"Герой нашего времени": становление жанра. Определение жанра произведения Лермонтова «Герой нашего времени Основные действующие лица

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сцеплений роковых.
В.Я.Брюсов

По жанру «Герой нашего времени» — роман, в котором раскрываются социальные, психологические и философские проблемы российского общества 30 — 40-х годов XIX века. Тема произведения — изображение общественной ситуации в период николаевской реакции, которая наступила после разгрома декабристов. Эта эпоха характеризовалась отсутствием значимых общественных идей, способных объединить передовых людей России. Общественные идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями и уточнены в соответствии с новыми историческими обстоятельствами, сложившимися после подавления восстания на Сенатской площади. Но к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были детьми или младшими братьями декабристов), русское общество ещё не выработало новых идеалов. Из-за этого молодые энергичные люди нового поколения чувствуют свою ненужность, то есть ощущают себя «лишними», хотя они принципиально отличаются от «лишних» молодых людей поколения Евгения Онегина.

Социальная идея романа выражена в названии — «Герой нашего времени». Название это весьма иронично, так как Печорин мало похож на привычного для того времени благородного литературного героя. Он занят мелкими авантюрами (разрушает перевалочный пункт контрабандистов в Тамани), активно устраивает свои сердечные дела (добивается любви всех приглянувшихся ему женщин, а потом жестоко играет их чувствами), стреляется с Грушницким, совершает немыслимые по смелости поступки (обезоруживает казака — убийцу Вулича). Иными словами, свои незаурядные душевные силы и таланты он тратит на пустяки, без злобы ломает чужие жизни, а потом сравнивает себя в романтическом духе стопором судьбы, но при этом мучается своей ненужностью, одиночеством, безверием. Поэтому Печорина часто называют «антигероем».

Главный герой романа вызывает недоумение, даже осуждение у читателя. Но почему? Чем он хуже окружающих его второстепенных персонажей? Представители «водяного общества» (Грушницкий, драгунский капитан и их товарищи) тоже проматывают жизнь: веселятся в ресторанах, флиртуют с дамами, сводят мелкие счёты между собой. Мелкие, потому что на серьёзные конфликты и принципиальное противостояние не способны. То есть между Печориным и людьми его круга внешне нет особых различий, но по сути главный герой, конечно, на голову выше всех окружающих: он тяжело переживает свои поступки, которые приносят окружающим одни неприятности, а иногда даже беды (смерть Бэлы, Грушницкого). Следовательно, Лермонтов описал в романе «общественную болезнь» своего поколения, то есть выразил серьёзное общественное содержание.

«Герой нашего времени» — психологический роман, так как главное внимание автор уделяет изображению внутренней жизни Печорина. Для этого Лермонтов использует разные художественные приёмы. В повести «Максим Максимович» находится психологический портрет главного героя. Психологический портрет — это изображение души, характера человека через определённые детали его внешнего облика. Офицер-путешественник в Печорине отмечает сочетание контрастных черт. У него были светлые волосы, но тёмные ресницы и усы — признак породы, по мнению офицера-рассказчика. У Печорина была крепкая, стройная фигура (широкие плечи, тонкая талия), но, когда он сидел у ворот, ожидая Максима Максимовича, он согнулся так, как будто в его спине не было ни одной косточки. На вид ему было лет тридцать, а в улыбке сквозило что-то детское. Когда он ходил, не размахивал руками — признак скрытного нрава. Его глаза не смеялись, когда он смеялся, — признак постоянной грусти.

Лермонтов часто использует психологический пейзаж, то есть такой приём, когда душевное состояние героя изображается через его восприятие окружающего мира. Примеры психологических пейзажей можно увидеть в любой из пяти повестей романа, но наиболее ярким является пейзаж в «Княжне Мери», когда Печорин едет на дуэль с Грушницким и возвращается обратно. Печорин записывает в дневнике, что утро перед дуэлью запомнилось ему как самое прекрасное в жизни: лёгкий ветерок, ласковое раннее солнце, свежий воздух, блестящие росинки на каждом листке — всё создавало великолепную картину просыпающейся летней природы. Через два-три часа Печорин возвращался в город по той же дороге, но солнце светило для него тускло, лучи его не грели. Почему же один и тот же пейзаж воспринимается героем по-разному? Потому что, когда Печорин едет на дуэль, он вполне допускает, что может быть убит и что это утро — последнее в его жизни. Отсюда так чудесно выглядит для него окружающая природа. Печорин убивает на дуэли Грушницкого, и его тяжёлые переживания по этому поводу выражены через безрадостное, мрачное восприятие того же самого летнего утра.

Душевные движения героя автор передаёт через внутренние монологи из дневника Печорина. Конечно, дневник, строго говоря, и есть один большой внутренний монолог, но Печорин описывает памятные для себя и любопытные для читателя случаи из своей жизни. Иными словами, в трёх последних повестях можно отделить действие, диалоги, характеристики, пейзажи от собственно внутренних монологов автора дневника. Трагический внутренний монолог включён в описание вечера перед дуэлью. Допуская, что завтра он может быть убит, Печорин задаётся вопросом: «Зачем я жил? Для какой цели родился?.. А, верно, она была большая, ибо я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...» («Княжна Мери»). Этот внутренний монолог доказывает, что Печорин страдает от своей ненужности, что он несчастлив. В «Фаталисте», подводя итог своего опасного приключения, герой размышляет: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убеждён ли он в чём или нет?.. (...) Я люблю сомневаться во всём...». Здесь Печорин утверждает, что ему, в отличие от Вулича и Максима Максимовича, нужна свобода воли, свобода деятельности и он готов сам отвечать за свои поступки, а не ссылаться на судьбу.

Три повести из пяти («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») представляют собой дневник Печорина, то есть ещё один способ раскрытия «истории души» героя. В предисловии к «Журналу Печорина» автор обращает внимание читателей на то, что дневник писался только для самого героя, который не предполагал читать его друзьям, как Ж.-Ж.Руссо некогда поступил со своей «Исповедью». Это подсказка автора: рассуждениям Печорина из дневника вполне можно доверять, они не приукрашивают, но и не очерняют героя, то есть являются вполне честными свидетельствами мыслей и чувств Печорина.

Для раскрытия характера главного героя Лермонтов использует необычную композицию романа. Повести расположены с нарушением хронологической последовательности. Автор выстраивает повести, соблюдая постепенность в раскрытии характера героя своего времени. В повести «Бэла» о Печорине рассказывает Максим Максимович, человек внимательный и добросердечный, но по своему развитию и воспитанию очень далёкий от Печорина. Штабс-капитан не может объяснить характер главного героя, однако может отметить противоречивость его натуры и одновременно свою приязнь к этому странному человеку. В «Максиме Максимовиче» Печорина наблюдает офицер-путешественник, который принадлежит к тому же поколению и к тому же общественному кругу, что и герой. Этот офицер замечает (в психологическом портрете) противоречивость характера Печорина и понимает, хотя не оправдывает поведение героя в отношении Максима Максимовича. В журнале Печорин говорит сам о себе вполне откровенно, и читатель узнаёт, что герой глубоко несчастен, что его губительные для окружающих поступки не доставляют ему никакой радости, что он мечтает о другой жизни, содержательной и деятельной, но не находит её. Только в «Фаталисте» он совершает поступок, который можно оценить как деятельное добро: обезоруживает пьяного казака, предотвращая жертвы, которые могли бы быть, если бы урядник приказал брать избу штурмом.

Философское содержание романа касается нравственных вопросов человеческого существования: что такое человек, что он сам, помимо судьбы и Бога, может, какими должны быть его взаимоотношения с окружающими, в чём цель и счастье его жизни? Эти нравственные вопросы переплетаются с социальными: как социально-политические обстоятельства влияют на характер человека, может ли он сформироваться вопреки обстоятельствам? Лермонтов раскрывает сложную жизненную позицию героя своего (и не только своего) времени, который в начале романа представлен человеком беспринципным, жестоким, даже не эгоистом, а эгоцентристом; а в конце романа, в повести «Фаталист», после ареста пьяного казака, после рассуждений о смысле жизни, о судьбе раскрывается как человек глубокий, сложный, как трагический герой в высоком смысле слова. Печорину не дают покоя его ум и творческие способности. В дневнике он признаётся: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует» («Княжна Мери»), Однако никакого серьёзного дела у героя в жизни нет, поэтому он сам предвидит свой печальный финал: «... гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара» (там же).

Подводя итог, следует отметить, что «Герой нашего времени» является первым серьёзным социально-психологическим романом в русской литературе. В.Г.Белинский в статье «"Герой нашего времени", сочинение М.Лермонтова» (1840) утверждал, что в образе главного героя автор изобразил самого себя. Писатель же в предисловии к роману демонстративно отделил себя от Печорина, стал над ним. Нарушение временной последовательности событий, бодрый финал повести «Фаталист», который не согласуется с полным духовным опустошением Печорина, доказывают правоту автора, а не критика. Лермонтов отразил своё понимание эпохи николаевского «межвременья» и показал судьбу поколения, к которому принадлежал сам. В этом смысле содержание романа перекликается с идеей стихотворения «Дума» (1838):

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

«Герой нашего времени» является высоко художественным произведением, потому что автору удалось мастерски изобразить и философски осмыслить «историю души» незаурядного представителя своего (потерянного) поколения. Для этого Лермонтов использует самые разнообразные приёмы: психологический портрет, психологический пейзаж, внутренний монолог, форму дневника, необычную композицию.

С романа «Герой нашего времени» в русской литературе зарождается традиция социально-психологического романа, которая продолжится в творчестве И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Иными словами, зарождается традиция, которая станет гордостью всей русской литературы.

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".

"В первой моей молодости... - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", - признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" - говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" - это социально-психологический роман.

Чем же характерен этот жанр, каковы его особенности? Роман всегда ставит сложную жизненную проблему, которая требует широкого показа действительности в ее движении и развитии. Иными словами, в романе говорится о событиях, захватывающих большой отрезок времени; перед читателем проходит много действующих лиц, так или иначе причастных к этим событиям; судьбы и интересы героев сталкиваются и переплетаются; дается подробная картина социальной и бытовой среды, которая объясняет формирование характера и мировоззрения персонажей.

По художественному выполнению это Грушницкий стоит Максима Максимыча: подобно ему, это тип, представитель целого разряда людей, имя нарицательное. Грушницкий — идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностью, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиного глупостью. Вообще, «производить эффект» — его страсть. Он говорит вычурными фразами. Словом, это один из тех людей, которые особенно пленяют чувствительных, романтических барышень, один из тех людей, по прекрасному выражению автора записок, «которых не трогает просто-прекрасное и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».. . Но вот самая лучшая и полная характеристика таких людей, сделанная автором же журнала: «под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами,- иногда тем и другим…».

Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и в любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; самолюбие не допустило его послушаться голоса своей совести и увлечься своим добрым началом, чтобы признаться в заговоре; самолюбие заставило его, выстрелить в безоружного человека; то же самое самолюбие и сосредоточило всю силу его души в такую решительную минуту и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера: отсюда все его поступки, и, несмотря на кажущуюся силу его последнего поступка, он вышел прямо из слабости его характера».

Из статьи «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова»

О жанре романа «Герой нашего времени»

Другие сочинения по теме:

  1. Буря случается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса»,...
  2. В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в...
  3. Цель: продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать разнообразие женских...
  4. Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед...
  5. Проза Лермонтова — и в особенности «Герой нашего времени» — сейчас хорошо освещенная область его творчества. Работу исследователя первым начал...
  6. Изучение творческой истории таких образов, как, например, Вернер, действующие лица «Тамани», Казбич, Грушницкий — представляет для нас большой интерес, так...
  7. Особенность лермонтовского романа вытекает, по мнению критика, из «глубокого знания» автором «человеческого сердца и современного общества». В романе «один герой...
  8. Полемика вокруг романа Лермонтова легко может превратиться в бесплодный догматический спор, если у спорящих отсутствует определенность понятий. Понятие «романтизм» всегда...
  9. Герой романа — человек сильной воли, отважный, который не прячется от опасности, а смело смотрит вперед и идет навстречу бурям...
  10. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина...
  11. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография...
  12. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у...
  13. В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  14. Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Еще Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина,...
  15. «Герой нашего времени» не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить «биографию души» Печорина в...
  16. Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии...
  17. По замыслу Лермонтова, Печорин — тип «современного человека», которого автор «понимает» и которого «слишком часто встречал». Белинский назвал Печорина «Онегиным...
  18. Сочинения по литературе: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени печорин и вулич. В судьбе каждого великого...
  19. В романе «Герой нашего времени» три путешественника: первый — герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, «который до половины был...

Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.

Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.

Жанровое своеобразие романа

«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.

Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.

Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.

Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.

Тест по произведению

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В «Герое нашего времени» проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе «роковые тайны». Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил «водяное общество» Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал». В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет «все выгоды» Грушницкому, в душе которого «могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему».

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его «совершенно со всеми… мелкими слабостями, дурными страстями». Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. «С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. «Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает», - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет «роль топора в руках судьбы». Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой «мирных» контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

«В первой моей молодости… - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели». Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце «оставалось пусто»; занялся науками, но скоро понял, что «ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким». «Тогда мне стало скучно», - признается Печорин и приходит к выводу: "… во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?» Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. «Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу».

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «историю души человеческой». «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook