Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Игра в числа, тренировка зрения, памяти и внимания Таблица на внимание от 1 до 25

Это занимательная таблица для проверки наблюдательности и уровня терпения со времен СССР.

Следует найти от числа от 1 до 90 (счет). Если вы это делаете за:

5–10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.

10–15 мин - хорошая.

15–20 мин - средняя.

20–25 мин - удовлетворительная, но удивительное терпение

Тест для тренировки зрительной памяти

Упражнение на внимание Сетка

Eщё одно упражнение, ориентированное на тренировку выносливости и концентрации внимания. Ведь в нём требуется найти по порядку ни много ни мало цифры от 1 до 90, и при этом – в хаотичной сетке и при самых разных ориентациях и размерах шрифта! Одна последовательность в 90 цифр – но какая нагрузка! Необходимо зарегистрироваться на сайте для бесплатной игры gzomrepus.ru

Сamera Mind

Флеш-игра, позволяющая проверить свою зрительную память. На первом уровне игры будет нарисован один круг, на втором - два, и на каждом новом уровне на поле будет прибавляться по одному кругу. Правила просты: на каждом поле надо кликать на «свежий» круг. Сколько кругов вы способны удержать в памяти?>

Низкий показатель 10, средний 20, высокий 40.Используя мнемотехнику - запоминая фигуры из кругов, можно достигнуть высоких достижений (у меня только 39).

Camera Mind 2

Игры тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно. (дождитесь окончания 30 сек. рекламы)

MEMOTST

Нужно запомнить цвет каждого кирпича… Потом, когда их будут выдвигать по одному,нужно нажать на бутылку нужного цвета!

Игры для памяти внимания и улучшения логики.

Тест на память

Смотри на цифры и запоминай.Они потом исчезнут с поля. Затем нажми кружки правильно. По порядку начиная с самой маленькой. (0,1,2,..10)

Игра тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно

Упражнение «Мозаик» - тренирует зрительную память

Упражнение на развитие зрительной памяти. Есть таблица, в которой на считанные секунды появляется картинка из кругов. Задание простое: запомни картинки и без ошибок воспроизвести ее, когда она исчезнет.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Этот тренинг позволяет увеличить периферическое зрения, что ведет к увеличению скорости чтения.

Сколько чисел?

Игра для памяти внимания и улучшения логики, интеллекта.

Пример: в центре в круге цифра 5 - сколько 5-ок вращается вокруг? нажми на цифру в столбце справа или на клавиатуре.

Game for development of attention and memory. Free online.

Помогите своему ребенку быстро адаптироваться в школьной среде! С малых лет научите его легко и непринужденно тренировать свою зрительную память, избавляя при этом от ошибок на письме или при счете. Используя таблицы Шульте, вы достигнете желаемого результата с малыми затратами времени и финансов.

Тренируем зрительную память

Маленький ребенок похож на пластилин, и от того, что вы будете из него лепить, и зависит, кем он станет. Одной из полезных и нужных характеристик развития является память. Зная это, любящие родители тренируют ее у малышей с ранних лет. Некоторые используют заучивание стихов, другие практикуют скороговорки и пословицы. Однако эти способы, конечно, направлены на улучшение способностей запоминания и развитие речи, но никак не воздействуют на зрительную память. А между тем забывать о ее существовании не стоит.

По мнению ученых, именно она в большей степени помогает ребенку быстрее и эффективнее освоить письмо и чтение. имеет направленное действие именно на запоминание знаков, другими словами, ребенок меньше сделает ошибок при письме, легко и быстро научится складывать, умножать, и впоследствии ему проще будет воспринимать основные математические формулы. Но на будущее, а сейчас поговорим детальнее о том, как работает таблица Шульте для детей.

Подготовка ребенка к школе при помощи таблицы Шульте

Идя в школу, ребенок должен быть готов к тому, что на него сваливается сразу много сложных и равнозначных задач. Он должен не только адаптироваться в разношерстном детском коллективе, но и научиться чтению, письму и счету. Детская психика очень ранима и чрезмерно восприимчива к критике, поэтому задача родителей - качественно подготовить ребенка к новому этапу его жизни. Ведь маленькому школьнику очень обидно, когда он так старается правильно писать слова или цифры, а в них находят ошибки.

Ситуацию может исправить практика с тренировкой памяти. Систематически выполняя упражнения, вы можете избежать значительного количества ошибок или вовсе распрощаться с ними. Все зависит от вашего, родители, терпения, ну и, конечно, от желания научить ребенка запоминать информацию не только на слух, но и зрительно.

Рассмотрим более подробно таблицы Шульте. Методика работы с ними направлена на увеличение возможного поля зрения вашего ребенка. По мнению специалистов, одной из причин низкой является маленький размер этого поля. Но его можно увеличить именно при помощи специальных игр и упражнений. В легкой и непринужденной форме родители помогут ребенку справиться с проблемой. Программа "Таблицы Шульте" предполагает занятия с карточками, которые можно приобрести или же изготовить самостоятельно.

Делаем пособие самостоятельно

В домашних условиях для изготовления таблицы Шульте понадобитсякартон (лист бумаги) и маркер (фломастер), которым вы будете писать цифры. Расчерчивая основу на несколько квадратов, вы создаете задание для тренировки. Уровень сложности зависит от возраста и способностей вашего ребенка. Поскольку вариантов может быть огромное количество, игры не надоедают деткам. Освоив самую простую схему, всегда можно перейти к более сложному заданию.

Первая карточка может состоять всего из 16 клеток, а в последующих нужно постепенно увеличивать количество (чем больше ячеек, тем сложнее задание). На картоне записываем в произвольном порядке числа от единицы до 25. Для эффективной работы у вас в распоряжении должно быть несколько таких табличек с разным расположением цифр. Стоит отметить: поскольку таблицы Шульте являются универсальным тренажером что необходимо для учебы, ими активно могут пользоваться и взрослые, но об этом чуть позже.

Разнообразные задания - интересные тренировки

Придумывая различные задания и используя указанные таблицы, можно разнообразить упражнения, превращая тренировки в вечную игру. Детям она очень нравится, к тому же, играя, они не так устают. А чтобы интерес не угас, родители или воспитатели должны периодически менять таблицы и стимулировать желание заниматься наградой или соревнованием среди деток.

Пример тренировки зрительной памяти при помощи таблицы Шульте

Имея карточку с цифрами, необходимо попросить ребенка назвать и показать все имеющиеся числа от 1 до 25 (или до 16, смотря, какая таблица у вас в руках). Потом желательно озвучить обратный счет. Согласно рекомендациям, ученики 1-2 класса не только показывают все цифры, но и проговаривают их вслух, а старшие дети могут ограничиться лишь указыванием.

После можно потренироваться, называя только четные или нечетные числа. Можно немного усложнить задание, работая по таблице в паре. К примеру, в одно и то же время ребенок называет числа в порядке возрастания, а мама или брат перечисляют нечетные числа. Соревновательный момент позволяет малышу научиться концентрировать свое внимание на определенном задании, не отвлекаясь на помехи. Регулярные тренировки не только укрепляют зрительную память, но и прекрасно развивают внимание и даже усидчивость ребенка.

Тест таблицы Шульте

Ученые разгадали секрет эффективности таблиц. Результаты проведенных научно-исследовательских экспериментов свидетельствуют о том, что таблицы Шульте оказывают благоприятное воздействие на активность мозга человека. Ученые, специализирующиеся в области функциональной нейровизуализации, определили, что влияние обусловлено заметным приливом крови к областям лобных долей коры головного мозга при решении новой задачи. Однако повторная попытка изучения той же картинки существенно снижала интенсивность кровотока.

Другими словами, интенсивность кровоснабжения зависела от сложности и от характера таблицы Шульте. Предлагая мозгу решение новых задач, мы не только стимулируем его работу, но и улучшаем его деятельность, увеличивая объем памяти и усиливая концентрацию внимания. Особенно эффективны для тренировки памяти и черно-красные таблицы Шульте. Это модифицированный материал. В каком плане? Цифр уже не 25, а 49. Половина - красные, половина - черные. Числа ребенок называет по очереди: сначала один цвет, потом другой. При этом перечисляя красные, он использует прямой счет (от 1 до 25), а при перечислении черных - обратный (от 24 до 1). Поскольку задание довольно сложное, предназначено оно для детей старшего школьного возраста (и для взрослых).

Самые эффективные тренировки для нашего интеллекта

Возникает вопрос: "Почему именно эти головоломки эффективны?" Тренировки стимулируют движение всего объема кровотока в те зоны коры, которые отвечают за активацию интеллекта в процессе принятия решений. Кроме того, отмечено, что основная часть головного мозга практически не отвлекается, как это обычно наблюдается при арифметических расчетах, решении кроссвордов или зубрежке стихотворений.

Находя решение логических задач, мы активируем математическое мышление и задействуем память, вспоминая ту или иную формулу. За эти способности отвечают другие отделы нашего мозга. Практически то же происходит и при разгадывании кроссвордов. Опять необходимо напрягать дополнительные участки коры головного мозга, которые отвечают за ассоциативное мышление и воспоминания. Другими словами, вновь теряется часть интенсивности кровеносного тока.

Общий объем крови распределяется по другим зонам, уменьшая при этом ее количество, поступающее в лобовые доли. То же самое наблюдается и при заучивании стихов. Вспоминая или заучивая на память фразы, мы активируем память, инициируя зоны, отвечающие за припоминание и хранение информации. Как результат, опять происходит снижение интенсивности кровотока.

Таблицы Шульте - оптимальный вариант для улучшения памяти

Совершенно другая схема осуществляется при тренировках с применением таблицы Шульте. Нет необходимости что-то вспоминать или выполнять математические действия (умножать, складывать, вычитать, делить), искать подходящие ассоциации, сверяя информацию с имеющимися данными. В ходе тренировки не приходится прикладывать особых дополнительных усилий.

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения , увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. В данной статье вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте. Кроме того, вы сможете пройти тестирование по этим таблицам онлайн и при желании бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) - это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. О том, как читать, не проговаривая про себя (без артикуляции), смотрите в данном уроке . Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете - свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.

Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Заниматься с таблицами Шульте

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте вы можете бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Такие таблицы доступны 4brain . Если эти таблицы даются вам просто - пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5. Кроме того, вы можете воспользоваться онлайн программой для упражнений со стандартными таблицами Шульте, которая приведена ниже. Скачать таблицы второго уровня сложности.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

Такие таблицы позволяют эффективнее тренировать периферийное зрение, в особенности при быстром чтении с сайтов, журналов - источников не только с текстовой, но и графической информацией.

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений.

Что же из себя представляет таблица Шульте? Чаще всего - это таблица 5х5 клеток, в которой случайным образом размещены числа от 1 до 25. Разработана таблица была для изучения свойств внимания. Изначально, да и сейчас используется психологами для различных исследований. И вот в процессе работы с этими таблицами было обнаружено, что простое «прорешивание» их оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека.

Таблицы Шульте: развиваем внимание

В первую очередь, при работе с таблицами Шульте у человека развивается объемное (параллельное) внимание, т.е. символы, находящиеся в поле вашего зрения, воспринимаются вами одновременно, а не считываются по очереди.

Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех чисел от 1 до 25 и сделать это необходимо за максимально короткое время.

1. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.

2. Найдите квадрат, расположенный по центру таблицы и представьте, что в самом его центре есть точка, вот на ней и необходимо зафиксировать взгляд.

3. Далее, фиксируя взгляд на центре таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Необходимо именно «увидеть», а не «найти взглядом». Главная задача состоит в том, чтобы найти клетку с цифрой 1, не совершая движений глазами.

4. Как только нашлась единица, то не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите двойку и т.д.

По началу, при работе с таблицами, ваши глаза будут вести себя как на рис.1 Но по мере тренировки, движения глаз будут становится все менее и менее интенсивными. И их работа будет уже такой, как на рис.2

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит вам:

  • активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
  • активизировать память;
  • развивать навык быстрого принятия решений.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за то, насколько хорошо мы способны организовать свои мысли и действия в свете тех целей, которые мы перед собой поставили. Также, эти области мозга считаются сосредоточием процессов, лежащих в основе нашего внимания.

Учеными проводились различные эксперименты в области функциональной нейровизуализации. С помощью приборов регистрировалась интенсивность движения крови в различных участках коры головного мозга при решении испытуемыми различных интеллектуальных задач (кроссворды, таблицы Шульте, арифметические задачи, головоломки и т.д.). По результатам исследований учеными было сделано два вывода:

    Когда испытуемому давалась какая-либо новая для него задача - это вызывало существенный прилив крови к лобным долям коры мозга. Если же задача повторялась, то приток крови было значительно ниже.

    Интенсивность притока крови зависела не только от новизны задачи, но и от ее характера. И наиболее высокая интенсивность была зарегистрирована при работе испытуемых с таблицами Шульте.

Именно при занятиях с таблицами, максимальный кровоток идет в зоны лобных долей. И мозг при этом не отвлекается и не тратит ресурсы на какие-либо дополнительные расходы, как это наблюдалось при решении арифметических задач, заучивании стихотворений или разгадывании кроссвордов.

Регулярные занятия с таблицами Шульте дают заметное увеличение объема памяти и, что наверное более важно, существенно повысят скорость обработки находящейся в ней информации. опубликовано

Понравилось? Лайкни нас на Facebook