Программы по стратегии формирования регионального солидарного общества. Солидарное общество — это русский социальный идеал

В современном мире получила преобладание идея атомизированного общества, основанного на конкуренции индивидуумов и корпораций, включая конкуренцию основных экономических и политических ячеек (предприятий и партий). Однако общество, основанное на противоборстве, противоречит традиционным ценностям практически всех культур человечества, отторгается большинством людей и не соответствует их социальным идеалам. Более того, общество неограниченной конкуренции не отвечает реалиям совсем недалёкого будущего, когда парадигма непрерывного роста неизбежно столкнётся с ограниченностью ресурсов планеты.


В качестве альтернативы обществу конкуренции в ХХ веке было предложено тоталитарное общество, строго иерархичное и управляемое из единого центра. Но эта альтернатива получилась чересчур неуклюжей. Тоталитарное общество оказалось не способным мобилизовать частные инициативы своих членов, напротив — оно их блокировало. Его координационный центр не справился с управлением в условиях возрастания числа управляемых объектов, и не смог обеспечить достаточно быстрой общественной эволюции, отвечающей на вызовы времени.

Учитывая духовный и социальный опыт русского прошлого, а также переживаемые человечеством риски и вызовы, мы предлагаем проект солидарного общества, как общества будущего, которое мы начнём строить в своей стране, призывая другие народы следовать нашему примеру.

Исторический путь человечества за последние века позволяет сделать вывод, что глобальным трендом является увеличение степени свободы человеческой личности, рост человеческого достоинства, экономической и правовой независимости, способности каждого человека влиять на управленческие процессы. Попытки тоталитарных и авторитарных режимов противостоять этим тенденциям равносильны строительству плотины на пути движения истории. С другой стороны, либеральная идеология утрирует этот неоспоримый мировой тренд, доводя его до абсурдного отрицания таких простых истин, как то, что целое важнее части, а интересы большинства приоритетнее интересов меньшинства.

Солидарное общество должно стремиться к свободному соединению людей — не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных механизмов социальной интеграции. В его основе должны лежать общепризнанные моральные ценности, «платформа морального большинства», основанная на десяти заповедях . (Подчеркнём, что принципы Декалога приняты большинством традиционных религий нашей страны.)

Солидарное общество поможет человечеству избежать социальной стратификации, разделяющей сограждан на не соприкасающиеся и ненавидящие другу друга касты, а также преодолеть социальную атомизацию, распыляющую общество на множество эгоистичных и одиноких индивидуумов.

Идеалом такого социального устройства является Общество-Семья, где все люди ощущают себя братьями и сёстрами.

В традиционных социальных системах общество-семья, как правило, возглавлялось лидером-отцом: монархом или иным национальным авторитетом. Однако необходимо учитывать, что в современном обществе модель отношений народа и власти как отношений несовершеннолетних детей и отца не может быть приемлема. Нужно учитывать, что «дети выросли», и власти нужно строить отношения с народом, как отец строит отношения с уже взрослыми, самостоятельными сыновьями — опираясь на моральный авторитет и осмысленные общесемейные интересы, а не на безусловное подчинение и материальную зависимость.

Реальной угрозой для России и для всего мира является активное внедрение аморализма и нравственного нигилизма. Солидарное общество должно опираться на традиционные, проверенные веками представления о добре и зле, лежащие в основе ведущих мировых религий, и прежде всего Христианства.

Преодолеть разобщение и добиться солидарности между людьми, исповедующими разные религиозные и философские системы, возможно не через разрушение религиозных ценностей и атомизацию общества, а через формирование общепризнанной нравственной платформы, основанной на десяти заповедях и позволяющей сосуществовать ведущим конфессиям и мировоззренческим учениям.

Пропаганде аморализма мы должны противопоставить верность и семейные ценности; культу наживы — сдержанность и самоограничение; разнузданному эгоцентризму — любовь к ближним; распространению извращений и девиантных моделей поведения — общество морального большинства.

Мы настаиваем на том, что традиционные нравственные координаты — истинные, и современный человек должен не отказываться от них, а совершенствовать себя и общество в соответствии с ними. При этом путь в будущее лежит не через принуждение к высокой морали, а через свободный сознательный выбор, одобренный большинством сограждан. Девизом такого общества могут стать слова русского философа Николая Фёдорова: «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех».

Концепция прав и свобод человека в солидарном обществе не может быть абстрагирована от понятий добра и зла. Нельзя одобрять право человека творить зло и свободу предаваться порокам. Нас не устраивает современная концепция прав и свобод человека, не просто одобряющая, а буквально возводящая во главу угла девиантное половое поведение. Она носит очевидно порочный характер. Аргументированную альтернативу ей представляют «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Не вызывает сомнений, что такая нравственная альтернатива выглядит предпочтительно не только в глазах большинства россиян, но также в глазах большинства всех землян, включая рядовых европейцев и американцев.

Солидарное общество должно быть объединено общей исторической памятью и национальным самосознанием, не разделяющим, а объединяющим разные народы страны.

Важнейшей интегрирующей ценностью современного российского общества является память о победе в Великой Отечественной войне. День Победы воспринимается как источник веры в национальные силы и достоинство нашего народа. Но глобальное значение этой даты до сих пор не осмыслено должным образом. 1945 год стал переломным пунктом мировой истории, поворотом от Эры колониального доминирования и порабощения народов к Эре многополярности и сотрудничества разных мировых культур. Решающую роль в обеспечении этого поворота (обеспечении как военно-политическом, так и идеологическом) сыграла наша Российская цивилизация.

Осмысление этого величайшего исторического деяния наших предков даёт нам ключ к формированию национально-исторической системы ценностей солидарного общества.

В то время как Западный мир практиковал геноцид и колониальное порабощение, Российская империя и Советский Союз строились как сообщество равноправных народов. По словам Ивана Ильина, «сколько малых племён получила Россия, столько она и соблюла». Изучение русской истории как государственного проекта межнационального сотрудничества, конкурировавшего с западной колониальной моделью и одержавшего победу в 1945 году, может стать важным объединяющим фактором для народов Российской цивилизации.

Солидарное общество выступает за сохранение и развитие национально-культурного разнообразия, против доминирования «народов-господ», против концепции «плавильного котла» и против привилегированного положения меньшинств, за равноправие и гармоничное взаимодействие наций. Такая концепция полностью укладывается в русскую историческую традицию и является прообразом будущего этнокультурного разнообразия человечества.

Также солидарное общество должно преодолеть идеологические разногласия в оценках нашего прошлого, прекратить «гражданскую войну воспоминаний» и выделить общие позитивные вехи всех исторических эпох в нашем Отечестве (патриотический подъём 1612, 1812 и 1941-45 годов; освоение Сибири и Севера; освобождение крестьян; индустриализация; прорыв в космос и т. д.) Примером такого строительства системы позитивных исторических координат также является отношение к Великой Отечественной войне, которая остаётся сакральным символом для всех крупнейших мировоззренческих групп русского общества (за исключением радикальных апологетов западной цивилизации, как прогерманской, так и атлантической ориентации).

Острейшей проблемой российского общества и других постсоветских стран является сильнейшее социальное расслоение. Сложившиеся экономические отношения не объединяют, а разъединяют людей, формируют антагонистические группы — идеальное топливо для гражданского противостояния.

Сильнейшим интегративным механизмом могут быть общие экономические интересы — не абстрактно понимаемые, а совершенно конкретные и осязаемые. Солидарное общество может быть объединено общей собственностью на экономические объекты общенационального значения.

Такими объектами в первую очередь могут стать земля и её недра, лес, вода и иные природные ресурсы (в перспективе энергия солнца, ветра, приливов, чистый воздух и т. д.) Все эти природные богатства созданы Богом, а не людьми. Они принадлежат народу в результате коллективного действия многих поколений, освоивших и отстоявших территорию государства. Справедливо, чтобы в частной собственности находились рукотворные объекты, возникшие благодаря труду и интеллекту отдельных лиц, а природные ресурсы относились к общенародной собственности.

В СССР возникновению солидарного чувства общенародной собственности мешал посредник в лице государства. Для преодоления этого недостатка возможно начислять персональную ренту на счет каждого гражданина страны. Размер ренты должен зависеть от эффективности использования природных ресурсов, что породит коллективную ответственность за природные богатства России. Во избежание иждивенчества использование национальной природной ренты должно быть ограничено исключительно целями хозяйственного или гуманитарного развития: строительство жилых или хозяйственных объектов, образование, здравоохранение.

Получение гражданства означает вступление в солидарное общество и влечёт автоматическое начисление ренты. За общепризнанные заслуги перед страной (служба в армии, многодетность, защита диссертации и т. д.) размер ренты может быть увеличен. Преступления, совершённые против страны и её святынь (измена родине, осквернение храмов, памятников и т. д.) означают отторжение от солидарного общества и могут сопровождаться лишением гражданства с ощутимыми экономическими последствиями.

Политической основой солидарного общества должно быть волеизъявление граждан. В то же время современная западная демократия предполагает разделение общества на конкурирующие партии с обособленными устойчивыми электоратами, что чревато гражданским противостоянием. Кроме того, концентрация информационных потоков в руках узкого околоэлитарного слоя приводит к тому, что и в парламентских демократиях решения зачастую принимаются вопреки интересам и ценностным установкам народного большинства.

Не исключая деятельности политических партий, как разработчиков альтернативных проектов социального развития, солидарное общество должно перенести тяжесть принятия важнейших решений на прямое волеизъявление граждан через механизм общенациональных и локальных референдумов.

Система референдумов укрепляет общество, поскольку каждый гражданин прямо участвует в управлении государством, не делегируя эту функцию малоизвестным посредникам, а также — поскольку граждане при этом не делятся на устойчивые конкурирующие группировки (по каждому вопросу группы поддержки возникают заново, вчерашние соперники становятся союзниками). Кроме того, всенародное волеизъявление позволит обезопасить страну от внешнего политического давления. (Так, например, депутатам Заксобрания Санкт-Петербурга после принятия закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма среди малолетних, угрожали запретить въезд в страны Евросоюза. Но если народ сам вносит поправки в свой административный или уголовный кодекс, вряд ли можно угрожать визовыми барьерами целому народу).

Солидарное общество должно избежать монопольного контроля «творческой касты» над средствами массовой информации. Совершенно недопустимо такое положение, как в России начала XXI века, когда либеральные идеологи, не имеющие и трёх процентов народной поддержки, занимали не менее половины эфира. Одной из форм демонополизации СМИ могло бы стать распределение финансирования телепрограмм и эфирного времени путём общенародного распределения квот.

При формировании представительных органов местного самоуправления в солидарном обществе следует существенно расширить число депутатских мандатов (не менее 1 мандата на 1-3 тысячи избирателей). Это позволит, во-первых, избежать формирования малочисленной привилегированной депутатской касты; во-вторых, приблизит власть к народу, позволив каждому человеку знать своего избранника в лицо; в-третьих, даст отдушину гражданской энергии потенциальных лидеров, перенацелив их с митинговой активности на обеспечение реалистических земских нужд.

Наконец, одной из эффективных форм солидарного самоуправления могло бы стать голосование бюджетными пакетами на уровне местного самоуправления, когда граждане сами распределяют часть бюджета пропорционально голосам, поданным за те или иные бюджетные проекты.

Строительство солидарного общества позволит решить следующие внутренние проблемы России:
1. Существенно снизить материальное расслоение и ослабить социальную напряжённость.
2. Объединить соотечественников общенациональными ценностями, возможностями и интересами; мобилизовать творческую энергию нашего народа на решение долгосрочных стратегических задач.
3. Снять межнациональную напряжённость, предложив приемлемую для всех народов России объединительную идеологию. Внедрение института общенациональной ренты будет препятствовать сепаратизму.
4. Создать мировоззренческую альтернативу влиянию Западной цивилизации, предложив идеологию более демократичную и справедливую, нежели либеральная.

Проект солидарного общества может также укрепить позиции нашей страны на международной арене:
1. Дать объединительную идеологию для духовно близких нам народов Российской цивилизации, переживающих аналогичные проблемы и разделяющих похожие ценности.
2. Возвратить нашей стране статус экспортёра идей, приобрести новых союзников и сторонников (особенно среди тех народов, которые отстаивают самобытный путь развития и борются за сохранение культурной идентичности).
3. В отношениях с Западной цивилизацией перейти из состояния глухой обороны в контрнаступление. Значительное число европейцев и североамериканцев недовольно издержками современной либеральной модели. В случае, если Россия покажет пример преодоления этих издержек, не покушаясь на такие фундаментальные для европейцев принципы, как частная собственность, межнациональная терпимость и демократия, весомая часть западных людей будет воспринимать нашу страну не как отсталое общество, а как образец для подражания.

О Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы

Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы реализуется в целях развития идей, заложенных в Программе улучшения качества жизни населения и последовательного улучшения качества человеческих отношений на основе принципов справедливости, взаимного доверия и социальной ответственности.

В системе мероприятий Стратегии реализуется 11 приоритетных направлений, в исполнении которых принимают участие органы государственной и исполнительной власти региона, общественные организации, профсоюзные движения, фонды и пр.

Среди приоритетных направлений Стратегии в том числе:

Формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества;

Укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества;

Формирование в среде молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде.

Развитие и консолидация институтов гражданского общества и обеспечение гражданского участия;

Укрепление взаимного доверия между властью и населением;

Формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества;

Развитие партнерства государства и гражданского общества на основе совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг населению;

Утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия;

Развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах;

Совершенствование экономической основы регионального солидарного общества;

Формирование имиджа и распространение символики регионального солидарного общества

В 2012 году по указанным направлениям было реализовано 38 мероприятий. В течение 2013 года в рамках Стратегии планируется реализация 176 мероприятий.

Первые итоги в реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы подвел Губернатор Белгородской области Евгений Савченко на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, которое состоялось 5 ноября 2013 года в Ярославле:

«Сегодня Белгородская область занимает 3-е место в рейтинге социального самочувствия регионов России. Достижение такого результата мы связываем, в первую очередь, с работой, которая проводится в области по улучшению качества жизни и формированию регионального солидарного общества.

Солидарное общество в понимании белгородцев - это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность.

В культурно-историческом отношении тема солидарного общества не нова. Своеобразный девиз солидарного общества сформулировал более века назад русский философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров, цитирую: «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех».

Солидарное общество является полным противопоставлением и достойной альтернативой обществу потребления. В нём человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект. Он созидатель, строитель, активный субъект общественно-экономической жизни.

Как мы пришли к идее формирования солидарного общества? Ещё в 2003 году в Белгородской области стартовала Программа улучшения качества жизни населения, которая стала для нас стратегическим документом, основой для создания десятков областных целевых программ, направленных на развитие различных сфер общественно-экономического пространства региона. Благодаря ей был запущен механизм ускоренного развития реального сектора экономики региона. В двухтысячные нулевые годы мы сумели более чем в два раза нарастить свой экономический потенциал.

Главным результатом нашей работы в социальной сфере стала положительная демографическая ситуация и рост продолжительности жизни людей. Так, за прошедшее десятилетие показатель рождаемости возрос на одну треть, а по средней продолжительности жизни Белгородская область вошла в пятерку регионов-долгожителей России.

Таким образом, идея солидарного общества в области уже имела под собой прочную практическую основу – надёжный экономический и социальный фундамент. И в 2011 году была принята Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы.

В рамках данной стратегии была разработана глубоко продуманная, детализированная система мероприятий, которая охватывает все возрастные категории и социальные группы населения, все профессиональные сообщества и общественные объединения. Она базируется на 11 приоритетных направлениях, в числе которых сохранение и развитие духовно-культурных основ общества, укрепление института семьи и семейных отношений, воспитание и востребованность молодёжи, развитие и консолидация институтов гражданского общества, обеспечение взаимного доверия между властью и населением, утверждение принципов социальной защищённости, поддержки и ответственности.

Остановлюсь на некоторых практических шагах, которые нам удалось сделать для построения регионального солидарного общества.

В первую очередь, хочу отметить определённые успехи в нашей системной работе по укреплению института семьи, созданию благоприятных условий для рождения и воспитания детей. И здесь ключевой задачей для нас остаётся решение жилищных вопросов.

Нашим приоритетом было и остаётся индивидуальное жилищное строительство. Так, за последние 10 лет введено более 6 млн кв. м индивидуального жилья, а это значит, что возведено почти 50 тысяч усадебных домов, которые построили сами люди и в которых проживают более 150 тысяч человек. Таким образом, десятая часть области переехала в новое благоустроенное индивидуальное жилье.

Особое внимание уделяется многодетным семьям. Сначала мы построили коттеджи всем семьям, которые имеют десять и более детей, потом девять и более, восемь, и сейчас уже строим семьям, имеющим пять и более детей, а их у нас сотни.

Реализация всего комплекса мер по поддержке семьи позволяет нам говорить о стабильном улучшении социально-демографических показателей в регионе. Так, продолжает увеличиваться количество семей, родивших вторых и последующих детей. В прошлом году рост численности многодетных семей составил более 8%. Эта тенденция продолжается и в текущем году.

Огромную роль в формировании солидарного общества играет устойчивый рост социальной ответственности регионального бизнес-сообщества. Это особенно важно в современных условиях, когда между богатой элитой и большинством населения страны пролегла огромная социальная пропасть.

В настоящее время всё больше представителей регионального крупного и среднего бизнеса проявляют заботу не только о получении прибыли, но и о повышении жизненного уровня сотрудников, улучшении условий их труда, помогают им в решении жилищных вопросов.

Благодаря активному участию бизнеса в жизни общества стали возможными серьёзные социальные проекты. Так, сегодня крупные предприятия региона являются полноправными и непосредственными участниками процесса подготовки квалифицированных рабочих кадров на базе профессиональных образовательных учреждений. Мы передали практически все бывшие профессионально-технические училища (как передали: юридически мы не имеем права, а фактически передали) крупным, так называемым якорным, бизнес-структурам в управление. Они возглавили Наблюдательные советы и формируют всё, что связано с подготовкой кадров для них непосредственно и по заказам других предприятий, в зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат. Самое главное, чего мы достигли: эти предприятия гарантируют адресное трудоустройство выпускников, обеспечивают баланс на рынке труда и рынке образовательных услуг.

Бизнес также оказывает поддержку сфере культуры и искусства. Так, в области при финансовой помощи предпринимательского сообщества действует областной фонд развития классического музыкального искусства. В текущем году начали функционировать областные попечительские советы и фонды по развитию театрального искусства, детского театрального творчества, музейного дела, танцевального искусства. Наряду с этим, в каждом муниципальном районе и городском округе созданы попечительские советы по поддержке детского творчества.

Одним из ключевых направлений нашей работы по формированию солидарного общества является развитие личностного потенциала детей и молодёжи, создание условий для их всесторонней самореализации.

С этой целью у нас функционирует обширная сеть учреждений дополнительного образования и досуговой занятости детей: более 70 школ искусств, в которых обучается пятая часть от общего числа детей (общероссийский показатель – 12%), свыше 133 учреждений дополнительного образования, которые охватывают 80% от общего числа детей.

Созданная в регионе инфраструктура детского интеллектуального, художественного, театрального, музыкального и иных видов творчества призвана формировать у детей потребность к творчеству как таковому. Только ребёнок с творческим мировоззрением способен во взрослой жизни стать созидателем, активным участником процесса построения солидарного общества.

Самое пристальное внимание в работе по формированию солидарного общества мы уделяем старшим поколениям белгородцев, их активному вовлечению в общественную жизнь.

С этой целью на территории всех муниципальных образований ведётся работа по обучению граждан пожилого возраста основам информационных технологий. В области регулярно проходят массовые мероприятия для пожилых людей. Так, стало доброй традицией проведение смотра художественного творчества пожилых людей, в котором принимают участие более 50 тысяч человек. Хороший социальный эффект даёт спартакиада ветеранов, которая проводится у нас по 7 видам спорта на муниципальном и областном уровнях и объединяет ежегодно порядка пяти тысяч ветеранов.

Представляя практический опыт работы по формированию солидарного общества, не могу не отметить уверенные шаги Белгородчины в развитии институтов гражданского общества, в обеспечении конструктивного взаимодействия власти и общества.

Так, в текущем году во всех районах и городских округах созданы муниципальные Общественные палаты по аналогии с областной Общественной палатой. Таким образом, была сформирована надежная общественная инфраструктура для обеспечения гражданского участия. А по инициативе молодёжи создана региональная общественная организация по формированию и реализации гражданской инициативы «Белгородское солидарное общество». Она объединяет в себе молодых людей с активной гражданской позицией. В социальных сетях действует сообщество солидарно настроенной белгородской молодёжи. Активно развивается волонтёрская деятельность, которая сегодня представлена 245 молодежными объединениями с охватом более 15 тысяч молодых людей.

Одним из важнейших достижений в развитии диалога между властью и обществом считаю внедрение региональной модели взаимодействия органов власти и населения на основе использования технологий краудсорсинга, которые позволяют гражданам направлять свои идеи и предложения по улучшению качества жизни в родном селе, посёлке, городе, обсуждать их и участвовать в принятии управленческих решений. В муниципальных районах и городских округах мы оборудовали 452 офлайн-площадки для сбора народных инициатив. Наряду с этим, был открыт специальный сайт – онлайн-площадка, где все желающие могут размещать для народного обсуждения свои идеи в различных сферах социально-экономической жизни. Такая модель предоставляет жителям области отличную возможность быть генераторами идей и экспертами, то есть деятельными и эффективными партнёрами власти.

Все поступающие предложения изучаются, обобщаются и используются органами власти в качестве ориентиров для дальнейшей работы. Так, в целях исполнения народных инициатив формируются планы-задания для профильных структурных подразделений Правительства области и органов местного самоуправления. В региональной системе «Электронное правительство Белгородской области» заведено более полутора тысяч задач по исполнению народных инициатив. На основе предложений граждан открыты 58 проектов, шесть из которых уже успешно реализованы.

Уважаемые коллеги! Мы хорошо понимаем, что находимся в самом начале огромной и очень сложной работы. Она гораздо важнее, на наш взгляд, сложнее и масштабнее, чем, например, задача модернизации экономики. Мы рассматриваем солидарность как эффективный способ дальнейшего социально-экономического и общественного развития России, её регионов, как залог благополучной и достойной жизни каждого её гражданина».

Доклад на XIХ Всемирном Русском Народном Соборе

Высокие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры — участники Собора!

В год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира мы обращаемся к наследию, которое он нам оставил. Наследие любого человека — а тем более такого выдающегося, как святой Владимир, — это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию.

Очевидно, что основной и самый ценный для нас смысл наследия равноапостольного князя — это смысл религиозный: это принятая народом Руси вера Христова. Об этом мне доводилось многократно говорить на протяжении юбилейного года. Сегодня же, выступая на Всемирном русском народном соборе, хотел бы затронуть иное измерение совершённого князем Владимиром выбора — измерение цивилизационное, национальное, общественное.

В наши дни особую остроту приобрел вопрос: какое место уготовано нам выбором веры среди народов Земли? Часто в медийной среде звучит мнение, что выбор святого Владимира — это «европейский выбор», а смысл Крещения Руси — в том, что «через христианство Россия стала принадлежать Европе». Сторонники такой точки зрения очень настойчивы в ее продвижении. Такая настойчивость свидетельствует, что дело касается не только исторических оценок. Речь идет о настоящих и будущих судьбах нашего народа. Ведь если святой князь Владимир совершил цивилизационный выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его выбор, следуя за европейцами.

Давайте разберем, справедлива ли такая точки зрения и следующие из нее выводы. Скажем сразу, что религиозный выбор и выбор цивилизации не тождественны между собой. Христианский выбор не может быть помещен в какие-либо географические рамки, будь то европейские или азиатские. Христианская культура несводима к одной национальной культуре или к группе таких культур. Христос пришел спасти все человечество. Его проповедь, Его заповеди обращены ко всем людям, живущим и в Европе, и в Азии, в Америке, и в Африке, и где угодно.

Мы знаем, что земная жизнь Спасителя совершалась не в Европе. Он родился и жил на Ближнем Востоке, в том таинственном центре мира, который и географически расположен между Азией, Европой и Африкой, и в культурном смысле с незапамятных времен находился на перекрестке великих цивилизаций Древнего мира, вокруг которого постоянно шли и даже сегодня идут войны, скрещиваются интересы различных сил и центров влияния.

Восточная Римская империя, крупнейшее христианское государство Средневековья, ставшее для русских источником Благовестия, тоже никак не может считаться только европейской державой.

При том, что культурной основой Византии несомненно был греко-римский мир, и греческий язык был языком межнационального общения, она включала в себя пространства трех континентов. Антиохиец — Иоанн Златоуст; сириец — Иоанн Дамаскин; происходивший из земель Междуречья (территория современного Ирака) — Даниил Столпник; уроженец Египта Афанасий Великий; рожденный на европейском берегу Босфора Феодор Студит, как и многие другие были выходцами из разных частей света.

Восточное христианство не разделяло между собой Европу, Азию и Африку, не стремилось к культурному обособлению какой-то якобы избранной, особо одаренной в культурном плане территории или группы народов, но несло христианские дары всем окрестным континентам. В этом проявлялся универсализм Византийской цивилизации.

Когда мы говорим о цивилизациях как об особых культурно-исторических типах, обозначенных еще Николаем Яковлевичем Данилевским, на первое место иногда выдвигаются их уникальные, ни на что не похожие, подчас экзотические черты. Но цивилизация определяется не только ими. Такими чертами может обладать и изолированное племя, живущее на одиноком острове или в непроходимых лесных дебрях. Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, когда ее наследие приобретает всемирное значение.

Однако цивилизация, культурно-исторический тип — это явление социального, культурного, но не сакрального характера. И хотя каждая цивилизация призвана предлагать свои открытия и достижения для всех людей, для всего мира, она не может быть поставлена на место Бога, не может быть объявлена создателем высшей истины. Сама постановка вопроса в таком ключе — большое заблуждение и опасный соблазн. Однако именно такому соблазну подвергались многие в истории; подвергаются ему нередко и сейчас.

Отмечу, что долгое время западная цивилизация не называла себя европейской. Вплоть до конца XVIII века культурное сообщество народов Запада предпочитало именовать себя христианским миром. Потом, когда христианские ценности на Западе стали отступать под натиском секулярных идей, было отдано предпочтение другому названию — Европа.

Совершённый в это время выбор новой идентичности уже тогда в значительной степени оказался альтернативой христианскому выбору. Об этой эволюции самоощущения и самоназвания западных европейцев подробно говорит видный британский историк Норман Дэвис.

И сегодня в словах «европейский выбор», который иногда прилагают к судьбе русского народа, нередко слышится подтекст исключительности, словно это выбор в сторону высшей культуры, высшей цивилизации — и отказ от чего-то низшего, недоразвитого, несостоятельного. Этот подтекст распространяется и на современные реалии, и на выбор, совершённый Русью при святом Владимире.

Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов — в этническом, социокультурном или географическом смысле. Такого выделения элитарной части человечества, такого толкования не приемлют ни византийская, ни русская культура. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждет всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.

Однако не случайно в рамках христианского мира стало возможным возникновение разных цивилизаций: Византийской, Западноевропейской, Русской, Латиноамериканской. Это произошло потому, что христианство — религия универсальная, но не унифицирующая. Бог предоставляет каждому народу возможность раскрыть свои дарования и не утратить национального лица. В этом равенстве различающихся народов, в этом уважении к многообразию культур, в этом отрицании превосходства — наше понимание христианства, в этом — особенность нашей цивилизации.

Церковное Предание гласит, что князь Владимир предпочел принять христианство от Византии, потому что русские посланники были восхищены красотой православного богослужения. Но, видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в пользу Восточной Церкви. В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной независимости.

Византия и Русь взаимодействовали как равный с равным, и это было важнейшим условием крещения.

Давайте представим себе картину: встретились богатейшая Византия, с ее древним наследием, с культурными сокровищами мирового значения, и совершенно молодая Русь, еще не создавшая никаких богатств и не совершившая почти никаких деяний, кроме ряда смелых воинских подвигов. На первый взгляд, встретились два совершенно несхожих народа, и именно к такому случаю можно было бы приложить знакомую дихотомию «цивилизация — варварство». Но диалог, который возник между Русью и Византией, не носил и следа подобной неравноценной дихотомии. Не было речи о том, что Русь сделала «византийский выбор» и оказалась обязана следовать в фарватере Константинополя. К нам не приехали византийские латифундисты, чтобы приобрести землю и рабов. Византийские купцы не получили на Руси особых привилегий. Равноправие двух сторон было подчеркнуто и скреплено браком князя Владимира и византийской принцессы Анны.

Жители Руси, следуя тем же самым православным христианским идеалам, что и византийцы, сумели построить на этой основе самобытное общество со своим характером и возможностями.

Выбор святого князя Владимира ни в коем случае не был только «европейским выбором» и даже только «византийским выбором». Тем более его нельзя считать отказом от национальной культурной идентичности. Это был русский выбор, который позволил народу раскрыть свои дарования и таланты в лоне христианства, проявить себя в служении вселенской истине Христовой и в рамках этого служения создать собственную цивилизацию.

В Киеве, где погибли в 983 году, по словам Симеона Суздальского, «первые русские граждане Небесного града» святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, и находится фундамент Десятинной церкви — первого христианского храма древнего Киева, воздвигнутого князем Владимиром. Эта церковь названа так в честь десятой доли доходов, которую святой князь начал вносить сначала на строительство этого храма, а потом на другие богоугодные дела. Его примеру последовали иные православные христиане, и вскоре внесение десятины превратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто в этой поддержке нуждался.

Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа.

Чтобы проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный, ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и помнит об ответе перед Богом.

Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное пространство.

Хотел бы отметить значение частного, но тем не менее весьма важного влияния в отечественной школе — это возрождение кадетского образования, где получают путевку в жизнь как будущие воины, наследники подвигов князя Владимира, так и молодежь, избравшая мирные специальности, но способная быть готовой к защите Отечества, его свободы и независимости не только на поле ратной брани, но и в условиях информационного и культурного, а лучше сказать, антикультурного массового воздействия на сознание и чувства молодежи.

Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности, о которых неоднократно говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора, требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения.

Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «экономикой» — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира.

Ценности солидарного общества вместе с нами разделяют другие народы Русской цивилизации, находящие в этих ценностях созвучие с духовными основами своих религий — ислама, иудаизма, буддизма. Это дает нам основания утверждать, что Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных религий, вероисповеданий и культур. Прочным фундаментом этого дома стало отрицание превосходства одних народов над другими, уважение к их равенству и достоинству — то есть наследие, утвержденное еще святым Владимиром в его диалоге с Византией.

Необходимость осмысления исторических корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их актуализации в перспективе вызовов XXI века — это, как кажется, одна из насущных задач отечественной гуманитарной мысли. Значительный вклад в решение этой задачи может и должен внести Всемирный русский народный собор.

Мы видим, что на рубеже нулевых и десятых годов Собор перерос статус общественного форума, который служил площадкой для обмена идеями, и ныне превращается в организацию, способную формулировать мировоззренческие ориентиры и предлагать ответы на вопросы современности. Так, именно интеллектуальными силами ВРНС предложены концепции гуманитарного и технологического суверенитета России, дан глубокий анализ русской цивилизационной и этнокультурной идентичности, ведется исследование проблематики солидарного общества.

Эта работа имеет принципиально важное значение. Если 90-е годы проходили под знаком разрушения и хаоса, а нулевые — под знаком восстановления разрушенного, то теперь время задуматься о будущем. Возрастают новые поколения, для которых распад СССР — это уже история, и которых не удовлетворишь сравнением с 90-ми годами. Они хотят ясно видеть смысл и цель развития страны, хотят понимать, кто мы, куда идем, к чему стремимся. Вот почему нам необходимо сегодня прочувствовать и осмыслить единый исторический путь, который начался с Крещения Руси, по которому шла наша Родина к победам сквозь все испытания и который открывает нам перспективу будущего.

Эта перспектива — хранение и строительство нашей самобытной цивилизации, опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и религиозными традициями близких нам народов — наших соседей и братьев. Таков важнейший для нас урок наследия святого князя Владимира — наследия, которого мы должны быть достойны и которое обязаны сохранить и передать грядущим поколениям.

И да поможет нам в этом Бог.

+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси


Об итогах работы XVII Всемирного Русского Народного Собора

30 октября 2013 года в Москве состоялся XVII Всемирный Русский Народный Собор, в работе которого принял участие Губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт. ВРНС является крупнейшим российским общественным форумом.

Он существует с 1993 года, на про-тя-же-нии этих лет является об-щест-вен-ной площадкой и ме-стом встре-чи лю-дей, ко-то-рые, не-за-ви-си-мо от полити-чес-ких взгля-дов, объе-ди-не-ны еди-ной целью — за-бо-той о настоящем и буду-щем Рос-сии. Собор играет немалую роль в формировании гражданского общества. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По Уставу ВРНС главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 года главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1 февраля 2009 года главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями главы ВРНС являются председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. 21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

Сейчас уже решен вопрос об открытии регионального отделения Всемирного русского народного собора в Хабаровском крае и на Сахалине. Губернатор Вячеслав Шпорт, обращаясь к участникам Собора с докладом, привел пример единения людей во время крупномасштабного наводнения на Амуре. Перед угрозой стихии люди разных поколений и национальностей, вероисповедания и политических взглядов объединились для того, чтобы помочь ближнему. «Тяжелое наводнение стало для многих моментом истины. Мы ощутили себя единым организмом, частью единого народа, независимо от национальных и религиозных различий. От силы воли каждого зависела общая победа. Нас объединяла единая цель и ответственность. В эти дни родилось широкое добровольческое движение, которого мы раньше не знали, - сказал Вячеслав Шпорт. - Национальные диаспоры организовали питание. О партийных различиях в это время никто не вспоминал. Вместе строили дамбы, развозили продукты, эвакуировали население, обустраивали лагеря для тех, чьи дома оказались под водой», - сказал Губернатор.

По словам Вячеслава Шпорта, сплочение народа в борьбе с последствиями наводнения на Дальнем Востоке показало, что солидарное общество - это не миф, а реальность, дающая о себе знать в критические моменты.

«Сегодня совместными усилиями мы должны отыскать механизм того, чтобы российская идентичность проявлялась не только перед лицом беды, а стала повседневной реальностью. Провести актуализацию общих ценностей, основой которых должны стать нравственные категории - единство и солидарность. С христианской точки зрения солидарность - это способность разделить с другим бремя его забот и проблем, его болезни и скорби. Солидарность - это система взаимной поддержки, которая может стать основой национальной идеи, поиск которой у нас продолжается», - подчеркнул глава Хабаровского края.

Традиционно в конце работы Всемирный Русский Народный Собор обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом. Приведем основное содержание этого Слова - здесь есть над чем задуматься каждому человеку, кто желает сохранять и преумножать то, что дает величие и славу России.

Разнообразие и культурное богатство человечества определяется сосуществованием ряда самостоятельных обществ-цивилизаций. Каждое из них имеет свои творческие начала, проявляет собственные закономерности в развитии, вносит неповторимый вклад в сокровищницу мировых достижений. Ценности, которые определили нашу модель общественного развития, не единожды были востребованы в глобальном масштабе, определяя ход мировой истории в ее решающие моменты. Эти ценности будут востребованы и впредь.

Так, наша цивилизация воплотила модель равноправных, справедливых межнациональных отношений, отвергнув доктрину «народов-господ» и «народов-рабов». Россия сыграла решающую роль в разгроме гитлеризма, в сокрушении мировой колониальной системы. Сегодня принцип равноправия народов и культур, являющийся базовой ценностью Российской цивилизации, является общепризнанным на планете. И мы обязаны не только хранить память о наших великих победах, но быть их достойными наследниками. Ныне именно Россия является главным гарантом многополярного мира, сдерживая амбиции тех, кто претендует на глобальное доминирование.

Будучи динамичным, максимально открытым для технического и социального прогресса обществом, Российская цивилизация проявила беспримерную стойкость в отстаивании своих идеалов. Сегодня именно Россия имеет все основания быть всемирным оплотом традиционных семейных ценностей, не смирившись с агрессивной проповедью аморализма и легализацией все более широкого круга греховных деяний.

Общественным идеалом Российской цивилизации является солидарное общество, в основе которого лежат не конфликт и конкуренция, а взаимопомощь и сотрудничество всех его членов, разных социальных, этнических, религиозных и политических групп. Стремление к солидарному обществу пронизывает историю России, находя отражение в принципах соборности, в симфонии государства и Церкви, в опыте общины, прихода, артели, казачьего круга, совета, коммуны. Для нашей цивилизации не характерен выраженный конфликт между народом и властью, наукой и религией. Наше общество всегда стремилось преодолеть раскол по партийному признаку.

Ценности солидарного общества становятся актуальными в современном мире, который по мере роста материального могущества людей стал слишком тесным для общества перманентного конфликта. Непрерывная экономическая гонка и постоянная борьба за ресурсы толкают человечество от одного военного конфликта к другому, что в итоге может завершиться столкновением цивилизаций.

В этих условиях создание солидарного общества — это задача, которую ставят перед нами народ и сама жизнь. Творческие усилия российского интеллектуального класса, нашей гуманитарной и административной элиты должны быть направлены на поиск социальных, экономических, политических механизмов, которые позволят развиваться в сторону общественной солидарности, исключающей как перманентный конфликт, так и принудительное подавление индивидуальной активности.

Нашей целью является общество, в основе которого — согласие большинства о фундаментальных ценностях, лежащих в основе человеческого бытия. На XV Всемирном Русском Народном Соборе было во всеуслышание сказано, о каких ценностях идет речь. Это вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность.

Мы убеждены в том, что эти ценности имеют вечное, непреходящее значение. Мы считаем тупиковыми призывы объявить ценности чем-то относительным, служебным, лишенным смысла вне пределов сознания отдельных индивидуумов и договоренностей между ними. Без истинных ценностей и идеалов общество будет духовно оскоплено, лишено творческого заряда, перспективы, и, в конечном счете, будущего.

Консолидированное вокруг базовых ценностей моральное большинство имеет полное право создавать на их основе собственную социальную модель, невзирая на окрики агрессивного меньшинства, отрицающего идеалы и ценности, следующего исключительно собственной интеллектуальной и духовной гордыне.

В основе этой социальной модели должен лежать ответ на вызовы неравенства и социальной несправедливости, демонстрирующий нашу способность преодолеть их на путях реализации идеи социального государства и повышения жизненного уровня населения.

Ключевой предпосылкой движения к солидарному обществу является диалог между основными этнокультурными группами. Будучи на протяжении 20 лет общественной трибуной русского народа, объединяя на основе общенациональных базовых ценностей людей разных профессий, культурных предпочтений и политических взглядов, Собор готов стать инициатором подобного диалога, и, в соответствии со своими уставными целями и задачами, выступить в нем от лица русских. Сам факт организации подобного диалога с однозначным признанием этнокультурной субъектности русского народа в межнациональном пространстве современной России послужит снижению межнациональной напряженности.

Важнейшей темой межнационального диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России независимо от их национальности и вероисповедания. Залогом успеха подобной дискуссии является солидарная позиция традиционных религиозных общин России — православных, мусульман, буддистов, иудеев, констатирующих созвучие и близость их представлений о нравственности и аморальности, о добре и зле.

Мы убеждены, что концепция России как уникальной страны-цивилизации, ощущение принадлежности всех ее жителей к единой и уникальной цивилизационной общности должна сыграть решающую роль в процессе формирования полиэтнической российской нации. Собор призывает представителей власти, научного сообщества, деловых кругов, средств массовой информации приложить все усилия для широкого и массового распространения идей российской цивилизационной идентичности в нашем народе.

Одной из ключевых предпосылок межнационального мира и согласия в стране является полноценная реализация права ее народов на этнокультурное развитие. Государствообразующий русский народ, к которому принадлежит четыре пятых населения России, ни в коем случае не должен стать исключением из этого правила. Необходимо создание современной, на уровне стандартов XXI века, инфраструктуры его этнокультурного развития. Всемирный Русский Народный Собор предлагает в кратчайшие сроки на государственном уровне решить вопрос о реализации программы строительства многофункциональных русских культурных центров, призванных в том числе стать центрами социальных и межэтнических контактов, способствующих адаптации мигрантов в российское общество.

Опыт Югославии и бывшего СССР, где потерпели крах попытки реализовать на практике этнополитические утопии «единой югославской нации» и «новой исторической общности — советского народа» должен стать грозным предостережением для тех, кто под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попытках растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова «русский» из официальных документов, научных докладов, образовательных программ.

Национальная политика, проводимая в России, должна носить реалистичный характер, а не находиться в зависимости от утопических построений. Цепь столкновений на этнической почве, произошедших в последние годы, показывает, что центр противоречий в современной России перемещается в межнациональную сферу. Разрешение существующих в этой области противоречий становится ключевым для будущего страны.

Обманчивой дилемме этнической сегрегации или ассимиляции народов в едином «плавильном котле» мы должны противопоставить опыт сохранения этнокультурного разнообразия, опыт сосуществования этносов, объединенных общими цивилизационными ценностями. Говоря словами великого мыслителя Ивана Ильина, Россия «сколько языков получила, столько и соблюла». Сегодня актуальной остается задача сбережения национальной субъектности всех народов нашей страны, и прежде всего русского народа.

Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности — это триединая задача отечественной национальной политики.

Всемирный Русский Народный Собор со всей ответственностью заявляет, что только на путях реализации продекларированных устремлений возможно преодоление межнациональной розни, социального неравенства, психологической и информационной зависимости от иностранного влияния. Только в этом случае Россия сможет достойно ответить на стоящие перед ней цивилизационные вызовы и продолжить свой исторический путь в третьем тысячелетии.

Текст подготовил епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии

Исследование опыта построения солидарного общества на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях позволило прийти к следующим выводам. В условиях неразвитого состояния гражданского общества и индивидуалистической направленности граждан возникает риск неадекватности восприятия социальной ситуации. У граждан пока устойчиво низкий уровень доверия к информации, поступающей от органов власти.

В общественном мнении широких слоев населения продолжают преобладать либо патерналистские настроения («все проблемы должно решить государство»), либо отстраненное равнодушие («от нас ничего не зависит»). Политические коммуникации региональных органов власти носят характер «ситуационного реагирования» на обращения граждан; отсутствуют необходимые мониторинги за состоянием гражданского общества.

Под ситуацией риска, возникающей в процессе формирования солидарного общества, понимается ситуация, которой сопутствуют три условия: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы; невозможность оценить эффективность выбираемой стратегии.

Риск неадекватного информационно-аналитического обеспечения

обусловлен несколькими причинами. Во-первых, отсутствием системы социальной диагностики, следствием которой является неполнота и недостоверность исходной информации. Во-вторых, несовершенством

применяемых информационных технологий. В-третьих, неумением специалистов работать с информацией.

Риск недостаточной поддержки программ населением. Уровень

данного риска довольно высок в силу низкого уровня доверия населения к власти и инициируемым ею проектам. Опросы общественного мнения

жителей Ульяновской области показывают, что, за исключением

губернатора области, уровень доверия, практически, ко всем властным структурам остается невысоким.

Электоральное поведение, как форма политического участия,

представляет собой деятельность граждан в период избирательных кампаний, участие в выборах и принятие политического решения при голосовании за конкретного кандидата или политическую партию. Электоральная активность населения Ульяновской области падает, что соответствует общероссийским тенденциям. В середине 2000-х гг. в выборах участвовало 89\% населения, в конце первого десятилетия в выборах приняло участие 33\% жителей.

Для того, чтобы иметь представление о динамике, тенденциях, перспективах солидарного общества региональном и муниципальном уровне, необходимо:

Проводить мониторинг количественных показателей социально- политического участия различных слоев и социальных групп населения, особенно студенческой молодежи;

Изучать мотивацию и ценностные ориентиры различных социальных групп и слоев;

Исследовать степень заинтересованности и компетентности

граждан в обсуждении различных проектов и решений;

Выявлять реакцию региональных и муниципальных органов власти на общественное мнение, предложения и пожелания населения;

Выявлять различные формы общественно-политического участия населения: организованных и стихийных, законных и нелегальных, типичных и нетипичных, санкционированных и несанкционированных.

Интеллигенция региона обладает значительными культурными, профессиональными ресурсами, однако, в настоящее время из-за неустойчивого экономического положения и неясного авторитета в обществе, подвергается риску разобщения ее до уровня

профессиональных сообществ. Интеллектуалы в настоящее время активнее пополняются со стороны технической интеллигенции, менее активно – гуманитариями. В этом опасность для регионального

сообщества: интеллектуалы-технари по своей сути не несут ответственности за ситуацию в регионе; только интеллигенция в традиционном понимании, может стать ядром социокультурной

общественности региона и поддерживать социальный капитал региона.

Формы солидарности между общественными организациями,

гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем конкретных сфер – образования и

науки, устойчивости промышленных предприятий, формирования ценностей молодежи: законотворческая солидарность; координация

усилий по разработке программ и проектов для решения проблем; совместная деятельность общественных организаций и граждан в сфере просвещения; общественно-политическая солидарность.

Модернизация российского общества, объявленная в конце первого

десятилетия XXI века, должна поддерживаться «снизу» – через овладение умами наиболее подготовленной части общества и далее через формирование нового типа мышления в широких группах населения. Все модернизации социально-экономического характера, происходившие в России в предшествовавшие периоды, осуществлялись «сверху», начинались и заканчивались «шоковыми» реформами в экономике и политике. Стратегические задачи современного этапа для реализации требуют солидарных усилий всех возрастных, профессиональных, политических субъектов на региональном пространстве.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook