Участвует в дыхании растения. Дыхание листа — Гипермаркет знаний

Дыхание - один из важнейших физиологических процессов обмена веществ у растений, в результате которого происходит поглощение кислорода и окисление органического вещества с выделением углекислого газа. Дышат все живые органы, клетки и ткани растения. При дыхании выделяется энергия, за счет которой идут многие физиологические процессы. Часть энергии, не используемая растением, выделяется в виде тепла. В нормальных условиях основным дыхательным материалом являются углеводы (сахара).

Представление о начальных и конечных продуктах обмена при дыхании дает основное уравнение дыхания: C 6 H 12 O 6 + 6O 2 = 6CO 2 + 6H 2 O + 674 ккал (сахар + кислород = углекислый газ + вода). Как видно из этого уравнения, в процессе дыхания образуется вода. Исследования показали, что в крайних условиях обезвоживания растение может использовать эту воду и предохранить себя от гибели.

Доступ кислорода ко всем органам растения - одно из основных условий дыхания. При его недостатке растение может некоторое время дышать за счет кислорода, извлекаемого из воды и сахаров самого растения. Однако такое анаэробное дыхание возможно лишь короткое время.

При длительном недостатке кислорода растение погибает. При плохой обработке почвы или на переувлажненных почвах корням растений не хватает воздуха, а следовательно, кислорода. Кислородное голодание корневой системы замедляет поглощение воды из почвы и её передвижение в растении. Поэтому при застое воды на отдельных участках поля большинство растений погибает. Многие дикорастущие болотные и водные растения имеют специальные приспособления для обеспечения корней кислородом. Это система межклеточных полостей, наполненных воздухом, или специальная воздухоносная ткань (аэренхима) в коре, например у тростника. У некоторых болотных тропических растений есть специальные воздушные корни.

Об интенсивности процесса дыхания судят по количеству выделяемого углекислого газа или поглощенного кислорода. Дыхание идет более интенсивно в молодом растущем растении, с возрастом интенсивность его снижается. Листья дышат интенсивнее стеблей и корней. Во время цветения повышается дыхание у цветков и снижается в других органах растения. Оно резко возрастает во время созревания плодов.

Теневыносливые растения дышат слабее светолюбивых. Для высокогорных растений характерна повышенная интенсивность дыхания. Очень активно дыхание плесневых грибов, бактерий.

На интенсивность дыхания сильно влияет температура воздуха: оно усиливается при повышении температуры с 5 до 40 °C, а затем резко падает. Дыхание снижается при понижении температуры, однако у зимующих растений его можно обнаружить даже при −20 °C. При понижении температуры до 3–5 °C дыхание замедляется, а это позволяет при хранении урожая сберечь тысячи тонн органического вещества, расходуемого на дыхание. Механическое повреждение растения усиливает дыхание.

Дыхание снижается при повышении содержания углекислого газа в воздухе. Этим пользуются при хранении фруктов и винограда, а также при закладке силоса, сенажа, накачивая в хранилища углекислый газ. Будучи тяжелее воздуха, углекислый газ вытесняет его из силосной и сенажной массы, подавляет дыхание, не дает консервируемой массе разогреваться и хорошо сохраняет её.

Может происходить благодаря совершенно разным, подходящим для данных условий обитания системам. Это могут быть устьица и чечевички – специальные органы, способные получать и усваивать кислород напрямую из окружающего воздуха и служащие для газообмена между всеми органами и окружающей средой. Дышат растения и корнями, поглощающая жизненно необходимый газ в условиях заболоченной местности. У большелистных растений, а также у тропических видов в процессе поглощения газа участвует вся живая поверхность сразу, всеми частями и те растения, которые растут в воде.

Процесс дыхания

Известно, что в процессе самого дыхания образуются два главных вещества: углекислый газ, выпускаемый в атмосферу, и обыкновенная вода, аккумулируемая самим растением. Вся энергия, сопровождающая подобную реакцию распада органических составляющих на более простые, идет на становление и поддержание нормального уровня жизнедеятельности растения, дальнейший рост и активное развитие его ветвей, корней и плодов.

Не стоит путать дыхание и сложный процесс фотосинтеза. Эти явления абсолютно противоположны. Если первый проходит с непосредственным поглощением кислорода всеми имеющимися элементами растения и активным выделением энергии и углекислого газа, то второй скорее наоборот использует энергию солнца, газ и воду для создания особо сложных веществ, таких как, например, сахар и газ кислород.

Особенности дыхательного процесса

В почве растения дышат корнями, при этом выделяется не газ, а углекислота. Любопытно, что луковичные растения ведут более активный процесс поглощения кислорода, чем растения с корнями, однако это вовсе не значит, что, к примеру, декоративные комнатные луковичные растения поглотят весь кислород в комнате. Они не только дышат, но и «выдыхают».

Сама интенсивность дыхания живых растений конечно же не сравнима с дыханием и напрямую зависит от возраста и текущей потребности. Так особенно молодым, быстро побегам для роста всех клеток и дальнейшего образования цветов кислорода требуется, безусловно, больше, нежели отцветшим и пожелтевшим растениям, готовящимся уйти в своеобразную зимнюю спячку, замедлив все биологические процессы. Важно отметить, что дыхание цветов гораздо интенсивнее, нежели дыхание листьев того же растения, которые, в свою очередь, более активны в этом процессе по сравнению с обычными стеблями и плодами.

Опытным путем доказано, что дыхание напрямую зависит от уровня сложившихся температур и усиливается с ростом столбика термометра. Свет также способствует увеличению уровня углеводов, тех соединений, которые становятся активными участниками системы поглощения кислорода. Высшие растения наделены особой способностью бескислородного, анаэробного процесса, происходящего с задействованием всего внутреннего потенциала живого существа, с использованием реакций распада органических соединений.

Растения, как все живые организмы, постоянно дышат (аэробы). Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения.

Большинство растений получает кислород из воздуха через устьица и чечевички. Водные растения потребляют его из воды всей поверхно­стью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных ме­стах, имеют особые дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха.

Дыхание - сложный процесс, протекающий в клетках живого орга­низма, в ходе которого при распаде органических веществ высвобожда­ется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организ­ма. Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара (особенно глюко­за). Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углево­дов, накопленных побегами на свету.

Весь процесс дыхания протекает в клетках растительного организма. Он сос­тоит из двух этапов, в ходе которых сложные органические вещества расщеп­ляются на более простые, неорганические - углекислый газ и воду. На пер­вом этапе при участии специальных белков, ускоряющих процесс (ферментов), про­исходит распад молекул глюкозы. В итоге из глюкозы образуются более простые органические соединения и выделяется немного энергии (2 АТФ). Этот этап дыхательного про­цесса происходит в цитоплазме.

На втором этапе простые органические вещества, образовавшиеся на первом этапе, взаимодействуя с кислородом, окисляются - образуют углекислый газ и во­ду. При этом высвобождается много энергии (38 АТФ). Второй этап дыхательного процесса протекает только с участием кислорода в специальных органоидах клетки - мито­хондриях.

Дыхание - это протекающий с участием кислорода процесс распада органических питательных веществ до неорганических (углекисло­го газа и воды), сопровождающийся выделением энергии, которая используется растением для процессов жизнедеятельности.

С 6 Н 12 О 6 + 6 О 2 = 6СО 2 + 6 Н 2 О + Энергия (38 АТФ)

Дыхание - процесс, противоположный фотосинтезу

Фотосинтез Дыхание
1. Поглощение углекислого газа 2. Выделение кислорода. 3. Образование сложных органи­ческих веществ (преимущес-твен­но сахаров) из простых неорга­нических. 4. Поглощение воды. 5. Поглощение с помощью хлоро­филла солнечной энергии и на­копление ее в органических веществах. б. Происходит только на свету. 7. Протекает в хлоропластах. 8. Происходит только в зеленых ча­стях растения, преимуще-ственно в листе. 1. Поглощение кислорода. 2. Выделение углекислого газа. 3. Расщепление сложных органи­ческих веществ (преимуще-ствен­но сахаров) на простые неорга­нические. 4. Выделение воды. 5. Высвобождение химической энергии при окислении органических веществ 6. Происходит непрерывно на све­ту и в темноте. 7. Протекает в цитоплазме и мито­хондриях. 8. Происходит в клетках всех орга­нов растения (зеленых и незе­леных)

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потреб­ностями роста и развития растений. Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреж­дение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыха­ния у растений. По окончании роста, с пожелтением листьев и, особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не пре­кращается.

Ды­хание, как и питание, - необходимое условие обмена веществ, а зна­чит, и жизни организма.

Ø С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему. 1) ночью с прекращением фотосинтеза выделение кислорода прекращается; 2) в процессе дыхания растений (они дышат постоянно) уменьшается концентрация О 2 и повышается концентрация СО 2

Ø С1. Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется; 2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

Ø С1. Почему растения не могут жить без дыхания? 1) в процессе дыхания растительные клетки поглощают кислород, который расщепляет сложные органические вещества (углеводы, жиры, белки) до менее сложных;2) при этом освобождается энергия, которая запасается в АТФ и используется на процессы жизнедеятельности: питание, рост, развитие, размножение и др.

Ø С4. Газовый состав атмосферы поддерживается на относительно постоянном уровне. Объясните, какую роль играют в этом организмы. 1) фотосинтез, дыхание, брожение регулируют концентрацию О2, СО2; 2) транспирация, потоотделение, дыхание регулируют концентрацию паров воды; 3) жизнедеятельность некоторых бактерий регулирует содержание азота в атмосфере.

Значение воды в жизнедеятельности растений

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70-95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнеде­ятельности протекают с использованием воды.

Обмен веществ в растительном организме происходит только при достаточном количестве воды. С водой в растение поступают минераль­ные соли из почвы. Она обеспечивает непрерывный ток питательных ве­ществ по проводящей системе. Без воды не могут прорастать семена, не будет в зеленых листьях фотосинтеза. Вода в виде растворов, наполняю­щих клетки и ткани растения, обеспечивает ему упругость, сохранение определенной формы.

  • Поглощение воды из внешней среды - обязательное условие сущест­вования растительного организма.

Растение получает воду главным образом из почвы с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, в основном лис­тья, через устьица испаряют значительное количество воды. Эти поте­ри влаги регулярно восполняются, так как корни постоянно поглоща­ют воду.

Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает ее поступление. Тогда у растения листья увядают, особенно самые ниж­ние. За ночные часы, когда корни продолжают всасывать воду, а испаре­ние у растения снижено, содержание воды в клетках снова восстанавли­вается и клетки и органы растения вновь приобретают упругое состояние. При пересадке рассады удаляют нижние листья для уменьшения испарения воды.

Главным способом поступления воды в живые клетки является ее ос­мотическое поглощение. Осмос - это способность растворителя (воды) поступать в клеточные растворы. При этом поступление воды приводит к увеличению объема жидкости в клетке. Сила осмотического поглоще­ния, с которой вода входит в клетку, называется сосущей силой .

Поглощение воды из почвы и потеря ее при испарении создают постоянный водный об­мен у растения. Водный обмен осуществляется с током воды через все органы растения.

Он складывается из трех этапов:

· поглощения во­ды корнями,

· передвижения ее по сосудам древесины,

· испарения воды листьями.

Обычно при нормальном водном обмене, сколь­ко воды поступает в растение, столько ее и ис­паряется.

Водный ток в растении идет в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волос­ков внизу и от интенсивности испарения наверху.

Корневое давление является нижним дви­гателем водного тока

сосущая сила листьев - верхним.

Постоянный ток во­ды от корневой системы к надземным частям растения служит сред­ством транспортировки и накопления в органах тела минеральных ве­ществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водо­снабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процес­са фотосинтеза в листьях.

ü С1. Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса

жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. 1) испарение, обеспечи-вающее передвижение воды и растворённых в-в и защиту от перегрева; 2) фотосинтез, в процессе которого образуются орг в-ва и выделяется кислород

Достаток или дефицит влаги в клетках влияет на все жизнедеятель­ные процессы растения.

По отношению к воде растения делят на экологические группы

Ø Гидатофиты (от греч. гидатос - «вода», фитон - «растение») - водные тра­вы (элодея, лотос, кувшинки). Гидатофиты полностью погружены в воду. Стеб­ли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом.

Ø Гидрофиты (от греч. гидрос - «водный») - растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз, тростник, аир). Обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах.

Ø Гигрофиты (от греч. гигра - «влага») - растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки). 1) растения влажных местообитаний; 2) крупные голые листья; 3) устьица не закрываются; 4) имеют специальные водные устьица - гидотоды; 5) сосудов мало.

Ø Мезофиты (от греч. мезос - «сред­ний») - растения, живущие в условиях умеренного увлажнения и хорошего ми­нерального питания (нивяник, ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб). Растут в лесах, на лугах, в поле. Большин­ство сельскохозяйственных растений - мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе. 1) растения достаточного увлажнения; 2) растут в основном на лугах и в лесах; 3) вегетационный период короткий, не более 6 недель; 4) засушливое время переживают в виде семян или луковиц, клубней, корневищ.

Ø Ксерофиты (от греч. ксерос - «су­хой») - растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой (алоэ, кактусы, саксаул). Среди ксерофитов различают сухие и сочные. Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки) или мясистыми стеблями (кактусы - опунция) называют суккулентами . Сухие ксерофиты - склерофиты (от греч. склерос - «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения (ковыль, саксаул, верблюжья колючка). 1) растения сухих местообитаний; 2) способны переносить недостаток влаги; 3) уменьшена поверхность листьев; 4) опушение листьев очень обильное; 5) обладают глубокими корневыми системами.

Видоизменения листьев возникли в процессе эволюции вследствие влияния окружающей среды, поэтому они иног­да не похожи на обыкновенный лист.

· Колючки у кактусов, барбариса и др. - приспособления к уменьше­нию площади испарения и своего рода защита от поедания животными.

· Усики у гороха, чины прикрепляют лазаю­щий стебель к опоре.

· Сочные чешуи луковиц , листья кочана капусты запаса­ют питательные вещества,

· Кроющие чешуи почек - видоизмененные листья, которые защищают зача­ток побега.

· У насекомоядных растений (росянка, пузырчатка и др.) листья - ловчие аппараты . Насекомоядные растения произрастают на почвах, бедных минеральными веществами, особенно с недоста-точным содержанием азота, фосфора, калия и серы. Из тел насе-комых эти растения получают неорганические в-ва.

Листопад - явление закономерное и физиологически необходимое. Благодаря листопаду растения предохраняют себя от гибели в течение неблагоприятного времени года - зимы - или засушливого периода в жарком климате.

ü Сбрасывая листья, которые имеют огромную испаряю­щую поверхность, растения как бы балансируют возмож­ный приход и необходимый расход воды за указанный пе­риод.

ü Сбрасывая листья, растения освобождаются от накопившихся в них различных продуктов отброса , полу­чающихся при обмене веществ.

ü Листопад предохраняет ветви от обламывания под давлением масс снега.

Но у не­которых цветковых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички брусника, вереск, клюква. Мелкие плотные листья этих растений, слабо ис­паряющие воду, сохраняются под снегом. Зимуют с зеле­ными листьями и многие травы, например земляника, клевер, чистотел.

Называя некоторые растения вечнозелеными, надо по­мнить, что листья этих растений не вечны. Они живут не­сколько лет и постепенно опадают. Но на новых побегах этих растений вырастают новые листья.

Размножение растений. Размножение - процесс, приводящий к увеличению числа особей.

У цветковых растений различают

Ø вегетатив­ное размножение, при котором образование новых особей происходит из клеток вегетативных органов,

Ø семенное размножение, при котором формирование нового организ­ма происходит из зиготы, возникаю-щей при слиянии поло­вых клеток, чему предшествует ряд сложных процессов, осуществляющихся главным образом в цветках.

Размножение растений при помощи вегетативных орга­нов называется вегетативным.

Вегетативное размноже­ние , осуществляемое при вмешательстве человека, называ­ется искусственным. К искусственному вегетативному размножению цветковых прибе-гают в том случае,

§ если рас­тение не дает семян

§ ускорить цветение и плодоно-шение.

В естественных условиях и в культуре растения часто размно-жаются одними и теми же орга-нами. Очень часто происходит размножение при помощи черен-ков. Чере­нок - это отрезок любо-го вегетативного органа растений, способный к восстановлению недостающих органов. Отрез­ки побега с 1-3 листьями, в пазухах которых развиваются пазушные почки, называются стеблевыми черенками . В ес­тественных усло-виях такими черенками легко размножа­ются ивы, тополя, а в культуре - герань, смородина…

Размножение листьями проис-ходит реже, но встречает­ся у таких растений, как луговой сердечник. На влажной почве у основания отломившегося листа развивается прида­точная почка, из которой вырастает новое растение. Лис­тьями размножают узамбарскую фиалку, некоторые виды бегонии и другие растения.

На листьях бриофиллюма образуются почки-детки , которые, опадая на землю, укореняются и дают начало новым рас­тениям.

Многие виды луков, лилий, нарциссов, тюльпанов раз­множаются луковицами. У луковицы от донца берет начало мочковатая корневая система, а из некоторых почек развиваются молодые луковички, называемые детками. Из каждой луковички-детки со временем вырастает новое взрослое растение. Маленькие луковички могут образовы­ваться не только под землей, но и в пазухах листьев некото­рых лилейных. Опадая на землю, такие луковицы-детки также развиваются в новое растение.

Растения легко размножаются особыми ползучими по­бегами - усами (земляника, живучка ползучая).

Размножение делением:

§ кустов (сирень) когда растение достигает значительных размеров, его можно разделить на несколько частей;

§ корневищ (ирисы) каждый отрезок, взятый для размножения, должен иметь или пазушную, или верхушечную почку

§ клубней (картофель, топинамбур), когда их недостаточно для посадки на определенной пло­щади, особенно если это ценный сорт. Деление клубня проводится так, чтобы каждая часть имела глазок и чтобы запас питательных веществ был достаточным для воспроизведения нового растения;

§ корней (малина, хрен) которые в благоприятных условиях дают новые растения;

§ корневых шишек - клубнекорней, которые отличаются от настоящего корня тем, что они не имеют узлов и междоузлий. Почки распо­ложены только на корневой шейке или стеблевом конце, поэтому у георгинов, клубневой бегонии и проводится деление корневой шейки с клубневидными образования­ми корней.

Размножение отводками. При размножении отводка­ми не отделенный от материнского растения побег пригиба­ют к почве, надрезают кору под почкой и присыпают зем­лей. Когда в месте надреза появятся корни и разовьются надземные побеги, молодое растеньице отделяют от материнского и пересаживают. Отводками можно размножать смородину, крыжовник и др. растения.

Прививка. Особым способом вегетативного размноже­ния является прививка. Прививкой называют пересадку части живого растения, снабженной почкой, на другое рас­тение, с которым первое скрещивается. Растение, на кото­рое прививают, называется подвоем ; растение, которое прививают, - привоем.

У привитых растений привой не образует корней и питается за счет подвоя, подвой же получает от привоя органические вещества, синтезированные в его листьях. Прививки чаще всего применяются для размножения пло­довых деревьев, которые с трудом образуют придаточные корни и не могут разводиться другим способом. Прививка также может проводиться пересадкой кусочка стебля с одной поч­кой под кору привоя (окулировка ) и скрещиванием одина­ковых по толщине привоя и подвоя (копулировка ). При прививках надо учитывать возраст и положение черенка на материнском растении, а также особенности привоя. Таким образом, разные способы вегетативного размноже­ния показывают, что у многих растений может восстано­виться целый организм из части.

Взаимосвязь органов. Несмотря на то, что все органы растения имеют присущее только им строение и выполня­ют специфические функции, благодаря проводящей систе­ме они связаны воедино, и растение функционирует как сложный целостный организм. Нарушение целостности любого органа обязательно отражается на строении и раз­витии других органов, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Например, удале­ние верхушки стебля и корня способствует интенсивному развитию надземной и подземной частей растения, а удале­ние листьев задерживает рост и развитие и может даже привести к его гибели. Нарушение строения любого органа влечет за собой и нарушение его функций, что отражается на функционировании всего растения.

Цели урока:

образовательные

  • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

развивающие

  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы технологии развития критического мышления "знаю, хочу знать, узнал".

воспитательные

  • создать условия для увлеченного учения;
  • продолжить формированиеинформационных, коммуникативных компетентностей.

Оборудование: стаканы с притертым стеклом, проросшие семена гороха, корнеплоды моркови, комнатные растения, стакан с водой с бальзамином, пульверизатор, свечи, известковая вода, спички, таблицы "Схема процессов дыхания и фотосинтеза", "Стебель", "Строение листа".

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрутите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

Ребята, чтобы разобрать тему урока, давайте вспомним о чём мы говорили на прошлых уроках. Для этого ответим на вопросы.

II. Проверка знаний. Разминка.

Около 300 лет назад М.В. Ломоносова написал тракт "Слово о явлениях воздушных", где отметил, что растения "строят свое тело из воздуха, который поглощают". Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова (воздух - это смесь газов, в своем составе содержит углекислый газ, который используется для образования углеводов, а углеводы входят в состав тела или органов растения, значит растения "строят свое тело из воздуха").

Что образуется в листьях на свету? Как в этом можно убедиться? (В листьях на свету есть образуется крахмал. Убедиться в этом можно, проводя опыт. Если срезать лист комнатного растения традесканции, опустить его в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл растворится, а лист обесцветится. Промыть лист водой, расправить и облить слабым раствором йода, то лист посинеет. Следовательно, в зеленом листе содержится крахмал, который посинел от йода).

  • Какие условия необходимы для условия фотосинтеза? (свет, наличие хлорофилла)
  • Что такое фотосинтез? (процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в присутствии хлорофилла при этом происходит выделение кислорода).
  • Какую роль играет фотосинтез в природе? (при этом образуются органические вещества - углеводы, которые используются самими растениями и другими организмами, а также кислород, который необходим для дыхания).
  • Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О дыхании)

III. Актуализация знаний. Ввод в проблему (стадия вызова)

Итак, сегодня на уроке изучим тему: "Дыхание растений".

(Учащиеся записывают тему в тетрадях).

Ребята, вспомните и назовите, что вам известно о дыхании?

(Ответы учащихся: дыхание - это один из процессов жизнедеятельности живых организмов:

Дыхание - это свойство живых тел, организмов;

При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.)

Давайте в тетрадях начертим таблицу, состоящую из трех граф.(Слайд 2)

знаю, хочу знать, узнал

и запишем, что вы уже знаете о дыхании и обсудим, что хотели бы вы узнать на уроке по этой теме? Чему научиться?

(Ответы учащихся: как растения дышат? Как поступает воздух в растения? Зачем нужен кислород? Все ли органы растения дышат?)

Наша задача выяснить в чем сходство дыхания и горения и установить, есть ли взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза.

(Работа с тетрадью. Заполнение граф "знаю", "хочу знать")

"Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью".
Л. Н. Толстой (Слайд 3)

IV. Изучение нового материала и его закрепление (осмысление содержания).

1. Демонстрация опыта, показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. (Слайд 4)

1) Для чего в первом варианте используется пульверизатор? (для насыщения воды воздухом, так как корни растений дышат)

2) Для чего во второй стакан налили растительное масло? (чтобы не было доступа воздуха)

3) Почему растение во втором стакане погибло? (если доступ воздуха - кислорода к корням прекращается, то растение погибает)

4) Каким образом поступает воздух в растение? (стр. 109, 117 учебника В.В. Пасечник Биология 6 кл., М. Дрофа 2002. ч ерез устьица листа, стебля, чечевички пробки запись в графе "узнал")

2. Демонстрация опыта, доказывающий дыхание других органов . (Слайд 5)

1) Почему свечи погасли? (органы растения использовали кислород на дыхание, а горение без кислорода тоже не происходит)

Вывод: все органы растения, состоящие из живых клеток дышат. (Слайд 6)

(запись в графе "узнал")

2) Как вы думайте, какой газ находится в банках № 1 и № 2? (углекислый газ, который не поддерживает горение)

3) Как протекает процесс горения? (учащиеся высказывают свои суждения: при дыхании поступает кислород, а выделяется углекислый газ, на горение тоже используется кислород и т.д.)

4) Что выделяется при горении кроме углекислого газа? (тепло)

Вывод: при горении выделяется большое количество энергии. (Слайд 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.Физкульминутка.

(звучит музыка В.С.Высоцкого "Гимнастика")

Вздох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три - четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром ободряющая,
Если жив пока ещё -
Гимнастика!

Если вы уже устали_
Сели - встали, сели - встали.
Не страшны вам Арктика с Антарктикой.
Главный академик Иоффе
Доказал - жиры и кофе
Вам заменят спорт и профилактика.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Чтение текста учебника "как протекает процесс дыхания у растений"

(сравнение суждений учащихся с научной информацией)

1) В чем проявляется сходство дыхания и горения?

(при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом. Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - воду и углекислый газ. А световая энергия, которая была, использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света.

Дыхание сходно с горением. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно, поэтапно, на каждом этапе выделяется энергия, которую растение использует на различные процессы жизнедеятельности (рост, размножение).

4. Самостоятельная работа учащихся.

Чтение текста учебника "взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза" и составьте таблицы

"Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания". (Слайд 8)

Признаки процесса Фотосинтез Дыхание
Где происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех живых клетках
Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
Что происходит с органическими веществами? Образуется Расходуется
В какое время суток происходит? Необходима Происходит и на свету, и в темноте
Энергия Накапливается Освобождается

Вывод: процессы фотосинтеза и дыхания взаимосвязаны (продукт фотосинтеза - органические вещество - используется при дыхании). (Слайд 9)

Фронтальная проверка содержания записей в таблице.

V. Подведения итогов урока (рефлексия)

1. Анализ записей в тетради учащимися.

2. Формулировка вывода.

Дыхание - сложный процесс, при котором разрушается, органические вещества при участии кислорода и выделяется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. (Слайд 10)

(запись учащимися в графе "узнал"

3. Беседа о вредном влиянии загрязнения воздуха на интенсивности дыхания растений, о защите комнатных растений от пыли, о необходимости рыхления почвы, соблюдении воздушного режима при хранении семян в зернохранилищах.

Стихотворение. (Слайд 11)

Мы дышим, дышим, дышим,
И потому живем.
Конечно, для дыхания
Нам нужен только он.
Дыханье днем и ночью
Идет у нас, друзья.
И нам без кислорода
Никак прожить нельзя.
А он уж в наших клетках
Разрушит вещества,
Которые съедаем
Не раз мы и не два.
И будет в организме
Энергия кипеть,
На мир это позволит
Нам весело смотреть.

4. Выставление оценок.

Выставлено: "5" - 2, "4" - 2, "3" - 1

VI. Домашнее задание: (Слайд 12)

2) решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ пояснить.

По желанию: подобрать материал о вредном влиянии загрязнения воздуха на интенсивность дыхания растений;

  • о защите комнатных растений от пыли;
  • о необходимости рыхления почвы;
  • о соблюдении воздушного режима при хранении семян.

Литература.

1. В.В. Пасечник Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных заведений - М.Дрофа 2007 год.

2. Биология в школе № 2/2004 год.

3. С.Л. Островский "Как сделать презентацию к уроку?", Первое сентября, 2010

В конце XVIII века рядом ученых было установлено, что растения не только погло­щают углекислый газ, но и выделяют его. Это открытие получило название процесс дыхания растений .

История изучения химизма дыхания

В конце XIX столетия А. Н. Бахом была разработана теория активации молекулярного кислорода. Молекулярный кислород не может вступать в соединения с окисляемым веществом, так как обе его связи за­няты. Для того чтобы его активировать, необходимо освобо­дить связи. Активированный кислород может соединяться с окисляемым веществом, образуя перекись, которая, распадаясь, осуществляет дальнейшее окисление. В работах В. И. Палладина указывается, что в процессе ды­хания происходит активация водорода дыхательного вещества. Активация водорода заключается в том, что ферменты дегидрогеназы отнимают водород от дыхательного материала, вследст­вие чего последний окисляется, а активированный водород со­единяется с кислородом. В настоящее время общепризнано, что в процессе дыхания активируется как кислород, так и водород. В дальнейшем рабо­тами С. П. Костычева была доказана связь между дыханием и брожением. Начальная фаза превращения сахара происходит одинаково и при дыхании, и при брожении и образуются одина­ковые промежуточные продукты. Затем при дыхании эти про­дукты окисляются до СО 2 и Н 2 О, а при брожении образуются спирт и СО 2 . В последнем случае выделяется мало энергии: на одну грамм-молекулу сахара - 48 ккал. В разработке химизма дыхания принимали участие многие ученые. Л. А. Иванов показал значение фосфорной кислоты в процессе дыхания: окислению подвергается не свободная молекула сахара, а ее фосфорный эфир. Это указывает на то, что в процессе дыхания не только распадаются, но и синтезируются сложные органические соединения. А. Сент-Джорджи , X. Кребс и С. М. Джонсон детально исследовали химизм дыхания и пока­зали роль органических кислот в этом процессе.

Дыхание это процесс, свойственный всем живым организмам. Оно представляет собой окислительный распад сложных органических соединений (в первую очередь углеводов), конечными продуктам которого являются углекислый газ и вода с выделением энергии. Дыхание как физиологический процесс может быть представлено следующей схемой: С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О + 686 ккал. Однако процесс окисления не столь прост, как показано на схеме, а идет через ряд промежуточных этапов. Значение дыха­ния состоит не только в освобождении энергии, но и в том, что при постепенном распаде углеводов образуется ряд различных промежуточных соединений, которые могут служить для синтеза органических веществ, например белков, жиров и других.
Дыхание и фотосинтез. Таким образом дыхание - окислительный распад сложных органиче­ских соединений - является главным руслом превращения веществ и энергии в растении. Сравнивая суммарные уравнения фотосинтеза и дыхания, видим, что при образуются органические вещества с использованием солнечной энергии, а при дыхании растений эта энергия, накопленная в органическом веществе, освобож­дается: 6СО 2 + 6Н 2 O → (энергия света(686ккал)/хлорофилл)С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 (фотосинтез), С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О + 686 ккал (дыхание). При образовании одной грамм-молекулы сахара в процессе фотосинтеза затрачивается 686 ккал солнечной энергии; такое же количество энергии выделяется и при ее окислении в про­цессе дыхания. Таким образом, в энергетическом отношении ды­хание - прямая противоположность . У растений в отличие от животных нет специальных органов дыхания, и кислород непосредственно поступает в каждую жи­вую клетку. Благодаря большому развитию поверхностей, тесно связанных с воздушным питанием, доступ воздуха к каждой клетке облегчен, и поэтому для поступления кислорода в клетку и освобождения ее от образовавшегося углекислого газа не тре­буется никаких дополнительных органов. Процесс дыхания у разных и их органов неодина­ков и его сравнивают по интенсивности, т. е. по количеству вы­деленного в процессе дыхания углекислого газа на единицу веса в единицу времени. Дыхание тесно связано с ростом, поэтому чем интенсивнее идет рост растения, тем сильнее процесс дыхания. Интенсив­ность дыхания также зависит от возраста растений: у молодых растений дыхание протекает более энергично, с возрастом интен­сивность дыхания уменьшается. Ниже показано изменение ин­тенсивности дыхания в процессе индивидуального развития (по Б. А. Рубину).
Листья капусты белокочанной (сорт Амагер)
Возраст растений (в сутках) 3 8 24 31 70
314 155 52 67 27
Листья подсолнечника
Возраст растений (в сутках) 22 36 50 64 99
Дыхание (в мг С0 2 на кг сырого веса в час) 300 87 46 59 25
Интенсивность дыхания различных ор­ганов растения зависит от наличия в клет­ках живого содержимого. Наиболее интен­сивно дышат цветки . При дыхании массив­ных цветков, например Амазонской Виктории регии (Victoria regia), внутри цветков поднимается температура, пре­вышающая температуру воздуха на 12°.
При дыхании цветков кувшинки Виктории регии температура в них поднимается выше температуры воздуха. Процесс дыхания растений можно наглядно наблюдать на прорастающих семенах пшеницы. Прорастающие семена также отличаются высокой интенсивностью дыхания. Если их поместить в хорошо изолированный от потери тепла приемник, например в дьюаровский сосуд, то можно наблюдать значительное повышение температуры, достигающее 30 -50°.
Прорастающие семена пшеницы в дьюаровском сосуде. В этом случае семена могут даже погибнуть в связи с высокой температурой.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook