Главная героиня романа рудин. Первый роман Тургенева: Рудин

Роман «Рудин»

Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.

Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы - Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, - люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, для его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».

Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается…». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.

Рудин - один из лучших представителей культурного дворянства. Он получил образование в Германии, как Михаил Бакунин, послуживший его прототипом, и как сам Тургенев. Характер Рудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. Появившись в усадьбе помещицы Ласунской, он сразу очаровывает присутствующих. «Рудин владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?».

Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения - поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию - любви. Это чувство у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» - Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает - Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала.

В русской жизни ему суждено остаться странником. Его судьбе вторит другой образ странника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…».

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это - Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конёк - нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской - совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное, но выразительное и умное лицо.

Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на «высокие материи», на абстрактные истины, что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убеждён ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своём. Тогда новый гость спрашивает: «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай».

Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет своё новое «приобретение» в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостаёт красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям - и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку «владел едва ли не высшей музыкой красноречия».

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалёку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твёрдо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.

Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо, убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографии Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросах по-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но занимает у хозяйки и Волынцева - и остаётся.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у неё самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается «святая искра восторга».

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счёт, но главная его беда в том, что, воспламеняя других, сам он остаётся холоден, как лёд, нимало не помышляя о том, что его слова «могут смутить, погубить молодое сердце».

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживлённой беседы становится именно Волынцев - и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от неё добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя. Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею. Раздражённый и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным... Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединённом месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести «насильственное расторжение» с семьёй, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: «Вы трусите, а не я!»

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорблённый откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться (содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своём отъезде «навсегда».

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы. Плачет и сам Рудин, но это - «самолюбивые слезы».

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощёким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по просёлочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: «Мне все равно: поеду в Тамбов».

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии... И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своём уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет «высшее назначение».

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание «национальных мастерских» уже было подавлено, на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках. Пуля прерывает его призывный крик.

«Поляка убили!» - такова эпитафия, произнесённая на бегу одним из последних защитников баррикады. «Черт возьми!» - отвечает ему другой. Этим «поляком» был Дмитрий Рудин.

Пересказал

Роман «Рудин» был написан в 1855 г. Главного героя книги можно отнести к типу лишних людей, которые не могут найти своего места в жизни. Конечно, невозможно вместить все тонкости взаимоотношений в краткое содержание. Тургенева роман «Рудин» особо не прославил, но для автора это произведение было очень важным, ведь это был его первый литературный опыт. Книга состоит из 12 глав и эпилога.

Глава 1

Тем, кто не читал роман «Рудин», краткое содержание по главам, точнее, частям, позволит составить максимально полное представление о произведении.

Действие начинается в салоне у Дарьи Михайловны Ласунской - помещицы. У нее большой дом, состояние. Когда-то давно она была известной светской львицей. По старой привычке она все еще организует салон. В день, с которого начинается повествование, у Дарьи Михайловны собралось общество. Гости ожидают барона. Он обещал ознакомить собравшихся со своими научными открытиями.

В романе «Рудин» краткое содержание произведения насыщено описаниями основных действующих лиц. Почти все они собрались в тот день у помещицы:


Глава 2

В ожидании барона проходит много времени, Ласунская занимает гостей разговорами, встреча идет своим чередом. Пигасов критикует женский пол, Басистов развлекает детей и т. д. Однако в назначенное время философ и ученый не появляется. Люди, собравшиеся у помещицы, несколько расстроены. В это время лакей объявляет, что прибыл некий Дмитрий Николаевич Рудин.

Глава 3

В романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается, автор описывает только внешность главного героя. Вошедший человек был очень высок, с неправильным, но выразительным лицом. Одежда на нем была не новая и не по размеру. Тонкий голос не соответствовал его широкой груди. Рудин представился приятелем барона, которого все ждали, извинился за него, что тот не смог посетить лично.

Вначале разговор не идет, гости чувствуют себя скованно. Ласунская расспрашивает вновь прибывшего о его занятиях, образе жизни. Беседа начинает касаться статьи, и тут оживляется Пигасов, он начинает нападать на «высокие материи» и «умствования». Завязывается спор между ним и Рудиным. Последний вскоре находит слабые места в убеждениях Пигасова и ловко на них указывает. Общество с интересом следит за беседой. Все гости просто очарованы эрудицией и логичностью мышления Рудина. Его просят рассказать о своей студенческой жизни, но тот вдруг оказывается плохим рассказчиком, его описания бледны, а шутки не смешны. В скором времени он переходит к общим рассуждениям.

Все гости в восторге, кроме Пигасова, он обижен и уходит до того, как заканчивается встреча. Дарья Михайловна размышляет, как вывести «приобретение» в свет. Она уговаривает Рудина остаться ночевать. Все остальные гости расходятся по домам, т. к. живут неподалеку. Но никто не может заснуть, так взбудоражены их умы речами Дмитрия Николаевича.

Глава 4

Утром Ласунская зовет Рудина к себе в кабинет, чтобы откушать чаю. Она решила, что тот станет «изюминкой» в ее салоне.

За чаем они обсуждают преимущества и недостатки окружения Дарьи Михайловны. Выясняется, что Рудин знаком с некоторыми, например, с ее соседом Лежневым Михайло Михайлычем.

В это же время лакей докладывает о его приезде. Однако при встрече ни Рудин, ни Лежнев не проявляют добрых приятельских чувств, общаются они весьма холодно. После отъезда соседа Дмитрий Николаевич говорит, что тот пытается скрыть отсутствие талантов.

После чая Рудин спускается в сад и встречает там Наталью, дочь Ласунской.

Глава 5

Автор весьма подробно описывает наружность и внутренний мир Натальи в романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается. Девушка была очень хороша собой, и даже чуть крупноватые черты лица не портили общего приятного впечатления. У нее было домашнее образование, она много читала. Мать пыталась следить за образованием и вкусами дочери, но на самом деле была не в курсе истинных увлечений. Вообще они мало понимали друг друга.

Рудин начинает разговаривать с Натальей, долго и горячо проповедует необходимость труда, утверждает, что каждый должен быть занят делом, позорит лень и малодушие современных людей. Эти речи потрясают девушку.

Однако такая заинтересованность не нравится Волынцеву, т. к. он неравнодушен к дочери хозяйки поместья. Он отправляется к своей сестре и застает там Лежнева. Михайло Михайлыч начинает вспоминать студенческую юность. Тогда они много общались с Рудиным. Липиной не понравились многие эпизоды, рассказанные Лежневым. Тот решил прекратить и пообещал рассказать что-нибудь еще в другой раз.

Глава 6

Рудин живет у Ласунской 2 месяца. За это время она ужасно к нему привыкает, во многом с ним советуется, кроме управления хозяйством. Дарья Михайловна в восторге от своего гостя и считает, что он превзойдет всех столичных острословов. Она привыкла к кругу изысканных и умных людей. Рудин, на ее взгляд, как раз из этой категории.

Однако не все разделяют эмоции хозяйки: Пигасов стал появляться гораздо реже, Пандалевскому кажется, что Рудина слишком много, он давит, Волынский ревнует к Наталье.

Басистов же, напротив, жадно слушает речи Дмитрия Николаевича, едва ли не преклоняется перед ним. Однако Рудин практически не замечает учителя.

Впечатление, производимое героем, очень часто в произведении подчеркивает Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, дает полное представление об отношении к главному лицу.

За это время любимец дома дважды пытался уехать, но занимал деньги у хозяев и оставался.

Чаще других его собеседницей становится Наталья. Слова Рудина западают ей в душу, она с жадностью ловит каждое слово и проникается его идеями. У нее появляются новые мысли и ощущения, она поверяет свои тайны гостю.

В беседах Рудин касается различных тем, в том числе и любви. Он утверждает, что в настоящее время нет сильных и страстных натур, способных испытывать всю глубину чувств. Девушка долго размышляет над его словами, а потом начинает рыдать.

Липина, в свою очередь, пытается выяснить, что же представляет собой Рудин. Она долго изматывает Лежнева вопросами и просьбами рассказать подробнее. Тот дает весьма нелестную характеристику герою, рассказывает, как они рассорились. По словам Михайло Михайловича - нехороший человек Рудин. Содержание романа, даже краткое, описывает этот момент. Дмитрий Николаевич любит играть роль оракула, говорить воспламеняющие речи, пожить за счет других, однако сам он не очень разбирается в том, что говорит, эрудиция его поверхностна. Лежнев считает основным недостатком то, что, разжигая огонь в других, Дмитрий сам остается холоден и не задумывается, какие последствия могут постичь впечатлительных молодых людей, которым запали в душу идеи оратора.

Глава 7

Рудин же добивается расположения Натальи. Сначала он говорит, что идеальная пара для нее - Волынцев, что он очень достойный человек, а для него самого уже не существует любви. Свидетелем этой беседы становится штабс-ротмистр. Увиденная сцена неприятна ему.

Вечером того же дня Рудин объясняется в любви Наталье и добивается ответного признания. Этот разговор подслушивает Пандалевский и решает рассказать обо всем хозяйке.

Таков пересказ 7 части романа «Рудин», краткое содержание которого представлено вашему вниманию.

Глава 8

Волынцев в унынии запирается у себя. Его сестра посылает за Лежневым, чтобы посоветоваться, как быть с братом.

Неожиданно приезжает Рудин, чтобы сообщить, что он любит Наталью, а она - его. Волынцев недоумевает, к чему все это и считает такое объявление откровенной наглостью. Рудин пытается объяснить свое появление вежливостью, желанием быть честным. Однако, приехав домой, он винит себя в опрометчивости и мальчишестве.

Вечером Наталья передает ему записку, в которой назначает свидание.

Глава 9

Придя в назначенное место, Рудин увидел опечаленную Наталью. Девушка сообщила, что матери все известно, и та против их брака. Что теперь будет делать избранник, ведь Дарья Михайловна больше и слышать о Рудине не хочет?

Тот, в свою очередь, спрашивает у Натальи, что она собирается предпринять. Оба в замешательстве. Наконец Рудин предлагает покориться судьбе, чтобы насильно не разлучать любимую с семьей. Тем более что он небогат и вряд ли сможет содержать жену.

Наталья считает такой поступок малодушным и горько разочаровывается в своем избраннике. Они ссорятся. Рудин считает, что он ничтожен перед девушкой.

Внутренние переживания героя передает с помощью природы Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, пестрит красочными описаниями природы.

Глава 10

Волынцев решает вызвать Рудина на дуэль, но тут приходит письмо от последнего. Это многословное объяснение того, что автор не намерен оправдываться и уведомление об отъезде.

Глава 11

Рудин зашел в кабинет Дарьи Михайловны и известил ее о том, что вынужден уехать, якобы из-за плохих вестей из его деревни. Внезапное решение удивило всех в доме, Басистов был откровенно расстроен. Рудин оставил длинное письмо к Наталье, которое она прочла и расплакалась. Однако никому она не показывала своих чувств. Жизнь в поместье вернулась в прежнее русло.

Как показывает Тургенев, Рудин при отъезде чувствует себя прескверно.

Глава 12

Прошло 2 года. Липина вышла за Лежнева, у них родился ребенок. Наталья согласилась выйти за Волынцева. Речь зашла о Рудине, о нем мало что слышно.

Как изображает Тургенев, Рудин почти совсем исчез из жизни этого общества.

В тот же день виновник переполоха едет по проселочной дороге. Однако на станции не оказывается лошадей. Но можно уехать в другую сторону. Рудин соглашается.

Эпилог

Роман «Рудин», краткое содержание которого дает лишь сжатое представление о страданиях героя, заканчивается эпилогом.

Спустя несколько лет в гостинице встречаются Рудин и Лежнев. Оба здесь проездом и должны в скором времени уехать каждый в свою сторону. Они решают вместе пообедать. Рудин начинает рассказывать о себе. Он сменил уже много мест работы: был домашним секретарем, мелиоратором, учителем. Однако чем бы он ни занимался, его везде подстерегала неудача. Ему даже начало казаться, что его преследует злой рок, несчастливая судьба.

Лежнев не утешает товарища, но и не критикует. Может быть, говорит он, Рудин исполняет свое высшее назначение - разжигать в сердцах страсть, бороться за истину, убеждать в ней других.

Роман «Рудин» заканчивается трагически. 26 июля 1848 г в Париже, когда восстание «национальных мастерских» было почти подавлено, войска брали одну из последних баррикад. Защитники ее, чувствующие скорое поражение и потерявшие мужество, разбегались. Вдруг на вершине показался высокий седой человек со знаменем в руках. Мгновением позже он упал лицом вниз: пуля прошла сквозь сердце.

«Поляка убили!» - прокричал кто-то. Этим поляком и был Дмитрий Рудин. Краткое описание его гибели дает автор.

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проблема слова и дела в романе рудин
  • рудин заслуживает осуждения или определения?
  • анализ произведения рудин
  • тургенев рудин о чем
  • конфликт тургенева рудин

В январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год был напечатан первый роман И.С.Тургенева «Рудин». Это было очень значительное событие в общественно-литературной жизни середины 50-х годов XIX века. Дворянский период освободительного движения продолжался до 60-х годов XIX века. Социальный состав передовой интеллигенции в 30-40-е годы оставался преимущественно дворянским. Это обстоятельство, а также неудача первого революционного выступления и тридцатилетие николаевской реакции были причиной того, что передовой человек времени оказался не только в противоречии с окружающей действительностью, но и в противоречии с самим собой.

В русской общественности складывался тип «лишнего человека». Люди такого типа не принимали существовавшего социального строя, горячо протестовали против угнетения личности, страстно пропагандировали идею свободы, искренне желали для себя большой деятельности во имя народа и, в то же время оставались мечтателями, плохо знали и понимали действительные нужды народа, туманно представляли подлинные пути преобразовательской деятельности, общую мечту о свободе не перерабатывали в последовательно практическую программу. Обеспеченное существование не закаляло их характера, они терялись в борьбе с трудностями, отстранялись от практической жизни. Главный герой первого романа Тургенева Дмитрий Рудин занимает очень значительное и своеобразное место в галереи типов «лишних людей».

Роман писался в переломную эпоху истории России. Крепостнические отношения стали уже таким тормозом экономической жизни и настолько усилили народное недовольство, что правительство оказалось больше не в состоянии сохранять незыблемым старый строй. Александр 11, вступивший на престол в конце 1855 года, объявляет о подготовке крестьянской реформы. В процессе острой идеологической борьбы формируется революционно-демократический лагерь, начинается второй этап освободительного движения. В условиях переходного времени с новой силой встает вопрос о передовом деятеле эпохи. Вступающее в борьбу молодое поколение разночинной интеллигенции должно было, прежде всего, выяснить, какое идейное наследие оно получает от лучших людей предшествующих десятилетий, на какие традиции оно может опереться. В этой связи вновь привлекает внимание тип «лишнего человека». Но время диктует несколько иной, чем в 30-40-е годы поворот этой темы. Необходимо подвести итоги, четко сказать о положительных началах передовой дворянской интеллигенции, противостоявшей николаевской реакции, и в то же время со всей трезвостью и суровостью оценить ее слабости, произнести беспощадный приговор над тем, что новым поколением должно быть критически преодолено и отброшено. Тургенев сумел ответить своим романом «Рудин» на эту общественную потребность. Тема «лишнего человека» привлекла Тургенева с первых лет творческой деятельности. С ней связан ряд произведений 40 – начала 50-х годов (поэмы, рассказы, повести, пьесы). В этот период Тургенева, в первую очередь, интересует психологический образ «лишнего человека». Писатель сосредоточивает внимание на его душевной неуравновешенности, рефлексии, нерешительности, как определяющей черте его характера. Показывает, как герой, широко образованный человек, страдает и от сознания практической ненужности тех сведений, которыми наполнена его голова, и от чувства отчужденности от общества, в котором он живет. Участь его печальна. Он не может устроить свое личное счастье, потому, что рефлексия, сомнения в себе, боязнь решительных поступков парализуют его действия, не дают возможности прямо и просто идти к цели.

Написан «Рудин» был быстро. Первый вариант был закончен в 7 недель. В общей сложности на создание произведения ушло полгода. Столь скорое его завершение, при сознании всей серьезности задачи, возможно, было лишь при условии больших предварительных размышлений, при использовании опыта работы над более ранними повестями.

Роман «Рудин», написанный в 1855 году, состоит из 12 глав и эпилога. Содержание его взято из помещичьей жизни сороковых годов XIX столетия. Эта жизнь уже во многом отличается от помещичьей жизни, описанной Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Видно, что молодое поколение далеко шагнуло вперед и вполне осознало ненормальность прежней затхлой, замкнутой жизни.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook