Война и мир болконский нравственные искания. Нравственные искания Андрея Болконского

В романе «Война и мир» Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими Чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.

Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей,. Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться - к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицко-го сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.

Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним - и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.

Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.

Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение - смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих

крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».

Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.

Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.

Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».

Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же - он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир", то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личности Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может "оказаться сильнее всей храбрости русских войск", и вместе с тем страшится "позора для своего героя". Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что "вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе".

Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: "Да, я ничего, ничего не знал до сих пор". И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: "Вот прекрасная смерть!", для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление "наполеоновского" идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: "После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду". Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу.

Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот "не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: "Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!" Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносит ему сюрприз - маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что "в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца". В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода "двойник" Наполеона - не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона.

Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии.

Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его "наш князь". После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного". В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. "Мысль народная" таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: "Живешь и живи".

Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые "оба жили и оба умерли". Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев - дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть - закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: "За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен". Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя ксму-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.

Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа "мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ту минуту... что она... нарочно обманула себя" и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: "Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор... а вот оно настоящее..."

Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное "невеселым и озабоченным", думая о том, что любовь и счастье - это "глупый, бессмысленный обман". Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел "странно-тоненькую", черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка "не знала и знать не хотела про его существование".

Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что "в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать "улететь в небо", как мечтала она сама.

Княжна Марья - другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало "только две добродетели: деятельность и ум". Главным условием деятельности он считал порядок, и этот "порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности". У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать "в душку", как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже "красные пятна переливались по ее лицу". Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Становится понятно, почему "у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу". Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это - ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это - прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.

Слайд 1

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского
Презентацию подготовил Соколов Глеб, ученик 10 «Б» класса МОБУ «лицей N9» Учитель: Пухальская Лариса Владимировна

Слайд 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Завершить

Слайд 3

Светская жизнь Андрея Болконского
В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): Андрей Болконский - богатый и знатный князь. Он вращается в высшем обществе. Но ему не нравится светская жизнь: "... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..." Андрей Болконский женат на Лизе Болконской (Мейнен) - племяннице Кутузова. Лиза ждет ребенка: "... молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини..." "... недавно женился на Lise Мейнен..." Андрей занимает блестящее положение в обществе, но ему скучно жить "... здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение..." (дядя Лизы Болконской - генерал Кутузов) "... Все его так знают, так ценят <...> Он так везде принят..."
назад

Слайд 4

Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.
Андрей отправляется на войну с Наполеоном (1805-1807 гг.), чтобы убежать от пустой светской жизни: "... Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь..." На фронте Андрей служит адъютантом (помощником) Кутузова: "... Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…" (Болконский о себе) В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение (том 1 часть 3 глава XIX). Он попадает в госпиталь к французам. Французы оставляют его на попечение местных жителей. В это время семья Андрея ничего не знает о нем. Все его считают убитым: "... К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив... » (Кутузов)
назад

Слайд 5

СМЕРТЬ Лизы Болконской
Неожиданно для всех Андрей Болконский возвращается в Россию в имение отца - Лысые горы: "...показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица..." Андрей попадает прямо на роды жены, Лизы Болконской. В эту же ночь Лиза умирает в родах (том 2 часть 1 глава IX): "...Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад..." У Андрея остается новорожденный сын Николенька: "...крестили молодого князя Николая Андреича..." (князь Николай Андреевич - то есть маленький Николенька)
назад

Слайд 6

Андрей Болконский и комиссия по составлению законов
После Аустерлица и смерти жены Андрей Болконский решает не служить на фронте: "... Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения..." Андрей отправляется в Петербург. Здесь он знакомится со Сперанским и Аракчеевым - видными деятелями того времени: "...Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня..." Болконский становится членом комиссии по составлению законов (том 2 часть 3 глава VI): "... Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani,456 работал над составлением отдела: Права лиц..." В конце концов Андрей теряет интерес к законодательной работе. Ему хочется назад в деревню управлять хозяйством:
назад

Слайд 7

Андрей Болконский и Наташа Ростова
Андрей Болконский и Наташа Ростова Однажды на балу Андрей встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Андрей Болконский сватается к Наташе, и она отвечает ему согласием (том 2 часть 3 глава XXIII): "...Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня..." Строгий отец Андрея Болконского выступает против этого брака. Он просит сына отложить женитьбу на один год: "...я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись..." По просьбе отца Андрей Болконский оставляет Наташу и уезжает за границу "...Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении..." "...наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме..." Пока Андрей находится за границей Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей не прощает измену Наташи. Их помолвка разрывается: "...я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу..."
назад

Слайд 8

Андрей Болконский и дуб
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
назад

Слайд 9

Андрей Болконский на службе в Турции
Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию (том 3 часть 1 глава VIII): "...в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию..."
назад

Слайд 10

В 1812 году Болконский просит Кутузова перевести его в Западную армию, чтобы участвовать в войне с Наполеоном: "...Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли..." "...10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы..." Андрей оказывается прекрасным командиром полка: "...Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его..." "...Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили..." В Бородинском сражении Андрей Болконский получает серьезное ранение (том 3 часть 2 глава XXXVI): "...И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание..."
Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.
назад

Слайд 11

Встреча с Наташей после Бородина
Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых: "...В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую..." "...Раненый этот был князь Андрей Болконский..." Ростовы вывозят Андрея вместе с другими ранеными из Москвы. Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Наташа заботится и ухаживает за раненым Андреем: "...на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского..." В этот период Наташа и Андрей снова сближаются. Андрей признается Наташе, что любит ее больше всего на свете: "...Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете..."
назад

Слайд 12

Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни: "...Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал..." Андрей Болконский умирает через несколько недель после ранения (том 4 часть 1 глава XVI): "...князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых..." У Андрея остается 7-летний сын Николенька: "...княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку..." Это была история жизни Андрея Болконского в романе "Война и мир" Толстого: жизненный путь героя в цитатах, путь исканий Андрея Болконского, основные этапы биографии, военная карьера, отношения с женщинами и т.д.
Смерть Андрея Болконского
назад

Слайд 13

Спасибо за внимание

Слайд 14

http://muzikon.ru/uploads/thumbs/0/f/8/0f894e18853cb6e50e7d734375e37d3c.jpg
http://cs4.pikabu.ru/images/big_size_comm/2014-06_3/14025968793887.jpg
http://fotoham.ru/img/picture/Oct/21/0e1c6e5096cbc68e0423a3ff522649eb/mini_4.jpg
http://5klass.net/datas/literatura/Vojna-i-mir-urok/0039-039-Andrej-Bolkonskij.jpg

Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского. Выполнили ученицы 10 «Д» класса МОБУ «СОШ№ 73» г. Оренбурга Мезенцева Наталья, Палатова Ксения, Мамедова Шабнам, Лавренчук Юлия. Учитель: Пухальская Л. В.

Андрей Болконский. В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. 3

Князь Андрей Сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» . Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли» . Он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей.

I. Первое знакомство Впервые мы знакомимся с князем Андреем в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Он чувствует пошлость, призрачность людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых Андрей не говорит никому: « он мечтает совершить подвиг, мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает о своем Тулоне» . Конечно, эти мечты не имеют ничего общего с карьеристскими планами Берга или Друбецкого. «Ведь что же слава? – говорит князь Андрей. – Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы» .

II. Духовный кризис. Уход на войну Чтобы добиться своего, он появляется в самых опасных местах сражения. Невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь Андрей разочаровывается в своих мечтаниях. На поле боя во время Аустерлицкого сражения (1805 г) он увидел ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, стремящихся уничтожить друга, почувствовал ложный патриотизм штабных офицеров.

II. Духовный кризис. Уход на войну Перед Аустерлицким сражением мечты готовы воплотиться в действительность. Андрей чувствует в приближение своего часа, и этот час наступает. Подняв упавшее знамя, Болконский останавливает русских солдат, обратившихся в бегство, и увлекает их за собой в атаку. Вскоре он падает, раненный в голову. Когда он очнулся, бой уже стих. Лежа на спине, Андрей видит синее небо. Это небо, волнующее, переворачивающее душу, открывает для него путь к новой жизни, становится символом высокого понимания жизни: "Как же я не мог видеть прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба» . В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир (Наполеон) кажется ему мелким и ничтожным.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге. 2- 4. Участие в Шенграбенском сражении (1805), несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

III. Возвращение после ранения Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но, когда, «воскреснув из мертвых» , он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. После этого Андрей направляется в Богучарово.

Занятия Андрея Болконского: - строительство; - воспитание сына с отцом и княжной Марьей; - служба по сбору ополчения под началом отца. Открытие богатства мирной жизни – без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Приходит счастье (неполное – угрызения совести перед умершей в родах женой). Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николенькой. В душе у него таятся естественные потребности любви и добра. Но активный, деятельный по натуре князь Андрей живёт в замкнутом мире. Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый взгляд» , в улыбке «сосредоточенность и убитость» . 10

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса Но деятельная натура Андрея, конечно, не могла ограничиться этим, он не может жить в таком узком мирке: вновь начинается поиски смысла жизни героем, поиски нового дела, полезного для других. Судьбоносной оказывается встреча Андрея с Пьером на пароме. Слова Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить» , - указывают Андрею путь к счастью. Он понял, что жизнь далеко не кончена для него. Он вновь видит возможность приносить пользу (на этот раз в государственном управлении), быть счастливым, любить. » Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

4- 7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

V. Бал «Давно я тебя ждала» , - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка…поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Определенную роль в духовных исканиях сыграла любовь Андрея Болконского к Наташе Ростовой. «Теперь перед ним открылась жизнь, вся жизнь со всеми радостями. Ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Жить, помогая и сочувствуя людям, слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея.

Анатоль Курагин Но и это счастье оказалось кратковременным. Неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Князя Андрея вновь постигает разочарование…

VI. Князь Андрей в период войны 1812 года Наиболее знаменательной вехой в жизни князя Андрея явились события 1812 года, когда высочайшей целью стала защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Только на Бородинском поле он понимает, что смысл бытия – в единстве с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот его новый идеал. Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11- 12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

VII. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея- особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех, кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Этапы духовных исканий Андрея Болконского а) Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности б) Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании. в) Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких» . г) Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразование в имении. д) Встреча с Наташей в Отрадном. е) Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности. ж) Разрыв с Наташей, духовный кризис. з) Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом. и) Перед смертью Болконский принимает Бога, ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью.

Итоги: Счастье Болконского Андрей всю жизнь искал счастье, но не земное, а «гордое, совершенное» ; И Наташа, и княжна Марья, и Пьер - все помнили его после его смерти, и вспоминали каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом, но все по-доброму. И что самое главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей умер счастливым. Судьба Андрея Болконского Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Смерть оборвала его нравственный поиск, но в конце жизни Андрей понял, что смысл бытия - в служении Отчизне и людям.

Итоги: Судьба Андрея Болконского (продолжение) Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него не получилось бы романа. Если бы Болконский не погиб, то "дорога чести" неизбежно привела бы его на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. В стихах поэта А. Городницкого говорится о судьбе декабристов, как о судьбе самого князя Андрея Болконского, если бы он остался жив: Свеча кончается, кончается. Ночные сумерки длинны. Твои друзья в петле качаются У Петропавловской стены. Твои друзья в этапной пыли Бредут, понуро наклонясь. Как вовремя тебя убили, Князь!

На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо "с определенными и сухими чертами" выражает скуку и недовольство. Толстой объясняет нам это тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно".
В 1805 году Андрей Болконский покидает надоевшее ему светское общество и уезжает на войну. В погоне за славой, за мечтой о подвиге, за любовью людей он оказывается под небом Аустерлица, истекающий кровью. Именно в этот момент он понимает, какими мелочными и суетливыми были его желания. Даже Наполеон, его герой и кумир, кажется теперь Болконскому маленьким и ничтожным. Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной жизни.
Вернувшись домой, Андрей Болконский узнает о кончине своей жены Лизы. Это был очередной удар для него, ведь он так и не успел загладить свою вину перед ней. Теперь Андрей пытается жить простой жизнью, заботясь о сыне. Но все равно находится в состоянии депрессии и неверии в возможность счастья. С приездом Пьера происходят перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Окончательный переворот в душе Андрея происходит после поездки к Ростовым в Отрадное. Во время поездки Болконский видит старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Он как бы видит в этом корявом дубе себя, и соглашается с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!». Но по приезду в Отрадное князь Андрей меняет свои представления о жизни, ведь он встречает там Наташу Ростову. Все у него внутри переворачивается, и на следующий день он едет домой уже более оживленным. Проезжая мимо того самого старого дуба он не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». В этот момент Андрей понял, что жизнь его не кончена, а лишь только начинается, что жить нужно не только для себя, но и не забывать об окружающих.
С Наташей Болконский связывает свое счастье жизни. После их танца на балу Андрей Болконский влюбляется в эту удивительную девушку. Но им не суждено быть вместе, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Они любят, но не понимают, не знают друг друга. Для Наташи главное это любить и быть любимой, жить каждым мгновением. Андрей же способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя – Анатоля Курагина. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Наташа же после всего этого считает себя недостойной такого идеального человека, как Андрей. Теперь Болконский живет мечтой отомстить Анатолю за порушенное счастье.
Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского сражения: смертельно раненный Болконский видит его на соседнем операционном столе и прощает его. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей. Он и её прощает. И, наверное, можно сказать, что Андрей Болконский умер счастливым.
В романе Льва Николаевича Толстого мы прослеживаем духовный рост Андрея Болконского. Толстой считает, что только путем страданий и ошибок человек может прийти к счастью. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook