Президент рф является главой федерального собрания. Органы государственной власти в россии

Ключевые слова: полномочия, Президент, РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с : 1) формированием федеральных органов государственной власти; 2) участием в законотворчестве ; 3) функционированием исполнительных органов государственной власти; 4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ ; 5) внешней политикой и обороной ; 6) иными сферами государственной деятельности.

Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.

1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти , посредством деятельности которых реализуются функции государства.

Значительный объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами: 1) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенным влиянием на формирование федеральных органов государственной власти; 2) составляющий одну из основ конституционного строя РФ принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти РФ был обязан своим "рождением" только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал; 3) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128 ). В порядке, установленном ФЗ, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок формирования федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти. С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ , ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. "г" ст. 83 Конституции ). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, может представлять кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека.

2. На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84 ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции). При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу , т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями). В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и проч.

Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде РФ , Положение об обеспечении деятельности которого утверждено Указом от 31 декабря 1996 г.

3. Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент "руководит деятельностью Совета Министров", не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства . Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента. Под системой понимается определение видов этих органов. Так, Указом от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 15 февраля 2007 г.) установлено, что в эту систему входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности . Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является фед. органом испол-ой власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Фед. служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является фед. органом испол-ой власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, т.е. устанавливает конкретный их перечень. Эта структура утверждается каждым новым Президентом при решении вопроса о формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, т.е. устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придается органам, каково число заместителей Председателя Правительства. Этим же указом фиксируется конкретный перечень действующих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств и других органов. Последний Указ такого рода был принят Президентом 20 мая 2004 г. (в ред. от 12 марта 2007 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Президент в соответствии с Конституцией, ФКЗ, ФЗ руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти . Среди них: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы: фельдъегерская; внешней разведки; безопасности; охраны; по контролю за оборотом наркотиков; Управление делами Президента; Главное управление специальных программ Президента. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности . Правительство координирует деятельность названных органов.

4. Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ ).

В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет РФ , а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Обеспечение единства правового пространства РФ является важной функцией Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Необходимой предпосылкой реализации этой задачи является создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федеральный регистр ), ведение которого возложено на МинЮст РФ.

5. Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.

Президент РФ утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции ). С соблюдением последнего условия Президент РФ уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции ). Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. и ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. В первом конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

6. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших специальных званий; осуществление помилования. Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 28 июня 2005 г.) утверждено Положение о государственных наградах РФ.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ. Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам . Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Учреждены следующие государственные награды РФ : звание Героя РФ; ордена - "За заслуги перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

В названном выше Положении изложены статуты орденов и положения о медалях, знаке отличия и их описание. В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и утверждены Положения о почетных званиях , а Распоряжением Президента от 3 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям РФ.

Ст. 80 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации.

В основные полномочия Президента РФ как главы государства и фактического главы исполнительной власти входят такие полномочия:

1. В области международных отношений: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры , назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. В области выборов и референдумов: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы и всероссийские референдумы .

4. В области безопасности и обороны: Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности .

5. В области правосудия и прокурорского надзора: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда , Верховного Суда , Высшего Арбитражного Суда , а также судей других федеральных судов, представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ.

6. Полномочия Президента РФ как фактического главы исполнительной власти заключаются в том, что он назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, направлять и контролировать его деятельность. Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ исполняют свои полномочия федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

7. Полномочия Президента, связанные с формированием федеральных органов гос. власти и участием их деятельности:

1) Назначает с согласия ГД РФ Председателя Правительства (ч. 2 ст. 111). В случае отклонения (3 раза) Президент либо самостоятельно назначает Председателя Правительства, либо распустить ГД РФ.

2) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

3) Принимает решение об отставке Правительства

4) По предложению Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров

5) Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности:

Судей КС РФ;

Судей ВС РФ;

Судей ВАС РФ;

Генерального Прокурора РФ;

Назначает Судей иных Федеральных Судов; Вносит в Совет Федерации предложения об отставке Генерального Прокурора РФ.

6) Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

7) Формирует Администрацию Президента РФ.


8) Назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ: представительства в органах власти (В ГД РФ, СФ РФ, КС РФ) и территориальные представительства (федеральные округа).

8. Полномочия, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ:

1) Назначает выборы в ГД РФ;

2) Распускает ГД РФ в случаях и порядке, установленных КРФ:

После 3-х кратного отклонения кандидатуры Премьер-Министра;

В случае, если ГД РФ в течении 3-х месяцев повторно выражает недоверие Правительству;

В случае, если ГД РФ отказывает в доверии Правительству (ч.3,4 ст. 111 КРФ);

3) Назначает референдум, в порядке установленным ФЗ РФ;

4) Вносит законопроекты в ГД РФ;

5) Подписывает и обнародует ФЗ;

6) Обладает Президентским правом вето.

7) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (п.е ст.84 КРФ).

9. Полномочия в области внешней политики:

1) Осуществляет руководство внешней политики РФ;

2) Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;

3) Подписывает ратифицированные грамоты (документ);

4) Принимает верительные грамоты, отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представительств;

5) Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ, полномочных представителей дипломатического корпуса РФ в иностранных государствах и мн организациях.

Полномочия в области военной и гос. безопасности:

1) Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации;

2) В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военные положения с незамедлительным сообщением Палатам ФС РФ.

3) При обстоятельствах и в порядке предусмотренном ФКЗ вводит на территории РФ и отдельных местностях чрезвычайное положение (под контролем ФС РФ).

10. Иные полномочия Президента:

1) Решение вопроса гражданства РФ и предоставление политического убежища;

2) Награждает гос. наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и специальные звания;

3) Осуществляет помилование;

4) Издаёт акты, предусмотренные КРФ;

Указы по наиболее важным и общим вопросам деятельности главы государства: НПА (неопределённый круг лиц) и индивидуально-правовые (конкретной группы лиц, или одного лица);

Распоряжения по иным вопросам. Могут быть индивидуально-правовыми.

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственный совет РФ

    Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации .

    Он был образован в 2000 г.

    Государственный совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти .

    Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это

    Членами Государственного совета РФ являются:

    • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
    • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
    • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
    • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
    • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
    • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности .

    Основными задачами совета выступают:

    • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
    • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
    • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
    • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
    • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
    • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
    • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение .

    Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.

    Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

    • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
    • председательствует на заседаниях совета и президиума;
    • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
    • дает поручения членам и секретарю Государственного совета РФ .

    Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

    • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
    • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
    • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
    • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
    • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
    • исполняет иные поручения председателя госсовета .

    Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь.

    В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца.

    Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ. Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета.

    Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться учеными и специалистами на договорной основе.
    Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания.

    П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).
    П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    О назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о полномочиях главы государства.

    Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 основного закона президент России имеет статус «главы государства», «гаранта» конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство РФ ; законодательная - Федеральное собрание РФ; судебная - суды РФ).

    При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей конституции и федеральных законов. Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

    Национальная безопасность

    Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

    В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

    Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ . В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

    Внешняя политика

    Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

    Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ . После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

    Исполнительная власть

    Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу , Федеральное архивное агентство и др.

    Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.

    Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

    Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ , а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

    Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

    Законодательная власть

    Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства.

    По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

    С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ).

    Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

    Если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;

    Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;

    Если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

    Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов. В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

    Другие полномочия

    Российский президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям РФ. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор. К компетенции главы государства также относится награждение граждан РФ орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

    Процедура импичмента (отрешения от должности)

    Согласно конституции, президент РФ обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношение высшего должностного лица выдвигает Государственная дума (две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.



    Глава 4. Президент Российской Федерации

    Статья 80

    1. Президент Российской Федерации является главой государства.

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Статья 81

    1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    Статья 82

    1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
    "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

    2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Статья 83



    а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

    в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

    е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

    ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

    з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

    и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

    к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

    л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

    м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Статья 84

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

    б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

    в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

    г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

    д) подписывает и обнародует федеральные законы;

    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Статья 85

    1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Статья 86

    Президент Российской Федерации:

    а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

    б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

    в) подписывает ратификационные грамоты;

    г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

    Статья 87

    1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

    Статья 88

    Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Статья 89

    Президент Российской Федерации:

    а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

    б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

    в) осуществляет помилование.

    Статья 90

    1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

    2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Статья 91

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

    Статья 92

    1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

    2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

    Статья 93

    1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

    2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

    3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook