История появления считалок. Что такое считалки: определение

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НАРОДОВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ:

« ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАГАДОК И СЧИТАЛОК»

выполнила ученица 4 класса Мехрина Анастасия

2014 год. Январь.

Проверила Волженина С.А.

Считалка – жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то приходилось. Кого же назначить? Кто сделает эту опасную работу? Вот тут и придумали способ распределения работы – считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она являлась не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу- помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснять законы природы, боялись её, и поэтому приписывали природе человеческие качества добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные «тайные» слова, заменявшие обычные слова. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази,

Тризи, зизи,

Пятом, мятом,

Шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьёзную роль. И это была серьёзная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка к заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более, что живут-то они в устном творчестве, а значит меняются, появляются новые варианты.

История возникновения загадки.

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто за стадом в лес, старались в слух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники называли медведицу- коровой, а корову – шыкуша, коня – долгохвост. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

Постепенно с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал «тёмных» сил бояться. Не нужны стали и «обманные» названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась.

То, что считалочка является устным народным творчеством, ни для кого не секрет.

Но откуда пришли к нам эти стишки и для чего они использовались ранее, зачем они нужны сейчас? Начнем с самого начала.

История появления детских считалочек

Считается, что такой народный жанр появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался совсем не для детей, а для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу.

Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Они являлись своеобразным способом распределения обязанностей.

Существует и другая версия, по которой эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них присутствует в обязательном порядке счет.

В те далекие времена люди были очень суеверные, и все что связывалось со счетом, считалось запретным.

Подсчитывать добытую на охоте дичь было нельзя, чтобы хозяин леса не узнал о гибели своих обитателей и не беспокоился за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки.

В них счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.

Придумаем сами, считалки придуманные детьми

Считалки это народная выдумка, представленная в виде небольшого стишка, правильнее их назвать русские народные считалки. У древних людей с ними было связано множество различных представлений.

Но те времена давно канули в лету и сегодня дети сами придумывают новые считалки и используют их для игр. Иногда они у них получаются очень даже смешными.

С их помощью они устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.

И то, что она изменила свое назначение, привело к появлению новых, именно детских считалочек. Дети очень любят придумывать такие стишки сами, так и появляются все новые и новые, уже истинно детские рифмы.

Детские считалки сегодня

Эти короткие рифмованные стишки были модными всегда. Не утратили своей популярности они и сегодня. Считалки и для детей дошкольного возраста использовались в играх.

С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.

Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.

С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок.

Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.

Считалочки для детей. Нужны или нет?

Сегодня идет много споров вокруг этих стишков. Нужны ли они детям или только засоряют их память.

И конечно ответ однозначный – да.

Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша.

Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему маленькому крохе, когда он еще только начинает учиться говорить.

Эти рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами. Они позволяют познакомить ребенка с такой математической операцией как счет, без нее не сможет обойтись ни один человек на земле.

Как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей. А есть считалочки, обучающие именно счету.

Крохе легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке. Каждый такой стишок – это вереница образов, способствующих развитию креативного мышления и фантазии у ребенка.

Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место. Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера.

Самым маленьким

Для самых маленьких считалка является хорошим помощником в развитии речи. Ведь они написаны все в игровой форме, которая наиболее понятна и близка ребенку. Главное в ней даже не само содержание и смысл, а ритм. Он позволяет малышу четко и ритмично произносить все слова.

Разучивая с ним такую считалку, вы тренируете его память, ритм, фантазию. Очень хорошо знакомить маленького человечка со считалочками во время игры в прятки. Самая известная всем детям считалочка именно из этой игры: Ее помнят не только дети, но и каждый взрослый.

Есть множество различных считалочек, которые можно разучивать со своим крохой, развивая вместе с этим не только память, но и моторику. Когда вы, рассказывая тот или иной стишок, просите малыша прятать ручки, если он не успевает спрятать их, значит, ему водить.

Сохранение традиций

Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это совершенно неправильное суждение.

Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. И не зависимо от того, где проживает ребенок, если он говорит на русском языке, то обязательно будет знать множество этих рифмованных стишков.

Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста. Причин, по которым считалка осталась до сих пор и смогла выдержать натиск книг и компьютеров, много.

Одна из них заключается в том, что взрослые просто не заинтересовались этими на первый взгляд совершенно бесполезными стишками.

Если мыслить логически, то в них и на самом деле нет ничего необходимого. Однако, это неверное суждение. Они способствуют развитию речи и моторики у малышей, развивают чувство товарищества, справедливости у старших детей и напоминают о детстве взрослым.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Нужно узнать их историю. Корни считалки уходят в далекие времена. Тогда не было стиральных машин, комбайнов, современных молотилок и так далее. Работа была тяжелой. Все делали руками и примитивными орудиями труда. Более того, некоторые работы были даже опасны для здоровья и жизни. Но выполнять работу было необходимо. Кто же будет это делать? Добровольцев не сыскать. Посему стали придумывать способ, чтобы распределять работу по-честному, не обижая остальных. Замечательное устное народное творчество - считалки здесь нашли свое рождение, и применение в реальной жизни. Их смело можно назвать не индивидуальным жанром русской литературы, а прикладным, за выполнением практической четкой цели - распределение работы.

Неграмотные люди, не способные объяснить явления природы и ее законы, толковали все по-своему. Они пытались себя уберечь от несчастий и напастей. Страх перед неизведанным породил в считалках тайные и непонятные слова. Люди пришли к мысли, что природа делала людям как добро, так и зло. Воображали, будто животные способны понимать речь людей. Вера в могущество слов преобразила считалку в настоящее заклинание.

Время шло, законы природы стали понятными, орудия труда усовершенствовались, а считалка приобрела безобидный, даже веселый характер. Их любят дети и используют перед играми или просто проговаривают, потому что считалки понравились.

Значение считалок

Считалка - это рифмованный стих, слагающийся из выдуманных созвучий и слов, при этом выделяется точный ритм, которого и стараются придерживаться.

С помощью считалок справедливо и понятно распределяются между детьми роли для самых разных игр. Ее же используют для того, чтобы поставить очередь для начала новой увлекательной забавы. Так происходит ввод в новую игру.

Функции считалок

Считалка - это способ сформировать незаменимые, хорошие человеческие стороны - справедливость, чувство товарищества, честность.

Некоторые люди придерживаются мнения, что устное народное творчество - считалки, совершенно никому не нужны, как нечто лишнее в светлой головке малыша. Хотелось бы оспорить этот факт. Какую же пользу приносят считалки?

Распределение ролей

Групповые игры никак не могут обойтись без считалки. Например, прятки. Кто будет прятаться, а кто будет искать, определит именно считалка. Чтобы не возникало вопросов такого характера, «А почему я ищу, а не он?». Считалка помогает без обид распределить роли в игре. Отдаваясь воле случая, водящего избирают не по внешности, одежде или дружбе, а честно. Вряд ли у кого-то возникнет желание возразить выпавшему жребию. На какое-то время слабый может стать ведущим, почувствовать себя сильным, и наоборот. Если ребенок знает много считалок, он, скорее всего, становится затейником разных игр. Такие ребята очень популярны, к ним тянутся их соплеменники.

Развитие ритма, счета, речи и прочее

Для становления речи считалки - просто находка. При частом проговаривании оных, речь ребенка становится чище, улучшается артикуляция. В некоторых считалочках употребляются слова, которые не просто произнести. Отмечено их полное отсутствие в других языках.

Народные считалки для детей используют не только в групповых играх, но и когда намечается игра взрослого и ребенка. Например:

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

Развитие ритма - прекрасная сторона одной из граней считалки. Под нее можно прыгать, когда чаще, а когда реже, в зависимости от пауз. Все зависит от содержания считалки. Без в танцах и музыке делать нечего.

Умение считать - неплохая способность. Перед игрой, слушая считалку со счетом, дитя его запоминает, и, если слова понравились, при частом повторении, счет, как минимум до десяти, будет выучен без особого вашего усердия. Детвора обучается элементарной арифметике. Ритмический и незатейливо рифмованный стишок, даёт объяснение в шутливой форме азов математических правил.

Чтобы выучить понравившуюся считалку, нужно хорошенько сосредоточиться и попытаться запомнить услышанное. Таким образом, считалки кочуют во время игры от одного ребенка к другому. Если некоторые слова дитя не запомнило, то в меру своей фантазии и сообразительности оно придумает, вставит в считалку свои слова и поменяет окончание. Напрашивается вывод - считалки развивают воображение, юмор, хорошую фантазию, дают возможность самому сочинять стихи. Некоторые из них передаются из поколения в поколение.

  1. Считалки-жеребьевки.
  2. Заумные считалки.
  3. Считалки числовики.
  4. Считалки-заменки.

Считалка - это хорошая прелюдия перед увлекательной игрой. Детишкам нравятся товарищи, у которых считалок в головке целый воз.

Считалки-жеребьевки

Этот вид считалок поражает своим разнообразием и красочностью. У жеребьевок хорошее созвучие. Они помогают ребятне разделиться на команды. Каждый из участвующих старается зашифровать свое имя, выбирает пару, идет к «маткам» (сильные и ловкие игроки команды). Они-то и делают подбор участников своей команды, основываясь на каком-то предложении. Производится выбор среди животных или предметов, растений или сказочных персонажей.

Коня вороного или казака удалого?

Лисицу в цветах или медведя в штанах?

Дядю Федю или белого медведя?

Название считалок-жеребьевок развивает стихотворный слух и располагает, чтобы своими силами сочинить шедевр, рифмуя слова. Можно попробовать составить полную нелепицу, абракадабру. Не возбраняется создать что-то новое из обычного, что свидетельствует об уровне эстетического развития и интеллектуального тоже.

Заумные считалки

Данный вид считалки - это полностью или частично состоящий из зауми. Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Малышата с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит сей процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают - это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:

Чарбер-фарбер, жарбер- фук,

Ам дам эки-беки тук,

Бьюносеки арин- уф

Считалки-числовики

Или считалки с цифрами. В основе лежит счет. Здесь содержатся счетные слова и эквиваленты числительных. Очередную считалку разберем детальнее. Выглядит она так:

«Ази, двази, тризи, ризи,

Пята, лата, шуби, руби,

Дуби, крест»

Кажется, сущая бессмыслица, но люди давно минувших дней так не думали. В ней скрыта небольшая тайна.

История считалок-числовиков

Самые ветхие считалки включают в себя верования незапамятных времен. Бытовало мнение, что нельзя придавать вслух счету: гостей, предметы. Добычу или улов пересчитывать было запрещено, чтобы духи леса или водоема не пришли в негодование на охотника. Но как же быть? Тогда-то и придумали закодированные слова: «одинцы» - один, «двази» - два. В конце крест неспроста - это десять. Много веков назад каждая десятка отмечалась зарубками на отдельной небольшой доске. Существует еще изречение «заруби себе на носу». Корни его уходят именно сюда. Можно заявить, что они являются стародавним шифром, добравшимся до нас. Спасибо, пожалуй, скажем детским играм. Перейдем к следующему виду.

Считалки-заменки

Иван, подай стакан, отрежь лимон, и выйди вон.

Определенный стиль, стихотворный текст, на деток действуют заразительно и подзадоривают. Вершится важное событие - подготовка и организация игры.

Выводы

Время идет, дети растут, но свои любимые стишки они помнят хорошо и обмениваются ими в детских садах и школах. Взрослея, ребенок знает считалок больше, они становятся сложнее и длиннее. На переменках можно услышать целый букет считалок разного вида. Школьные считалки расширяют кругозор гораздо больше. Дитя узнает много любопытной и новой информации. Происходит накопление материала для взрослой жизни. Например, знакомство с разными видами животных:

Ты - хомяк.
А ты - хорёк.
Ты - зайчишка, прыг да скок.
Ты - лисица.
Ты - куница.
Ты - бобриха-мастерица.
Ты - охотник...
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!

Объединяя все в короткий список, следует отметить пользу от считалок.

  1. Обучают детвору правилам игры и учат придерживаться их. Водящий игры выбирается справедливо на глазах у всех, без каких-либо привилегий.
  2. Совершенствуется память и улучшается чувство ритма.
  3. Особо хотелось отметить организованность и дисциплинированность детей при помощи считалки. Дитя гораздо охотнее вовлекается в очередную игру.

Считалка - это не только детское занятие! Взрослому человеку тоже не помешало бы знать несколько считалок или, как вариант, сочинить их. Это большое подспорье, чтобы чадо проявило любопытство. Ситуации берутся из обычной жизни: «Я гляжу, как три букашки топчут бантики на Машке». При помощи этаких затей развиваются новые грани и возможности.

Детской фантазии нет предела, попытаться посмотреть на мир глазами ребёнка в силах каждого, главное захотеть. Тогда мир засияет яркими красками.

Будь то русские, англичане, французы. В том, что в каждой стране есть свое устное наследие, убеждается каждый, начинающий изучать какой-либо иностранный язык. Фольклор - неотъемлемая часть культуры нации, им по праву гордятся и передают из поколения в поколение, из уст в уста. Поэтому человек, в котором хоть немного наличествует патриотическое чувство, должен быть знаком с устным творчеством своего народа и просто обязан уметь передать это своим детям. Одними из элементов народного фольклора являются считалки и небылицы. Что же это такое? Разберемся прямо сейчас!

Считалки

Детская игра и считалка, определение которой - жанр идут рука об руку. С самого младенчества дети слышат различные считалки от людей, которые их окружают, а становясь постарше, сами с большим удовольствием используют их в своих играх и забавах.

Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя изначально, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах. Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была работе рознь, одна полегче, другая - тяжелее и монотоннее. Вот люди и придумали использовать считалки наряду со жребием. И все подчинялись этим нехитрым правилам. Вот один из ответов,

Состав считалки

Считалка представляет собой рифмованные или белые строки, которые часто содержат какой-то законченный рассказ и используются в качестве прелюдии к детской игре. Она часто произносится в довольно быстром темпе, в строгом ритме, причем внимание целиком уделяется не тому, что содержится в строках, а именно результату. Считалки для детей, как правило трехчастные, содержат зачин, или вступление; ход, или основное содержание; концовку, то есть результат. Сама по себе считалка представляет собой законченное произведение.

В качестве сюжета для считалки может выступать абсолютно все, что окружает народ. Например, домашний быт, лес и его обитатели, домашние животные, трудовые процессы. Кроме этого, очень часто детские русские считалки состоят из слов, заимствованных у другого народа или же сочиненных во время игр.

Нужны ли современным детям считалки?

Многим нашим современникам кажется, что считалки для детей давно потеряли свою актуальность и являются чем-то изрядно устаревшим. Действительно, нынешний мир полностью автоматизирован и напичкан компьютерными системами, в которых успешно научились ориентироваться даже самые маленькие дети. Малыш с планшетом - зрелище отнюдь не редкое, но немного печальное.

Однако психологи давно установили, что считалки и небылицы очень полезны для развития ребенка, причем совершенно всестороннего. Эти незатейливые рифмованные стишки помогают детям социально адаптироваться в обществе своих сверстников и укрепляют дружеские отношения, настраивая на игровой лад. Кроме этого, считалки учат ребенка придерживаться определенных правил, что особенно необходимо для усвоения игровых навыков. И нельзя забывать неоспоримый факт того, что считалка прекрасно развивает речь, память и мышление дошкольника. Из этого можно вывести еще один ответ на вопрос, что такое считалки: это отличный способ легко и весело развивать ребенка!

Небылицы

Небылица является малоизученным литераторами в отличие, например, от считалок и потешек. Небылицы и встречаются намного реже, однако их очень любят дети и их заботливые родители. Небылица - это какой-то смешной, нескладный по смыслу или вовсе лишенный его стишок, написанный в шуточном жанре. Небылица также может быть считалкой для детской игры, а может просто развлекать детей, побуждая их размышлять о подтексте, который, возможно, все-таки имеется в ней.

К этому же жанру относятся небылицы-перевертыши, которые К. И. Чуковский считал очень полезными для умственного развития ребенка и писал, что ребенок может играть не только кубиками и камушками, но и мыслями. Вот почему великий детский сказочник так любим детьми, ведь он постоянно использовал в своем творчестве фольклорный стиль небылиц.

Читайте детям небылицы!

Даже если ваш ребенок уже давно не малыш, и кажется, что он вышел из возраста, когда его интересовали детские фольклорные стишки, не стоит отказываться от колоссального наследия русского народа. Напротив, небылицы вполне могут заинтересовать даже взрослого человека, ведь они очень забавные, но в то же время лишены пошлости, которой изрядно сдобрены многие современные шуточные рассказы. Проводя время с ребенком, можно и нужно рассказывать ему небылицы, которые помогут скоротать время ожиданий в очереди к врачу, скрасят дальнюю дорогу и просто укрепят ваши отношения. Кроме того, небылицы способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, раскрывают его творческий потенциал, который есть у каждого человека. Нужно лишь верить в то, что рано или поздно он проснется и у вашего ребенка, а небылицы очень в этом помогут.

Выучите несколько небылиц и, например, 2 считалки, или просто напишите на листочек бумаги и носите с собой. Через какое-то время они легко запомнятся, что также разовьет память не только ребенка, но и вашу. Небылица придется кстати в трудной ситуации, когда у вас возникнет напряженная ситуация и вы не сможете с ним договориться. Тут на помощь и придет помощница-небылица, которая отвлечет внимание от неприятного момента и переключит его на что-то более позитивное.

Примеры небылиц

Ниже представлены некоторые небылицы, недлинные и очень забавные. После их прочтения можно нарисовать картинку, передающую сюжет небылицы, или проиллюстрировать ее с помощью игрушек.

Заяц бросился за львом
И рычит он громко.
Еж под елкой роет дом
Из рябины толстой.

Бродят рыбки по тропинке
Хвостиками машут,
Еж моржа взвалил на спинку,
Овцы землю пашут.

Слон за облаком летит,
Пляшут звери в кружке.
А на дне реки не спит
Под зонтом лягушка.

На коньках верблюд катался,
Щука пела на суку,
Крот на дерево забрался
И все пел: - Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И уехал в магазин... и т. п.

Примеры считалок

Не менее полезна для развития психических процессов, таких как память, внимание и мышление, считалка, определение которой было дано выше. Считалка вводит ребенка в пространство игры, в тот мир, который необходим ему как воздух, и из которого так часто мы, взрослые, пытаемся ребенка выдернуть, поступая, конечно же, очень неправильно. Все дело в том, что взрослые, в большинстве своем, забыли, как они были детьми. И не желают даже вспоминать об этом. Как правило, причины кроются в далеком детстве или подростковом возрасте, но в этом уже должны разбираться психологи.

Итак, 5 считалок, которые можно выучить и использовать при общении с ребенком:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам ребят не посчитать,
Но без друга в мире туго,
Убегай быстрей из круга!

Разогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
«Я зову вас всех на чай!»
Где же чайки, отвечай?

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз -Ерема, два-Никола,

Шла овца по мостику
Повиляла хвостиком,
Уцепилась за перила,
Тут же в реку угодила —
Плюх!

Ну-ка, Иван,
Айда в стакан,
Возьми лимон
И пойди вон!

Фольклор как средство выражения любви

Первой в жизни ребенка появляется мать, которая для него является всем миром. Она - его руки, пока он не умеет пользоваться своими, она - его ноги, пока его ножки не ходят, она - его язык, пока он не научился разговаривать. Вот почему так важно, чтобы все в окружении малыша были любящими и заботливыми. Важно уметь говорить с ним на одном языке - языке любви, для чего и создан был народом детский фольклор, который для малыша является одним из инструментов познания, ярким и красочным, живущим и действующим по своим законам.

Слушая ежедневно ритмичные строки с простыми словами, ребенок наиболее гармонично и встесторонне развивается в атмосфере любви и нужности, которой часто лишены современные дети. Итак,что такое любовь и забота матери, дающей полноценную позитивную информацию подрастающему ребенку.

Заключение

Представьте на минуту жизнь ребенка без ритмичных песен и стишков. Конечно, нужна была бы какая-то замена, но что может заменить детский фольклор? Без него игра обезличена и однотонна, а с ним - весела и красочна. Если спросить любого дошкольника, что такое считалки, ответом будет задорная улыбка, потому что именно с них начинается ИГРА. Вот почему детский фольклор, несмотря ни на что, должен сохраняться, развиваться и делать жизнь ребенка насыщеннее и разнообразнее.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook