Налоговая политика РФ: сущность и цели. Основные направления налоговой политики

Сущность и значение налоговой политики

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

  • Ш обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • Ш созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • Ш сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики .

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.

Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

  • * управления;
  • * информирования (пропаганды);
  • * воспитания;
  • * консультирования;
  • * льготирования;
  • * контролирования;
  • * принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития.

Информирование (пропаганда) -- деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование деятельность финансовых органон по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную па достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение -- деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Налоговый платеж- форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством.

Налоговая политика - это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.

Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем:

  • изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
  • коррекции налогового механизма и его составляющих - базы, ставок и льгот;
  • регулирования налогового бремени.

Цели налоговой политики

  • Финансовое обеспечение бюджетов. Своевременное пополнение бюджетных доходов в достаточном объеме - основа благосостояния нации, обороноспособности, подспорье для поддержания экологического баланса.
  • в социально неоднородном обществе, материальная поддержка отдельных слоев населения – инвалидов, сирот.
  • Обеспечение оптимального уровня экономической активности и определенного поведения владельцев значимого имущества.
  • Стимулирование позитивной деятельности - внедрения инноваций, капитальных вложений, создания рабочих мест.

Налоговая политика как часть государственной деятельности

Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику с целью:

  • сокращения амплитуды ее циклических подъемов и спадов;
  • регулирования ВВП.

Если экономика государства переживает спад, применяется стимулирующая налоговая политика. Сокращается , вводятся льготы для предприятий пребывающих в упадке отраслей. В совокупности с наращиванием объема госззакупок и бюджетными трансфертами это увеличивает совокупный выпуск и стимулирует спрос.

В период чрезмерного экономического роста и роста инфляции правительство увеличивает налоги. Это снижает уровень экономической активности и сокращает совокупный спрос.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – определение налоговой политики государства;
  • – цели и задачи налоговой политики;
  • – стратегию и тактику налоговой политики;
  • – виды налоговой политики государства;

уметь

– анализировать взаимосвязи налоговой политики с экономической, финансовой, бюджетной и денежно-кредитной политикой государства;

владеть

  • – культурой мышления;
  • – способностью к экономическому образу мышления;
  • – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.

Налоговая политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты

Составной частью экономической политики государства является налоговая политика. Возрастание роли налогов в современном обществе, значимость налоговой системы как неотъемлемого элемента рыночной экономики обусловливают роль и значение налоговой политики государства. Под воздействием налоговой политики развивается налоговая система. Налоговая политика государства оказывает непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета, на уровень налоговой нагрузки в национальной экономике. Налоговая политика в области прямого налогообложения оказывает влияние на предпринимательскую активность, а значит, на темпы экономического роста. Налоговая политика в области косвенного налогообложения сказывается на инфляционных процессах в обществе. Налоговая политика самым тесным образом связана с бюджетной политикой и социальной политикой государства. Также следует отметить связь налоговой политики с финансовой и денежно-кредитной политикой государства.

В самом общем виде налоговую политику можно определить как совокупность мероприятий государства в области налогов. Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение налоговой политики: "Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики" . Из данного определения следует, что налоговая политика (как, впрочем, и любой другой вид политики государства) представляет собой субъективную деятельность людей. Государственные деятели разрабатывают налоговую политику, формулируют цель налоговой политики, ставят задачи по ее достижению, разрабатывают законы, посредством которых реализуется налоговая политика. Однако субъективная деятельность людей приносит желаемые плоды только в том случае, когда она опирается на объективные явления и объективные экономические законы. Только при соблюдении данного условия налоговая политика государства становится научно обоснованной, способствующей развитию общества. Объективной основой налоговой политики как субъективной деятельности политиков и законодателей являются присущие налогам функции (фискальная и регулирующая). Налоговая политика, прежде всего, ориентируется на максимальную реализацию потенциала фискальной функции налогов, что позволяет формировать доходы бюджета в объеме, достаточном для выполнения государством принятых на себя обязательств перед обществом. Однако налоги не должны разорять бизнес и население. Задача государства в том, чтобы посредством налоговой политики создать такие условия, которые бы стимулировали предпринимательскую активность, развитие экономики, высокие темпы роста. Успешно развивающаяся экономика, кроме того, позволяет государству эффективно решать социальные задачи. Именно научно обоснованная налоговая политика позволяет сформировать такую налоговую систему, которая способствует развитию предпринимательства и на этой основе обеспечивает наполнение доходной части бюджета для решения поставленных социально-экономических задач.

Налоги по своей экономической природе являются принудительным, законодательно установленным платежом. Поэтому налоги неразрывно связаны с законодательной деятельностью государства. Мероприятия государства в области налогов осуществляются только через принятие соответствующих законов, нормативных актов. Из всего сказанного выше следует, что определение налоговой политики как системы мероприятий государства в области налогов сегодня не отражает в полной мере содержания налоговой политики. Требуется более широкий подход к дефиниции налоговой политики. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов .

При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели. Следует отметить, что цели налоговой политики отражают функции налогов. Можно выделить фискальные, экономические и социальные цели налоговой политики государства. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Цель налоговой политики не является абстрактным понятием. Цели налоговой политики всегда конкретны. Они конкретны для каждой страны и для каждого периода развития. Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов: уровень развития экономики в целом, уровень развития налоговой системы, экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка политических сил в обществе.

Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики. Задачи налоговой политики весьма разнообразны и всегда отражают конкретную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.

Задачи налоговой политики различаются по своей сложности. Поэтому для их решения требуется различная продолжительность времени. В зависимости от длительности периода реализации задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, таких как разработка концепции налоговой политики, определение тенденций развития налоговой системы страны, проведение налоговых реформ. Налоговая стратегия рассчитана на длительную перспективу. В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики. Для решения тактических задач необходимы менее продолжительные временные отрезки. К налоговой тактике можно отнести решение таких задач, как развитие отдельных норм налогового законодательства, совершенствование механизма исчисления и уплаты отдельных налогов, повышение эффективности налогового контроля.

Стратегия и тактика налоговой политики взаимосвязаны. Налоговая стратегия предопределяет постановку тактических задач. В свою очередь решение тактических задач налоговой политики является механизмом реализации налоговой стратегии.

В зависимости от государственного устройства выделяют уровни налоговой политики. В унитарных государствах налоговая политика существует на двух уровнях: общегосударственный и местный. В федеративных государствах налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Каждому уровню соответствует субъект налоговой политики.

ДЛЯ СПРАВКИ

Расширение прав субъектов налоговой политики в странах Западной Европы способствовало формированию в середине XX в. теории налоговой конкуренции. Суть данной теории состоит в следующем. Снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, а также высокий уровень предоставляемых публичных благ делают территорию привлекательной для проживания и ведения бизнеса. Субъекты налоговой политики начинают вести конкурентную борьбу за привлечение к себе налогоплательщиков. Приток налогоплательщиков в свою очередь позволяет расширять налоговую базу по отдельным налогам и собирать большие объемы налоговых поступлений в местные бюджеты.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы и поселения). Федеральное законодательство закрепляет за каждым субъектом определенные полномочия в области проведения налоговой политики. Так, например, в России субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право вводить и отменять региональные и местные налоги, устанавливать по этим налогам налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным налоговым законодательством. Также им даны широкие полномочия по установлению налоговых льгот. Субъекты налоговой политики имеют возможности для создания благоприятных условий хозяйствования, развития региональной экономики, повышения жизненного уровня населения региона.

Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых государство осуществляет налоговую политику. Такими инструментами выступают налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.

Налоговая ставка является важным инструментом налоговой политики государства. Выбор вида налоговой ставки (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная) оказывает воздействие на формирование доходов бюджетов различных уровней, на стимулы предпринимательской деятельности, а также на реализацию принципа справедливости налогообложения и перераспределение доходов. Повышение или понижение налоговой ставки самым тесным образом связано с объемами поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Однако установление необоснованно высоких налоговых ставок может привести к вывозу капитала за рубеж, "бегству" налогоплательщиков из страны, росту теневой экономики, сокрытию доходов, к снижению предпринимательской активности. Применение регрессивной налоговой ставки по единому социальному налогу (ЕСН) в свое время в существенной мере способствовало решению проблемы вывода заработной платы из тени . Использование прогрессивной налоговой ставки при обложении доходов и имущества физических лиц признано более справедливым, чем пропорциональное налогообложение. Прогрессивная налоговая ставка позволяет государству в большей степени осуществлять перераспределение доходов населения.

В настоящее время важнейшим инструментом налогового механизма признаны налоговые льготы. С их помощью государство активно осуществляет налоговое регулирование экономики и социальных процессов. Создавая более льготные условия налогообложения для субъектов инновационной деятельности, для инвесторов государство стимулирует инновационный рост экономики. Посредством налоговых льгот государство оказывает поддержку отдельным группам населения, которые не могут по объективным причинам иметь высокие доходы (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи). Немаловажное значение имеют налоговые льготы и для поддержки развития малого предпринимательства, которое обеспечивает занятость населения, развитие определенных ниш экономики, внедрение инноваций.

Существенным инструментом налоговой политики является такой элемент налогообложения, как налоговая база. Порядок формирования налоговой базы непосредственно влияет на отклонение эффективной налоговой ставки от ее законодательно установленного уровня (номинальной налоговой ставки). На величину налоговой базы, а значит, и на сумму уплаченного налога влияют, прежде всего, амортизационная политика и законодательно установленный порядок определения даты реализации.

Важным инструментом налогового механизма является налоговая санкция. Под налоговой санкцией понимается денежное взыскание (штраф), которое применяется при совершении налогового правонарушения. Налоговая политика государства призвана осуществлять справедливое налогообложение. В современном обществе вопросы справедливости приобретают особую важность и остроту. Уклонение от уплаты налогов, нарушение налогового законодательства ставит добросовестных налогоплательщиков в неравные конкурентные условия. Без наказания нарушителей налогового законодательства, без реализации принципа неотвратимости наказания налоговая политика, налогообложение не могут быть признаны справедливыми.

  • Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 605.
  • Определение налоговой политики приведено в учебнике: Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб, пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011 . С. 81.
  • В 2010 г. ЕСН был отменен. В настоящее время взамен ЕСН организации и индивидуальные предприниматели платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды.

Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, которые стоят у власти.

На государственном уровне основная цель налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения - фискальной и регулирующей.

Таким образом, основной целью налоговой политики правительства является наряду с соблюдением фискальных интересов обеспечение сохранения данной экономической и политической системы, ее поступательного развития, возможность достижения которого заложена в рациональном налоговом регулировании экономических отношений и пропорций. Инструментом проведения налоговой политики в жизнь, ее практической реализацией становятся конкретные законы и другие законодательные акты.

Основными задачами налоговой политики государства являются:

  • обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  • создание условий для регулирования экономики;
  • обеспечение социальной справедливости при налогообложении.

Современная налоговая политика экономически развитых государств определяется в своей основе концептуальным подходом, которого придерживается правительство, пришедшее к власти. Различные и нередко полярные взгляды на налог как форму государственного регулирования экономической деятельности, как правило, обусловливаются тем, сторонником какой экономической школы является данное правительство и как решается вопрос о формировании и распределении финансовых ресурсов общества в рамках данной школы, теоретической концепции.

Развитие современной теории налогообложения отражается в системах взглядов экономистов трех основных направлений, определивших состояние экономической науки: классического, кейнсианского и монетаристского.

Глубокий след в теории налога, в том числе и новейшей, оставила классическая (неоклассическая) школа и выделившееся из нее в начале 70-х гг. XX в. неоконсервативное направление. Основоположники классической научной школы (А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сей, Дж. Милль) признавали за налогами исключительно роль источников государственных доходов. В последующем эта система взглядов оформилась в трудах П. Самуэльсона, Р. Масгрейва, Б. Босуорта, М. Фельдстейна, П. Хейне и др. Классическая школа опирается на представление о возможности решения большинства экономических задач, опираясь исключительно на рыночный механизм. Логика фетишизации рыночных отношений неизбежно приводит к выводу о необходимости ограничения государственного вмешательства в экономику. Регуляционный потенциал рынка, а соответственно и воззрений классической школы, объективен и несоизмеримо выше, чем субъективное государственное регулирование. Отсюда вмешательство государства нарушает состояние равновесия, на которое настраивает экономику рынок, и поэтому функции государства следует максимально ограничить. Соответственно налогообложение не должно противоречить свободному предпринимательству и быть обременительным для граждан. Вслед за А. Смитом классическая школа утверждает, что налоги представляют собой неизбежное зло. Один из ярких представителей классической школы Ж.-Б. Сей (1767-1832) писал, что «самое лучшее управление - то, которое наименее деятельно» и «наилучший из всех финансовых планов - это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов - это наименьший» . Исходя из этого можно утверждать, что налоги являются необходимым инструментом, с помощью которого правительство достигает общественно-политических целей. Однако ввиду того, что налогообложение подразумевает принуждение, оно неизбежно оказывает влияние на функционирование рынка и предпринимательскую инициативу. Цель же налоговой политики государства - минимизировать неблагоприятные эффекты налогообложения, нейтрализовать налог.

Классическая теория со временем оформились в концепцию государственных услуг, предложенную американским экономистом П. Самуэльсоном (1915-2009). Он ввел в научную терминологию понятие «общественный товар», под которым понимаются товары и услуги, сочетающие три свойства: они неделимы среди членов общества, доступны всем и предлагаются государством, минуя рынок. К общественному товару относятся, например, услуги армии, правоохранительных органов, пожарных и т.п. Гражданин потребляет данные услуги и при этом не может от них отказаться. Здесь налоги рассматриваются как своеобразная плата за государственные услуги. В развитых странах неуплата налогов относится к тяжким видам преступлений, поскольку, потребляя бесплатно общественный товар, неплательщик обкрадывает все общество.

Дальнейшее развитие этой концепции встречается у Р. Масгрейва (1910-2007), согласно которому общественный товар есть товар, удовлетворяющий общественные нужды. Отличие общественных нужд от частных состоит в том, что удовлетворение извлекается любым индивидуальным потребителем, независимо от его собственного вклада, который возмещает лишь малую часть общей стоимости услуг. Итак, взимаемые налоги призваны покрывать лишь затраты по предоставлению государственных услуг. Поскольку в общественных товарах заинтересованы все члены общества, Р. Масгрейв полагает, что плательщики налогов должны добровольно нести налоговое бремя. В то же время П. Хейне скептически отмечает эгоизм налогоплательщиков - стремление к получению общественных товаров на сумму большую, чем сумма внесенных налогов, что оправдывает общепризнанное и исключительное право государства на принуждение, означающее ограничение свободы выбора.

В целях построения правильной налоговой политики важно решить вопрос, какова должна быть оптимальная доля дохода, передаваемого частным сектором в качестве платы за государственные услуги. Но не менее существенно и то, какие конкретно субъекты и на каком этапе образования дохода должны платить налоги. Что лучше облагать: прибыль корпораций, индивидуальные доходы или капитал и сбережения?

Проблема видов налогов занимает особое место в теории налога. Классическая школа и в этом вопросе исходит из необходимости нейтрализации налога. Так, П. Самуэльсон считал налог на компании наиболее спорным налогом. И справедливость, и эффективность его - т.е. оба критерия оптимального налога - подвергаются нападкам большинства экономистов - неоконсерваторов. Под абсолютностью корпорационного налога ученый понимает обложение общей суммы корпорации, в том числе нераспределенной прибыли. Распространение получила точка зрения, что компании как таковые не являются исходящим субъектом обложения. Прибыли, которые они получают, есть прибыли индивидуумов и, следовательно, должны облагаться личным подоходным налогом после распределения. Главный аргумент заключается в экономической несправедливости корпорационного обложения: в то время как прибыль некорпорированного сектора (предприятия, принадлежащие единоличным владельцам или партнерам) облагается единожды индивидуальным подоходным налогом.

Основная идея учения английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946), выраженная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), - обоснование необходимости государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, аргументированное неспособностью экономики к эффективному саморегулированию и цикличностью ее развития. По мнению Дж.М. Кейнса, налоги существуют в обществе для регулирования экономических отношений. Вопрос о том, как лучше регулировать совокупный спрос, находился в центре внимания экономистов с 30-х до 70-х гг. и получил, в частности, освещение в трудах А. Хансена, Г. Мюрдаля, А. Лернера и др.

«Эффективный спрос», выражающий равновесие между производством и потреблением, - понятие, введенное Дж.М. Кейнсом, - является частью антикризисной политики государства. Налоги в сочетании с бюджетными и кредитными рычагами должны играть роль внутреннего регулятора экономики, а варьируя налоговые ставки, правительство может активно влиять на подвижность экономических циклов. На стадии спада налоговые ставки рекомендуется снижать для стимулирования экономики, а на стадии подъема - повышать для сдерживания слишком стремительного роста. Оптимальный вариант представляет собой сбалансированность бюджета в пределах цикла при образовании любой величины дефицита в годы кризиса. Однако такое решение является теоретически возможным лишь в случае совершенно симметричного цикла. Если этот цикл имеет инфляционный наклон, то возникает оправдываемый хронический дисбаланс бюджета.

Равным образом с помощью налогов можно влиять на уровень сбережений и инвестиций. Излишние сбережения могут препятствовать экономическому развитию, поэтому подлежат изъятию с помощью использования прогрессивных налоговых ставок с тем, чтобы с помощью бюджетной системы превратиться в источник государственных инвестиций.

Согласно кейнсианской модели регулирования экономики налоги преследуют не только фискальную цель, но и в гораздо большей степени выполняют регулирующую функцию, являясь средством преодоления и сглаживания последствий циклического развития экономики, устранения возникших диспропорций между объемом производства и совокупным платежеспособным спросом. Налоги целесообразно использовать как своего рода внутренний стабилизатор экономики.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х гг. прошлого века профессором экономики Чикагского университета М. Фридменом (1912-2006), по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, зависящее от количества денег и банковских процентных ставок. Монетаристская школа представляет собой некую смесь классических и кейнсианских постулатов. Из классической школы монетаризм почерпнул признание приоритета рынка как саморегулирующейся системы. Поэтому некоторые ученые считают монетаризм одним из направлений неоклассической теории. С кейнсианством монетаризм объединяет признание возможности эффективного регулирования рыночных отношений, однако монетаристы сужают сферу данного регулирования денежным обращением. При таком подходе манипулирование налоговой ставкой оказывает понижающее или повышающее воздействие на величину денежной массы в обращении, а через нее и на размер инфляции. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако, если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения.

Все три экономические школы различаются предлагаемыми методами воздействия на рыночную экономику, в том числе и с помощью налогов. С точки зрения налогов последствия такого вмешательства носят вполне определенный характер: либо в распоряжении участников рынка остается больше денег, либо меньше. Больше денег государство оставляет в период экономического спада для стимулирования производственной деятельности (по Дж.М. Кейнсу) или при небольшой инфляции (по М. Фридмену) также для стимулирования производственной деятельности. Наоборот, для сдерживания производства в фазе экономического подъема и при борьбе с инфляцией налоги следует повышать.

Различают следующие типы налоговой политики:

  • 1) политика максимальных налогов, характеризующаяся повышенным налоговым бременем (Например, в начале XX в. в Тибете взималось около 2000 налогов, в том числе на свадьбу, рождение детей, за право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабан. В 1926 г. Тибет начал создавать армию, и срочно понадобились еще деньги, а все обычные налоги уже были - тогда далай- лама ввел налог на уши.);
  • 2) политика достаточных налогов способствует развитию предпринимательства, обеспечивая благоприятный налоговый климат, при необходимом финансировании государственных расходов;
  • 3) политика минимальных налогов предусматривает низкий уровень налогообложения, но при этом сокращаются государственные расходы, а значит, в первую очередь и социальная защищенность населения. Зато, как гласит народная мудрость, при небольших налогах можно жениться по любви.

Истории известны факты, когда налоговая политика может решать и иные задачи. Например, в Германии в начале XX в. был введен налог на уксусную кислоту. Это было связано с необходимостью создания искусственной уксусной кислоты, чтобы не расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена, и регулирующая экономическая цель достигнута.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты и порядок исчисления налогов, ответственность за налоговые правонарушения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы. Поскольку налоги имеют императивный характер, возникает потребность в их организации и установлении особой системы управления налоговыми отношениями.

Управление - это воздействие на объект с целью изменения (сохранения) состояния (поведения, действий), осуществляемое в рамках системы организованных отношений, именуемой системой управления. Управление не может осуществляться без организации, при этом его основными функциями являются: оценка обстановки; выработка и принятие решения; планирование; доведение до исполнителей целей и способов реализации конкретных практических действий; расстановка сил и средств; координация и взаимодействие субъектов управления; контроль; оценка результатов.

Организация управлением налогообложением играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики. Именно от нее зависит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рынка.

Управление налогообложением является комплексным понятием, которое включает в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент регулирования экономических процессов. В результате обеспечивается решение следующих задач, включая управление:

  • 1) налоговыми отношениями в обществе;
  • 2) контролем за сбором налогов;
  • 3) финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата, связанная с вопросами налогообложения, направлена на решение двух основных задач: общенациональных на макроуровне и специфических на микроуровне.

Общенациональные задачи управления:

  • 1) формирование централизованных бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • 2) установление оптимального распределения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • 3) составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов и использование данных учетной и статистической отчетности, а также иной информации для принятия решений.

Специфические задачи управления:

  • 1) организация налогообложения юридических и физических лиц;
  • 2) разработка научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налоговой базы, методологий и методик налогообложения;
  • 3) контроль за полнотой и своевременностью налоговых поступлений, а также противодействие уклонению от уплаты налогов.

Ролью налогов в формировании бюджетных доходов предопределена необходимость обеспечения законности и дисциплины деятельности всех участников налоговых правоотношений, в том числе с помощью такого правового способа, как контроль.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение налоговой политики государства.
  • 2. Какие цели ставит перед собой налоговая политика?
  • 3. Перечислите типы налоговой политики.
  • 4. Можно ли сознательно использовать регулирующую функцию налогов?
  • 5. Назовите основную цель налоговой политики.
  • 6. Каковы социально-экономические последствия политики достаточных налогов?
  • 7. Каковы социально-экономические последствия политики минимальных налогов?
  • 8. Какие основные теоретические направления развивают теорию налогов?
  • 9. В чем заключается основная идея теории монетаризма?
  • 10. На каком постулате основывается классическая экономическая теория?
  • 11. Для каких целей целесообразно использовать налоги согласно кейнсианской модели регулирования экономики?
  • Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.:ИНФРА-М, 1996. С. 27.

налоговый агент сбор пеня залог

Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика -- это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

фискальную - мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

экономическую - целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

социальную - относительная ликвидация пли сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;

экологическую - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, таки к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации па своих территориях;

контрольную - за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов ин- формация используется государством для принятия оперативно- тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического раз- вития территорий и страны в целом;

международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

Стабильности налоговой системы;

Равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

Одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook