Краткий экскурс в историю портретной живописи. Какие бывают разновидности портретов Какие виды портретов

К жанру портрета принадлежат такие произведения изобразительного искусства, на которых изображен внешний облик определенного человека (либо группы людей). Любой портрет должен изображает индивидуальность, свойственную только лишь конкретному человеку (модели, портретируемому) и на котором изображены черты лица этого человека, его характер и внутреннее состояние.

Само наименование данного жанра проистекает начиная от старофранцузского изречения, обозначающего "повторять что-то черта в черту". Впрочем, наружное сходство отнюдь не один-единственный, да и, конечно же, никак не первенствующий признак художественной идеальности портрета.

Однако передачей внешности и наружной схожести вовсе не довольствуется намерение живописца. Мастерство в изображении портрета предполагает, чтобы одновременно с внешним подобием во внешности модели отображались его духовные интересы, социальное и общественное положение, типичные особенности того времени, в которое он живет.

Кроме того, создатель портрета, чаще всего, вовсе не равнодушный регистратор облика и личностных качеств портретируемого: собственное отношение мастера к модели, его личное миропонимание, его изобразительная манера накладывают дополнительно на портрет ощутимый отпечаток.

Искусство создания портретов и вообще портретный жанр уже насчитывает не одно тысячелетие. Действительное расцветание портретное искусство получило в эпоху Возрождения, в то время, когда высочайшей основой и ключевой важностью построения мира оказалась признана действенная и героическая человеческая личность.

В XVII веке в европейской живописном искусстве на самый первый план выставляется камерный, интимный портрет в противоположение портрету торжественному, парадному и официозному, обращенному на возвышение и возвеличивание портретируемых.

С начала XVIII века портретный жанр энергично начинает развиваться в среде русских художников.

Течение портретного жанра в изобразительном искусстве проходило не в едином направлении, а протекало по многим руслам, не смотря на это в нем довольно определено обнаруживается как совместная устремленность, так и изменение форм выражения, любая из коих обозначена некоторыми стилистическими свойствами. Следовательно, изменялись подход к натуре, тип портрета и его характер, а также живописно-стилистические приемы. Творческая работа определенных живописцев умещается в границы конкретного стилистического течения, для остальных оно совсем выходит за границы.

В первой половине XIX века основным героем в портретном искусстве начинает доминировать романтичная личность, многообразная в своих выражениях. Мечтательство и вместе с этим устремление к героическому порыву, жизненная подлинность лика и нарочитая выразительность позы.

В 1860-1870-е годы демократичное освежение российского художественного искусства, формирование реализма, со всей полнотой отразившееся в работе передвижников, напрямую затронуло и портретную живопись. Одно из центральных мест занял особенный вид портрета - портрет-тип, в котором модель, показывается во всем своем психологическом многообразии, воспринимался кроме того и по его важности в окружающем обществе, изображался в едином соединении его персональных и типических качеств.

Важным фактором, изменившим в завершении XIX века характер портретной живописи, был пленэр. В уходе к пленэру различные русские портретисты нашли все возможности для того, чтобы "пойти" к солнцу, воздушности, вариант для решения цветовых, световых и пространственных задач.

В такой степени искреннего ощущения духовного мира, такой доказательности ситуации, ясности, сочности и невинности цветового пятна не испытывало еще русское портретное искусство. И что конечно в приведенном случае особенно имеет важный смысл - поток света в произведениях молодых русских портретистов не только не растворял в своем содержании образ модели, как, например, зачастую случалось в творениях западного импрессионизма, а, наоборот, оказывал содействие раскрытию жизненной истины, творению одухотворенных и благородных поэтических образов в портретируемых.

Пленэр в значительной мере обогатил русское портретное искусство, однако, при всем этом, он скрывал в своем содержании некоторую опасность, в особенности для портретного жанра. Он добавил в нее фактор сиюминутности и мимолетности, что само по себе разумеется в случае чрезмерного пристрастия к цветовым и световым эффектам угрожало утратой в портрете человека. Не смотря на это в течении 1890-х гг. и в том числе и 2-ух первых десятков лет 20 в. ряд русских портретистов искусно применяли при рисовании в духе пленэр, так же и различные приемы импрессионистской школы.

Раздвижение стилевых границ раскрывало перед портретистами всё новые и новые выразительные возможности. В оценку модели подключались вспомогательные составляющие, дающие возможность наиболее многогранно описать портретируемого, поведать о ее образе бытия, вкусах и заинтересованностях, манере принаряжаться, держать себя.

Портрет в русской живописи окончания 19 - начала 20 в. - событие огромного художественного масштаба. Он очень разнообразен по своим формам и изобразительному языку, а также стилистическим отличительным чертам. Наиболее возвышенные проявления жанра известны своим творческим пониманием натуры, поэтичной художественностью, богатством выразительных возможностей и живописным артистизмом. И порой ежели натура портретируемого не открывается в них целиком и полностью, они все-таки наглядно охарактеризовывают время, обнаруживают качества ее внутреннего бытия и образных исканий. Глубочайшее ощущение эпохи, острота проявления периода времени - одна из особенно сильных сторон самых лучших живописных произведений в портретном жанре, сотворенных на границе столетий.

Портрет – это художественное изображение лица конкретного человека и в то же время его интерпретация художником. На портрете изображаются внешние черты человека, а через них – его внутренний мир.

Для чего создаются живописные портреты?
Это не риторический вопрос. Вот как отвечал на него Альбрехт Дюрер: «Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти». Примерно так говорил и художник Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Картина делает отсутствующих людей присутствующими, а мёртвые кажутся живыми». Так могли бы ответить и многие другие художники прошлых веков.
Но вот изобрели фотографию, и портрет можно получить быстро, не вкладывая в него столько труда, сколько требуется для написания живописного портрета. Почему же портретный жанр не исчезает, а продолжает развиваться и совершенствоваться? Да, за долгую историю своего существования портрет претерпел и взлёты, и падения, но не исчерпал себя.

Разновидности портрета

Не всегда портрет ограничивается только лишь внешними данными человека. Внутри жанра портрета существуют свои поджанры: исторический портрет, портрет-картина (человек изображён в окружающей природе или архитектуре. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы), портрет-тип (собирательный образ), аллегорический портрет (например, «Екатерина II в виде Минервы»), семейный портрет, автопортрет, групповой портрет и др.
Вот пример исторического портрета.

В. Васнецов «Портрет Ивана Грозного» (1897)
Такой портрет можно написать только на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок.
А вот портрет-тип.

Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)
Групповые портреты обычно предназначались для парадного интерерьера.

И. Репин. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета»
Этот портрет был предназначен для зала петербургского Мариинского дворца, интерьеры которого отличаются чрезвычайной роскошью, и «скромный» портрет на их фоне терялся бы.

По характеру портрет может быть парадным (обычно на архитектурном или пейзажном фоне, как правило – в полный рост), камерным (чаще поясное или погрудное изображение), миниатюра.

Сходство портрета с оригиналом

Важно ли в портрете сходство? Безусловно. Но, кроме сходства внешнего, должно быть и сходство внутренне, т.е. именно внутреннее сходство убеждает зрителя, в том, что таким и должен быть портретируемый человек.
Но люди, изображённые на полотнах старых художников, нам не известны, мы не можем убедиться в том, что их внешность соответствует оригиналу. Как же тогда определить, хороший портрет или нет? Значит, есть что-то в портрете, что важнее точной внешности?
Хорошо написанный портрет должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника: не только физические, но и духовные черты. Эта необходимость была сформулирована ещё во время утверждения европейского портрета. В 1310 г. Пьетро д"Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели. Французский портретист Морис Кантен де Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком».
Очень важным моментом в заказных портретах является воплощение в полотне одновременно и ожиданий модели, и её реальной внешности. Как писал А. Сумароков:

Фуфана свой портрет писати заказала,
Но живописцу то сказала:
Ты видишь, я крива;
Однако, напиши, что я не такова.

Суждения человека о собственной личности, о своей внешности, характере и внутреннем мире далеко не тождественны с тем, что думает на этот счёт художник. И чем сильнее расходятся их взгляды, тем острее может быть конфликт между требованиями заказчика и волей художника

Эпоха и портрет

Хороший портрет – это ещё и представление об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о человеке. Хороший портрет даёт современному зрителю возможность узнать о быте, нравах того времени, к которому относится портрет. Портрет – это своего рода история.

О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»
Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского. Это портрет конкретного человека, но, глядя на этот портрет, мы узнаём о том, какой была форма гусаров того времени, причёска, внутреннее состояние военного – картина изображает эпоху. И, конечно же, портретный жанр даёт возможность узнать тот идеал личности, который был характерен для того времени. То есть это своеобразный художественный портрет героя своего времени.
Социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и прочее – всё это должно присутствовать в хорошем портрете. Можно научиться передаче сходства с моделью, но при этом не приобрести способности к выражению её характера – добиться этого гораздо труднее.

Особенности портрета

Важным моментом является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору, или же мимо. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Если поворот головы направлен в одну сторону, а зрачки в другую, то есть человек как бы оглядывается, то в портрете возникает движение. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной. Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т.к. они кратковременны и не характеризуют человека полностью.
Через выражение глаз видна душа, особенно через взгляд, устремлённый на зрителя. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Карев).

В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»
Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. Взгляните на портрет В.И. Даля кисти В. Перова. Кто-то из критиков описал портрет так: «...его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Нельзя не обратить внимание на прекрасные руки старика: этим длинным пальцам позавидует любой хирург». Действительно, Даль был замечательным хирургом, причём он одинаково успешно владел обеими руками, что очень важно во время операции.
Многое может сказать о человеке и его осанка.

В. Серов «Портрет актрисы Ермоловой»
Подчёркнуто гордая осанка подчёркивает величие человека. Бывает, что так изображают самомнение, но Мария Николаевна Ермолова действительно была великой актрисой. По словам Станиславского, величайшей из виденных им актёров.
Портреты современного художника А. Шилова привлекают фотографической точностью, но этого, как мы уже знаем, недостаточно для хорошего портрета. Через выражение глаз героев его портретов всегда видна душа. Вот как на этом портрете.

А Шилов «Портрет Оленьки» (1981)

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.

Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание. В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и связей со стороны их значения, смысла, коренных вопросов человеческого существования. Сознание погружается в самого себя. Человек при этом освобождается от односторонности, от узости страсти или случайного настроения. Индивид внутри себя преисполнен поэзии и фантазии , глубокого погружения в размышления и мысли, в собственный замкнутый внутренний мир.

Такому состоянию противопоказано действие, речедвигательная активность (на портрете человек, как правило, не «говорит». На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) – сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой.

Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик – социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.

Созерцающе-размышляющий индивид изображается на портрете во внешнем облике. Главное здесь – зеркало души, лицо, а в лице – выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он «проходит» сквозь зрителя.

В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета? Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». Портрет – серьезен. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Портрет опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля , «льстит» модели. Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п. Духовный аспект – главное в портрете. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.

Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.

С точки зрения содержания (семантики) портрета жанра, несовместимыми с его архетипом принято считать «натюрмортные» и «декоративные» портреты. «Натюрмортные» портреты, изображая индивидуальность, трактуют ее как «вещь», «декоративные» – не с позиций категории «серьезного», а с точки зрения «декоративного ощущения».

Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном. Эстетическая форма выражения должна быть только совершенной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение. Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Сходство – это подобие, но не тождество. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета.

Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Портрет –«автопортретен». Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актером и его ролью. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая. Одушевленность модели на портрете также входит в число черт, составляющих инвариант портрета. Поскольку портрет всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.

Для чего создается портрет, каково его жизненное назначение?

Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора). Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.

В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны, их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Канон не следует отождествлять со штампом, он является одной из форм развития искусства и его жанров. Требования канона распространяются на все уровни формы, которые в своей целостности характеризуют стиль портрета. Например, стиль авангардного портрета конца XIX–XX вв. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория. Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа».

В итоге можно дать следующее определение жанра портрета в его классическом виде: портрет раскрывает с позиций эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения внешнего облика человека (композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза), выражающего рефлексивно-медитативное состояние модели и автора.

Евгений Басин

Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Просмотр содержимого документа
«Портрет в живописи?. Виды портрета человека.»

Портрет в живописи Виды портрета человека


Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека.

Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".


карандашный

акварельный

ГРАВИРОВАННЫЙ

ПОРТРЕТ

СКУЛЬПТУРНЫЙ

ЖИВОПИСНЫЙ

( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ)

РЕЛЬЕФНЫЙ

(на медалях и монетах)


Акварельный

портрет

Карандашный портрет

Гравюра

Живописный портрет

(масло)

Скульптурный портрет

Рельеф


ВИДЫ ПОРТРЕТА:

  • камерный; психологический; социальный; парадный; автопортрет.
  • камерный;
  • психологический;
  • социальный;
  • парадный;
  • индивидуальный, двойной, групповой;
  • автопортрет.

Камерный портрет - портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.


Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.


Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.


Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.



Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.


По формату портреты различают:

  • головные (оплечные);
  • погрудные;
  • поясные;
  • по бедра;
  • поколенные;
  • во весь рост.

Головной портрет

Поясной портрет

Портрет во весь рост

Погрудный портрет

Портрет по бедра


По повороту головы портреты бывают:

  • в анфас (фр. en face, «с лица»)
  • в четверть поворота направо

или налево

  • вполоборота
  • в три четверти
  • в профиль

Задание:

Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.

Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

Что такое портрет (рortrait - франц. более старый - portraire - значит изображать) - Портрет это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

Рисование лица человека в портрете это самое сложное направление в изобразительном искусстве. Художник должен обнаружить главные акценты личности, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный нрав портретируемого. В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост. Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль. Творческий портрет это креативная картина, особый жанр живописи, относящийся к созданию чего либо нового в изображении человеческой личности.

Основы портрета. Основным и главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер, цветовые оттенки головы. Потом жест и мимика относящиеся к определенному персонажу, художник находит черты большей жизненности, естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь то одежда фон, запечатление на холсте деталей определенного антуража, считаются более условными так как сходство от этого не зависит.

Сходство в портрете занимает основную и доминирующую роль, если сходство сильно хромает это перевешивает в минус все остальные положительные достоинства классического портрета, в результате это может быть красивая в проработке и по цвету но безликая картина.

На этом сайте, следующие стили портрета, маслом на холсте и сухая кисть. Портреты бывают разных стилей и техник исполнения, самой заметным стилем, то есть, техникой исполнения является конечно написание портрета маслом на холсте. Написание портрета маслом это очень длительный и трудоемкий процесс требующий большого терпения и аккуратности. Этот стиль исходит из глубины веков и заслужил огромную славу во всем мире.

Часто художники рисуют наброски или быстрые портреты углем, сепией, сангиной и намного реже особенно в настоящее время рисуют портреты карандашом или портреты пастелью и акварелью, хотя это несомненно первоклассные стили исполнения портретов, более трудоемкие, но заслуживают особого внимания. Но стиль портрета сухая кисть также набирает обороты в популярности. Вы можете посмотреть видео, где художник Игорь Казарин рисует портрет девушки в этой замечательном стиле рисования портрета.


Жанры портрета подразделяются: камерный, интимный парадный портрет, и также автопортреты, где как правило художники изображают самого себя. Жанр портрета в изобразительном искусстве это естественный не нуждающийся в конкретном обосновании самостоятельный жанр живописи.

Поджанры портрета: Границы жанра портрета отражают различные направления взаимосвязанные с элементами других жанров. Например, Исторический портрет: изображение человека в одежде прошлых веков, создается по воображению и по доступным материалам, воспоминаниям того времени. Картина портрет - персонаж представлен в окружении природы, архитектуры с сюжетом мира вещей и предметов быта. Костюмированный портрет персонаж изображается в исторических театральных костюмах красивых для восприятия и различной взаимосвязанной с сюжетом атрибутикой.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook