контролирует выполнение этой работы, здесь она хозяйка. Кроме того, она помогает пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом. Она является членом бригады медицинской помощи и помогает другим (так же, как и они ей) планировать и выполнять полную программу действий – будь то улучшение здоровья, поправка после болезни или поддержка умирающего. Сестра - это «ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».



    Комитет Экспертов ВОЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».



    На совещании национальных представителей Международного Совета Медсестер, проходившем в 1987 г. в Новой Зеландии, была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

    Очень лаконичное и при этом содержательное определение сестринскому делу дали участники Всероссийской научно-практической конференции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 г.): «Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».

    При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

    При этом основными целями сестринского дела являются:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио­нальных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения;

    Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена

    Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

    Сестринское дело решает следующие задачи:

    развитие и расширение организационных и управ­ленческих резервов по работе с кадрами;

    Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

    Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    Осуществление консультативной сестринской помощи;

    Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

    Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности - отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь - сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

    »» №1 1995 Наш автор Галина Перьфильева - эксперт ВОЗ, декан первого в России факультета высшего сестринского образования, созданного по ее инициативе 4 года назад в Московской медицинской академии им И.М. Сеченова. В июне этого года состоялась защита дипломов первыми выпускниками факультета ВСО и защита диссертации его деканом. За эту научную работу, итог 10-летнего труда над новой концепцией сестринской службы, автору, минуя кандидатскую, была сразу присвоена степень доктора медицинских наук. "Сестринское дело" сердечно поздравляет доктора Перфильеву и желает ей дальнейших успехов на ее нелегком поприще.

    Дать однозначный ответ нa этот вопрос сегодня также сложно, как и сто лет назад, когда Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.

    Первое определение сестринского дела было дано Флоренс Найтингейл в ее знаменитых "Записках об уходе" (1859 г). Придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию, она характеризовала сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению". Важнейшей задачей сестры, по мнению Найтингейл, было создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие. Найтингейл называла сестринское дело искусством, однако была убеждена в том, что это искусство требует "организации, практической и научной подготовки".

    Впервые выделив в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определила уход за здоровыми как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", уход же за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение". Найтингейл высказывала твердое убеждение в том, что "по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний". Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Первые школы, созданные по ее модели в Европе, а затем и в Америке, были автономными и светскими. Преподавание в них вели сами сестры, особое внимание уделяя формированию специальных сестринских знаний, умений и ценностей. Под профессиональными ценностями понимали уважение к личности пациента, его чести, достоинствам и свободе, проявление внимания, любви и заботы, сохранение конфиденциальности, а также соблюдение профессионального долга. Не случайно девизом первого почетного международного сестринского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.

    Но после смерти Найтингейл в обществе начали развиваться силы, противодействущие ее взглядам и идеалам. Бурное развитие в первой четверти нынешнего столетия в ряде западных стран, в том числе и в США, капиталистических рыночных отношений, не в последнюю очередь сказалось и на системе здравоохранения. Развитие медицины, как прибыльного врачебного бизнеса на Западе, обеспечило условия для быстрого технологического прогресса и создания сложной системы предоставления медицинских услуг. В процессе формирования системы здравоохранения в научно-организационном и в политическом плане врачи и администрация больниц стали рассматривать сестер лишь в качестве источника дешевой рабочей силы, способствовавшего достижению экономических целей.

    Большинство сестринских школ в США и Европе перешли под контроль больниц, теоретическое и практическое обучение в них стали осуществлять врачи и администрация больниц. От сестер требовалось лишь беспрекословное выполнение распоряжений врача, их роль все чаще стала восприниматься как вспомогательная.

    Однако, несмотря на сложившиеся социальные условия, лидеры сестринского дела из числа первых выпускниц школ Флоренс Найтингейл, неуклонно следовали идеалам своей выдающейся наставницы, стремясь к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики. Они активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, и в учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения.

    Сестринская практика стала постепенно трансформироваться в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Интерес к развитию научных исследовании в области сестринского дела был отчасти обусловлен широкими возможностями использования их результатов в созданных после второй мировой войны в ряде западных стран альтернативных поддерживающих службах здравоохранения. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, в которых профессиональные сестры осуществляли наблюдение и обеспечивали всесторонний уход старикам, хронически больным и инвалидам, не нуждавшимся в интенсивных лечебных мероприятиях, т.е. во врачебных вмешательствах. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб сестринской помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения.

    Подавляющее большинство (около восьмидесяти процентов) сестер продолжали работать в больницах. Однако использование современной медицинской аппаратуры и прогрессивных технологий потребовали от сестер нового качества знаний. Не было сомнений в том, что качество сестринской помощи всецело определяется уровнем профессионального образования.

    Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце прошлого века, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Вскоре стали появляться новые теории и модели сестринского дела, а вслед за ними - даже научные школы со своими авторитетами. Так, известный теоретик сестринского дела Вирджиния Хенденсен, определяя взаимоотношения между сестрой и пациентом, отмечала, что "уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний". По мнению другой исследовательницы, Доротеи Орем, "основной целью деятельности сестры должно быть поддержка умения пациента заботиться о себе".

    В профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, такие как "сестринский процесс", "сестринский диагноз" и др. Им отводилось место и в новых формулировках сестринского дела. К примеру, в 1980 году Американская ассоциация сестер определила задачу сестры как "умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь". Уточним, что сестринский диагноз отличается от врачебного тем, что определяет не болезнь, а ответную реакцию пациента в связи с болезнью. Развивающиеся сестринские знания требовали дальнейшего обсуждения, проверки, применения и распространения.

    В 1952 году в свет вышел первый международный научный журнал по сестринскому делу - "Нерсинг Рисерч". В настоящее время только в Америке выходит около двухсот профессиональных сестринских журналов. К 1960 году стали появляться и программы докторантур в области сестринского дела, К концу семидесятых годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в Соединенных Штатах 2000. В 1973 году в Америке была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Конгресс США принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального Института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.

    Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

    Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей решительностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая порой в качестве не только медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившем в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: "Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психо-социальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность".

    Хочется верить в то, что и у наших российских сестер пробуждается чувство профессионального самосознания, что мы становимся равноправными участниками преобразований национальной системы здравоохранения и членами международного сестринского сообщества. Будущее сестринского дела в России в наших с вами руках, оно зависит от каждого из нас, от каждого сестринского коллектива. И пусть во всех наших начинаниях добрым и мудрым помощником и советчиком станет новый профессиональный журнал "Сестринское дело"


    На определение сестринского дела оказывают влияны различные факторы. Это, прежде всего, экономическое социальное и географическое положение страны, суще ствуклцая система здравоохранения и уровень ее развития структура сестринского персонала с четко определенным! функциональными обязанностями, отношение медицински го персонала и общества к сестринскому делу, наконец, эп личное мировоззрение человека, дающего определение сеет ринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, будут отличаться друг от друга.
    Участники Всероссийской научно-практической конфе ренции по теориям сестринского дела (Галицино, 1992 п дали следующее определение этой науке: «Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, наука и иску ство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».
    Комитет Экспертов ЮЗ еще в 60-е годы определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».
    Считается классическим определение, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон в 1961 году, получившее позже международное признание: «Оказание помощи человеку больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной

    смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями н волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость».
    Другое определение дали американские медицинские сестры в 1984 году: «Медицинская сестра - человек, который питает, лелеет и защищает; подготовлен для заботы о слабом».
    Но первое определение сестринского дела дала легендарная Флоренс Найтингейл в известных «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача сестры в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний», а кроме этого «организации, практической и научной подготовки».
    В чем же отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Лечебное дело, все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у конкретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней.
    Но болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором он работает или учится, ряд вопросов и проблем. Например, врачи спасли жизнь пострадавшему после тяжелой черепномозговой травмы, но не смогли из- за тяжести травмы и повреждения зрительных нервов сохранить пациенту зрение. У пациента и его семьи возникло множество проблем, которые они не в состоянии решить без помощи медицинской и социальной служб, без помощи общества. В этом случае важную часть проблем пациента поможет решить именно медицинская сестра.

    Следовательно, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей н общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье.
    Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чек простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной и расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, ни по возрасту или полу.
    На совещании национальных представителей Международного Совета сестер (Новая Зеландия, 1987 г.) была дана следующая формулировка сестринского дела: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так н в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность».
    Чтобы соответствовать современным требованиям, медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать комплексную индивидуальную программу ухода за паци
    ентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи. В своей работе медицинская сестра исходит из принципа, что медицинская помощь - это право каждого человека, а не привилегия.
    Общество предъявляет высокие требования к морали и этическим вопросам. Медицинская сестра вместе с врачом участвует в испытании и апробировании новых лекарственных препаратов, в разработке новых методов исследований, участвует в проведении искусственного осеменения, абортах, стерилизации, продлении жизни. Кто она, послушный помощник или активный участник? Как определить меру ее ответственности, согласия или несогласия с действиями врача?
    При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи: эффективность - равенство - безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской
    стры Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
    При этом основными целями сестринского дела являются:

    • объяснение населению и администрации лечебнопрофилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;
    • привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессио-
    ¦ нальных обязанностей и предоставления сестринских I услуг, максимально удовлетворяющих потребности насе- I ления;
    • обеспечение и проведение учебного процесса для под- I готовки высококвалифицированных медицинских сестер и } менеджеров сестринского дела, а также проведение после- | дипломной подготовки специалистов среднего и выс- I шего сестринского звена;
    • выработка у медицинских сестер определенного сти- | ля мышления.
    Сестринское дело решает следующие задачи:
    • развитие и расширение организационных и управ-" ленческих резервов по работе с кадрами;
    • консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
    • ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
    • разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
    • осуществление консультативной сестринской помощи;
    • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
    • ведение санитарно-просветительской и профилакти-| ческой работы;
    • проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
    • создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
    Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности - отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь - сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования в отдельную науку. Из зависимого подраздела медицины сестринское дело развивается в самостоятельную науку.

    ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

    В большинстве зарубежных стран история понятия «сестринское дело» (англиский синоним «Nursing») насчитывает уже несколько веков, пройдя определенный эволюционный путь развития и претерпев существенные изменения.

    «Nursing» происходит от глагола «to nurse» (лат. nutrix - вскармливать), переводимого как «присматривать (за), заботиться, поощрять, ухаживать, воодушевлять, кормить, защищать, воспитывать и обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья» . Следует также отметить, что существительное «nurse» в английском языке не имеет рода (как, например, врач), хотя на русский язык оно переводится, как понятие женского рода «медицинская сестра».

    К сожалению, трудно подобрать какое-то одно определение сестринского дела, раскрывающее всю многогранность этого понятия и однозначно толкуемое в разных странах. Существует множество определений, на каждое из которых влияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, особенности национальной культуры, демографическую ситуацию, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность кадрами, а также представления и взгляды человека, формулировавшего данное понятие.

    Начало развития профессиональных взглядов на понятие «сестринское дело» связано с именем выдающейся англичанки Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale , 1820-1910). Первое определение сестринского дела она сформулировала в своих знаменитых «Записках об уходе» (1860). Придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию, необходимым для больного, она характеризовала сестринское дело как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению» . Обязанности сестры, по мнению Ф. Найтингейл, не сводились лишь к применению лекарств и проведению лечебных процедур. Важнейшей задачей она считала создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие и обеспечивала восстановительные процессы в организме.

    Впервые выделив в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми, Ф. Найтингейл определила уход за здоровыми как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Путем наблюдения и сбора информации о больном она установила связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей его среды и впервые в истории применила на практике научные методы в решении проблем сестринского дела.

    Ф. Найтингейл неоднократно высказывала твердое убеждение в том, что сестринское дело как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний. Разработанная ею концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости знать все о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытки провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Взгляды и убеждения Ф. Найтингейл получили широкое признание и распространение во многих странах мира. После открытия в 1873 г. в США первых трех сестринских школ, созданных по модели школ Ф. Найтингейл в Лондоне, инициатива в развитии сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку.

    Еще в 1869 г. Комитет Американской медицинской ассоциации врачей (AMА), изучавший подготовку сестринского персонала, сделал официальное заявление, «что иметь обученных и подготовленных сестер так же необходимо, как и умных, умелых врачей» . Комитет рекомендовал передать все сестринские школы в ведение врачебных обществ, при каждом госпитале создать школы для обучения медицинских сестер и их подготовку вести не только для нужд госпиталей, но и для оказания помощи больным на дому.

    В США в 1886 г. было создано первое Общество медицинских сестер. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией. Лишь через год, в 1887 г., примеру Америки последовала Великобритания, а еще 12 годами позже (1899) при активном участии медицинских сестер из США, Канады и Великобритании был создан Международный совет сестер, остающийся самой авторитетной международной организацией, определяющей философию и политику в области сестринского дела в мире. Первый профессиональный сестринский журнал тоже был издан в Америке (1900). «American Journal of Nursing» стал печатным органом Общества медицинских сестер, его первым главным редактором была медицинская сестра София Палмер (S. Palmer). Журнал объединил наиболее прогрессивную часть сестер-исследователей и стимулировал дальнейшее развитие теоретического обоснования сестринского дела. Стоит отметить, что и сегодня этот журнал является одним из наиболее популярных сестринских журналов в мире.

    Еще одно важное событие, свершившееся в начале XX в. в США, сыграло определяющую роль в развитии сестринского дела. В 1907 г. впервые в мире медицинская сестра Колумбийского университета Аделаида Нуттинг (A. Nutting) получила ученое звание профессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университетов начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела.

    В своих работах профессор А. Нуттинг отмечала, что «сестринское дело связано с избавлением от страданий, уходом за больными и защитой здоровья людей. Для большинства больных отсутствует возможность получать лечение в больнице, им необходимо обеспечить соответствующую помощь на дому. И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух абсолютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых потребностей у разных пациентов, следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми» .

    Б. Хамер (В. Нагтег) и В. Хендерсен (V. Henderson) определяли сестринское дело как «воздействие на индивида, которое помогает ему достичь или сохранить здоровое состояние ума и тела, а в случае, когда восстановление здоровья уже невозможно, свести до минимума боль и дискомфорт» .

    Выраженное влияние на систему предоставления медицинской помощи населению западных стран в это время оказывали бурное развитие рыночных отношений и стремительный научно-технический прогресс. Медицина все более развивалась по пути врачебного бизнеса. С одной стороны, это способствовало созданию и внедрению новых медицинских технологий и формированию обширного рынка медицинских услуг, а с другой - врачи и больничные администраторы стремились подчинить достижению экономических целей все возможные трудовые ресурсы, в том числе и сестринский персонал. Они рассматривали медицинских сестер лишь в качестве дешевой рабочей силы.

    Однако, несмотря на тяжелые условия работы, желающих получить профессию было много, так как после окончания обучения медицинские сестры могли брать частные дежурства, недельная оплата за которые составляла от 10 до 20 долл. США, в то время как женщины других профессий получали в среднем 4-6 долл.

    В условиях распространения принципов «техницизма», «медика- лизации» и дегуманизации здравоохранения лидеры сестринского дела из числа первых выпускниц школ Ф. Найтингейл в Европе и Америке отстаивали взгляды своей выдающейся наставницы, согласно которым медицинская сестра должна понимать и распознавать потребности, связанные со здоровьем пациента, а также владеть современными научными сестринскими знаниями и умениями для удовлетворения этих потребностей наиболее эффективными методами.

    Активно включаясь в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому и учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения, лидеры сестринского дела стремились к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики.

    Постепенно сестринская практика трансформировалась в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Сестринское дело не конкурировало со сферами врачебной деятельности, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, но требовали профессионального сестринского участия. К ним в первую очередь относились дома сестринского ухода, где велось наблюдение и осуществлялся всесторонний уход за пожилыми, хронически больными людьми и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия.

    Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения, чем и заслужили глубокое признание со стороны правительственных кругов и общественности.

    В 1960-е гг. Сестринская школа Йельского университета выдвинула новые подходы к толкованию сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело как процесс, а не конечный результат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медицинской сестрой и пациентом. В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.

    По мнению другой исследовательницы, Ф. Абделлах (F. Abdel/ah, 1960), в основе ухода за пациентом должны лежать принципы холизма, иными словами, целостного отношения к личности с учетом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациентов и их семей. Поэтому сестринское дело она рассматривает как взаимодействие между людьми, с одной стороны, профессионально подготовленными специалистами - медицинскими сестрами, с другой - пациентами, сложно организованными индивидами, находящимися во взаимодействии с внутренней и внешней средой, как способность адаптироваться к изменению этих факторов .

    Комитет Экспертов ВОЗ еще в 1960-е гг. определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений, а медицинская сестра должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».

    В теории сестринского дела Д. Джонсон (D. Jonson, 1968) основное внимание уделено тому, как пациент приспосабливается к своей болезни и как стресс, реальный или потенциальный, может повлиять на способность человека адаптироваться. По мнению Джонсон, сестринское дело - это деятельность медицинской сестры, направленная на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и в процессе выздоровления .

    Исследовательница Доротеи Орем (Dorothea Orem, 1971) рассматривает сестринское дело в качестве вспомогательной деятельности, которая используется там, где сам человек или его близкие не в состоянии осуществить действия, направленные на сохранение и поддержание его здоровья. Целью деятельности сестры является поддержка умений пациента заботиться о себе .

    В дальнейшем количество исследований и созданных на их основе определений сестринского дела неуклонно возрастало. Однако, несмотря на разницу трактовок отдельных компонентов (характеристик) сестринского дела, все они подтверждали, что сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода за лицами, имеющими физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп.

    В нашей стране понятие «сестринское дело» официально было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» заняла специальность «сестринское дело», а в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

    Сестринское дело - это искусство и наука, которое целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание и семьи, и общества, и индивида (Всемирная Организация Здравоохранения, 1944).

    Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность (Международный Совет медицинских сестер, 1987). Туркина Н. В., Кощеева Н.Л., Королева И. П. Очерки о теориях и теоретикахсестринского дела. - М.: Изд-во Панфилова, 2010. - С. 318.

  • Orem D. Guidelines for Developing Curricula for the Education of Practical Nurses(Governmental Printing Office), 1959.
  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook