Виды деятельности инстинктивная. Проявления инстинктивной деятельности

В организации целостного поведения животных огромную роль играют инстинкты. Определенное значение они имеют и в организации поведения человека, но, как правило, в их проявление вмешивается умственная деятельность. Человек может сознательно сдерживать или резко сглаживать проявления инстинктов.

Инстинкты - сложный комплекс взаимосвязанных рефлексов, включающий двигательные и поведенческие реакции, свойственные животному определенного вида, возникающих в ответ на раздражение внешней и внутренней среды и протекают на фоне высокой возбудимости нервных центров, ответственных за осуществление этих актов. Инстинкты - это целесообразная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами. Это комплексы простых безусловных рефлексов, включающих целостную реакцию всего организма. В осуществлении их принимают участие многие отделы ЦНС, в том числе ретикулярная формация, аміноспецифічні системы мозга, лимбическая система, кора полушарий большого мозга. Они характеризуются постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей. Как составляющие безусловных рефлексов инстинкты имеют цепной характер, то есть окончание одного рефлекса начинают другой.

Говоря об инстинктах, необходимо выделить две их составляющие - возникновения и проявление.

Есть три основных группы инстинктов:

1) витальные, обеспечивающие физическое выживание особи (питьевой, пищевой, оборонительный и т. п);

2) ролевые (зоосоціальні), охватывают половой, родительский, территориальный, иерархический рефлексы;

3) саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и др).

В проявлении последнего типа инстинктов можно обнаружить некоторые механизмы, которые стали основой для формирования таких врожденных форм поведения, как условные рефлексы, а затем и умственной деятельности.

Хотя инстинкты и считают видовыми, но в их проявлении можно выделить элементы индивидуальности поведенческих реакций, которые обусловлены:

1) врожденными особенностями нервной системы;

2) опытом, приобретенным в период предыдущей жизни.

Но самое четкое индивидуальность в функциях ЦНС отмечают при формировании инстинктов - комплексов рефлексов. Выраженность инстинкта обусловлена многими факторами внешней и внутренней среды (конкретной ситуацией, интенсивностью метаболизма, гормональными воздействиями и др.). К тому же индивидуальность инстинкта больше относится к выраженности инстинктивного поведения, чем к изменению ее самой.

Фазы проявления инстинктивной деятельности

Проявление цепочки рефлекторных актов, составляющих инстинкт, происходит в две фазы: 1-а - поисковая; 2-я - завершающая.

Модуляция выраженнее на уровне 1-й фазы. В этот период проявление инстинктивного поведения достаточно пластичен, зависящий от конкретных реальных условий.

Завершающая фаза инстинкта, наоборот, отличается жесткой стереотипністю, обусловленной анатомо-физиологическими особенностями нервной системы (жесткий цепь рефлекторных дуг). В отличие от 1-й фазы приобретенные компоненты здесь играют несущественную роль, а нередко их вообще нет.

Довольно наглядно вышесказанное можно проследить на примере пищевого рефлекса в хищника. При возникновении ощущения голода начинается активная поисковая фаза, проявление которой целиком и полностью зависит от конкретной окружающей ситуации, приобретенных в течение жизни навыков. Но когда жертву выявлено, преследование, нападение и пожирание ее четко регламентированы врожденным комплексом рефлексов. В этот момент у животного притупляется даже ориентировочный рефлекс, и она может легко попасть в засаду.

Четкая видовая однообразие инстинктов обеспечивает сохранение жизненно важных функций, направленных на выживание особи и вида, независимо от случайных условий среды, в которых животное может отінитися. По сути, инстинкты - это врожденно закреплен итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Естественно, что эти генетически закрепленные программы не могут и не должны легко меняться под воздействием непостоянных внешних воздействий.

Биологическое значение инстинктов не ограничивается лишь организацией врожденных форм поведения. Процессы, обеспечивающие проявление инстинктов, особенно их 1-й поисковой фазы, стали эволюционным основой формирования более сложных форм поведения. Поэтому можно утверждать, что инстинкты - это своеобразный переходный этап к более сложной формы условно - рефлекторной деятельности.

Мотивации

Выполнение рефлекторных актов, составляющих инстинкт, направлено на удовлетворение соответствующей потребности, которая возникает в результате нарушения внутреннего гомеостаза или сложного взаимодействия организма со средой (как, например, чувство голода в указанном выше примере). Эта внутренняя потребность - результат возбуждения ряда нервных центров под влиянием метаболитов крови или метаболизма самих нервных клеток, гормонов или каких-то внешних факторов.

Важнейшую роль в проявлении инстинктивного поведения играет соответствующая потребность, обусловленная так называемой мотивацией. Мотивация поведения - это такое состояние организма, когда возникает внутренняя потребность, побуждающая к действию, активного поведения при отсутствии видимых внешних раздражителей. Однако мотивация не всегда вызывает немедленную реакцию, поскольку инстинктивное поведение обычно "заблокирован" специальной системой "врожденных пусковых механизмов", обеспечивающих точное соответствие поведенческих актов биологически адекватным условиям среды. Как только организм оказывается в такой ситуации, пусковой механизм распознает ее и после этого наступает растормаживание, снятие блокировки с активацией нервных центров. Таким образом, цепь рефлексов, складывающихся в инстинктивный акт, может запускать только определенное комбинирование раздражителей. Причем этот акт оказывается без предварительного обучения конкретного животного, без индивидуального опыта. Инстинктивное поведение, направленное на удовлетворение потребности, обеспечивает ликвидацию указанного мотивационного возбуждения.

Основные центры, контролирующие возникновение побуждений, расположенные в гипоталамусе и лимбической системе (см. ниже). Эти центры участвуют в регуляции вегетативного статуса организма, а также в возникновении эмоций. Формирование очага возбуждения в этих центрах, как правило, обусловлено нарушением гомеостаза или гормональных перестроек. В этих отделах (особенно в гипоталамусе) практически нет ГЕБ, и содержимое крови легко достигает нейронов. В свою очередь, мембрана нейронов содержит широкий спектр рецепторов к гуморальных регуляторов, поступающих с кровью или образуются местно (здесь много нейронов вырабатывают различные гормоны, медиаторы).

Инстинкты

Все поведение животных является "инстинктивным" в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в "инстинктивном" в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.

В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности: для них характерна относительная стереотипность; различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей им структуры. Так, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе и воспитанные в вольере, никогда не видавшие, как их родители или вообще птицы того же вида строят гнезда, всегда строят гнезда в основном того же типа, что и их предки.

Под инстинктами обычно разумеют далее действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Так, только что вылупившийся из яйца утенок, будучи брошен в воду, начинает плавать, цыпленок клюет зерна. Это умение не требует упражнения, выучки, личного опыта. 39

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнении этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения (навык). Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством - в инстинкте - наследственного.

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. <…> Самка листоверта, изготовляя из листа березы воронку, в которую она потом откладывает свои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можно было свернуть его, - в полном соответствии с тем решением этой задачи, которое дано было знаменитым математиком и физиком X.Гюйгенсом, определившим способ построения так называемой эволюты по данной эвольвенте. Пчела строит свои соты так, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач на максимум и минимум: на наименьшем пространстве с минимумом материала она строит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. <…> Все это "инстинкты" - действия совершаются без знания и учета их значения и последствий, - но их "целесообразность" для организма бесспорна.

Эта целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизической телеологии различных толков и видов, - начиная с наивных телеологических размышлений старых авторов о целесообразности инстинктивной деятельности организмов как доказательстве мудрости их творца и кончая утонченной виталистически-спиритуалистической концепцией А.Бергсона, который противопоставляет интеллекту, обращенному вовне, к материи, инстинкт как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надежностью своих достижений: интеллект всегда ищет, исследует - и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.

Эта же пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в сравнительной психологии антропоморфические тенденции - приписывать животным на ранних ступенях развития человекоподобные интеллектуальные способности, объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д.Романес, В.Вундт).

Нетрудно, однако, убедиться в том, что эта пресловутая целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его нецелесообразностью.

Действительно, наряду с данными, говорящими о высокой целесообразности инстинкта, есть не меньше фактов, свидетельствующих о его исключительной слепоте. Так, пчела столь же старательно будет закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы все было в порядке, несмотря на полную бесцельность этой операции. Гагарка, яйцо которой во время полета за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится с математической точностью на прежнее место, усердно греет грудью и "высиживает" площадку на скале, нимало не заботясь об яйце, находящемся в поле ее зрения (из наблюдений Г.С.Рогинского). Подобных фактов множество. Таким образом, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется.

Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида. Она должна быть предметом не метафизического размышления, а научного объяснения. Это научное объяснение включает и выяснение механизмов инстинктивного действия.

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

На основании этого сделана была попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е. как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть предшествующего служит раздражителем для следующего.

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования Г.Э.Когхилла и Дж. Хэррика эмбриона одного вида саламандры дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее малодифференцированные целостные реакции организма, из которых затем выделяются отдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более или менее аморфной целостной реакции. Генетически инстинкт, таким образом, скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.

Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определенную "мотивацию", которой определяется или регулируется действие этих механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником мотивации его является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме (в частности, эндокринной системой, обусловливающей деятельность половых желез при половом созревании). Это органическое состояние делает особо значимыми для животного определенные раздражители и направляет его действия. С изменением этого состояния изменяется отношение животного к объектам окружения; одни раздражители утрачивают свою значимость, другие, прежде безразличные, ее приобретают (самка перестает привлекать и начинает привлекать пища и т. д.). Зависимость от органического состояния, той или иной значимости раздражителей, направленности деятельности и объединения различных реакций в целое отличает инстинктивное действие как форму поведения от простой суммы рефлексов. Ограниченность "мотивации" поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения. <…>

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие - это сложное действие, исходящее из органической мотивации - из биологических потребностей - и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

В естественных условиях на животное действует не изолированный и искусственно выделенный внешний раздражитель, а совокупность их, составляющая единую ситуацию. Эта последняя находится во взаимосвязи с внутренним состоянием организма. Под регулирующим воздействием этого состояния, создающего известную готовность действовать в определенном направлении, и разворачивается деятельность. В процессе этой деятельности конкретная ситуация во взаимосвязи внешних и внутренних условий непрерывно меняется. Даже простое перемещение животного с одного места на другое уже изменяет для него ситуацию; вместе с тем в результате деятельности животного может измениться и его внутреннее состояние (насыщение после еды и т. п.). Таким образом, в результате действий животного изменяются условия, в которых они протекают, а изменение условий, в которых они протекают, не может не вызвать изменения и самих действий. Поведение животного не фиксировано от начала до конца. Вступление в действие тех или иных рефлексов, тех или иных сенсомоторных реакций обусловлено изменяющимися условиями, в которых протекает деятельность животного, и самой этой деятельностью. Как всякое действие живого организма, оно в процессе своего осуществления изменяет условия своего протекания и потому само изменяется. Осуществляясь посредством относительно фиксированных механизмов, инстинктивное поведение, однако, все же никак не является механическим актом. Именно в силу этого инстинктивные действия могут быть в известной мере приспособленными к ситуации и изменяться в соответствии с изменением ситуации, внешне этим сближаясь с разумными действиями.

Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыка и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом связан с ними. В поведении каждого животного, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированный навык и т. д. Так, клевание у цыпленка - инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и маленькие камешки, бисер и т. п. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. Таким образом, биологически важный акт питания осуществляется посредством реакций, в которых инстинкт и навык сплетены. Здесь навык функционирует как бы внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта.

Инстинкты имеются у живых существ на разных уровнях развития. Инстинктивные действия наблюдаются в весьма специфической форме у высших беспозвоночных, у членистоногих: в частности известно, какую большую роль инстинктивные формы поведения играют у пчел и муравьев. Яркие примеры инстинктивного поведения у позвоночных наблюдаются у птиц. Об инстинктах говорят и применительно к человеку. Инстинкты на столь различных ступенях или уровнях развития - это, очевидно, разные инстинкты. Различие в характере и уровне инстинктивного поведения связано: 1) с особенностями рецепции, с тем, как дифференцируются раздражители инстинктивных действий, - насколько дифференцированно и генерализованно воспринимаются объекты, на которые направлено инстинктивное действие, и 2) со степенью шаблонности и стереотипности инстинктивного действия. Характер рецепции и характер действия теснейшим образом взаимосвязаны.

Слепота и неразумность многих инстинктивных действий и их нецелесообразность при нестереотипных условиях объясняются прежде всего тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала, вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.

Слепыми, "неразумными" являются инстинктивные действия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств без восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в виде реакций на отдельный. сенсорный раздражитель.

Это имеет место, например, в тех случаях, когда бабочка делает попытку к совокуплению с любым предметом, от которого исходит запах самки. Совсем иное получается, когда инстинктивное действие детерминируется отчетливым, достаточно дифференцированным и генерализованным восприятием предметов и некоторых общих, в частности пространственных, свойств ситуации. В этих случаях инстинктивные действия поражают своей разумностью, т. е. адекватностью ситуации. Такие формы инстинкта встречаются у животного с развитыми внешними рецепторами, в частности у птиц, отличающихся хорошо развитым зрением. В качестве особенно яркого примера можно привести наблюдения над вороной (в опыте М.Герц). Орехи в этом опыте были покрыты на глазах у вороны небольшими горшочками. Ворона клювом сбила горшочек и достала орех, но, схватив орех, она сделала попытку захватить и горшочек, - в результате орех выпал из клюва. Тогда ворона взяла орех, засунула его в горшочек и, схватив клювом горшочек, унесла его вместе с орехом.

Как ни сложно и ни разумно в данном случае было поведение вороны, нет нужды предполагать, что здесь имело место решение задачи посредством интеллектуальной операции. Ворона принадлежит к числу животных, которые готовят себе пищу про запас, пряча ее в полые поверхности. В силу этих биологических условий у вороны должно быть хорошо развито восприятие полых поверхностей, так как с этим связан акт прятания пищи. Поэтому поведение вороны можно и в данном случае трактовать как инстинктивный акт. Однако это не исключает того, что этот акт оказывается как бы на грани действия разумного. В основе разумных инстинктивных действий, приспособленных к разным ситуациям, лежит в большинстве случаев более или менее генерализованное восприятие пространственных свойств, общих многим ситуациям. <…>

На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин - влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии - переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания.

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Эмоции и инстинкты Наверное, нет ни одного человека, который не смог бы так или иначе сформулировать, что такое инстинкты. Большая часть формулировок будет гласить, что все мы обладаем некими природой в нас заложенными умениями, которые проявляются в различных ситуациях

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Инстинкты и псевдоинстинкты Эмоции и ощущения, ведущие к формированию инстинктивного поведения, возникли у животных и у человека в результате естественного отбора. То есть «сохранились и передались» те эмоции и ощущения, которые вели к появлению максимального

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Инстинкты Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению. Это подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье. Основным инстинктом считается инстинкт самосохранения. Инстинкт размножения

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Инстинкты. Вопрос о том, является ли уничтожительное стремление первичным или же оно вторично по отношению к созидательному, занимает в психиатрической практике примерно такое же положение, как и родственная проблема "наследственность versus 78среда". Для проверки

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

8. Инстинкты Теперь примем новый подход к изучению поведения собак. До сих пор мы говорили о нервной системе и о ее реакции на внешние воздействия и стимулы - поступающие к собаке извне. Работа Павлова с условными рефлексами была связана именно с таким влиянием стимулов

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора

Из книги Инстинкты человека автора Протопопов Анатолий

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Врожденные инстинкты Еще один источник появления идеализаций лежит в нашем первобытном прошлом. Невзирая на неимоверно сложное устройство объекта под названием «человек», нужно отметить что он произошел от каких-то животных. И это происхождение проявляется в его

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Глава 9. Инстинкт

Низшей частью нашего ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это - первое начало ума, оно является первым на пути эволюции. В низших фазах его едва заметное сознание и кажется, что оно состоит из простых ощущений, но на своих более высоких ступенях оно уже достигает разума или интеллекта. Инстинктивный ум совершает ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь в наших телах и несет на себе обязанность поддерживать внешнюю сторону нашего существования. Он заведует постоянной работой починки, переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением и прочим.

Все человеческое тело являет собою огромную гамму, в которой каждая клетка является носителем широкого круга. Мозг является в человеческом организме парадной дверью, эта дверь открывается в Космос, а вот другие двери - внутренние, через них непрерывным потоком проходят память, ощущения, ясность, яркость и интенсивность которых зависят от состояния здоровья тела, от работоспособности этих дверей.

У каждой клетки свое собственное сознание и своя свободная воля, действующая в рамках определенных законов.

На первой стадии психической жизни природа создает инстинктивный ум. Инстинктивная деятельность человека и животных до сих пор остается до конца не выясненной. Причины этой невыясненности лежат в темноте самой инстинктивной деятельности. С инстинктами мы встречаемся на самых низших ступенях жизни, и что интересно, чисто инстинктивное поведение совершеннее у существ низшего развития. У человека, например, инстинкт не проявляется уже в своем чистом виде, а всегда выступает как элемент более сложного целого и действует как скрытая пружина всех видимых действий. Но обычно инстинктами называют все то, что мы не понимаем, - так проще исследователям. Нередко под инстинктом понимают рефлекс, только более сложный.

Инстинктивная деятельность коренится в смутных позывах тела к органическому удовлетворению и является как бы результатом самых интимных запросов организма к миру. Инстинкт есть реакция поведения всего организма, а рефлекс есть реакция отправления отдельных органов.

Психическая основа инстинктов - наше сознание, именно оно делает наши реакции сознательными, разумными, автоматическими, чтобы не затрачивать излишней энергии.

В низших формах сознательность едва заметна, путем постепенного развития сознательность поднимается вверх и в высших животных уже достигает высокой степени. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно кристаллов. В растительном царстве она уже более заметна. У людей инстинкты ослабевают по мере развития разумного пятого начала. В современном человеке пятое начало, или интеллект, обладает сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени либо подчиняется ей, либо подчиняет ее себе. Как физическое существо человек не смог бы существовать без инстинктов. Инстинкты могут стать ему полезными слугами, а могут при превалировании (господстве над разумом) завладеть человеком. Многие люди только ненамного выше животных, и ум их работает исключительно на инстинктивной основе.

Природа заключает нашу личность в рамки материальных инстинктов, награждая ими наше эфирное тело. Эти инстинкты - суть инстинкт самосохранения своей особы, инстинкт борьбы за существование, в который входят питание, продолжение рода и стадность. Инстинкт самосохранения вызывает в основном трусость, но при духовной работе превращается в геройство самозащиты во имя идеала. Инстинкт борьбы за существование - в самоутверждении себя как духовного работника, отдающего среде вместо получаемой материи духовные ценности. Из полового инстинкта сохранения рода создается одухотворенная любовь, побуждающая к творческим порождениям культурных ценностей. Инстинкт стадности преображается в социальное сотрудничество взаимообмена.

Инстинкт пола - это примитивнейшее и первоначальное преодоление эгоизма. Инстинкт пола заставляет отказаться от обособленного состояния, заставляет перенести свое сознание в другое, к которому его влечет. Половой инстинкт переносит сознание из грубого физического тела в более тонкий физический план. Половой инстинкт - самый одухотворенный из всех материальных инстинктов, и одухотворенность его подтверждается всей природой в растительном и животном царстве. Цветы растений и крылья брачного полета у насекомых - это натуральные символы его одухотворенности.

В человеке инстинкт пробуждает напряженную деятельность, в результате ускоряется эволюция. Половой инстинкт дает возможность вмещения духа в материю.

Вся жизнь нашего тела во многом еще зависит от работы инстинктивного ума. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., - все это делается инстинктивно. Вся целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела находится под управлением инстинктов. Инстинктивный ум работает и в растениях, и в животных. Но с развитием интеллекта у человека последний все больше начинает вмешиваться в работу инстинктов и посылает противоречивые внушения, порой даже совсем неполезные телу.

Инстинктивный ум учит животных вести борьбу за существование, строить гнезда и норы перед наступлением холодов или для выведения потомства, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке. И мы большую часть своей деятельности осуществляем автоматически, т. е. инстинктивно. Откуда берется такой психический автоматизм? Мы овладеваем какой-то деятельностью с помощью интеллекта, а потом передаем ее на память инстинктивному уму. Если человек, например, впервые делает работу, то можно сравнить ту ступень напряжения, затрату внимания с той легкостью, когда он после многократных упражнений производит ту же самую работу. Такая автоматизация наших движений и реакций является необходимым психологическим условием для возникновения более высоких типов нервной деятельности. Ведь только автоматизированные акты представляют собой совершеннейший тип реакции. Автоматизация позволяет разгрузить нервную систему от чрезмерного напряжения. Если бы ходьба не являла собой автоматическое движение, то она потребовала бы каждый раз от нас страшнейшего напряжения всех сил. Интеллект мог бы быстро утомиться, контролируя монотонную работу, обдумывая каждый ее этап, - инстинктивный ум позволяет делать это автоматически. Инстинктивный ум можно назвать умом привычек. В нем много полученного наследственным путем, много такого, что развилось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта. Это вместилище потребностей, страстей, инстинктов, желаний, ощущений, чувств, эмоций.

Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас, например, это чувство частной собственности. Учение Жизни учит нас контролировать и обуздывать эти низшие желания, подчинять их высшим духовным велениям. Поэтому надо спокойно учиться узнавать остатки животной жизни в себе и бороться с ними, заменяя на высшие потребности. Низшие инстинкты в свое время были даны нам эволюционным развитием, но теперь мы переросли их, и нам необходимо оставить их позади. Это ступени восхождения, шагая по которым, достигнем высшего положения.

Но это небольшая часть работы нашего инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных от наших родителей, - все находится в заведовании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы нередко напоминают о себе под влиянием различных внешних обстоятельств. В инстинктивном уме сохраняются все наши желания, страсти, ненависть, зависть, ревность - словом, все, что мы унаследовали от прошлого.

Инстинктивный ум является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, мысли, чувства, ощущения, эмоции. У животных и первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развитого человека инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам ума, появляются стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Инстинкт есть могущественнейший стимул к действию. В воспитательной работе надо не подавлять инстинкты, ведь в природе нет ничего лишнего, а умело и рационально использовать инстинкты. Инстинкт - это природная сила, он выражает природные потребности человека (организма), он родился из приспособления к среде. Так как он возник в древнейшие времена, то некоторые инстинкты в их крайних проявлениях (например, инстинкт самосохранения может превратиться в беспринципную трусость) могут показаться излишними, грубыми. Потому инстинкт должен приспосабливаться к среде.

Высшим по отношению к инстинктивному уму является интеллект - та часть ума, которая анализирует, рассуждает и пр. Это начало принадлежит только человеку. Но резкого перехода от инстинктивного ума к интеллекту не существует. Интеллект развивается, как и все, постепенно, совершенствуясь, он озаряет инстинктивное начало и сообщает инстинктивной деятельности начало действительной разумности. И пока ясно не проявится интеллект, человек может проявлять страсти, но не разум, эмоции, но не интеллект, желания, но не разумную волю.

У некоторых животных уже пробуждена низшая ступень рассудочности, а у некоторых людей интеллектуальное начало проявляется совсем слабо, так что человек представляет собой больше животных черт, чем многие из домашних животных. Первым признаком начала развития интеллекта является пробуждение сознания или самосознания.

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • основные закономерности и принципы развития инстинктивного поведения;
  • основные методы изучения инстинктивного поведения;
  • роль инстинктивного поведения в эволюции;

уметь

Определить долю инстинктивных компонентов в формировании той или иной формы поведения;

владеть

Методами анализа особенностей инстинктивного поведения животных.

История изучения инстинктов

Понятие "инстинкт" появилось в трудах античных философов еще в III в. до н.э. Этому понятию давалось следующее определение: инстинкт – это бессознательное внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством. Позже понятие инстинкта стало предметом ожесточенного спора между материалистами и идеалистами. Философы-идеалисты продолжали придерживаться воззрений древних мыслителей, в то время как многие философы-материалисты XVIII в., взяв за основу материалистическую сторону учения Декарта о рефлекторном принципе действия нервной системы, объясняли инстинктивные влечения как результат определенных изменений, происходящих в той или другой системе организма. Описание и научную характеристику инстинктивных актов поведения у животных в том же XVIII в. давали в своих работах Ж. Бюффон, Р. Реомюр, Ж. Леруа, А. Галлер, Г. Реймарус.

Вполне материалистическое объяснение зависимости происхождения инстинкта от условий жизни животного в начале XIX в. было дано Ж. Б. Ламарком. В первой половине XIX в. Ф. Кювье произвел ряд экспериментов по изучению формирования сложных инстинктов у животных. Его известные опыты, посвященные "строительному" инстинкту бобров, не потеряли значения и до настоящего времени. Большой интерес для учения о поведении и инстинктивной деятельности животных имели взгляды К. Рулье. В самом начале 1840-х гг. он выступил против широко распространенной в то время среди психологов точки зрения, что инстинкт и психическая деятельность животных непознаваемы и нс подлежат научному анализу. Рулье полагал, что основным подходом к объяснению причин инстинктивного поведения должно быть решение вопроса о причинах, определяющих историческое развитие данной формы деятельности животных. Эту причину он, так же как и Ламарк, видел в том образе жизни, в тех условиях существования, в которых па протяжении своей истории пребывал тот или другой вид.

Важнейшим этапом в исследовании инстинктов явилось учение Ч. Дарвина. Он дал достаточно четкое определение инстинкта: "Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом" .

Так же как и для морфологических признаков, главную причину формирования инстинкта Дарвин видел в естественном (или искусственном) отборе наследственной изменчивости врожденных актов поведения. Таким образом, его учение предложило принципиально новое решение вопроса о происхождении инстинктов. Дарвин указывал, что инстинкт животных отныне "не нарочно дарованные или созданные инстинкты, а только следствие одного общего закона, обусловливающего развитие всех органических существ, именно размножения, изменения, переживания наиболее сильных и гибели слабых" .

Дальнейшее изучение инстинкта пошло в двух основных направлениях:

  • 1) детальное изучение многообразия и адаптивного значения инстинкта у различных животных. Представителем этого направления работ за рубежом был Ллойд Морган, у нас – В. Вагнер. Вагнер собрал и обобщил большое количество наблюдений за инстинктивным поведением животных и изучил изменчивость и адаптивное значение ряда инстинктов. Позже разработку этого направления весьма плодотворно продолжили этологи;
  • 2) изучение физиологических основ инстинкта. Основоположником этого направления в России был И. П. Павлов. С первых шагов объективного изучения высшей нервной деятельности он разделил все рефлексы, лежащие в основе поведения животных, на две группы: условные и безусловные. Сложные безусловные рефлексы он фактически отождествлял с инстинктами. И. П. Павлов выделял следующие основные рефлекторные (инстинктивные) реакции организма: пищевые, оборонительные, половые, ориентировочные, родительские. Эти группы инстинктивных реакций являются общими для всех видов животных. Однако отдельные виды имеют специфические, характерные лишь для них инстинкты, например, строительные инстинкты бобров, миграционные – птиц, "полоскательные" – енота-полоскуна и т.д.

Весьма обстоятельная попытка дать точное определение инстинкта была сделана немецким зоологом Г. Э. Циглером (1914). Этот ученый считал, что инстинктивное поведение характеризуется следующими пунктами:

  • 1) наследственно обусловлено и является характерным свойством определенного вида или расы;
  • 2) не требует предварительного научения;
  • 3) выполняется по существу одинаково у всех нормальных индивидуумов вида или расы;
  • 4) соответствует анатомическому строению животного, т.е. находится в связи с нормальным функционированием его органов;
  • 5) приспособлено к естественным условиям жизни вида и находится в связи с регулярными естественными изменениями условий жизни, например, с временами года.

Таким образом, определение инстинкта, предложенное Циглером, ничем по существу не отличается от павловского определения безусловного рефлекса и достаточно четко формулирует его не только с физиологической, но и с биологической стороны.

Сложность самого понятия инстинкта как наследственно детерминированного акта поведения, пределы изменчивости этого акта, значение, трактовка его в природе и т.д. – все это заставило многих натуралистов неоднократно возвращаться к пересмотру и уточнению самого термина. Очевидно, что последовательность двигательных актов, их зависимость от влияния среды, физиологического состояния, приспособленность к условиям жизни данного вида являются неизменными спутниками инстинктов. В процессе развития организма инстинкты формируются и исчезают, заменяясь один другим.

Характерной чертой большинства инстинктов является приуроченность их к определенным возрастным или сезонным периодам. При этом проявление многих инстинктов коренным образом изменяет весь стереотип жизни животного. Миграционные, пищедобывательные инстинкты, а также инстинкты размножения занимают определенные длительные периоды в жизни животных. В основе этого стационарного инстинктивного поведения, несомненно, лежит появление в центральной нервной системе стойких очагов повышенной возбудимости – доминанты. Впервые на возникновение доминантных отношений обратил внимание и описал их как один из наиболее общих принципов работы нервных центров известный русский физиолог А. А. Ухтомский (1945). Доминантой называют временное существование в центральной нервной системе очагов повышенной возбудимости, которые могут усиливаться под влиянием различных раздражителей, влияющих на организм извне или возникающих в нем самом, в то время как многие другие центры оказываются заторможенными.

Ухтомский подчеркивал, что накапливающаяся длительная стационарная активность центров нервной системы, обусловившая снижение порогов возбудимости одних реакций и торможение других, является механизмом, обеспечивающим стабильность поведения животных соответственно основным биологическим фазам его жизни. При этом огромную роль играют гуморальные факторы, которые являются причиной стационарных изменений возбудимости ЦНС, они и оказываются непосредственной причиной различной реактивности нервных центров, ответственных за развитие определенного инстинкта. Половые инстинкты со всей совокупностью характерных для каждого вида реакций реализуются на фоне повышенной активности половых желез. Родительские инстинкты млекопитающих и птиц обусловливаются определенными гормональными сдвигами, при которых существенную роль играет усиленная секреция гормона пролактина передней долей гипофиза.

В головном мозге существуют определенные центры, в которых происходит замыкание дуг безусловных рефлексов, являющихся врожденными компонентами инстинктивных реакций, функциональное состояние которых имеет существенное значение для осуществления того или иного инстинкта. Особенно большое значение в этом отношении имеет гипоталамическая область. Повреждение этого отдела промежуточного мозга приводит к серьезным нарушениям ряда инстинктивных актов, и напротив, раздражение гипоталамуса слабым электрическим током посредством вживления электродов приводит к проявлению определенных инстинктов. Стационарные изменения возбудимости (доминанта) нервных центров безусловно-рефлекторных компонентов инстинкта определяют направление биологической адаптации организма в различные периоды его жизни. Положения Н. А. Ухтомского близки к представлениям Н. Тинбергена об иерархической роли инстинкта.

Закономерности механизмов рефлекторной деятельности изучались в экспериментах И. П. Павлова. Пищевой, половой, оборонительный, материнский и некоторые другие рефлексы являются, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение. Это четкое выделение группы врожденных рефлексов совершенно необходимо и оправдано при изучении рефлекторной деятельности. Однако когда мы переходим от изучения закономерностей рефлекторной деятельности нервной системы к изучению закономерностей поведения, то проводить четкое разделение актов поведения на условные и безусловные оказывается невозможным.

Таким образом, инстинкты могут быть определены как сложные безусловные рефлексы, "обрастающие" условно-рефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания. Стационарные изменения возбудимости нервных центров безусловно-рефлекторных компонентов инстинкта (возникновение доминанты) определяют направление биологической адаптации организма в различные периоды его жизни. Основным критерием, отличающим инстинктивное поведение от не-инстинктивного, является, таким образом, бо́льшая доля безусловно-рефлекторных компонентов по сравнению с условно-рефлекторными в формировании данного типа поведения.

Современное представление о физиологической природе инстинктов объясняет ряд сторон инстинктивной деятельности животных. Прежде всего, становится понятной поражающая на первый взгляд "целесообразность" инстинктивных актов поведения, так как она определяется не только результатом естественного отбора врожденных компонентов инстинкта в предшествующих поколениях, но и результатом индивидуального опыта каждой особи, приспосабливающей свой врожденный шаблон поведения к конкретным условиям жизни.

Колоссальный вклад в изучение инстинктивного поведения внесли этологи, поскольку эта наука с самого начала была ориентирована на изучение преимущественно инстинктивного поведения животных в естественной среде. Их несомненным достижением является то, что от общих рассуждений они перешли к последовательному и объективному изучению реакций животного с качественной и количественной их регистрацией. Одновременно с этим тщательному анализу подвергается и среда обитания, оказывающая активирующее или, наоборот, тормозящее влияние на соответствующие двигательные акты.

Ведущая роль в создании современного учения об инстинктах в этологии принадлежит классикам этой науки К. Лоренцу и Н. Тинбергену.

  • Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., Л., 1937.
  • Там же.

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки. Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением. Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами..


Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию. Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются. Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?


Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Также инстинкты являются основой для развития страхов. Если человек не совершает действия, поскольку это ему чем-то грозит, тогда он развивает в себе страхи.

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить. Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке. Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.


Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека. Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал. Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом. Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).


В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми. Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды. Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.


Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook