Шарль перро биография на английском языке. Шарль Перро – кем была его Красная шапочка и за что посадили сына

Шарль Перро́ родился в Париже в 1628-м году 12 января. Шарль – французский поэт эпохи классицизма, критик, член Французской академии. Более всего Шарль прославился «Сказками матушки Гусыни».

Карьера

Шарль родился в Париже, в семье парламента Пьера Перро. В семье росло семеро детей, Шарль был младшим из всех. Он был рожден вместе с братом-близнецом Франсуа, но к сожалению, он умер через шесть месяцев после рождения. Его старший брат Клод Перро стал архитектором и автором восточной части фасада Лувра. Шарль учился в колледже Бовэ, но не доучился. Затем он приобрел лицезию адвоката, но работал по профессии совсем мало, он поступает клерком к своему брату Клоду.

Шарль пользуется доверием Жана Кольбера, именно он определял внутреннюю политику при дворе Людовика 14-го, касающуюся области искусств. Кольбер устраивает Шарля на работу секретарем в академию изящной словесности. Также Шарль был контролером сюринтендатства по королевским строениям. Затем Кольбер умирает, а Шарль теряет своего покровителя и попадает в опалу, лишается пенсии литератора, а затем и места секретаря. В 1697-м году выходит в свет его сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».

Они составляют литературную обработку народных сказаний (они были услышаны Шарлем от кормилицы), кроме одной – «Рике-хохолок». Ее Перро сочинил сам. Перро стал известен далеко за пределами литературного круга благодаря этой книге. Перро ввел сказки в жанры высокой литературы.

Сказки сделали литературу более демократичной и оказали существенное влияние на сказочную традицию мирового класса, на сказки Г.Х. Андерсена, братьев Гримм. Впервые сказки выходят на русском языке в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Шарля были созданы «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Золушка» Дж. Россини, «Золушка» С. С. Прокофьева, балета«Спящая красавица» П. И. Чайковского и др.

Свои издания Перро издавал не под своим именем, а под именем 19-тилетнего сына Перро д’Арманкура, так он пытался уберечь свою репутацию оттого, что когда-то он работал с низким жанром в литературе. Сын Шарля пытался прибавить к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, затем пытался устроится в качестве секретаря к племяннице короля, принцессе Орлеанской, которой и были посвящены сказки.

В начале 20-го века появилась дискуссия, в ходе которой был поставлен вопрос об авторстве сказок, некоторые пытались доказать, что сказки написал сын Перро. Но традиционная версия об авторстве пользуется большей вероятностью.

Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением. Краткая биография Шарля Перро – это помощник к пониманию всего таланта писателя.
Родился Шарль Перро в 17 веке во Франции: в январе 1628 года в Париже в семье известного судьи родились двое детей. Они были близнецы. Через шесть месяцев один из них – Франсуа – умирает. Так, Шарль стал шестым ребенком в семье. Родители всю жизнь стремились вырастить не только воспитанных детей, но и, самое главное, образованных. Так, уже в восемь лет Шарля отрывают от дома и отправляют на учебу в коллеж, где уже учатся старшие братья. Учителя, да и все ученики этого заведения того времени вспоминают, что и Шарль и все его братья были прилежными и дисциплинированными учениками. По отношению к ним никогда не применялись розги, что в то время было исключительным явлением.
Но закончив свое обучение в коллеже, Шарль решил продолжать свое образование. Он три года брал частные уроки, изучая право, и получил все-таки долгожданный диплом адвоката. Только после этого Шарль смог вернуться в Париж к своей семье и родителям. Он начинает работать адвокатом, но эта работа дается ему тяжело. Поэтому очень скоро он перебирается работать к брату Клоду Перро, известному архитектору, создавшему восточную часть Лувра. Очень скоро он знакомится с приближением короля Людовика и находит себе покровителя. Его даже назначают секретарем созданной надписи и изящной словесности. Все дела Шарля начинают преуспевать, но только до того времени, как его покровитель Жан Кольбер не умирает. Он тут же лишается своего места, но зато ему начисляют литературную пенсию.
В творческой жизни Шарля все складывается совсем по – другому и, конечно же, в его истории много загадочных и непонятных явлений. В 23 года он возвращается в Париж, где процветает мода на сказки. Стараясь следовать модным литературным тенденциям, он тоже выпускает сказочный сборник – «Сказки матушки гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями». Эта книга принесла огромную известность Шарлю. После этого были написаны еще и стихи, и другие литературные произведения, и даже научные работы, но все они не получили такого призвания и такой славы.
Боясь опубликовать сказки под собственным именем, Шарль в качестве псевдонима для сказок использовал имя своего сына – П.. Дарманкура. Участвовал Шарль Перро и при составлении словаря «Всеобщего словаря французского языка». Трагедия всей жизни Шарля – это гибель сына в 1699 году.
Четыре года после смерти сына жил в печали и горе Шарль Перро в своем замке, находящемся на окраине Парижа. А 16 мая 1703 года он скончался, оставив свое литературное наследие да мемуары, написанные в последние годы его одинокой жизни.

Ему предрекали славу блестящего адвоката или даже судьи. А он мечтал стать прославленным писателем, с серьезными и глубокомысленными произведениями за плечами. В его послужном списке есть трактаты, поэмы, философские размышления, но не они оставили имя Шарля Перро в веках. Он остался великим сказочником, автором бессмертной «Золушки », «Кота в сапогах », «Спящей красавицы ».

Во времена Перро, сказки были чем-то несерьезным. Даже жанра такого не было, истории для детей существовали только в устной форме, каждый рассказывал их на свой лад, добавляя собственных персонажей, детали, повороты сюжетов. Академик и автор многочисленных трактатов Шарль Перро, не признавался в авторстве сказок. Произведения подписывались именем сына – Пьера Перро. И даже в предсмертных мемуарах ни одного слова о «Золушке» или «Синей бороде».

Детство

Будущий сказочник появился на свет в Париже 12 января 1628 года, в весьма состоятельной семье. Отец – Пьер Перро - судья столичного парламента, мать - ПакеттЛеклерк происходила из знатного французского рода и была женщиной очень образованной и богатой. Шарль шестой ребенок в семье, он родился с братом-близнецом Франсуа, который был старше на несколько часов. К сожалению, Франсуа умрет в полугодовалом возрасте.

Шарль растет ребенком шустрым и любознательным. Любимая игрушка в детстве - средневековый замок. Это была большая постройка в рост ребенка, где можно было свободно перемещаться. Шарль часами просиживает внутри замка, представляя себя великим и отважным рыцарем.

Образование

Образованию детей в семье Перро уделяется большое внимание. С ними занимаются не только приглашенные гувернеры и учителя, но и родители. Будущего писателя читать научила мама. Все дети впоследствии поднимутся высоко вверх по служебной лестнице и сделают блестящую карьеру. Сын Жан станет известным юристом, Николя – профессором Сорбонны, Клод – архитектором, который спроектирует Лувр, а Пьер – генеральным сборщиком финансов Парижа.

Младший Шарль до восьми с половиной лет учится дома. Затем родители определяют его в известный колледж Бовэ на факультет искусств. Занимается юный Перро хорошо, известно, что за годы обучения его ни разу не били розгами, это свидетельствует об сверхпримерном поведении и прилежании. Но в 1644 году, на 8 году обучения, после спора с учителем Шарль уходит с урока и в колледж не возвращается. «Он (учитель) приказал мне молчать, на что, поднимаясь с места, я ему ответил, что раз мне не дают отвечать, что раз никто не будет больше спорить со мной, то мне больше нечего делать в классе. Я поклонился учителю, всем ученикам и вышел из класса».

Вместе с Перро уходит и его друг Борэн. Они решают заняться самообразованием и составляют собственный план занятий. Много читают, в списке Библия, Вергилий, Гораций, История Франции, занимаются переводами с латыни, дискутируют. По прошествии лет Перро скажет, что именно эти 3-4 года дали ему очень много в плане образования. Затем Шарль берет частные уроки по юриспруденции и получает лицензию адвоката.

Карьера

По специальности Шарль Перро практически не работает, он успешно защищает два дела, после чего устраивается клерком в архитекторскую контору брата Клода. Дело в том, что умирает отец Перро и никто больше не настаивает на адвокатской практике. Работу с бумагами Шарль успешно совмещает с началом писательской карьеры. Первые произведения выходят длинными, громоздкими, при этом не содержат особого смысла, автор уделяет внимание форме, а не содержанию.

Вскоре Шарль Перро попадает под покровительство могущественного Жана Кольбера, приближенного Людовика XIV, именно этот человек диктуетдворцовую политику в сфере искусств. Кольбер создает Академию изящной словесности и надписей, определяя Шарля Перро туда секретарём. Позднее писатель становится действующим членом этой академии и получает титул дворянина.

На литературном поприще

Шарль Перро мечтает снискать славу серьезного автора, виртуоза пера. Он много работает, создавая одним за другим труды, соответствующие духу времени. Так он пишет трактат «Сравнение древних и современных», где очень живо доказывает, то нынешние авторы ничуть не хуже античных. «За что ценить древних? Только за то, что они древние? Так и мы такие же, потому что в наше время мир более взрослый, да и мы обладаем большим опытом».

  • «Знаменитые», книга, которая стала закономерным продолжением трактата. Это огромный том, где Перро собрал биографии выдающихся французских деятелей 17 столетия;
  • В 1653 году автор пишет пародийную поэму « Стена Трои или Происхождении бурлеска»;
  • В 1687 году создаёт историческую поэму «Век Людовика Великого»;
  • В 1694 году свет увидела сатира «Апология женщин» и повесть «Потешные желания»;
  • В 1703 году Шарль Перро за несколько месяцев до смерти приступает к «Мемуарам»;
  • Также писатель является одним из авторов «Всеобщего словаря французского языка».

Сказочник Перро

При жизни Шарль Перро никогда не упоминал, что именно он является автором сказок. Сначала «Спящая красавица», опубликованная в 1696 году в журнале «Галантный Меркурий», а затем весь сборник «Сказок матушки гусыни» (1697 год) был выпущен под именем Пьера Перро де Арманкура, младшего сына писателя. Де Арманкур – это приставка поместья, принадлежавшего семье.

И только после смерти Шарля Перро, было доказано, что именно он автор сказок. Хотя некоторые были уверены, в писательском таланте сына. Споры на эту тему не утихают до сих пор. Но общепринятым считается факт, что именно Перро-отец автор знаменитых сказок.

Казалось, Шарль не сделал ничего особенного. Он просто пересказал существующие в народе истории, и только одну сказку «Рике с Хохолком» придумал сам. Но сборник еще при жизни Перро разлетался как горячие пирожки. Было подсчитано, что он пользовался большей популярностью, чем нежели «Гарри Поттер» сегодня. Все дело в том, что в 17 веке детской литературы не существовало совсем. Малыши учились читать по книжкам для взрослых. Сказки, пришедшие из средневековья, напоминали больше кровожадные страшилки, чем увлекательные истории и передавались только в устной форме.

французский поэт и критик эпохи классицизма

Краткая биография

Карьера

Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его шести детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665-1680). Учился в университетском колле́дже Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.

Пользовался доверием Жана Кольбера, в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером сюринтендатства королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

Творчество

Портрет Шарля Перро в возрасте 66 лет и в мантии члена Французской академии. Гравюра, 1694.
Широко приписываемые братьям Гримм сказки, какими мы их знаем сейчас, «Красная Шапочка », «Спящая красавица » и «Золушка », на самом деле написаны Шарлем Перро около 200 лет назад до их нового переложения. Первым в этом ряду стоит всё-таки сказочник Джамбаттиста Базиле (1566-1632).

Перро был довольно плодовитым литератором (первое его произведение - ироикомическая поэма «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» , 1653), но его художественные произведения, за исключением сказок, вскоре были забыты. В историю литературы он вошёл как главный идеолог движения «новых» в споре о древних и новых. Основные программные тексты Перро - поэма «Век Людовика Великого» (1687) и диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук» , т. 1-4, 1688-97. Перро считал, что искусство века Людовика намного превзошло античное и должно развиваться и далее; представлению о неизменном идеале он противопоставил идею поступательного прогресса искусства, идущего рука об руку с прогрессом наук и ремёсел. Он отдавал предпочтение прозе перед поэзией и считал, что преемником античного эпоса является роман.

Сказки

Сказка «Господин кот, или Кот в сапогах ». Первое рукописное и иллюстрированное издание сборника «Сказки матушки Гусыни », 1695

В 1697 г. опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 8 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) - кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсена). На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др. По мнению французских историков, некоторые персонажи сказок имели реальные прототипы из владельцев замков, в том числе и Уарона.

Вопрос об авторстве

Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура, видимо, пытаясь уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки. Сын Перро, прибавивший к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, пытался устроиться секретарем к «Мадемуазель» (племяннице короля, принцессе Орлеанской), которой и была посвящена книга.

Признание

Шарль Перро был четвёртым после Х. К. Андерсена, Д. Лондона и братьев Гримм по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917-1987 годы: общий тираж 300 изданий составил 60,798 млн экземпляров.

12.01.1628, Париж - 16.05.1703, там же
французский поэт, сказочник, критик, государственный деятель

Ш.Перро. Ослиная Шкура: Сказка в стихах

Процветали они не сами собой, а стараниями талантливых людей, которыми и славен век Людовика XIV. К ним принадлежали также и пятеро братьев Перро.
Родились они в семье адвоката парижского парламента и все вышли в люди. Жан стал адвокатом, как отец; Пьер - генеральным сборщиком финансов Парижа; Клод - медиком и архитектором; Николя - доктором Сорбонны. А младший… как и положено в сказке, рос недотёпой. Шарль во всём уступал своим братьям, которые всегда были первыми учениками. В коллеже Бовэ, где они учились, он боялся открыть рот, хотя знал урок лучше многих. Мальчишки посмеивались над ним, и он часто плакал. Но в один прекрасный день Шарль заступился за новичка, слабого мальчика, над которым издевались одноклассники, и оттузил обидчиков. Потом сам вызвался идти к доске и блестяще ответил трудный урок. С этого дня он стал другим человеком - уверенным и смелым.
Настолько смелым, что, повзрослев, не побоялся оспаривать правоту учителя, а когда ему запретили участвовать в диспутах, оставил коллеж и вместе со своим другом продолжал учиться самостоятельно.
Упорные занятия и семейная традиция сделали Шарля Перро адвокатом. Правда, много позднее он записал: «Я считаю, что было бы очень полезно сжечь все книги судебных дел… нет ничего лучшего в мире как уменьшение числа судебных процессов» . Поэтому, думается, без сожаления оставив судейскую карьеру, отправился он в высокое финансовое ведомство, где служил его брат.
Шарль Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы. Но

Такой «крёстной маменькой» для Перро на долгие годы стал могущественный министр финансов Ж.Б.Кольбер. При нём он занял должность генерального секретаря в Интендантстве королевских построек и наблюдал за работой мастерской гобеленов, даже сам делал для них рисунки; трудился во славу короля в Академии надписей, был секретарём совета Малой Академии и государственным секретарём по культуре.
С 1671 года Шарль Перро - член Французской Академии, один из «бессмертных». Он возглавляет работу над «Всеобщим словарём французского языка». И вскоре становится главным участником настоящей литературной войны между «древними» и «новыми»; между теми, кто считал античные образцы непревзойдёнными, и теми, кто вслед за Шарлем Перро мог повторить строки из его поэмы «Век Людовика Великого»:

Само чтение этого произведения на торжественном заседании Академии по случаю выздоровления короля вызвало негодование среди «древних». Но литературные противники в конце концов вынуждены были примириться с мятежным академиком, который в этой же поэме сумел тонко прославить правление монарха, прозванного лукавыми придворными «король-солнце»:

Продолжая борьбу с «древними», Перро выпустил в 1688-1697 годах четыре тома труда «Параллели между древними и новыми в отношении искусства и наук». Галантный версальский дух требовал изящества во всём. Поэтому герои книги вели учёные беседы, прогуливаясь в великолепных дворцовых парках.
Для Шарля Перро и сказки были «новыми» по сравнению с античными сказаниями, которым поклонялись «древние». Первыми он опубликовал стихотворные сказки - «Гризельда», «Смешные желания» и «Ослиная Шкура». А самый знаменитый сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» вышел в 1697 году.
Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и «Сказки матушки Гусыни». Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времён Людовика XIV. Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером при королевском дворе; сёстры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика-солнце, а в «Спящей красавице» засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.
Книга Шарля Перро была подписана именем его сына Пьера д’Арманкура. Что заставило шестидесятипятилетнего академика поступить так? Об этом спорят не одно столетие. Некоторые современные исследователи считают, что юный Пьер Перро участвовал в собирании народных сказок, записывал их в свою тетрадку и даже помогал отцу обрабатывать. Однако не подлежит сомнению то, что именно Шарль Перро стал для сказки той «крёстной маменькой», которая помогла Золушке превратиться в прекрасную принцессу. Его сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцует в балете П.И.Чайковского. Золушка поёт в опере Дж.Россини и тоже танцует под музыку С.С.Прокофьева. Кот в сапогах шагнул на драматическую сцену в пьесе Л.Тика. Даже такой страшный персонаж, как Синяя Борода, обрёл вторую жизнь в опере Б.Бартока «Замок герцога Синяя Борода». А сколько героев Перро разговаривало с экрана!
Что ж, выходит, прав был старый сказочник, когда писал в своем предисловии, «что эти безделки вовсе не безделки» и «заслуживают того, чтобы их пересказывали» .

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ш.ПЕРРО

БОЛЬШАЯ КНИГА ЛУЧШИХ СКАЗОК ШАРЛЯ ПЕРРО: [Пер. И.Тургенева]; Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2006. - 128 с.: ил. - (Золотые сказки).

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: Пересказ с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1993. - 128 с.: ил.
Помнишь? Тебе лет пять-шесть. Ты уютно привалился к тёплой маминой руке. Мама читает вслух сказку: «Бросился Волк на бабушку и разом проглотил её. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.
Потом закрыл дверь, улёгся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: «тук-тук!»
Тебе немножко жутко. И ужасно хочется, чтобы сказка не кончалась. Сказка Шарля Перро…
Однако в наших книжках для малышей две сказки кончаются не так, как их задумал автор. «Красную Шапочку» пересказал А.Введенский под редакцией С.Маршака, чтобы спасти её и бабушку от злого волка при помощи дровосеков. Тамара Габбе закончила «Спящую красавицу», ничего не говоря о злой королеве, матери принца. Когда подрастёшь, тогда всю правду и узнаешь, а пока - спите спокойно!

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Фирма «ТВА», 1993. - 88 с.: ил.
«Сочинения господина Перольта» в России начали переводить ещё в 1768 году. Назывались они забавно: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Кот, обутый в сапоги» и так далее. Прошло сто лет, и Иван Сергеевич Тургенев перевёл сказки Ш.Перро с той простотой и изяществом, здравым смыслом и поэтичностью, которые сам в них видел.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / Рис. Э.Булатова, О.Васильева. - М.: Малыш, 1989. - 95 с.: ил.

«ЗОЛУШКА» И ДРУГИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

ЗОЛУШКА: РИКЕ С ХОХОЛКОМ; ЗОЛУШКА, ИЛИ ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА; КОТ В САПОГАХ / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ / Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва; Худож. Г.А.В.Траугот. - Л.: Лира, 1990. - 463 с.: ил.

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ ШАРЛЯ ПЕРРО / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре. - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книги на все времена: Волшебный мир сказок).

СКАЗКИ МАТУШКИ ГУСЫНИ, ИЛИ ИСТОРИИ И СКАЗКИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН С ПОУЧЕНИЯМИ / Пер. с фр. С.Боброва, А.Фёдорова, Л.Успенского; Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 286 с.: ил.
«Красная Шапочка», «Кот в сапогах» - думаешь, это для малышей? Совсем нет!
Кому эти сказки? Перво-наперво, «девицам, красавицам и баловницам» . Ну, а уж потом всем тем, кто в сказке ценит не только забавную небылицу, но и лукавую мораль. После каждой истории Перро даёт небольшое поучение в стихах (иногда даже два!), и прочесть их можно только в полных изданиях его сказок. А в этой книге по давней традиции помещены и сказки продолжательниц и «учениц» Шарля Перро - его племянницы Леритье де Виллодон, графини д’Онуа и мадам Лепренс де Бомон.

Надежда Ильчук, Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ш.ПЕРРО

Андреев Н. Сказки Перро // Перро Ш. Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями. - М.: Правда, 1986. - С. 270-284.
Бойко С. Волшебная страна Пьера и Шарля Перро. - М.: Терра - Кн. клуб, 2004. - 334 с. - (Мир вокруг нас).
Бойко С. Волшебная страна Шарля Перро: Сказоч. повесть. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. - 317 с.
Бойко С. Шарль Перро. - М.: Мол. гвардия, 2005. - 291 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Бунтман Н. Шарль Перро // Энциклопедия для детей: Всемирная литература: От зарождения словесности до Гёте и Шиллера: Т. 15: Ч. 1. - М.: Аванта+, 2000. - С. 538.
Голь Н. Расскажите сказку, господин Перро! / Худож. Ф.Лемкуль. - М.: Малыш, 1991. - 32 с.: ил.
Мавлевич Н. Шарль Перро: [Комментарии] // Сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 609-610. - (Б-ка мировой лит. для детей).
Нагибин Ю. О сказках и сказочниках // Литературные сказки зарубежных писателей. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 3-26.
Перро Шарль (1628-1703) // Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 323-328.
Перро, Шарль // Руссика: Иллюстрированная энциклопедия: История: 16-18 вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. - С. 411-412.
Перро Шарль // Школьный биографический словарь. - М.: РОСМЭН, 2002. - С. 406.
Шаров А. Прекрасный и трагический мир Перро // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 211-221.

Н.И., М.П

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ш.ПЕРРО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Мальчик с пальчик. Реж. О.Даан. Комп. Дж.Хисаиши. Франция, 2001. В ролях: Н.Югон, Р.Фукс-Виллиг и др.
Ослиная Шкура. Реж. Ж.Деми. Комп. М.Легран. Франция, 1970. В гл. роли - К.Денёв.
Ослиная Шкура. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Кошеверова. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1982. В ролях: В.Этуш, С.Немоляева, В.Новикова и др.
Про кота. Импровизация на тему сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Реж. С.Чекан. СССР, 1985.
Про Красную Шапочку. Телефильм по мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Л.Нечаев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1977. В ролях: Я.Поплавская, В.Басов, Н.Трофимов, Е.Евстигнеев, Р.Зелёная, Г.Волчек, Р.Быков и др.
Сказки старого волшебника. По мотивам сказок Ш.Перро. Реж. Н.Збандут. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1984.
Хрустальный башмачок. По балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. А.Роу. Балетмейстер Р.Захаров. СССР, 1961. В гл. партии - Р.Стручкова.
Хрустальный башмачок. По мотивам сказки Ш.Перро и балету С.Прокофьева «Золушка». Реж. Р.Пети. США, 1954.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Золушка. Реж. К.Джероними, У.Джексон, Х.Ласке. США, Студия У.Диснея, 1950.
Золушка. Реж. И.Аксенчук. Комп. И.Цветков. СССР, 1979.
Кот в сапогах. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Варламов. СССР, 1968.
Кот в сапогах. Реж. Я.Кимио. Худож. Х.Миядзаки. Япония, 1969.
Красная шапочка. Реж. В. и З. Брумберг. Комп. А.Александров. СССР, 1937.
Красная шапочка. Реж. У.Дисней. США, 1922.
Рикэ-хохолок. Реж. М.Новогрудская. Комп. Н.Каретников. СССР, 1985.
Серый волк энд Красная Шапочка. По мотивам сказки Ш.Перро. Реж. Г.Бардин. СССР, 1990.
Спящая красавица. Реж. К.Джероними. Муз. П.Чайковского. США, Студия У.Диснея, 1959.

Н.И., М.П

Перро Ш. Сказки

Почему испокон веков детям рассказывают сказки? Что толку в этих «безделках»? И главное: чему могут научить пустые фантазии?
Шарль Перро ответил на эти вопросы так (заметим, отвечал он в далёком XVII веке и потому никуда особенно не торопился): «Как бы незначительны и как бы причудливы ни были приключения во всех этих историях, нет сомнения, они вызывают в детях желание походить на тех, кого они видят в них счастливыми, и страх перед теми несчастиями, в которые за свою злобу повергаются злодеи. Не достойны ли похвалы родители, которые своим детям, ещё не способным воспринимать истины существенные и ничем не приукрашенные, уж внушают к ним любовь и дают, так сказать, отведать их, облекая в форму рассказов занимательных и приспособленных к их слабому младенческому разумению? Просто невероятно, с какою жадностью эти невинные души, природную чистоту которых ничто ещё не успело осквернить, вкушают эти скромные поучения; мы видим, как они печальны и подавлены, пока герой или героиня находятся в беде, и какими возгласами радости они встречают ту минуту, когда герои вновь обретают счастье; точно так же они с трудом сдерживаются, пока злодей или злодейка пребывают в полном благополучии, и приходят в восторг, когда узнают наконец, что те наказаны, как того заслуживали. Всё это - бросаемые в почву семена, которые сперва порождают лишь порывы радости или приступы печали, но впоследствии непременно вызывают к жизни добрые наклонности».
Достойный ответ гонителям и запретителям сказки. Но эти слова остались бы всего лишь декларацией, если бы Шарль Перро не сделал решительный шаг в защиту фольклорной сказки. Именно Перро ввёл её в высокую литературу, тем самым подарив бессмертие Золушке и Мальчику с пальчик, Спящей красавице и Красной Шапочке, Коту в сапогах и Синей Бороде.
По сей день мамы читают своим малышам сказки Шарля Перро. Правда, не в авторском варианте, он адресован, несомненно, взрослым читателям, а в пересказах, из которых самые удачные сделаны Т.Габбе, А.Любарской, Н.Касаткиной, М.Булатовым.


Из последних изданий:

Перро Ш. Большая книга лучших сказок Шарля Перро / Ил. Ю.Николаева. - М.: Эксмо, 2007. - 126 с.: ил. - (Золотые сказки).

Перро Ш. Волшебные сказки / Пер. с фр. И.Тургенева; Ил. Г.Доре. - М.: Игра слов, 2008. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Волшебные сказки: Пер. с фр. / Ил. Б.Дехтерёва. - М.: Дом, 1992. - 128 с.: ил.

Перро Ш. Золушка; Рике с хохолком; Золушка, или Хрустальная туфелька; Кот в сапогах / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 54 с.: ил. - (Мастера иллюстрации).

Перро Ш. «Золушка» и другие волшебные сказки / [Пересказы Т.Габбе; Переводы И.Тургенева]; Ил. А.Иткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 160 с.: ил. - (Золотые страницы).

Перро Ш. Сказки / Пер. с фр. А.Фёдорова. - М.: РОСМЭН, 2006. - 111 с.: ил.

Перро Ш. Сказки / Пересказ Т.Габбе, М.Булатова; Пер. с фр. А.Фёдорова; Худож. Д.Гордеев. - М.: РОСМЭН, 2000. - 111 с.: ил.
Для малышей сейчас издаётся большое количество книжек-игрушек по сказкам Шарля Перро. К сожалению, в них не всегда используется хороший перевод. И всё же некоторые из подобных изданий мы назовём:
Золушка; Спящая красавица: [Двусторонняя книжка-игрушка] / По мотивам сказок Ш.Перро; Худож. Л.Савко. - М.: Юнион, 2006. - [Б.с.]

Перро Ш. Красная Шапочка: [Книжка-панорамка] / Худож. Г.Георгиев. - Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2007. - 10 с.: ил.

Перро Ш. Спящая красавица: [Книжка-игрушка с вырубкой] / Пер. с фр. Л.Хэд. - М.: РОСМЭН, 2006. - 68 с.: ил. - (Сказки с секретом).

Авторский вариант сказок Шарля Перро можно найти в книгах:
Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями: Пер. с фр. / Послесл. Н.Андреева; Ил. Н.Гольц. - М.: Правда, 1986. - 288 с.: ил.

Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни Шарля Перро / [Пер. с фр. А.Фёдорова, Л.Успенского, С.Боброва]; Ил. Г.Доре - М.: Астра, 1993. - 318 с.: ил. - (Книга на все времена: Волшебный мир сказок).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook