Герои и сюжет «Горя от ума» А. Грибоедова

Говорить мы будем об одной из главных российских комедий «Горе от ума» Александра Грибоедова (см. рис. 1).

Рис. 1. Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич принадлежал к поколению творческих людей. Они считали бюрократическую службу и литературу занятиями несовместимыми. Поколение Грибоедова – люди частной жизни. Александр Сергеевич служил, был опытным дипломатом. Он отвечал за подготовку туркманчайского договора, который примирил кавказские народы с Ираном (см. рис. 2). Как дипломат он и погиб.

В 1829-м году в Тегеране возмущенная толпа напала на представителей российской дипломатической миссии, многих убили, в числе них был и Грибоедов.

Рис. 2. К. Осокина с оригинала В. Мошкова. «Подписание мирного договора в Туркманчае 10 февраля 1828 года»

Сначала Грибоедов хотел назвать произведение «Горе уму», но назвал «Горе от ума». Главный герой воплощает в себе все черты романтической личности. Действие разворачивается в Москве, потому что столицей был Петербург. Москва была важным городом, но отчасти деревенским, м доживали свой век сановники, мало служили. Московские аристократические нравы, не были нравами служивых людей.

После трехлетнего отсутствия в Москву возвращается молодой человек Чацкий. Он приезжает в дом Фамусовых, навестить подругу Софью, в которую был влюблен. Но обнаруживает перемены в возлюбленной, в отношениях между людьми. Вступает в конфликт с обыденностью, с Фамусовым и отчасти с Софьей. У Фамусова новый помощник Молчалин, в него влюблена Софья. Чацкий не замечает этого. Он не может представить, что девушка, с ее развитием может влюбиться в безличного Молчалина.

Комедия просветительская, подчиняется классическим образцам.

Принципы драматического произведения

  • Единство времени. Действие длится не более суток.
  • Единство места. Действие разворачивается в одном доме.
  • Единство действия. Сюжет не должен быть усложнен.

Все эти правила соблюдены. Однако сам Чацкий не похож на героя просветительской комедии. Мы читали «Недоросля» Фонвизина, в произведении Грибоедова все иначе.

Пушкин, прочитав «Горе от ума» пришел к выводу, что герой ее совсем не умен.

Он писал в письме Вяземскому 28 января 1825 г. «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен». Также в конце января Пушкин написал Бестужеву:

«В комедии “Горе от ума” кто главное действующее лицо? Ответ - Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Благородный, добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями».

Три очень важные сцены «Горя от ума», в которые Грибоедов вкладывал один смысл, а Пушкин находил другой.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет...

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам...

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

А.С. Грибоедов

В конечном итоге Фамусов закрывает уши, а Чацкий продолжает говорить.

Для Пушкина как человека с неромантическим сознанием Чацкий совершает глупость: нельзя что-то проповедовать человеку, если он не желает слушать.

Еще больше основания Пушкину сомневаться в уме Чацкого дает 3-е действие, 22-е явление, где Чацкий произносит свой знаменитый монолог о французике из Бордо.

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь…

А.С. Грибоедов

Этот большой монолог завершается ремаркой автора:

Пять, шесть найдется мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, -

Глядь...

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)

Чацкий не видит ничего вокруг себя. Его никто не слушает. Он проповедует, ослепленный страстью, не обращая внимания на окружающую его реальность. Есть и зеркальное отражение этих эпизодов. Действие 4, явление 5, когда Репетилов поступает как Чацкий. Он разговаривает со Скалозубом, проповедует ему высокие мысли, произносит длинный монолог и получает ремарку:

(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)

Это пародия на монолог Чацкого. На разговор с неслушающим Фамусовым, на монолог про французика из Бордо, где все кружат в танце. Репетилов пустой герой, который поступает как Чацкий.

Пушкин, как зритель классической поры, видит одно, а Грибоедов, как автор новой комедии, вкладывает нечто совершенно другое.

Для Грибоедова романтическая личность не нуждается в исправлении окружающего мира. Чацкий не должен исправлять мир, а истину проповедовать. Конфликт с миром и есть содержание романтического героя. Пушкин смотрит на Чацкого с точки зрения сценического устройства.

Герой, который не видит людей, для Пушкина смешон, а для Грибоедова возвышен. Романтическая личность не может опускаться до того, чтоб наблюдать за реальностью. Репетилов - пародия не на Чацкого, а на московского франта, который подражает герою. Высокие идеи, не вмещающиеся в голову Репетилова, не унижают Чацкого. Сюжет строится на случайной обмолвке, обрастающей неслучайными последствиями.
Чацкий случайно произносит фразы, которые подхватывает Софья и как слух пускает в толпу.

«Ум с сердцем не в ладу»

«Как во мне рассудок цел остался»

«От сумасшествия смогу я остеречься».

Софья бросает слух, что Чацкий не в своем уме. С точки зрения Пушкина герой ведет себя неумно, потому что сам подсказывает Софье ход, который она использует против него.

Чацкий - романтическая личность. А Пушкин, зритель, преодолевший романтизм в самом себе, требует от героя того, чего романтическая личность дать не может, не хочет и не должна.

Это нормальное расхождение восприятия и текста. В литературоведении это называется интерпретацией.

Пушкин интерпретировал «Горе от ума» не так, как Грибоедов его задумал.

Со своей задачей изобразить романтического героя Грибоедов справился.

О взаимоотношении двух выдающихся людей XIX века расскажет документальный фильм «История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов» .

Умен ли Чацкий? Об этом размышлял не только Пушкин. Споры не прекращаются и по сей день. Комедии Грибоедова посвящена программа, Игоря Волгина

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сюжет, герои, новаторство в произведении 1. Сюжет и конфликт комедии. 2. Реалистический метод Грибоедова. 3. в жанре комедии. Комедия «Горе от ума» считается достижением русской реалистической драматургии. А. С. Грибоедов был близок к декабристам, и в нем жила неприязнь по отношению к крепостническим порядкам. Как декабристы и Пушкин, Грибоедов мечтает о развитии национальной русской литературы. К принципам классицизма он относится критически. Классицизм, по его мнению, мешает воображению. Другое дело - реализм. Первые пьесы Грибоедова - переводные, но вскоре он начинает писать собственные произведения. «Горе от ума» он завершает в 1824 году, и ее сразу же запрещает цензура. Издали комедию только в 1833 году, однако до этого люди читали ее в рукописном варианте, тираж которого превысил сорок тысяч экземпляров. Сюжет комедии имеет общественно-историческое значение. Время действия пьесы - после 1812 года. Идет столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Конфликт двух лагерей изображен в традициях жизненной правды. В пьесе прямо показано отношение автора к крепостничеству. Говоря о бесправии крестьян, Грибоедов наполняет крепостными свое произведение, делая народ фоном пьесы, противопоставляя его дворянскому обществу. Новаторство Грибоедова состоит в использовании реалистического метода изображения, в простоте и ясности композиции пьесы. Критики первыми поняли новизну комедии, но долго не признавали ее, и лишь разговорный стих, написанный вольным ямбом, стал единственным положительно отмеченным критикой новаторством. Уже позднее стали говорить о соединении противоположного - сатиры и психологизма, комедии и трагедии. Все герои даны в их внутреннем развитии, в борьбе взглядов, их характеры показаны в тесной связи со средой, и это помогает нам понять, откуда пошли Молчалины, «не должные иметь свое суждение», как формировалась незаурядная личность Чацкого. Грибоедов показывает типические характеры в типических обстоятельствах, это - основная черта реализма. Амплуа героев не выражены так четко, как в классической пьесе. Даже типичный образ у Грибоедова обладает индивидуальными чертами, он многогранен и интересен. Автор создает не карикатуры с явно выраженными пороками, а портреты живых действующих лиц. Поэтому даже отрицательные персонажи у него имеют положительные черты. В этом произведении присутствует смешение разных жанров: дворянской сатиры (монолог Чацкого «А судьи кто?»), эпиграммы (монолог Чацкого «Что нового покажет мне Москва?»), разговоры персонажей в комедии порой напоминают басни. Все эти жанры соединены автором вопреки законам классицизма. В комедии Грибоедова соблюдено единство места, времени и действия, однако присутствие большого количество несценических персонажей, о которых рассказывают, вспоминают герои на сцене, расширяет эти рамки. Единство действия нарушает и то, что любовный и социальный конфликты переплетаются, что только углубляет их. «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя - между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел», - писал И. А. Гончаров. Две сюжетные линии развиваются независимо друг от друга. Однако любовная линия получает развязку в финале, а социальная - нет. Чацкий уезжает, и все фамусовское общество остается при своем мнении, порок, в отличие от классической комедии, наказать не удается. Жанровое своеобразие пьесы состоит в том, что эта комедия не похожа на другие, она разрушает классическое представление о комедии. В ней сочетаются «комедия положений» и «комедия характеров». Мало того, в контексте пьесы перемешаны разные художественные методы, в ней, как уже говорилось, разгораются два конфликта. Ранее комедия и возвышенные идеи считались несовместимыми, но именно социальный конфликт становится в «Горе от ума» главным. В финале трагическое вновь соединяется с комическим. Грибоедов разрушал традиционные жанры, синтезируя их. Сначала он определял жанр «Горя от ума» как «сценическую поэму», «драматическую картину», уже позже, придя к определению пьесы как комедии, Н. В. Гоголь определял творение Грибоедова как «общественную комедию». Отступая от традиционной цели классической комедии высмеять пороки и развлечь зрителей, Грибоедов поднимает тему тр
агического одиночества умного, незаурядного человека. Смех в пьесе достигается комическими несоответствиями, например, ум Чацкого не соответствует его нелепому поведению, когда он говорит пылкую речь, а его никто не слушает, а также комическим переплетением любовных треугольников. Возникновение слуха о сумасшествии Чацкого - один из самых острых моментов пьесы. Предположение сначала основывалось на его собственных словах, но затем все стали говорить об этом и, соглашаясь друг с другом, называть главного героя сумасшедшим. Центром пьесы становится комичность и трагизм положения Чацкого, которого никто не понимает, а также, по мнению Пушкина - характеры и резкая картина нравов. А. С. Пушкин называл Грибоедова «комическим гением», совершенно справедливо предрекая, что половина его стихов из комедии войдет в историю. Такой успех догрибоедовской комедии был только у «Недоросля». По словам Гончарова, в комедии «отразилась, как в чаше воды, вся прежняя жизнь Москвы, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе — «век нынешний» или «век минувший»?) решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» (IV, 14), где он потерял любовь и где его ославили сумасшедшим. На первый взгляд именно Чацкий оказался побеждённым в борьбе с фамусовским обществом, то есть с «веком минувшим». Однако первое впечатление здесьявляется поверхностным: автор показывает, что критика общественных, моральных, идейных устоев современного дворянского общества, которая содержится в монологах и репликах Чацкого, справедлива. Никто из фамусовского общества не может ничего возразить на эту всеобъемлющую критику. Поэтому Фамусов и его гости так обрадовались сплетне о сумасшествии молодого разоблачителя. По мнению И.А.Гончарова, Чацкий — победитель, но и жертва, так как фамусовское общество подавило своего одного-единственного противника количественно, но не идейно.

«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы решается не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкретной исторической и бытовой обстановке. В пьесе содержится множество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятельства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастерское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев комедии. Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изображал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а представителей московского дворянства 20-х годов XIX века. Автор не считает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фамусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петрушке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних. Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.

Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого. Читатель знакомится с местом действия — домом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, видит его самого, когда он заигрываете Лизой, узнаёт, что его дочь Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.

Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».

Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга. (11,8)

Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:

И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)

Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.

После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.

Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную несостоятельность.

Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории — только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.

Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.

Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).

Сюжет и композиционное построение комедии А. С. Грибоедова сами по себе уже достаточно оригинальны. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта линия очень важна: любовная интрига движет действие. Но все же главное в комедии - общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы.
История несчастной любви Чацкого к Софье и его конфликт с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета и развиваются одновременно. Первые сцены, утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, мы узнаем о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Софья вначале отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчаливым, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: «Не человек, змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил героиню против себя.
Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым перерастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто-же из них?..
В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что не любит его, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Еще больше его убеждает разговор с Молчалиным, в котором тот демонстрирует свою безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии героя. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому критики. Так действие достигает высшей точки, кульминации.
Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает обо всем и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. «Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!» - наступает окончательное прозрение. Уязвленный Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказан, и добродетель не торжествует. От счастливого финала Грибоедов отказался.
Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: «В «Горе от ума»... вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам...тут... нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то простоте - новость, смелость...»
Особенность композиции пьесы в том, что ее отдельные сцены, эпизоды соединены, казалось бы, произвольно. Но все соответствует замыслу драматурга. С помощью композиции, например, Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва герой с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Михайлович «стал не тот» в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин - шпица: «Мой муж - прелестный муж». Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского «мужа-мальчика, мужа-слугу». Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Дальше Чацкий в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, оглядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И наконец, особенно остро чувствуется одиночество главного героя, когДа к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя «дельный разговор... про водевиль». Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним... у нас... одни и те же вкусы» и снисходительной оценки: «он не глуп» - показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
Через всю комедию проходит мотив падения. Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и «поспешно оправляется» Репетилов... Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: «И растерялся весь, и падал столько раз...» Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.
Также настойчиво повторяется мотив глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: «Ох! глухота большой порок». Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов.
В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной бессмысленной сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.
Грибоедов развивал традиции Фонвизина, Новикова, Крылова, обогатив классическую комедию психологизмом и динамикой в изображении характеров. Он соединил сатиру и лирику, комедию и драму, гражданскую патетику и водевильные сцены, выступив как драматург-новатор.

Фрагмент иллюстрации Д. Н. Кардовского «Карету мне, карету!»

Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарём отца Молчалиным, живущим в этом же доме.

Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удаётся отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, Фамусов исчезает.

Выходя от Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час? Фамусова, ставящего в пример собственное «монашеское поведение», кое-как успокаивают.

Оставшись с Лизой вдвоём, Софья мечтательно вспоминает о так быстро промелькнувшей ночи, когда они с Молчалиным «забылись музыкой, и время шло так плавно», а служанка еле сдерживает смех.

Лиза напоминает госпоже о прежней её сердечной склонности, Александре Андреевиче Чацком, который уже три года странствует в чужих краях. Софья же говорит, что её отношения с Чацким не выходили за пределы детской дружбы. Она сопоставляет Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чувстви­тельность, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? Как поживают их общие знакомые, кажущиеся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»).

Софью это задевает настолько, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!»

Входит Фамусов, тоже не слишком обрадованный визитом Чацкого, и спрашивает, где Чацкий пропадал и чем занимался. Чацкий обещает обо всем рассказать вечером, поскольку он ещё и домой не успел заехать.

Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фамусов настора­живается, уж не метит ли Чацкий в женихи? А как бы отреагировал на это Фамусов? - в свою очередь осведомляется молодой человек. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала привести в порядок дела и добиться успехов по службе.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет Чацкий. Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице.

Чацкого этот образец никак не устраивает. Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век».

Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами.

Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консерва­тивными старичками, вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причём фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету».

Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев».

Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба).

Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих - ничего страшного не произошло.

Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения.

Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен её несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьётся над загадкой: кто же её возлюбленный?

Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и ещё более укрепляется в своём мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.

На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое.

Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует её выпад.

Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет.

Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит её собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своём уме.

Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий - басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам - профессорам, химикам, баснописцам…

Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием.

Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает ещё один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростёртыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему горестную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопо­нимания. Лишь с одним Загорецким удаётся Репетилову вступить в разговор, да и то предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий - настоящий сумасшедший.

Задержавшийся в комнате швейцара Чацкий все это слышит и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно - знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему и в голову прийти не может, что именно она распустила этот слух.

В вестибюле появляется Лиза, за ней плетётся заспанный Молчалин. Служанка напоминает Молчалину, что барышня ждёт его. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, дабы не потерять её приязни и тем самым укрепить своё положение, по-настоящему же ему нравится одна Лиза.

Это слышат тихо подошедшая Софья и прячущийся за колонной Чацкий. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь». Молчалин пытается отпереться от сказанного, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже даёт волю чувствам и обличает коварство Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отослать дочь к тётке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичницы.

Чацкий горько смеётся и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми единомыш­ленниками Фамусова, в обществе которых и впрямь трудно сохранить рассудок. Восклицая: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!» - он навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом.

Сам же Фамусов более всего озабочен тем, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Пересказал

Понравилось? Лайкни нас на Facebook