Можно ли посещать гору афон женщинам. Почему женщинам нельзя на Афон и в некоторые мужские монастыри

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил гору Афон, чтобы отметить тысячелетие присутствия там русских православных монахов. Эта гора - фактически полуостров площадью 335 квадратных метров - является самым большим участком в мире, куда запрещен вход женщинам (причем не только людям, но и самкам животных). Но почему существует подобный запрет?

Мужской монастырь - не место для женщин

Если вы хотите посетит гору Афон, первое, что вам нужно сделать - это отправить копию паспорта в паломническое бюро горы Афон. Ежедневно 100 православных и 10 неправославных паломников отправляются на трехдневный постой в одном из двадцати монастырей, расположенных на полуострове. При этом женщинам придется забыть о подобной идее, в то время как мужчины будут садиться на корабль в одном из двух ближайших портов. Женщины не допускаются на гору Афон уже в течение тысячи лет - более того, им нельзя приближаться более чем на 500 метров даже к побережью полуострова.

Почему существует запрет?

Устав, принятый еще в десятом веке, гласит, что самки животных не могут вступать на территорию горы Афон. При этом про женщин в уставе не сказано ни слова, так как в те времена все знали, что женщины не допускаются в мужские монастыри. Оказывается, это был простейший способ обеспечить соблюдение мужчинами-монахами целибата. Однако гора Афон отличается от других подобных случаев тем, что весь полуостров рассматривается как один большой монастырь.

Легенда

Однако существует другая причина запрета допуска женщин на гору Афон, и она связана с православными традициями. Одна из религиозных историй православия гласит, что Дева Мария сбилась с курса, когда плыла на Кипр. В результате она оказалась на горе Афон, которая ей понравилась так сильно, что она просила своего сына, чтобы он предоставил ей эту гору как ее собственную - и он согласился. До сих пор эту территорию называют «садом Божьей Матери», и она полностью посвящена Деве Марии. Считается, что она - единственная, кто представляет свой пол на горе Афон.

Недоступные продукты питания

Это относится как к людям, так и к животным - но за исключением кошек. На территории горы Афон живет большое количество кошек, и это очень хорошо, так как они прекрасно ловят мышей. Именно поэтому монахи стараются не обращать внимания на то, что в действительности это также самки. Таким образом, получается, что молочные продукты и яйца не могут быть получены на полуострове - их привозят из других мест. Но сами монахи практически не едят молочные продукты - в основном это сыр. Монахи любят сыр в салатах. На Пасху им привозят яйца, которые они окрашивают в красный цвет. Это общепринятый стандарт. Естественно, сами они не могут получить эти яйца, так как курицы не могут находиться на территории полуострова. Исключение делается не только для кошек, но и для диких животных, которых просто невозможно было бы контролировать.

Мальчики и евнухи

Что касается мальчиков, в последние годы политика стала гораздо более гибкой и мягкой. Одним из главных правил всегда было то, по которому на гору Афон разрешалось отправляться только тем мужчинам, которые способны отрастить бороду. Также в Византийский период существовал запрет на нахождение там евнухов и мальчиков. Причина подобного запрета заключалась в том, что существовала вероятность того, что женщина сможет проникнуть в монастырь под видом евнуха или мальчика. Сегодня же мальчики довольно часто появляются на горе, однако только в том случае, если их сопровождают взрослые мужчины, обычно их отцы. На гору приезжают даже совсем маленькие дети в возрасте всего лишь десяти лет. И монахи крайне снисходительны по отношению к ним - им очень нравится, когда рядом с ними есть дети. Так что на сегодняшний день мальчикам разрешено посещать гору Афон, но только в сопровождении взрослого мужчины.

Женские визиты

Но, несмотря на запрет, женщины все же посещали этот полуостров. Во время греческой гражданской войны, где-то между 1946 и 1949 годами на горе Афон предоставлялось убежище местным крестьянам, среди которых были девочки и женщины. В 1953 году Мария Поимениду посетила гору, замаскировавшись под мужчину, что вынудило греческое правительство на законодательном уровне запретить визиты на полуостров - нарушителям этого закона грозит до 12 месяцев лишения свободы. А совсем недавно, в 2008 году, четыре молдавские женщины были оставлены на полуострове украинскими контрабандистами. Они были задержаны полицией, но вскоре отпущены - офицеры сообщили, что эти женщины были прощены монахами.

Раздел сайта: - Паломничество по святым местам.
Греческая общественность возмущена недавним решением голландского суда и резолюцией Европарламента.

Напомним, в январе суд признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает право монахов Афонского монастыря не допускать женщин на Святую гору. Сразу же последовала официальная реакция: представитель правительства Христос Протопапас напомнил дотошным и сующим всюду свой нос европейским поборникам «прав человека», что право афонской монашеской республики запрещать женщинам посещать Святую Гору утверждено в договоре о присоединении Греции к ЕС и дискутировать здесь попросту не о чем.

«Тем не менее, как говорят китайцы, дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Сейчас о правах женщин дискутируют во многих организациях ЕС; по юридической схеме, принятой в Евросоюзе, дело, рассмотренное голландским судом, вполне может дойти до европейского суда в Страсбурге.

Между тем, и в самой Греции встречаются полярные мнения. Есть и активные сторонники отмены упомянутого запрета. В частности, член европейского парламента от Греции Анна Караман у, которая убеждена, что «это решение было принято тысячу лет назад в эпоху черного средневековья в Европе», «отражает социальные реалии того времени» и «сегодня вместе с признанием равенства полов и прав женщин не может более быть действительным».

Особую позицию заняла первая греческая журналистка, которая занималась вопросами запрета посещения женщинами Афона, - Фотини Пипили:
«…Считаю, что причины ситуации, сложившейся на сегодняшний день, - в политике самой монашеской республики, в том, что Афон открыл свои двери всякого рода известным принцам, королям, актерам, кутюрье, парикмахерам и туристам со всего мира. Насколько мне известно, мистицизм и строгость Святой Горы были потеряны с того момента, как монахи начали ездить на джипах, пользоваться услугами и современными технологиями. Дорогу проторили сами монахи космополитической политикой последних десятилетий. Поэтому я считаю неприемлемым сохранение этой дискриминации, ведь монастыри финансируются в значительной мере из источников европейских граждан, мужчин и женщин. Я не могу принять того, что мне запрещают доступ к сокровищам Православия, малой частью которого я себя считаю».

О сохранении традиции в противовес всепроникающему модернизму напоминает, однако, известная певица София Воссу:
«…Несмотря, однако, на мое желание (отправиться с паломничеством на Афон - С.С.), мне кажется, что все надо оставить так, как это было определено традицией. Ведь не так уж плохо иметь какую-то традицию. Мне кажется, что все модернисты грозят дать нам некое общество, лишенное уважения и собственного «я»… Если, в конце концов, будет отменен запрет на посещение Афона, то это все равно, что отмена рождественской елки или самого Рождества. Я бы была первой, кто поехала на Афон, - если бы моя церковь согласилась. А пока я продолжаю хранить традиции моей церкви, поскольку я - православная христианка… Я уважаю церковь и ее законы».

Есть и более жесткие высказывания. Лианы Канелли - известной журналистки и телеведущей, сторонницы запрета на посещение женщинами Афона:
«Сегодня урбанизация и модернизм несут разрушение через развлечение. Часть Освенцима была превращена в дискотеку, таким образом, место величайшей трагедии стало местом отдыха. Есть компании, которые зарабатывают деньги на подводных туристических прогулках в места, где были проведены атомные подводные испытания… В этом мире вы считаете отмену традиционного запрета доступа женщин на Афон - прогрессом? В то время как доступ женщинам еще запрещен в Афинский клуб! В 1821 году Святая Гора приняла у себя женщин и детей, чтобы их спасти. В целом меня не очень интересует, имею ли я право пить кофе с кардиналами в Ватикане, или стоит ли создавать смешанные монастыри. Вера есть дело - сугубо личное. Но вот если кто-то захочет нарушить неприкосновенность Святой Горы, я приложу все усилия, или организую блокаду, чтобы им помешать…»

Министр культуры Греции Евангелос Венизелос на днях заявил, что греческое правительство не будет выполнять резолюцию Европарламента, призывающую снять запрет на посещение женщинами Афона (резолюция обязательного характера не носит). Министр, со своей стороны, подчеркнул, что Афон есть уникальная монашеская республика на севере Греции. Эта республика обладает особым правовым статусом. Тысячелетняя традиция, по которой вход женщинам на полуостров закрыт, - подтверждена конституционными актами Евросоюза и греческой конституцией.

Кроме того, добавил Венизелос, Афон - не единственное место в Европе, где сохраняются определенные запреты для женщин по религиозным соображениям. Министр прозрачно намекнул парламентариям на «двойные стандарты», заметив, что, по меньшей мере «странно - Европарламент занимается запретом женщинам посещать Афон и не обращает внимания, например, на тот факт, что в Ватикане в правительственных органах участвуют только мужчины, а глава государства избирается органом исключительно мужским по составу…»

Напомним, запрет посещать Афон женщинам существует более тысячи лет - еще с 9 века, когда византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Монашеское государство Афон, расположенное на севере Греции, выступило с протестом против нарушения его границ женщинами. Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес парламентской партии Леворадикальный союз (СИРИЗА). Депутат от этой партии Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду была среди женщин, которые в январе демонстративно вошли на территорию Афона.

В послании с Афона говорится о "демонстративном и провокационном" нарушении аватона – векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.

Напомним, что 8 января 2008 года греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили "символическое попрание" запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.

Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон", установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы", единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.

Греческий уголовный кодекс прямо запрещает женщинам вход на Афон, нарушительницам грозит тюремное заключение. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон в порядке обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство заявило, что по-прежнему будет уважать древнюю традицию.

Даже в ХХI веке можно встретить православные обители, куда женщине вход запрещен. Женщинам нельзя на Афон и еще как минимум в два монастыря. Существует ли в Церкви дискриминация по половому признаку? Почему только мужчины становятся священниками и входят в алтарь? Подробнее об этом читайте в статье.

В наше время православные монастыри все реже воспринимаются как места глубоко уединенной жизни братии или сестер. Толпы паломников с разных уголков планеты регулярно посещают христианские обители. Но все же существуют места, где иноки полностью уединяются от мирских соблазнов.

Раньше все было совсем не так: обители были более закрытыми, попасть в них мог далеко не каждый. Более того: в византийские мужские монастыри не пускали представительниц слабого пола. Даже в наше время существуют православные места, куда женщинам вход запрещен. Самый известный пример — женщинам нельзя на Афон. Но мы расскажем еще как минимум о двух обителях, где не бывала женская нога. Но сначала рассмотрим некоторые важные аспекты «православной дискриминации».

Женщинам нельзя на Афон и другие ограничения

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Почему священники — только мужчины?

Действительно, священниками становятся только мужчины. Почему? Потому что священнослужитель — это образ Христа. Как пишет диакон Андрей Кураев, священник представляет собой литургическую икону Христа. Спаситель же воплотился в мужском поле.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь?

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Не подобает женщине в алтарь входить.

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

Строгие нравы византийских монастырей

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Три главных святыни, куда женщинам вход запрещен

До нашего времени сохранились такие монастыри, где не бывала женская нога:

  1. Православные обители на Афоне;
  2. Лавра Саввы Освященного в Израиле;

Святая Гора Афон

О том, что женщинам на Афон нельзя, знает почти каждый. Но как же возник этот запрет и насколько строго его соблюдают?

Святую гору еще называют земным уделом Богородицы. Считается, что единственная Женщина, нога Которой ступала на эту землю, — это Пресвятая Дева.

По преданию, в 49 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в шторм попала на Афон — их корабль прибило к берегу. Пречистой так понравилась эта местность, что она даже попросила Господа сделать Святую Гору Ее уделом. Бог сказал, что Афон станет не только Богородичным земным уделом, но и пристанищем для желающих спастись.

Длительное время только некоторые пустынники находили на Святой Горе уединение. Но в начале VIII века их количество значительно возросло. В 963 году был основан первый монастырь — Великая Лавра. Со временем Афон превращается в своего рода монашеское государство.

В наше время на Святой Горе находится 20 действующих монастырей, в которых проживает около 1500 иноков и насельников. Чтобы паломнику попасть на Афон, нужно получить специальную визу — даимонитирион. Она доступна только для мужчин и детей мужского пола. Женщинам на Афон нельзя. Не только в монастыри, но и вообще на территорию Святой Горы.

С Афоном связано много сказаний о конце света. Согласно одному из них, если женщинам разрешат вход на Святую Гору, скоро наступит конец света.

Это один из самых древних монастырей. Он расположен среди Иудейской пустыни. Считается, что еще в 484 году Савва Освященный основал эту обитель. Кроме святого Саввы, в монастыре подвязались многие прославленные подвижники. Среди самых известных — Иоанн Дамаскин , с которым связана история образа Богородицы «Троеручица», и Иоанн Молчальник.

За более чем 15 веков здесь никогда не угасала монашеская жизнь: даже в самые тяжелые моменты лавра не закрывалась. Время идет, но жизнь в монастыре не меняется, градус строгости не понижается. Мало того, что в лавру, как и на Афон, женщинам нельзя, здесь еще не пользуются электрическим светом и мобильной связью, богослужения служат ночью, а исповедует братию и всех желающих только сам игумен.

Интересно, что основательницей обители считается женщина. Это была равноапостольная царица Елена, которая в 327 году во время шторма остановилась у острова. Идею об основании здесь обители ей подсказал Ангел. Царица, высадившись на берег, заметила пропажу креста благоразумного разбойника. Но затем увидела святыню на вершине находившейся рядом горы. Здесь она основала обитель, на которую пожертвовала крест раскаявшегося разбойника и частицу Животворящего Древа Господнего с одним гвоздем, которым прибывали Спасителя.

Со временем крест благоразумного разбойника украли, но часть Животворящего Древа осталась в обители. Сегодня эта частица считается самой большой святыней Ставровуни.

Монастырь неоднократно поддавался грабежам и разрушениям, на определенный период переходил в руки католиков. Сегодня он принадлежит Кипрской Православной Церкви и открыт для посещения. Правда, только мужчинам. Женщинам вход запрещен. Они могут только входить в храм всех кипрских святых, находящийся недалеко от монастыря Ставровуни.

Предлагаем вам посмотреть фильм о жизни на Святой Горе, откуда вы узнаете, почему женщинам на Афон нельзя и как выглядит жизнь монашеской республики изнутри:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

(17 голосов : 3,2 из 5 )

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский»(диакон Андрей Кураев, « в мире людей») .
Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание – это не просто традиция, – пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла – женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.
Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.
Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие – тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, – считает о. Иов (Гумеров) , преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. – Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно – это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».
Покойный считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство – состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника – не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».
Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (). Как понимать эти слова? так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить – все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, – действием собственной верности Богу».
Протопресвитер в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства – общее всем верным, и служение управления – пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом – как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию – пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, – может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к св. престолу.

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) – диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше – во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам – социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было – в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056 , XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Сурожский Антоний так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» – русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии».

Несовершенства

Мы провели небольшой опрос мужчин относительно того, какие типичные качества женщин можно было бы назвать «несовершенствами». Наиболее часто встречающиеся ответы:
— излишняя эмоциональность
– болтливость
– алогичность мышления и поведения
– излишнее внимание к внешности – своей и не только
– женщина предпочитает обсуждение обдумыванию и анализу
– склочность
– завистливость

В общем и целом можно сказать: несамостоятельность и несамодостаточность женщин – как следствие того, что женщина была создана как помощник мужчине, а не сама по себе

Никто не обижен?
Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин (см. ниже). К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!
Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать «для себя» – потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!
А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно – можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохранились через века.
Юлия Данилова, главный редактор журнала «Нескучный Сад»

Почему женщины должны молчать?

В наш век феминизма церковное отношение к женщине, на первый взгляд, кажется дискриминационным, даже возмутительным. Но это только на первый взгляд, со стороны. Судя по проведенному нами опросу самих женщин, они так вовсе не считают

«Жены ваши в церквах да молчат…» () Женщинам не дозволяют быть священниками. Их не пускают в алтарь и на Афон. Не чувствуют ли православные христианки себя обиженными? – спрашивали мы у известных женщин страны.

Наталья Лосева, руководитель интернет-проектов РИА «Новости»:
– На мой взгляд, не мешает вернуть некоторые традиции поведения мужчин и женщин в церкви: например, обычай стоять женщинам слева, а мужчинам справа.
Думаю (насколько вообще позволено мне комментировать апостолов), что слова «женщина в Церкви да молчит» верны на все времена. И в буквальной их интерпретации, подразумевающей благоговейную тишину. Сама сколько раз себя обрывала, когда стоишь ко кресту и коротаешь минуты в болтовне с подружкой, а рядом идут причастники, которые переживают в это время свою Тишину, читаются благодарственные молитвы или начался молебен. Тем более верны они, на мой взгляд, в том значении, что не дело женщине проповедовать у алтаря, и в этом нет ничего обидного или уничижительного, потому что отеческие законы и предания несут не обрядовый, а глубинный, сакральный смысл.
А вам обидно, что мужчина не рожает детей и не имеет регулярных недугов? А то, что вы не можете отпустить бороду? Почему каждый из нас готов спокойно и естественно принять разность телесную, физиологическую, но кто-то противится разности иной, более тонкой. Скажу вам более того, я боюсь, что однажды в угоду псевдолиберальности женская нога ступит на Афон. Есть традиции, которые нужно держать зубами, даже если их полный, настоящий, безусловный смысл мы не можем вместить.
Недавно мы с друзьями говорили, перебирая свою «православную тусовку», что если мужчина пришел из нецерковной семьи в зрелом возрасте в Церковь, то это цементное прилепление. В вере они сильнее.

Ирина Яковлевна Медведева, православный психолог:
– Я думаю, что слова апостола относятся к тем временам, когда проповедовать в храме имели право не только священнослужители, но и миряне мужского пола. Мне совсем не обидно, что меня не пускают в алтарь. Гораздо обиднее, когда мужчины не уступают женщинам место или не подают руку при выходе из транспорта. А самоутверждаются за счет женщины только слабые и неполноценные в каком-то отношении мужчины. Ведь женщина несомненно слабее мужчины, если речь идет о великодушии и снисхождении.

Антонина Васильевна Митигуз, подполковник внутренней службы Министерства юстиции РФ:
– Если придерживаться церковных правил, то к кресту и к чаше мужчины подходят первыми. И мне приятно пропустить мужчин вперед – это моя дань уважения тем немногим мужчинам, которые ходят сегодня в храм.
У женщин очень часто язык опережает ум, поэтому распространенная фраза: «Язык мой – враг мой», к сожалению, характеризует большинство женщин. Стараюсь также не забывать слова преп. , который предупреждал о том, что «разговаривающим в храме посылаются скорби».
Из своих личных наблюдений могу сказать, что если уж мужчина пришел к вере – он сделал это осознанно и серьезно. Более того, он, скорее всего, будет истинным воином Христа и не станет выставлять напоказ свою веру и свои добрые дела. Женщина же любит внешние проявления и обсуждения своих дел и зачастую умиляется своему внешне благочестивому виду. Во время поста женщина нередко уделяет серьезное внимание ограничениям в пище, а не работе над своим внутренним содержанием.

Игумения Ново-Тихвинского монастыря Любовь (Нестеренко):
– Достаточно того, что это сказал апостол Павел, и можно было бы дальше уже не рассуждать. Слово Божие непреложно. В Книге Притч говорится: «Не прелагай (т.е не переходи, не нарушай) предел вечных» (22, 28), и Сам Спаситель сказал: «Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут». Это – вечное законоположение и оно для нас свято. Можно привести такой пример из Первой Книги Паралипоменон. Когда везли ковчег Божий, Оза, не будучи священником, прикоснулся к нему и умер в то же мгновение. Казалось бы, что плохого он сделал? Он всего лишь хотел поддержать ковчег, чтобы тот не упал с колесницы. Но он устремился к служению, для него не предназначенному. Точно так же, когда мы дерзаем преступить пределы, положенные Словом Божиим относительно нашего служения, то умираем. Причем мы можем даже не почувствовать эту смерть, поскольку мы живем более душевной жизнью, чем духовной, и какие-то духовные вещи нам совершенно неизвестны. Но если мы не почувствуем этого сейчас, во дни нашей земной жизни, то последствия этого непременно явятся, когда мы перейдем порог смерти.
Если мы искренно верим, а не просто называемся христианами, то с любовью покоряемся Божественному Откровению. Тогда у нас формируется соответствующее сердечное устроение, и нам даже не приходит в голову размышлять о том, притесняют нас или нет. Если же мы выходим за рамки Священного Писания, то входим, так сказать, в область страстей, и естественно, в нас восстает тщеславие, гордость, недовольство своим положением и ропот на Божественные установления.
Священное Писание отводит женщине определенную роль. Если мы обратимся к Книге Бытия, то увидим, что Господь создал Еву именно как помощника. Что такое помощник? Даже в нашем современном представлении это человек с ограниченными возможностями.
С точки зрения природных дарований, женщины уступают мужчинам в телесной крепости, да и в интеллектуальном отношении тоже. Кто из женщин прославился в области философии или богословия? С другой стороны, мы как христиане не должны говорить только о природных способностях. Для нас важнее другой вопрос: кто выше в отношении богопознания? И вот об этом-то самом важном для нас предмете Священное Писание говорит, что в этом мы равны – «несть мужеский пол, ни женский» (). В отношении богопознания – следует подчеркнуть: не теоретического, а живого, опытного богопознания – женщины ни в чем не уступают мужчинам. Когда идет речь о богообщении, даже какие-то природные «недостатки» покрываются Божественной благодатью. Например, если говорить о телесной немощи, можно привести в пример мучениц, которые силою Христовою претерпевали вышеестественные муки, муки не меньшие, чем те, что выпадали мужчинам. Вспомним мученицу Фелицитату. Она не могла сдержать криков, когда рожала (ее заключили в темницу беременной), а через несколько дней без единого стона перенесла страшные муки за Христа. Так же в отношении глубины рассуждения не только на мужчинах, но и на женщинах исполнялись слова Спасителя: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (). Итак, мы равны в самом главном, у нас одно призвание, и на нашем пути к Царствию Божию имеет значение только наша собственная решимость, ревность ко спасению.

Елена Соболева, автор книги “Пятый ангел вострубил”, кинорежиссер, преподаватель отечественных и зарубежных киношкол:
– Меня вообще очень трудно притеснить – я все-таки кинорежиссер, умею за себя постоять в любой ситуации. Но меня, вообще, никто никогда не задевает, ведь люди чувствуют просто по первому взгляду какой-то статус личностный.
Нам нет такой уж необходимости заходить в алтарь. Зато могут быть подвержены обсуждениям вопросы о, допустим, непокрытой голове или пересмотрено отношение к макияжу. Я не думаю, что наши царственные новомученики – царицы и царевны – ходили без украшений и без макияжа. Однако это не помешало им стать святыми.
Наша история движется к концу света. Это проявляется и в том, что мужской пол становится все более декоративным. Он уже абсолютно не соответствует тем традициям, которые существовали на протяжении тысячелетий в человеческом обществе. Почти за каждым политиком торчат женские ушки. Кто сделал, к примеру, Клинтона Клинтоном, а Горбачева Горбачевым?
У женщины меньше вот этого стремления погарцевать, посоревноваться. Мужчины от рождения до смерти друг с другом соревнуются. А женщине свойственно самопожертвование – она заботится о муже, о детях. Поэтому женщине более свойственно постоянство. А мужчина – он одноразовый. Он – мечом помахать, один раз проявить мужество, совершить подвиг и голову сложить. Это же самый изменчивый такой отряд человечества – мужчины. И поэтому на них особенно сказываются современные и экологические проблемы, и социальные.

Фредерика-Мария де Граас, психолог и массажист, добровольный сотрудник Московского хосписа:
– Мужчин в церкви мало, значительно меньше, чем женщин, и никакого притеснения с их стороны я не чувствую.
Я думаю, апостол призывал женщин оставить праздные разговоры для того, чтобы почувствовать свое единение с Богом в Храме. Женщине это сделать гораздо проще, чем мужчине, поскольку она более чуткая и интуитивная. Апостол говорил о том, что женщина должна оставить свое любопытство, зависть и стремление поговорить – тогда у неё включится природная способность воспринимать присутствие Божие. Ей легче воспринять это, чем мужчине. «Женщина в церкви да молчит» для того, чтобы служить Богу и быть к Нему ближе.
Алтарь – место настолько святое, что человек может туда войти только с чувством колоссального трепета, ведь это место, где находится Всевышний. Я еще не доросла до этого – мне достаточно просто быть в храме. И мужчины и женщины в храме едины, никакого разделения я не чувствую – мы все «Одно Тело Христово». Просто стоять в храме для меня уже очень много. На Афоне мне, конечно, хотелось бы быть, т.к. там тихое и удобное для молитвы место, но раз Божья Матерь решила, что там должны быть только мужчины, то я туда не стремлюсь. То, что женщинам нельзя быть на Афоне не означает, что мужчины лучше женщин. Я думаю, что афонским монахам нужно, чтобы рядом не было женщин, т.к. это место для усиленной молитвы, там не должно быть соблазнов и искушений. Афон – это святое молитвенное место. Миру необходимы эти молитвы. Поэтому нет никакого разделения – мы все одно «Тело Христово», это милость Божья для всего мира.
Я думаю, что воля и физическая сила у мужчин сильнее развиты, чем у женщин. Женщина больше привязана к земле. Мужчина может целеустремленно идти к намеченной цели и не замечать ничего вокруг, женщина же видит мир более широко. У мужчины меньше эмоций и это помогает ему идти к намеченной цели. Но зато у женщины больше развито сердце и способность любить. Мужчине же сложнее открыть свое сердце.
Меня совершенно не тянет быть священником, ведь священник – образ Христа, который «положил душу свою за паству свою». Сам Христос так заповедовал – так установлено. Священник должен забыть про себя, отсечь свою самость ради Христа – к этому далеко не все готовы.

Тутта Ларсен, ведущая МТВ:
– Я, скорее, соглашусь со словами апостола. Если в храме и возникает какой-то источник суеты – происходит это чаще всего именно по вине женщин. Всем известные «бабульки» делают замечания тем, кто приходит в храм. А приходит зачастую невоцерковленная молодежь в штанах и без косынок. Важно в этот момент их не спугнуть – человек должен до всего дорасти сам. Я считаю, что в храме не должно быть укоров и осуждения, – это недопустимо. Но если замечание будет сказано священником в мягкой форме, прихожанин наверняка не обидится и поймет все правильно. А, вообще, решение прийти в храм, т.е. сделать первый шаг – очень непростое решение.
Как-то я пришла в Даниловский монастырь на Рождество, и меня попросили отойти от алтаря – этот факт меня тогда очень возмутил и огорчил. Сейчас я отношусь к этому нормально.
Женщина более эмоциональна, она может своей женской энергией и своими эмоциями как созидать, так и разрушать, например, гармоничные отношения в семье. Мужчина же должен женскую энергию обуздывать и направлять в нужное русло. А сила женщины, на мой взгляд, заключается в том, что она рожает детей, хранит очаг, то есть является «живой водой», которая мужчину укрепляет и делает его сильнее.
Я думаю, что женщина не может быть священником в силу своей слабости. Наверное, она создана для другого – для своего мужа и для детей.

Оксана Федорова, ведущая программы «Спокойной ночи, малыши»:
– Я прихожу в храм для того, чтобы побыть наедине с собой, и мужчины мне в этом абсолютно не мешают. Я думаю, апостол не имел в виду то, что женщина должна молчать в самой церкви. Он имел в виду семью как малую Церковь. Жена должна прислушиваться к своему мужу, то есть не брать на себя руководящей функции.
Церковью было так установлено, что женщина не должна входить в алтарь, и спорить с этим мы не должны. Хотя, я слышала о том, что монахиням, находящимся в монастыре уже давно, то есть достигших каких-то духовных высот, входить в алтарь разрешается.
Женщина слабее мужчины физически, но психологически она сильнее. На женских плечах лежит многое: семья, дом, дети и создание атмосферы в семье. Всю мелкую работу выполняет женщина – она более усидчива. А когда нужно принимать оперативные решения и действовать быстро – здесь пальма первенства отдается мужчине потому, что он более логичен и трезв. У женщин преобладают эмоции. В этом есть свои плюсы и минусы. Как говорят, если ветка жесткая – она быстро ломается, а если она гибкая, как женщина, то она живучая, способная ко многому приспосабливаться.
Есть женские монастыри, где настоятельницы монастыря – женщины, но службы все равно ведутся мужчинами. Когда священник служит, он уподобляется Христу. Поскольку Христос был мужчиной, то, наверное, священником должен быть именно мужчина.

Елена Чудинова, писатель, автор книги «Мечеть Парижской Богоматери»:
– Я была просто потрясена волной внимания и уважения, высказанной мне со стороны духовного сословия, которую вызвало появлением моего романа «Мечеть Парижской Богоматери». Я встретила столько одобрения, понимания, поддержки и вопросов ко мне как к писателю, как к мыслителю, со стороны духовенства! На фоне всего этого мне было бы смешно говорить о том, что существует дискриминация женщин в церкви. Но это одна сторона медали. С другой стороны, я могу себя рассматривать как рядовую, верующую женщину. И как таковая я должна – и это совершенно естественно и не вызывает у меня протеста – помнить о том, что жены в храме молчат. Мы же православные, мы не еретики, которые рукополагают женщин в епископы! И женщина в храме не проповедует. Видимо, тут подразумевается и некоторое смирение, то есть покрывание головы. Ведь все-таки мы исповедуем то, что несем грех прародительницы Евы. Следовательно, это естественно, а если кому это кажется ненормальным, тому нужно выбрать другую религию, более «толерантную» и «политкорректную».
Но встречаются эпизоды лично меня огорчающие. Недавно на митинге на Пушкинской площади из уважения к тем, кто пришел на этот митинг, я сообразно моему статусу замужней женщины, покрыла голову, надев нарядную шляпу. И очень хороший священник попросил меня снять шляпу. Потом я у него так, в шутку немножко, спросила: «Отче, ну что же вы замужнюю женщину опростоволосили?» Он мне простодушно ответил: «Был бы у меня платочек в кармане, я бы сам предложил». Причем это был достойный пастырь, вызывающий всякое уважение. Видимо, подразумевалось, что модная шляпа чем-то не хороша. Вы понимаете, я не должна носить платочек, потому что я не «баба», мой муж не «мужик». По социальному статусу я – дама, и адекватный головной убор для дамы – это шляпа. Шаль, допустим, но никак не платочек. Я думаю, что это ужасный пережиток, когда женщины с дипломом искусствоведа или филолога входят в храм, повязывая какие-то безобразные старушечьи белые платочки!

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook