Высказывания о творчестве чуковского другими поэтами. Цитаты и высказывания корнея ивановича чуковского

Игра путешествие по произведениям К. И. Чуковского - страница №1/1

К.И.Чуковский

(1882-1969)

Игра путешествие по произведениям К.И.Чуковского.

Оборудование:

1.Портрет К.И.Чуковского, фотографии.

2.Книжная выставка, эпиграф «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до луны» (С.Образцов).
Ход мероприятия.

(Звучит музыка « Доктор Айболит и обезьяны»)

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить день рождения одного веселого и жизнерадостного человека, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Даже родился он

1 апреля, который считается днем шуток, веселья и смеха. Было это в 1882 году. Так, что если бы писатель был бы жив, ему исполнилось бы сейчас 120 лет. Сегодня пойдет речь о Корнее Ивановиче

Чуковском! Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт- Петербурге. По профессии он был литературный критик, свою профессию очень любил, и если бы ему сказали, что он будет знаменит как

Детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.

Заболел его маленький сынишка в г.Хельсенки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде.

Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не открываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва

Проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не чистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!

С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза – такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, К.И.Чуковский – литературный псевдоним. А знает ли кто-нибудь из вас настоящее имя писателя? (Николай Васильевич Корнечуйков).

«А-а- а- а, Чуковский! –сказали некоторые из вас в начале нашей встречи. – О нем с детства все и все знают». Вот сегодня мы проверим, действительно ли всё. Я приглашаю вас в путешествие.

Станция 1. Вокзальная

На каждом вокзале есть билетная касса. В нашем путешествии участвует тот, кто назовет произведение Чуковского. За каждый правильный ответ дается билет(жетон). И так, отправляемся в путь!

Станция 2. Загадкино.

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал но, - где бы я не был: в трамвае, в очереди, - я сочинял загадки для детей».


1 .Был белый дом, 2. Паровоз

Чудесный дом, Без колес!

И что-то застучало в нем. Вот так чудо- паровоз!

И он разбился, и оттуда Не с ума ли он сошел -

Живое выбежало чудо, - Прямо по морю пошел! (Пароход).

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок).

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня! (Крапива)


4. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы).

5. Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг заржала,

Заржала – побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик).

6. Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (Коньки и лед).

7. Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало).

8. Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня вы сапогами,

А завтра во двор унесете меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер).

9. Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобиль).

10. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька).

11. Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей(Расческа).

12. На малину налетели,

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало).

13. Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы,

И больше со мной ни когда не встречались бы,

Потому что – скажу вам, не хвастая,-

Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила).

14. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.(Иголка).

15.Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.(Ёж).


Станция 3. Рифмочка (доскажи слово)

1 .В огороде на грядке

Вырастают…(шоколадки; «Чудо-дерево»)

2. У тебя на шее вакса,

У тебя под носом…(клякса; «Мойдодыр»)

3 .Пошла муха на базар

И купила…(самовар; «Муха –Цокотуха»)

4. Робин Бобин Барабек

Скушал сорок…(человек; «Барабек»)

5. Ехали медведи

На…(велосипеде; «Тараканище»)

6. И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные…(волки; «Жил на свете человек»)

7. И снова медведь: -О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского…(ежа; «телефон»)

8. Загляни-ка ты в кадушку –

И увидишь там…(лягушку; «Федорино горе»)

9. Прибегали лягушата,

Поливали из…(ушата; «Путаница»)

10. Милая девочка Лялечка!

С куклой гуляла она

И на Таврической улице

Вдруг увидала…(слона)

Станция 4. Героическая

В сказках К.И.Чуковского огромное количество героев. Вспомним некоторых из них.

1. Добрый доктор, лечивший зверей и птиц.(Айболит).

2. Славная собака из сказочной повести «Доктор Айболит».(Авва).

3. Толстокожее животное, которое провалилось в болото.(Бегемот)

4. Злая сестра Айболита.(Варвара)

5. Удалец, проглотивший злодея в сказке «Тараканище».

6. Обезьяна, пугавшая детей акулой Каракулой в стихотворении «Бармалей»(Горилла).

7. Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха – Цокотуха»(Комар).

8. Утка доктора Айболита(Кика).

9. Страшный великан, которого проглотил удалой Воробей (Таракан).

10. Бабушка, от которой сбежала посуда (Федора).

Станция 5. Путаница

Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворения правильно.

  1. «Арболит» (Айболит)

  2. «Гадость» (Радость)

  3. «Кармалей» (Бармалей)

  4. «Крашеное солнце» (Краденое солнце)

  5. «Нофелет» (Телефон)

  6. «Пил на свете человек» (Жил на свете человек)

  7. «Пуганица» (Путаница)

  8. «Ужики смеются» (Ёжики смеются)

  9. «Худо –дерево» (Чудо – дерево)

Станция 6. Кроссвордная

Заключительное слово ведущего.

Вот и закончилось наше путешествие. Еще много раз вы встретитесь с произведениями

К.И.Чуковского, а сейчас мы подведем итоги.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»


Использованная литература:

  1. «Библиотека в школе» №01 (85)-2003г.

Праздник здоровья, чистоты.

(театрализованная игровая программа).
Действующие лица: ведущий, Чистота, Грязь, Ёжик, Волк, Медведь, Заяц.
В:

Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского

Для младших школьников

ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; развивать умение работать в группе; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Оборудование

1. Портрет К.И.Чуковского

2. Книжная выставка К.И.Чуковского

3. Выставка рисунков детей к произведениям писателя

Эпиграф: «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об одном веселом и жизнерадостном человеке, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском!

* (Портрет ) Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка – такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, Корней Иванович Чуковский – это придуманное им имя, литературный псевдоним. А настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге. Если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.

Заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил». Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!

С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

Вот сегодня мы и проверим, действительно ли вы хорошо знаете его сказки. Я приглашаю вас в путешествие.

Итак, отправляемся в путь!

Станция I. Назови сказки

* Из букв , лежащих в конверте , надо составить названия сказок К.И.Чуковского

  1. Муха Цокотуха, Телефон

  2. Тараканище, Крокодил

  3. Мойдодыр, Бармалей

  4. Чудо дерево, Айболит

  5. Путаница,Федорино горе

* Станция II. Рифмовка (Доскажи словечко – читает учитель задание из конверта)

    В огороде-то на грядке
    Вырастают… (Шоколадки ; «Чудо-дерево».)

    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом… (Клякса ; «Мойдодыр».)

    Пошла муха на базар
    И купила… (Самовар ; «Муха-Цокотуха».)

    Ехали медведи
    На… (Велосипеде ; «Тараканище».)

    И снова медведь:
    – О, спасите моржа!
    Вчера проглотил он
    Морского… (Ежа ; «Телефон».)

    Загляни-ка ты в кадушку –
    И увидишь там… (Лягушку ; «Федорино горе».)

    9. Прибегали лягушата,
    Поливали из… (Ушата ; «Путаница».)

    Я пришью ему новые ножки,
    Он опять побежит …(По дорожке; «Айболит»)

    В Африке акулы, в Африке гориллы,
    В Африке большие злые…(Крокодилы; «Бармалей»)

    Но Медведю воевать неохота,
    Ходит-ходит он, Медведь, круг…(Болота; «Краденое солнце»)

* Станция III . Бюро находок –(читает учитель задание из конверта)

Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть.

    Башмаки («Чудо-дерево»).

    Блюдца («Федорино горе»).

    Воздушный шарик(«Тараканище»).

    Градусник («Айболит»).

    Калоши («Телефон»).

    Мыло («Мойдодыр»).

    Мочалка («Мойдодыр»).

    Посуда («Федорино горе»).

    Самовар («Муха-Цокотуха», «Федорино горе»).

    Утюги («Федорино горе»).

* Станция I V. Кроссвордная (Вписать героев, чьи это слова)

Ч

У

К

О

В

С

К

И

Й

    Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай,
    Разорви его на части, вырви солнышко из пасти (зайчиха)

    Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (муха)

    Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу (таракан)

    Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (Федора)

    Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,
    Кушай, кушай, Федора Егоровна! (самовар)

    Ой, меня укусила оса! (лиса)

    Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! (комар)

    Эй, пожарные, бегите, море синее тушите! (кит)

    Я пришью ему новые ножки.
    Он опять побежит по дорожке (доктор Айболит)

* Станция V. Выставка рисунков (1 - угадать сказку по рисункам детей; 2 – собрать картинку из кусочков)

* Станция V I. Загадкино ( Загадки отпечатаны на листках, один из участников команды читает загадку, другой дает ответ)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Книга «25 загадок»

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо, –
    Такое теплое, такое
    Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок. )

    Паровоз
    Без колес!
    Вот так чудо – паровоз!
    Не с ума ли он сошел –
    Прямо по морю пошел! (Пароход. )


    3. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня! (Крапива. )

    Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят
    У дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
    Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы. )

    Была телега у меня,
    Да только не было коня.
    И вдруг она заржала,
    Заржала – побежала.
    Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик. )

    Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки и лед. )

    Лежу я у вас под ногами,
    Топчите меня сапогами,
    А завтра во двор унесите меня
    И бейте меня, колотите меня,
    Чтоб дети могли поваляться на мне,
    Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер. )

    Маленькие домики по улице бегут,
    Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили. )

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет –
    Заплачет она и умрет. (Сосулька. )

    Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (Расческа. )

    На малину налетели,
    Поклевать ее хотели,
    Но увидели урода –
    И скорей из огорода!
    А урод сидит на палке,
    С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало. )

    Если бы сосны да ели
    Бегать и прыгать умели,
    Они от меня без оглядки умчались бы,
    И больше со мной никогда не встречались бы,
    Потому что – скажу вам, не хвастая, –
    Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила. )

    Я одноухая старуха,
    Я прыгаю по полотну,
    И нитку длинную из уха,
    Как паутинку, я тяну. (Иголка. )

    Я великан: вон ту громадную,
    Многопудовую плиту
    Я словно плитку шоколадную
    Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран. )

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёж. )

* Станция VII . Стихотворная (Конкурс капитанов – прочитать наизусть стихи К.И.Чуковского)

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

1. Головастики 2. Бебека.
Помнишь, Мурочка, на даче Взял барашек карандашик
В нашей лужице горячей Взял и написал: «Я-Бебека,
Головастики плясали, Я-Мемека
Головастики плескались, Я медведя забодал!»

Головастики ныряли, Испугалися зверюги,
Баловáлись, кувыркались. Разбежалися в испуге.
А старая жаба, как баба, А лягушка у болотца
Сидела на кочке, вязала чулочки Заливается, смеется:
И басом сказала: Спать! «Вот так молодцы».
Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам еще поиграть.

3. Слониха читает. 4. Федотка.
У слона была жена Бедный Федотка – сиротка,
Матрена Ивановна. Плачет несчастный Федотка:
И задумала она Нет у меня никого,
Книжку почитать. Кто пожалел бы его.
Но читала, бормотала Только мама, да дядя, да тетка,
Лопотала, лопотала: Только папа, да дедушка с бабушкой.
«Таталата, маталата», -
Ничего не разобрать!

5.Ежики смеются.
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!»

* Станция VIII . Английские песенки

К.И.Чуковский хорошо знал английский язык и перевел для детей английские народные песенки.

1. Храбрецы 2. Барабек.
Наши – то портные Робин Бобин Барабек
Храбрые какие Скушал сорок человек,
«Не боимся мы зверей - И корову, и быка,
Ни волков, ни медведей!» И кривого мясника,
А как вышли за калитку И телегу, и дугу,
Да увидели улитку - И метлу, и кочергу,
Испугалися, Скушал церковь, скушал дом,
Разбежалися! Скушал кузницу с кузнецом,
Вот они какие, А потом и говорит:
Храбрые портные! «У меня живот болит!»

3. Курица. 4. Дженни.
Курица – красавица у меня жила. Дженни туфлю потеряла,
Ах, какая умная курица была! Долго плакала, искала.
Шила мне кафтаны, шила сапоги, Мельник туфельку нашел
Вкусные, румяные пекла мне пироги. И на мельнице смолол.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.

5. Котауси и Мауси.
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси!
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.

Заключительное слово ведущего

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось?

* Еще много раз вы встретитесь с произведениями К.И.Чуковского. Вы можете почитать его стихи, сказки «Приключения Бибигона», «Айболит» в прозе, где есть удивительное животное Тянитолкай (показ картинки и этих книг)

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Дата рождения:

19.03.1882

Дата смерти:

28.10.1969

Род деятельности:

Журналист

Литературный критик

Литературовед

Переводчик

Публицист

Корней Иванович Чуковский - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Мила мне русская беседа -
В ней, разум собственный любя,
Никто не слушает соседа
И каждый слушает себя…

Ох, нелёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота!

Мерзавцы прежде всего дураки. Быть добрым куда веселее, занятнее и в конце концов практичнее.

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

Прочтите, что пишут американцы о Толстом, или французы о Чехове, или англичане о Мопассане - и вы поймете, что духовное сближение наций - это беседа глухонемых.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!

Зачем-то устраивается пленум по детской литературе. Выступать я не буду. Если бы я выступил, я обратился к юным поэтам с единственным вопросом: отчего вы так бездарны? Эта речь была бы очень короткая - но больше мне нечего сказать.

1 августа 1925 г. Был вчера в городе, по вызову Клячко. Оказывается, что в Гублите запретили «Муху Цокотуху». «Тараканище» висел на волоске - отстояли. Но «Муху» отстоять не удалось. Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины!! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик - переодетый принц, а Муха - принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца! Я спорил с нею целый час - но она стояла на своем. Пришел Клячко, он тоже нажал на Быстрову, она не сдвинулась ни на йоту и стала утверждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют. Как будто найдется ребенок, который до такой степени развратен, что близость мухи к комару вызовет у него фривольные мысли!

Чуждаюсь ли тенденции я в своих детских стихах. Нисколько! Например, тенденция «Мойдодыра» - страстный призыв маленьких к чистоте, к умыванию. Думаю, что в стране, где еще так недавно про всякого чистящего зубы говорили «гы, гы, видать, жид!», эта тенденция стоит всех остальных.

Писательский талант состоит в умении выбрать верное слово и поставить его на верное место.

Перевод - это автопортрет переводчика.

Возьмём хотя бы глагол умереть. Одно дело - умер, другое - отошел в вечность, скончался, ещё иное - опочил, или заснул навеки, или заснул непробудным сном, или отправился к праотцам, преставился, а совсем иное дело - издох, околел, скапутился, загнулся, отдал концы, окочурился, дал дуба, сыграл в ящик и т. д. Академик Щерба делил язык на четыре стилистических слоя: Торжественный - лик, вкушать. Нейтральный - лицо, есть. Фамильярный - рожа, уплетать. Вульгарный - морда, жрать.

Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте,
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!

Когда тебя выпускают из тюрьмы и ты едешь домой, ради этих минут стоит жить!

Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство, - даже из интеллигентов… делают своё дело и без неё.

… Быть неоригинальным писателем - это быть мошенником. Талант посмотрит на любую вещь - и в каждой он найдет новую черту, новую сторону, старое чувство он перечувствует по-новому. Поэтому неталантливый писатель, который является в мир только для того, чтоб изложить в стихотворной форме прописи, - может сидеть и не рипаться. Гг. читатели знали это и до него. За прописи может и должен браться только талант. Пошлость и скука - скверные вещи - это мы станем выслушивать от Чехова, а если Митницкий возьмется пропагандировать те же вещи, то нам покажется, что он над нами смеётся, издевается. Ведь всё дело художника - побороть привычку. <...> Всё дело художника - заявить мне про известную знакомую вещь так, чтобы мне показалось, что я только первый раз встречаюсь с ней, чтобы все мои прежние, обычные представления о вещи не заслонили бы её истинного смысла и значения. Ко всему привыкает человек, ко всему приспособляется - откиньте следствия этих привычек и приспособлений, и вы заставите трепетать наши сердца от истинного познания вещей, от так называемого художественного чувства. Только художник умеет откинуть эти обычные, привычные представления или, лучше сказать, - он не умеет не откидывать их.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Корней Чуковский писал: «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала».

В подтверждение этому сайт выбрал несколько восхитительных детских высказываний из книги любимого писателя детства «От двух до пяти». Просто наслаждайтесь:

  • Двухлетнюю Сашу спросили:
    - Куда ты идешь?
    - За песочком.
    - Но ты уже принесла.
    - Я иду за ещём.
  • - А из замужа обратно выйти можно?
  • - Я - папин помогальник.
  • Девочке четырех с половиной лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
    - Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
  • Мама: - Сынок, если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу!
    Сын: - Ты думаешь, она станет есть твою кашу?
  • - Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.
  • - Мама, закрой мою заднюю ногу!
  • - Бабушка, ты умрешь?
    - Умру.
    - Тебя в яму закопают?
    - Закопают.
    - Глубоко?
    - Глубоко.
    - Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
  • - Сколько тебе лет?
    - Скоро восемь, а пока три.
  • - Няня, что это за рай за такой?
    - А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
    - Понимаю: рай - это компот.
  • - Папа, сделай телевизор помолчее, мне сказку не слышно.
  • Яна (4 года) в день рождения переодевается к приходу гостей:
    - Ну, сейчас я такая красивая буду, что вам всем мало не покажется.
  • - Папочка, папочка, купи мне барабан!
    - Вот еще, мне и так хватает шума!
    - Купи, папочка, я буду играть на нем, только когда ты будешь спать!
  • - Володя, знаешь: у петуха нос - это рот!
  • Лялечку побрызгали духами:
    Я вся такая пахлая,
    Я вся такая духлая.
    И вертится у зеркала.
    - Я, мамочка, красавлюсь!
  • Расстроенный отец сообщает, что разбил машину. Пятилетняя Нюра его утешает:
    - Зато теперь бензин не надо покупать!
  • - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
  • - Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
  • - Мама, дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.
  • - Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
  • - Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
  • - Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.
  • Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
    - А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?
  • - Ой, мама, какая прелестная гадость!
  • - Ну, Оля, хватит, не плачь!
    - Я плачу не тебе, а тёте Вале.
  • - Обо что ты оцарапался?
    - Об кошку.
  • - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - сразу за телевизор. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
  • - Знаешь, папа, у всех зверей спина наверху, а живот внизу!
  • - Кто красивее - папа или мама?
    - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму.
  • - Бабушка, смотри, какие утки глупые - сырую воду пьют из лужи!
  • В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина. Вежливый мальчик вскакивает с папиных колен:
    - Садитесь, пожалуйста!
  • Первоклассница возвращается 1-го сентября из школы. Мама ее спрашивает:
    - Доченька, чему же ты научилась сегодня?
    - Я научилась писать!
    - В первый же день? Что за ребенок! И что же ты написала?
    - Не знаю. Я еще не научилась читать.
  • Настя, 4 года.
    - Мамочка, пожалуйста, роди мне сестричку, но только старшую!
  • Маша (3 года) увидела морщинки на лбу у отца, погладила их и сказала:
    - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

В. Берестов

Доктор филологических наук, лауреат Ленинской премии, присвоенной ему за книгу «Мастерство Некрасова», Корней Иванович Чуковский, в 1962 году вернувшись из Англии, стал порой появляться в пурпурной мантии средневекового покроя и в черной шапочке с плоским верхом. Теперь он был почетным доктором литературы Оксфордского университета. Коля Корнейчуков, «незаконнорожденный» сын украинской крестьянки и питерского студента, изгнанный в свое время из гимназии по циркуляру о «кухаркиных детях», в такой же мантии, какую до него носил Тургенев.
Фамилия матери (Корнейчукова) стала именем сына: Корней Чуковский. Впервые оно появилось под статьей об искусстве в «Одесских новостях» (1901). Чуковскому было тогда 19 лет. Гимназию он кончил заочно, английским овладел самоучкой. Стихи Чуковский сочинял еще в детстве. А потом он испытал сильнейшее влияние Чехова – еще не на литературный стиль, а на стиль жизни: твердые правила поведения, ненависть к пошлости, обывательщине, демократизм, каждодневный труд, творческое общение с людьми. Это влияние причудливо скрестилось с влиянием американского поэта-демократа Уолта Уитмена, чьи «Листья травы» юный Чуковский раздобыл у иностранного моряка в Одесском порту.
Дальше газетная поденщина, поездка в Лондон (1903), переезд в Петербург (1905), редактирование сатирического журнала «Сигнал», суд «за оскорбление величества», освобождение под залог (1906), статьи в журналах, лекции, диспуты, тесное знакомство, а то и дружба с выдающимися деятелями русской культуры, первая книга «От Чехова до наших дней»» (1908), сделавшая Чуковского авторитетным критиком, потом первые статьи о детском чтении, о «растлевающей молодежь пропагандой реакционных идей», «неряшливой, мещанской, пошлой» детской литературе тех лет. А в 1911 году незабвенный ночной разговор у колодца в Куоккале с Короленко, когда было решено, что дело жизни Чуковского – некрасоведение. Он стал исследователем, собирателем неизданных произведений Некрасова, первым редактором освобожденного от цензурных изъятий собрания сочинений великого поэта (1920). «Чуковский дал стране, – писал Ю. Н. Тынянов, – более 15000 новых, неизвестных стихов (т. е. строк. – В. Б.) Некрасова».
К. И. Лозовская, секретарь Чуковского, пишет, что Чуковский всю жизнь «как бы держал в своих руках несколько нитей и то вытягивал одну за другой, то параллельно выдергивал две-три сразу, то надолго оставлял их в покое». Вот даты первых и последних публикаций его разносторонних трудов.
Чехов: первая статья о нем – 1904 год, «Книга о Чехове» – 1969 год. Уитмен: первые переводы – 1905 год, книга «Мой Уитмен» – 1969 год. От первых переводов идет нить и к последнему изданию теоретической книги о переводе «Высокое искусство» (1968). Дети: статья «Спасите детей» – 1909 год, 21-е издание «От двух до пяти» – 1970 год (через год после смерти писателя). Некрасов: статья «Мы и Некрасов» – 1912 год, 4-е издание книги «Мастерство Некрасова» – 1966 год. Языковедческие интересы Чуковского нашли завершение в книге «Живой как жизнь» (1966), а литературные портреты – в мемуарной прозе «Современники» (1967). Вот главные нити его творческой жизни. Очень интересно следить за их движением, переплетением, но сейчас нас занимает еще одна нить, связанная с другими, но самая яркая, – сказочная нить детской поэзии Чуковского.
Ученый и поэт слиты в Чуковском неразрывно. «Научные выкладки, – писал он Горькому о работе критика, – должны претворяться в эмоции». Это ключ к творчеству Чуковского. Выкладки, ставшие эмоциями, мысль, ставшая чувством. Он начинает как ученый, а заканчивает как поэт.
Ученым он стал уже в 25 лет, а истинным поэтом – на середине четвертого десятка. Это резко противоречит общеизвестному факту, что поэт формируется раньше, чем ученый.
Правда, еще в юности вместе с лирикой Чуковский пробовал сочинять и для детей:

Как на бухты Барахты
Выплывали две яхты...

А в сатирическом стихотворении 1906 года про царских министров у него даже вырвались «корнеева строфа» (ее выделил и изучил Я. Сатуновский):

Говорил Горемыкин Аладьину:
«Я тебя раздавлю, словно гадину».
И Аладьин твердил Горемыкину:
«Я тебя, Горемыкина, выкину».
А Столыпин,
Неусыпен,
Ничего не говорил...

Такие строфы с нерифмующимися строчками а конце 26 раз промелькнули в «Крокодиле», вошли они и в другие сказки, есть у Чуковского и короткие стихи, целиком состоящие из одной «корнеевой строфы».
Но «Крокодилу» предшествовал период неосознанного ученичества, скрытый от нас период, когда Чуковский, по его признанию, «мало-помалу, после многих неудач и шатаний... пришел к убеждению, что единственным компасом на этом пути (т. е. в детской поэзии. – В. Б.) для всех писателей – сильных и слабых – является народная поэзия».
Словно готовясь к этому, Чуковский изучил и русский фольклор, что помогло ему выработать «здоровый нормативный вкус», и поэтику английского детского фольклора, он постоянно наслаждался шедеврами русской классической поэзии, без чего, по его словам, не написал бы ни строчки своих «Крокодилов» и «Мойдодыров». Школой литературного вкуса были для него и стихи современных поэтов в авторском чтении: Блока, Маяковского, Ахматовой, Хлебникова…
«Поэзия для детей, – писал он в конце жизни, – такой трудный, такой художественно ответственный жанр, что к овладению им нужно было готовиться долгие годы». Детский поэт-сказочник складывался в повседневной работе литературного критика и, что очень важно, в часы досуга, которые он проводил с детьми.
Вот критик пишет очередную статью. Может быть, это была статья «О детском языке» (1914) с обращением: «Прошу, умоляю всех, кто так или иначе близок к детям, сообщать мне для дальнейших исследований всякие самобытные детские слова, речения, обороты речи...» А в окно заглядывает малыш, показывает ему камышинку и самозабвенно вопит:

Эку пику дядя дал!
Эку пику дядя дал!

«Но, – вспоминает Чуковский в «От двух до пяти», очевидно, его восторг выходил далеко за пределы человеческих слов». Песня зазвучала так:

Экикики диди да!
Экикики диди да!

Малыш убежал, а Чуковский принялся за изучение таких вот «экикик». Сначала он решил, что «ребенок освободил свою песню от смысла, как от лишнего груза», но спустя годы понял, что не от смысла освободилась песенка, а скорее от затруднительных звуков, мешающих малышу упиваться стихами. И наконец, оказалось, что это «экспромты, порожденные радостью», «не столько песни, сколько (тонкие выкрики или «кричалки», что они «не сочиняются, и, так сказать, вытанцовываются», что «их ритм – хорей», они «кратки, не длиннее двустиший», «выкрикиваются по нескольку раз» и «заразительны для других малышей». И главное, что малышам нужен особенный стих, каким для взрослых не пишут, что, «чем ближе наши стихи к экикикам, тем сильнее они полюбятся маленьким», что «каждый стих в экикиках самостоятельная фраза» и даже то, что, «в сущности, пушкинский «Салтан» и ершовский «Конек-Горбунок» по своей структуре являют собою целую цепь экикик».
И когда Горький для будущего альманаха «Елка» заказал Чуковскому (поразительная проницательность!) сказку к духе «Конька-Горбунка», полагая, что одна такая вещь стоит десятка обличительных статей против тогдашней детской поэзии, оказалось, что у Чуковского уже есть подобная сказка. Как-то в поезде, развлекая больного сына, он вслух принялся ее сочинять, а утром мальчик вспомнил услышанное от первого до последнего слова. Сказка, как нож в масло, вошла в детскую среду и, появившись в печати («Крокодил» вышел в приложении к «Ниве» летом 1917 года), к ужасу ее автора, тут же и навсегда затмила славу и популярность Чуковского-критика:

Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил.

За «Крокодилом», уже в советское время последовали, параллельно со статьями о детской психике, сказки для самых маленьких: «Тараканище» и «Мойдодыр» (1922), «Муха-цокотуха» (1923), «Бармалей» (1925), «Телефон», «Путаница», «Чудо-дерево» и «Федорино горе» (1926), «Краденое солнце» и «Айболит» (1935), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969), переводы английских детских песенок, прибаутки, загадки. В отличие от «Крокодила», предназначенного скорее для пяти-семилетних детей, эти сказки были созданы для возраста от двух до пяти и рассчитаны на чтение перед множеством детей.
Деятельность Чуковского как советского детского писателя не ограничивается дошкольным возрастом. К младшим школьникам обращены новаторский пересказ древнегреческого мифа о Персее, пересказы «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе, «Робинзона Крузо» Дефо, переводы «Сказок» Киплинга, «Принца и нищего» и «Тома Сойера» Марка Твена, «Маленького оборвыша» Гринвуда, к подросткам – автобиографическая повесть «Серебряный герб», антология русских классических стихов «Лирика». Им же можно рекомендовать многие из литературоведческих работ Чуковского. Недаром воспоминания о Житкове печатались в «Пионере», а с воспоминаниями о Горьком он в школах знакомил учеников VI классов. А книги «Современники» и «Мой Уитмен» полюбятся старшеклассникам.
Лишь в молодости Чуковский изредка печатал свои лирические стихи, а в 1946 году опубликовал чудесное «Никогда я не знал, что так радостно быть стариком». И все же он, как истинный лирик, сумел в сказках для малышей выразить всего себя во всем богатстве своей личности, своих многообразных интересов, вкусов, пристрастий.
Чуковский-критик, по наблюдению М. Петровского, автора «Книги о Чуковском», всегда искал у писателей их любимые, ключевые слова и по ним угадывал сокровенные черты личности каждого. Вот что подметил он у Чехова: «Из всех этих «обыкновенно», «почти всегда», «вообще», «преимущественно» легко убедиться, как много души отдавал он науке человековедения, которая для него была драгоценнее всех прочих наук... В ней была вся его радость». Примерно те же слова: «все» и «каждый», «всякий» и «всегда» были ключевыми и у самого Чуковского, они пронизывают все его «взрослые» книги и каждую детскую сказку. И вот, идя от литературоведения к человековедению, он обнаружил, что «есть среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие».
Ему весело было писать «От двух до пяти», потому что «детство лучезарно и всякое соприкосновение с ним – счастье». Произнося в этой книге слово «ребенок», он счастлив, что оно означает «все дети во всем мире». Разбирая народные стихи-перевертыши (термин, введенный в науку Чуковским), небывальщины, лепые нелепицы, вроде «Ехала деревня мимо мужика», он отмечает «всемирное тяготение» к ним малышей, впервые устанавливает, что эти стишки не только забавляют, но и поучают: «всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире».
Как интересно Чуковскому отметить, что «для каждого ребенка от двух до пяти жизнь всего человечества начинается в лучшем случае с дедушки», и что «ребенок хочет быть Колумбом всех Америк и каждую открыть заново для себя», и что «он сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все предметы», и что сказочное восприятие мира для детей – «обыденная норма»:

– А будильник никогда не спит?
– А чулку от иголки не больно?

Чуковский и сам не заметил, как стал педагогом и психологом. И только по требованию Макаренко обогатил новые издания «От двух до пяти» педагогическими советами.
Норма – это для всех. В своем тяготении к норме он доходит до того, что употребляет выражение «нормативный вкус» вопреки древней поговорке: «О вкусах не спорят».
А носитель нормы для него – народ, тысячелетний народный опыт. Тут дело не в одном фольклоре: «Русский народ (т. е. русский крестьянин, потому что народ в ту пору был почти сплошь крестьянским) продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги». И Чуковский конкретизирует: «Все сказки Пушкина, все до одной, были сказки крестьянские и по словарю и по дикции». Но как же забыть о народе, переехавшем в города, как не обогатить свои сказки ритмами и приемами городского, уличного фольклора!
Народ для Чуковского – понятие живое, точное. Мы, взрослые, «только посредники между детьми и народом». Поправляя ошибку ребенка, «мы выступаем от лица народа в качестве его уполномоченных, его представителей». Своими «так надо», «так нельзя говорить» мы «заявляем ребенку тысячелетнюю волю народа».
Народ – учитель и для ребенка, и для детского поэта. А в письме к Маршаку Чуковский сообщает, что если уж делать доклад о советской детской поэзии, то он, Чуковский, скажет о ее универсальности, о ее всенародности, ибо это и есть его излюбленная, заветная тема.
И кто же как не Чуковский мог загадать детям такую загадку про эхо:

Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
«У-у!»

Тут взято лишь одно свойство эха – способность откликаться всем и каждому. «Со всякой собакой», «со всякой совою», «каждую песню»… Это к без того всеохватно, универсально, и Чуковский подчеркивает это еще и еще раз. Внимание ребенка сосредоточивается на одном свойстве, хотя в народной загадке про эхо их несколько: «Живет без тела, говорит без языка, никто его не видел, а всяк слышит».
В народной загадке эхо дано в третьем липе, у Чуковского оно говорит от первого лица, а Пушкин обращается к нему на ты:

Ревет ли зверь в лесу глухом.
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом, –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Очевидно, что эти произведения, народное, классическое и детское, в чем-то родственны. Тут проявилось характерное для Чуковского слияние индивидуального стиля с народным – качество, которое он искал и подчеркивал у Пушкина, Некрасова, Ершова, Крылова. Даже маленькая загадка, не говоря уже о сказках, соответствует его заповедям для детских поэтов, разработанной им поэтике для малых детей.
Стихи должны быть графичны, богаты зрительными образами – вот первая заповедь. Загадку можно проиллюстрировать четырьмя рисунками: 1) собака с конурой, 2) сова в лесу, 3) поющий ребенок, 4) пароход на реке.
Образы должны сменяться очень быстро (заповедь вторая). Казалось бы, одного этого свойства – насыщенности зрительными образами – достаточно для детского поэта. «Можно ли требовать, – спрашивает Чуковский, – чтобы каждый эпизод, изображаемый в стихотворении с графической четкостью, был в то же время воспринят читателями как звонкая песня, побуждающая их к радостной пляске?»
И тут же требует этого в своей третьей заповеди (лиричность), подкрепляя примерами из собственной практики: все его сказки состоят «из цепей лирических песен – каждая со своим ритмом, со своей эмоциональной окраской». Эта загадка про эхо – как бы одно звено стиха Чуковского, из таких звеньев сплетены все его сказки.
Соблюдена, и четвертая заповедь: подвижность и переменчивость ритма. Первая часть стиха пронизана внутренними рифмами, во второй их нет.
Повышенная музыкальность поэтической речи (пятая заповедь) – в предельном благозвучии, в «максимальной плавности». Ни одного стыка согласных. Такие ненавистные Чуковскому строки, как «вдруг взгрустнулось» («варварское вдруг – взгр – непосильная работа для детской гортани»), здеесь невозможны. В загадке на 57 гласных –- лишь 58 согласных: редкостное благозвучие.
Шестая заповедь: «рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой». «Со всякой – собакой», «я вою – со всякой совою – всякою – твою – тобою – пою» – почти нет незарифмованных слов. Куда уж ближе! И в сказках рифмы подчас стоят так близко, что подлежащее сразу рифмуется со сказуемым («одеяло – убежало»), определение с определяемым («нечистым – трубочистам»), имя нарицательное с именем собственным («акула Каракула»), строчка со строчкой без единого нерифмующегося слова:

И не стыдно вам?
Не обидно вам?
Вы – зубастые,
Вы – клыкастые,
А малявочке
Поклонилися,
А козявочке
Покорилися!

Может, потому нет-нет и появится «корнеева строфа» с нерифмующимися строчками, чтобы это изобилие звуковых повторов не стало вдруг утомлять.
Рифма в загадке несет главный смысл фразы – это седьмая заповедь. К тому же рифма – сама по себе эхо.
Восьмая заповедь: строчка должна быть самостоятельным организмом, законченным синтаксическим целым, как строки или двустишия в народных песнях, в сказках Пушкина.

Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою...

Но есть (это у Чуковского чрезвычайная редкость) и строки, не составляющие синтаксического целого:

Когда же вдали пароход,
Быком на реке заревет...


Ю. Узбяков. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Мойдодыр»

Зато полностью соблюдена девятая заповедь – не загромождать стихов прилагательными. Тут их попросту нет. И в сказках их очень мало. Они либо просты («маленький», «огромный»), либо повышенно эмоциональны («бедный», «страшный»), либо нарочно привлекают внимание ребенка к тем свойствам предметов, которые соответствуют педагогической задаче сказки («мыло душистое», «полотенце пушистое» в «Мойдодыре»), либо понятные ребенку нравственные оценки («гадкий, нехороший, жадный Бармалей») либо бесценные находки («румяная луна», «жидконогая козявочка-букашечка»). Преобладают глаголы, а не свойства, все проявляется в действии.
Преобладающим ритмом (десятая заповедь) должен быть хорей. Загадка написана амфибрахием. Но во всех сказках Чуковского (кроме «Бибигона») и в других загадках царит над другими размерами хорей, ритм «Конька-Горбунка», правда, в разнообразнейших вариациях.
По двенадцатой заповеди стихи должны быть игровыми. Загадка и есть игра. Она ощущается и во всех этих «ою», «у-у» – эхо играет с детьми.
Двенадцатая заповедь: детские стихи – и для взрослых поэзия.
Тринадцатая заповедь диалектична, как диалектично развитие ребенка. Нужно мало-помалу отменять остальные заповеди (кроме двенадцатой). Речь идет о постепенном стиховом воспитании ребенка (понятие, введенное Чуковским), о том, чтобы навсегда привить детям вкус к поэзии, подготовить их, отступая от жестких правил «дошкольной» поэтики, к восприятию шедевров мировой поэзии. Так сам Чуковский поступил в «Бибигоне». Образы стали сложнее. Бибигон – сразу и герой, и хвастунишка, он побеждает дракона на Луне, а от пчелы ныряет в чернильницу. Да и чувства в «Бибигоне» посложней. Есть даже чувство, которое Чуковский в «Моем Уитмене» называет новым для всего человечества: чувство беспредельной широты мироздания, чувство космоса. Вот Уитмен в его переводе:

Я посещаю сады планет и смотрю, хороши ля плоды,
Я смотрю на квинтильоны созревших и квинтильоны незрелых...

В этот-то сад планет попадает Бибигон:

Чудесный сад,
Где звезды, словно виноград.
Такими гроздьями висит.
Что поневоле на ходу
Нет-нет да и сорвешь звезду.

Да и сама загадка про эхо как бы готовит ребенка к восприятию таких стихов, когда тот же амфибрахий выразит недетские чувства:

О друг мой, скажи, что с тобою.
Я знаю давно, что со мной.

А образ того же эха трагически углубится:

Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!

И еще требование, характерное именно для советской детской поэзии: «Когда мы пишем, мы воображаем себя на эстраде перед множеством маленьких слушателе» (почти теми же словами он сказал о Маяковском в начале 20-х годов: «Маяковский, когда сочиняет, воображает себя перед огромными толпами слушателей»). Значит, нужно согласовать свое творчество с «массовой психикой детей», сделать стихи сценичными, кинематографичными (у первого издания «Мойдодыра» подзаголовок «Кинематограф для детей»). Живо представляю, как можно прочесть загадку про эхо, вернее, сыграть перед детьми прелестный образ вездесущего волшебника, который, как ребенок, с восторгом лает, воет, подпевает, дразнит пароходы.

М. Митурич. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Бибигон»

Заповеди для всех поэтов, сильных и слабых, универсальны. Но вот задачи, поставленные Чуковским уже перед самим собой: создать детский эпос, населить сказки толпами персонажей, придумать героев, которые, выйдя из книжки, станут вечными спутниками детства, как Айболит, Бибигон, как родственники народных «бук» и «бородатой козы», какими пугают ребят, Бармалей и Мойдодыр («бука для нерях»), использовать всевозможные стихотворные размеры, идущие и от фольклора, и от классики, и от современной поэзии.
У Чуковского бесчисленные «все», «всякий», «всегда», которыми инструментованы его статьи, выражают не только мысль, но и чувство, радость открытия, познания... В них ключ к его сказкам, к их неиссякаемому оптимизму. «Всякая искренняя детская сказка всегда бывает рождена оптимизмом, – пишет он в «Признаниях старого сказочника». – Ее живит благодатная детская вера в победу добра над злом».
В сказках Чуковского ВСЕ касается ВСЕХ. Уж если беда, то вселенская, вплоть до светопреставления («Краденое солнце»), а если радость, то всемирная, от нее на осинах зреют апельсины, а на березах вырастают розы («Радость»).

В. Конашевич. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха»

В «Крокодиле» все издеваются над чудищем, гуляющим по городу, «все от страха дрожат, все от страха визжат», когда оно проглатывает барбоса и городового, а потом «все ликуют и танцуют, Ваню милого целуют». Крокодил, вернувшись в Африку, каждому дает подарок, а один подарок сразу всем – новогоднюю елку, и все пляшут, даже окуни в морях. Все звери атакуют город, где в зоосаду томятся их сородичи, «и всех людей, и всех детей они без жалости съедят». И Ваня Васильчиков спасает от них не одну Лялечку, а всех, отпускает на волю всех зверей, и «счастливы люди, и звери, и гады, рады верблюды, и буйволы рады».
В «Тараканище» все «едут и смеются, пряники жуют все покорились ничтожеству, «в каждой берлоге и в каждой пещере злого обжору клянут». Воробей спасает всех и все счастливы: «то-то рада, то-то рада вся звериная семья».
В «Мухе-цокотухе» все празднуют мухины именины, на глазах у всех (все струсили!) паучок губит муху, а комарик ее спасает, и все тут же принимаются отплясывать на их свадьбе.

Ю. Васнецов. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Краденое солнце»

В этих трех сказках затмевается не солнце, как в «Краденом солнце», и лечить приходится не от болезней, как в «Айболите». Здесь на всех находит затмение, всех охватывает эпидемия трусости.
Чуковский-поэт вместе с маленькими читателями решает тот же конфликт, с каким не раз пришлось сталкиваться Чуковскому-ученому. В его статьях то и дело мелькают такие понятия, как «гуртовой, массовое, тысячеголосое суждение» (о Чехове), как «массовая слепота, гипноз, эпидемия», как «всеобщая стадная ошибка». Недаром одна его ранняя статья называлась «Спасите детей», недаром он исследует тогдашнее массовое детское чтение и в статьях о Чарской и Вербицкой рассеивает всеобщее затмение юных умов. Массовым заблуждением, затмением умов казалось ему и пренебрежение к детскому творчеству, неуважение к духовному миру ребенка. А в статье «Нат Пинкертон» он задолго до написания своих сказок, единственный из критиков (чем заслужил признание Льва Толстого), восстал против «массового стадного вкуса», против «гуртового оптового товара» тогдашнего кинематографа и коммерческой литературы, противопоставив им «соборное творчество», к которому «во всем мире был призван народ», «всемирный сплошной мужик», создавший и Олимпы, и Колизеи, и богатырей, и Прометеев, и фей, и джинов.
Нет сомнения, что с этими-то чувствами и взялся Чуковский за создание своего эпоса, чтобы привить детям «здоровый, нормативный», т. е. народный, вкус и отвадить их от вкуса обывательского, пошлого. Ребенок легко ставит себя на место Вани Васильчикова. Воробей и Комарик уничтожают не только злодея Паука и Тараканище, но и мигом расправляются со всеобщим, стадным страхом, с заботой лишь о себе, и сразу же наступает всеобщее счастье. Конфликт всенародного со стадным – вот, оказывается, какое содержание могут вместить в себя сказки, полностью доступные пониманию малого ребенка. (В архиве писателя имеется такая запись про «Тараканище»: «Это – гоголевский «Ревизор» для пятилетних. Та же тема: о панике, внушающей трусам, что жалкий пигмей есть гигант. Поднять детей до взрослой темы – такова была моя задача».)

В. Конашевич. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Федорино горе»

Такие же большие задачи и в других сказках, утверждающих норму. В «Путанице» все поменялись голосами, но, пережив грозную, хоть и комическую катастрофу – море загорелось, радостно вернулись к норме. В «Мойдодыре» все вещи убежали от неряхи, все и вся заняты лишь одним – добиться, чтобы тот исправился. В «Федорином горе» вся посуда и утварь убегает от нерадивой хозяйки, и все радостно прощают ее, когда та взялась за ум. Исполнение нормы (порядок и доме, умывание) воспевается как праздник:

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, –
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!

Откровенное назидание, ставшее гимном. Мало приучить ребенка умываться. Надо еще, чтобы он всю жизнь, в тысячный раз, радовался норме.
В «Телефоне» все кому не лень звонят несчастному сказочнику. Это единственная сказка Чуковского, которую венчает не праздник, а тягостный труд:

Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота!


В. Конашевич. Иллюстрация к стихотворению К. Чуковского «Телефон»

И все-таки счастье, что он не отключил телефон, иначе он не мог бы спасти кого-то от неминуемой гибели.
А в «Бармалее» гибель грозит не только озорникам Тане – Ване, но и самому Айболиту. Крокодил проглатывает Бармалея, но источники радости были бы исчерпаны не полностью, если бы злодей, готовый сожрать любого ребенка, не раскаялся и не вылез из пасти Крокодила развеселым добряком, готовым всех детей до единого бесплатно кормить всевозможными сластями.
В «Чудо-дереве» папа с мамой сажают волшебное дерево с обувью не только для своего чада, но и для всех «убогих и босоногих» ребятишек, все они приглашены к нему, как на елку.
Пушкин, разбирая особенности русских народных песен, отметил в своем конспекте такую их черту: «лестница чувств». По этой-то лестнице, переживая то ужас, то восторг, то смешные, то страшные приключения, ребенок поднимается к высочайшим эмоциям сочувствия, сострадания, а потому и к общему празднику единения и добра.
Есть в этих с виду простых сказках весьма сложные психологические ходы. Горилла в «Бармалее» сначала накликает беду на расшалившихся детей, а потом сама же приводит им на помощь Крокодила. Вот и рассуди, положительный она образ или отрицательный. А в «Крокодиле» звери предлагают Ване Васильчикову в обмен на Лялечку освободить узников зоосада. Ваня лишь о том и мечтает, но, не осквернив подвига хитрой сделкой, сначала их побеждает, а потом уже выпускает узников. В «Краденом солнце» Медведя, единственного, кто может сразиться с Крокодилом, все долго уговаривают совершить подвиг; это, наконец, удается зайчихе, да и то Медведь, прежде чем намять бока Крокодилу, пробует того урезонить. И хотя сказка по стиху и набору персонажей (кроме Крокодила, да и тот есть в народных лубках, где с ним воюет баба-яга) очень близка русскому фольклору, но и тут не только в стихе, а и в сюжете, и в образах –-сплав индивидуального и народного стиля.
«Цепь приключений», «цепь лирических песен», «вереница образов» – это термины Чуковского. Он пользуется ими, говоря о Чехове, об Уитмене, о Некрасове, о картине Репина «Крестный ход». Эти цепи образов, цепи песенок и цепи приключений в сказках переплетаются, сливаются, накладываются одна на другую. Иные образы перетекают из сказки в сказку: крокодилы есть и в «Тараканище», и в «Краденом солнце», и в «Мойдодыре», и в «Телефоне», и в «Бармалее», и в «Путанице». Мойдодыр помянут в «Телефоне» и в «Бибигоне». А один из зайчиков в трамвайчике («Тараканище»), попав под трамвайчик, становится пациентом доброго доктора («Айболит»). Эта циклизация, как отметил Тынянов, предвосхитила поэтику мультфильмов.
А так как ребенок то и дело требует перечитать полюбившуюся сказку, то цепи и вереницы в конце концов превращаются в хороводы. Только приколотили Луну к небесам («Тараканище») и опять – «ехали медведи на велосипеде».
Чуковский не был бы Чуковским, если бы, говоря обо всех, не попытался изобразить каждого. Иногда персонажи успевают только мелькнуть («Как у нашего Мирона на носу сидит ворона»), но этого уже достаточно, чтобы художник мог их нарисовать. Иногда индивидуальность персонажа передается еще и ритмом:

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

И – совсем с другими интонациями:

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

А иные успевают, еще и выкрикнуть что-нибудь в одиночку или хором, а то и произнести целый монолог. Особенно повезло персонажам «Телефона»: им удалось наговориться всласть, каждому в своем ритме. Сказки Чуковского до краев наполнены ариями, дуэтами, хоровыми возгласами. С их страниц раздаются мольбы о помощи: «Помогите! Спасите! Помилуйте!», гремят гневные укоры: «Стыд и срам!», и уж совсем оглушают победные величания: «Слава!» или «Да здравствует!». Все это на ходу, в действии, в танце: «Подбежал ко мне, танцуя, и, целуя, говорил». И лишь в словесном описании никто из персонажей не проявляется. Детям подавай действие.
Вереницы персонажей – любимый прием Чуковского. В «Бармалее», кроме Тани – Вани, Бармалея, Айболита, Крокодила, есть еще и папочка с мамочкой, и Носорог, и слоны, и Горилла, и акула Каракула, и Бегемот, и, наконец, толпа детей, которых бывший людоед жаждет кормить сластями. В «Федорином горе» более 30 действующих лиц (если считать, скажем, утюги за одно лицо), а в «Крокодиле» их куда больше.
Но вереница персонажей не самоцель. Работая над «Айболитом», Чуковский зарифмовал вереницу больных с вереницей болезней:

И пришла к Айболиту коза:
«У меня заболели глаза».

А у лисицы – поясница, у совы – голова, у канарейки – шейка, у чечётки оказалась чахотка, у бегемота – икота, у носорога – изжога и т. д. Все это было выброшено.
Тон сказки определили такие строки:

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

Им отдано предпочтение потому, что число образов здесь удвоилось, рассказ стал динамичней (больше глаголов, не только «пришла», но и «укусила» и «клюнула») – качества, как отмечает автор, «столь привлекательные для детского разума». А главное, пишет он, «есть обидчик и есть обиженный. Жертва зла, которой необходимо помочь». Он отказывается от вереницы образов, чтобы скорее приступить к рассказу о том, как самоотверженный доктор преодолевает все преграды на пути к страждущим:

О, если я не дойду.
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными.
С моими зверями лесными!


В. Сутеев. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Айболит»

Себя Айболит бережет лишь для спасения других. Малышам, слушателям сказки, дана возможность пережить высочайшие чувства героизма и самопожертвования.
Прообраз Айболита – персонаж прозаической сказки Гью Лофтинга доктор Дулиттл. Чуковский уже свой пересказ с английского обогатил новыми реалиями и дал герою имя, звучащее как призыв к спасению. Айболит в стихах – это уже совсем не Дулиттл. Сказка с ее чисто народными интонациями и повторами обладает такой обобщающей силой, что вспоминаешь, например, философа-гуманиста Альберта Швейцера. Именно в те времена, когда писался «Айболит», Швейцер самоотверженно лечил в Африке страждущих бедняков, обитателей джунглей. А глядя на тех же зверей, что и в «Айболите», он пережил удивительное чувство уважения ко всему живому (оно есть и в сказке Чуковского), входящее мало-помалу в основу экологического воспитания во всем мире.
Чуковского можно сравнить с Ломоносовым, имея в виду не масштаб, а сами принципы соединения поэзии с наукой. Ломоносов, написав «Оду на взятие Хотина» еще небывалым в России силлабо-тоническим стихом, тут же приложил к ней теоретические обоснования. Поэзию для малышей новый жанр нашей поэзии – Чуковский тоже создал на прочной научной основе. «Он расширил границы литературы», – сказал об этом Ираклий Андроников.
Теперь писать в этом жанре трудно уже не потому, что он не разработан, а, наоборот, потому, что он разработан слишком тщательно и нормы в нем очень высоки. Особенно если учесть еще одну заповедь, которую на склоне своих дней Чуковский хотел сделать главнейшей: «Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook