Политическая система РФ. Современные политические идеологии


Сущность политической системы общества Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет более четко понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.


Современные подходы к анализу политической системы 1. Субстанциональный подход, который состоит в выделении в самой системе ее универсальной абстрактной сущности – принципиального начала (здесь политическая система – механизм функционирования и развития политической власти). 2. Институциональный подход (понимающий под институтами политические учреждения, формы и сущности политических функций, типов управления), который позволяет характеризовать систему с точки зрения господствующих в ней политических отношений (коммуникативная подсистема), а также политических принципов и норм (нормативная подсистема), используя понятия: «институт парламентаризма», «институт президентства», «институт политического плюрализма» и т.д.


Политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; cоциально–политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Политическая система общества обычно рассматривается в единстве ее подсистем: институциональной, идеологической, нормативной, коммуникативной и культурной. Структура политической системы


Функции политической системы 1)обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования); 2)управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3)мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);


Функции политической системы 4)выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5)удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;


Функции политической системы 7)политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности; 8)легитимация политической власти (достижение степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим нормам).


Институциональная подсистема политической системы общества – совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят: 2. Политическая инфраструктура (политические партии, общественно – политические организации и движения, лоббистские группы). 3. Средства массовой информации (телевидение, радио, печать, глобальные информационные сети). 4. Церковь. 1. Государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы). Институциональная подсистема политической системы


Идеологическая подсистема политической системы общества – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретическом – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории); эмпирическом – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: 1. Индивидуальные идеи и взгляды. 2. Классовые (групповые) воззрения. 3. Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления Идеологическая подсистема политической системы


Нормативная подсистема политической системы Нормативная подсистема политической системы общества - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. В структуру данной подсистемы входят: 1. Правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты). 2. Нормы деятельности общественных организаций. 3. Неписанные обычаи и традиции. 4.Этико-моральные нормы.


Коммуникативная подсистема политической системы Коммуникативная подсистема политической системы общества - совокупность отношений и форм воздействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности). 1. Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя. 2. Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.


Культурная подсистема политической системы Культурная подсистема политической системы общества - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Культурная подсистема политической системы обеспечивает: Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико- культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;


Культурная подсистема политической системы обеспечивает единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.


Источник политической власти - демократическая (конституционная), - автократическая Тип формации - рабовладельческая, - феодальная, - капиталистическая, - социалистическая Характер и направленность политического процесса - командная, - соревновательная, - социопримирительная Отношение к действительности - консервативная, - реформаторская, - прогрессивная, - реакционная Способ властвования - традиционная, - рациональная Социокультурная среда - англо-американская, - континентально-европейская, - доиндустриальная Классификация политических систем Основание классификации Типы политических систем

Слайд 2

Вопросы политологии:

  • Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур?
  • Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических процессов?
  • Слайд 3

    Два важнейших аспекта политической системы:

    • Целостность
    • Динамичность
    • Структурные элементы:
    • Структурные элементы:
    • Организационные (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
    • Нормативные (политические правовые нормы и ценности, обычаи и традиции);
    • Культурные (политические идеи, политическая культура);
    • Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом)
    • Политические идеи
    • Ценности
    • Мировоззрение
  • Слайд 4

    Политическая система – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

    Слайд 5

    • Коммуникационная подсистема
    • Функциональная подсистема
    • Нормативная подсистема
    • Политические принципы, политические традиции, нормы морали.
    • Институционная подсистема
    • Государство, политические партии, общественно-политические движения.
    • Структура политической системы:

    Культурно-идеологическая подсистема

    Слайд 6

    Функции политической системы:

    • Определение целей, задач, путей развития общества.
    • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
    • Распределение материальных и духовных ценностей.
    • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
    • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
    • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
    • Разработка правил и законов поведения людей и групп а в обществе.
    • Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
  • Слайд 7

    Функционирование политической системы:

    • Политическая система
    • Требования
    • Решение
    • Действия
    • Поддержка
    • Выход
    • Окружающая среда
    • Окружающая среда
  • Слайд 8

    Связь между политической системой и средой

    (структура входа и выхода Д. Истона):

    а) работа по регулированию и формулированию требований партиями, профсоюзами, общественно-политическими организациями, гос. деятелями в рамках политической системы для предохранения её от перегрузок в связи с широким спектром требований.

    б) механизм обратной связи – действия и решения властей вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы.

    Слайд 9

    Уровни существования политических систем.

    • глобальный (мировой)
    • региональный

    Национально-государственный

    Слайд 10

    Виды политических систем.

    • Стабильные (устойчивые)
    • Нестабильные (неустойчивые)

    Выражают волю большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране.

    Слайд 11

    Политические системы диктаторского типа:

    • диктатура

    Отсутствие гарантий политических свобод, принципа разделения властей и верховного права. Неприятие демократических принципов управления.

    Слайд 12

    а) небольшое число носителей власти.

    б) Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением. При этом власть не произвольна и может опираться на силу законов, хотя эти законы принимаются на усмотрение правящей элиты.

    в) стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Хотя это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях.

    г) недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

    д) относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

    Слайд 13

    • авторитаризм
    • тоталитаризм

    Всеобщее проникновение моноидеологии (единственной разрешённой идеологии) во все подсистемы общества и постепенное поглощение общества и отдельной человеческой личности структурами партии-государства.

    Доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной.

    Посмотреть все слайды


    Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


    Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


    Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


    Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


    Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


    Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


    Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


    Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    Политическая система общества

    Политическая система

    Политическая система, ее компоненты Функции политической системы

    • 1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества.
    • 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
    • 3.Распределение материальных и духовных ценностей.
    • 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
    • 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
    • 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
    • 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
    • 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
    Понятие «Государство»

    ГОСУДАРСТВО

    СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

    Причины возникновения государства

    Название теории

    Сущность

    Теологическая

    Аквинский, Маритен

    1.Государство – продукт божественной воли

    2. Неравенство людей предопределено

    Патриархальная

    Аристотель Филмер

    1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец

    Договорная

    Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству

    Теория насилия

    Гумплович Каутский

    Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО

    Органическая

    Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва

    Материалистическая (классовая)

    Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во

    Психологическая

    Петражицкий

    Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться.

    Государство: признаки, функции, формы Понятие власти

    Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

    Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.

    Источниками власти (по М. Веберу) :

    • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
    • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
    • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
    Типология политических режимов

    В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

    Выучить характеристику режимов

    Демократия и Её основные принципы

    ДЕМОКРАТИЯ

    Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

    • Народовластие
    • Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
    • Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
    • Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
    • Политический плюрализм (многообразие):
    • многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

      -Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

      -Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

    ПРИНЦИПЫ

    Демократия и Её формы

    Представительная

    Прямая (непосредственная)

    Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

    • Выборы на основе всеобщего избирательного права
    • Референдумы
    • Сходы и собрания граждан
    • Обращения граждан в органы власти
    • Митинги, демонстрации

    Осуществление власти представителями народа – депутатами

    • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
    • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
    Слабые места демократии
    • 1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений.
    • 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и
    • прочих демократических процедурах.
    • Это ослабляет демократический режим!
    Как вы оцениваете политическую систему России? Какой тип режима преобладает? По Форме правления государства бывают

    Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения

    Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент

    Абсолютная (неограниченная) единоличное правление

    Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит

    Парламентская:

    • Верховенство парламента
    • Прав-во ответственно перед Парламентом
    • Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во

    Президентская:

    • Президент – глава государства и прав-ва
    • Президент избирается населением или выборщиками
    • Прав-во ответственно перед Президентом

    Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий

    Форма государственного устройства

    Гражданское общество и государство

    Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

    Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

    Признаки правового государства

    Политическая элита

    Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

    Теория элит Г. Моска и В.Парето :

    1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

    2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

    3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

    4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

    ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

    Политическая цель

    Политологи в структуре партии выделяют три уровня

    Члены партии, занимающие государственные посты

    Официальная партийная организация: лидеры, аналитики, партийный актив, рядовые члены

    Блок избирателей, массовая база партии

    Государство

    Гражданское общество

    Гражданское общество

    Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства

    Классификация партий

    Находящиеся у власти

    Коммунисты

    Анархисты

    Монархисты

    Клерикальные

    Социал-демократы

    Либералы

    Консерваторы

    • По отношению к власти : правящие и оппозиционные
    • По организационной структуре : массовые и кадровые
    • По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
    • По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.

    Функции партий:

    1.Связь гражданского общества и государства

    2.Электоральная – участие в выборах

    3. Политическая социализация граждан

    4. Воспитание политических элит

    Либералы

    Проправительственные партии

    Типы партийных систем

    Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть

    Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »

    Однопартийная система

    Двухпартийная система = бипартизм

    Система «2-х с половиной партии» или «2+»

    Многопартийная система

    Политическое лидерство

    Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

    Характеристики

    политического лидера

    Программа

    Выражение интересов опред. группы

    Настойчивость, воля, мужество

    Имидж, ораторские способности

    Команда помощников

    Поддержка власти и масс

    Типы лидерства по м.веберу

    Традиционное лидерство , основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА

    Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ

    Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». ВЕРА

    Органы государственной власти

    Субъекты Федерации

    Федеративное устройство России На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

    Политическое участие

    Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти

    Политическая элита (профессионалы)

    Рядовые граждане

    Прямое (непосредственное) участие

    Представительное (опосредованное) через избранных представителей

    Признаки участия

    1. конкретное действие

    2. добровольность

    3. участие является действительным, а не фиктивным

    СМИ в политической системе

    СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории

    Интернет

    Важный социальный институт, инструмент управления поведением людей

    Каналы распространения информации

    • Информационная; влияние на избирателя
    • Политическая социализация
    • Представление различных общественных интересов
    • Формирование общественного мнения
    Избирательный процесс в России

    Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов

    Этапы :

    • - Организационный
    • - Выдвижение и регистрация кандидатов
    • - Предвыборная агитация
    • - Голосование и определение его результатов
    • - Обнародование итогов

    Выборы

    • Всеобщие
    • Равные
    • Тайные
    • Прямые

    Активное избирательное право

    Пассивное избирательное право

    Абсентеизм – уклонение от участия в выборах

    1.Лоббизм (лобби)= группы давления;

    2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

    Законотворческий процесс в рф

    1.Законодательная инициатива (внесения з/п в ГД)

    2.Обсуждение з/п в ГД

    3. Принятие з/п в ГД

    4.Принятие з/п в Совете Федерации

    5.Подписание Президентом и обнародование (опубликование)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    3 слайд

    Описание слайда:

    С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

    4 слайд

    Описание слайда:

    С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

    13 слайд

    Описание слайда:

    В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

    14 слайд

    Описание слайда:

    В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

    15 слайд

    Описание слайда:

    12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

    16 слайд

    Описание слайда:

    В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

    17 слайд

    Описание слайда:

    В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

    18 слайд

    Описание слайда:

    Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

    19 слайд

    Описание слайда:

    На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

    20 слайд

    Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook