Женские образы в романе "преступление и наказание". Женские образы в романе "Преступление и наказание" Ф.М

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой.А судьба,в свою очередь, жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь - самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юродивой", узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявленного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь - сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Соня незаметно возникает в романе Достоевского "Преступление и наказание" из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с "желтым билетом". Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца.

"Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по – уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами"..

Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня.

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат условий, в которых она живет. Но именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.Иначе по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом.

Она пожертвовала собой ради других. "И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену". Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! ", "…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении". Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает "мудрость", "разумность", "наука". Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - "кротких" женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если "София" вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.

Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. "Что ж бы я без бога-то была? "

Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - "теорию Бога". Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие "необыкновенный человек", так же как неприемлема возможность преступить "закон Божий". Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: "Мы вместе прокляты, вместе и пойдем", - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, "вечная Сонечка", с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... "[

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.

"Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена…. Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…. . она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему... И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти…"

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... ". Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".

В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь непомерна, что смирение для нее просто невозможно. Катерина Ивановна "бунтует", но ее "бунт" превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу "добиваться справедливости", откуда ее также с позором выгоняют).

Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. "На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! " - говорит она перед смертью.

Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Бело
брысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась
вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать
идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее.
Персонаж - символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по
мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым
человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением
нравственного закона.

Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены
Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не
идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей,
работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от
нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой
белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему
рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой
Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников
случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из
которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего
дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в
трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь
шла, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасива, но многим нра-
вится - «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все
согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства
процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится
жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает
Раскольникову.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению

Соня Мармеладова - это своего рода антипод Раскольникова. Ее "решение" состоит в самопожертвовании, в том, что она "переступила" себя, и основная ее идея - это идея "непреступаемости" другого человека. Преступить другого - значит для нее погубить себя. В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее "преступлением", стараясь оправдать себя. Он постоянно стремится доказать, что поскольку "решение" Сони не есть подлинное решение, значит, он, Раскольников, прав. Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве, именно ее судьбу берет он как аргумент в пользу своей теории преступаемости всего. С отношением Раскольникова к Соне переплетаются его отношения к матери и сестре, которым также близка идея самопожертвования.

Своей кульминации идея Раскольникова достигает в главе IV, четвертой же части, в сцене посещения Раскольниковым Сони и совместного с нею чтения Евангелия. Вместе с тем и роман достигает здесь своей переломной вершины.

Раскольников сам понимает значение своего прихода к Соне. "Я к вам в последний раз пришел", - говорит он, пришел, потому что все завтра решится, а он должен сказать ей "одно слово", очевидно решающее, если считает необходимым сказать его перед роковым завтрашним днем.

Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех ее иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.

Не позорная профессия делает Соню великой грешницей - к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, - а напрасность ее жертвы и ее подвига. "А что ты великая грешница, то это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!" (6, 273).

Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама. Сердце Раскольникова пронзено той же болью, что и сердце Сони, только он - человек мыслящий, он обобщает.

Он склоняется перед Соней и целует ей ноги. "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, - как-то дико произнес он и отошел к окну". Он видит Евангелие, он просит прочесть сцену воскрешения Лазаря. Оба впиваются в один и тот же текст, но оба понимают его по-разному. Раскольников думает, быть может, о воскрешении всего человечества, быть может, заключительную фразу, подчеркнутую Достоевским, - "Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него" - он понимает тоже по-своему: ведь и он ждет того часа, когда люди в него поверят, как иудеи поверили в Иисуса как в Мессию.

Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню. С точностью социолога он обрисовал узкие "просторы", которые оставила ей судьба для собственного "маневра". Но, тем не менее Достоевский нашел и в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных решений, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Профессию свою Соня "избрала" поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно. Д. Мережковский превратил реальную, жизнью определенную диалектику образа Сони в неподвижную психо-метафизическую схему. Используя терминологию, взятую из "Братьев Карамазовых", он находит в ней "две бездны", грешницу и святую, единовременно существующие два идеала - Содома и Мадонны.

Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Достоевский, несомненно, помнил об отношении Христа к евангельской проститутке, когда создавал образ Сони. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать "грешить", не могла не вступить на свой путь - единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

Достоевский сам не приравнивает Соню к Раскольникову. Он ставит их в противоречивое отношение сочувствия, любви и борьбы, которая, по его замыслу, должна закончиться утверждением правоты Сони, победой Сони. Слово "понапрасну" принадлежит не Достоевскому, а Раскольникову. Оно произнесено последним, чтобы переубедить Соню, чтобы перевести ее на свой путь. Оно не соответствует самосознанию Сони, которая, с точки зрения Раскольникова, "не раскрыла глаза" ни на свое положение, ни на результаты своего подвижничества.

Таким образом, мы видим, что образ Сони Мармеладовой может быть рассмотрен как религиозно-мифологический образ, связанный с Марией Магдалиной. Но на этом значение этого образа в романе не исчерпывается: она также может быть соотнесена и с образом Богородицы. Подготовление к тому, чтобы образ был увиден героем и читателем, начинается исподволь, но откровенно и явно - с того момента, где описывается взгляд каторжников на Соню. Для Раскольникова их отношение к ней непонятно и обескураживающе: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на Рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые клейменые каторжники этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали за что похвалить. К ней даже ходили лечиться" (6; 419).

Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы, что особенно ясно из второй его части. То, что описывается в первой части, при невнимательном чтении может быть понято как становление взаимоотношений каторжников и Сони. Но дело, очевидно, обстоит не так, ибо с одной стороны отношение устанавливается до всяких отношений: арестанты сразу "так полюбили Соню". Они сразу ее увидели - и динамика описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений.

Вторая же часть даже лексическими нюансами авторской речи указывает на то, что происходит нечто совсем особенное. Эта часть начинается с удивительной фразы: "И когда она являлась..." Приветствие каторжников вполне соответствует "явлению": "Все снимали шапки, все кланялись...". Называют они ее "матушкой", "матерью", любят, когда она им улыбается - род благословения. Ну и - конец венчает дело - явленный образ Богоматери оказывается чудотворным: "К ней даже ходили лечиться".

Таким образом, Соня не нуждается ни в каких промежуточных звеньях, она непосредственно осуществляет свои нравственные и социальные цели. Соня, вечная Сонечка знаменует не только страдательное начало жертвенности, но и активное начало практической любви - к погибающим, к близким, к себе подобным. Соня жертвует собой не ради сладости жертвы, не ради благости страдания, даже не для загробного блаженства своей души, а для того, чтобы избавить от роли жертвы родных, близких, оскорбленных, обездоленных и угнетенных. Подосновой жертвенности Сони оказывается начало бескорыстной преданности, социальной солидарности, человеческой взаимопомощи, человеколюбивой активности.

Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии и взаимного сближения, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову и ее нелегкой борьбе за душу Раскольникова.

Роль женских образов в литературе всегда была очень велика. Они помогают многим авторам раскрыть важные черты характера главного героя, своей грацией и красотой способны вызвать восхищение у читателя. Достаточно вспомнить Татьяну Ларину из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Эта женщина близка к русской культуре и природе. Образ Катерины из драмы "Гроза" Островского также заслуживает внимания. Катерина сравнивается с лучом света, который светит в темном царстве.

В этой статье мы рассмотрим основные женские образы в романе "Преступление и наказание" и их роль в произведении. Это Соня Мармеладова, Пульхерия Александровна, Дуня, Алена Ивановна и Лизавета Ивановна.

Соня Мармеладова

Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе "Преступление и наказание". Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям. Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души. Безусловно, это говорит о том, что перед нами сильная личность.

Всепрощение, смирение, самопожертвование – таковы основные черты, свойственные этой героине. Девушка живет согласно канонам и обычаям христианства, что пытается привить впоследствии и Родиону, который потерял свой внутренний стержень. Нужно заметить, что именно влияние этой девушки помогает Раскольникову познать себя, найти путь в жизни, обрести веру в будущее. Соня испытывает сильное чувство любви к этому герою, поэтому она не оставила его, когда Раскольников оказался в плену своих тревог и переживаний.

Достоевский в образе Сони создал антипод Родиону Раскольникову и его теории. Жизненная позиция этой героини отражает взгляды писателя, его веру в справедливость, добро, смирение, всепрощение, но прежде всего в то, что любой человек достоин любви, каким бы он ни был.

Дуня

Мать Родиона и его сестра - женские образы в романе "Преступление и наказание" Достоевского, которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя. Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование. Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.

Пульхерия Александровна

Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе "Преступление и наказание", краткое содержание которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них - Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам – ей 43 года. Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: "Ты наше все, вся надежда, упование наше". В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь. Пульхерия Александровна – любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.

Лизавета Ивановна

Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе "Преступение и наказание". Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных. Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова. Его теория постепенно начинает рушиться.

Алена Ивановна

Рассматривая женские образы в романе "Преступление и наказание", следует также сказать несколько слов и об Алене Ивановне. Старуха-процентщица с самого начала вызывает у нас отвращение. Автор описывает ее как сухую, крошечную старушонку, около 60-ти лет, с злыми и вострыми глазками, простоволосую, с маленьким вострым носом. Ее мало поседевшие, белобрысые волосы жирно смазаны маслом. Длинная и тонкая шея Алены Ивановны сравнивается с куриной ногой. Эта женщина олицетворяет общественное зло. Раскольников, убивая ее, стремится избавить человечество от горя и страдания. Но оказывается, что лишение жизни даже самого плохого человека не откроет дороги к лучшему будущему. Счастье нельзя построить на пролитой крови.

В заключение

Женские образы в романе "Преступление и наказание", безусловно, удались автору. Каждая героиня произведения индивидуальна, уникальна, обладает своими особенностями мышления и сознания. Проходят десятилетия, а правда женского характера, которую запечатлел Достоевский, продолжает существовать. Она будоражит умы все новых и новых поколений читателей, приглашает нас или согласиться с писателем, или вступить с ним в полемику. Женские образы в романе "Преступление и наказание" и по сей день никого не оставляют равнодушным.

Роман Ф.Достоевского многие считают не только художественным произведением. Эта книга помогает проникнуть в историю общества конкретной эпохи.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» связаны с главным героем, они не просто с ним общаются, они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь.

Соня Мармеладова

Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.

Старуха Алена Ивановна

Самая старая представительница женщин в романе – старуха-процентщица. Ей 60 лет. Она жертва, та, с помощью которой Раскольников пытается доказать свою теорию о человеке. Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь». Старуха маленькая и тщедушная, не понятно, как в таком теле создалось жестокое сердце. Алена Ивановна больна чахоткой. Здесь тоже возникает удивление. Как получила страшную патологию женщина? Она не выходит из дома, имея столько денег, может питаться только хорошими продуктами. Какие эпитеты подобрал автор для процентщицы: ведьма, стерва. Еще ярче характеризуют старуху прилагательные: глупая, ужасная, ничтожная, злая, гаденькая. Алена Ивановна жестока, ей не жаль приходящих за помощью людей. Главное - содрать с них три шкуры и нажиться на горе.

Лизавета

Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец. Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает. Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна - вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.

Сестра Раскольникова

Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.

Хозяйка Амалия Ивановна

Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.

Настасья

Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.

Жена Свидригайлова

Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook