Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир. Кутузов и наполеон сравнительная характеристика главной Сравнительная характеристика наполеона и куприна

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Сравнительная таблица находится в конце статьи.

Какими же эти главнокомандующие: Кутузов и Наполеон предстают в изображении Толстого?

Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». В своем произведении писатель прославил главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой неоднократно подчеркивает, что Кутузов является настоящим народным героем. Кутузов предстает перед нами в романе как простой русский человек и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Для Толстого главное в Кутузове — его кровная связь с народом — «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Автор представляет Кутузова как мудрого полководца, который глубоко и правильно понимает и предполагает ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается позже. Например, он правильно оценил значение Бородинского сражения, отметив, что это победа. В изображении Толстого Кутузов — это живое лицо. Автор показывает его походку, жесты, мимику, его знаменитое око, которое является или ласковым или насмешливым.

Противоположной Кутузову фигурой является Наполеон. Толстой решительно выступает против «культа» Наполеона. Для писателя Наполеон — это агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, убивал русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, даже отдал приказ уничтожить Кремль. Наполеон — самовлюбленный, властный полководец, который стремится к мировому господству. В первых частях романа Толстой иронически говорит о раболепии перед Наполеоном, которое возникло и распространилось в высших светских кругах России. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к этому государственному деятелю. Так, он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти нет ничего. Однако Наполеон «верил в себя и весь мир верил в него».

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему. Писатель рисует этого знаменитого полководца как «маленького человека» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с «круглым животом». Наполеон предстает перед нами как влюбленный в себя человек, который далек от мыслей о народе. Не случайно слово «я» является любимым словом Наполеона. В этом можно увидеть противопоставление Кутузова Наполеону. По мнению автора, настоящим героем является народный полководец, тот кто действительно болеет за свободу своей Отчизны.

Таким образом, читатель делает вывод о том, что два полководца диаметрально противоположны. Наполеон — воплощение самоуверенности и честолюбия. Единственное положительное в этом образе — это его актерские способности. Толстой помогает читателю сделать вывод о том, что Наполеон прославился в Европе только благодаря этим способностям. Резкое противопоставление Кутузова и Наполеона подается автором романа с точки зрения отношения каждого из них к народу, а также к собственной личности. Толстой считает, что в Кутузове воплощены лучшие черты общественного деятеля того времени — патриотизм, простота, скромность, чувствительность, решимость и искренность в достижении цели, подчинение собственных интересов и целей воли народа. Вместе с тем, Наполеон, по мнению Льва Толстого, является человеком эгоистичным, который пренебрегает интересами народа.

Все мысли, чувства и поступки Кутузова направлены на достижение цели, которая отвечает интересам народа, — сохранить свою самостоятельность, избавиться от злого и коварного врага. Вся его деятельность носит народный характер, определяется его любовью к Родине, народу, верой в его силу. Назначен главнокомандующим против воли царя, но по желанию людей, Кутузов видит патриотизм армии и населения как решающую предпосылку победы.
Совсем другой, антинародный характер имеет деятельность Наполеона. Она направлена против интересов европейских народов, которые он ограбил и убил.

Он представил себя сверхчеловеком, которому не подходит заботиться о духовном состоянии людей, которые его окружают.

В поведении российского полководца Толстой отмечает скромность, доступность для народа. Более того, для Кутузова важно мнение о себе именно простых людей. Совсем другим предстает перед нами Наполеон. Он не может отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет настоящей величества.

И, наконец, главное отличие между этими двумя полководцами состоит в том, что Кутузов в битвах всегда старался действовать в полном единении со всем русским народом. Лев Толстой видит в этом главную причину победы России в тяжелой войне 1812 г. В противовес Кутузову Наполеон не только не понимал, но и не пытался понять настроения своего народа.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что выдающийся деятель становится настоящим победителем только при условии единства с народом. Единство лидера и народа является залогом победы. Отсутствие такого единства приводит к поражению.

время было необходимо Кутузову для того, что бы вывести обременённую обозами армию из- под удара в

трое превосходивших сил французов. Багратион справился с поставленной задачей.)

- Как ведёт себя Кутузов во время Бородинского сражения? (Кутузов на Бородинском поле не производит ни

каких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Один всё

понимает и знает, что по окончании сражения, зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер,

необходимо время.)

Кадр из фильма «Разговор Кутузова с Вольцогеном».

Учитель:значит Кутузов пассивен? (Это только кажется, что Кутузов во время Бородинского сражения –

пассивная личность. Да, Кутузов дремлет на военных советах, а в ходе Бородинской битвы одобряет или

порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова –форма

проявления его мудрой человеческой активности.)

- Почему Кутузов утверждает, при том один уверенно, что русские в Бородинском сражении одержали

победу над французами? (Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно». «Победа

нравственная…» на «наполеоновскую Францию… под Бородином была наложена рука сильнейшего духом

противника…».)

(Кутузов руководствуется безошибочным охотничьим чутьём. Это чутьё подсказывает ему, что французское

войско при Бородине получила страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно раненный зверь, пробежав

ещё в перёд и отлежавшись в укрытии, по инстинкту самосохранения уходит умирать домой, в свою

берлогу.)

Учитель:жалея своих солдат, свою обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает

уступить Москву. Он один решает. Но возникает вопрос: а как же тогда точка зрения Толстого на роль

личности в истории? Как же Кутузов, своей единоличной властью принимает такое огромной важности

окружали люди, далёкие от народа. Среди них он был одинок, но только среди них.Маленькая крестьянская

девочка Малаша, сидя на печке и не понимая ничего из разговоров генералов, своим народным чутьём

военного совета, как бы представляет народную душу –путеводную звезду Кутузова в его деятельности.

Кадр из фильма «Военный совет в Филях».

Учитель:В чём проявился полководческий гений Кутузова и его патриотический подвиг на военном совете

в Филях? (Кутузов понимает, что отдать Москвунеобходимо для сохранения армии и спасения России, что в

Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародёров, потеряют дисциплину:

«Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов –терпения и

времени».)

Учитель:оставив Москву, Кутузов выигрывает войну. После оставления Москвы, старик Кутузов ночи

напролёт проводит без сна, ожидая гибели французов, не позволяя себе верить собственным надеждам и

снова и снова приходя к мысли, что Россия победит. Это человек спокойный, но не равнодушный, слабый

телом, но не духом. И понимания реальной сложности жизни предостерегает его от ошибок и он не

принимает поспешных действий и скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего торжества.

Кадр из фильма «Сообщение об уходе Наполеона из Москвы».

Учитель:в чём величие и гениальность Кутузова как полководца, по мнению Толстого, во время

Отечественной войны 1812 года? (Кутузов не претендовал на роль всесильного и всёзнающего полководца, а

стремился к главному (с точки зрения Толстого) –руководить «духом армии», от которого зависил исход

главнокомандующего, так же, как в душе каждого русского солдата».)

(Кутузов понимал, что только совместные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских

войск. Потому поддерживал партизанское движение. Он верно взвешивает на каждом этапе борьбы

— гениальное произведение, где писатель описал в деталях военные события таких годов как 1805, 1809 и 1812. При этом автор ставил перед собой цель изобразить не войну, а народ в военное время. стремился раскрыть характеры людей, в том числе таких значимых исторических фигур, как Наполеон и Кутузов. В романе через призму всех событий раскрывались образы этих военачальников, их стратегии, поведение, отношение к своим подопечным. Так какими же видит читатель Наполеона и Кутузова? Ответить на вопрос поможет их сравнительная характеристика.

Когда читаешь роман, то Кутузова видишь не сразу. О нем молчат первые главы романа, в отличие от Наполеона, которого обсуждают на вечере уже с первых строк. Кутузова высшее общество тоже обсуждает. О нем отзываются насмешливо, порой даже забывают, но вместе с тем, на него надеется вся страна и весь народ.

Кутузов в сравнении с Наполеоном больше похож на уставшего старика, который может уснуть на военных советах. Но это не помешало называть солдатам Кутузова отцом. Да, никакие стратегии он не навязывает другим, он просто действует. Он не восхваляется своими званиями, не кричит об этом, и не идет на поле после сражения, как это делал Бонапарт. Он брал оружие и воевал рядом с другими солдатами, ведь в борьбе за свободу все были едины. Не было здесь простых мужиков, рядовых, не было генералов. Поле боя сравняло всех.

Кутузов не бесчувственный человек, поэтому он часто протирал глаза от слез, так как переживал за своих людей. Для него солдат не мясо, а личность. Он болезненно воспринимает информацию о смертях и поражениях. К каждому бою относится ответственно, просчитывает и попусту не рискует жизнью солдат. Его же вера была очень сильной, и эту веру он сумел передать каждому человеку. Это и стало решающим в битве с французами.

С — французского императора мы знакомимся с парвых строк романа Война и мир. Люди из высшего общества обсуждали личность Наполеона на вечерах. Несмотря на то, что многие восхищались императором, окунувшись в летопись романа, мы узнаем насколько это был жестокий и циничный человек. Для него человеческая жизнь была ничто, важен был лишь холодный расчет и хитрость, с помощью которой он хотел завоевать весь мир. Армия для него лишь орудие, которое должно быть всегда готово выполнить любой приказ. Был Наполеон и самоуверенной личностью, которой не удалось разглядеть великую мощь русского народа, что объединил свои силы и разгромил такую непобедимую французскую армию. Бородинская битва стала для Наполеона постыдной, как и постыдно было его поражение, что не дало осуществиться его великим планам.

Великий роман-эпопея «Война и мир» — это не только выдающееся произведение о поиске смысла жизни, о любви и истине, но и масштабное изображение реальных исторических событий, оставивших в жизни России и Европы огромный след. Однако любую историю делают люди, а потому очень важны те личности, которым Л.Н. Толстой, вторя реальной действительности, даёт это право творчества. Таковыми являются М.И. Кутузов и Наполеон I Бонапарт.

Корсиканец Наполеоне, выбившийся из чина младшего лейтенанта во французские императоры, покорил почти всю Европу и стал фигурой поистине выдающейся. Его военная и государственная опытность, даже гениальность, служили поводом для создания легендарного ореола. Но что же мы узнаём, знакомясь с Наполеоном в романе «Война и мир»? Нам представляют маленького человека с круглым животом, толстыми плечами, пухлой шеей, жирными ляжками коротких ног, моложавым полным лицом и «обросшей жирной грудью». Всего за 7 лет, с 1805 по 1812 год, Наполеон потерял свой стройный вид, свою поворотливость и смелость. Там роскошь и празднество, которые он культивировал при своём дворе, «подарили» ему «выхоленное тело» самовлюблённого эгоистичного вельможи. Наполеона уже нельзя было назвать бравым солдатом, способным на военные подвиги. Более того, Л.Н. Толстой рисует нам образ полководца, который мало заботится о своей армии или вообще о ком бы то ни было, кроме самого себя. Для него смерть тысяч других людей, их преданность ему, жестокость войны и её кровавость – дело привычное. Он считает себя главным игроком в мире, которому предназначено все шахматные партии выигрывать с блеском, не взирая на других. И Наполеон блестяще играет, показывая себя несчастным, хотя и самоуверенным, позёром без намёка на искренность или добродетель.

Совсем другим читатель видит российского главнокомандующего М.И. Кутузова. Полководец уже был стариком к моменту начала войны, и потому неудивительно, что Л.Н. Толстой описывает нам старческую внешность Михаила Илларионовича с тучным телом, толстой шеей, пухлыми руками и морщинистым лицом. Но, в отличие от Наполеона, все недостатки Кутузова уходят на второй план, когда его душа «проступает» доброй улыбкой на лице. Его походка, по сравнению с решительным и резким шагом Бонапарта, «ныряющая, раскачивающаяся», неспешная. М.И. Кутузов без наигранности заботится о своих солдатах, он относится к ним по-отечески, стараясь сохранить как можно больше жизней, понимая весь ужас войны. Он спокоен и пассивен, в отличие от французского императора, но это видится как положительная черта. Русский полководец понимает, что импульсивным напором на ход истории нельзя продуктивно повлиять, такой подход может лишь оставить кровоточащие раны, залечивать которые уже придётся другим поколениям.

М.И. Кутузов и Наполеон I – абсолютно разные личности в романе. Они не похожи внешне и внутренне. Но такие непохожие фигуры только помогают автору усилить главную идею романа: истина в добродетели, в способности к единению со всеми людьми и целой Вселенной на основе взаимопонимания и заботы. Только так можно оставить положительный след в истории.

Литература, 10 класс. Урок №45.

Тема - Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика персонажей

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение понятия «антитеза».

2. Сопоставление полярных образов Кутузова и Наполеона через анализ эпизодов.

3. Выявление причины намеренно сниженного изображения Наполеона в романе.

Глоссарий

Антитеза - противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов; бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная; иногда по принципу антитезы может быть построено всё произведение.

Сравнительная характеристика героев литературного произведения так же, как и характеристика индивидуальная, включает описание портрета, черт характера героев, но в данном случае эти черты могут сравниваться по различным основаниям: по степени сходства, отличию.

Эпизод - небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. - 367 с.
  2. Толстой Л. Н. «Война и мир». Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда, 1984.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отличительной особенностью романа «Война и мир» является сочетание художественного изображения жизни с философскими рассуждениями автора. Толстого волнуют вопросы: «Какая сила движет народами? Насколько велика роль личности в истории? Что такое случай? Что такое гений? Что такое власть?» По мнению писателя, «в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию». Отдельные личности, по убеждению Толстого, не могут влиять на совершающиеся события: «Наполеон во всё время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Писатель не только не признаёт его гениальности, но и показывает его в своём романе ничтожным, тщеславным позёром.

В больших исторических событиях направляющей и движущей силой, по убеждению писателя, является народ, и истинно великими оказываются люди, воля и стремления которых совпадают с волей и «бесконечно-малыми» стремлениями народных масс. Таким человеком в романе «Война и мир» является Кутузов. Величие этого полководца Толстой видит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».

Образы двух полководцев в романе изначально противопоставлены. Этот приём в литературоведении получил название антитезы. В «Войне и мире» это ведущий композиционный приём: по принципу антитезы построен весь роман, где война противопоставлена миру на всех сюжетных уровнях (начиная с заглавия), статичные герои – развивающимся, Москва – Петербургу, Кутузов – Наполеону.

С противоречивых оценок личности Наполеона начинается роман: в салоне Шерер говорят о его вероломстве, захватнической политике; Пьер видит в Бонапарте великого человека, а Болконский утверждает: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Первое появление Кутузова в романе – сцена смотра под Браунау. Толстой показывает полководца глазами солдат и батальонных командиров. Он стар, тяжело ступает. Но при этом добр, внимателен, видит, как одеты солдаты, замечает разбитую обувь. В каждом подчинённом он видит человека. В строю узнаёт капитана Тимохина: «Ещё измаильский товарищ… Храбрый офицер!» (Т.I, ч.II, гл.2). При изображении кампании 1805-1807 г.г. мы услышим голос Кутузова, когда он прикажет Багратиону с четырьмя тысячами солдат задержать 40-тысячную французскую армию, чтобы дать возможность русской армии выйти на соединение со своими частями: «Ну, князь, прощай… Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг». При этих словах Кутузов плачет и, обнимая Багратиона, крестит его.

«Живого» Наполеона мы видим на Праценской горе, когда он по привычке объезжает поле после сражения. Образ Бонапарта, звук его голоса дан в восприятии Андрея Болконского: «Вот прекрасная смерть!» – говорит Наполеон кощунственные слова. Болконскому, понимающему, что перед ним – его кумир, «так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» (т. I, ч. III, гл. 19.).

Отношение Бонапарта к своим солдатам рельефно прорисовано в эпизоде «Переправа через Неман»: «Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди… Они … гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали…» (т.III, ч.I, гл. 2). Люди для Наполеона – «пушечное мясо», пешки в шахматной игре.

Наполеон Толстого, в противоположность простому, скромному Кутузову,– человек самовлюблённый, постоянно помнящий о том, что всё, что он говорит и делает, «есть история». Театрально-фальшиво его поведение перед Бородинским сражением, когда придворные подносят ему портрет сына: он «сделал вид задумчивой нежности», дотронулся, «сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета» (т. III, ч. II, гл.26). Кровопролитное Бородинское сражение он воспринимает как игру: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

Русский главнокомандующий перед боем просит благословения у Бога и сил у родной земли. Сцена крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери, символизирующего единение всего русского народа перед лицом грозного врага, сменяется изображением молебна. Кутузов подходит к иконе, опускается на колени, прикладывается к иконе и снова кланяется, дотронувшись рукой до земли…

Главное отличие междуКутузовым и Наполеоном проявляется при изображении Бородинской битвы. Кутузов следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. Он понимает, что «есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображая Наполеона во время боя, Толстой пишет, что он отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» – менялась обстановка и приказ становился неверным.

Писатель окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе перед вступлением в Москву. Через внутренний монолог героя Толстой обнажает в нём мелочное тщеславие и позёрство: «Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица … Я должен быть великодушен и истинно велик». Поняв, что Москва пуста, он лишь произнес: «Какое невероятное событие!» (т. III, ч.III гл.19,20).

Насколько тяжело далось Кутузову решение об оставлении Москвы, читатель может судить по сцене «Совет в Филях». Это событие даётся глазами крестьянской девочки. Ребёнок свободен в восприятии, никакие красивые слова о «священном долге» не затмят для Малаши фальшивой интонации. Ей непонятно, о чём говорят военные, но всей душой она сочувствует Кутузову: «...в душе своей она держала сторону дедушки». А для него главное – сохранить армию: «Пока цела армия, цела и Россия».

Правоту мудрого полководца подтвердила жизнь. Спустя всего несколько месяцев некогда великая и непобедимая армия, оставленная Наполеоном, позорно отступала. Толстой утверждает, что «только невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность Наполеона сделали из него гения и кумира». Писатель раскрывает антинародный характер его деятельности как захватчика, душителя свободы народов.

В отличие от Наполеона, для которого война – путь к славе, Кутузов воспринимает войну как самое страшное в мире зло. В тяжёлый для Родины час он демонстрирует свои лучшие качества: патриотизм, близость к народу, мудрость, терпение, проницательность. Этот народный полководец, думающий о судьбе Отечества, подлинно велик.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1.

Единичный / множественный выбор

Среди афоризмов найдите тот, который принадлежит автору романа-эпопеи «Война и мир»:

«Гений и злодейство - две вещи несовместные».

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

«Мы все глядим в Наполеоны…»

Правильный ответ:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Подсказка:

Противопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой считает безобразным самодовольно-эгоистическое самолюбование всеобщего кумира; величие Кутузова, по убеждению писателя, - в его простоте, скромности, истинном гуманизме.

Пример № 2.

Установление соответствия

Одним из средств характеристики образа является высказывание о нём другого персонажа или характеристика, данная автором. Найдите соответствие между высказыванием о Кутузове и тем, кому это высказывание принадлежит.

Высказывания:

1. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение…»

2. «...Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа…»

3. «Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки, всё оглядел…»

Кому принадлежит высказывание:

Андрей Болконский

Правильный ответ:

1. Андрей Болконский

Разбор задания:

М. И. Кутузов представлен в романе Л. Н. Толстого, как радеющий о народе отец, в то время как Наполеон – гордый властитель, мечтающий о господстве. Эта антитеза подчёркнута отношением персонажей к этим двум историческим личностям. Кутузов понимает солдата, он – олицетворение священной для русского человека войны, в которой он защищает Отечество, то Наполеон – это величина, словно, возведенная на постамент самим собою, откуда вскорости ему предстоит пасть.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook