Философия возрождения леонардо да винчи. Леонардо да Винчи

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт,не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.

В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателей эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“. Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен, прежде всего, как проявление определенных тенденций ее развития. Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения.

Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега-мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире. Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо - попытка создания нового метода познания.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание будь то полученное из откровения и из Священного писания Знание богословов. Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки - разноголосица мнений, обилие споров. Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании - недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» - монахов и священников. К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. Обращение к опыту как источнику познания - не декларация. Скорее напротив - оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо - наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя.

Смысл и величайшая ценность наследия Леонардо для потомков в том, что оно неоспоримо подтверждает безграничные возможности человека, наделенного духом и разумом, творить, продолжать процесс сотворения мира. За свои 67 лет он сумел быть художником, архитектором, ученым во многих отраслях (механике, математике, анатомии, астрологии, геодезии). Научные интересы Леонардо были безграничны. Его заметки отражают занятия автора математикой и физикой в различных ее ответвлениях (механикой, оптикой, гидравликой), астрономией, геодезией и картографией, ботаникой, физиологией и анатомией. Эпоха Леонардо была не готова использовать все его прозрения в области техники, однако инженерная практика через 250-300 лет после жизни Леонардо подтвердила правоту и гениальность его разработок.

Леонардо да Винчи неотделим от своей родины -- Италии и своей исторической эпохи -- эпохи Возрождения, ставшей уникальной главой в истории европейской и мировой цивилизации. Имя Леонардо в числе имен тех, кто эту эпоху воплотил и впоследствии стал ее символом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Философские воззрения Леонардо, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега - мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками - учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Ненасытно-любознательный подход к жизни и неистребимая жажда учения -- это начало всех начал, первый шаг на пути познания. Потому что желание знать, учиться и расти -- это своего рода электростанция всякого знания, мудрости и новых открытий.

Научиться мыслить самостоятельно и высвободить свой ум из-под гнета довлеющих над ним ограничений -- а таковыми являются наши заскорузлые привычки и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione Леонардо применял именно для того, чтобы подчеркнуть, сколь важно для каждого из нас учиться самому, опираясь на свой собственный, сугубо практический опыт.

Умение видеть, слышать, чувствовать. А теперь ненадолго углубитесь в себя и постарайтесь припомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы ощущали себя подлинными -- живыми и настоящими? Возможно, в эти минуты ваши чувства как-то особенно обострились. Третий принцип -- Sensazione -- заключается именно в том, чтобы сознательно и систематически утончать, шлифовать и оттачивать пять чувств, данных вам от природы. Леонардо полагал, что совершенствование нашего сенсорного сознания -- умения видеть и слышать окружающий мир -- дает нам в руки самый надежный ключ к обогащению нашего чувственного опыта.

По мере того, как в вашей душе будет пробуждаться живое, ребяческое любопытство и неуемная жажда задавать «детские» вопросы, -- вам все чаще и чаще придется побеждать неуверенность, сражаясь с вашими злейшими врагами -- замешательством, неопределенностью и внутренней раздвоенностью. Принцип номер четыре -- Sfumato -- послужит вам надежным компасом в вашем стремлении получше освоиться с неизвестным и подружиться с парадоксом.

Дабы из неуверенности и смутной неопределенности родилась гармония и творчество, нужно применить принцип номер пять, Arte-Scienza, или то, что мы теперь именуем целостным мышлением. Как полагал Леонардо, становление нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться одной лишь сферой нашей психики.

Нам нужно стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума.

Именно Connessione связывает все воедино.Это способность:

выстраивать схему событий

улавливать системные взаимосвязи и глубинное родство между различными вещами и явлениями.

Это стремление уяснить, каким образом ваши мечты, ваши цели и ценности, самые возвышенные идеалы и устремления могут сплестись в единую, прочную ткань вашей будничной жизни.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

1 Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное. философский винчи художник ренессансный

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины -- опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить -- значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Мудрость есть дочь опыта.

Счастье достается тому, кто много трудится.

Живописец спорит и соревнуется с природой.

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.

Опыт есть истинный учитель.

Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.

Полюбить можно лишь то, что знаешь.

Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.

Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.

Где кончается надежда, там возникает пустота.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Философия эпохи Возрождения, ее общая характеристика, основные черты. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Проблема рациональности как одна из центральных в современной философии. Типы рациональности.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций. Становление национального самосознания. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении духовной идеи народа.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да В. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. да В. работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. да В. не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л. да В. искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

Как учёный и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. да В. уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводвигателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью-символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.

В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».

Заказчики неоднократно выражали недовольство тем, что Леонардо не доводит до конца начатую работу. Однажды художнику даже пришлось быть ответчиком в скандальном и долгом судебном разбирательстве по поводу невыполнения им условий договора. Леонардо и сам страдал от собственной разбросанности. Приводя на склоне лет в порядок свои бумаги, он не удержался и написал на листе, где одновременно были сделаны несколько набросков и чертежей на самые разные темы: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».

ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ

Законченные картины Леонардо можно пересчитать по пальцам. И вместе с тем он был очень известным художником. На современников производило впечатление не только стилистическое совершенство работ Леонардо, но и его способность творчески мыслить. До Леонардо художники были во многом ремесленниками. Его же работы были непревзойдёнными не только по «механическому» мастерству, но, в первую очередь, по умению решать композиционные проблемы и выражать эмоции через движение.

Сам Леонардо писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души».

Эту сторону творчества Леонардо иллюстрирует удивительная история, рассказанная Вазари. Настоятель монастыря Санта-Мария Делле Грацие возмущался тем, как Леонардо работает над заказанной ему «Тайной вечерей». Художник мог провести едва ли не целый день, стоя в раздумьях перед едва начатой фреской, в то время как настоятель требовал, чтобы он работал «как вскапывающий сад работник».

В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой - голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО

Леонардо восхищался человеческим телом и, практически занимаясь анатомией, знал его лучше любого художника своего времени.

При этом художник тяготел к крайностям, создавая либо прекрасные, либо уродливые образы.

Один из рисунков Леонардо иллюстрирует мысль римского архитектора Ветрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета - «Портрет музыканта», 1490-1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины - в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.

В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.

НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство - художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом - фрески оказывались недолговечны.

Если не считать «Битвы при Ангиари» и мифологического полотна «Леда» (ныне утерянного), почти все работы Леонардо были портретами или картинами, трактующими религиозные сюжеты. Но, почти не выходя за рамки этих абсолютно традиционных жанров, Леонардо сумел внутри них выработать совершенно оригинальные методы решения художественных задач. В портретах ему удавалось добиться естесственной позы и выразительности, которых до него не было во всей портретной живописи, а в религиозных картинах проявил необычайное умение формировать композицию таким образом, чтобы фигуры выглядели величественно, но в то же время вполне реалистично.

Особенно оригинально художник решал проблемы света и тени. Тени он использовал смелее, чем его предшественники, а искусство Леонардо смешивать цвета и передавать оттенки считается непревзойдённым. Вазари писал, что именно блогодаря Леонардо итальянская живопись сменила «жёсткий, сухой стиль, характерный для XV века, на то, что мы называем современной манерой письма». Имеется в виду стиль Высокого Возрождения, великими представителями которого являлись такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Тициан. «Леонардо, - отмечал Вазари, - буквально заставил свои фигуры двигаться и дышать».

ВОСПЕВШИЙ МАДОННУ

Во времена Леонардо самой популярной темой искусства была Мадонна. Этим образом Леонардо был по-настоящему очарован, снова и снова возвращаясь к нему. Эти возвращения обусловливались тем, что взгляд художника на то, как следует изображать Марию, менялся.

В ранних работах, таких как «Поклонение волхвов», 1481-1482 и «Мадонна с гвоздикой», ок. 1473 - мать Иисуса написана юной, исполненной свежести и невинности, женщиной. Позднее в её образе добавилось зрелости и статичности, и она стала напоминать более Царицу Небесную, нежели земную мать.

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ

В некоторых работах Леонардо (примером может служить «Бахус», ок. 1510-1516, слева, авторство оспаривается) встречается фигура с показывающим на что-то пальцем. Чаще всего указывающий перст обращён к небесам - как на картине «Св. Иоанн Креститель», ок. 1514-1516, справа.

Леонардо не был первым, кто использовал этот жест, он встречался ещё на древнеримских статуях, а потом был как бы забыт. Леонардо просто «вспомнил» его - да так удачно, что вслед за ним этот жест «вспомнили» и многие другие художники, очень быстро превратив его в настоящее клише.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.

Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».

Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.

НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО

Всю глубину и мощь гения Леонардо оценили лишь тогда, когда обнаружились его неизвестные ранее труды. Архив художника содержит массу сугубо научных заметок. Многие из них проиллюстрированы рисунками - это анатомические зарисовки, чертежи боевых машин, лодок, мостов, машин и летательных аппаратов. После смерти Леонардо весь его архив отошёл по завещанию ученику художника, Франческо Мельци, который хранил эти бумаги как святыню. Около 1570 года Мельци умер. Записи Леонардо оказались разрознены, и никто толком не занимался их изучением вплоть до XIX века.

Отдельные мысли Леонардо, впрочем, были сведены вместе ещё в XVI веке, составив «Трактат о живописи». Тогда же с него было сделано несколько рукописных копий. В 1651 году книгу (с иллюстрациями Никола Пуссена) впервые напечатали в Париже на французском и итальянском языках. С тех пор этот трактат неоднократно переиздавался. Он не представляет собой цельную систему взглядов Леонардо на искусство, однако ценен тем, что в нём содержатся ссылки и выдержки из старых манускриптов, которые давно считаются безвозвратно утерянными.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook