Былина святогор богатырь вступление. Славянские былины о святогоре добавить свою цену в базу комментарий

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти; Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, — муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает. Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется мать сыра земля, Осыпаются камни в пропасти, Выливаются быстры реченьки. Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи,- остановится, раскинет шатёр — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться. Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского. Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя. Рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся — всё в крошки рассыплется, в блин расплющится. Стал бы он леса корчевать, да для него леса — что луговая трава Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно… Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнёт… — Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную; притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал — поистратил бы немного силушки! Да где её — тягу — найти! Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг-впереди живой человек идёт! Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму. Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, — стал мужичка догонять. Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом — всё не догнать! Закричал ему Святогор: — Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь. Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает: — Что это у тебя за ноша в этой сумочке? — А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней но полю. Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать — не шелохнётся, пробовал пальцем поднять-не поднимается… Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло… Бросил Святогор сумочку, на землю упал,- по горам-долам гул пошёл. Еле отдышался богатырь — Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу! — Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит. Опустил Спятогор голову: — Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек? — Пахарь я, Микула Селянинович — Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить. — Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузнице кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь. Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь. А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам. Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился — доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее… Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт. Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой — молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего. — Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь? — Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса. — Что это у тебя, кузнец? — Вот два волоса окую, волос с волосом совью — два человека и женятся. — А на ком мне жениться судьба велит? — Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.

Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок-сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает. Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету. Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол. Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам. А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе — мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли. Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, .нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица — и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые! Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать. Куда бы ни приехала, — весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт: Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть. Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка. — Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь! Полюбился и Святогор девушке. Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла. Удивился Святогор, да ничего жене не сказал. Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Былина "Святогор и Микула Селянинович" - известное произведение древнерусского эпоса. Она рассказывает о знаменитом богатыре-великане.

Богатырь Святогор

Былины про Святогора относятся к восточнославянской мифологии. Это один из наиболее древних циклов русского былинного эпоса. Он находится за пределами популярных новгородских и киевских циклов. При этом пересекается с ними в некоторых былинах, посвященных встречам Святогора с Ильей Муромцем.

Согласно распространенному сюжету эпоса, Святогор был очень тяжел. Настолько, что его не выносила земля. Сам он при этом не мог уже преодолеть земной тяги и уходил ногами в землю. Согласно другому преданию, Илья Муромец вместе со Святогором по очереди примеряют гроб, сделанный из камня. Его они внезапно встречают на своем пути. В этой былине Святогор - богатырь, которому гроб пришелся как раз впору.

Однако, оказавшись в гробу, он выясняет, что не может из него выбраться, даже крышка не поднимается. Перед самой смертью Святогор успевает передать часть своей силы Илье Муромцу через дыхание. Так самый известный былинный защитник земли русской становится еще сильнее.

Описание Святогора

Как правило, в былинах Святогор описывается как огромный великан, недюжей силы. Его рост выше деревьев в лесу. В саму святую Русь он наведывается только изредка. В основном предпочитает жить на высоких Святых горах практически в полном одиночестве.

Когда он все-таки выходит из своего жилища, об этом становится известно всей округе. Земля под ним колыхается, деревья раскачиваются, а реки попросту выходят из своих берегов.

Святогор - это олицетворение древнейшего русского богатыря, дохристианского героя славянского эпоса, который является олицетворением могущества русского народа и его божественного предназначения.

Примечательно, что отец былинного Святогора был "темным", то есть слепым человеком. А это явный признак того, что он принадлежал к существам потустороннего мира.

Исполинские силы Святогора

В кратком содержании былины про Святогора часто встречается сюжет, в котором он чувствует в себе исполинские силы. Чтобы это доказать, хвалится, что способен перевернуть небо и землю, если бы было два кольца: одно в небе, а второе в земле. Об этом прослышал другой известный по имени Микула Селянинович. Он тогда бросил на землю суму, в которой заключалась вся "земная тягость".

В былине "Святогор и Микула Селянинович", краткое содержание которой приведено в этой статье, наш герой предпринимает безуспешные попытки хоть как-то сдвинуть эту суму, не слезая с коня, но терпит неудачу. Тогда он спешивается и пытается поднять суму двумя руками. Но вместо того, чтобы поднять ее над головой, сам погрязает в землю практически по колени, ведь одолеть земную тягу он никак не может. Так он и оканчивает свою жизнь, не сумев подтвердить на деле слова о своей силе и могуществе.

Есть и другой вариант того, как развивается былина "Святогор и Микула Селянинович". Полностью прочитав ее, можно узнать другое окончание этой истории. В ней Святогор остается в живых, а Микула, сжалившись над ним, открывает секрет своей неподъемной сумы.

Былины с Ильей Муромцем

В былинах про Святогора, содержание которых приведено в этой статье, часто встречается, пожалуй, самый знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец.

Хорошо известен сюжет, в котором Илья Муромец находит настоящую богатырскую постель практически в чистом поле, под дубом. Длиной она 10 саженей, а шириной еще 6. Уставший герой русского эпоса засыпает на ней на целых три дня.

В этой былине Святогор и Илья Муромец встречаются на третий день, когда Илью будит конь. С северной стороны слышится шум, который и встревожил животное. Именно конь советует богатырю спрятаться за дубом.

Появление Святогора

В этот момент и появляется Святогор. Он сидит на коне, а в руках держит хрустальный ларец. В нем его красавица-жена. Святогор сам ложится отдохнуть на богатырское ложе. Пока он спит, его жена замечает Илью Муромца. Она соблазняет его на любовь и сажает его в карман мужа-великана, чтобы незаметно тот продолжил с ними свой путь.

В этой былине Святогор и Илья отправляются в дальнейшее путешествие, причем один из них не подозревает о существовании другого. Со Святогором начинает разговаривать его конь, который жалуется, что ему очень тяжело, ведь до сих пор он вез только одного богатыря с женой, а теперь богатырей двое. Так удается раскрыть коварный план жены Святогора.

Богатырь-великан достаточно быстро находит Илью у себя в кармане. Внимательно и подробно расспрашивает, как тот туда попал. Узнав о неверности своей супруги, Святогор, ничуть не сожалея, убивает ее. С Ильей он вступает в братство. Вместе они продолжают путь.

Камень на распутье

Возле Северной горы богатыри встречают знаменитый камень на распутье, который позже неоднократно встречался в других богатырских былинах. На нем написано, что в гробу в результате окажется только тот, кому суждено там лежать.

Богатыри начинают примерять каменный гроб. Для Ильи он оказывается велик, а вот Святогор помещается как раз. Как только Святогор в него ложится, за ним тут же захлопывается крышка. Поднять ее он уже не в состоянии, выйти не может и заканчивает свою жизнь в этом гробу. Передав часть своей могучей силы, а также свой меч Илье Муромцу, он просит Илью разрубить ненавистный гроб. Но все тщетно. С каждым ударом гроб только покрывается мощным железным обручем.

Свадьба Святогора

Еще один популярный сюжет былины Святогора - это его женитьба. В этой былине Святогор и Микула общаются о том, как узнать будущее, свою предстоящую судьбу.

Микула дает богатырю дельный совет - отправиться к Северным горам. Их еще называют Сиверскими. Там, по его словам, живет вещий кузнец, который может дать ответы на все эти вопросы.

Святогор приходит к кузнецу, который ему предсказывает, что вскоре его ждет женитьба. Невеста его будет из далекого приморского царства. Святогор отправляется туда и отыскивает больную Пленку Поморскую, как и предсказывал кузнец, она лежит на гноище (так в Древней Руси называли навоз). Святогор кладет около нее бьет ее в грудь мечом и уезжает.

От всего происходящего девушка просыпается и приходит в себя. На гноище она пролежала 30 лет, поэтому пробуждение ей дается с трудом. За это время все ее тело покрыла уродливая кора. Но как только она сходит, оказывается, что под ней скрывалась писаная красавица. До самого Святогора доходят слухи о красоте прекрасной незнакомки. Он немедленно снова приезжает в это заморское царство и берет ее в жены.

Только после свадьбы Святогор обнаруживает, что на груди у его молодой жены есть шрам. Он узнает след от своего меча и понимает, что это именно та женщина, которая была ему предначертана предсказанием.

Предания про Святогора

В анализе древнерусского эпоса много внимания уделяется разбору преданий, посвященных Святогору. Их подробное изучение приводит исследователей к трем основополагающим выводам.

Во-первых, они выделяют мотив поднимания сумы. Этот сюжет весьма распространен не только в русских преданиях, но и у других народов в сказаниях о богатырях и великанах. Например, о Вольге, Анике, Самсоне, Колыване. Так, в югославской древней поэзии аналогом Святогора выступает королевич Марко. На Кавказе подобная ситуация приключается с Сосланом.

Сума соответствует в других легендах камню, например, в былинах о потоке. Это, в свою очередь, совпадает с историей из жизнеописания подвигов Александра Македонского. О том, как жители райской столицы дают ему в качестве дани по одному камешку. Однако выясняется, что этот камешек нельзя ни взвесить, ни каким-либо образом измерить.

В символическом толковании эта сума соответствует человеческой зависти. Похожее сказание встречается у древних скандинавских народов - в эпизод о споре Тора с великаном.

Неверная жена

Во-вторых, исследователи древнерусского эпоса подробно разбирают ситуацию с женитьбой Святогора и с его неверной женой. Параллельные мотивы они усматривают у персидских авторов в книге под названием "Тути-наме". Это известный сборник новелл юмористического, дидактического и даже эротического содержания, который был чрезвычайно популярен в Древней Индии.

Часто эпизоды со свадьбой и супружеской неверностью, схожие с историей Святогора, можно прочесть в буддийских сказках. Многие авторитетные исследователи склоняются к тому, что этот эпизод имеет восточное происхождение.

Сам эпизод женитьбы богатыря Святогора большинство литературоведов и историков относят к народным сказкам, которые опирались в то время на популярные средневековые повести.

Особенно это заметно, если разбирать эти сказания на детали. Так, поездка к колдуну-кузнецу на север напоминает эпизод из эпоса "Калевала". Супруга, долгое время лежащая на гноище, встречается и в старой русской повести, в которой главным героем является царевич Фиргис.

В данный момент удалось уже собрать множество параллелей, чтобы подробно исследовать личность Святогора, но все равно в ней остается множество неясного и непонятного. Например, однозначно отыскать абсолютный прототип силача Святогора так и не удалось. Существует только несколько гипотез. Например, им мог быть с которым Святогора сравнивает Вильгельм Волльнер.

Фольклорист Иван Жданов считает, что настоящим прототипом Святогора был библейский силач Самсон. Литературовед Алексей Веселовский выдвигает подобную версию.

А вот историк русской литературы Михаил Халанский отмечает сходство сюжетов про Святогора с русскими народными эпосами. Скорее всего, его имя является эпитетом, который происходит от названия мест, в которых он жил, - Святых гор.

Волшебная сила

Свое мнение по этому вопросу излагает и знаменитой исследователь русской сказки и фольклора Он считает, что Святогор олицетворяет первобытную силу, которую невозможно применить в обычной стандартной жизни.

Именно поэтому она обречена на провал и последующую гибель.

Выходец из Чернигова

Существует также версия, что былина про Святогора и Микулу Селяниновича, как и другие эпические сюжеты про этого богатыря, изначально сложились в Чернигове.

Дело в том, что в одной из былин Святогор фигурирует как богатырь, защищающий черниговского князя по имени Олег Святославович. На этом основании археолог Борис Рыбаков выдвигает версию, что былина изначально сложилась именно в окружении черниговского князя. А это значит, что она могла отражать значительно более ранние сказания, например, эпос начала X века.

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь».

Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Цели урока:

    Познакомить обучающихся с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого «Святогор – богатырь» и коми народной сказкой «Пера – богатырь».

    Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь обучающихся.

    Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

Задачи урока:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

    Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.

    Развивать умение выразительно читать текст.

    Развивать умение работать в паре и в группах.

Ход урока:

    Организационный момент .

    Актуализация знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

- Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

- Отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

- Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

Человек.

- Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

- Вспомним русских богатырей и их подвиги.

    Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

Кто я? (Илья Муромец)

Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

2. – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

Кто я? ( Добрыня Никитич )

Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

3. – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

Кто я?

Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

Ребята, назовите имена других русских богатырей.

Какими качествами обладали русские богатыри?

(были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

    Изучение нового материала.

    Ребята, кто был первым русским богатырем?

(Святогор)

Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

    Знакомство с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Л. Н. Толстой пересказал народную былину о Святогоре.

Что такое былина, ребята?

( Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

Ребята, интересно ли было слушать былину?

Все ли слова вам были понятны?

В тексте произведения есть устаревшие слова.

Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

Прочитайте зачин былины.

Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

Найдите и прочитайте развязку былины.

Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

Какие преувеличения использует автор?

Итак, мы познакомились с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

    Физминутка

Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

    Знакомство с коми народной сказкой «Пера-богатырь».

Мы с вами живем на Земле Коми.

Каких богатырей Коми земли вы знаете?

На прошлом уроке мы прочитали народную сказку «Пера-богатырь». Творчеству какого народа принадлежит сказка?

Прочитайте зачин сказки.

Кто главный герой сказки?

Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

Прочитайте выразительно.

Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

Работа в парах.

В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

Есть ли в сказке преувеличения?

Прочитайте концовку сказки.

VI . Закрепление.

Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

- Поработаем в группах.

1группа: дать характеристику былине Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

2 группа: дать характеристику сказке «Пера-богатырь».

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

    Где жил Пера-богатырь?

    Основное занятие Перы.

    Какой подвиг совершил?

    Кого победил Пера-богатырь?

    Какими качествами обладал Пера-богатырь?

Подведение итогов работы в группах.

Ребята, спасибо за работу на уроке.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свои рабочие места, уберите все лишнее со столов.

Ребята, сегодня у нас с вами будет интересная тема, но какая я вам пока не скажу.

Сначала давайте вспомним, какой жанр вы изучали на прошлом уроке?

А чем отличается рассказ от других жанров?

Сегодня мы с вами будем изучать очень интересный, но не простой жанр.

Для того, чтобы вы смогли определить, что это за жанр ко мне выходят 6 человек и получают от меня буквы.

Ребята, что за слово можно составить из этих букв?

Сегодня мы изучаем с вами новый жанр, который называется былина.

Может быть, кто-то знает, что такое былина?

Для того, чтобы узнать, давайте возьмем карточку № 1, и …. прочитает нам.

Итак, какие признаки былины мы с вами можем выделить?

Сегодня мы с вами будем изучать былину, которая называется «Святогор-богатырь».

Как вы думаете, почему назвали богатыря Святогор, какое значение есть в его имени?

Как вы думаете, можно ли не очень сильного человека назвать Святогор? Почему?

А сейчас послушайте былину Святогор-богатырь.(учебники детей закрыты.)

Сколько богатырей было в былине?

Сколько богатырей мерилось силой?

Чем закончилась попытка Святогора поднять «Сумочку»?

Давайте с вами откроем учебники на странице 21 и посмотрим на содержание текста былины.

Эта былина достаточно сложная для чтения, нам нужно ее красиво прочитать.

Для этого я заранее подобрала для вас слова, значение которых я хочу, чтобы вам было понятно.

А теперь посмотрите на страницу 23, прочитайте незнакомые вам слова.

(чтение по рифме).

Молодцы, вы хорошо прочитали, но так как былина сложная, прочитаем еще раз.

1)Где гулял Святогор?

2)Был ли такой человек, с которым Святогор мог помериться силой?

3)Ребята, а кто сказал Святогору, что он обладает такой великой силой?

4)Какие слова сказал Святогор, похваляючись своей силой?

5)Кого увидел Святогор после тех слов?

6)Смогли сразу Святогор догнать прохожего?

7)Найдите в тексте, что потребовалось сделать Святогору, чтобы догнать прохожего.

8)Как повел себя прохожий?

9)Найдите в тексте слова, как Святогор осматривал сумочку прохожего.

11) Смогли Святогор поднять сумочку?

12)Найдите в тексте, что произошло со Святогором в этот момент?

13)Найдите в тексте, что спросил Святогор у прохожего?

14)Как звали прохожего?

Ребята, как вы думаете, какие слова характеризуют этого персонажа?

(Я заранее подобрала для вас высказывание.Сможете теперь сами подобрать слова?)

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Я буду называть вам часть тела, до которой вам надо дотронуться, но внимательно слушайте, потому что я буду вас путать. Дотроньтесь до носа, дотроньтесь до уха, дотроньтесь до шеи(Повторяю, но показываю не правильно). Вот мы немного отдохнули и готовы продолжить урок.

Открываем тетради на печатной основе на странице 12.

Давайте с вами дополним модель обложки.

Как вы уже видите былина обозначается ромбом.

Как вы думаете, какая тема у данного произведения?

Каким цветом нам необходимо будет закрасить ромб?

Давайте напишем над ромбом фамилию автора, а под ромбом название былины.

Давайте выполним №3 на страницах 12-13.

А сейчас поработаем в парах, возьмите карточки №2. Перед вами части пословицы, составьте из этих частей пословицу.

Мы с вами собрали 3 пословицы, давайте прочитаем их.

Какая-то из этих пословиц подходит к этой былине?

Почему?

Теперь возьмите карточку № 3 и ответьте на вопросы теста.

1.Где гулял Святогор?

А) в степи

Б) в поле

В) в лесу

2.Кого встретил Святогор?

А)прохожего

Б)коня

В)Илью Муромца

3.Назовите жанр произведения Святогор-богатырь.

А)рассказ

Б)былина

В)повесть

4.Что было у прохожего?

А) мешок

Б)корзина

В) сумочка

5. Как звали встреченного Святогором человека?

А)Алеша Попович

Б) Добрыня Никитич

В)Микула Селянинович

6.Смогли Святогор поднять сумку?

А)легко поднял

Б)поднял лишь на волос от земли

В)не поднял

Сдайте пожалуйста свои работы.

Ребята, давайте вспомним, что вы узнали нового?

С каким жанром познакомились?

Какие слова вы узнали?

Ребята, встаньте пожалуйста те, кто понял, что такое былина.

Встаньте пожалуйста те, кто увидел человеческие черты богатыря.

Вот наш урок и подошел к концу, спасибо всем за внимание, мне было приятно с вами работать, до свидания.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook