Черные евнухи в гаремах. Кто такие евнухи? Кто такие евнухи в гареме султанов

Само слово «евнух» в переводе с греческого означает «хранитель ложа». Вопреки распространенному в настоящее время мнению евнухов лишали не пениса, а тестикул. При определенных условиях у евнухов сохранялась возможность испытывать сексуальное возбуждение, что позволяло им заниматься сексом. Но вот детей они не могли иметь ни при каких условиях. Именно это стоит считать основной причиной для проведения процедуры оскопления. Правители и вельможи подобным образом избавляли себя от угрозы рождения незаконных детей-бастардов, сохраняя чистоту крови. Евнухи чаще всего охраняли гаремы своих повелителей, наводили там порядок, занимались организационными вопросами, были единственными мужчинами на его территории. Их работа щедро оплачивалась, а риск появления незаконного наследника у одной из жен или наложниц сводился к нулю.

Добровольная и принудительная кастрация

Мужчины становились евнухами и по принуждению, и добровольно. Многие бедные семьи отдавали своих сыновей на эту службу. Кастрация в детском возрасте переживалась в некотором роде легче, поскольку юноши не осознавали в полной мере, чего они лишались. Гормональная перестройка организма в подростковом возрасте происходила иначе, тело перестраивалось под изменившиеся обстоятельства, набирая лишние килограммы. Такие добровольные евнухи щедро вознаграждались правителями, принимавшими их на службу. Со временем они могли достигнуть действительно высоких должностей. В большинстве восточных стран евнухи могли стать финансовыми советниками, военачальниками, чиновниками.

Существовала и принудительная кастрация. В Китае, например, подвергали оскоплению захваченных в плен врагов. В этом случае такая процедура имела сразу два значения. Во-первых, кастрация унижала врага, во-вторых, сохранялась чистота нации, поскольку кастрированный враг уже не мог стать отцом, «испортив» семейное древо победителей.

В некоторых религиозных культах оскопление совершалось в качестве своеобразной жертвы божеству. Евнух-монах подобным образом отрицал все плотское, греховные мысли и отдавал себя полностью религиозному служению.

Сам институт евнухов возник у персов, ассирийцев и византийцев, чуть позже он получил широкое распространение в Китае. Именно в Китае евнухи образовали настоящую, прочную касту, которая давала отпор любому храбрецу, который посягал на их . У персов и ассирийцев отношение к евнухам всегда было скорее презрительным, суровые воины относились к ним без капли уважения.

Главный евнух Ли Ляньин

Мальчик разделся и лег навзничь на широкую скамью. Ему туго стянули бинтами ноги. Затем — живот. Натерли пах обезболивающей мазью. После этого доктор накрыл ладонью «нефритовый стебелек» и, крепко зажав его в кулаке вместе с двумя «сливами в мешочке», резко перекрутил у самого основания. «Вы не изменили своего решения?» — обратился он к родителям мальчика и, получив «окончательное согласие», решительно взмахнул ножом…

С этого момента мальчику и его родителям оставалось лишь уповать на волю Неба и ждать три дня, по истечении которых станет ясно, нарушены жизненные функции организма или нет. Если да, то неизбежна смерть от заражения крови. Если нет, то по прошествии еще четырех месяцев, отведенных на полное выздоровление, — гарантированная служба в императорском дворце. Тогда родители смогут не только вернуть с процентами шесть серебряных юаней, взятых у ростовщика для оплаты операции, но и надеяться на какую-то помощь от сына-евнуха.

…Наскоро обработав рану, доктор принялся за отрезанные органы. Скрупулезно промыл их специальным раствором и аккуратно уложил в стеклянный сосуд, который опечатал личной печатью. Отныне то, что было отрезано у мальчика и помещено в сосуд, стало называться бао, «сокровище».

Каждый евнух бережно хранил свое бао, поскольку обязан был предъявлять его высокой экзаменационной комиссии всякий раз, когда рассматривался вопрос о его повышении по службе — о присвоении очередного из 48 разрядов, предусмотренных официальной «табелью о рангах».

Была и другая, не менее весомая, причина, побуждавшая беречь бао как зеницу ока. Когда евнух умирал, его «сокровище» должно было лежать в гробу рядом с телом. По поверью, Цзюнь Ван, владыка подземного царства, ужасно гневался и безжалостно превращал в ослов всех, кто представал перед ним с неполным комплектом человеческих органов.

Случалось, правда, что нерадивый евнух не мог вспомнить, куда он спрятал свое бао, или даже терял его. А то и просто по рассеянности забывал у доктора. Таким растяпам приходилось за солидную сумму покупать чужое «сокровище» или в крайнем случае брать его напрокат.

«У всех евнухов после кастрации голос менялся на девичий, особенно резко у тех людей, кого оперировали в детстве, — свидетельствует Г. Стент, английский ученый, в течение десяти лет, с 1870 по 1880 год, изучавший в Китае жизнь и быт кастратов. — С возрастом у них появлялся неприятный фальцет, напоминавший визг торговки на лондонском рыбном базаре».

Молодые и по-своему красивые евнухи выглядели как женщины, одетые в мужской костюм. Они не несли следов ни пола, ни возраста. Правда, с годами разъедались и становились толстыми и рыхлыми. Менялся и их характер. Они принимались плакать или гневались из-за совершенных пустяков. Нередко были жестоки. Но, как правило, отличались мягкостью и уступчивостью, доброжелательностью и умением сопереживать. Особой их любовью пользовались щенки.

Евнухи были очень ранимы, и любое напоминание о «неполноценности» сильно било по их самолюбию. В присутствии евнухов не говорили о «бесхвостой» или «куцехвостой» собаке, о «чайнике с отбитым носиком», не употребляли такие слова, как «отрезать» или «отрубить».

«Евнух» происходит, как известно, от греческого eunuchos и буквально значит «охраняющий ложе», или, прозаичнее, но точнее, «кастрированный служитель в гареме». В Китае гаремами занималась так называемая «Палата важных дел», подчинявшаяся непосредственно Сыну Неба (так называли китайского императора) и состоявшая исключительно из евнухов. Но евнухи требовались не только там. Не случайно их называли хуань гуань, «кастрированные царедворцы».

«В августе 1412 года, — повествует хроника времен Минской династии, — император Чжу Ди, обеспокоенный тем, что в некоторых провинциях действия местных властей приносят вред трону и народу, направил туда дворцовых евнухов для проведения расследования. А в 1420 году императорским указом была создана дворцовая служба сыска, дунгуан, полностью укомплектованная евнухами. Ей было предоставлено право проводить аресты и вести следствие по делам, как говорилось в указе, «о замыслах мятежей, злонамеренных речах, крупных изменниках и злодеях».

«Император, — отмечалось в хронике, — очень благоволил к евнухам, одаривал их одеяниями гунов и хоу (два из трех высших титулов при дворе. — Авт.) и ставил выше генералов». В результате «люди без следов пола и возраста», да еще с «отталкивающей внешностью» обрели беспрецедентную власть в одной из крупнейших империй мира. В их руках оказался контроль над армией, дипломатическими отношениями, внешней торговлей и многими другими сферами. Наконец, они прибрали к рукам цензуру, которой в Китае всегда отводилась роль «защитника традиционного образа жизни и традиционных методов управления государством». Цензоры считались выразителями общественного мнения.

Евнухи стали «ведать церемониалом и регалиями, государственными печатями, казной, дворцовыми складами, снабжением, кухней и прочими службами». Под их непосредственный контроль перешла даже придворная труппа китайской оперы. Привнесенная евнухами манера исполнения классических арий визгливым голосом, надсадно, со стоном впоследствии стала стандартом, которому по сей день неукоснительно следуют китайские актеры.

В годы правления императора Си-цзуна, 1621-1628 годы, возникла Яньдан, «Партия оскопленных», возглавил которую главноуправляющий придворными евнухами Вэй Чжунсянь. Он стал фактическим руководителем страны.

Высшей силой для жителей Поднебесной во все времена было Небо — персонифицированное в образе верховного божества Шанди. Недосягаемый для простых смертных, этот таинственный повелитель доводил свою волю до жителей Поднебесной через посредника — Сына Неба, личность которого также считалась божественной и, следовательно, также недосягаемой для прочих смертных. Поэтому никому из верноподданных, даже в качестве слуг, непозволительно было воочию лицезреть императора, каждодневно наблюдать его поведение, его личную жизнь, знать его привычки, пристрастия и недостатки. Ведь в противном случае подданные узнали бы, что Сын Неба такой же, как они, человек.

Евнухам было строжайше запрещено покидать резиденцию императора. Они были непроницаемой «перегородкой» между Сыном Неба и его подданными. Таким образом, император поддерживал миф о своем божественном происхождении, а евнухи выступали официальными толкователями мыслей своего повелителя.

С этой целью Сын Неба периодически издавал указы с «перечнем титулов, обладателям которых полагались евнухи». Так, в период Цинской династии, 1644-1911 годы, императору было положено иметь 3000 евнухов. Его взрослым сыновьям — по тридцать. Принцессам и дочерям, выданным замуж за высших сановников и князей, — также по тридцать евнухов. Племянникам и «младшим из сыновей» — по двадцать. Внукам императора — по десять. Правнукам — по шесть. Праправнукам — по четыре евнуха.

«Евнухи присутствовали, когда я ел, одевался и спал, — вспоминает свои детские годы последний император Пу И. — Они сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находиться при мне, то евнухам это вменялось в обязанность. Они были главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями.

Всякий раз, когда я направлялся на прогулку в летний дворец Ихэюань, мое сопровождение выглядело так: впереди всех семенил евнух, который выполнял роль гудка. Он непрерывно выкрикивал нечто вроде «би-би», с тем чтобы прохожие могли заблаговременно покинуть улицу. За ним, на расстоянии 20-30 шагов, двигались по обеим сторонам улицы два главных евнуха. Шагов на десять сзади них по середине улицы шел я. Если же я ехал в паланкине, то рядом с ним, по обе стороны, вышагивали два младших евнуха, готовых в любую минуту выполнить любое мое пожелание. Если же я шел пешком, они поддерживали меня. Кроме них, сзади следовал еще один младший евнух с огромным шелковым балдахином. А уже за ним шествовала целая группа евнухов, которые несли всякую утварь. Кресло на тот случай, если я захочу отдохнуть или сменить одежду. Зонты, одни — от солнца, другие — от дождя. За этой группой двигались евнухи из императорской кухни. Они несли коробки со всякими печеньями и сладостями и, конечно же, чайники с горячей водой и чайную посуду. Далее — евнухи из императорской аптеки, у которых на коромыслах покачивались корзины с лекарствами от любой хвори. Завершали процессию евнухи с сосудами для отправления малой и большой нужды. Весь этот пестрый «хвост» из многих десятков человек двигался чинно и тихо!»

Хуань гуань не просто перерос рамки унизительного eunuchos, но обрел привлекательность и уважение в обществе. Для многих жителей Поднебесной перспектива обрести статус хуань гуань выглядела завидной и желанной, поскольку сулила безбедную жизнь и обеспеченную старость, а если повезет, то и высокую должность при дворе.

90-летний евнух Сунь Яотин (1994 год)

« Со времени правления Цзин-тай из династии Мин, — отмечал Гу Яньу, китайский ученый XVII века, — стали наблюдаться случаи, когда мужчины стремились стать евнухами, сами кастрируя себя. Они обычно подвергались наказанию, но в конце концов принимались на службу в императорский дворец». А по свидетельству уже упоминавшегося Г. Стента, в конце XIX века в императорском дворце «служили несколько женатых евнухов. Евнухами они стали, разумеется, после брака. Одних подвигла на это бедность. Других — уговоры лучшей половины. Таким евнухам разрешалось изредка, как исключение, покидать дворец и проводить несколько дней в обществе близких и родных».

Б ывали случаи, когда набор евнухов во дворец превращался в самый настоящий конкурс. Летописцами зафиксирован случай, когда на 3000 вакансий претендовали 20 000 «абитуриентов».

В исторических хрониках Минской династии упоминается о том, что «при императорском дворе насчитывалось около 9000 придворных дам и более 100 000 евнухов».

Императорская «табель о рангах» запрещала присваивать евнухам чиновничий ранг выше четвертого. Но были исключения. «Когда я впервые увидела этого знаменитого евнуха, произведенного во второй ранг, то была просто поражена, — вспоминает Юй Жунли. — Он оказался невысоким, сморщенным, с малюсенькими глазками — словом, вылитой обезьяной. Несмотря на это, он был любимым придворным вдовствующей императрицы.

Евнухам разрешалось носить на шапках только синие шарики и синие перья. Ли Ляньин же удостоился красного шарика и разноцветного пера. Князья и сановники были очень недовольны и даже пытались удержать Цы Си от этого неслыханного шага, однако услышали раздраженный ответ: «Неужели я не могу быть хозяйкой даже в такой малости?!» Все сразу прикусили языки».

Еще в юношеские годы Ли Ляньин выделялся среди сверстников хитростью, ловкостью, расчетливостью. Где лестью, где подарками, а где наличными он продвигался к намеченной цели. Но самое удивительное — в том, что евнухом-то он вовсе и не был! Ему не составило большого труда в 1860 году попасть во дворец, минуя процедуру оскопления. Он сумел устроиться личным парикмахером императрицы, которую покорил не только великолепными прическами, но и умением удовлетворить ее ненасытную похоть. В 1869 году парикмахер был произведен в главные евнухи.

Временщик-лжеевнух не упускал случая показать, «кто хозяин в доме». Он позволял себе сидеть в присутствии вдовствующей императрицы. Более того, на глазах у оторопевших придворных зачастую восседал на троне. Его личное состояние оценивалось лондонскими банкирами в 2 миллиона фунтов стерлингов — фантастическая сумма, которую лжеевнух сколотил на взятках.

Им была организована беззастенчивая распродажа государственных должностей, званий, наград, равно как и подрядов на строительные, реконструкционные и прочие внутридворцовые работы, на поставку вооружений и провианта для армии, продовольствия для дворца и т. д., и т. п. Продавалось все и вся. При этом Ли Ляньин не забывал о своей покровительнице.

«Прибыв в Пекин на юбилей вдовствующей императрицы, чиновник Ган Ни вручил главному евнуху 30 000 новеньких серебряных юаней, которые он выманил у своего подчиненного — управляющего монетным двором. Передавая монеты, Ган Ни лукаво заметил, что по случаю юбилея императрицы ими можно одаривать приближенных к ней сановников. Ли Ляньин передал подарок юбилярше, которая по достоинству оценила тонкий узор новеньких монет. Через несколько дней Ган Ни приказом императрицы был введен в состав Государственного совета».

Прочие главные евнухи мало чем отличались от Ли Ляньина. Так, Юань Цзиньшоу, главный евнух императрицы Лун Юй, «с наступлением зимы каждый день менял шубы. Он никогда не надевал дважды одну и ту же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он однажды надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь. У него была собственная кухня. Его обслуживали младшие евнухи, а также горничные и служанки».

Но были среди оскопленной братии и белые вороны. Одной из них оказался Коу Лянцай, который вместе с другими придворными евнухами прислуживал самой вдовствующей императрице и даже был у нее на хорошем счету. Она не единожды поручала ему выполнять самые интимные задания. И вот в 1898 году Цы Си докладывают о негласных контактах любимчика с ее политическими противниками и, более того, о его пособничестве их заговорщической деятельности. Возмущенная Цы Си пожелала лично учинить допрос изменнику. К ее немалому удивлению, 18-летний юноша заявил, что предпочтет умереть, чем опорочит своих единомышленников. Тогда императрица приказала подвергнуть Коу Лянцая «самым изощренным пыткам». «Погодите! Я все скажу», — воскликнул юноша. И с точностью летописца стал перечислять все любовные похождения Цы Си, включая мимолетные интрижки с молодыми актерами, которые затем, как и незаконнорожденные младенцы, бесследно исчезали. Побагровевшая от злости Цы Си оборвала его, повелев присутствовавшему на допросе Ли Ляньину незамедлительно казнить юношу. Однако Коу Лянцай опередил палачей — изо всех сил, с разбегу, ударился головой о колонну и, истекая кровью, замертво упал.

«Я не могу точно сказать, когда началось использование евнухов в качестве слуг, но зато точно знаю день, когда оно прекратилось, — признается в своих мемуарах Пу И. — Случилось это после Второй мировой войны, в тот день, когда я в последний раз полетел с императорского трона. В тот момент евнухов насчитывалось, вероятно, меньше, чем когда-либо, — всего около десяти».

После того как в 1912 году Пу И официально отрекся от трона Цинской династии, а в Китае была провозглашена республика, многие хуань гуань оказались не у дел. Многие, но не все. Так называемыми «Льготными условиями», подписанными вместе с отречением Пу И, предусматривалось сохранение за ним штата евнухов, «необходимого для обслуживания императорских наложниц и его жены». Даже в начале 1922 года в распоряжении Пу И насчитывалось 1137 евнухов. Через два года их осталось уже не более 200 человек.

15 августа 1945 года Пу И, как он выразился, «последний раз полетел с императорского трона». Но уже не цинского, а Маньчжоу-Го, марионеточного государства, провозглашенного японцами в 1934 году на северо-востоке Китая. При разгроме японской Квантунской армии советскими войсками Пу И был пленен. Менее десятка евнухов, которые в тот момент служили ему, разбежались неизвестно куда и тем самым поставили последнюю точку в истории хуань гуань.

Слово "евнух" имеет несколько значений. Первое - это мужчина, который лишен возможности иметь детей. Второе - высокопоставленный чиновник при дворе. Есть также определение "монах-евнух". Давайте более подробно рассмотрим, кто такой евнух, и в каком смысле употребляется это слово.

Евнух - "хранитель постели"

Это буквальный перевод слова "евнух" с греческого языка. Интересно, кто такой евнух, и какие постели он должен охранять? В Библии описано, как языческие народы кастрировали пленных детей и назначали их слугами при дворе. Эти придворные охраняли спальни правителей. Они смотрели за царским гаремом, где находилось несколько десятков женщин. Кастрация евнухов защищала царскую династию от внебрачных детей от людей низшего сословия. Часто евнухов называли - страж жен, страж наложниц или слуга царицы.

Но, евнухами также назывались мужчины, рожденные с искалеченными половыми органами. В древнем Израиле они могли лишь в ограниченной степени участвовать в поклонении Богу. Входить в израильское собрание им запрещалось. Можем представить, какими униженными они себя чувствовали из-за того, что были лишены возможности иметь детей.

А, кто-то намеренно шел на кастрацию. Это распространено среди некоторых религиозных культур. Монах-евнух целиком отдавал себя служению Богу, отказывая своей греховной плоти в удовольствиях.

Итак, неважно становился мужчина евнухом или был рожден таким, в обществе он всегда чувствовал себя неполноценным.

Джеймс Клуг. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004, с. 27-39.

Первый документированный случай использованияевнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира.Это описание относится ко времени завоевания КиромВавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее всего, такая практика была распространена тогда во всем цивилизованном мире. Совершенно точно известно, что в Китаеона существовала задолго до падения Вавилона.

Задолго до царствования Кира II в Персии появился обычай кастрировать пленников, захваченных в битвах, для использования их в качестве охранников гаремов. Похоже, что родоначальниками этого обычая былисамые первые персидские цари, желавшие обеспечитьцеломудрие своих наложниц и избежать порчи династической родословной.

Кир заметил, пишет Ксенофонт, что «евнухи былиравнодушны к любым семейным привязанностям, и потому он подумал, что более всего они будут уважать иценить тех, кто имел наибольшие возможности к щедрому их вознаграждению и мог защитить их в случае,если их кто-либо обидел, и назначить их на почетнуюдолжность, и никто, подумал он (Кир), не мог превзойти его в раздаче милостей подобного рода. Кроме того, поскольку евнухи были предметом презрения инасмешек со стороны всех остальных обычных людей,уже по этой одной причине они нуждались в хозяине,
27

Который был бы их покровителем. Ибо нет такого человека, который бы не подумал, что ему принадлежитправо помыкать евнухом при каждой возможности сделать это, если только ему в этом не помешает тот, кторасполагает высшей властью. Однако нет причин, покоторым даже евнух не мог превзойти всех других в верности своему хозяину. Однако он не считал, как многие, возможно, были склонны полагать, что евнухиявляются слабыми существами. И он вывел это заключение также на примере других животных. Например,норовистые жеребцы, будучи холощеными, перестаюткусаться и вставать на дыбы, это уж точно, однако,несмотря на это, они не теряют своей пригодности дляслужбы на войне. И быки, когда их кастрируют, во многом утрачивают свой гордый дух и непокорность, однако их сила или рабочие способности от этого не становятся хуже. И точно так же псы, когда их кастрируют, перестают убегать от своих хозяев, но тем не менее также пригодны для сторожевой службы и охоты.

Также и мужчины, если с ними поступили подобным образом, становились более кроткими, будучи лишенными этого желания, но проявляли не менее заботыи тщания о том, что им доверялось. Они ни в коей мерене становятся менее ловкими всадниками, или менее искусными копейщиками, или менее честолюбивыми мужчинами. Напротив, как на войне, так и на охоте они показывают, что в их душах все еще сохраняется духсоперничества. А что до их верности, то лучшим ее доказательством является их поведение в то время, когда иххозяева попадают в бедственное положение. Ибо никтоеще не служил своему хозяину в несчастье более беззаветно, чем евнухи. А если думают, и тому есть некоторое основание, что они уступают в физической силе, все жена поле боя сталь делает слабых такими же сильными.Признав все эти факты, Кир отобрал евнухов на все должности при своем дворе, начиная с привратников».
28

Это высокое мнение великого царя о евнухах как оклассе не часто находит подтверждение в других источниках. В действительности же имеются все основания полагать, что операция, которой подвергались евнухи, оказывала отрицательное воздействие на их характеры. Разумеется, нельзя отрицать, что это правило имело многоисключений. В конце концов, исследовав множествопротиворечивых фактов, можно прийти к заключению,что евнухи, взятые в целом, не хуже и не лучше, чемобычные человеческие существа. И если они ощущают себя обделенными счастьем, то не в большей мере, чем другие. Утерянное ими в одной сфере человеческой жизнедеятельности с лихвой компенсируется - точнее сказать, компенсировалось, так как эта порода людей вымирает - в других сферах. На этой стадии повествованияможно упомянуть о двух таких компенсациях.

Первой было огромное политическое влияние, которым они пользовались благодаря доверию, оказываемому им хозяевами, как предлагает Кир. Второй компенсацией являлся тот очевидный, но чрезвычайностранный факт, что женщины, которых они охраняли,зачастую проникались к ним чувствами отнюдь не сестринскими или дочерними. Ибо, во-первых, евнухи необязательно полностью лишались способностей испытывать сексуальное влечение и связанные с этим радости полового общения. И, во-вторых, евнухи приобретали изощренные навыки по части неординарногополового общения, которое некоторые женщины предпочитают обычному сексу, поскольку лишь оно дает имвозможности достигать оргазма.
29

Сюжет и действующие лица романа Монтескье«Персидские письма» являются, безусловно, плодом воображения автора, однако совершенно очевидно, чтоон был достаточно хорошо информирован о положении дел в этой сфере. В романе содержится сцена, аналог которой нетрудно найти в произведениях, принадлежащих перу восточных авторов. В письме IX, гдеповествование ведется от лица евнуха, Монтескье пишет: «Я вошел в сераль, где все словно нарочно заставляло меня глубоко скорбеть о том, что я потерял. И худшим из моих несчастий было то, что я вечно принужденбыл созерцать мужчину, который был счастлив. В этотпериод, когда чувства мои были так возбуждены, всякий раз, когда мне приходилось отводить женщину кложу моего повелителя и раздевать ее, я возвращался ксебе с яростью в моем сердце и ужасным отчаянием вмоей душе».

«Я помню, как однажды, когда я помогал однойженщине войти в ванну, я настолько перестал управлять собой, что осмелился положить руку на самуюсокровенную часть ее тела. И у меня сразу же мелькнула мысль, что этот день станет последним в моейжизни. Однако мне повезло, и я смог избежать тысячисмертей. Тем не менее мне пришлось уплатить немалую цену за молчание красотки, которая стала свидетельницей моей слабости. Я потерял всякую власть надней, и она вынудила меня делать ей поблажки, в результате чего я тысячу раз оказывался на волосок отгибели».

Этот вымышленный корреспондент добавляет, чтотеперь, в пожилом возрасте, он ненавидит женщин.

В одной из сказок сборника «Тысячи и однойночи», рассказываемой от лица черного евнуха, говорится о том, что его «кастрировали» в возрасте двенадцати лет, то есть удалили ему яички. В то время онбыл рабом в доме влиятельного и богатого араба. Причиной операции стало неосторожное поведение подростка и его подружки, дочери хозяина, которой было
30

Десять лет. Играя друг с другом, эти два вполне здоровых ребенка с горячей кровью внезапно ощутили непреодолимое желание совокупиться и не стали ему
противиться, отдавшись воле своих инстинктов. НаВостоке такие случаи не являются чем-то экстраординарным. Девочку тут же поспешили выдать за местного брадобрея, причем пришлось принять особыемеры, чтобы убедить этого честного ремесленника втом, что его невеста сохранила девственность. Попросьбе маленькой невесты и с согласия ее мужа,поскольку тот ничего не знал о ее предыдущих интимных отношениях, мальчику позволили остаться при
бывшей подружке в качестве евнуха.

Однако затем рассказчик спокойно добавляет: «Япродолжил целовать и сжимать ее в своих объятиях инаслаждаться ее телом, как и прежде, пока не скончались все: ее муж, мать, отец и наконец она сама». (Сточки зрения физиологии такое явление вполне моглоиметь место даже при отсутствии яичек у главного действующего лица этой истории.)

Таким образом евнух, являвшийся столь важнойфигурой в дохристианские времена и в течение долгого времени после утверждения христианства, но только в восточных странах, действительно мог, как ужепредполагалось, быть щедрым, благоразумным и просвещенным, как, впрочем, мог являть собой и полнуюпротивоположность этим качествам. Ибо в то время какполная кастрация приводила к появлению таких «полулюдей», как их называли римляне, алчных, нетерпимых и невежественных, подобно слишком аскетическим персоналиям современности, частичноехолощение, нередко применявшееся в определенныепериоды истории и в определенных странах, особеннов античности, имело своим результатом людей вполне добродушных. Учитывая их характерные особенности,позволявшие им иметь интимные отношения с женщинами, можно утверждать, что они испытывали чув-
31

Ство, близкое к самодовольству, которое основывалосьна полном сексуальном удовлетворении, делающеммужчину покладистым. Как в древности, так и в нашидни евнухи, белые и черные, часто обнаруживалисклонность к хвастовству, самолюбованию, питали пристрастие к декоративным животным, птицам и цветам, а также не были чужды шумных, почти детскихзабав. Другими словами, для них были типичны многие черты скорее артистического, а не меркантильного темперамента.

В услужении у султанов Османской империи находилось около четырехсот черных евнухов. Многиеиз них занимали высокие административные должности при дворе и пользовались огромным влиянием.Среди этих высших евнухов наиболее могущественным считался тот, кто присматривал за наложницамицарствующего султана, а не предыдущего монарха. Следующим после него в иерархии евнухов был начальник евнухов матери султана, или, как ее называли,валиде-султан. Затем шли евнух, ведавший челядьюсыновей султана; казначей, смотритель главного помещения гарема, смотритель малых комнат, окружавших главное помещение, и два имама или священнослужителя мечети гарема. По традиции начальниквсех евнухов, как это ни абсурдно могло показатьсяна первый взгляд, имел свой собственный персональный гарем.

Пальму первенства в определении трех категорий презренных «полулюдей» следует отдать древнимримлянам, народу энергичному и мужественному, неслишком склонному к благотворительности и относившемуся к калекам с гораздо большим пренебрежением, чем большинство народов Востока. К первой категории они относили кастратов, тех, кто был лишен всех внешних детопроизводящих органов. Этисоздания заслуживали самого полного доверия, таккак были не в состоянии в буквальном смысле слова
32

Соблазнить подопечных, и поэтому на рынке рабовза них давали самые большие деньги. Из всех евнуховони считались самыми сварливыми и обычно отличались дурными манерами и склонностью к мошенничеству. У них были безбородые лица, скрипучие,тонкие голоса и долгая продолжительность жизни.Если ко всему этому добавлялась безобразная внешность, стоимость кастратов еще более возрастала. Их регулярно осматривали, чтобы удостовериться, неначали ли вновь отрастать у них утраченные органы,подобно тому, как отрастают конечности и хвосты уящериц.

Ко второй категории относились спадоне. У них сохранялся пенис, но ампутировались оба яичка. Третьюкатегорию составляли тлибиа (thlibiае), у которых яички оставались на месте, однако их подвергали сильному сжатию. Евнухи последних двух категорий не теряли способности к половым контактам и проявляли к ним интерес. Сохранявшаяся у них секреция предстательной железы позволяла им достигать оргазма. Это качество делало их особенно ценными в глазах распутных женщин высшего света. И все же, поскольку спадоне и тлибиа довольно быстро теряли потенцию, а случаи за чатия от них детей были чрезвычайно редки, тем, к то не мог позволить купить себе кастрата, приходилось довольствоваться услугами евнухов именно этихдвух категорий. И те, и другие носили бороды и говорили нормальными голосами. Они отличались болеевысоким интеллектом, чем кастраты, однако жили какправило недолго. Белые евнухи были в гораздо большей степени подвержены различным болезням, чемчерные.

В начале XIX главы капитального труда «Историяупадка и разрушения великой Римской империи» знаменитый английский историк Эдуард Гиббон описывает положение евнухов в Риме в середине IV века н. э.после смерти первого христианского императора Константина Великого и восшествия на престол его порочного сына Констанция.

Гиббон пишет: «Разоренные провинции империи снова соединились в одно целое благодаря победам Констанция; но так как этот слабодушный монарх не имел никаких личных дарований ни для мирных, ни для военныхзанятий, так как он боялся своих полководцев и не доверял своим советникам, то успехи его оружия привели лишьк тому, что утвердили над римским миром господствоевнухов. Эти несчастные существа - старинный продуктвосточной ревности и восточного деспотизма - были ввезены в Грецию и Рим с заразой азиатской роскоши. Ихуспехи были очень быстры; во времена Августа на нихсмотрели с отвращением, как на уродливую свиту египетской королевы, но после того они мало-помалу втерлись в семьи матрон, сенаторов и самих императоров.
34

Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетина благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцахнедостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство стайными помыслами Констанция, а потом и управление ими.

Отвращение и презрение, с которыми все относились к этим уродливым людям, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку,которую приписывало им общее о них мнение. Но евнухи были искусны в лести и интригах, и они управляли Констанцием то при помощи его трусости, то припомощи его лености, то при помощи его тщеславия. Вто время как обманчивое зеркало представляло его взорам приятную картину общественного благополучия,он из небрежности не мешал евнухам перехватывать жалобы угнетенных провинций, накоплять огромныебогатства продажей правосудия и почестей, унижатьсамые важные должности раздачей их тем, кто покупал у них деспотическую власть, и удовлетворять своюненависть к тем немногим самостоятельным людям,которые из гордости не искали покровительства рабов.Между этими рабами самым выдающимся был Евсевий, управлявший и монархом, и двором с такой неограниченной властью, что, по саркастическомувыражению одного беспристрастного историка, Констанций пользовался некоторым кредитом у своего надменного фаворита».

Из книги великого английского историка явствует, что он не разделял мнения персидского царя относительно евнухов. К вышеприведенному отрывку
Гиббон "добавляет следующее примечание: «Но продолжительный опыт не оправдал ожиданий Кира. Действительно, бывали такие случаи, что евнухи отличались своей преданностью, своим мужеством и своимидарованиями; но если мы рассмотрим историю Персии, Индии и Китая, мы найдем, что могуществоевнухов всегда обозначало упадок и гибель всех династий».
36

Как утверждает древнеримский поэт Клавдиан, который жил на стыке четвертого и пятого веков н. э. и,возможно, был христианином, в политике евнухи проявляли коварство и полную беспринципность.В одной из сатир поэт подверг резким нападкам Евтропия, евнуха, пользовавшегося огромным влияниемпри дворе римского императора Аркадия, и заодновыразил свое отвращение ко всей практике использования евнухов.

Эти стихи были написаны в то время, когда на медицинском поприще подвизались многие армяне и евреи. «Вверх поспешает армянин, - пишет Клавдиан, - поднаторевший в обращении с безжалостным и точнымскальпелем, который женственными делает мужчин, ис такой потерею они становятся созданиями еще болееотвратительными. Он иссушает жидкость, из двух источников текущую и жизнь дающую, и одним ударомлишает свою жертву способности отца и мужа звания».

В статье Картера Стента, опубликованной в 1877 г. в«Журнале Королевского Азиатского общества», описывается практика кастрационных операций, распространенных в Китае того времени. В этой чрезвычайно консервативной части мира с медицинскими традициями, уходящими корнями в почти доисторическое время, существовала своя специфика кастрационной хирургии.

«Операция осуществляется следующим образом. Нанижнюю часть живота и верхнюю часть бедер во избежание слишком сильного кровотечения накладываютсятугие белые повязки. Конечности, которые предстоитоперировать, три раза омывают горячим настоем перца. Мужчина, которому предстоит стать евнухом, занимаетгоризонтальное положение. После того как нужные части тела будут достаточно вымыты, их отрезают как можноближе к телу маленьким кривым ножом, иногда имеющим форму серпа. После оскопления рану накрываютбумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно перевязывают. После перевязки пациента заставляют хо-
37

Дить по комнате в течение двух-трех часов. При этом егос обеих сторон поддерживают два человека. По истечении указанного времени кастрированному позволяютприлечь. Пациенту не разрешают ничего пить три дня,и все это время он часто испытывает страшные муки.Причем его мучит не только жажда. Он страдает такжеот невозможности отправлять в это время естественныепотребности. Через три дня повязку снимают, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если этот процесс проходит удовлетворительно, пациент считается внеопасности, и его поздравляют с удачным завершениемоперации. Однако если бедняга не может сходить помалой нужде, он обречен на мучительную смерть, ибопротоки распухают, и ничто не может его спасти».

Далее в статье описываются некоторые особо интимные обязанности китайских евнухов.«Когда император желает видеть в своей опочивальнекакую-то определенную наложницу, он дает дежурному евнуху ярлык и бирку, на которой написано имяэтой женщины, и тот относит ей эту вещь, после чегоевнухи несут ее в портшезе в спальню императора. Прибыв туда, леди не осмеливается лечь в постель императора в обычной манере, то есть со стороны изголовьяили сбоку. Этикет требует, чтобы женщина заползалатуда с подножия постепенно, пока не окажется вровеньсо своим царственным партнером. Снаружи вход в спальню стерегут два евнуха, и перед рассветом они будятналожницу и уносят ее в портшезе назад, в ее собственные покои. Факт посещения наложницей спальни императора и разделения ею ложа с последним регистрируется в специальной книге, куда заносятся имя этойледи и дата визита. Затем под записью ставит подписьсам император на тот случай, если понадобится подтвердить законность рождения ребенка у наложницы,забеременевшей в ту ночь».
38

В других регионах Востока кастратам после удаления одним взмахом бритвы детопроизводящих органоввставляли в уретру трубочку. Затем рану прижигали кипящим маслом и после этого пациента сажали в кучусвежего навоза. В период выздоровления его держали намолочной диете. Пациенты, не достигшие полового возраста, чаще всего благополучно переносили этот радикальный курс лечения. Однако всю оставшуюся жизньим приходилось мочиться через трубочку.

В античные времена кастрацию применяли не только с целью получения надежных стражей. В Египте иРиме эта операция зачастую была всего лишь меройнаказания. Ее осуществляли как публичный акт правосудия за изнасилование и тому подобные преступления.Нередко таким образом обманутые мужья мстили любовникам своих жен. Кроме того, в крупных поместьях,где требовалось выполнять значительную работу по дому,евнухи использовались для оказания помощи рабыням.С экономической точки зрения это было выгодно, таккак последние не пренебрегали своими обязанностямиради частых совокуплений. Рабынь также не приходилось освобождать от работ на длительные сроки в связи с беременностью и родами, чего нельзя было бы избежать, если бы челядь состояла из физически полноценных мужчин.

Семирамида, царица Ассирии, кастрировала физически слабых мужчин, дабы те не плодили себе подобных. Таким способом она намеревалась улучшить генофонд своего населения.

Кроме того, во всех странах, где была широко распространена содомия, прежде всего в языческой Греции, Риме и на Востоке, процветала торговля кастрированными мальчиками. Однако возрастание количестваевнухов, вызванное вышеперечисленными причинами,не связанными с охраной гаремов и осуществлением
39

Административных функций в них, естественно, привело к тому, что предложение на соответствующем рынкеувеличилось, и лица, приобретавшие евнухов для собственного ублажения, теперь получили возможностьгораздо более широкого выбора. И мужчина, ставшийжертвой судебного возмездия или личной мести, имелнемалые шансы закончить свои дни в гареме, в обстановке, которой обычно завидовали мужчины, не утратившие своих половых органов и функций.

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook