Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала". (2 урок)
«Рассказ Толстого После бала» - Цель урока: После бала. Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Л.Н.Толстой "После бала". 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Нынче еду в Пирогово. [..]. Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Наблюдение над языковыми средствами На балу:
«Лев Толстой «После бала»» - Тайна названия рассказа. Психологическое состояние героя. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Рассказ в рассказе. Антитеза. Позор. Цветовая гамма эпизода. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. После бала. Рассказ. Николай I.
«Урок После бала» - По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Вспомним содержание рассказа. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. За что наказали солдата? М.Горький. (История русской литературы). Цели урока: Свыше двухсот произведений написано Толстым. В каком университете учится герой?
«Л.Толстой «После бала»» - Из дневника Л.Н.Толстого. История создания рассказа. После бала. Анализ текста. Творческая работа. Цель урока. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л. Н. Толстой "После бала". Антитеза. Эксперимент. Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого. Улица. Автор подчёркивает контраст. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого.
«Толстой После бала урок» - Самостоятельная работа. Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Великое значение личности и творчества Толстого в русской и мировой литературе. Наблюдения над языковыми средствами. Художник И. Репин. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала?
«Толстой После бала 1» - Темы. «После бала». А спокойствие – душевная подлость» Из дневника Л.Н.Толстого. Биография и творчество История Музыка Танцы Художественные средства выразительности Герои Любовь. Жизненное кредо. Лев николаевич толстой. Николай i. Оборона севастополя. Крымская война.
Всего в теме 10 презентаций
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВО некоторых особенностях стилистического мастерства
Л. Толстого
(наблюдения над текстом рассказа «После бала»)
с. Красногвардейское
гимназия № 1,8«А» класс
Руководитель – Алпеева Е. И.
учитель русского языка и литературы,
с. Красногвардейское, гимназия № 1
с. Красногвардейское
В. В. Виноградов в своей работе «Проблемы русской стилистики» рассматривает стилистику в трех аспектах: стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной речи.
Я попыталась рассмотреть стилистику художественной речи в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», найти те лингвистические особенности, которые позволяют автору решить задачи именно данного произведения.
В. В. Виноградов рассматривал язык художественной речи в сложной связи: во-первых, как «речь», или текст, построенный на основе данного национального языка и отражающий его систему; во-вторых, как «язык искусства», т. е. систему средств художественного выражения: «Язык словесного искусства – это система словесно-художественных форм, возникающая на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительно-изобразительной».
Отсюда задачи лингвистического анализа художественного текста, которые сводятся к следующему: 1) правильно понимать текст; 2) попытаться осмыслить сюжет и идею произведения; 3) показать художественные средства, использованные автором для достижения цели; 4) обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественной манеры.
Рассказ Л. Н. Толстого написан в 1903 году. По семейному преданию, в основу сюжета положены события, происшедшие с братом писателя Сергеем Николаевичем. Предполагается, что и Л. Н. Толстой был знаком с будущими прообразами рассказа – Варварой Андреевной и ее отцом полковником А. П. Корейшем – воинским начальником в Казани.
В черновых набросках Л. Н. Толстого имеется несколько вариантов названия рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…», и лишь в последний момент писатель останавливается на названии «После бала», считая главной частью рассказа события, относящиеся к сцене экзекуции. Выявление языковых средств и приемов, с помощью которых Толстой раскрывает две важные для понимания идейного замысла темы рассказа – на балу и после бала, составляет основную задачу анализа.
В анализируемом тексте встречаются слова, неупотребительные или редко употребительные в современном русском языке, устаревшие, разговорные, просторечные, нуждающиеся в объяснении. Вот некоторые из них.
Масленица – языческий славянский праздник проводов зимы, связанный с обычаем печь блины и устраивать различные увеселения.
Камергер – в монархических государствах: придворный чин старшего ранга.
Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.
Хоры – открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала для размещения хора и музыкантов.
Лайковый – сделанный из лайки (сорт мягкой кожи).
Штрипка – тесьма, пришитая снизу к брюкам, сапогам и т. П. и продеваемая под обувь, под ступню.
Опойковый – сделанный из тонкой и мягкой кожи, выделанной из шкуры молочного теленка.
Масленичная (погода) – свойственная масленице, какая бывает на масленицу.
Жесткая (музыка) – в тексте: грубая для слуха, резкая.
К устаревшим относятся:
Пюсовый – темно-коричневый.
Зала – комната, предназначенная для приема гостей.
К разговорным и просторечным:
Разливаное море шампанского – просторечное, обилие.
Служака – опытный усердный, служащий (чаще о военных).
Построить – сшить.
Иноходец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.
Дагерротипный портрет – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.
Непонятной может быть фраза:
Не угадывала моего качества. Речь идет о провинциальном обычае того времени: двое молодых людей задумывали названия предметов или разные качества характера – каждый свое, девушка должна была угадать задуманное, тот, качество было угадано, становился в пару, точно так же избирали себе дам кавалеры.
Эполеты – парадные офицерские погоны.
Ломовые – извозчики, занимавшиеся перевозкой тяжестей.
Шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых.
В тексте встречаются слова и имена, написанные по-французски. Так, в тексте встречаем: «… для меня же, как говорил Alphonse Karr – хороший был писатель…».
Альфонс Карр – французский писатель-сатирик XIX века. В XIX веке существовало правило: иноязычные слова, имена должны быть представлены в тексте в исконном написании. В русской графике иноязычные фразы, имена встречались только в речи полуинтеллигентов, купчих и т. П.
Бронзовые одежды – это выражение употреблено в тексте в значении «надежное средство защиты»: речь идет о защите чести женщины
Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. Он кратко характеризуется в начале: «Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич… рассказывал он очень искренно и правдиво ».
Рассказ начинается с реплики героя, в которой как будто определена тема:
«-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что дело в случае».
Такой «случай» и составляет сюжет. Однако начало перекликается с концовкой, где после всего рассказанного Иван Васильевич размышляет:
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было, - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого».
Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике. Противопоставляются описание бала и наказания, отец и дочь. Противопоставлены два образа полковника.
Такое композиционное противопоставление влечет за собой различие языковых средств и стилистическую противопоставленность первой и второй части рассказа, хотя рассказчик один и тот же - Иван Васильевич.
В. В. Одинцов, исследуя поэтику рассказа, обратил внимание на характер повествования в каждой из частей. В первой части «сцена была описана человеком, для которого все это – далекое прошлое», во второй части это «уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит», т. е. обобщенная передача прошлого заменяется во второй части формами непосредственного восприятия.
Выявляя языковые особенности каждой части, я отметила следующее.
Для описания бала писателем используется эмоциональные эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.
Описывая Вареньку, в которую влюблен рассказчик, Лев Толстой строго отбирает лексику, не употребляет ярких метафор: «…в молодости, восемнадцати лет, она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная; …всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз; …я … видел только высокую, стройную фигуру…; …она улыбкой благодарила …; … в знак сожаления и утешения улыбалась мне… ». Толстой очень часто использует повторное употребление одних и тех слов, одних и тех же конструкций. Вот еще один пример: «особенно умиляли меня его сапоги; четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня ; не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины».
Чтобы передать приподнятое настроение влюбленного юноши, повторяется конструкция «я + глагол»: «Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее».
Эпитеты также играют важную роль в раскрытии образов рассказа, передаче их эмоционального состояния. Вот как по-разному выглядит полковник. На балу: очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка; сложен он был прекрасно…
Во время наказания: …шел … втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся,
Стилистически важно употребление и расположение прилагательных, обозначающих цвет. В рассказе встречаются всего четыре таких прилагательных: белый, черный, розовый, красный. В первой части рассказа употреблены два из них: белый (белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника…), розовый (розовый пояс Вареньки). Это светлая, радостная часть рассказа, и здесь соответствующие цвета.
Вторая часть начинается с прилагательного черный (увидал что-то большое черное; солдаты в черных мундирах). Здесь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте (оскаленные белые зубы). И, наконец, - слово красный (что-то пестрое, мокрое, красное – это спина наказываемого). В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, поэтому использование этого цвета символично.
Эмоциональное воздействие на читателя оказывают и звуковые образы, также помогающие передать изменения в душе рассказчика: радостная веселая музыка на балу и звуки барабана и флейты, жесткая визгливая музыка на плацу.
Смена внутреннего состояния передана, в сущности, одной фразой: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».
Из поэтических фигур Толстой употребил в рассказе сравнения: о хозяйке бала: такая же добродушная, как и он; улыбка отца, как у дочери. Более выразительно сравнение: с … пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. А также: «Как бывает, что, вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить».
Есть в рассказе и анафоры: «шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».
Интересна, по-моему и такая деталь: картина бала в рассказе дается при вечернем искусственном освещении, а сцена на плацу – «при свете дня». Значит,
все, что происходило на балу – притворство, маска? А сцена на плацу – протест против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесного наказания крестьян.
Как было отмечено, одним из основных композиционных и стилистических приемов, использованных Л. Н. Толстым является антитеза. В рассказе соединены две темы: тема великолепного бала и тема жестокой экзекуции. Отсюда и контрастность художественно-изобразительных средств, столкновение светлых и черных красок в описании бала и «после бала», в описании полковника Б. на балу и в сцене экзекуции, в подборе контрастных эпитетов. Раскрытию нравственной проблематики рассказа подчинены и отбор лексики, и особое словоупотребление, и использование различных синтаксических конструкций и поэтических фигур.
Используемая литература:
Толстой Л. Н. « После бала».
Беленький Г. И., Хренова О. М. « Читаем, думаем, спорим» Москва «Просвещение» 1995 г.
Геллер Э. С. «Методические рекомендации к лингвистическому анализу художественных произведений в школе» Махачкала Дагучпедгиз 1989 г.
Сборник статей «В мире Толстого» Москва «Советский писатель»
Антитеза в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Цель урока:
- показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
- работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
- раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Оборудование: презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
2. Беседа с учащимися.
Как композиционно построен рассказ?
Какие две сцены противопоставлены?
Что мы называем контрастом?
(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?
3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.
Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.
Составление плана сравнительной характеристики.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: | ВТОРАЯ ЧАСТЬ: |
Зала предводителя дворянства; | Описание улицы; |
Хозяева бала; | Солдаты; |
Варенька; | Наказываемый; |
Полковник; | Полковник; |
Иван Васильевич. | Иван Васильевич. |
Запись планов в тетрадь.
4. Слово учителя.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.
Записи в тетрадях.
Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).
Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.
На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).
ПОЛКОВНИК | НАКАЗЫВАЕМЫЙ |
“Высокий военный в шинели и фуражке”. | Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. |
“Шел твердой, подрагивающей походкой”. | “Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… |
“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. | “Сморщенное от страдания лицо”. |
“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. | Спотыкающийся, корчащийся человек. |
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.
Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?
Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
6. Сочинение-миниатюра.
“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.
Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?