Жизненный и творческий путь гайдна. Биография гайдна Йозеф гайдн краткая биография для детей

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения Й.Гайдна. Мне было интересно узнать некоторые факты из жизни этого композитора.

1. Хотя в метрике композитора в графе "дата рождения" написано "первое апреля", сам он утверждал, что родился ночью 31 марта 1732 года. Изданное же в 1778 году небольшое биографическое исследование приписывает Гайдну такие слова: "Мой брат Михаил заявлял, что я родился 31 марта. Он не хотел, чтобы люди говорили, что в этот мир я пришел "апрельским дураком".

2. Альберт Кристоф Дис, биограф Гайдна, писавший о ранних годах его жизни, рассказывает, как в возрасте шести лет тот также научился играть на барабане и принимал участие в процессии во время Страстной недели, где заменил внезапно умершего барабанщика. Барабан привязали к спине горбуна, чтобы маленький мальчик смог играть на нем. Этот инструмент до сих пор хранится в церкви Хайнбурга.

3. Гайдн начал писать музыку, совершенно не зная музыкальной теории. Однажды капельмейстер застал Гайдна за написанием двенадцатиголосного хора во славу Богородицы но даже не удосужился предложить начинающему композитору совет или помощь. По словам Гайдна, за все время пребывания в соборе наставник преподал ему только два урока теории. Как "устроена" музыка мальчик узнавал на практике, изучая все, что ему приходилось петь на службах.
Позднее он говорил Иоганну Фридриху Рохлицу: "У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны - сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом - композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения".

4. В 1754 году Гайдн получил известие о том, что в возрасте сорока семи лет умерла его мать. Пятидесятипятилетний Матиас Гайдн вскоре после этого женился на своей служанке, которой было лишь девятнадцать. Так у Гайдна появилась мачеха, бывшая на три года моложе его.

5. Любимая девушка Гайдна по неведомым причинам предпочла свадьбе - монастырь. Неизвестно зачем, но Гайдн женился на ее старшей сестре, которая оказалась сварливой и совершенно равнодушной к музыке. По свидетельству музыкантов, с которыми работал Гайдн, стремясь досадить мужу, она использовала рукописи его произведений вместо бумаги для выпечки. Ко всему прочему, супругам так и не удалось испытать родительские чувства - у пары не было детей.

6. Уставшие от долгой разлуки со своими семьями, музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя их желание повидаться с родными и маестро, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, завершающая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора (это создает неустойчивость и напряжение, требующее разрешения) В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы передать своему патрону настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор так и называется - "Прощальная".


7. Джон Бленд, лондонский издатель, в 1789 году приехал в Эстерхазу, где жил Гайдн, чтобы заполучить его новые работы. С этим визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

8. Гайдн и Моцарт впервые встретились в Вене в 1781 году. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику. Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца. Они очень различались по возрасту и темпераменту, но, несмотря на различия характеров, друзья никогда не ссорились.


9. До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес. Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо, из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде: "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя. Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт".

10. Существует история, объясняющая почему Симфонию №102 си-бемоль мажор называют "Чудо". На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.

Томас Харди, 1791-1792

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Джон Хоппнер, 1791

12. Гайдн никогда не считал себя красивым, напротив, он думал, что природа обделила его внешне, но при этом композитор никогда не был обделен вниманием дам. Его жизнерадостный характер и тонкая лесть обеспечивали ему их благосклонность. Он был в очень хороших отношениях со многими из них, но с одной, миссис Ребеккой Шрётер, вдовой музыканта Иоганна Самуэля Шрётера, был особенно близок. Гайдн даже признался Альберту Кристофу Дису, что если бы был в то время холост, то женился бы на ней. Ребекка Шрётер не раз посылала композитору пламенные любовные послания, которые тот тщательно переписывал в дневник. При этом он поддерживал переписку с двумя другими женщинами, к которым тоже испытывал сильные чувства: с Луиджией Польцелли, певицей из Эстерхазы, которая в то время жила в Италии, и Марианной фон Генцингер.


13. Однажды друг композитора, знаменитый хирург Джон Хёнтер, предложил Гайдну удалить полипы в носу, от которых музыкант страдал большую часть своей жизни. Когда больной прибыл в операционную и увидел четырех дюжих санитаров, которые должны были держать его во время операции, он перепугался и в ужасе начал кричать и вырываться, так что все попытки прооперировать его пришлось оставить.

14. К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток. Но тем не менее у него все еще хватало сил успокаивать своих слуг: "Не волнуйтесь, пока папа Гайдн тут, с вами ничего не случится". Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

15. Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.

Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии, которая легла в основу Немецкого и Автро-Венгерского гимнов.

Детские годы.

Йозеф родился 31 марта 1732 года в месте, расположенном вблизи границы с Венгрией. Это была деревня Рорау. Уже в возрасте 5-ти лет родители маленького Йозефа обнаружили в нем склонностью к музыке. Тогда же его родной дядя вывез мальчика в город Хайнбург-на-Дунае. Там он учился хоровому пению и музыке в целом. Спустя 3 года учений Йозеф был замечен директором капеллы Святого Стефана, который взял ученика к себе на дальнейшее обучение музыки. В течение последующих 9-ти лет он пел в хоре капеллы и обучался игре на музыкальных инструментах.

Юношеские и молодые годы.

Дальнейший этап в жизни Йозефа Гайдна был отнюдь не легкой дорогой длиною в 10 лет. Ему приходилось работать в разных местах, чтобы обеспечить себе жизнь. Качественное музыкальное образование Йозеф не получил, однако преуспел благодаря изучению трудов Маттезона, Фукса и других музыкальных исполнителей.

Гайндну принесли знаменитость его произведения, написанные в 50-х годах 18 века. Среди его сочинений пользовались популярностью «Хромой бес» и Симфония №1 Ре мажор.

Вскоре Йозеф Гайдн женился, но брак не мог назваться счастливым. Детей в семье не было, что служило поводом для душевных терзаний композитора. Жена не поддерживала мужа в работе музыкой, так как недолюбливала его деятельность.

В 1761 году Гайдн начинает работать у князя Эстерхази. За 5 лет он поднимается в должности с вице-капельмейстера до главного капельмейстера и начинает заниматься организацией оркестра полноправно.

Период работы у Эстерхази был ознаменован расцветом творческой деятельности Гайдна. За это время им было создано множество произведений, например «Прощальная» симфония, которая обрела немалую популярность.

Последние годы.

Последние работы композиторы не были окончены из-за резкого ухудшения здоровья и самочувствия. Гайдн умер в возрасте 77-ми лет, а во время прощания с телом усопшего был исполнен «Реквием» Моцарта.

Биография подробнее

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Австрии, в деревушке Рорау. Семья жила небогато, так как отец Франца был мастером по колесам, а мать кухаркой. Любовь к музыке юному Гайдну привил отец, увлекавшийся вокалом. В молодости отец Франца самостоятельно обучился игре на арфе. В 6 лет отец замечает у мальчика абсолютный слух и способности к музыке и отправляет Йозефа в близ лежащий город Гайнбург к родственнику, ректору школы. Там юный Гайдн обучается точным наукам и языку, но и к тому же игре на музыкальных инструментах, вокалу, поёт в хоре при церкви.

Трудолюбие и от природы мелодичный голос помогли ему стать известным в местных районах. Однажды в родную деревню Гайдна приехал композитор из Вены – Георг фон Рейтер, чтобы найти новые голоса для своей капеллы. Восьмилетний Гайдн произвел огромное впечатление на композитора, и тот взял его в хор одного из самых крупных соборов Вены. Там Йозеф обучался тонкостям пения, мастерству композиции, сочинял церковные произведения.

В 1749 году начинается трудный этап в жизни Гайдна. В возрасте 17 лет его выгоняют из хора из-за его трудного характера. В этот же период у него начинается ломаться голос. В это время Гайдн остается без средств к существованию. Ему приходится браться за любую работу. Йозеф дает уроки музыки, играет в различных ансамблях на струнных инструментах. Ему пришлось быть слугой у Николая Порпоры, учителя пения из Вены. Но несмотря на это Гайдн не забывает про музыку. Он очень хотел брать уроки у Николая Порпоры, но его занятия стоили огромных денег. Благодаря своей любви к музыке Йозеф Гайдн нашёл выход. Он договорился с преподавателем, что будет тихо сидеть за занавеской во время его уроков. Франц Гайдн старался восстановлять знания, которые были им упущены. Он с интересом занимался теорией музыки и композиции.

Личная жизнь и дальнейшая служба.

С 1754 по 1756 Йозеф Гайдн служил при дворе в Вене в качестве творческого музыканта. В 1759 он стал руководить музыкой при дворе графа Карла фон Морцина. Гайдну предоставили маленький оркестр под собственное руководство и написал первые классические произведения для оркестра. Но в скором времени у графа появились проблемы с деньгами и он прекратил существование оркестра.

В 1760 году Йозеф Гайдн сыграл свадьбу с Марией-Анне Келлер. Она не уважала его профессию и всячески насмехалась над его творчеством, используя его ноты в качестве подставок для паштета.

Служба при дворе Эстерхази

После распада оркестра Карла фон Морцина Йозефу была предложена похожая должность, но у очень богатой семьи Эстерхази. Йозеф сразу получил доступ к управлению музыкальными учреждениями этого семейства. За длительное время, проведенное при дворе Эстерхази Гайдн сочиняет большое количество произведений: квартеты, оперы, симфонии.

В 1781 году Йозеф Гайдн встречается с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который начинает входить в круг его близких друзей. В 1792 знакомится с юным Бетховеном, который становится его учеником.

Последние годы жизни.

В Вене Йозеф сочиняет свои знаменитые произведения: «Сотворение мира» и «Времена года».

Жизнь Франца Йозефа Гайдна проходила слишком сложно и напряженно. Свои последние дни композитор проводит в небольшом доме в Вене.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Рахманинов Сергей Васильевич

    Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии. С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Георгий Жуков

    Георгий Константинович Жуков родился в Калужской губернии в 1896 г. С 1914 по 1916 гг. служил в царской армии. Участвовал в сражениях на юго-западной и западной Украине против австро-венгерских войск

  • Витус Ионассен Беринг

    Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клави-корде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы "Кривой бес". Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что "Кривой бес" исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. "Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым". Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и... весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в "шутовстве", "легкомыслии" и прочих фехах были позднее перенесены различными ревнителями "возвышенного" на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению "веселой" церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет^ за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Мор-цин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: "Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери". Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключен 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал... несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. "Ей было все равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто ее муж - сапожник или артист". Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзен-штадте, а в летнее время в загородном дворце "Эстергаз", провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых "Медведь", "Детская", "Школьный учитель".

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных "зарисовках". Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в "Прощальной симфонии" (1772 год), или жанрово, как в "Военной симфонии" (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у нее все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом: "В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею".

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название "Парижских". Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек "своего" капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. "Капельмейстер я или капельдинер?" - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему все же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но все же в ее отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын ее Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гай- дна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн. В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы "его слуга" не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нем, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря. Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать "Лондонских симфоний". "Лондонские симфонии" завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьезнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - "Сотворение вдира" и "Времена года".

Сюжет "Сотворения мира" чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о "Сотворении мира" Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и- критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на "возвышенный" лад.

Серов восторженно написал по поводу "Сотворения мира": "Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом "какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!" - это решительно выше всякого сравнения".

Ораторию "Времена года" следует признать еще более значительным произведением Гайдна, чем "Сотворение мира". Текст оратории "Времена года", как и текст "Сотворения мира", был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры "Времен года" далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

"Лондонские симфонии" и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжелую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провел так много лет своей жизни.

Родился в , его отец – колесный мастер – еще ребенком отдал сына учиться пению. Вскоре (1740г.) мальчика приняли в состав хора при знаменитом венском соборе Святого Стефана, где он пел целых десять лет. Попутно талантливого хориста обучали игре на разных музыкальных инструментах, что позволило ему впоследствии зарабатывать на жизнь, играя на скрипке, клавесине и органе. Работая аккомпаниатором у маститого итальянского композитора и педагога по вокалу Н. Порпоры, он начал пробовать себя как композитор и получал одобрение учителя. В основном, конечно же, это была церковная музыка. Музыкальная карьера Гайдна продвигалась. Два года (1759 – 1761) он работал в качестве музикдиректора на графа Морцина, а потом – в должности вице-капельмейстера – у князя Эстерхази – аристократа с венгерскими корнями. Пауль Антон Эстерхази взял Гайдна на службу после смерти Г. И. Вернера, уже известного в Австрии композитора, служившего в его доме капельмейстером. Обязанность музыканта - сочинять музыку по заказу работодателя и руководить ансамблем музыкантов. В 1762-ом таким заказчиком стал Николаус Эстерхази, младший брат прежнего хозяина, которого прозвали «Великолепным».

Вначале Николаус Эстерхази жил неподалеку от Вены в Айзенштадте, в своем родовом замке. Затем переехал в новый замок, построенный в уютном уголке возле озера. Первое время Гайдн писал в основном инструментальную музыку (симфонии, пьесы) для послеобеденного отдыха княжеской семьи и для концертов, которые хозяин устраивал каждую неделю. В те годы Йозеф пишет несколько симфоний, кантат, 125 пьес и церковную музыку, а с 1768-го после открытия нового театра в Эстергазе стал писать оперы. В начале 70-ых годов он постепенно уходит от развлекательного содержания своей музыки. Его симфонии становятся серьезными и даже драматичными, как, например, «Жалоба», «Страдание», «Траурная», «Прощальная». Князю Николаусу Эстерхази не нравилась такая трагическая музыка, он не раз указывал на это композитору, но все-таки дал ему право с его разрешения писать музыку по другим заказам. И автор пишет «Солнечные квартеты», отличающиеся смелостью, масштабностью, изощренностью письма. С этих квартетов начинается классический жанр струнного квартета. А у него самого формируется характерный почерк зрелого композитора. Он написал несколько опер для театра Эстерхази: «Аптекарь», «Обманутая неверность», «Лунный мир», «Вознагражденная верность», «Армида». Но широкой публике они были недоступны. Однако, европейские издатели открыли новый талант и охотно публиковали его произведения.

Новый договор с Эстерхази лишал последнего исключительных прав на музыку Гайдна. В 80-ых годах растет его слава. Он пишет фортепьянные трио, сонаты, симфонии, струнные квартеты, в том числе посвященные будущему русскому императору Павлу, известные под названием «Русские». Новый период творчества композитора ознаменовался также шестью квартетами в честь короля Пруссии. Они отличались и новой формой, и особым мелодизмом, и разнообразием контрастов. Выйдя за пределы Центральной Европы, стал известен и оркестровый пассион под названием «Семь слов Спасителя на кресте», написанный Йозефом для одного испанского собора. Этот пассион впоследствии был переложен автором для исполнения струнным квартетом, хором, оркестром, и он до сих пор пользуется популярностью. После смерти Николауса Эстерхази (1790) Гайдн остался в его доме на должности капельмейстера, но получил право жить в столице, работать за рубежом. Несколько лет он работает в , где много пишет: концертную симфонию, музыку для хоров, несколько сонат для фортепиано, обрабатывает народные песни, оперу-сериа «Душа философа» (по мотивам мифа об Орфее). Там он стал почетным доктором Оксфордского университета, там его музыку слушала королевская семья, там он познакомился с творчеством Г.Ф. Генделя. В 1795-ом Гайдну пришлось возвратиться в Эстерхази. Теперь основной обязанностью капельмейстера было сочинение месс в честь именин княгини. Он написал шесть месс, в которых есть симфонический размах, молитвенная сосредоточенность и гражданские мотивы, навеянные событиями наполеоновских войн. Лучший инструментальный концерт для трубы с оркестром (1796), две монументальные оратории «Сотворение мира» и «Времена года» - образцы зрелого Гайдна. В 1804-ом ему дали звание «Почетного гражданина Вены». Как композитор он уже почти не работал. Умер в Вене в день своего рождения – 31 марта 1809 –го года, оставив неизгладимый след в музыкальном искусстве.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook