Конституционные демократы кадеты их политическая форма правления. Конституционно-демократическая партия

Учреждена Конституционно-демократическая партия

12 (25) октября 1905 г. в Москве по инициативе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» был открыт учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадеты).

В съезде участвовали как освобожденцы, так и лица, к «Союзу освобождения» не принадлежавшие: большинство присутствовавших были деятелями земского и городского самоуправления, профессора высших учебных заведений, адвокаты, врачи.

В первый комитет партии, выбранный на октябрьском съезде, вошли В. И. Вернадский, И. В. Гессен, князья Павел Дмитриевич и Пётр Дмитриевич Долгоруковы, Н. А. Каблуков, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, И. В. Лучицкий, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев , В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич, кн. Д. И. Шаховской. Лидером партии был избран русский историк и публицист Павел Николаевич Милюков .

На съезде была выработана программа Конституционно-демократической партии и её устав. Главной идеей кадетской программы было ненасильственное развитие России по пути либеральных парламентских реформ. Партия исповедовала равноправие всех российских граждан без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку; провозглашалась неприкосновенность личности и жилища; право на свободу передвижения; свободы совести, слова, печати, собраний, союзов и вероисповедания. Кадеты выступали за парламентарный строй, основанный на всеобщем и равном избирательном праве с тайной и прямой подачей голосов; за широкое развитие демократического местного самоуправления; за независимый суд; за увеличение площади крестьянского землевладения государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путём выкупа частновладельческих земель по справедливой (не рыночной) оценке; за свободу рабочих союзов и стачек; за развитие фабричного законодательства и 8-часовой рабочий день; за всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование; полную автономию Финляндии и Польши.

В январе 1906 г. на II-м съезде партии к её названию было добавлено: «партия народной свободы»; в программу партии был внесён следующий пункт: «Россия должна стать конституционной и парламентской монархией».

Высшим органом партии кадетов являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, готовил законопроекты для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы. Состав ЦК систематически обновлялся.

В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояло небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Общая численность партии кадетов в 1906-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. После революции 1905-1907 гг. произошло резкое сокращение количества местных организаций, значительно уменьшилась их численность. Однако после победы Февральской революции 1917 г. начался процесс возрождения местных кадетских комитетов, а общая численность партии выросла до 70 тыс. человек.

В мае 1921 г. в Париже на съезде членов ЦК Конституционно-демократической партии произошёл раскол. Организовалось две группы: демократическая - под руководством Милюкова, и оставшаяся на старых позициях часть кадетов во главе с Гессеном и Каминкой. С этого времени Конституционно-демократическая партия прекратила своё существование как единая политическая организация.

Лит: Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. 1989. № 2. С. 17-31; Вардин И. Раскол партии кадетов // Красная новь. 1921. № 3. С. 272-284; Милюков П. Н. Вспоминания: 1859-1917. Т. 1-2. М., 1990; Протоколы ЦК партии кадетов: Документы и материалы. Т. 1. М., 1996; Сикиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории. М., 1995; Степанов С. А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. C. 75-84; Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905–1907 гг. М., 1985; Шелохаев В. В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии. 1907–1917 гг. М., 1991; Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

См. также в Президентской библиотеке:

Булла К. К. Выступление кадета П. Н. Милюкова на заседании Всероссийского съезда партии «Народной свободы» в помещении Капеллы: [фотография]. 1917 ;

Булла К. К. Заседание Кадетского клуба [на Шпалерной улице]: апрель 1906 г.: [фотография]. Апрель 1906 ;

Булла К. К. Предвыборное собрание конституционно-демократической партии в зале Тенишевского училища: 15 октября 1912 г.: [фотография]. 15 октября 1912 ;

Булла К. К. Собрание актива Кадетской партии в доме В. Д. Набокова (Б. Морская ул., 47) накануне открытия Второй Государственной думы: [фотография]. Февраль 1907 ;

Булла К. К. Совещание депутатов Первой Государственной Думы, членов партии конституционных демократов в Териоках после подписания Выборгского воззвания: июль 1906 г.: [фотография]. Июль 1906 ;

Васин Н. А. Политические партии. М., 1906 ;

Воблый К. Г. Земельный вопрос в программах различных партий. Трудовики (народные социалисты). Социалисты революционеры. Социал-демократы. Партия народной свободы. Союз частных земельных собственников. Киев, 1917 ;

Долгоруков П. Д. Церковный вопрос в конституционно-демократической партии // Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». М., 1917 ;

Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы 1905-1907 гг. СПб., 1907 ;

Иванцов Н. А. Программа партии народной свободы. М., 1906 ;

Милюков П. Н. Год борьбы: публицистическая хроника 1905-1906. СПб., 1907 ;

Программа Партии народной свободы (Конституционно-демократической): принята на Учредительном съезде 18 октября 1905 года: изменения внесены на Втором съезде 5 января 1906 года и на Седьмом и Восьмом съездах 25 марта и от 9 по 12 мая 1917 года. Владикавказ, 1917 ;

Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». Вып. 1. М., 1917 ;

Черенков Н. Н. Аграрная программа Партии народной свободы и её последующая разработка. СПб., 1907 .

Конституционно-демократическая политическая партия или партия народной свободы образовалась в России 12-18 октября 1905 г. одновременно с провозглашением в манифесте 17 октября начала введения конституционного строя в России. Конституционалисты-демократы (к. д.) стремятся к введению в России парламентарного образа правления на началах конституционной монархии и к осуществлению широких демократических реформ (всеобщего избирательного права, равноправия национальностей, аграрной реформы с допущением начала принудительного отчуждения частновладельческих земель, свободы рабочих союзов и стачек и др.).

(«Партия народной свободы», кадеты), одна из основных политических партий в России начала XX в. Создана в октябре 1905 г. Программа предусматривала введение народного представительства, демократических свобод, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение «рабочего вопроса». Лидеры: П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, В. Д. Набоков и др. Печатные органы: газета «Речь», журнал «Вестник партии народной свободы». Занимала ведущие позиции в 1-й и 2-й Государственной думе. В начале первой мировой войны поддерживала политику правительства, в дальнейшем возглавляла либеральную оппозицию самодержавию, инициатор организации Прогрессивного блока, выдвигала требование создания «ответственного министерства». Кадеты преобладали в первом составе Временного правительства. После октября 1917 г. партия запрещена, многие видные деятели эмигрировали, другие репрессированы.

Конституционно-демократическая партия , партия «Народной свободы», либерально-буржуазная партия в России; образована в октябре 1905 г.; с 1917 г. - главная партия контрреволюционной буржуазии.

Кадеты (конституционно-демократическая партия; официально - партия «народной свободы») , главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905-1907 гг. в России, 1-й учредительный съезд кадетов, принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12-18 октября 1905 г. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов», которые и составили её ядро. Окончательно партия кадетов сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5-11 января 1906 г.), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве кадетов были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 г. партия насчитывала 70-100 тысяч членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 г. выходила газета «Речь», ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 г. состоялись 3-й (Петербург, 21-25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23-28 сентября) съезды, а в 1907 г. (23-25 октября) - 5-й съезд кадетов в Гельсингфорсе. До 1916 г. съезды не созывались.

Программа кадетов, принятая в октябре 1905 г., оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами»). Но через 3 месяца, когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд кадетов уточнил эту формулу: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», с министерством, ответственным перед «народным представительством» - одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по «справедливой» (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного («по мере возможности») введения 8-часового рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования «с отнесением издержек на счёт предпринимателей». Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу кадеты требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль «вождя общенациональной оппозиции» основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные «надклассовые» интересы.

Главной линией кадетов было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути «мирного», «конституционного» развития России, стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы». До Манифеста 17 октября 1905 г. либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить «конституцию» за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнению кадетов, означал осуществление целей революции, начало «эры парламентарского творчества». После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 г. кадеты резко повернули вправо. Они протестовали против «тирании революции», осуждали «безумие вооруженного восстания», тактику «крайних», особенно революционных социал-демократов.

Кадеты использовали как арену своей политической деятельности. Конституционные иллюзии широких слоев демократических избирателей (особенно крестьянства), отдавших - ввиду бойкота выборов Думы социал-демократами и эсерами - свои голоса кадетам как единственно оппозиционной партии, обеспечили им победу на выборах в 1-ю в 1906 г. Из 478 депутатов фракция кадетов насчитывала 179 и являлась руководящим центром Думы. Председателем Думы был кадет С. А. Муромцев. Весной 1906 г. кадеты вступили в тайные переговоры с правительством о вхождении в министерство. Спекулируя на страхе трудовиков перед разгоном Думы, кадеты требовали от них умеренности, отказа от конфликтов с правительством. Повести за собой трудовиков кадеты пытались при помощи своего аграрного законопроекта (проект 42-х). Однако он был отвергнут трудовиками, противопоставившими кадетам свой законопроект (104-х). Политика кадетов в Думе привела к резкому падению их влияния в массах. Чтобы спасти престиж и предотвратить призыв левых партий ответить на роспуск Думы революционными действиями, часть депутатов кадетов подписала в июле 1906 г. Выборгское воззвание, призывавшее население к пассивному сопротивлению правительству. Но через 2 мес. 4-й съезд кадетов высказался против его осуществления.

Во 2-й Думе представительство кадетов уменьшилось почти вдвое (98 депутатов из 518), но положение «центра» из-за колебаний трудовиков они сохранили. Председатель Думы был избран правый кадет Ф. А. Головин. В условиях дальнейшего спада революции политика кадетов приобрела ещё более умеренный и контрреволюционный характер. «Нет уже прошлогоднего колебания между реакцией и народной борьбой, - характеризовал поправение кадетов В. И. Ленин. - Есть прямая ненависть к этой народной борьбе, прямое, цинично возвещаемое стремление прекратить революцию...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 20). Капитулянтская политика кадетов облегчила правительству разгон 2-й Думы и проведение Третьеиюньского государственного переворота 1907 г. Предательство народных интересов окончательно разоблачило кадетов в глазах масс. Все сколько-нибудь демократические элементы покинули партию.

В третьеиюньский период партия переживала состояние кризиса и развала. По признанию Милюкова, кадеты перестали существовать как организационное целое. На 5-м съезде они отказываются от самостоятельной разработки законопроектов и становятся на путь «серьёзной критики» проектов правительства и «внесения в них улучшений». Съезд постановил пойти в 3-й Думе на союз с октябристами и дать «решительный отпор» левым, если они будут срывать работу в Думе. Свою роль в 3-й Думе, куда они вошли меньшинством (54 депутата), кадеты определили словами «ответственная оппозиция» (в отличие от оппозиции «безответственной» - социал-демократах, использовавших Думу в агитационных целях). В 1909 г. кадеты участвовали в идеологическом наступлении реакции на революцию и демократию, выступая на страницах ренегатского сборника «Вехи». Летом 1909 г. на обеде у лорд-мэра Лондона Милюков заявил: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией его величества, а не его величеству». Заявление было одобрено конференцией кадетов в ноябре 1909 г.

Новый революционный подъём, углубляющийся кризис верхов, законодательный паралич Думы, страх полной изоляции от масс в случае новой революции заставили кадетов в 4-й Думе взять более «левый» тон. Они вносят законопроекты о всеобщем избирательном праве, реформе Государственного совета, буржуазных свободах, осуждают политику министерства внутренних дел и т.п. В 1913 г. руководители кадетов вынуждены были признать, что выход для решения политических задач не в Думе, а в «сближении с массами». Однако революционного движения масс либеральная буржуазия по-прежнему боялась больше, чем реакции. Поэтому основные надежды кадетов продолжали возлагать на Думу и союз с октябристами.

Первая мировая война 1914-1918 гг. отодвинула на время противоречия между либеральной буржуазией и самодержавием. Кадеты торжественно заявили о своём «единении» с правительством и о необходимости отложить все «распри» до победоносного окончания войны. Поражения на фронте, гнилость царского режима, перспектива полного военного краха и углубление революционной ситуации в стране снова возродили и усилили оппозиционные настроения не только буржуазии, но и помещиков. В 1915 г. при решающей роли кадетов возник думский «Прогрессивный блок» (кадеты, октябристы, «прогрессисты» и др.), программа которого («министерство общественного доверия», минимум либеральных реформ) была нацелена на предотвращение надвигавшейся революции и доведение войны «до победного конца».

Февральская революция 1917 г. резко изменила положение кадетов. Они стали играть руководящую роль в буржуазном Временном правительстве первого состава, в которое вошли Милюков, Шингарев, Н. В. Некрасов, А. А. Мануйлов. «Партия.. кадетов», - отмечал В. И. Ленин, - главная партия капиталистов, стояла на первом месте, как правящая и правительственная партия буржуазии» (там же, т. 34, с. 58). Став у власти, кадеты делали всё, чтобы воспрепятствовать решению аграрного, национального и др. коренных вопросов революции. Они выступали за продолжение войны, 7-й съезд партии кадеты [Петроград, 25-28 марта (7-10 апреля) 1917 г.], учитывая антимонархические настроения масс, установил, что «Россия должна быть демократической республикой». В 1917 г. партия кадетов насчитывала не более 50 тыс. чел.

Империалистическая внешняя политика министерства Милюкова вызвала резкий отпор революционных масс в апреле 1917 г. Выход из политического кризиса лидеры буржуазии видели в сформировании 5 (18) мая совместно с эсерами и меньшевиками коалиционного правительства (от кадетов в правительстве были Шингарев, Некрасов, Мануйлов, Шаховской). 8-й съезд партии кадетов [Петроград, 9-12 (22-25) мая] заявил о «полной поддержке нового Временного правительства». Однако 2 (15) июля, в условиях резкого обострения политической обстановки, кадеты вышли из правительства, рассчитывая угрозой развала коалиции заставить эсеро-меньшевистское руководство Советов встать на путь открытого подавления движения народных масс и «твёрдой власти». Добившись с помощью соглашателей единовластия буржуазии, кадеты 24 июля (6 августа) вошли в состав вновь сформированного коалиционного правительства (Ф. Ф. Кокошкин, С. Ф. Ольденбург, П. П. Юренев, А. В. Карташев). 9-й съезд кадетов [Москва - Петроград, 23-28 июля (5-10 августа)] взял курс на подготовку контрреволюционного переворота и установление военной диктатуры. Кадеты требовали роспуска большевистской партии, организовали новую кампанию травли большевиков, Ленина. Провал корниловского мятежа обнажил контрреволюционную природу кадетов как «... главной корниловской партии...» (там же, с. 217) и ослабил их позиции. Эсеро-меньшевистские лидеры пошли на новый сговор с кадетами, в результате и в последнем составе Временного правительства [образовано 25 сентября (8 октября)] оказались представители кадетов: А. И. Коновалов, Н. М. Кишкин, С. А. Смирнов, Карташев. Перед лицом приближающейся революции кадеты активизировали свою деятельность по мобилизации контрреволюционных сил, приступили к подготовке второй корниловщины. Эта политическая линия кадетов быта закреплена решениями 10-го съезда [Москва, 14-16 (27-29) октября].

Октябрьская социалистическая резолюция сорвала планы кадетов. Советское правительство 28 ноября (11 декабря,) 1917 издало декрет, объявивший кадетов «партией врагов народа». Члены руководящих учреждении партии подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала. Уйдя в подполье, кадеты продолжали ожесточенную борьбу против Советской власти. Лидеры кадетов возглавляли подпольные антисоветские центры («Национальный центр», «Союз возрождения» и др.), сотрудничали с белогвардейскими генералами Калединым, Колчаком, Деникиным, Врангелем, входили в состав ряда белогвардейских правительств.

После разгрома белогвардейцев и интервентов большая часть верхушки кадетов бежала за границу. На состоявшемся в Париже в мае 1921 г. съезде член ЦК партии кадетов произошел раскол. Во главе так называемой «демократической группы» кадетов встал Милюков, считавший, что «новая тактика» должна состоять в подрыве диктатуры пролетариата изнутри. В 1924 г. группа Милюкова оформилась в «республиканско-демократическое объединение». Другая часть кадетов во главе с Гессеном и Каминкой, остававшаяся на позициях «вторжения извне», группировалась вокруг газеты «Руль». Партия кадетов как единая политическая организация окончательно прекратила своё существование.

Литература:

  1. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 212-17);
  2. В. И. Ленин и история классовых политических партий в России, М., 1970;
  3. Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970;
  4. Комин В. В., Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1965;
  5. Октябрьское вооруженное восстание. Семнадцатый год в Петрограде, кн. 1-2, Л., 1967;
  6. Спирин Л. М., Классы и партии в гражданской воине в России (1917-1920 гг.), М., 1968.

А. Я. Аврех, Н. Ф. Славин.

Программа кадетской партии была принята на ее Учредительном съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. В ее разработке приняли участие П.Н.Милюков, П.Б.Струве, кн. Д.И.Шаховской, С.А.Котляревский, Н.Н.Кутлер, А.А. Кауфман и др.

Программа конституционно-демократической партии
(партии народной свободы)

I. Основные права граждан.

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих простутков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установлена законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона - судебной властью и новленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их - самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и т.п. акт, не основанные на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближение к населению путем учреждения мелких самоуправлящихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая позицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в государстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинств.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и великому княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и великого княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами,так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежаг все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного моуправления.

28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовноного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственное увеличение затрат государства на действительные нужды народа.

31.Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее положение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивное подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предмете народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев - государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но использованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских pa6oчих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой части и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случаи старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной pa6oты высшей школы для широких кругов населения. Свободная opганизация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно бы увеличено соответственно общественной потребности; плата должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования и заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI - XIX.

Как разобраться в океане исторических дат, выдающихся личностей и получить высокий балл ЕГЭ по истории? Учебники, набитые сухими изложениями тебя только запутывают? Предлагаем не просто зубрежку материала, а последовательный анализ событий, который легко отложится в памяти. Так как же возникла партия кадетов и какова их роль в исторических событиях 1905—1917 гг.?

Конституционно-демократическая партия (кадеты) получила развитие в среде либерально настроенных земских и городских союзов. Ядром ее выступили две полуподпольные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз освобождения, социальный состав которых отличался неоднородностью. Была здесь городская интеллигенция, дворяне, а также демократы, сочувствующие левым идеям.

Образование либерального фронта

Решение об учреждении Конституционно-демократической партии было принято 5-м съездом земцев-конституционалистов. Спустя некоторое время в организацию влился и союз освобожденцев. Объединение двух политических сил протекало напряженно: нелегко было прийти к согласию земцам помещикам и левым демократам. Решающее влияние на этот процесс оказала фигура талантливого политика, историка по образованию, Павла Николаевича Милюкова, бессменного лидера кадетов.

Какие партии действовали в Российской империи незадолго до Февральской Революции поможет понять таблица.

Социалистические Либеральные Монархические
Название Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Распалась на 21 течения: большевики, меньшевики.

«Союз русского народа»

Чьи интересы защищали Рабочие и крестьяне, представители угнетаемых народностей. Буржуазия, помещики, городская интеллигенция, средние слои, часть чиновничества. Средние слои горожан, часть крестьян, буржуазии, помещики, духовенство.
Основные требования Ликвидация самодержавного строя, прекращение эксплуатации трудящихся, отмена частной собственности, национализация земли. Защита политических и экономических прав и свобод граждан. Земельный и рабочий вопрос решаются с помощью реформ. Сохранение и укрепления самодержавия, возврат к крепостному праву

Идеологами движения были выдающиеся общественные деятели: юрист и журналист В. Д. Набоков, адвокат В. А. Маклаков, социолог и философ П. Б. Струве, ученый В. И. Вернадский, историк и публицист А. А. Кизеветтер, востоковед С. Ф. Ольденбург, правовед Ф.Ф Кокошкин, князья Павел и Петр Долгоруковы, Д. И. Шаховской.

Несмотря на некоторые разногласия в октябре 1905 года состоялся Учредительный съезд. Точной даты основания объединенной партии назвать нельзя, поскольку съезд проходил с 12 по 18 октября 1905 года,в годы . Участники единогласно признали конституционно-демократическое движение идейным, внеклассовым, нацеленным на социальные реформы. Были приняты программа и устав.

Цели и методы работы

Политическая программа кадетов базировалась на основе передовых европейских достижений либерального толка. Стоит заметить, что многие ее положения стали плодом многолетних мечтаний либеральных российских врачей, учителей, писателей, инженеров, юристов. Главной целью всех изменений провозглашалось создание конституционно-парламентарной монархии с полным разделением ветвей власти и всеобщим тайным голосованием.

Рассмотрим кратко положения программы. В документ были включены требования о всеобщем равенстве перед законом, свободе совести и печати, неприкосновенности жилища, беспаспортной свободе передвижения (в том числе за границу), необходимости ликвидации сословных разграничений. Высказывались идеи о беспрепятственном образовании общественных объединений с правом подачи коллективных петиций.

  • Решение рабочего вопроса : сокращение рабочего дня до 8-ми часового, охрана женского и детского труда, государственное страхование на случай болезни, пенсии, усиление роли рабочих инспекций.
  • В экономике предусматривалось прямое налогообложения на основе прогрессивной шкалы, прогрессивный налог на наследство, развитие мелкого кредита за счет сберегательных касс.
  • В области административного управления очень желанным нововведением было создание обширной сети самоуправления. Лица, избранные в такие органы, имели право проходить далее, в парламент.
  • Преобразования правовой сферы: судебный процесс на основе состязательности, отмену смертной казни, введение в правовую сферу понятия «условного осуждения», защиту подозреваемых в ходе предварительного следствия.
  • Для решения аграрного вопроса либералы активно настаивали на увеличении объемов крестьянского землепользования. Ресурсы предполагалось отыскать среди государственных, удельных, кабинетных и монастырских земель. Однако, вопрос об отчуждении частновладельческих земель остался без ответа, в части того каким образом и в каких размерах следует эти самые земли передавать в руки крестьян и безземельных батраков.
  • Национальный вопрос решался предельно просто: все сословные различия и всякие ограничения прав евреев, поляков и других групп населения – отменялись.

В целом, предложенная программа носила исключительно мирный, реформистский ненасильственный характер.

Деятельность в парламенте

Популярность кадетов была такова, что на выборах в I Государственную Думу они получили самое большое количество мест — 179 (35,9 % от общего числа). Во II Думу они пошли с умеренными лозунгами, и в результате острой конкуренции с левыми объединениями получили только 98 мест. Несмотря на активную издательскую деятельность, в III Думу прошли всего 54 депутата, в IV - 59. Такой спад продолжался вплоть до наступления Февральской революции 1917 года, когда общая численность партии вновь возросла до изначальных 70 тыс. человек, а летом того же года составила 100 тыс. человек.

Первая мировая война заставила либералов временно скорректировать свой политический курс и отказаться от оппозиции правительству. Однако по мере роста напряженности, связанной с поражениями русской армии, ухудшением продовольственного снабжения городов, оппозиционные настроения вспыхнули с новой силой. Речь Милюкова («Что это - глупость или измена?») с обвинениями в адрес правительства и царского двора накануне Февральской революции несомненно послужила фактором самым серьезным образом, дестабилизирующим обстановку в стране.

Конец политической деятельности

Главный вопрос, волновавший после всех политиков – вопрос о власти. Кто займет место отрекшегося царя. Переговоры с первым претендентом, великим князем Михаилом Александровичем, оказались безрезультатными. Тогда отбросив идею конституционной монархии, Милюков возглавил процесс формирования Временного правительства.

Здесь начинается отсчет конца либерального движения. Отсутствие опыта эффективного решения проблем в масштабах страны, неустойчивая социальная база, обострение взаимоотношений с социалистическими объединениями не дали шанса каким-либо образом стабилизировать обстановку в стране. Декретом СНК, уже после , от 28 ноября 1917 года Конституционно-демократическая идеология была объявлена идеологией «врагов народа», все ее лидеры подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала.

Оценивая роль Конституционно-демократической партии в первой российской революции, историк М. Н. Покровский в своих работах начала 1920-х годов высказывал мнение, о том, что либеральная буржуазия в целом играла значительную революционную роль, объективно облегчая революционное движение.

Доктор исторических наук А. Лубков дополняет эту точку зрения: «…и власть, и оппозиция были составляющими одной и той же политической элиты. Так что Февраль 1917-го и крушение нашей российской государственности в традиционных формах, произошедшее тогда, – это результат отсутствия единства в элите, и ценностного, и политического, и духовного, и организационного».

Конституционно-демократическая партия (кадеты) — одна из основных политических партий в России в начале XX века. В советской историографии характеризовалась как «политическая партия контрреволюционной либеральной буржуазии .

Предшественниками партии кадетов стали две либеральные организации - "Союз освобождения" и "Союза земцев - конституционалистов". Партия образовалась в октябре 1905 г. на основе объединения двух этих союзов.

Организационно партия оформилась в период высшего подъема революции 1905 - 1907 годов.

Учредительный съезд состоялся 12 - 18 октября 1905 г в г. Москве, где были приняты устав и программа партии. На II Съезде, состоявшимся в январе 1906 года было принято решение о добавлении к основному названию партии - конституционно-демократическая - слов: партия "народной свободы".

Центральный комитет партии (ЦК) состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, законопроектов для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы.

В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции: преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояли небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Лидером кадетов был блестящий оратор и публицист, известный историк П.Н. Милюков. В 1894 году за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 году из ссылки, он вынужден был уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Возвратившись в 1899 году в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам и был вынужден снова эмигрировать. В апреле 1905 года Милюков вернулся в Россию и стал активным участником политической жизни страны.

Главной целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа).

Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за создание ответственного перед Государственной думой правительства, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских и политических прав личности".


На упорядочение буржуазных отношений была направлена и кадетская рабочая программа. Одним из её центральных пунктов было требование свободы рабочих союзов, собраний и стачек. Кадеты считали, что создание легальных рабочих союзов будет способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Также кадетская программа предусматривала введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, сокращения сверхурочных работ для взрослых рабочих, запрещение привлекать к ним женщин и подростков, социальное страхование и охрану труда.

В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.

В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное "отчуждение" (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, которую они должны были выкупить по "по справедливой оценке" (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками её обобществления.

Печатные органы партии: газета "Речь", журнал "Вестник партии народной свободы".

В 1-й и 2-й Государственных думах занимали главенствующее положение. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне, были инициаторами создания Прогрессивного блока. Преобладали в первом составе Временного правительства.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В ней кадеты выступали за уничтожение ограничений для поступления в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием, а также свободу частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов. Кадеты настаивали на автономии университетов, свободе преподавания в высшей школе, свободной организации студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них оплаты, на введении всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе.

В целом, программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Они мечтали создать такое "идеальное" общество, в котором не будет непреодолимых классовых конфликтов, установятся гармоничные социальные отношения, будут созданы оптимальные условия для всестороннего развития личности.

Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через неё записанных в их программе реформ. Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в её составе определились три направления: "левые", "правые" кадетов и центр.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook