Какими талантами обладал грибоедов. Восемь ярких фактов из жизни александра грибоедова

В этот день, 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года в ходе печально известной "тегеранской резни" погиб Александр Сергеевич Грибоедов. Охарактеризовать такую многогранную личность несколькими словами невозможно. Из его произведений, заметок, писем и воспоминаний современников сохранилось столько свидетельств о его талантах, что остается только сокрушаться о столь ранней (дата рождения Грибоедова точно не установлена, но на момент смерти ему было около 35 лет) смерти гения, который мог еще многим обогатить русскую культуру. Мы решили вспомнить о различных гранях этой уникальной личности и ее отражениях в глазах потомков.

1. "Писатель одной книги"

Разумеется, Грибоедов написал не одну книгу. Понятие "писатель одной книги" можно встретить часто, но воспринимать буквально его не стоит - имеется в виду, что важное произведение у автора только одно. Вероятно, не нужно долго объяснять, что такой взгляд во многих случаях имеет все основания быть названным поверхностным. Так и в случае с Грибоедовым. Его "Горе от ума" - безусловно, книга, которую нужно прочесть всем (и не один раз), и являющаяся наиболее серьезной, целостной и законченной его работой. Однако другие его сочинения тоже достойны внимания всех, кому вообще интересна русская литература.

2. Мастер, утративший рукописи

Не в последнюю очередь такое восприятие наследия Грибоедова связано с тем, что значительная часть его произведений до нас просто не дошла - или дошла частично и в черновых вариантах. Даже бессмертное "Горе от ума" в том виде, в котором мы его знаем, обязано лишь энтузиазму читателей. Ведь издано оно было спустя годы после смерти писателя - и подвергшись сильной цензуре. Знакомый со школьной парты нам текст же печатается по одной из скопированных с авторской рукописей - именно так сначала распространялся шедевр. После трагедии в Тегеране вдове Грибоедова вернули его личные вещи, среди которых были и неизданные книги. Однако, как отмечает исследователь творчества поэта С. Фомичев, есть все основания говорить о пропаже ряда задуманных и начатых произведений.

3. "Русский Шекспир"

Многое из того, что осталось нам от Грибоедова, как уже говорилось, имеет характер незаконченности - в разной степени. А некоторые дошедшие до нас его работы были написаны им еще на заре творческой деятельности. Поэтому монументальное "Горе от ума", стоящее в одном ряду с другими шедеврами отечественной литературной классики, на их фоне кажется произведением с другой планеты. Это в свое время и спровоцировало появление теории о том, что автором пьесы на самом деле был не Грибоедов, а кто-то из его сослуживцев. Как известно, подобная - только еще более запутанная - теория есть и о Шекспире, которого некоторые склонны считать коллективным псевдонимом вроде Козьмы Пруткова. Вторым "русским Шекспиром" в XX веке стал Михаил Шолохов, чей великий роман "Тихий Дон" со временем оброс целым ворохом конспирологических исследований. Но, в отличие от указанных случаев, ответ на вопрос о том, почему "Горе от ума" стало единственным значимым произведением в библиографии Грибоедова, похоже, до горечи прост - он слишком рано погиб, причем, как свидетельствуют биографы, как раз в преддверии мощного творческого перелома.

4. Новатор и экспериментатор

Да и называть ранние произведения Грибоедова слабыми - не совсем справедливо. Талант сатирика он проявил рано, написав пародию на знаменитую трагедию Озерова, которую назвал "Дмитрий Дрянской", где едко изобличил предрассудки образованного общества (к сожалению, текст не сохранился). А его стремление творчески развиваться, не угасавшее никогда, ощутимо влияло на московскую культурную жизнь. Например, исследователи отмечают, что его эксперимент с жанром "салонной комедии" ("Семейный секрет"), позаимствованным у французских коллег, задал целую моду в театрах, которая продлилась несколько лет. Творческие поиски Грибоедова продолжались до самой его смерти - об этом свидетельствуют поздние его работы ("Грузинская ночь", 1828). Непривычно - по сравнению с "Горем от ума" - тяжелый слог, который встречается в поздних стихах поэта, говорит о глубокой рефлексии о литературной форме и языке. Но поискам так и не суждено было завершиться и вылиться во что-то целостное.

5. "И говорит, как пишет…"

Грибоедов не просто получил блестящее образование, был редким эрудитом (своим знакомым он открывал Гете, Шиллера, Шекспира, которых знал наизусть) и полиглотом (знал несколько европейских, турецкий, арабский, персидский, грузинский языки, а также латынь и древнегреческий) . Его аналитические способности, остроумие и кругозор производили невероятное впечатление на современников. Да еще на таких современников, которые и сами на кого угодно могли произвести впечатление. Например, сам Пушкин о своем тезке отзывался с нескрываемым восторгом и предельно емко: "Один из самых умных людей в России". Всем известны неординарные музыкальные способности Грибоедова. Увы, музыкальных произведений Александра Сергеевича сохранилось еще меньше, чем литературных - зато каких! Недаром с ним с таким энтузиазмом общался молодой Михаил Глинка. Рассказчиком Грибоедов, пишут, тоже был прекрасным. Однако этот талант он не успел осознать настолько, чтобы реализовать его в полной мере в прозе. Кое-что, впрочем, удалось…

6. "Несостоявшийся Толстой"

Грибоедов живо интересовался историей. Известно, что он хотел написать о 1812 годе (оставшиеся материалы намекают на проект целого эпоса), о Крещении Руси, о татаро-монгольском иге. Он изучал тематические журналы и книги, планировал поездки по историческим местам. В некоторых ему по долгу службы действительно удалось побывать. И его путевые заметки из Крыма, с Кавказа и из Персии открывают в Грибоедове внимательного наблюдателя и невероятно интересного и живого повествователя. К сожалению, последнее посещение Персии окончилось для новоиспеченного посла России в Персии Грибоедова и еще 37 русских подданных трагедией.

7. Служить был рад

Говоря о личности Александра Сергеевича Грибоедова, нельзя не вспомнить о свидетельствах его исключительных человеческих качеств. Настоящий патриот (и какие удалые "гусарские" стихи!), он приложил немало усилий, борясь за судьбы русских пленных в Персии (что не мешало ему руководствоваться принципом "прислуживаться - тошно" - ведь его чудом миновало наказание за связи с декабристами). За его помощью обращались персидские армяне, которых он помогал укрывать от преследований со стороны местных фанатиков (это покровительство во многом и стало роковым для русской дипмиссии). С именем Грибоедова также связана одна любопытная история, характеризующая его как человека мужественного и благородного. Будучи секундантом своего товарища, убившего на дуэли другого его друга из-за дамы, и чувствуя на себе часть ответственности за произошедшее, он принял вызов секунданта другой стороны - Александра Якубовича. Дождавшись своей очереди, Грибоедов выстрелил, не приближаясь к противнику, хотя получил до этого от него ранение в руку. Именно по этому ранению и смогли опознать в обезображенном персидскими фанатиками трупе великого деятеля русской литературы XIX века...

: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» . Тот улыбнулся и ответил собеседнику: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего» . Грибоедов был скромен, однако это не преуменьшало его способностей в глазах современников. Его достижения в разных областях действительно впечатляли.

О них мы и расскажем в нашем материале.

Писатель

Александр Грибоедов вошел в историю как автор комедии «Горе от ума », именно это произведение имело наибольший успех и у современников, и у потомков. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых комедии «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Композитор

Наш герой был отличным музыкантом. Современники вспоминали, что его игра отличалась артистизмом, техническая сторона дела была для этого талантливого человека малоинтересна.

Грибоедов не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. Среди наиболее крупных - фортепианная соната. К сожалению, она, как и детские песенки, сочиненные Александром Сергеевичем, до нас не дошла. Грибоедов не записывал свои музыкальные пьесы, и сегодня нам известны только два его вальса: «аs-dur» (ля-бемоль мажор) и «e-moll» (ми минор).

Полиглот

Как и любой образованный русский дворянин XIX века, Грибоедов в совершенстве знал французский, однако помимо языка Вольтера и Мольера , он владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Кроме того, он свободно читал на латыни. Знание иностранных языков привело к тому, что он получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарем посольства в Персии.

Талантливый управленец и верный друг

В период персидской кампании Грибоедов имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие (как жаль, что к его мудрым словам не прислушались вовремя).

Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Помимо воплощения в жизнь личных амбиций, здесь его держала и идея помощи осужденным декабристам. Александр Грибоедов использовал все возможные каналы: влияние на Паскевича и дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словом участия, которое тоже значило очень много.

Дипломат

Александр Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины XIX века - Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. Согласно договору, России отошли территории Восточной Армении, Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли.

В биографии А. С. Грибоедова (1795-1829) до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов - в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов - вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность . А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки.

Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Круг знакомых . Дар сочинительства проявился в нем рано. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской» (не сохранилась), выставлявшую в смешном свете борьбу русских и немецких профессоров. Блестяще образованный, искрометный остроумец, Грибоедов привлекал к себе тогдашнюю вольнолюбивую офицерскую и штатскую молодежь. Со многими будущими декабристами (И. Д. Якушкин, Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой, В. Ф. Раевский) он познакомился в смоленском имении дяди по матери. Впоследствии, после выхода из университета, сблизился с П. Я. Чаадаевым, П. И. Пестелем, П. А. Катениным, П. А. Вяземским, А. А. Шаховским, А. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Пушкиным, В. Ф. Одоевским, Ф. В. Булгариным и другими известными людьми, со многими из них подружился.

Дом Грибоедовых на Новинском бульваре в Москве (крайний слева).
Литография начала XIX в.

Во время отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

Слово об Александре Сергеевиче Грибоедове.

Вы приступаете к изучению биографии А.С. Грибоедова. Приведённые ниже ресурсы помогут вам ответить на следующие вопросы:

  1. В какую эпоху жил А.С. Грибоедов?
  2. Какое образование и воспитание получил А.С. Грибоедов?
  3. В каких источеских событиях той эпохи принимал участие А.С. Грибоедов?
  4. Какие события, люди и вещи связаны с гибелью Грибоедова&

Советую вам для подготовки к контрольному тестированию выполнить следующие задания:

  • составить для себя хронологическую справку об образовании А.С. Грибоедова:
Событие Дата
  • составить справку о военной и гражданской службе А.С. Грибоедова
Событие Дата

Что вас больше всего поразило в личности и жизненном пути А.С. Грибоедова? Напишите эссе на эту тему (задание выполняйте ниже).

А.С. Грибоедов - универсальный гений.

А.С. Грибоедова называют универсальным гением. Когда вы познакомитесь с материалами, расположенными ниже, вы поймёте почему.
Ответьте на вопросы:

  • Какими ещё талантами, помимо литературных, обладал А.С. Грибоедов?
  • Чем знаменит А.С. Грибоедов как дипломат?

Можно больше узнать об А.С. Грибоедове

З агадка "Горя от ума". Особенности драматического произведения

Новое произведение, «Горе от ума» было не похоже на предшествующие драматургические произведения. Чем оно отличалось и как отреагировали на это современники писателя, вы узнаете из этого урока.

План урока

    Замысел комедии.

    Каноны классицизма и комедия «Горе от ума». Отзывы современников и критиков.

    Знаменитые режиссёры о «Горе от ума».

    Контрольное тестирование.

    О том, что послужило причиной появления на свет знаменитой комедии «Горе от ума», вы узнаете из приведённой ниже справки. Подумайте над вопросом, что подсказало А.С. Грибоедову сюжет комедии: фантазия, рассказы современников, личный опыт. Попробуйте аргументировать свою точку зрения. Возможно, вам понадобятся для этого материалы предыдущего урока.

Каноны классициззма и комедия "Горе от ума". Отзывы современников и критиков

Горе от ума» своим появлением поставило под вопрос необходимость соблюдения канонов классицизма.
Ниже расположены материалы по данной теме. Прочитайте внимательно статью И.А Гончарова «Мильон терзаний».

Именно в ней вы найдёте ответы на следующие вопросы.

  1. Для классицизма характерны следующие каноны: единство места, единство времени, единство действия (если комедия начинается с любовной интриги, то только эта линия должна развиваться и в конце найти сою развязку), единство стиля (только высокий или только низкий), чёткое деление героев на положительных и отрицательных, идеализация положительных героев, длинные монологи главного героя. Какие каноны соблюдены А.С. Грибоедовым в комедии, а какие нарушены?
  2. Какую реакцию вызвало нарушение писателем норм классицизма?
  3. Какую роль сыграло, по оценке И.А. Гончарова, нарушение писателем норм классицизма?

Знаменитые режиссёры о "Горе от ума"

«Горе от ума», запрещённое при жизни автора, обрела свою сценическую жизнь позже. Пьеса не воспринималась ни режиссёрами, ни зрителями как архаичная.

Знаменитые режиссёры В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский – лидеры двух совершенно различных по своим подходам направлений в театральном искусстве. У каждого из них были свои особые соображения по поводу постановки комедии «Горе от ума». Чьё мнение вам ближе, и какие бы вы дали установки современному режиссёру для постановки комедии ?

Контрольное тестирование

Русская критика об А.С. Грибоедове. Идеи декабризма в комедии

Этой темой мы завершаем изучение творчества А.С. Грибоедова. Его комедия «Горе от ума» была интересна русской критике не только конфликтом, который вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность, но и как историческое произведение, отразившее эпоху декабристов.

План урока

    Эпоха А.С. Грибоедова – эпоха декабристов

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook