Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова В чем особенность композиции поэмы эпопеи

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи..Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.

Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.

Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

Да, не робел - за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ.

Некрасов угадывал великую роль России.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней...

Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно:

Умрешь не даром. Дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.

Тайный психологизм Тургенева

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Н.А. Некрасов всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой "полезной, понятной народу и правдивой", отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он "по словечку" материал для этой книги, а потом 14 лет работал над текстом произведения. Поэт начал работу над грандиозным замыслом "народной книги" в 1863 году, а заканчивал задуманного смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности: "Одно, о чем сожалею глубоко, это -

Что не кончил свою поэму "Кому на Руси жить хорошо". В нее "должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные… "по словечку" в течение двадцати лет", вспоминал о беседах с Некрасовым Г. И. Успенский. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо?".

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и "говорить народом", впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. И такая поэтическая дерзость Некрасову дорого стоила: она явилась источником глубокого драматизма его поэзии. Драматизм этот возникал не только потому, что было мучительно трудно извлекать поэзию из такой жизненной прозы, в которую до Некрасова никто из поэтов не проникал, но еще и потому, что такое приближение поэта к народному сознанию разрушало многие иллюзии, которыми жили его современники.

В этом и заключается ее видовое отличие от других форм поэтического искусства. Однако вопрос о "незавершенности" "Кому на Руси жить хорошо?" весьма спорен и проблематичен. Во-первых, признания самого поэта субъективно преувеличены. Известно, что ощущение неудовлетворенности бывает у писателя всегда, и чем масштабнее замысел, тем оно острее. Достоевский писал о "Братьях Карамазовых": "…Сам считаю, что и одной десятой доли не удалось того выразить, что хотел". Но дерзнем ли мы на этом основании считать роман Достоевского фрагментом неосуществленного замысла? То же самое и с "Кому на Руси жить хорошо?".

Во-вторых, "Кому на Руси жить хорошо?" была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопеи в любых разновидностях (поэма-эпопея, роман-эпопея) характерна незавершенность, незавершаемость.

Главенствующее место занимают в этом произведении широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.

Но, с другой стороны, примечательно, что сам этот спор невольно подтверждает эпопейный характер "Кому на Руси жить хорошо?". Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? В "Прологе" как будто бы намечена и четкая схема путешествия - встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако эпопея лишена четкой и однозначной целеустремленности. Некрасов не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу. Как эпический художник, он стремится к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров, всей непрямоты, всего петляния народных тропинок, путей и дорог.

С первой главы первой части начинается исследование народа - главной жизненной силы России. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе "Сельская ярмарка".

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! Не потеха ли?

С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.

"Кому на Руси жить хорошо?" и в целом, и в каждой из своих частей напоминает крестьянскую мирскую сходку, которая являлась наиболее полным выражением демократического народного самоуправления. На такой сходке жители одной или нескольких деревень решали все вопросы совместной, мирской жизни. С современным собранием сходка не имела ничего общего. На ней не было председателя, ведущего ход обсуждения. Каждый присутствующий по желанию вступал в разговор или перепалку, отстаивая свою точку зрения. Вместо голосования действовал принцип общего согласия. В ходе обсуждения вызревал "мирской приговор" и недовольные переубеждались или отступали. Если общего согласия не получалось, сходка переносилась на следующий день. В ходе жарких споров постепенно вызревало единодушное мнение, искалось и находилось согласие.

Некрасов предлагает свое решение соединения крестьянства и русской интеллигенции. На широкую дорогу свободы и счастья могут вывести русское крестьянство только совместные усилия революционеров и народа. А пока русский народ еще только стоит на пути к "пиру на весь мир".

Вообще, говоря, о жанре и стиле «Кому на Руси жить хорошо», надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму - форму путешествия, позволяющую в любой последовательности вводить самый разнообразный материал. Повествование о путешествии из Петербурга в Москву на перекладных, об остановках на станциях, разнообразных встречах и т. д. позволило автору представить, широкую картину русской жизни, изобразить в типических чертах Россию екатерининской эпохи, выразить свое критическое отношение к ней.

Аналогичную композицию избрал Некрасов, поставивший перед собой задачу показать Русь, преимущественно крестьянскую, в пореформенную эпоху. Семь мужиков по собственному почину решили измерить ногами Русь, воочию убедиться, как в ней живет трудовой народ. Прием путешествия, как реалистическая мотивировка повествования, помог Некрасову представить Русь во всей широте, во всех ее противоречиях. Созданный поэтом жанр не требовал фабульной связи между отдельными главами, представляющими в обоих произведениях законченные художественные части, объединенные общностью идейного замысла.

У Некрасова, как и у Радищева, повествование насыщено лирическими вставками. Отличие в том, что лиризм «Путешествия» создается обычно путем прямого вмешательства в действие автора, присутствие которого чувствуется на каждом шагу, тогда как у Некрасова он достигается иным путем - широким использованием лирической песни и лирических излияний героев, сам же автор очень редко говорит от себя.

Радищев выступил как новатор в литературе, как зачинатель критического реализма. Одним из первых в русской литературе он выдвинул новых героев - героев из* крестьянской среды, выразил не только глубокий интерес к ним, но и глубокое сочувствие их бедственному положению, встал на защиту интересов народа. Некрасов, будучи крупнейшим представителем реализма, также явился новатором в области поэзии. На ином этапе, в период подъема революционно-демократического движения, он углубил и во многом развил традиции своего предшественника Радищева и тем самым поднял критический реализм классической литературы на высшую ступень.

Своеобразие некрасовской поэмы, как народной героической эпопеи, обусловливалось новым содержанием, новыми объектами художественного изображения.

Поэма начата, как уже упоминалось, тотчас после реформы. Народ, еще недавно несший на себе всю тяжесть крепостнического гнета, во многом обманутый реформой, все же почувствовал возможность смелее выпрямить свои могучие плечи и стать подлинным героем будущего. Сама историческая действительность 60-х гг. и та роль, которую играл в ней народ, подсказывали Некрасову план и сюжетное построение поэмы. Главные действующие лица ее - крестьяне, место действия - русская деревня и шире - Русь, основная тема - жизнь и быт крестьянства.

Героико-патриотический дух поэмы имел свои отличительные черты, предопределенные конкретной обстановкой того времени. Развертывались события, исключительно важные для исторических судеб России, в частности для крестьянства. Крестьянство вступило в новую полосу жизни. Позади - ужасы отходящего в прошлое крепостничества, в настоящем - противоречивые чувства и настроения: некоторое облегчение после «освобождения», горечь и разочарование, вызванные обманутыми надеждами, и в то же время, хотя и не вполне четко оформленная, но стойкая вера в лучшее будущее, проявления стихийного революционного протеста.

Само «освобождение», как известно, произошло без активного участия главного страдательного лица - крестьянства; индивидуализированных героев из народной среды, совершавших подвиги в ходе самого события, поэтому не могло быть, но зато заявил о себе и дал почувствовать свою силу и значение в определении исторических путей родины собирательный герой- многомиллионное русское крестьянство. Он-то и стал главным двигателем действия некрасовской поэмы.

Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» в основной ее жанровой сущности как эпическую поэму. Однако сама изображаемая действительность и идейно-эмоциональное отношение к ней страстного борца, поэта-революционера обусловили применение в поэме самых разнообразных приемов и средств, характерных не только для эпических, но и для лирических и драматургических жанров.

Отличительной чертой стихотворной манеры Некрасова является сжатость, лаконичность. Часто он ограничивается двумя-тремя типичными деталями для воссоздания целостного образа (достаточно вспомнить портретные зарисовки Последыша, Оболта-Оболдуева, Якима Нагого и др.). Стихотворное повествование обычно короче прозаического именно потому, что поэт, рассказывая, зачастую также высказывает свое непосредственное отношение к событиям и тем сокращает повествование.

Произведениям Некрасова - лирика по природе поэтического дарования - свойственен определенный эмоциональный тон. Вспомним такие крупные произведения, предшествующие «Кому на Руси жить хорошо», как «Саша», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», . «Орина, мать солдатская». В них весьма сильна лирическая струя. В повествование, в частности, введены лирические отступления, которые часто даже не соединены непосредственно с основным содержанием поэмы, но раскрывают интимный мир поэта или представляют обобщения, косвенно связанные с содержанием.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» участие автора в действий чувствуется на каждом шагу, но лирические отступлевия сведены до минимума и отнюдь не походят на лирические отступления в романтической лирико-эпической поэме или в таких образцах повествовательных жанров, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголк. Отступления в поэме, не развернуты и имеют особый характер. Во-первых, они по своему стилю не выделяются из крестьянской разговорной речи, во-вторых, авторское лирическое начало обнаруживается ярче всего в обобщениях и сентенциях, уточняющих идейную характеристику того или другого персонажа или смысл отдельных эпизодов. Этот прием авторского вмешательства в течение событий сам по себе лиричен.

Некрасов придает лиризм своему эпическому рассказу и при помощи другого обычного для него приема, а именно - широким введением песен. К песне обращаются герои поэмы и в радости, и в горе, при помощи песни получает своеобразную разрядку лирическое и драматическое напряжение действия. Так, например, рассказывая историю своей жизни, Матрена Тимофеевна Корчагина переходит к песне, являющейся своего рода иллюстрацией к ее повествованию; странники затягивают песню, которая, но содержанию перекликается с эпизодом из жизни Матрены в семье мужа и т. д.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О жанре и стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет, композиция. Обзор содержания поэмы. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп- временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова.

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Важный образ поэмы - это образ дороги, который сближает авторскую позицию с мотивами библейского крестного пути, с традициями Гоголя и русским фольклором. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся ее замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.

2. История создания поэмы. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 г., то есть около 14 лет. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

3. Композиция поэмы. За время работы над поэмой ее замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции, нет точного расположения ее глав.

Поэт называет странников «временно обязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 г., так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 г., которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш» - 1872 г.; «Крестьянка» - 1873 г.; «Пир на весь мир» - 1877 г.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней „по календарю“: действие „Пролога“ начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе „Поп“ странники говорят: „А время уж нераннее, подходит месяц май“. В главе „Сельская ярмонка“ есть упоминание: „Лишь на Николу вешнего погода поуставилась“; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. „Последыш“ также начинается точной датой: „Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос“. В „Пире на весь мир“ сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в „Крестьянке“ - жатва. События, описанные в „Пире на весь мир“, относятся к ранней осени (Григорий в IV главе собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым „петербургская часть“ должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа „к вельможному боярину, министру государеву“. Предположительно петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма».

Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир – на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

4. Жанр поэмы. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея » – художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия. Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая поэма-эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.

Имя Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.
Говоря о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», нужно сказать, что поэма не закончена. Поэт начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а закончил смертельно больным в 1877 году. Как говорил он: «Одно, о чем сожалею глубоко, это что не закончил поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако Белинский считал, что незаконченность - признак истинного. Вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопей в любых разновидностях характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно поставить точку практически на любом отрезке ее пути. То есть отдельные части поэмы соединяются каким-нибудь общим явлением. Например, в «Кому на Руси жить хорошо» все части объединяются только странствующими крестьянами (исключая части «Последыш» и «Пир - на весь мир»). Это позволяет свободно переставлять части. То есть наблюдается незакрепленный порядок частей. Если бы порядок был закреплен, часть «Последыш» шла бы не за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир - на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти темы связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И поэтому перестановка частей не устраняет смысл и очарование поэмы.
Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных фактов истории. Например, цифра семь в фольклоре является магической. Семь странников - образ большого эпического состава. Сказочный колорит Пролога поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность. В то же время события отнесены к пореформенной эпохе. Конкретная примета мужиков - «временнообязанные» - указывает на реальное положение крестьян в то время. Но не только магическое число странников создает сказочную атмосферу. В Прологе о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почетен пир. Но и здесь, вместе со сказочными мотивами, схвачена общая примета пореформенного разорения, выраженная в названиях деревень: Заплатово, Разутово, Злобишино, Неурожайка. Уезд Терпигорева, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния - все это тоже повествует нам о бедственном положении губерний, уездов, волостей после реформ 1861 года.
И все же мужики живут и действуют, как в сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в крестьянском стаде. По законам эпоса, оно развертывается, как в гоголевских «Мертвых душах», но обретает еще и самостоятельный смысл. Корова с колокольчиком, отбившаяся от стада, пришла к костру, уставила на мужиков глаза,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Природа, животные тоже участвуют в мужицком споре:
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра,
Сидит да черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Переполох нарастает, ширится, охватывает весь лес:
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
С иронией относится поэт к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Но для крестьян того времени вопрос обеспеченности был самым важным. И не только в России этот вопрос волновал людей, поэтому поэме «Кому на Руси жить хорошо» и принадлежит видное место не только в русской, но и в мировой поэзии.
Жанровое своеобразие поэмы Н. А.-Некрасова заключается в удивительной способности автора сочетать сказочную атмосферу с политическими проблемами 60-х годов XIX века. А также в написании замечательной поэмы-эпопеи, доступной всем людям в любом возрасте.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook