Методическая разработка по психологии (5 класс) на тему: Проективная методика «Дерево с человечками. Тест "дерево с человечками" расскажет о вашем эмоциональном состоянии Как оформить протокол теста дерево с человечками

Разработчиком теста "Дерево с человечками" является психолог Д.Лампен. Методика была адаптирована для русскоязычного пространства благодаря усилиям Л.Пономаренко.

С помощью этого теста специалистам по психологии достаточно просто выявить уровень адаптации ребёнка к школьным условиям в начальных классах и дать такому процессу адекватную оценку, а также спрогнозировать, насколько успешно будет осуществлён переход из 3-4 классов в 5 класс.

Область применения методики "Дерево с человечками"

Широкие возможности применения теста "Дерево с человечками" объясняются тем, что:

  1. Это графический тест и, выполняя его, дети рисуют и погружаются в образное мышление, которое в период 6-9 лет у них развито намного лучше, чем абстрактное, связанное со словами. Детям легче отождествить себя с каким-либо человечком, чем пытаться вникнуть в замысловатые вопросы психологического теста.
  2. Методика обладает высокой точностью и легко интерпретируется, что позволяет определить существующие и потенциальные проблемы ребёнка.

Психолог, проводящий тест, раздаёт ученикам листы, на которых изображено дерево с человечками, расположенными на нём и под ним, отдельно или в группе. Фигурки человечков обязательно должны быть не пронумерованы , это критически важное условие достоверности полученных результатов.

Опытные психологи рекомендуют своим коллегам не предлагать детям перед началом теста подписывать листы именами и фамилиями, потому что выбор, который может сделать ученик, с большой долей вероятности будет продиктован стремлением либо угодить взрослым, либо скрыть действительное положение дел. Отсюда несложно сделать вывод: требование подписывать тест перед началом его выполнения, скорее всего, повлияет на результаты в худшую сторону.

Инструктаж перед началом выполнения теста

Специалист по методике говорит учащимся, чтобы они внимательно рассмотрели дерево, изображённое на листе, и человечков, которые расположены на нём и под ним. Затем каждый ученик разукрашивает фломастером красного цвета того человечка, который больше всего похож на него и который отражает его настроение и положение. После выполнения этого задания психолог предлагает взять фломастер зелёного цвета и раскрасить одного человечка на дереве. Это должен быть человечек, на месте которого желает находиться ребёнок, на кого он хотел бы быть похожим.

Что же делать в ситуации, когда учащийся желает разукрасить не одного человечка, а двух или нескольких? Специалисты в подобном случае настоятельно рекомендуют не ограничивать волю ребёнка и, в то же время, попросить его отметить, на кого из человечков он похож в первую очередь, на кого во вторую очередь и т.д. Эта информация о порядке выбора человечков при интерпретации методики может оказаться очень полезной и информативной.

Интерпретация результатов методики

Толкование результатов теста "Дерево с человечками" необходимо делать исходя из следующих факторов:

  1. Каких человечков выбирает ребёнок, какое положение фигурок показывает его реальное и желаемое положение в будущем .
  2. Существуют ли различия между реальным и желаемым положением, насколько выбранные человечки далеки друг от друга .

Разумеется, интерпретация методики разработана не только в результате её практического применения, но и при сопоставлении данных, полученных во время проведения теста, и данных, полученных при наблюдении за поведением детей. Кроме того, важная информация, помогающая верно истолковать результаты методики, была предоставлена в разговорах с педагогами и родителями, а также во время бесед с учащимися.

Для того чтобы специалистам было удобнее и проще делать свою работу, каждому человечку присваивается определённый номер.

Отдельно следует сказать, что дети, выполняющие задание из методики, зачастую ошибочно трактуют положение фигурки с номером 16, считая, что он не несёт на себе человечка с номером 17, а находится в его объятиях и получает от него поддержку.

Теперь рассмотрим интерпретацию теста, которая поддерживается большинством психологов, по каждому человечку:

Другие варианты применения методики "Дерево с человечками"

С помощью этого теста можно диагностировать не только проблемы адаптации к школьной жизни, но и трудности, возникающие у ребёнка при взаимодействии с социумом. Психолог предлагает маленькому члену общества найти на предложенном дереве себя, а также близких ему людей, например, мать, отца, брата или сестру, затем исходя из результатов теста, можно определить трудности, существующие в семье тестируемого ребёнка. Методика иногда используется для выявления учителей и воспитателей, жестоко обращающихся с детьми и унижающими их. Для этого нужно попросить ребёнка обозначить на дереве себя и его педагога, а затем верно интерпретировать полученные результаты.

Тест "Дерево с человечками"

Автор этого теста - известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Расшифровка результатов теста:

Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.

Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.

Номер 5 - вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.

Выбор пал на человечка под номером 9 - вы веселый человек, любящий развлечения.

Номер 13 или 21 - вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.

Номер 8 - вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.

Если вы выбрали номера 10 или 15 - у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.

Номер 14 - вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.

Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает - в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и расположенные на нем и под ним человечки. Каждый ребенок получает два листа с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок). Над деревом изображены восемь кружочков.

Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрасьте эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружочек должен быть одного цвета».

Мы просим клиента раскрасить кружочки перед выполнением основной задачи для того, чтобы узнать о его цветовых предпочтениях. Благодаря тому, что кружочки расположены в один ряд по горизонтали, мы видим какое место в ряду занимает каждый цвет. Эта процедура покажет цветные преимущества на момент тестирования. При повторных тестированиях, если психолог хочет узнать цветовые предпочтения, ему нужно будет провести эту процедуру еще раз.

Первые три кружочка это преобладающие цвета, два следующих - это нейтральные и три последних - оспариваемые цвета.

Инструкция 2

Работаем с первым рисунком.

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним много человечков. У каждого из них разное настроение и они занимают разные положения. Возьмите карандаш (используем те цвета, которыми были расписаны кружочки) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, отображает ваше настроение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равной вашим достижениям и успехам. Затем возьмите карандаш и раскрасьте позицию, того человечка на чьем месте вы хотели бы видеть свою маму, папу, сестру или брата, друга ».

Работаем со вторым рисунком.

«Теперь возьмите карандаш и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться. После этого возьмите карандаш и раскрасьте человечка, который напоминает вам вашу маму, папу, сестру или брата, друга ».

Рисунок методике

Я -
Мама -
Папа -
Сестра или брат -
Друг -

Интерпретация результатов


Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением которого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними разница. Также обращаем внимание на то, какие позиции выбирает ребенок для членов своей семьи и друзей и какая разница между реальными и идеальными.


Для удобства объяснения для каждой фигурки присвоен свой номер.
1- Усталость, общая слабость, астения.
2 Отстранение, погружение в себя.
3 Дружеская поддержка.
4 Установка на преодоление препятствий.
5- Устойчивость положения, желание достигать успеха не преодолевая препятствий.
6- Мотивация на развлечения.
7- Преодоление препятствий.
8- Страх двигаться дальше.
9- Кризисное состояние, «падение» в бездну.
10-Установка на преодоление препятствий.
11-Развлечения, фантазирование.
12-Установка на преодоление препятствий.
13-Возможен регресс.
14-Замкнутость, отстранение.
15-Дружеская поддержка.
16-Злобность, агрессивность.
17-Тревожность, чувство опасности.
18-Потребность в возвращении в прошлое, для того чтобы завершить какой-то процесс.
19-Установка на лидерство
20-Тревожность.

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но ).

Инструкция дается в следующей форме:

“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ позиции фигурки

Характеристика

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

отстраненность, замкнутость, тревожность
отстраненность от учебного процесса, уход в себя

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

По результатам проведения методики “Дерево” в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.


Диаграмма “Напоминание себя” Диаграмма “Желание быть похожим”

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. - Одесса: Астра-Принт, 1999.

Рисунок без нумерации
Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).


Инструкция:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.


Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.


Методика может использоваться и с более младшими детьми:

Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.


Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

Понравилось? Лайкни нас на Facebook