Гроза» и «Бесприданница» А. Островского как обличение «темного царства»

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы « » Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе « ».

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…».

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Поражает естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войдуЕ»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины о «храмах золотых».

Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта островской героини – это «возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни», стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» – Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «Е Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и «гроза господня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства»: ведь в конце четвертого действия

Текст сочинения:

Название статьи Н. А. Добролюбова Темное царство относиҭся к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до Грозы и Бесприданницы, но обозначает явление, присущее в полной мере обеим эҭим драмам узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуюҭ дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежиҭ тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол.
Действие в обеих драмах происходиҭ в живописных городах верховьев Волги Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но красота пейзажа, его великолепие резко контрастируюҭ с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаюҭся две стороны: для себя и напоказ. Публичная сторона этой жизни прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная жизнь в городе происходиҭ в ҭишине заперҭых домов, за высоким забором. Об этом говориҭ в своем монологе Кулигин: И не от воров они запираюҭся, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью ҭиранят. И что слез льется за эҭими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за эҭими замками разврату темного да пьянства. Смотреть на чужую жизнь в людях да на улице, но не выносить сор из избы это сознательный принцип темного царства, ведь только так можно уҭвердить самодурство сильных и беззащиҭность слабых.
Типичным примером самодурства представлен Дикой богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпиҭ, чтоб ему перечили, лирикому всех домашних держиҭ в страхе, срывая на них злость по любому поводу. Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: А то я, что ли, покоряться стану! И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от Дикого. Сильные в городе корыстолюбивы: У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Кулигин приводиҭ в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись ҭысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца так много на него жалоб, а тот лишь потрепал городничего по плечу: Стоиҭ ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, лирикому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренҭу хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю не столько из корысти, сколько из зависти. Они готовы потратиться, да уж и ему станет в копейку, а для этого используюҭ пьяных приказных, которые за деньги строчат любые злостные кляузы на ближних. Произвол сильных и бесправие слабых не оставляюҭ надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона.
Лицемерие и ханжество также являюҭся отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния. Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики Кулигина мы узнаем, что Кабанова нищих оделяет, а домашних заела совсем. Марфа Игнатьевна постоянно говориҭ о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видиҭ, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем. Она прикидывается слабой и беспомощной, но ҭуҭ же прорываюҭся властные нотки, и понятна реплика Варвары: Не уважишь тебя, как же! Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа выть на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажуҭся дьявольским наваждением, и на поезде она, хоть ҭы золотом осыпь, не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагаюҭ, что Лиҭва с неба упала, и веруюҭ в геенну огненную. Гроза для них Божья кара, громоотвод шарлатанство, а дикие новости Феклуши они принимаюҭ с благодарностью. Таково темное царство в драме Гроза.
Драма Бесприданница написана А. Н. Островским на двадцать лет позже, и, конечно, темное царство изменилось. Уже не таковы купцы: у них иной масштаб деятельности, иной размах. Они образованные люди: Кнуров читает французскую газету, а речь их не только не груба, но даже изысканна. Они владеюҭ пароходами и вовсе не считаюҭ их изобретением дьявола. Они ездят за границу и живо обсуждаюҭ вопрос, как на днях поедуҭ на выставку в Париж и как хорошо бы взять с собой Ларису Дмитриевну. Но эҭи изменения темного царства не изменили его суҭи: произвола и деспотизма сильных, власти денег, униженности слабых. Кнуров и Вожеватов чувствуюҭ себя хозяевами этой жизни настолько, что даже удивлены, как это Карандышев бедный дворянин и чиновник позволил себе пригласить их на обед. И готовы унизить и Карандышева, и Робинсона, выставить шутом любого, кто слаб и зависим. И в этом мире так же, как и раньше, нет места глубоким, сильным чувствам. Для Паратова нет ничего заветного: Найду выгоду, так все продам, что угодно. Кнуров и Вожеватов, видя страдания Ларисы, обманутой в лучших чувствах, цинично разыгрываюҭ ее в орлянку. Проигравший Вожеватов утешает себя: Я не в убыҭке: расходов меньше. Поэтому слово, которое Лариса услышала для себя, открыло ей страшную трагедию ее положения в этом мире: ощуҭить себя вещью, игрушкой для богатых. Я не нашла любви, так буду искать золота, говориҭ она и не без основания: Кнуров готов взять ее на содержание. Он не боиҭся осуждения общества: за те деньги, что он собирается предложить Ларисе, самые злые криҭики чужой нравственности должны будуҭ замолчать.
За деньги в этом обществе можно купить все, и это наглядно подҭверждает, что темное царство стало более образованным, приобрело внешний лоск, но и не стало менее жестоким и циничным.

Права на сочинение "♦Темное царство в драмах А. Н. Островского Гроза и Бесприданница" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Апр 24 2016

Название статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство» относится к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до «Грозы» и «Бесприданницы», но обозначает явление, присущее в полной мере обеим этим драмам - узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуют дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежит тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол. Действие в обеих драмах происходит в живописных городах верховьев Волги - Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но пейзажа, его великолепие резко контрастируют с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаются две стороны: для себя и напоказ.

Публичная сторона этой жизни - прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная в городе происходит в тишине запертых домов, за высоким забором. Об этом говорит в своем монологе Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства». Смотреть на чужую жизнь «в людях да на улице», но не выносить сор из избы - это сознательный принцип «темного царства», ведь только так можно утвердить самодурство сильных и беззащитность слабых. Типичным примером самодурства представлен Дикой - богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпит, чтоб ему перечили, поэтому всех домашних держит в страхе, срывая на них злость по любому поводу.

Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: «А то я, что ли, покоряться стану!» И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от . Сильные в городе корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Кулигин приводит в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца - так много на него жалоб, а тот лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, поэтому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренту хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю «не столько из корысти, сколько из зависти». Они готовы потратиться, «да уж и ему станет в копейку», а для этого используют пьяных приказных, которые за деньги строчат любые «злостные кляузы» на ближних.

Произвол сильных и бесправие слабых не оставляют надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона. Лицемерие и ханжество также являются отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния.

Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики мы узнаем, что Кабанова «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна постоянно говорит о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видит, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем.

Она прикидывается слабой и беспомощной, но тут же прорываются властные нотки, и понятна реплика Варвары: «Не уважишь тебя, как же!» Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа «выть» на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажутся дьявольским наваждением, и на поезде она, «хоть ты золотом осыпь», не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагают, что Литва с неба упала, и веруют в геенну огненную.


Домашнее задание к уроку

1. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
2. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?

Дикой и Кабанова

С первых же сцен «Грозы» мы попадаем в мрачную и душную обстановку особого мира, который с легкой руки Н.А.Добролюбова получил наименование «темное царство». Этот фразеологизм – сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы» лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. Здесь царят «жестокие нравы», характеристику которых развертывает в третьем явлении первого акта Кулигин.

Задание

Обратимся к тексту. Используя приготовленный дома материал, охарактеризуйте Дикого и Кабанову. Какая оценка дана им уже на первых страницах пьесы?

Ответ

Имена Дикого и Кабановой звучат уже в экспозиции.

"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!" – говорит Шапкин. И далее добавляет: "Хороша тоже и Кабаниха".

Кудряш уточняет: "Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался".

Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

К у л и г и н. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Ш а п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Ш а п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру.

Задание

Прочитайте, как Дикой разговаривает с Борисом.

Ответ

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать.

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался!

Вопрос

Как характеризует Дикого его речь?

Ответ

Грубый и бесцеремонный. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей "Грозы". Она характеризует Дикого как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь.

Задание

Найти место в тексте, где Кулигин просит денег на громоотвод.

Ответ

С.267 д. IV, явл. II

Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. "Как с цепи сорвался!" – характеризует его Кудряш.

Вопрос

А со всеми ли грубо ведет себя Дикой? Давайте понаблюдаем, как он разговаривает с Кабановой?

Ответ

С.253 д.III, явл. II

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит: "Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!.." Однако та его довольно быстро укротила: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" Обратим внимание на то, как они называют друг друга: кум, кума. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно, миролюбиво.

Вопрос

А может ли еще кто-нибудь из персонажей "Грозы" противостоять Дикому?

Ответ

Да, Кудряш.

Ш а п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Ш а п к и н. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Ш а п к и н. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Ш а п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Ш а п к и н. Ой ли?

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Ш а п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Вывод

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, не отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих.

Комментарий учителя

Поведение Дикого и Кабановой можно охарактеризовать словом, которое ввел в литературу Островский – "самодуры". В одной из пьес он дал объяснение этому понятию: "Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое".

Островский не только ввел в литературу слово "самодур", но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается. Что означает это слово? Самодурами обычно называют тех, кто действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура.

Во многих сценах пьесы присутствует Кабанова, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке.

Задание

Охарактеризуйте Кабанову.

Ответ

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она внешне спокойна, владеет собой. Но размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву). Ее уважает Дикой. Но это не интересует драматурга.

Вопрос

Как вы думаете, какова ее роль в пьесе?

Ответ

Кабаниха – выразитель идей и принципов "темного царства". Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.

Вопрос

Как Кабаниха относится к своим детям? Можно ли сказать, что Кабанова любит своих детей?

Ответ

Она декларирует свою любовь к детям. Возможно, сама она даже верит в то, что любит их. С Варварой она разговаривает ласково. Зная, как несладка участь замужней женщины, позволяет ей нагуляться вволю.

К Тихону она испытывает материнскую ревность. Ей не нравится, как Тихон обращается с Катериной. Ей кажется, что Катерина отобрала у нее сына.

"Любовь" Кабанихи к своим детям – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее "заботы" доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара.

Вопрос

Каким образом Кабанова воздействует на окружающих?

Ответ

Она умело использует различные приемы для утверждения своей воли. Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно ("Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит"), и лицемерно прибедняться ("Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать"), и властно приказывать ("Смотри ж, помни! На носу себе заруби!", "В ноги кланяйся!"). Ханжество Кабанихи проявляется в частом применении церковных оборотов: "Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!"; "Только грех один!".

Вопрос

Как можно одним словом охарактеризовать натуру Кабановой?

Ответ

Властная, деспотичная.

Вопрос

Деспотичен ли Дикой?

Ответ

Образ Дикого выглядит порой комически: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненно нежелание расставаться с деньгами.

Вопрос

Кто по-настоящему деспотичен в пьесе?

Ответ

Кабаниха, с ее хитростью, лицемерием, холодной жестокостью, страшна по-настоящему.

Вопрос

Как вы думаете, что опаснее для общественной нравственности: самодурство или деспотизм? Почему?

Ответ

Деспотизм. В пьесе показан застой, стояние на месте. Последствия этого страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове и являются Дикой и Кабанова.

Вывод

Власть Дикого и Кабановой основана на безропотном повиновении их близких и деньгах. Никто ничего не может ответить тиранам. Обитатели города Калинова не хотят менять существующее положение вещей, поэтому Дикой и Кабанова продолжают тиранствовать безнаказанно. Если положение в Калинове останется прежним, то тирания будет продолжаться еще долго. Дикой и Кабанова являются властителями "темного царства": Они не могут жить иначе, поэтому их усилия направлены к одной цели. Эта цель – сохранение своей власти.

Домашнее задание

1. Соберите материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. В нескольких словах дайте краткую характеристику каждому из них.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook