Обучение у нателла тоидзе картины. Выставка нателлы тоидзе в нижегородском художественном музее
В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств 2 сентября в 11 часов состоится открытие персональной выставки известной московской художницы Нателлы Тоидзе. В последние несколько лет её ретроспективные выставки с успехом прошли в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде.
Нателла Георгиевна Тоидзе обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». В числе первых женщин – профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.
Н.Тоидзе родилась и выросла в Москве, где окончила факультет театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища «Памяти 1905 года». В её профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Выбрав станковую живопись, Тоидзе на протяжении многих лет успешно работает в разных её жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции.
С 1973 года Нателла Тоидзе стала регулярно участвовать в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской Академии художеств, она была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 года Нателла Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011 – действительный член РАХ. Участвовала в выставках Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и др. Работы Нателлы Тоидзе хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.
В экспозиции калужской выставки представлено более 20 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. На выставке экспонируются как ранние, так и недавно созданные работы Тоидзе: пейзажи, написанные в пастозной манере, близкой живописи «Бубнового валета», сложные по композиции и колориту изысканные натюрморты, сдержанные по цветовой гамме ландшафты средней полосы России («Московский дворик», «Северные мальвы»), подчеркнуто декоративные метафорические композиции (диптих «Флора и Фауна»).
— Нателла Георгиевна, это правда, что вы всегда пишете пейзажи только на природе? На выставке много фотографий, где вы работаете на натуре: в лесу, в деревне, в поле.
— Да, работаю на натуре в любое время года.
Мне важно видеть, слышать, ощущать всё вокруг холста: шорох листвы, игру света и теней, щебетанье птиц, движение воздуха. Надеюсь, это тоже входит в содержание картины и определяет её атмосферу. А это главное для меня.
— Да, сюжетика у вас практически отсутствует…
— Сюжет придумать несложно, но не думаю, что это относится к живописным решениям. Настоящая музыка волнует и без слов, не так как в песне. Часто слышим песню, где музыки практически нет, а слова должны слушателя взволновать. Мне интересно передать состояние окружающего меня мира чисто живописными средствами — сочетанием цветовых пятен, их расположением, ритмом, композицией… А натура как раз и даёт богатство состояний.
— В экспозиции много зимних пейзажей.
— Пишу часто зимой, пока не замёрзнут краски. Люблю писать снег, он всегда разный, и каждый раз для меня ставит новую живописную задачу.
— Искусствоведы пишут о внутреннем драматизме ваших картин.
— Я думаю, это связано с противоречивостью задачи — передать движение жизни, динамику материи в статике изображения. И мне это очень интересно, я пытаюсь передать опять-таки чисто живописными средствами некий процесс, какое-то движение в природе, изменение её состояния. Наверное, и работы поэтому так называются: «Перед снегом», «Оттепель», «После дождя», «Лето кончилось».
— А в мастерской не завершаете работу?
— Нет, никогда. Вся работа должна быть закончена на натуре. В мастерской другой свет, другое окружение, значит, другое состояние. И, как в музыке, одна фальшивая нота может испортить всё музыкальное произведение, в живописи один неверный мазок разрушит всё живописное состояние картины. Поэтому, наоборот, если я обнаруживаю какую-то неточность — возвращаю холст на натуру. Иногда из-за одного мазка, одного цветового штриха.
— С этим внутренним камертоном художник рождается или этому учатся?
— У всех, наверное, по-разному. Я с детства жила среди книг по искусству. Еще читать не умела, но бесконечно их листала, рассматривала. Мой отец, Георгий Тоидзе, был замечательным скульптором и графиком, он поставил много памятников, в том числе и в Москве. Мы жили на Поварской, 30, в особняке графа Шувалова, в той части, где раньше была домовая церковь. Там была папина мастерская, которую от жилой части отделяла большая стеклянная дверь. Я каталась на трёхколёсном велосипеде вокруг огромных скульптур, среди глины, пластилина, мешков с гипсом, среди натурщиков и натурщиц. А потом и сама стала лепить что-то своё. Отец сделал мне небольшой станок, и я всё время стала проводить в мастерской около отца.
— Вас поощряли в этих занятиях?
— Я из семьи потомственных художников, мой дед — Мосе Тоидзе, известный грузинский художник, ученик Репина, окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, там же познакомился с бабушкой, Александрой Сутиной, послушницей монастыря, учившейся на курсах иконописи. Дядя — Ираклий Тоидзе, знаменитый плакатист, автор замечательного плаката «Родина-мать зовёт!». Но никто не заставлял своих детей быть художниками. Понимали, знали, что те, кто отдаёт себя искусству, — должны сами этого очень хотеть. У моего деда было шестеро внуков и внучек, и я — единственный художник.
Отец, конечно, объяснял мне, что такое объём, глубина, пластика, и мне это было интересно. А в какой-то момент я почувствовала, что мне нужен цвет.
— Вот откуда скульптура цвета!
— Да, наверное. Поразительно, что именно так Паола Волкова писала о моей живописи как о скульптурной. Появились краски — акварель, потом масло. Но форматы уже тогда были большими.
— Сколько вам было лет?
— 8-9. Отец никогда не говорил мне: «Работай», хотя сами они были великими тружениками — и папа, и дед, и дядя. Всю свою жизнь они проводили в мастерской. Я хорошо это помню.
— Вам удаётся так работать?
— Не всегда. Всё-таки текущая жизнь вокруг требует от женщины большей отдачи — семья, родители, дети, внуки. Но работаю много и с удовольствием.
Кстати, единственное, что осталось у меня от Репина, — я узнала об этом намного позже, — это репинская палитра, как это ни забавно звучит. Когда я попросила масляные краски, папа купил их и показал, как надо и в какой цветовой последовательности выдавливать тюбики на палитру. Я так и стала работать. Но потом в художественной школе педагоги сказали, что краски лежат неверно, не в том порядке. Но я уже привыкла и палитру менять не стала. А как-то позже спросила у папы, почему именно так он открыл мне палитру. И он ответил, что так научил его отец, а того — учитель, Репин.
— А каким-то приёмам живописным вас не учили? При всей ясности и яркости вашего почерка, выставка показывает отсутствие как раз того, что можно назвать приёмом.
— Я как раз считаю, что найденный приём, который потом тиражируется художником, означает тупик. И, к сожалению, такие примеры всегда видны. Повторять найденное, цитировать себя, копировать раннее — конец творчеству. Иногда видно, как художник подчас акцентирует свой приём, агрессирует его, если так можно сказать, потому что другой дороги уже нет.
Я никогда не работала «приёмом», ставя каждый раз новую для себя задачу. Но это-то как раз самое интересное!
— Когда пишут о вашем новаторстве, как вы это понимаете?
— Наверное, имеется в виду, что занята исключительно живописью как таковой, то есть без помощи сюжетики, символов и знаков, возможностью только цветом передать состояние мира вокруг. Сейчас мало кто так работает. Хотя никогда не думала и не думаю о новаторстве, о традициях, о современности или нет.
— Скажите, Нателла Георгиевна, а как вы находите объект для работы, как выбираете его из множества подобных?
— Работаю я достаточно быстро, по-другому на натуре нельзя: уходит солнце, меняется свет, наплывают облака, собирается дождь или снег. Но выбираю объект долго и тщательно. И главное в этом — мне самой это должно быть интересно. Живописная задача меня должна волновать.
— Что вам даёт большой формат? Ведь это очень трудоёмко!..
— Очень, особенно зимой, но мне интересно — необходимо большое пространство. Я с трудом вмещаюсь в небольшие размеры.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— А как вы вообще задаётесь размером? Это ведь решается заранее, нужно подготовить подрамник, холст?
— В момент созревания задачи. Когда я нахожу объект, чувствую его состояние, начинаю видеть и формат, и размер будущей картины. То есть тоже там же — на натуре.
— А как рождаются ваши декоративные, символические вещи, которые делаются в мастерской?
— Да, в общем, так же. И в декоративных вещах я для себя решаю прежде всего задачи живописные. И меня это тоже должно волновать и увлекать. И главное здесь — волновать. Потому что, надеюсь, когда это волнение есть в художнике, его картина взволнует и зрителя.
В Москве в среду открывается выставка работ известного московского живописца, члена-корреспондента Российской Академии художеств Нателлы Тоидзе. Картины художницы можно увидеть до 31 октября в выставочных залах Российской Академии художеств по адресу: Пречистенка, дом 21.
Выставка включает как ранние работы художницы, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" (цикл "Сванетия", "Бабушкин двор", "Нарикала"), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Слеги", "Московский дворик", полиптих "Северные мальвы", "Оттепель").
Характерная черта творчества Тоидзе – непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Зима в Снегирях", "Дикий виноград", "В начале лета"), отмечается в пресс-релизе выставки.
Творческий метод художницы – работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор ("Заросли", "Август", "Перед снегом").
Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе – метафорических композиций ("Флора и Фауна", диптих "Антракт", "Охота").
"Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира", - пишет искусствовед Владимир Прохоров.
"Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы", - отмечает Прохоров.
Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.
Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического Художественного училища "Памяти 1905 года". В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.
Экскурсию по экспозиции и рассказала об особенностях работы на пленэре, о значении формы и цвета и о грузинских мотивах в своем творчестве.
От скульптуры к живописи
Если вы незнакомы с работами Нателлы Тоидзе, то название экспозиции может вызвать у вас ассоциации с яркой скульптурой из различных материалов. И, действительно, придя на выставку, вы увидите и цвет, и форму, но только на холсте.
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Антракт. Коломбина и Арлекин"
"Заниматься искусством я начала со скульптуры, поэтому, когда перешла на живопись, то интуитивно стала лепить форму цветом. Если подойти близко к моим работам, то можно увидеть, что они, как мозаика, собраны из множества пятен-мазков", — рассказывает автор выставки.
Само же понятие "скульптура цвета" принадлежит искусствоведу Паоле Волковой, которая, посетив одну из выставок Тоидзе, назвала её живопись скульптурной.
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "У камина"
Любовь к формам передалась Нателле от отца — Георгия Тоидзе, известного скульптора и графика. Семья жила в квартире, которая была нераздельна с мастерской. Именно там будущая художница проводила все свободное время, занимаясь лепкой из глины и пластилина. По воспоминаниям, у нее даже был свой небольшой станок. В девочке видели подающего надежды скульптора, но в 10-11 лет Нателла попросила купить ей краски: "Цвет всегда для меня имел большое значение. Я с детства любила наблюдать за оттенками, тенями и бликами, причем это происходило неосознанно".
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Рассада"
Кроме того Нателле были интересны холсты большого формата. И когда у нее еще не было мольберта, родители давали ей огромные листы, которые можно было разделить на несколько частей. Но Нателла использовала их целиком — клала на пол и рисовала, удлиняя кисточку.
Осталось у художницы и увлечение скульптурой. В дальнейших планах сделать совместную выставку цвета и формы: "Я давно об этом думаю, но со скульптурой больше технических проблем - для нее нужен материал, в следующий раз обязательно постараюсь реализовать эту идею".
Алена Савельева
Выставка "Нателла Тоидзе. Скульптура цвета" в Новом Манеже
Мастерская на открытом воздухе
Большинство полотен Нателлы Тоидзе - это пейзажи и натюрморты, а также декоративные и аллегорические композиции. Все, что связано с природой, художница пишет на пленэре. По её словам, только работа на открытом воздухе передает всю палитру чувств и эмоций от увиденного.
"Для меня главное - передать эмоциональное состояние природы, которое вместе со мной сможет прочувствовать сам зритель", — говорит Тоидзе.
На написание одного произведения обычно уходит три-четыре дня. Все это время Нателла Георгиевна проводит на открытом воздухе — художница никогда не дописывает работу в студии: "Если вдруг в мастерской я увижу какую-то неточность, то вместе с холстом возвращаюсь на натуру. Потому что на пленэре - свои законы письма: свет, краски, атмосфера. А неточный цветовой штрих (мазок) может загубить всё живописное состояние картины, как фальшивая нота может разрушить музыкальную гармонию".
Работа на открытом воздухе, конечно, несет в себе и определенные трудности (тем более, что размеры холстов огромные - до двух метров). Главная из них связана с погодой, которая должна быть одинаковой несколько дней, чтобы сохранялось состояние природы.
"Однажды, — вспоминает Нателла Георгиевна, — в последний день работы резко упала температура, и когда я принесла картину домой, мои домочадцы сразу заметили: "Пейзаж стал на пять градусов холоднее". Потому что холод - это изменение освещения, появление облаков и, конечно, другие цвета. Так что работать приходится очень быстро - состояние вокруг меняется с каждой минутой".
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Герцено. На Москве-реке"
Картины вокруг нас
Идеи для новых произведений, по словам художницы, приходят к ней по-разному: что-то она заметит во время прогулки, а что-то придумает, выстраивая очередную композицию. Но главная цель автора - это каждый раз ставить перед собой новые задачи, открывать что-то необычное и доносить это до зрителя: "Если я пишу зиму, то всегда пытаюсь показать ее в разном колорите, ведь в любом времени года множество состояний".
К таким картинам относится "Март", где Нателла Георгиевна хотела изобразить зимнюю композицию, но на дворе уже стояла календарная весна. Тогда она решила внести в работу декоративное начало и развесила на фоне снега узорчатые коврики, которые и стали основой произведения.
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Март"
А на соседней картине ("Снег сошел") зима уже окончательно отступила - ясное небо и яркое солнце, сухая земля и ожидающие почек деревья - все это создает осязаемое ощущение весны.
"Куст орешника был так ярко освещен солнцем, что, казалось, светится сам. Таким он и вошел в работу", — рассказывает пейзажистка.
Много на выставке и цветочных композиций, например, "Золотые шары", написанные в костромской деревне: "Я увидела, как цветы мощно проникают сквозь щели забора, и мне показалось интересным детально изобразить увиденное".
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Золотые шары"
Есть в экспозиции и натюрморты. Например, необычны по своей живописной задаче картины "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном", где автор экспериментирует с фоном: "Я хотела написать кусочки арбуза на алой скатерти, но так, чтобы они оставались целостными и не сливались с тканью".
Алена Савельева
Картины Нателлы Тоидзе "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном"
Такое своеобразное решение художница применяет и к казалось бы привычному образу Флоры и Фауны. Если богиню Флору обычно изображают голубоглазой белокурой девушкой с корзиной цветов, а Фауну сдержанной барышней в окружении животных, то Нателла Георгиевна их видит сначала чернокожими женщинами, погруженными в ночной зной некого тропического мира ("Флора и Фауна/диптих"), а затем и вовсе северными красавицами в прохладе леса ("Северные Флора и Фауна/диптих").
Алена Савельева
Работа Нателлы Тоидзе "Северные Флора и Фауна/диптих"
Грузинские мотивы
Подмосковные пейзажи сменяются колоритными зарисовками Грузии. Здесь можно увидеть мосты Кутаиси, Сванские башни Ушгули и, конечно, уютные дворики Тбилиси. Эта серия картин самая ранняя на выставке (70-80-е гг).
"Когда мой отец был жив, он любил показывать мне Грузию, мы много путешествовали и заранее планировали весь маршрут".
Алена Савельева
Картина Нателлы Тоидзе "Кутаиси. Железный мост"
Грузинская серия очень отличается от остальных картин. По словам автора, дело не только в смешанной технике - произведения написаны пастелью и акварелью, но и в других ощущениях: "Каждый раз, когда я работаю, пишу то, что чувствую, поэтому необычное цветовое решение связано именно с теплой и яркой атмосферой Грузии".
Больше половины серии - это Сванетия, где художница работала около недели. На своих картинах Тоидзе, кроме знаменитых башен, показала традиционную уборку сена, закат в Ушгули, а также горные массивы, на фоне которых виднеются разноцветные крыши сельских домиков.
Алена Савельева
Картины Нателлы Тоидзе "Сванетия"
По-своему Нателла Георгиевна чувствует и Тбилиси: "Если вспомнить старую часть Тифлиса, то город кажется перламутровым, как раковина, настолько тонкие у него оттенки".
Любовь к Грузии у пейзажистки выражается не только в картинах, она часто бывает в Тбилиси, где, кстати, находится дом-музей ее дедушки, известного живописца и любимого ученика Репина, Мосе Тоидзе: "Я бы с удовольствием привезла эту выставку в Грузию. Если пригласят, то обязательно приеду".
Алена Савельева