Набор упражнений для развития памяти у подростков. Самые эффективные упражнения для развития памяти Упражнения для памяти на каждый

Занятие 29. Память. Особенности памяти.

Цели:

Ход занятия.

  1. Определение памяти.

Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запомнил ряды чисел. И все же, память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

  1. Виды памяти.

Различают три вида памяти:

  1. наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т. д.;
  2. словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;
  3. эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:

  • кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень ненадолго;
  • долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Скорость заучивания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывает экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше.

Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти человека. Возникает какой-то мотив песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая " память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга еще и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него лучше развита слуховая память. Художник или охотник имеют высокоразвитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения.

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти, поэтому считаем просто необходимым познакомить вас с особенностями памяти подростков. Степень владении человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала, а также и применения сохраненного в памяти в жизни.

  1. Особенности памяти.

Эльконин Д. Б., характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используется для запоминания информации память механическая.

Известный психолог Леонтьев А. Н. исследовал развитие непосредственной и опосредованной памяти у детей и установил особенности их преобразования. Ученый показал, что с возрастом идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. От дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв между продуктивностью непосредственного и опосредованного запоминания. В подростковом возрасте прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, а прирост продуктивности опосредованного запоминания увеличивается.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить - значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти.

Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

  1. Законы памяти.

Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.

  1. Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память подростка теснейшим образом связана с мышлением, необходимо советовать учащимся среднего звена непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если подросток постарается найти в тексте главную мысль, сделает конспект.
  2. Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует посоветовать учащимся среднего звена школы почаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
  3. К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если подросток предварительно прочитает что-либо популярное на эту тему. Можно также посоветовать подростку подумать над тем, что он знает на предложенную тему, оценить, насколько информация пополнит знания.
  4. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам. Ученые-психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем оперативной памяти «семь», т. е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

  1. Не следует учить друг за другом похожие предметы.

Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, - попытаться тут же запомнить нечто похожее.

  1. Необходимо бороться с забывчивостью.

Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само это событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик,нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.

  1. Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитывать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.
  1. осознайте, зачем следует запоминать материал;
  2. осознайте, что надо запомнить;
  3. проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;
  4. выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;
  5. обобщите содержание;
  6. запомните обобщение.
  1. Наиболее известные приемы запоминания можно сформулировать следующим образом:
  1. Прогноз ситуации. Подросток обязательно должен подумать о том, что произойдет, если он не запомнит нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны для учащихся.
  2. Следует учить подростков переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для него язык. Здесь окажут помощь эмоции. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.
  3. Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.
  4. Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу.

В материале могут быть следующие связи:

  • смысловые (логические связи между абзацами, параграфами);
  • структурные (при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение на листе. Чтобы лучше запомнить число из 7 цифр: 7415216, надо записать его так: 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, внести эмоции).
  1. Опорные сигналы или знаковое моделирование также можно использовать для лучшего запоминания материала.

Об этом приеме подробно пишет Шаталов В. Ф. в книге «Педагогическая проза».

В 1789 году Александр Васильевич Суворов с 7000 русской армией и 18 000 австрийская армия на реке Рымник разбили 100 000 турецкую армию: конница, паника.

  1. Еще один прием: мнемотехника (искусство запоминания). Например, у радистов, осваивающих азбуку Морзе, свои приемы. Буква Э: (.. - ..) «Я на горку шла».
  2. Повторение материала. Общеизвестно, что повторение - мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы.

Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день - 34%, через месяц - 21%.

С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз - через полчаса, третий раз - через день, а четвертый раз - через 3 недели

  1. Тренировка памяти.

Тренировка - самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Прежде чем приступать к тренировке памяти, необходимо провести диагностику памяти подростка, т. е. знать особенности памяти, занятия следует проводить в эмоционально приятной обстановке (там, где положительные эмоции, высокая готовность к восприятию)

  1. Правила сохранения знаний:
  1. Выделите то, что нужно запомнить.
  2. Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.
  3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов с друг другом, используйте мнемотехнику.
  4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
  5. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
  6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
  7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
  8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность, воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности к 19 часам.

Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память.

Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Для того чтобы занятия и упражнения были более эффективны, предварительно необходимо провести диагностику памяти. С помощью предлагаемых ниже методик можно определить, какой вид памяти преобладает, а какой нуждается в тренировке, какие свойства памяти недостаточно развиты.

Занятие 30. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Числа»

Игра «Логически не связанный текст».

Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах.

  1. украинец
  2. экономика
  3. каша
  4. татуировка
  5. нейрон
  6. любовь
  7. ножницы
  8. совесть
  9. глина
  10. словарь
  11. масло
  12. бумага
  13. сладости
  14. логика
  15. социализм
  16. глагол
  17. прорыв
  18. дезертир
  19. свеча
  20. вишня

Игра «Числа».

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.

Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.

Занятие 31. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

Игра «Лица с именами и фамилиями».

Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.

Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.

Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.

Игра «Логически связанный текст» .

Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).

(Мишель де Монтенъ)

Среднюю продуктивность запоминания вы получите, если сложите проценты двух упражнений и поделите на 2.

91-100% - отличная память;

71-90% - очень хорошая память;

51-70% - хорошая память;

31-50% - удовлетворительная память;

11-30% - плохая память;

0-10% - очень плохая память.

Занятие 32. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Пословицы».
  2. Игра «Споем вместе».
  3. Игра «Песня».

Игра «Пословицы»

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой. Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто остался последним.

Игра «Споем вместе»

условия ИГРЫ: первая команда должна вспомнить отрывок из песни, содержащий вопрос. Например: Ну, что сказать,

Ну что сказать.

Устроены так люди,

Желают знать, желают знать:

«Что было и что будет?»

Вторая команда должна за 1 минуту вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:

«То ли еще будет, ой-е-ей».

Приведем еще пример:

«Ах, зачем я на свет появился?

Ах, зачем меня мама родила?»

В этом случае ответ может выглядеть следующим образом:

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» Если ответ не принимается, команде дается еще 30 секунд на поиски.

Ответившая команда затем должна придумать вопрос. Другая - ищет ответ. Проигрывает та команда, которая не сумеет найти ответа.

Игра «Песни»

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ: первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т. д.

Например: «То береза, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найти еще такой?»

2-й участник игры может продолжить так:

«Что ж стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой склоняясь, до самого тына».

«Голова стала белою, что с нею я сделаю...»

4-й участник:

«И шила платье белое, когда цвели сады,

Но что же тут поделаешь, другую встретил ты. Красивая и смелая, дорогу перешла.

Черешней скороспелою любовь ее была».

5-й участник:

«У дороги чибис, у дороги чибис,

Он кричит, волнуется чудак:

«А скажите, чьи вы, а скажите чьи вы?

И зачем, зачем спешите вы сюда?»

6-й участник:

«Крикну, а кругом тишина,

Снова я останусь одна,

Сильная женщина плачет у окна...» и т. д.

Тот из участников, кто не может вспомнить куплета песни, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Занятие 33. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Запомним слова».
  2. Игра «Предметы».

Игра «Запомним слова»

Участники делятся на пары.

условия ИГРЫ: каждый из партнеров берет листок

бумаги и пишет 20 любых слов. Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени - 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.

Игра «Предметы»

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.

Занятие 34. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Запоминаем, рисуя».
  2. Игра «Слова».
  3. Игра «Кто больше запомнит?»

Игра «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят за столами.

Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят в кругу.

условия игры: первый участник называет любое

слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

Игра «Слова»

Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов - названий предметов, относящихся к одной группе.

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д.

Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

Занятие 35. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «С одной буквы».
  2. Игра «Города».
  3. Игра «Украшаем слова»

Игра «С одной буквы»

Эта игра развивает память подростков.

Участники игры делятся на 2 команды.

условия ИГРЫ: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы.

Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.

Игра «Города»

Эта игра развивает память подростков, а также их мышление.

Участники игры сидят в кругу.

условия игры: ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А». Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на «Р» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра «Украшаем слова»

Эта игра развивает память и мышление подростков.

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.


Развивать и тренировать свою память должен каждый человек, который хочет развиваться, добиваться чего-то в жизни. Не надо стоять на месте, а еще хуже катиться в пропасть. Вперед и только вперед.

Представьте на мгновение, что вы ни чего не понимаете и не видите, что происходит вокруг. Вы не знаете: как вас зовут, где вы живете, какой это город, кем вы работаете и так далее. Страшно становится, очень страшно. Поэтому надо развивать и тренировать свою память. Начните это прямо сейчас и делайте каждый день, не ленитесь и у вас все будет хорошо.

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Развивайте и тренируйте память

Выполняйте следующие упражнения

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

10 игр для развития и тренировки памяти

Также предлагаем игры для развития феноменальной памяти, внимания, логики и общему развитию мозга. Возможность видеть статистику достижений и соревноваться с другими игроками, бить свои и чужие рекорды, сделает такой способ развития памяти еще более интересным.

Игра "2 назад"

Для развития памяти советую такое упражнение как игра «2 назад». На экран будет выведена последовательность цифр, которые потребуется запомнить, а затем сравнить цифру последней карты с предыдущей. Это мощная тренировка памяти и мозга , это упражнение, которое доступно после регистрации, вы готовы? Тогда вперед!

Игра "Номер 3 назад"

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется карточка с цифрой ее надо запомнить, затем карточки исчезают и появляются новые. Сравните предыдущую карточку с карточкой на экране и ответьте на вопрос.

Игра "Матрицы памяти"

«Матрицы памяти» – Отличная игра для тренировки памяти. В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

Игра "Сравнение по памяти"

Еще одна игра, которую можно отнести к упражнениям для памяти – «Сравнение по памяти». Хорошее упражнение для развития памяти и быстроты мысли. В начале дается цифра которую следует запомнить, затем же дается вторая, а Вам нужно будет ответить на вопрос, не меняющийся в течение игры. Замечательная игра для тренировки мозга. Давайте пробовать улучшать свою память вместе с нами!

Игра "Сложное скоростное движение"

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.

В этой игре на несколько секунд на экране появляется предмет, посмотрите внимательно и запомните его.

Затем предмет исчезает и появляется новый, вам надо сравнить эти два предмета. Внизу есть три кнопочки с ответами: «нет», «частично совпадает» и «да». С помощью этих кнопок дайте ответ.

Игра "Перемещения"

Игра «Перемещения» развивает мышление и память. Главная суть игры запоминать перемещение сундука с сокровищами по карте.

В этой игре на несколько секунд на карте появляется сундук с сокровищами, надо запомнить, где находится сундук и внимательно следить за стрелками, куда они показывают. Сундук перемещается по стрелкам. При помощи стрелок вы определите, куда переместился сундук.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Буквенный охват"

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить буквы и написать их.

В этой игре на несколько секунд загораются буквы на экране, посмотрите внимательно и постарайтесь их запомнить.

Теперь вам надо написать их по памяти, можно пользоваться клавиатурой.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.

В этой игре дано задание «Сложите цифру» и дана сумма цифрой, ниже расположены три цифры вам надо выбрать из этих цифр два слагаемых, чтобы получилась сумма, которая дана в вопросе.

При правильном ответе вы набираете очки и играете дальше.

Игра "Числовой охват: Революция"

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Игра "БрейнФуд"

Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание. Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.

В этой игре на экране предложены разные напитки и еда. Надо выбрать одно блюдо или напиток. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от предыдущих. Во время игры добавляются новые блюда. Надо запоминать и выбирать каждый раз новое блюдо или напиток.

При правильном ответе вы набираете баллы и играете дальше.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Развитие памяти не отрываясь от повседневных дел и забот. Большинство упражнений этого курса направленны на тренировку памяти в естественных условиях, потому что запоминать нужно быстро и точно независимо от обстановки вокруг нас. Не нужно специально выделять время для тренировки памяти. Тренируйте ее дома, на работе, в дороге. Учитесь запоминать нужную информацию уже с первого урока.

Другие курсы для развития памяти

Еще курсы для улучшения памяти, концентрации внимания и работы мозга:

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Игры и увлекательные упражнения для развития мозга, памяти, концентрации внимания, креативности, которые будут приходить на почту в течении 30 дней после подписки. В качестве бонуса будут приходить уроки их других курсов.

Скорочтение за 30 дней

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Развивайте память и внимание в устном счете. За 30 дней научим считать в уме сложные примеры в уме на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и так далее.

Деньги и мышление миллионера

Заключение

Развивайте и тренируйте свою память, занимайтесь упражнениями каждый день по 30-40 минут и вы сразу заметите прогресс. Даже если у вас нет времени, ищите простые примеры из жизни по пути домой или по пути на работу, запоминайте номера домов, номера машин, цены в магазинах и так далее. Желаем вам удачи.

Привет всем моим читателям! Мы с вами каждый день чему-то учимся, развиваемся, открываем мир для себя и идем к своим высоким целям. Для этого нам нужны не только упорство и энергия, но и хорошая память. Мозг нужно постоянно тренировать и держать в тонусе. В развитие памяти упражнения помогают лучше всего.

Особенности памяти человека

Вы помните, сколько стихов вы учили в школьное время? Учить стихи нужно не только для того, чтобы привить любовь к литературе. Таким образом развивается память.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

ТОП 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей


Развить память – это то же, что и накачать пресс. Процесс требует упражнений и постоянных тренировок.

Следующие задания помогут вам вернуть свой мозг в тонус и научиться запоминать даже большие объемы информации.

Итак, показываю самые эффективные упражнения:

1.Опишите картинку

Это простое упражнение для зрительного восприятия. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее 3 минуты. Потом отвернитесь или закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Попросите кого-то проконтролировать вас. После проверки проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день. А лежать на диване и смотреть на картинки – это совершенно несложно.

2.Даты

Для многих людей запомнить дату или номер телефона очень сложно. А все потому, что мало тренировок. Откройте учебник по истории и выберите 10 любых дат. Пытайтесь их запомнить. Стройте ассоциации, запоминайте зрительно. И со временем вы будете всех удивлять своими способностями.

3.Ассоциации

Чтобы было легче запоминать числа, нужно придумать к каждой цифре ассоциацию. Напишите на листе цифры от 0 до 10. Потом придумайте и подпишите, на что похожа каждая из них. Например, 8 – это снеговик, а 0 – яйцо. Дальше попытайтесь записать свой номер телефона, но не цифрами, а этими ассоциациями.

4.Животные

Найдите картинку с изображением разных животных: от бабочки до слона. Посмотрите на иллюстрацию и попытайтесь запомнить всех представителей фауны. Дальше возьмите лист бумаги и напишите их названия, но в алфавитном порядке. Делайте это раз в день, пока не получится 100% результат.

5.Стихи

Ну что, вернемся в школу? Учить стихи – это простой, но эффективный метод, проверенный годами. Школьники вечерами страдали над книжками, чтобы развивать память. То же придется делать и вам. Выберите любимого автора, чьи произведения вам нравятся. Читайте определенный стих много раз в день: в маршрутке, на работе, перед сном. Потом пытайтесь его кому-то рассказать. Делайте это с разными стихотворениями. Через время вы заметите, что стали их запоминать гораздо быстрее. Таким образом и память станет лучше, и хобби появится.

6.Слова

Это отличный метод и развивать ум, и изучать язык. А как известно, выучить язык без умения запоминать информацию невозможно. Напишите на маленьких бумажках слова и расклейте их по дому. Ежедневно обращайте на них внимание и пытайтесь повторять вслух. Таким образом вы тренируетесь и учите новые слова. Такую систему рекомендуют даже учителя по иностранному языку.

7.Пары

Для повышения концентрации внимания и умения запоминать существует много игр. Одна из них – это «Пары». Суть в том, что перед вами, к примеру, 16 перевернутых карточек. Их нужно разворачивать по очереди и запоминать. А потом ваша задача – найти их пары. Например, две бабочки, два мячика. Такое приложение можно найти онлайн или же скачать на телефон и тренироваться где угодно.

8.Чтение вслух

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок. Помните, как в школе мы пересказывали целые параграфы? Оказывается, это было не зря.

9.Подслушано

Это даже веселое и всем доступное занятие. По дороге на работу в маршрутке слушайте разговоры людей. А потом пытайтесь запомнить отрывки из них. Если вы ездите на машине, то делайте то же самое с радио. Прослушайте новости, рекламу, а потом расскажите о них своим коллегам.

10.Интернет

Wikium – полезный сайт , где легко и удобно заниматься развитием ума. Здесь собраны лучшие упражнения и тренажеры для тренировок. Находясь на сайте, легко заниматься в любое для вас время. Викиум.ру – это сайт для развития мозга в комплексе. Можно улучшить память, внимание и концентрацию одновременно.

Заключение

Как видите, способов и возможностей достаточно, чтобы начать работать над собой. Кроме того, есть большое количество тренингов, где можно работать над собой с другими людьми, при этом общаясь и веселясь.

А на сегодня все. Надеюсь, вы узнали много нового и полезного. Успехов вам и до встречи!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг ленив и неповоротлив. Если нагружать его однотипными и привычными задачами, он быстро "тупеет" и теряет способность действовать быстро. Шестеренки в голове начинают крутиться медленнее и со скрипом.

сайт нашел 15 сайтов, где много разных тренажеров для мозга. При помощи задач, упражнений и игр сегодня потренируем память, завтра логику. А получим красивый и подтянутый ум.

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество ваших памяти, мышления, внимания. На основании этих результатов вы получаете программу тренировок. Опять-таки есть платный уровень, где обещается больше возможностей.

Этот сайт встречает нас фразой: "Нет людей с плохой памятью. Есть люди, которые не умеют ею пользоваться". Выполняя несложные упражнения, можно развить память, получить навыки в запоминании чисел, слов и текстов, развить внимание и образное мышление. Также на сайте есть небольшие статьи с полезными советами.

На сайте можно проверить память и пройти онлайн-тренировку внимания, концентрации, реакции и других функций мозга с помощью программ и игр. Есть подробная теоретическая часть, рассказывающая о том, что такое мозг и как поддержать его в хорошем состоянии.

На этом сайте всего один тренажер для мозга - задачка N-назад. Это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. Суть игры: пользователь видит квадратики в ячейках матрицы и слышит буквы. При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций (1, 2, 3...) назад.

Игры, выложенные на этом сайте, призваны тренировать память, скорость, гибкость мышления, вычислительные навыки. Прежде чем начать тренировки, нужно будет определить те возможности ума, которые хочется развить в первую очередь. Это определит выбор упражнений для тренировок.

Еще один сайт с логическими играми, головоломками, упражнениями для развития памяти и паззлами для развития внимательности. Девиз - "Прокачай свой мозг".

На сайте "Занимательная педагогика" есть интересный тест, пройдя который, можно определить возраст своего мозга.

Это сайт о возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта. Здесь рассказывают о том, как устроена наша голова, как там все работает, и дают советы, как ускорить эту работу. Например, есть статья "Как улучшить кратковременную память", задачки на логику и многое другое.

Онлайн-игра на развитие скорости счета. Есть несколько режимов: тренировочный, где не ведется подсчет времени; марафон - нужно как можно быстрее ответить на 20 вопросов; безошибочный, где игра длится аж две минуты, но при этом нельзя допустить ни одной ошибки, и другие.

Если английский вам почти как родной, можно зависнуть на этой платформе. Здесь есть тесты на моторные навыки, вербальные, на переключение контекста, на краткосрочную память, на время реакции, визуальное восприятие и многие другие. При этом пользователи могут не только тренировать свой мозг, но и участвовать в разных исследованиях.

В разделе "Форма ума" сайт предлагает разные веселые упражнения и головоломки для тренировки памяти, внимания, воображения, скорости и гибкости ума. Можно и просто повеселиться - например, есть смешная головоломка "Семечко", где логику происходящего теряешь где-то на пятом-шестом шаге.

Онлайн-игры на развитие памяти, тренировку наблюдательности, на зрительную память.

На Brainexer есть самые разные упражнения: задачи на концентрацию, сортировку, переключение, группы и списки слов, арифметические операции, пропущенные числа, подсчет символов, нахождение пути и др. Одно из особенно интересных упражнений – «Эффект Струпа». Обязательно пощелкайте.

Некоторые люди искренне считают, что в эпоху информационных технологий и гаджетов незачем запоминать много информации, если ее можно найти в записной книжке телефона или в интернете. Другие парируют: представьте на минутку хирурга, который говорит в операционной: «Оk, Гугл, как провести операцию по удалению аппендикса?». Конечно, подобные примеры кажутся преувеличенными, однако запросы в поисковых системах типа «как тренировать память и внимание у взрослых» — не такая уж редкость. Хорошая память все еще остается ценным качеством человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Долгое время память считалась похожей на большую картотеку, а процесс ослабления воспоминаний с течением времени сравнивался с обесцвечиванием чернил на записях картотеки. Однако сейчас такой подход утратил свою актуальность, ведь не существует единственного участка мозга, отвечающего за запоминание и воспроизведение воспоминаний.

«Если память где-нибудь и находится, то повсюду» — считает всемирно известный нидерландский нейробиолог Дик Свааб.

Механизмы памяти не до конца изучены, единственное, в чем ученые сходятся во мнениях – эту функцию мозга можно развивать, как и все остальные. Не секрет, что этим занимались еще древнегреческие мыслители. Некоторые упражнения для развития памяти дошли до наших времен через тысячи лет, другие появились совсем недавно. Предлагаем вашему вниманию популярные способы тренировки мыслительных процессов, которые повысят скорость и качество запоминания нужной информации.

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

  • Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

  • Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

  • Не курите.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

  • Откажитесь от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

  • Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Тесты на запоминание

Прежде чем начать выполнять упражнения для тренировки памяти, можно пройти тестовое задание, которое покажет, насколько эффективно вы пользуетесь памятью на данном этапе.

Итак, перед вами список из 20-ти слов, не связанных между собой.

Чайник, Кресло, Пианино, Лодка, Мыло, Апельсин, Ковер, Буква, Машина, Ручей, Пробка, Оружие, Туфля, Брошка, Сумка, Крыло, Картина, Цветок, Миксер, Медаль.

Перечень слов нужно изучить в течение полутора минут, а затем постараться записать их по порядку. Далее, подсчитайте, сколько слов удалось правильно запомнить.

  • 18-20 слов – великолепный результат.
  • 17-15 – хороший показатель.
  • 14-10 – удовлетворительный результат.
  • Менее 10 – вы не используете все ресурсы памяти, но показатель можно улучшить.

В таком виде это задание считается проверкой визуального восприятия, но с его помощью также можно протестировать и слуховую память. Для этого нужно, чтобы слова кто-то произносил вслух.

Еще одну проверку зрительной памяти можно пройти с помощью картинки, расположенной ниже. Внимательно изучите ее в течение минуты, а после назовите предметы, изображенные на ней, в любом порядке.

  • Если вы назвали 18-20 предметов – у вас замечательная кратковременная зрительная память.
  • 17-15 баллов – похвальный результат, с помощью упражнений объем визуальной памяти можно расширить еще больше.
  • 14-11 баллов – неплохой показатель, но есть куда стремиться.
  • 10-5 баллов – средний результат, возможно, нужно было лучше сосредоточиться над поставленной задачей.
  • От 1 до 4 баллов – ваша сильная сторона – явно не зрительная память, придется ее усердно тренировать, ведь глазами мы воспринимаем очень много информации.

Законы памяти

Развитие любого вида памяти у взрослых – процесс, зависящий не только от времени, потраченного на обучение эффективным методикам, но и от понимания законов памяти. Это опорные точки, которые помогут не заблудиться в лабиринте мыслительной деятельности.

  • Невозможно запомнить что-то непонятное.

Чтобы информация отложилась в мозгу надолго, ее необходимо осознать. Человек способен запоминать слова, значение которых он знает.

  • Ассоциативное мышление – помощник запоминания.

Ассоциативное восприятие построено на том, что новый образ вызывает из памяти уже существующий в сознании. Ассоциации могут строиться на смежности (зима и снег), контрасте (белый и черный) и других показателях, но для лучшего запоминания иногда требуется отключить логическое мышление в пользу фантазии. В памяти остаются ассоциации:

  • яркие, необычные, даже абсурдные;
  • эмоциональные (смешные, грустные, удивительные);
  • созданные с помощью всех органов чувств;
  • находящиеся в движении.

  • Обманите магическую семерку.

Ученый-психолог Миллер доказал, что кратковременная память способна вместить 7 плюс/минус 2 единицы данных. Как натренировать память, чтобы добиться улучшения этого показателя хотя бы вдвое? Все просто. Пропускайте мимо лишнее и группируйте необходимую информацию.

  • Настройтесь.

Не говорите: «У меня никудышная память». Скажите: «Я это обязательно вспомню».

  • Повторяйте правильно.

Развитие памяти и внимания у взрослых невозможно без умения правильно повторять выученное. Действенный алгоритм запоминания навсегда такой:

  • повторите информацию сразу после выучивания;
  • затем через 15-20 минут;
  • перед сном через 6-8 часов;
  • на следующий день;
  • через неделю;
  • через месяц.

Расширяем возможности запоминания

Натренировать память нельзя за одно занятие, даже если оно входит в самый популярный и дорогостоящий курс, проводимый дипломированным психологом.

Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.

Соощущения

Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?

Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.

Тренируем внимание

Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном. Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день.

Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.

Запоминаем тексты с помощью пиктограмм

Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок. Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина.

Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».

Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».

Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.

Пиктограммы сможет нарисовать даже тот, кто не смыслит в рисовании, ведь нужно изобразить просто схематический значок для каждого слова.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook