Внутриутробное развитие. Внутриутробное развитие плода по неделям Дополните предложения зародыш становится плодом после образования

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

    На занятии студенты обсуждают вопрос о значении внезародышевых органов при эмбриональном развитии человека и, в частности, о желточном мешке. Известно, что в эволюции желточный мешок выполнял трофическую функцию. У человека он содержит очень небольшое количество желтка. почему? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Какие внезародышевые органы образуются в эмбриогенезе у человека

    Функция желточного мешка у рыб, птиц

    Какими структурами (клетками) образован желточный мешок человека

    Почему желточный мешок у человека утрачивает трофическую функцию

    Какие функции выполняет желточный мешок у человека

    В ходе доклада на конференции на тему «Этапы эмбрионального развития человека» студенты обсуждают следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Оплодотворение (3 фазы)

    Тип дробления и образование бластоцисты

    Типы гаструляции у человека и образование зародышевых листков и осевых органов

    Гистогенез и органогенез

    Системогенез

    В эксперименте на животном поврежден источник развития мозгового вещества надпочечников. При обсуждении возникли вопросы. ответьте и вы на них

    Какие зародышевые листки возникают в результате гаструляции

    Во время какого процесса возникает этот источник

    Какой зародышевый листок дает начало развитию этого источника

    Из какой части эктодермы развивается этот источник

    Как называется часть эктодермы, идущей на развитие источника

    Произошла преждевременная отслойка плаценты, в результате чего погиб плод. в чем причина? В ходе обсуждения ситуации ответьте на вопросы

    Какие внезародышевые органы развиваются у человека в эмбриогенезе

    За счет какого органа обеспечивается связь зародыша с организмом матери

    Какой тип плаценты у человека

    Какие две части хориона формируются у человека

    По какой причине произошла преждевременная отслойка плаценты

5. При обсуждении темы «Половые клетки» возникли вопросы о классификации яйцеклеток. ответьте и вы на них

    Как называется период, в котором происходит образование яйцеклеток

    Что является характерным для яйцеклеток

    Как классифицируются яйцеклетки по количеству желтка

    Как классифицируются яйцеклетки по расположению желтка

    От каких условий зависит количество желтка в цитоплазме яйцеклетки

6. При воспалительном процессе бластоциста на 7 день эмбриогенеза находилась в маточной трубе. обсудите исход беременности в ходе ответов на следующие вопросы

    Строение бластоцисты (5-6 сутки)

    Стадии имплантации

    Какие изменения происходят в бластоцисте на 7-е сутки

    Что может произойти с бластоцистой в маточной трубе после седьмых суток

    Каков исход беременности

7. Студенты обсуждают на занятии период эмбрионального развития, когда начинают обособляться и специализироваться клетки при активности определенных генов. Возникли следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Как называется этот период

    Какие 4 этапа здесь имеются

    На каком этапе появляются неодинаковые бластомеры

    Когда возникают зародышевые листки

    На каком этапе появляются зачатки разных тканей

8. На какой стадии эмбриогенеза и как (способы) зародыш становится многослойным. обсудите это в ходе ответов на следующие вопросы

    Как называется эта стадия и что образуется в ее результате

    Какие способы существуют у ланцетника и амфибий

    С помощью каких способов идет гаструляция у человека

    Какие органы образуются у зародыша человека между двумя стадиями гаструляции

    Сроки формирования у зародыша человека всех 3-х зародышевых листков

9. При вскрытии женщины, погибшей во время автомобильной катастрофы в матке обнаружен, имеющий вид пузырька, эмбрион. какая стадия развития и каков срок беременности? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Стадии эмбрионального развития и их суть

    Тип яйцеклетки человека

    Место полового пути оплодотворения

    Тип дробления у человека и локализация процесса

    Бластоциста человека (строение, место и время образования после оплодотворения)

10. Плод родился в «рубашке». Что это значит? чем образована эта «рубашка»? обсудите ситуацию в ходе ответов на вопросы

    Гаструляция у человека

    Внезародышевые органы человека. Образование между фазами гаструляции

    Провизорные органы, образовавшиеся после гаструляции у человека

    Структура амниона

    Значение амниона (действия акушера, если плод рождается в «рубашке»)

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

      У человека в эмриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

      У рыб и птиц желточный мешок выполняет трофическую и кроветворную функции.

      У человека желточный мешок образован внезародышевой энтодермой и внезародышевой мезодермой (мезенхимой).

      Желточный мешок появляется на второй неделе развития, а с третьей недели начинается гемотрофное питание, поэтому желточный мешок утрачивает трофическую функцию.

      Желточный мешок – орган, в основном выполняющий кроветворную функцию и образование первичных половых клеток у человека.

      В оплодотворении различают три фазы.

    Дистантное взаимодействие. С помощью химических веществ предотвращается проникновение многих сперматозоидов в яйцеклетку.

    Контактное взаимодействие – происходит объединение цитоплазмы контактирующих гамет.

    Проникновение сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки, уплотнение периферической части цитоплазмы яйцеклетки и формирование оболочки оплодотворения.

      Дробление полное, неравномерное, асинхронное. Одни бластомеры крупные, темные, дробятся медленно. Это эмбриобласт. Из него образуется тело зародыша и внезародышевые органы, кроме трофобласта. Второй тип бластомеров – мелкие, светлые, быстро делящиеся – это трофобласт. Через 50-60 часов дробящийся зародыш приобретает вид плотного шара – морулы. На третьи сутки начинает формироваться бластоциста, которая представляет собой полый пузырек, образованный снаружи трофобластом, и заполненного жидкостью, с эмбриобластом в виде узелка клеток, который прикреплен изнутри к трофобласту на одном полюсе бластоцисты.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два листка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда. К 17 суткам у эмбриона человека сформированы 3 зародышевых листка. На 20 – 21 сутки окончательно формируется хорда, нервная трубка (из эктодермы), замыкающаяся к 25 суткам. Формируется кишечная трубка.

      Образование тканевых зачатков происходит за счет детерминации и коммитирования, дифференцировка, пролиферация и гибель клеток. Детерминация – генетически запрограммированный путь развития клеток и тканей. На стадии гаструляции клетки недостаточно детерминированы, поэтому они являются источником развития нескольких тканей. Коммитирование – это ограничение возможных путей развития клеток. Дифференцировка – это изменения в структуре клеток, которые связаны с их функциональной специализацией, обусловленные активностью определенных генов. В процессе дифференцировки происходит специализация тканевых зачатков и формирование различных видов тканей.

      Из тканей формируются зачатки органов и систем.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два литка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда.

      Источник возникает в процессе дифференцировки.

      Первичная эктодерма.

      Зародышевая эктодерма.

      Зачатки симпатических ганглиев.

4.1. У человека в эмбриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

4.2. Связь зародыша с организмом матери обеспечивается за счет плаценты.

4.3. Плацента человека гемохориальная дискоидальная ворсинчатая.

4.4. Различают ветвистый хорион, ворсинки которого сильно разрастаются и ветвятся. Гладкий хорион – ворсинки отсутствуют. Он находится в области пристеночной и сумочной частей отпадающей оболочки.

4.5. На границе гладкого и ветвистого хориона часть основной отпадающей оболочки по краю плацентарного диска плотно прирастает к хориону и не разрушатся, образуя замыкательную пластинку. При нарушении образования этой пластинки кровь из лакун с материнской кровью истекает и плацента отслаивается.

      Процесс развития и созревания яйцеклеток называется прогенез.

      Для яйцеклеток характерно наличие желтка, который представляет собой белково-липидный комплекс. Это включение находится в цитоплазме и используется для питания зародыша.

      По количеству желтка различают безжелтковые (алецитальные). Маложелтковые (олиголецитальные). Среди них различают первичные (у ланцетника) и вторичные (у плацентарных млекопитающих и человека). Полилецитальные (многожелтковые) (у птиц).

      В маложелтковых яйцеклетках желточные гранулы распределены равномерно – называются изолецитальными. У полилецитальных яйцеклеток желток часто расположен у одного полюса. Такие яйцеклетки называются телолецитальными. Среди них различают умеренно телолецитальные (мезолецитальные у амфибий) и резко телолецитальные (у птиц). Если желток находится в центре клетки, то клетки называются центролецитальными.

      Количество желтка в яйцеклетке зависит от условий развития (во внешней или внутренней среде) и продолжительности развития. У человека малое количество желтка объясняется тем, что развитие зародыша происходит в организме матери и питание осуществляется за счет матери через плаценту.

      На пятые сутки бластоциста поступает в матку и свободно в ней располагается. Сначала бластоциста имеет вид полого пузырька, который снаружи образован трофобластом и эмбриобластом в виде узелка прикрепленного изнутри к трофобласту. Пузырек заполнен жидкостью. С пятых суток в трофобласте увеличивается количество лизосом, появляются выросты трофобласта. Зародышевый узелок превращается в зародышевый щиток. Идет подготовка к первой фазе гаструляции.

      В имплантации различают две стадии: адгезия (прилипание) и инвазия (проникновение). На образующихся ворсинках трофобласта формируются два слоя: внутренний цитотрофобласт и наружный – симпластотрофобласт, который продуцирует протеолитические ферменты, которые подплавляют слизистую оболочку матки. В ней появляются имплантационная ямка, куда проникает бластоциста.

      На 7 сутки из зародышевого щитка выселяются отростчатые клетки – внезародышевая мезодерма. Она участвует в образовании амниона (вместе с внезародышевой эктодермой), желточного мешка (вместе с внезародышевой энтодермой) и хориона (вместе с трофобластом).

      Готовая к имплантации бластоциста может погрузиться в слизистую оболочку маточной трубы.

      Разрыв трубы с внутрибрюшным кровотечением; оперативное вмешательство (тубэктомия)

      Стадия называется дифференцировка зародышевых листков.

      Различают 4 этапа дифференцировки:

    Оотипическая дифференцировка – на стадии зиготы представлена предположительными зачатками – участками оплодотворенной яйцеклетки.

    Бластомерная дифференцировка на стадии бластулы.

    Зачатковая дифференцировка на стадии ранней гаструлы.

    Гистогенетическая дифференцировка на стадии поздней гаструлы.

      На стадии бластомерной дифференцировки появляются неодинаковые бластомеры (бластомеры крыши, дна…).

      Зародышевые листки возникают на стадии ранней гаструляции.

      Зачатки разных тканей появляются на стадии гистогенетической дифференцировки. Из тканей начинают формироваться зачатки органов и систем.

8.1. Зародыш становится многослойным на стадии гаструляции.

8.2. У ланцетника гаструляция идет способом инвагинации (впячивание), а у амфибий в основном эпиболией (обрастание) плюс частичная инвагинация.

8.3. У человека гаструляция идет двумя способами: деляминацией (расщепление – образуются два листка: наружный листок – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний гипобласт (первичная энтодерма)). Второй способ – иммиграция (выселение, перемещение клеточного материала).

8.4. Между двумя стадиями гаструляции образуются внезародышевые органы: амниотический и желточный пузырьки, хорион – органы, обеспечивающие условия для развития зародыша.

8.5.К 17 суткам у эмбриона сформированы все 3 зародышевых листка – эктодерма, энтодерма и мезодерма.

      Оплодотворение – образование одноклеточного организма – зиготы. В результате дробления зародыш становится многоклеточным. Гаструляция – образование многослойного зародыша. Гистогенез, органогенез и системогенез - у зародыша появляются ткани, из комбинации которого формируются органы и системы. Образуется организм человека.

      Вторичноизолецитальная яйцеклетка

      В маточных трубах

      Полное, неравномерное, асннхронное. Начинается в маточной трубе и заканчивается в матке.

      Бластоциста – зародышевый пузырек. На стадии ранней бластоцисты (3 – 4 сутки), образовавшейся в маточной трубе, зародыш поступает в полость матки. Там, за стадией свободной бластоцисты (5 – 6 сутки) следует имплантация (6 – 7 сутки), продолжающаяся 40 часов. В бластоцисте – снаружи трофобласт (наружная клеточная масса), внутри – полость с жидкостью. На одном полюсе пузырька – эмбриобласт (внутренняя клеточная масса), прикрепленная к трофобласту. Срок беременности – конец первой недели от оплодотворения (около 6 суток).

      Гаструляция у человека идет в две фазы: 1 фаза – деляминация на 7 сутки с образованием эпи- и гипобласта; 2 фаза на 14 сутки (иммиграция). У зародыша образуются три зародышевых листка и закладываются основные органы (осевые).

      Амнион, желточный мешок, хорион возникают между двух фаз гаструляции

      После второй стадии образуется аллантоис и начинает формироваться плацента

      Состав амниона: внезародышевые эктодерма и мезодерма (мезенхима)

      Амнион – водная оболочка – полый орган, заполненный выработанным его эпителием жидкостью. В нем развивается плод, совершает движения. Амнион предохраняет от высыхания плод и оказывает воздействия, необходимые для формирования органов пищеварения и дыхания. Плод заглатывает амниотическую жидкость и выделяет в него мочу. Акушер вскрывает амнион для нормального ведения родов (если он сам не вскрылся).

Развитие человеческого организма начинается с самого первого дня оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Стадии эмбриогенеза отсчитываются с момента начала развития клетки, которая впоследствии образует зародыш, а из него появляется полноценный эмбрион.

Развитие эмбриона полноценно начинается только со второй недели после оплодотворения, а начиная с 10-й недели в материнском организме уже осуществляется плодный период.

Первая стадия зиготы

Абсолютно все соматические клетки человеческого организма имеют в себе двойной набор хромосом, и только половые гаметы содержат в себе единичный набор. Это приводит к тому, что после оплодотворения и слияния мужской и женской половых клеток, набор хромосом восстанавливается и снова становится двойным. Образованная при этом клетка называется "зигота".

Характеристика эмбриогенеза такова, что развитие зиготы так же делится на несколько этапов. Первоначально новообразованная клетка начинает делиться на разные по размеру новые клетки, называемые морулами. Межклеточная жидкость также распределяется неодинаково. Особенностью данной стадии эмбриогенеза является то, что образованные в результате деления морулы не растут в размерах, а лишь увеличиваются в количестве.

Второй этап

Когда деление клеток заканчивается из них образуется бластула. Она представляет собой однослойный зародыш размером с яйцеклетку. Бластула уже несет в себе всю необходимую ДНК-информацию и содержит неодинакового размера клетки. Происходит это уже на 7-й день после оплодотворения.

После этого однослойный зародыш проходит через стадию гаструляции, которая представляет собой передвижение имеющихся клеток в несколько зародышевых листов - слоев. Сначала их образуется 2, а потом между ними появляется третий. В этот период у бластулы образуется новая полость, называемая первичный рот. Имеющаяся ранее полость полностью исчезает. Гаструляция дает возможность будущему эмбриону четко распределить клетки для дальнейшего формирования всех органов и систем.

Из первого образовавшегося внешнего слоя в будущем формируются все кожные покровы, соединительные ткани и нервная система. Нижний, образовавшийся вторым, слой становится основой для образования органов дыхания, выделительной системы. Последний, средний клеточный слой представляет собой основу для скелета, кровеносной системы, мышц и других внутренних органов.

Называются слои в научной среде соответственно:

  • эктодерма;
  • энтодерма;
  • мезодерма.

Третья стадия

После того как все перечисленные этапы эмбриогенеза пройдены, зародыш начинает расти в размерах. За короткое время он начинает представлять собой цилиндрический организм с четким распределением на головной и хвостовой концы. Рост готового зародыша продолжается до 20 дня после оплодотворения. В это время образованная ранее из клеток пластина, предшественница нервной системы, преобразуется в трубку, в дальнейшем представляющую спинной мозг. От нее постепенно отрастают и другие нервные окончания, заполняющие весь зародыш. Изначально отростки делятся на спинной отдел и брюшной. Так же в это время клетки распределяются и на дальнейшее деление между мышечными тканями, кожными покровами и внутренними органами, которые образуются из всех клеточных слоев.

Внезародышевое развитие

Все начальные этапы эмбриогенеза проходят параллельно развитию внезародышевых частей, которые в дальнейшем будут обеспечивать эмбриону и плоду питание и поддерживать жизнедеятельность.

Когда зародыш уже полностью сформировался и вышел из труб, осуществляется прикрепление эмбриона к матке. Этот процесс очень важен, поскольку от правильного развития плаценты зависит жизнедеятельность плода в дальнейшем. Именно на этом этапе осуществляется перенос эмбрионов при ЭКО.

Начинается процесс с образования вокруг зародыша узелка, который представляет собой двойной слой клеток:

  • эмбриопласт;
  • трофобласт.

Последний является внешней оболочкой, поэтому отвечает за эффективность прикрепления зародыша к стенкам матки. С его помощью эмбрион проникает в слизистые оболочки женского органа, вживляясь прямо в их толщу. Только надежное прикрепление эмбриона к матке дает начало следующему этапу развития - образованию детского места. Развитие плаценты осуществляется параллельно с его разделением от помета. Процесс обеспечивается наличием туловищной складки, которая как бы отталкивает стенки от тела зародыша. На данной стадии развития эмбриона единственной связью с плацентой становится пупочный стебель, который в дальнейшем образует канатик и обеспечивает питание малыша весь оставшийся внутриутробный период его жизни.

Интересно, что ранние стадии эмбриогенеза в области пупочного стебля имеют еще и желточную протоку и желточный мешок. У неплацентарных животных, птиц и рептилий, этот мешок представляет собой желток яйца, через который эмбрион получает питательные вещества во время своего формирования. У человека же данный орган хоть и образуется, никакого влияния на дальнейшее эмбриональное развитие организма не имеет, и со временем просто редуцируется.

Пупочный канатик имеет в себе кровеносные сосуды, по которым осуществляется сообщение крови от эмбриона к плаценте и обратно. Таким образом зародыш получает от матери питательные вещества и выводит продукты обмена. Образуется эта часть связи из аллантоиса или части мочевого мешка.

Развивающийся внутри плаценты зародыш защищен двумя оболочками. В полости внутренней находится белковая жидкость, которая представляет собой водную оболочку. В ней и плавает малыш до своего рождения. Называется этот мешок амнион, а его наполнение - амниотической жидкостью. Все заключены в еще одну оболочку - хорион. Она имеет ворсинчатую поверхность и обеспечивает эмбриону дыхание и защиту.

Поэтапное рассмотрение

Чтобы более подробно разобрать эмбриогенез человека понятным для большинства языком, необходимо начать с его определения.

Итак, Данное явление представляет собой внутриутробное развитие плода со дня его оплодотворения до самого рождения. Начинается данный процесс только после прохождения 1 недели после оплодотворения, когда клетки уже закончили делиться и готовый зародыш перемещается в полость матки. Именно в это время начинается первый критический период, поскольку его имплантация должна пройти максимально комфортно и для материнского организма, и для самого эмбриона.

Осуществляется данный процесс в 2 этапа:

  • плотное прикрепление;
  • проникновение в толщу матки.

Крепиться зародыш может в любой, кроме нижней, части матки. Важно понимать, что осуществляется весь этот процесс не менее 40 часов, поскольку только постепенными действиями можно обеспечить полную безопасность и комфорт для обоих организмов. Место крепления зародыша после присоединения постепенно наполняется кровью и зарастает, после чего и начинается важнейший период развития будущего человека - эмбриональный.

Первые органы

Присоединенный к матке зародыш уже обладает органами, которые чем-то напоминают голову и хвост. Самым первым после удачного крепления эмбриона развивается защитный орган - хорион. Чтобы более точно представить, что он из себя представляет, можно провести аналогию с тонкой защитной пленкой куриного яйца, которая располагается прямо под скорлупой и отделяет ее от белка.

После этого процесса образуются органы, обеспечивающие дальнейшее питание крошки. Уже после второй недели беременности можно наблюдать появление аллантоиса, или пупочного канатика.

Третья неделя

Перенос эмбрионов в стадию плода осуществляется только по завершению его формирования, но уже на третьей неделе можно заметить появление четких очертаний будущих конечностей. Именно в этот период обосабливается тело эмбриона, становится заметной туловищная складка, выделяется голова и, самое главное, начинает биться собственное сердце будущего малыша.

Смена питания

Знаменуется данный период развития и еще одним важным этапом. Начиная с третьей недели жизни, эмбрион перестает получать питание по старой системе. Дело в том, что запасы яйцеклетки к этому моменту истощаются, и для дальнейшего развития зародышу необходимо получать нужные для дальнейшего формирования вещества уже из крови матери. К этому моменту для обеспечения эффективности всего процесса аллантоис начинает преобразовываться в пупочный канатик и плаценту. Именно эти органы все оставшееся внутриутробное время будут обеспечивать плод питанием и освобождать от продуктов жизнедеятельности.

Четвертая неделя

В это время уже можно четко определить будущие конечности и даже места глазных впадин. Внешне эмбрион меняется незначительно, поскольку основной упор развития дан на формирование внутренних органов.

Шестая неделя беременности

В это время будущей матери следует уделить особое внимание собственному здоровью, поскольку в данный период формируется вилочковая железа ее будущего малыша. Именно этот орган в дальнейшем всю жизнь будет отвечать за работоспособность иммунной системы. Очень важно понимать, что от здоровья матери будет зависеть и способность ее ребенка всю самостоятельную жизнь противостоять внешним раздражителям. Следует не только уделять внимание профилактике инфекций, но и предостеречь себя от нервных ситуаций, следить за эмоциональным состоянием и окружающей средой.

Восьмая семидневка

Только начиная с данного порога времени, будущей маме можно узнать пол ее ребенка. Исключительно на 8 неделе начинают закладываться половые признаки плода и выработка гормонов. Конечно, узнать пол можно, если ребенок сам этого захочет и на УЗИ повернется нужной стороной.

Заключительный этап

Начиная с 9-й недели заканчивается и начинается плодный. К этому моменту у здорового малыша уже должны быть сформированы все органы - им остается только расти. В это время активно набирается масса тела ребенка, увеличивается его мышечный тонус, активно развиваются органы кроветворения; плод начинает хаотично двигаться. Интересно, что мозжечок к этому моменту обычно еще не сформирован, поэтому координация движений плода происходит со временем.

Опасности во время развития

Разные стадии эмбриогенеза имеют свои слабые места. Чтобы в этом разобраться нужно более подробно их рассмотреть. Так, в одни периоды эмбриогенез человека чувствителен к инфекционным заболеваниям матери, а в другие - к химическим или радиационным волнам из внешней среды. Если в такой критический период возникнут проблемы, то вырастет риск развития у плода врожденных дефектов.

Чтобы избежать данного явления следует знать все стадии развития эмбриона и опасности каждой из них. Так, особой чувствительностью ко всем внешним и внутренним раздражителям является период бластулы. В это время погибает большая часть оплодотворенных клеток, но, поскольку проходит данный этап в первые 2 большинство женщин о нем даже не догадываются. Общее количество погибающих в это время зародышей - 40%. в данный момент очень опасен, поскольку есть риск отторжения зародыша материнским организмом. Поэтому в этот период нужно максимально беречь себя.

Перенос эмбрионов в полость матки знаменуется началом периода наибольшей ранимости эмбриона. В это время риск отторжения уже не так велик, но с 20-го по 70-й дни беременности закладываются все жизненно важные органы, при любых негативных воздействиях на материнский организм в это время вероятность развития у будущего малыша врожденных отклонений со здоровьем повышается.

Обычно к окончанию 70-го дня все органы уже сформированы, но бывают и случаи запоздалого развития. В таких ситуациях с началом плодного периода появляется опасность для этих органов. В остальном же, плод уже полностью сформирован и начинает активно увеличиваться в размерах.

Если вы хотите, чтобы ваш будущий ребенок родился без каких-либо патологий, то следите за своим здоровьем и до, и после момента зачатия. Ведите правильный образ жизни. И тогда никаких проблем возникнуть не должно.

Развития
2. определена историческим прошлым человека
3. как биологического вида?
4. Когда зародыш становится плодом?
5. Как протекают беременность и роды?

Закон индивидуального развития.

В 1864-1866 гг. два немецких ученых, Эрнст Геккель и Фриц Мюллер, сформулировали основной биогенетический закон: в онтогенезе (индивидуальном развитии организма) повторяется филогенез (черты исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит). Однако такое повторение неполное и неодинаковое по времени для разных органов. Это связано с тем, что те органы, которые начинают функционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе, чем те, которые включаются в работу позже. Кроме того, возникают приспособления и у зародыша к тем условиям, в которых он находится.

Биогенетический закон говорит о том, что программа развития каждой особи сформировалась в процессе эволюции вида, к которому эта особь принадлежит. Изучая индивидуальное развитие, можно понять историческое прошлое этого вида

Вспомним, что на ранних стадиях развития зародыш млекопитающих имеет наружную оболочку, которая покрыта ворсинками. С их помощью он внедряется в стенку матки (см. рис. 126). Затем объем зародыша увеличивается, ворсинки исчезают, а вместо них на стороне, обращенной к матке, образуется плацента (детское место). Пупочный канатик соединяет зародыш, который становится плодом, с плацентой. В ней развивается густая сеть кровеносных сосудов.

Из материнских кровеносных сосудов в капилляры детского организма проникают кислород и питательные вещества. Обратно уходят углекислый газ и другие продукты распада. Кровеносная система плода и материнского организма самостоятельны и в норме изолированы друг от друга.


На ранней стадии развития у зародыша образуются жаберные дуги и щели - признак, характерный для рыб. Это указывает на то, что наши далекие предки дышали жабрами. Однако в процессе дальнейшего развития человеческого зародыша жаберные дуги превращаются в щитовидный хрящ, слуховые косточки и некоторые другие образования, свойственные млекопитающим (рис. 128). С развитием легочного дыхания у наших предков жаберные дуги изменились и приобрели другую функцию.

На одной из стадий развития плод человека имеет хвост, напоминающий хвост пресмыкающихся. К моменту рождения он рассасывается.

Известно, что приматы, имеющие по два соска, произошли когда-то от многососковых млекопитающих. На четвертом месяце развития человеческого плода этот признак проявляется, но потом исчезает. Это тоже одно из проявлений биогенетического закона.

Беременность.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Внутриутробное развитие после образования детского места . После образования новой формы связи двух организмов - связи через плаценту, условия жизни зародыша (дыхание, питание, выделение продуктов обмена) улучшаются и развитие его ускоряется. Начинается интенсивное формирование органов.

Зачатки головного мозга образуются уже возрасте З,5 недель. В ближайшие дни после этого появляются зачатки ушей и глаз. В конце 4-й недели размер зародыша равен 5 мм (от темени до крестца) и можно уже различить грудной и брюшной отделы туловища. На 5-й неделе начинают образовываться конечности. Размер 5-недельного зародыша - 8 мм, а 6-недельного - 10-12 мм.

Зародыш, начиная с возраста 8 недель и до конца внутриутробной жизни, принято называть плодом. В возрасте 5-6 месяцев плод представляет собой уже сформировавшийся организм, но еще не подготовленный к самостоятельной жизни.

Расположение плода в матке в эти сроки беременности показано на рис. 5 и 6.

Рис. 5. Расположение пятимесячного плода в матке (схема).


Рис. 6. Расположение шестимесячного плода в матке (фотография с музейного препарата). Плод окружен околоплодными водами и тонкой оболочкой. Часть более плотных оболочек и передней стенки матки удалены.

В середине беременности мать начинает ощущать шевеления плода, но его слабые движения, не ощутимые матерью, начинаются раньше.

По мере развития мышечной системы плода его движения становятся более интенсивными. Периодически возникают шевеления, в которых участвуют мышцы всего тела. Шевеления способствуют кровообращению плода. Плод периодически совершает и дыхательные движения, но так как они не сопровождаются поступлением воздуха в легкие, их значение состоит в подготовке дыхательной системы к деятельности, начинающейся сразу же после рождения, и в улучшении кровообращения плода.

Во вторую половину беременности врач легко может выслушать сердцебиение плода и зарегистрировать его так же, как и шевеление плода, при помощи специальных приборов. В крупных родовспомогательных учреждениях такие приборы используются для более полной характеристики жизнедеятельности плода и для диагностики ее отклонений от нормы.

Во время беременности, особенно во вторую ее половину, у женщин значительно усиливается обмен веществ, количество крови в организме увеличивается примерно на 1 л, работа сердца (количество выбрасываемой им в минуту крови) возрастает почти в полтора раза, дыхание углубляется и учащается.

Для плода очень важно, насколько хорошо организм матери справится с необходимой перестройкой жизнедеятельности, что зависит от общего состояния беременной женщины и от состояния ее регулирующих систем: нервной и эндокринной. Отклонения от нормы в ходе этой перестройки выражаются нередко в нарушении обменных процессов и деятельности сердечно-сосудистой системы. Иногда возникают состояния, получившие название «токсикозов беременных». Повышение кровяного давления и нарушение обмена веществ, характерные для токсикозов второй половины беременности, могут оказать неблагоприятное влияние на плод. При тяжелых формах заболевания это влияние состоит в основном в том, что плод развивается недостаточно быстро и может родиться ослабленным. К тому же токсикозы иногда вызывают преждевременные роды.

Токсикозы беременных успешно поддаются лечению, особенно если женщина обратилась к врачу при появлении первых признаков болезни. При своевременном лечении токсикоза, а также других заболеваний беременной женщины, состояние плода может не измениться или нарушиться кратковременно.


Рис. 7. Сопоставление размеров матки девушки (Д) и матки женщины в конце беременности.

Однако зародыш и плод, несколько пострадавшие при заболеваниях матери и осложнениях беременности, обладают способностью восстанавливать нормальное состояние в процессе развития. Во вторую половину внутриутробного периода у плода, кроме того, достаточно развиты приспособительные реакции. Если плоду не хватает кислорода и питательных веществ, то движения его усиливаются, сердцебиение учащается, возрастает скорость кровотока по плацентарным сосудам. Это способствует тому, что из крови матери извлекается большее количество нужных плоду веществ.

К концу внутриутробной жизни сокращения сердца плода становятся сильнее, артериальное давление возрастает, обменные процессы усиливаются и количество потребляемых им питательных веществ и кислорода также быстро возрастает. Матка значительно увеличивается в размере (рис. 7). Вес матки с плодом, оболочками и околоплодной жидкостью достигает примерно 5 кг. Матери становится труднее вынашивать плод, легче возникает утомление. В связи с этим беременным женщинам в Советском Союзе за 56 дней до родов предоставляют оплачиваемый отпуск, что имеет значение для здоровья и женщины, и ребенка.

МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости . Молекулярные биологи из Британии впервые смогли превратить стволовые клетки в миниатюрный аналог плацентарной ткани, изучение которой поможет уменьшить число выкидышей и улучшить здоровье ребенка. Результаты первых опытов с ней были представлены в журнале Nature .

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Такие ткани могут стать "запчастями" на случай повреждения тела или лекарством для ряда дегенеративных заболеваний. К примеру, культуры "стволовых" нейронов могут стать панацеей для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона, а другие их версии помогут вернуть утерянные конечности или органы.

В частности, в апреле 2012 года ученые смогли превратить стволовые клетки в волосяные луковицы и успешно пересадили их на затылок "лысых" мышей. Три года назад японские ученые собрали полноценные копии различных органов, таких как почки или печень, из стволовых клеток, а также вырастили ногу крысы и "подключили" ее к телу грызуна.

Как объясняют биологи, плацента состоит из двух типов клеток, синцитиотрофобластов и цитотрофобластов. Первые отвечают за формирование особого барьера, отделяющего кровеносную систему зародыша от организма матери, а вторые - за организацию обмена веществ между ними.

Ученых давно интересует то, как возникают обе группы плацентарных клеток и как нарушения в их работе могут быть связаны с выкидышами, различными осложнениями и гибелью зародыша еще до его прикрепления к стенке матки.

Британские исследователи сделали первый шаг к получению этих ответов. Они подобрали особый "коктейль" из различных гормонов и сигнальных молекул, заставляющий стволовые клетки, содержащиеся внутри особых "ворсинок" в плаценте, превращаться в полноценные миниатюрные копии этого органа.

Для этого ученые проанализировали то, какие гены были наиболее активны внутри плаценты на 6-9 неделе беременности, и выделили вещества, связанные с "взрослением" стволовых клеток. Объединив их со смесью молекул из уже сформировавшейся плаценты, Турко и ее коллеги получили препарат, заставляющий эти "заготовки" превращаться в полноценные аналоги плаценты, сохраняющие стабильность почти неограниченно долго.

Эти миниатюрные органы, по словам ученых, обладают всеми важными чертами плаценты. В них присутствуют оба типа клеток, внутри них есть "ворсинки", участвующие в обмене газами и питательными веществами, и они вырабатывают все критически важные гормоны и сигнальные молекулы.

Как надеются биологи, эксперименты с этими мини-органами помогут не только раскрыть секреты бесплодия и причины развития выкидышей, но и понять, почему некоторые редкие патогены, к примеру, вирус Зика, могут проникать через нее.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook