Олеся где происходит действие. А

В произведении используется противопоставление двух миров: цивилизации и природы. Через эту тему и раскрывается тема любви.
Тема повествования заключается в том, что полюбившие друг друга молодые люди не подозревают, что их любовь заранее обречена и в том, что человек должен находиться как можно ближе к природе.
Повесть - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Интонация любви угадывается в самом начале произведения в шелесте листвы и завывании ветра. Природа здесь не столько служит фоном, сколько живёт своей жизнью и сливается с характером героини.
Главная героиня предстаёт пред нами девушкой весьма импульсивной, весёлой и в тоже время мудрой и до глубины души добрейшей и непредсказуемой. Она не знает ни расчёта, ни хитрости, ей чуждо себялюбие.
« ... Прелесть её лица заключается в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом.»
Сначала Ивана привлекала её красота, весёлость и детская наивность, но далее он замечает следующее:
« ... Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины.»
Главный герой же напротив, полная противоположность Олеси. Но как известно противоположности притягиваются. Так, и в нашем случае, они полюбили друг друга.
Иван Тимофеевич по характеру является человеком добрым, но слабым. Доброта эта не хорошая, не сердечная. Слову своему он не господин. Над людьми любит вверх брать, а сам, хотя и не хочет, но подчиняется им. Любит пить вино. Деньгами не дорожит и копить их не умеет.
Естественно, Иван не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку», где жила Мануйлиха и Олеся, потому как Куприн задумал сделать это именно так и никак иначе. Окружив таинственностью историю о ведьме, он показывает нам что, по мере того, как главные герои узнают друг друга, развиваются их взаимоотношения. И в связи с этим, они не только познают друг друга, но и взаимно изменяются. Меняется их отношение к жизни и меняются их принципы.
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе всё самое лучшее, светлое, человечное.
Олеся жертвует собой, когда решается пойти в церковь. Естественно, из этого ничего хорошего выйти не могло. Народ узнал в ней ведьму. Окружили её. Хотели её дёгтем вымазать, но она вывернулась и убежала. Олеся хотела этим сделать приятное Ивану, в конце концов, угодить ему, переборов в себе боязнь.
Иван узнаёт от людей, что именно произошло возле церкви и ужасается, услышав это. Ему хочется одновременно наказать бездушных людей и утешить и приголубить бедную, хрупкую Олесю.
Кульминация рассказа приходится на сцену, когда Иван Тимофеевич пришёл к Олесе. В середине разговора с ним, она и говорит, вспоминая:
« - Помнишь, я на тебя карты бросала? Ведь всё так и вышло, как они сказали тогда. Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? »
И как он ни уговаривал, что ни делал её не переубедить, на счёт отъезда. Лишь рассказала ему сказочку про зайца и волка, подчёркивая этим, что она не хочет называть день когда уходит из леса со своей бабкой, т. к. не хочет чтобы он терзался расставанием и мучился от безысходности. Но он до конца не понял значения её слов, лишь интуитивно предчувствуя одиночество и миг страдания.
« Полнеба закрыла чёрная туча с резкими курчавыми краями, но солнце ещё светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее. » Этот отрывок точно описывает чувства главного героя, его ощущения в тот момент. В момент их прощания, длинною в целую жизнь и целое столетие. В этот вечер шёл дождь с градом, словно сама природа выказывала Олесе свою печаль и боль.
Ему осталась память о ней - красные бусы.
Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в деревню и куда они навек исчезли. И эту загадочность тайны Куприн специально развил в этом повествовании дабы создать таинственный ореол, граничащий с некоей сказочной атмосферой.

Конечно, мы привыкли, что все истории должны заканчиваться хорошим концом. Но что же мы видим, благодаря Куприну? Пред нами история о двух влюблённых, которые были настолько разными людьми, насколько это вообще возможно. Здесь противопоставляется дикость, единение с природой, нежность, наивность и вместе с тем, глубокая мудрость в лице простой девушки Олеси. И в полном смысле этого слова «городского жителя», Ивана Тимофеевича, который является по характеру не сердечной доброты человеком, т. е. расчётливым и со злым умыслом; слабым и немного транжирой и слова своего сдержать не может. Как и все люди, без исключения он эгоист и в этом скорее всего, нет его вины.
Единственное, что их с Олесей по-настоящему объединяет, это то, что впервые в своей жизни в реальном настоящем времени, они полюбили друг друга.
На меня сильно произвело впечатление хитросплетение сюжета и постановка действия, происходящего на опушке леса. А главное, меня восхитило живое описание природы, которую Куприн наделил своими эмоциями и характером. Его произведение насквозь пропитано некоей лёгкостью и живыми оттенками.

Меню статьи:

Повесть Куприна «Олеся» относится к самым известным произведениям автора. И это не удивительно: необычный сюжет, художественно совершенная, продуманная композиция, широкая система художественных образов способны не только заставить взять в руки повесть, но и дочитать ее до конца на одном дыхании.

Главные герои повести

После выхода в отставку Куприн много путешествовал и собирал материал для писательского труда. Случилось так, что Куприну довелось в 1897 побывать на Украине, а именно в нынешнем с. Кузьмивка, имевшего тогда название Казимирка в Ровненской области. Пребывание 6 месяцев не прошли бесследно: вышедший ряд повестей взбудоражил читателей. Повесть «Олеся» была написана в 1898 году. Главными ее являются Иван Тимофеевич – литератор, писатель, городской житель, попавший на некоторое время в деревню и Олеся – деревенская девушка, обладающая сверхъестественными способностями и умением колдовать. Остальные персонажи повести также не безлики.

Предлагаем ознакомиться с проблематикой повести Александра Куприна одного из самых известных произведений автора.

Их, по законам жанра, немного: Ярмола – слуга Ивана Тимофеевича, Мищенко Никита Назарович – приказчик, Евпсихий Африканович – полицейский урядник, слепой певец-лирник и Мануйлиха – бабушка Олеси, тоже ведьма.

Любовь, возникшая между двумя главными персонажами уникальна. Кроме того, что она возникла между барином, с городскими нравами и простой сельской девушкой, отношения еще и удивляют тем, что соединяют два мира: таинственного, неизвестного колдовского (умение колдовать девушки) и обыденное, лишенное сверхъестественности (не наделенный никаким необычным даром Иван Тимофеевич).

Априори, их любовь не могла быть счастливой – социальный конфликт и вмешательство общества способствовало разрыву отношений.

Правда и вымысел: прототипы персонажей

Первое, что интересует после прочтения повести: что из всего рассказанного правда, а что вымысел? Могла ли на самом деле произойти такая история?

Сам Куприн, утверждал, что в основе текста повествования – реально произошедшие события. Во вступлении к повести (оно не было опубликовано) автор рассказывает, что ему довелось гостить на Ровненщине у Ивана Тимофеевича Порошина. В один из вечеров он рассказал Куприну необычную историю о любви девушки-ведьмы и помещика, а позже признался, что этим помещиком был он, Порошин, и эта история не выдумка.



Анализируя текст повести, можно провести аналогию между образом Ивана Тимофеевича и личностью Куприна. Главный герой, как и сам автор, литератор, писатель. Он, подобно Куприну, неожиданно приезжает в деревню и остается там на полгода. Некоторые черты характера также имеют сходство и Куприным.

Таким образом, отмечаем, что в образе Ивана Тимофеевича присутствуют автобиографические моменты, однако отождествлять персонажа и личность Куприна ошибочное действие.

Герой повести отличен, его черты характера имеют лишь частичную схожесть, а события пережитые Иваном Тимофеевичем, никогда не случались в реальной жизни Куприна.

Имеет прототип и девушка-ведьма Олеся. Возлюбленную Порошина звали Соломия Мануиловна Ковалик. Она была местной уроженкой и действительно умела колдовать, дожила женщина до весьма преклонного возраста, и умерла в 1954 году, на 16 лет пережив самого Куприна.



Вполне вероятно, что прототипы были у и других персонажей, но информация о них не сохранилась. Хотя, возможно, что они были и собирательными образами – Куприн любил проводить время в компании молодежи и слушать местные предания, поэтому мог «срисовать» портретную характеристику не с конкретного человека, а объединить в один образ личностные особенности нескольких людей, и события, произошедшие с разными людьми, добавив при этом долю литературной выдумки.

Выход в свет повести Куприн планировал на страницах «Русского богатства», в этом журнале уже выходили его повести о Волыни и Полесье, но редакция журнала не поддержала намерение автора и отказала в публикации.

Обращение в «Киевлянин» было более успешным. В 1898 году читатель впервые смог прочитать «Олесю», а в 1905 –произошла публикация самостоятельного издания повести.

Сегодня «Олеся» пользуется широким интересом у читателей. Тема единения с природой и гармоничного существования не утратила своей актуальности и сейчас. А история о необычной, чистой и доброй любви, не имеющая счастливого завершения, трогательна для многих.

Красавица Олеся и ее бабка, древняя Мануйлиха, - колдуньи-отшельницы, счастливо жившие в своем лесном уголке вне текущего времени и социального пространства. Катастрофа наступила, как только их микромир соприкоснулся с большим миром - властью, церковью, крестьянами. Куприн наследует традиции автора повести "Казаки" и преодолевает их. Крестьянский мир враждебен Олесе, она дитя природы. Народ - это мужики, заколачивающие гвозди в пятки вору, бабы, избивающие девушку в божьем храме. Журнал "Русское богатство" отказал в публикации повести, не согласившись с трактовкой народа как косной массы.

"Олеся" - одно из самых проникновенных, наверное, не только в нашей литературе, произведений о любви. Сюжет повести прост. Барин из города приезжает в провинцию, очаровывается красотой селянки-"дикарки", которая гоже теряет голову от обходительного, много знающего жителя столицы. Любовные отношения развиваются быстро и бурно, однако роман героев обречен. Принадлежность к разным сословиям, разный уровень образования, привычка к разным стилям жизни - все против их союза. Наступает разрыв. Сюжет из категории "бродячих", на котором многие зарубежные и отечественные классики (от Н. М. Карамзина до Л. Н. Толстого, И. А. Бунина) строили свои произведения". Естественно, каждый писатель давал этому сюжету свой поворот. По-своему оригинален и Куприн. Обычно, не выдержав давления обстоятельств, охладев, уходил мужчина, женщина же, в ореоле авторских и читательских симпатий, оставалась наедине со своими бедами, раскаяниями. Иван Тимофеевич и Олеся расстались на пике взаимных чувств, убежденные в том, что разлука сделает их несчастными на всю оставшуюся жизнь. Они расстаются, хотя барин готов пренебречь мнением света и вступить в маргинальный брак. Инициатором расставания у Куприна выступает женщина, и она совершенно не сожалеет о случившемся.

Критики, писавшие о том, что любовь здесь "убита" общественными отношениями, правы, но это не главная правда о "лесной симфонии". Во взаимоотношениях главных героев психологический конфликт играет более существенную роль, чем социальный. Он и она, в отличие от читателей, воспринимают социальную действительность как норму жизни. Не угрозы вороватого урядника, не бабий погром у церкви выступают главными причинами того, что Олеся оставляет Ивана Тимофеевича, - они в несовпадении их натур, в ее предчувствии того, что такое несовпадение рано или поздно разобьет их союз, заставит сожалеть о былой любви.

В определенном смысле характер Олеси выше и мудрее характера Надежды из рассказа И. А. Бунина "Темные аллеи". Это суждение, конечно, не совсем правомерно: один рассказ создан но канонам романтической поэтики, другой - но канонам поэтики реалистической. Но трудно не сравнить эти два сюжетно близких сочинения, не отметить: Олеся уходит, чтобы Иван Тимофеевич никогда не смотрел бы на нее так, как смотрел годы спустя на Надежду Николай Алексеевич из бунинского рассказа, вольно или невольно сопоставляя, что есть и что было: "Ах, как хороша ты была!.. Как горяча, как прекрасна! Какой стаи, какие глаза!"

Символика, предсказание, недосказанность - действенные пружины сюжетного развития. Существенно мистическое содержание характера доброй колдуньи-вещуньи. Олеся все знает наперед, в этом залог ее силы и слабости, побед и бед. Она понимает, что отягощена "сверхъестественными знаниями", недоступными другим, знает, что за это надо платить: "все ворожки несчастные". После первой встречи она "читает" характер своего возлюбленного: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Вино любите, а также... До нашей сестры больно охочи". Это гадание предопределило ее исчезновение, по времени совпавшее с угрозой расправы со стороны деревни. Олеся понимает крестьян: ведь черная сила, Он (курсив Куприна) ей помогает... Заметим, последняя сентиментально-трагическая встреча влюбленных происходит до грозы и до угрозы и совсем не воспринимается Иваном Тимофеевичем как последняя, но именно так воспринимает ее Олеся. В ретроспективе все сказанное тогда ею предстает как трогательный прощальный монолог.

Олеся вызывает глубокие симпатии, Иван Тимофеевич - сочувствие. Она цельная натура, он другой. Представляя горожанина в его внутренних монологах - а Куприн был мастер этой формы, - автор указывает на болезненное раздвоение персонажа, да и сами монологи говорят об уме, проницательности селянки. (Заметим, простая, открытая ворожея не показана во внутренних монологах.) Предлагая Олесе руку и сердце, Иван Тимофеевич ведет внутренний спор с самим собой: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся в модном платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев..." Предлагая перевезти в город и бабушку, он говорит самому себе: "Признаться, мысль о бабушке меня сильно покоробила". Героя можно по-человечески понять, но эта резиньяция его не украшает. Душевный уровень Ивана Тимофеевича не намного выше уровня бунинского Николая Алексеевича, пришедшего к риторическому вопросу: "Какой вздор!.. Надежда... моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

Разумеется, оба писателя далеки от банальных оценок, "плохой" или "хороший" тот или другой характер, они говорят прежде всего о том, что жизнь сложнее этических формул, что вина и беда человека могут сливаться в одно целое. Вина и беда выведенных в этих рассказах характеров уходит своими корнями в существование разных взглядов на "темные аллеи", природу, на человека, на самого Бога. Они разные - Иван Тимофеевич и Олеся. Он - просто плохой хороший человек, она - "милый идеал", светлый образ из "поэтических легенд", которые он приехал собирать.

Автор подчеркивает самобытность Олеси. Тайна рождения девушки не раскрывается. Любимая бабка Мануйлиха, агрессивная, слезливая, жадная, неопрятная, лишь лесной душой напоминает внучку. Автор решительно разводит девушку и крестьян, народ. Грубой, сухой речи селян противопоставлена напевная, метафорическая, "магическая" речь ворожей. Бедные гадалки предчувствуют недоброе ("позор... трефовой дамы"), но их чары бессильны предотвратить неизбежное. Пробуждение чувств нельзя остановить, как наступление утра, весны.

Поступки Олеси определяются такими чертами характера, как свободолюбие, самообладание, гордость. Все это не притупила в ней даже любовь: жертвенность Ивана Тимофеевича не принимается. Местные, отмечает повествователь, всегда готовы "облобызать... сапоги" барина ли, чиновника. Жадный до знаний ум девушки автор противопоставляет умственной лени, тупости селян, иначе вряд ли он уделил бы так много внимания тщетным попыткам Ярмолы усвоить написание своей фамилии. Они, охотники, хлебопашцы, жадно берут у природы все, что могут, она - помогает природе. Олеся не выносит вида ружья, на страницах повести она появляется из песни, с зябликами-сиротами в переднике. Для нее все в природе прекрасно, народ же верит, что сильный ветер - знак того, что "ведьмака народилась". Природой объясняется поведение Олеси, временем года, землей, "жаждавшей... материнства", "тем свежим вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны". Природа же и предупреждает ее, шлет знак беды: в решивший ее судьбу вечер лес окрасился в грозный "багровый отблеск догорающей зари..."

Куприн относится к категории художников, умеющих работать тонкой кисточкой. Определение к существительному, повтор одного и того же выражения, "случайное" упоминание посторонней детали интерьера - эти и другие штриховые элементы играют важную роль в его художественном целом. Его картины не спутать с "пастелью" Б. К. Зайцева, с "графикой" И. А. Бунина.

Олеся говорит, что и волков не боится так, как боится людей. Символично, что ближайшее к болоту село автор назвал "Волчее". Другое название - "Переброд" - ассоциируется со словом "сброд", обозначающим перебродившее вино. О пьянстве селян - "варваров", по определению Мануйлихи, - живших вокруг пространной площади "от церкви до кабака" говорится не однажды. Символика в повести многообразна. Символичен образ "дороги", "дорожки", "тропинки", "лесного коридора", где автор чаще всего описывает бесприютных влюбленных. Символичен обрыв нити веретена, когда Иван Тимофеевич приходит на первое свидание к Олесе; многозначительно повторяющееся упоминание о "низкой шаткой скамеечке", на которой он сидит в "избушке на курьих ножках", и многое другое.

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .
  3. Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .
  • Проблемы

    Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

    Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

    Смысл

    Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

    Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

    Вывод

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

    Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

    Критика

    Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

    К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

    Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

    Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Понравилось? Лайкни нас на Facebook