Женские характеры в драме островского гроза. Женские образы в произведении Островского на примере пьес "Гроза" и "Бесприданница"

Александр Николаевич Островский - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы «Гроза» и «Бесприданница». Обе пьесы посвящены проблеме положения женщины в обществе, которая обыгрывается на двух наиболее значимых женских образах произведений: Ларисе Огудаловой и Катерине Кабановой.

Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.

Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.

Таким образом, внутренний конфликт, назревающий в обеих героинях, который позже превращается в протест против общества, имеет под собой разную почву. В случае Катерины, это протест жертвы тирании против самих тиранов; Лариса же выступает против «торговли» человеческими чувствами и потребительского отношения к личности. Обе девушки, так яро стремившиеся к свободе, в конечном итоге ее достигают, но какой ценой?

Женские характеры в драме "Гроза"

Когда-то Добролюбов назвал главную героиню драмы “Гроза” Катерину “лучом света в темном царстве”. Еще раньше, анализируя пьесы Островского, созданные в первой половине 60-х гг, “Свои люди - сочтемся”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”, он определил и само понятие “темного царства” - для критика оно было синонимом патриархального уклада жизни, в наибольшей степени сохранявшегося именно в среде русского купечества. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к атому миру и всецело противопоставлена ему, и потому из всех женских персонажей в драме, да и не только женских, лишь она одна является персонажем положительным. Добролюбов создал черно-белую картину “темного царства”, в котором нет и не может быть ничего положительного, светлого, и противопоставил женские персонажи друг другу по принципу их принадлежности или непринадлежности этому миру. Но устраивала ли Островского подобная трактовка, был ли он согласен с определением понятия “темное царство” и противопоставлением действующих лиц под углом зрения Добролюбова? Думаю, что такая точка зрения была упрощением той картины, которую создал драматург.

Из полудесятка женских персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины. Это два основных, во многом противоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателя и зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Как видно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того” она немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что и в доме Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха во всем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, и ждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикому принадлежит к типу самодуров. Такая “самодурная пара” в драме была бы избыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ - художественно уникален. Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он больше соответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабанова значительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью или капризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила - святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в ее словах - образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; в отношении Кабанихи Островский куда менее многословен.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать, что Кабаниха в “Грозе” (так же, как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру - в его первоначальном значении - в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальные персонажи драмы. Художественное назначение последних - обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне, насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления - приспосабливается к ситуации, принимает “правила игры” в “темном царстве”, в котором всё построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу: “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

В Феклуше представляет собой еще один аспект в изображении умирающего патриархального мира: это невежество, стремление по-своему объяснить непонятное, причем объяснить так, чтобы немедленно обнаружилось превосходство своего, то есть превосходство защищаемых догм. Феклуша - жалкое подобие древних странниц, которые когда-то бродили по Руси и были распространительницами новостей, источником чудесных сказаний и особой одухотворенности. В “темном царстве” диких в Феклуше тоже нуждаются, но не за этим: Глаше, девке в доме Кабановой, она нужна для того, чтобы удовлетворить естественное любопытство и скрасить скуку однообразной жизни, Кабанихе - чтобы было кому посетовать на губительные перемены и утвердиться в превосходстве своего перед всем иноземным. Этот образ стал почти фарсовым, не способным вызвать в читателе и зрителе никаких положительных эмоций.

Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое место системе персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темного царства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катерина представляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал или отвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша - типы характеров, ярко проявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомы его глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им, не является органической чертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

А.Н. Островский очень долго искал главных героев своих пьес «Гроза» и «Бесприданница». Он перебрал много вариантов, ему нужен был такой герой который бы, одновременно вызывал у читателя: призрение, жалость, восторг и сочувствие. И как говорится «кто ищет тот всегда найдет», вот и Островский, нашел что хотел. И мне кажется, что он не зря так нательно выбирал главных героинь, так как они действительно подходят под эти роли, пусть это будет хоть главная героиня повести «гроза»- Катерина, хоть главная героиня повести «бесприданница» - Лариса. Они обе очень интересные персонажи, в какой-то степени даже очень похожи, но сказать что, они одинаковы нельзя, так как это не так.

В повести «гроза» на долю главной героини Катерине выпала не сладкая учесть. Да в начале мы видим верную, любящею своего мужа жену, можно даже сказать сноху, которая пытается найти общи язык с матерью мужа, т.е. со свекровью. Но потом когда мы начинаем узнавать о Катерине, все больше и больше нового, то мы начинаем понимать что она вовсе не любит своего мужа, хранит верность только потому, что знает что это ее обязанность. А со свекровью пытается не конфликтовать лишь для того чтобы ей хоть немного было легче жить, в доме где одни скандалы, и которые конечно же не проходили без присутствия ворчливой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой.

И вот мы видим, что только вроде бы Катерина находит свое счастье, влюбляется. Но и здесь ей быть счастливой не дано, так как она замужем и не о чем таком не может быть и речи. Но все же она идет против правил и изменяет мужу с молодым человеком Борисам Григорьевичем. Так же мы видим, что Катерина не смогла жить с таким грехом на душе, и призналась публично в своей измене. Конечно же ее почти некто не понял и отнесся к ней с призрением. От стыда она хочет уехать с Борисом, которого любит, но он отказывает ей и уезжает один. А Катерина решает покончить жизнь самоубийством и прыгает со скалы.

Что касается повести «Бесприданница» то здесь главной героине Ларисе легче, так как она не замужем и в полне свободная девушка. Но почему-то это ей не мешает портить свою жизнь, хотя бы тем что, она дает согласие на замужество тому, кого не капельки не любит. А любит она своего бывшего жениха Паратова который бросил ее и уехал. И вернулся лишь тогда, когда Лариса уже почти была замужней девушкой. И как не трудно догадаться, конечно же портит жизнь и Ларисе, и ее жениху Карандышеву. Паратов обманывает наивную Ларису, можно даже сказать просто пользуется ею как игрушкой. И конечно же бросает и вовсе не собирается женится на ней, как он ее обещал это ранее. И она остается одна, несчастная и обманутая. Так как Лариса изменила своему жениху, она теперь не может вернутся к нему обратно, да и к тому же сам Карандышев уже знает обо всем и в гневе разыскивает Паратова и Ларису. А Лариса тем временем в отчаянии подходит к обрыву и хочет покончить с жизнью самоубийством, но не решается на это, и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» И проходят, какие- то минуты и ее желание воплощается в жизнь. А точней Лариса погибает от руки ее обманутого жениха Карандышыва.

И так, лично я считаю что пьесы «ГРОЗА» и «БЕСПРИДАННИЦА» не так уж и похожи, а точней похожи лишь тем, что обе главные героини в конце пьес трагически погибают. А так по самой сути эти две пьесы совершенно разные и судьбы Катерины и Ларисы совсем не похожи.

Конечно если бы эти события происходили в наше время, то возможно финалы пьес «Г» и «Б» сложились бы совсем иначи.

Часть из них давно утратила актуальность в силу изменения исторических реалий. Но это не мешает по-прежнему находить жизненную правду в прекрасных диалогах и характерах. Одна из величайших драм, которые поныне волнуют сердца читателей и поклонников театра, - пьеса, которую создал А. Н. Островский, «Гроза». Противостояние эмоциональной, вспыльчивой и тонко чувствующей девушки Катерины патриархальной семье и в наше время находит множество откликов в душах людей. Прежде всего потому, что это трагедия человеческих чувств, которая в той или иной форме оживает в каждом поколении и при любом социальном строе.

Катерина и ее окружение

Катерина Кабанова - центральный персонаж пьесы «Гроза». Островский изобразил ее крайне цельной личностью. Ее первые же слова в диалоге со свекровью многое говорят: Катя явно очень прямая, честная и не умеющая кривить душой девушка. Услышав косвенные нападки в разговоре о себе, она тут же вмешивается, чтобы прояснить ситуацию. И в достаточно прямой, хоть и доброжелательной манере разрешить конфликт лицом к лицу с его зачинщицей. Но не таковы остальные члены семьи Кабановых. Деспотичная свекровь ни в коей мере не нуждается в том, чтобы с ней говорили прямо и открыто. Разделять и властвовать в своем доме ей помогает как раз атмосфера недомолвок, скрытая вражда и умение тонко и незаметно провоцировать. Вот уж действительно «темное царство»! Открытый разговор, выяснение отношений без привлечения третьих лиц и стремление жить в согласии здесь абсолютно не в ходу. Лицемерная Варвара и робкий послушный Тихон ничего не могут сделать, чтобы изменить раз и навсегда заведенный Кабановой порядок вещей. Выводя на сцену немногочисленных героев драмы «Гроза», Островский живописал их очень тщательно, и наделил каждого ярким узнаваемым характером.

Существовали ли альтернативы?

Выйдя замуж и полюбив другого человека, Катерина сама захлопнула ловушку, которая и привела ее к трагическому концу. Но даже если бы не вовремя возникшее чувство к другому мужчине не привело ее к душевному кризису и самоубийству, слабо верится в то, что ее жизнь могла бы сложиться счастливо. Невозможность вписаться ни в существующий патриархальный строй, ни в погрязшую во лжи и лицемерии семью мужа - все это рано или поздно привело бы к краху, метафорой которого и служит надвигающаяся гроза. Островский мастерски создал буквально несколькими ремарками гнетущую атмосферу и показал приближение развязки трагедии, которая назревала в душе главной героини.

Двуличие - единственная альтернатива

Изначально воспитанная остро противиться всякому двоемыслию Катерина не привыкла что-то таить и скрывать от близких людей. Варвара, сестра ее мужа, в этом смысле - ее полная противоположность. Она, по ее собственному признанию, давно поняла, «в каком доме живет», и научилась врать строгой матери и бесхарактерному брату Тихону. Катерина же преувеличенно не приемлет никакой лжи - даже свою собственную совесть она постоянно подвергает строгим допросам. Естественно, для нее даже смерть оказывается ближе, чем двойная жизнь, в которой нашлось бы место любовнику. Такой экстремально правдивой изобразил ее Островский. «Гроза» в сокращении даст представление о сюжете и характерах, познакомит с самыми яркими диалогами. Но чтобы составить объективное суждение о произведении, лучше прочесть его в полном варианте. Таким, каким изначально создана «Гроза». Островский, без сомнения, - прекрасный драматург, и чтение подарит минуты удовольствия всем любителям хорошей драмы.

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook