Презентация по муму виды коммуникаций. Презентация Тургенев Муму презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Презентация подготовлена к прекрасной разработке урока-беседы "Высоты прозрения" (Л.Рослякова. Я иду на урок литературы: 5 класс: Кн.для учителя - М.: "Первое сентября", 2001, с. 160-169). Хотя произведение это рассматривается в 5 классе, соглашусь с автором разработки, что поработать с ним можно и в старших классах. Например, в сравнении с "Одним днем Ивана Денисовича" А. Солженицына. Ведь тема свободы, тема человеческого достоинства, тема свободы выбора - эти темы объединяют оба произведения.

Л. Рослякова. Урок-беседа «Высоты прозрения»

(О рассказе И. С. Тургенева «Муму»).

I. Слово учителя

Как часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жутковатой историей о бессмысленно загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню? »
Вместе с тем рассказ этот, требующий концентрации внимания на чувствах глухонемого героя, не так уж прост и для взрослого читателя Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения, для которого необходима соответствующая установка. Создание ее - главная цель нашего занятия.
Для этого попробуем отступить от линейно-последовательного принципа изучения и сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем: «Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик… » Эти фразы и явятся отправным моментом беседы

II. Беседа:
Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них?
(Анализируем начало рассказа до слов «Так прошел год… »)
Это настоящий богатырь, он работает за четверых, пашет, косит, молотит.
Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие?
Герасим не знает усталости, хотя работает с утра до вечера Крестьянский труд ему по сердцу, он занимает все его свободное время и не дает скучать.
Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
«Барыня взяла его из деревни… »
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем!
Дело не в сказочной силе, просто она помещица, а Герасим - крепостной, который полностью находится в ее власти.
Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?
Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.
Читателю трудно судить, что думал по этому поводу сам Герасим, наверное, поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений, позволяющих почувствовать состояние глухонемого.
- Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним.
«Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... »
А ведь здесь обозначена цена потери. Герасим лишался той почвы, которая питала его всю жизнь, - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком и не оставлявшей мыслей об одиночестве. Только разве не хватит у него сил, чтобы приспособиться к переменам и пустить корни в новой почве? Конечно, хватит, но зачем? Невысказанность этого вопроса подчеркнет сравнение Герасима с молодым здоровым быком, которого перевозят по железной дороге: «...мчат со стуком и визгом, а куда мчат - Бог весть!»

Это мучительное недоумение Герасим носил в душе, изнемогая под его тяжестью, но никого не интересовало, почему новый дворник «вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал, неподвижно, как пойманный зверь».
А что должен чувствовать пойманный зверь?
Страх, ужас от неизвестности, близость смерти.
И до такого страдания никому нет дела …
А теперь коротко запишем в тетрадях, что же мы узнали о герое: «Герасим - глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий».
(По мере работы над текстом рассказа мы будем дополнять эту цепочку, которая поможет обобщить результаты поисков, а пока продолжим беседу.)
В чем же источник его страданий?
В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие.
Но есть еще одно сравнение, которое переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного.
Почему автор сравнивает своего героя с гусаком? Нет ли пояснения в тексте?
« … гусь, как известно, птица важная и рассудительная: Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».

Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению о Герасиме. Но все ли нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение по словарю. (Работа со словарем не уроках литературы очень важна, она содействует обогащению лексического запаса, давая представление не только о новых понятиях, но и раскрывая смысловые оттенки знакомых и привычных слов.)
«Степенный» - рассудительно-серьезный, важный.
Кажется, значение слова «важный» сомнений не вызывает, и все же сверим свое определение со словарем, выбирая значение, касающееся внешнего вида.
Важный - горделиво-величественный, надменный.
А надменный - высокомерный, кичливый.
А кичливый - выражающий самомнение, заносчивый.
Да разве Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими.

Где же его истоки?
Перечитаем начало второго абзаца: Герасим в своей деревне «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком».
Тягло-крепостная повинность - своего рода долг, который Герасим честно платил своей госпоже, на совесть обрабатывая землю. Дальше Тургенев отмечает, что его герой «был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно во всем положиться, он ничего не сделает кое-как. Вспомним, как Герасим обставил свою каморку.
Но высокомерие-то здесь при чем? А может быть, оно оттеняет чувство собственного достоинства человека, которому есть за что уважать себя, поскольку он трудолюбивый, честный, надежный? Дополним этими определениями нашу цепочку и вновь вернемся к тексту.
Подчиняясь установленному порядку, Герасим «…в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не мог садиться на его место в застолицу». Да, наш герой - один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания своей владелицы. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барышни. Причины ухода останутся загадкой для окружающих.

Всмотримся в Герасима, возвращающегося в деревню «...с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью». (Читаем этот отрывок до слов «...видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и, как лев, выступал сильно и бодро...»)
Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое?
В нем что-то изменилось, он стал другим, не похожим на пойманного зверя
Сравнение со львом заставляет иначе взглянуть на Герасима, расширяющееся поле зрения которого вмещает и дорогу, и звезды над головой, что не может не отразиться на его осанке: мы видим человека с высоко поднятой головой, могучего, гордого, свободного.

Чем же объясняется такая перемена?
Обращаем внимание на дважды повторенные писателем глаголы «видел» и «чувствовал» в конце отрывка. Не в них ли ключ к разгадке? А если обостренное отсутствием слуха умение видеть и чувствовать открывает глухонемому нечто такое, что круто меняет его жизнь? Только тогда рассказ должен называться не «Муму», а «Герасим».

Но ведь он ушел от барыни из-за Муму.
Значит, события, связанные с ней, и помогут разобраться в произошедшем.

Герасим еще не знает, что оставаться во власти своих переживаний - непозволительная роскошь для крепостного, который должен всегда соизмерять свои действия с возможной реакцией господина. Он привык жить иначе, прислушиваясь к голосу собственного сердца, неизменно чуткого и открытого, поэтому боль от прощания с Татьяной не сможет заслонить от него страданий обреченного существа, и Герасим, повинуясь душевному порыву, спасет брошенного щенка, не ведая, что поступок этот несовместим с положением крепостного. Так в его жизнь вошла Муму.
Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой». Тогда он еще не знал, что радости подневольного человека так или иначе связаны с умением притворяться, которое тоже требует известной догадливости: ведь нужно уловить колебания чувств хозяина, чтобы в нужный момент времени доступными средствами продемонстрировать свою преданность ему. (Подтвердим эту мысль выразительным чтением диалога приживалки и барыни, пожелавшей увидеть Муму)

Сможет ли глухонемой дворник достичь такой виртуозной изворотливости? Увы, в этом деле он не имеет ни опыта, ни сноровки, и попытка замаскировать радость от возвращения Муму внешней унылостью не обманет никого. Писатель назвал эту попытку невинной хитростью, отделив его таким образом от тех, для кого притворство стало непременным условием жизни.

Герасиму суждено постичь логику взаимоотношений барыни и дворовых сердцем. Барыня убеждена, что любой дискомфорт в ее жизни обусловлен действиями конкретного виновника, которого следует найти и покарать. Муму, нарушившая ритуал почитания, обречена, ибо, по мнению госпожи, все беспорядки от собаки. И мнению этому не смеет противиться никто из дворовых, до того с симпатией относившихся к Муму.

Обстоятельства, связанные с пропажей ее, приведут Герасима к неожиданной догадке: «...собака пропала не сама собой, ее, должно быть, свели по приказанию барыни...». Непросто крепостному крестьянину причислить к числу возможных виновников своего несчастья помещицу, которой он всегда побаивался и чьи приказания в точности исполнял. Но если барыня заодно с презренными лакеями, то как спасти Муму?

В жизни Герасима наступает период невероятного напряжения душевных сил, заставляющий задуматься о масштабности чувств тех, кто его окружает.
Очень много говорит о своих волнениях и тревогах барыня, почему же присутствующим становится неловко от этих разговоров?
Все понимают, что она притворяется больной и несчастной» Вся ее жизнь - сплошное притворство, поэтому Тургенев и назвал ее причудливой старухой.

А дворовые тоже притворялись, что любили Муму?
Нет, они просто привыкли слушаться барыню.
Значит, привычка подчиняться чужим чувствам заставляет постоянно заглушать свои, поэтому и затухает способность к состраданию, оборачиваясь брезгливым недоумением: «Можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.. Право!»
Угасание чувств ослабляет способность догадываться, мыслить, соображать, усиливая тоскливую беспомощность перед жизнью.

Герасим на этом фоне единственный, кто сохранил свою искренность. Странное для окружающих качество это вызывает у них скрытое раздражение, ведущее к противостоянию. История с Муму ускорит этот процесс.
Как же проявит себя в наступившем противостоянии наш богатырь?
Вспомним ту ночь, когда бледный Герасим сжимал в своей каморке пасть Муму, пытаясь вопреки всему скрыть ее присутствие. О чем свидетельствует здесь слово «бледный»? Не о страшных ли догадках, подсказанных сердцем?
Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от злодеев, которые окружают его со всех сторон. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, - спасти собаку от жестокости бесчувственных лакеев.

Автор заставит своего читателя стать свидетелем того, что навсегда отложилось в памяти Герасима: как спокойно, со своей обычной вежливостью ела Муму, как доверчиво поглядывала она на своего спасителя в самые последние секунды; мы увидим болезненное озлобление на лице его в тот момент, когда он нечеловеческим усилием подчиняет себя данному обещанию, и ощутим его страх открыть глаза после содеянного. И за эти томительно долгие секунды полнейшего погружения в себя Герасиму суждено подняться до высот прозрения, недоступных тем, кто утратил искренность чувств и ясность мысли, растворив их в чужих желаниях и безжалостно обокрав себя.
Этот момент и отразит завершающее звено нашей цепочки: Герасим - глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, честный, надежный, искренний, догадливый - сумевший понять то, о чем предстоит задуматься читателю

III. Заключительное слово учителя.
Так что же понял Герасим? Попытаемся представить ход его рассуждений.
1 ...Неужели он, такой большой и сильный, смог убить беззащитное существо? Неужели начало всему в молчаливом «Слушаю-сь», укоренившемся в его сознании и ставшем воплощением того порядка, которому он привык подчиняться? Но ведь он добрый человек, он никогда не был злодеем и не желал им быть, значит, нужно освободить себя от ненавистного порядка, разорвав все прежние связи…

А может быть, безмерность боли открывает ему безмерность мира, который раньше вмещал для него лишь барыню и дворовых? Самые страшные минуты его жизни неразрывно слились с картинами, от которых не могло не защемить сердце: «Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались, избы. Повеяло деревней». Может быть, лишившись Муму, он в отчаянном горе своем ощутил не только острую точку одиночества и потерянности, но и спасительную близость жестоко отнятого у него мира, всегда готового согреть лучами солнца, одарить лаской летнего ветерка и запахом поспевающей ржи... Разве человек, являющийся частью этого мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках?

И ответ на этот вопрос станет настолько очевидным для Герасима, что недавняя убежденность в безвыходности своего положения покажется ему пустой и надуманной и у него не возникнет и тени сомнения в противозаконности своего ухода из города.

Читатель становится свидетелем того, как могучая натура Герасима, олицетворяющая физическое и нравственное здоровье, с невероятными усилиями отторгает яд рабства, в тяжких испытаниях обретая свободу выбора. И дыхание этой свободы наполняет его истомленное сердце предвосхищением близкого счастья, которое никто уже не сможет отнять. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей.
И действительно, в будущем никто не посягнет на его свободу, но предчувствие близкого счастья окажется обманчивым, потому что тяжкие воспоминания о горьких утратах навсегда останутся с ним.

Как жаль, что рассказ этот, совсем не для малышей написанный, незаметно ушел от взрослого читателя, а возвращение к нему во многом зависит от того желания перечитать, которое рождается или умирает на наших уроках.

I вариант - о Татьяне, II вариант – о Капитоне.

Индивидуальное задание: выразительное чтение по ролям диалогов Гаврилы с Капитоном и Татьяной.

Слайд 2

Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.

Слайд 3

Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Слайд 4

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

Слайд 5

В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 6

История создания рассказа

В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Слайд 7

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»

Слайд 8

Прототип образа главного героя

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Слайд 9

Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя

Слайд 10

Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.

Слайд 11

Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Слайд 12

Прототип(от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Слайд 13

Викторина

Слайд 14

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право. И.С. Тургенев

Родители Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром.

Мать, Варвара Петровна (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

История создания рассказа В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»

Прототип образа главного героя Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Дворник Герасим Крепостной крестьянин матери писателя

Прототип образа барыни Прототипом образа барыни была мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Все это ожесточило ее и без того суровый характер. И на страшном фоне крепостных нравов она прославилась самодурством и беспощадностью.

Варвара Петровна Тургенева Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Прототип (от греч. прообраз) – реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Викторина

Согласись или опровергни утверждение Герасим всю жизнь прожил в доме барыни... да нет Герасим выполнял в доме обязанности дворника и сторожа... да нет Соперника Герасима звали Платоном... да нет Хозяйка Герасима жила в Москве... да нет Герасим нашёл собаку, когда возвращался с реки... да нет

Согласись или опровергни утверждение Герасим вернулся в дом хозяйки после смерти Муму... да нет Муму прожила у Герасима два года... да нет Действие рассказа происходит в городе Москве... да нет У барыни не было родственников... да нет Неистомная работа – это тяжёлая работа... да нет

Нет (жил в деревне) Да Нет (Капитон Климов) Да Нет (провожал Татьяну) Нет (вернулся в деревню) Нет (один год) Да Нет (были дети), которые жили в другом городе) Нет (неистомная работа – работа без устали) Правильные ответы:

Домашнее задание Приготовить рассказ на тему «Герасим и Татьяна».

Спасибо за внимание!

Использованные материалы: * Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. * Самойлова Е.В. Конспекты уроков для учителя литературы: 5 класс. – М.: ВЛАДОС, 2003. http: // turgenev.niv.ru http: // turgenev.org.ru http: // turgenev_lit-info_ru










Жила барыня, вдова… День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи… Она требовала от всех немедленного сочувствия, сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, эти вспышки весёлости обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа… «Ох, умираю!» - она закинула голову назад, что должно было означать обморок.. … впрочем, она скоро после того умерла




Капитон Климов, башмачник, пьяница горький… Почитал себя существом обиженным и пил с горя… Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги… Прошёл ещё год, в течение которого он окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен в дальнюю деревню вместе с женой


Дворовых у барыни в доме было много… Главный дворецкий, Гаврила, судя по его жёлтым глазкам и утиному носу, казалось, должен быть начальствующим лицом… Однажды кастелянша стала шпынять Татьяну и довела её до слёз… Когда Муму пропала, никто не сказал Герасиму, что произошло: иные точно не знали, другие знали и посмеивались ему в ответ… «Экой чудной этот Герасим,- пропищала толстая прачка, когда Герасим ушёл, чтобы утопить Муму,- можно ли эдак из-за собаки проклажаться!»


Муму…превратилась в очень ладную собачонку испанской породы… она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима… тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром… она принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья… …она доверчиво и без страха поглядела на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…



А между тем по шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан… Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину… Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза его жадно и прямо устремились вперёд… Как лев, выступал сильно и бодро… И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверых по-прежнему, и по- прежнему важен и степенен…..























Включить эффекты

1 из 23

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" рассказывает о истории создания рассказа русского писателя Ивана Тургенева "Муму", прототипе главного героя. Также приведены такие, как эпитет, сравнение, гипербола, также приведена самостоятельная работа.

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. История создания рассказа
  3. Сюжет
  4. Правильные ответы
  5. Изобразительно-выразительные средства
  6. Самостоятельная работа

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Цепелева С.Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Для проведения теста / проверочной работы

Слайд 1

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 3

Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму».

Слайд 4

История создания рассказа

В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Слайд 5

Прототип (от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Слайд 6

  • Варвара Петровна Тургенева
  • Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»
  • Слайд 7

    Прототип образа главного героя

    Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

    Слайд 8

    • Дворник Герасим
    • Крепостной крестьянин матери писателя
  • Слайд 9

    Сюжет (от фран. предмет) –ряд событий, происходящих в художественном произведении.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Правильные ответы:

    1. Нет (жил в деревне)
    2. Нет (Капитон Климов)
    3. Нет (провожал Татьяну)
    4. Нет (вернулся в деревню)
    5. Нет (один год)
    6. Нет (были дети), которые жили в другом городе)
    7. Нет (неистомная работа – работа без устали)
  • Слайд 13

    Викторина по произведению И.С. Тургенева «Муму»

  • Слайд 14

    «...самым замечательным лицом был...»И.С. Тургенев

    • О ком сказал писатель?
  • Слайд 15

    Почему писатель дал своему герою имя Герасим?

    Герасим – «значительный», т.е. большой по величине, размерам; важный по значению; имеющий вес, влияние.

    Слайд 16

    Какого роста Герасим?

    • «... двенадцати вершков роста»
    • Вершок – старинная мера длины, равная 4,4 сантиметра.
    • Аршин – старинная мера длины, равная 0,711 метру.
    • 2 аршина + 12 вершков= 195,5 см
  • Слайд 17

    • Какую роль выполнял Герасим в доме барыни?
    1. содержал двор в чистоте (дворник)
    2. охранял дом (сторож)
    • Как он трудился?
    1. «в полчаса у него всё было готово»
    2. «усердно исполнял свои обязанности»
    3. «работал без устали»
    • Где жил Герасим?
    1. имел отдельное жильё (каморка)
  • Слайд 18

    • Почему барыня взяла Герасима в свой московский дом?
    1. «считался самым исправным тягловым мужиком»
    2. «славный он был мужик»
    3. «работал за четверых»
    • Как относились к нему другие слуги?
    1. «они его побаивались»
  • Слайд 19

    Почему И.С. Тургенев сделал своего героя немым?

    Поработаем с учебником:

    • с. 244 – высказывание литературоведа Ю. Селезнёва

    (литературовед – учёный, занимающихся изучением литературных произведений).

    Слайд 20

    Почему Герасим согласился с требованием барыни и утопил Муму, которую очень любил?

    Слайд 21

    • Как относиться к Герасиму И.С. Тургенев?

    «..самым замечательным лицом был дворник Герасим...»

    • Как своё отношение к герою писатель выражает?

    ИВС - средства художественной выразительности (сравнения, гиперболы, эпитеты)

  • Слайд 22

    Изобразительно-выразительные средства

    • Эпитет – художественное определение, подчёркивающее необычные свойства предмета.
    • Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим.
    • Гипербола – сильное преувеличение
  • Слайд 23

    Самостоятельная работа:

    • найдите примеры ИВС в описании Герасима.
  • Посмотреть все слайды

    Конспект


    СОШ № 3 г. Камышлова.

    Сообщения учащихся.

    1 сообщение.

    2 сообщение.





    Заключительное слово учителя.

    Разработчик: Цепелева С.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ
    СОШ № 3 г. Камышлова.

    Цель: формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера

    1. познакомить с лицейским периодом жизни поэта;
    2. развивать умения воспринимать звучащую речь и определять влияние жизненных событий на творчество писателя;
    3. воспитывать чувство гордости за славное имя поэта Кюхельбекера.

    Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из друзей Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером, узнаем о лицейской периоде жизни поэта и его творчестве.

    Сообщения учащихся.

    1 сообщение.

    Вильгельм Карлович Кюхельбекер - писатель и декабрист воспитывался в Царскосельском Лицее с Пушкиным, Дельвигом, Корфом и др., успел хорошо в науках и отличался необыкновенным добродушием, безмерным тщеславием, необузданным воображением, которое он называл поэзией, раздражительностью, которую можно было употреблять в дурную и хорошую стороны. Он был худощав, долговяз, неуклюж, говорил протяжно с немецким акцентом...

    Однако, не смотря ни на что, Кюхельбекер зарекомендовал себя как отличный ученик. До нас дошло много воспоминаний о странностях Вильгельма, однако эрудиция, знание языков, оригинальность суждений завоевали ему уважение товарищей. Среди интересов лицеиста - история и философия, восточные языки и фольклор и, конечно, поэзия - немецкая, английская, французская - и драматургия, а стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию не могли не вызывать уважение товарищей. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат.

    В дальнейшем Кюхельбекер служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым. 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.

    2 сообщение.

    Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Кюхельбекер был очень любим и уважаем. В его стихах было много мысли и чувства, но много и приторности.

    Страшно обидчивый, взрывающийся, как порох, он к тому же был предметом постоянных насмешек товарищей. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд".

    Пушкин любил Кюхельбекера, но жестоко над ним издевался. (видео)

    Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты были заряжены клюквою, и дело кончилось ничем...

    Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
    Узнал слепоты нерассветную тьму,
    И совести грозной узнал укоризны,
    И жаль мне невольницы милой отчизны.
    Заключительное слово учителя.

    Несмотря на все преграды судьбы Кюхельбекера, сегодня мы вспоминаем его как замечательного лицеиста, поэта и писателя, чьими произведениями наполнена кладовая классической литературы. Сегодня мы познакомились только с одним из друзей А.С. Пушкина, на следующем уроке мы узнаем об остальных друзьях - лицеистах.

    Скачать конспект
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook