Священный хлеб в христианстве. Обрядовый хлеб славян Хлеб имеющий обрядовое употребление

(Чехия своими руками.) · Обновлено около 7 месяцев назад

Культура обрядового хлеба в основном присутствует у народов, с развитым земледелием...А это значит, что образ хлеба восходит к глубокой древности и объединяет почти все славянские народы.
Разного предназначения и формы хлеб (каравай, калач в виде кольца, булочки, фигурное печенье), выпекаемый в календарные и семейные праздники, мы находим в культуре русских, белорусов, болгар, чехов, славаков, румын...
Различное символическое значение у разных народов имеют рисунки и украшения на хлебе, его форма, состав, ритуальные и магические действия с выпекаемым или уже готовым изделием, а также его названия. Повсеместно большой хлеб круглой формы - каравай является символом плодородия и, как правило, занимает центральное место в системе славянских обрядовых реалий народного календаря; при рождении ребенка и особенно на свадьбе. Свадебные караваи (обильно украшенные орнаментом, изображением растений, фигурками животных, часто вместе со свадебным деревцем) символизируют рождение новой семьи, переход молодых в новый социальный статус. Символика караваев, выпекаемых в определенные календарные праздники, чаще бывает связана с хозяйственно-бытовыми сферами жизни, что отражают рисунки и фигуры на их поверхности, ритуальные действия с ними, названия. Например, в день св. Георгия - овцеводческий праздник у балканских славян - в Болгарии выпекают большие обрядовые караваи («овечий хлеб», «чабан», «лепешка чабана» и т.п.), украшенные пластическими изображениями овец, пастуха, пастушьего посоха, сторожевой собаки и т.п.; утром в день св. Георгия этот хлеб несут в загон и отдают чабану, а верхний слой (украшения) крошат и скармливают овцам. На Пасху у сербов, македонцев, болгар известен обычай выпекать караваи с нечетным количеством пасхальных яиц (серб. ]и]ченик, болг. Яйченик). Калач - хлеб в виде кольца или с небольшим отверстием насаживают на палку колядующих, столб посреди гумна («стожер»), рог вола надевают на руку невесте, по-лазнику. Через отверстие такого хлеба смотрят, чтобы добиться чьего-либо расположения или навести порчу, а также с целью узнать ведьму или обезопасить себя от вредоносной магии. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга, что функционально сближает его с другими предметами, имеющими отверстие: кольцом, венком, ситом, камнем с дыркой. В день св. Георгия, когда у южных славян совершается ритуал первого доения овец, хлебец с отверстием кладут сверху на ведро и пропускают через него (иногда еще и через серебряное кольцо) первые струи молока, что должно способствовать большим надоям, защите молока от порчи, вредоносных действий ведьм и т.п. В Ловешко (Болгария) пекут хлеб с дыркой в первый день сева и просеивают через него зерно, после чего его вешают в амбаре, чтобы сохранить урожай. Словаки выпекали такой калач в день св. Люции и хранили его до Сочельника, когда на праздничной мессе в костеле можно было увидеть через дырку в калаче ведьм. На свадьбе хлеб в форме кольца, как и другие круглые, кольцевидные предметы (обручальное кольцо, венок), является символом бракосочетания, соединения жениха с невестой. У болгар молодожены должны посмотреть друг на друга через свадебный калач, чтобы соединиться навеки. На Украине невеста смотрит на жениха через дивень (большой свадебный хлеб с дыркой) после венчания; крестясь, смотрит через отверстие в лебе на восток, на запад, на юг и на север перед отъездом из родительского дома к жениху.
Целью выпекания небольших круглых булочек (которые смазывают маслом, медом; украшают сверху узором) чаще всего является их раздача, одаривание, угощение участников семейных и календарных обрядов: каравайниц, родителей невесты, подруг, гостей на свадьбе, колядников, роженицы, повитухи, участников похорон и поминок, прохожих, нищих и т.д. В поминальных и похоронных обрядах часто предписывается печь нечетное число булочек или 40. Во время свадьбы парные булочки предназначались жениху и невесте. Специальные булочки выпекаются для задабривания: Господу, Богородице, персонифицированным духам болезней (Чуме, Оспе) и демонам (например, ориснице).
Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с хлебом.
Обрядовое употребление хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения богам, использовали животных и кашу, отчасти – хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб – для домашних животных.
На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам – дедушке, бабушке, крестным родителям, детям. Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен был направлен на упрочение родственных связей.
На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были», кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни – смерти, урожае – неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба.
По обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи.
Хлеб использовали в народной медицине при лечении «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки» у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно – простынуть (помните сказку «Колобок»?). Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей.
Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын». В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб.
Акт высокой важности – первый крик ребенка в «области печали и юдоли». Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб – соль. Бабушка – повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого – «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах.
Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Неуничтожима категория бытия человека – любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом.
В Институте растениеводства г. Санкт – Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию.
Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ. 1980.
№ 3.

Введение
Хлеб-батюшка. Так говорили на Руси, да и сейчас. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда - хлебу нашему насущному - люди относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.
В народе о хлебе говорили, как о живом существом: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительно-уменьшительными именами, как других людей простого звания, например Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами - Иван, Федор, Петр, а часто добавляли фамилию или прозвище.

Заключение
Хлеб наш кормилец, его с древних времен называли святым. Хлеб стал синонимом нашей жизни с тех самых пор как первобытный человек приспособился выращивать зерновые, а с их тертого зерна выпекали буханки. Он никогда не приедается, часто спасая человека от голодной смерти. Поэтому и говорят: «Где хлеб и вода там нет голода». Часто можно услышать: «Без хлеба и не наешься».
Деревенские жители до сих пор сохранили особо почтительное и даже почти религиозное отношение к хлебу как священному виду пищи, символу достатка, изобилия и материального благополучия. В народных поверьях хлеб осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества.

Хлеб - это, наверное, один из самых древних продуктов питания. Согласно историческим данным, появился он около 15 тысяч лет тому назад. Сначала, конечно люди употребляли сырое зерно, но потом научились растирать его, используя камни, смешивать полученную муку с водой и делать хлеб.

Кто жил во времена СССР, наверняка помнят такой лозунг: «Хлеб всему голова!». Разумеется, такой важный продукт просто не мог не использоваться в магии. Наши предки заметили, что магические операции с хлебом приносят ожидаемые положительные результаты.

Так появилось целое направление - магия хлеба.

«Хлебные» ритуалы

Друиды на своих кострах выпекали особый, ритуальный хлеб. Каждый, кто пробовал хотя бы кусочек такого хлеба, получал его магическую силу. Поэтому было принято, что все члены рода собираются вместе на трапезу, на которой обязательно кушали ритуальный магический хлеб. Также было принято кормить этим хлебом домашних животных. По полям разбрасывались крошки магического хлеба: считалось, что так можно увеличить плодородие почвы.

Интересно отметить, что для приготовления обрядовых лепешек и замешивания теста древние люди использовали специальную овечью шкуру, которая считалась оберегом и талисманом, дарящим плодородие.

У древних галлов была традиция: печь из овсяной муки хлеб с дырочкой посредине и разбрасывать этот хлеб по полям, на котором обычно пасется скот. Люди верили, что так можно уберечь животных от поедания хищниками.

Стоит отметить, что древние египтяне хлеб, солнце и золото обозначали одинаковым символом - кругом с точкой по центру.

Древние греки считали, что если хозяин не подает гостям на стол хлеб, то он беден. Люди верили, что не употреблять хлеб является очень большим грехом, за который боги обязательно накажут.

В Тибете есть обычай развеивать по ветру муку грубого помола - цампу. Причем данный ритуал могут проделывать с самой разной целью: чтобы попросить о чем-то духов природы, на Новый год, при рождении ребенка, а также на похоронах - для того, чтобы душа умершего быстрее отошла в мир иной.

Хлеб для исцеления

Самый главный продукт на столе наши предки использовали также и в качестве лекарственного средства.

К примеру, на Руси нарывы лечили, прикладывая к ним пожеванный хлеб вперемешку с сахаром или солью.

Ржаное тесто очень хорошо помогало от ломоты в костях.

А для того, чтобы остановить кровотечение был один проверенный способ - выпить ржаную муку, которая разведена в воде.

Гадание на хлебе

Когда люди пекут хлеб, Демоны убегают в горы…
Старая арабская пословица

Хлеб - священный продукт. Но хлеб не только символ жизни, он еще и показатель грядущих событий. Дрожжевое тесто получает свой вкус и качества не только от воды и муки, дрожжей и сахара. Его свойства во многом зависят от биоэнергии, в него вложенной.

Это хорошо знали на Руси, и поэтому, чтобы определить характер будущей невесты, внимательно следили за тем, какой у нее получается каравай. Много веков прошло с тех пор, но старые приметы, позволяющие по характеру испеченного хлеба судить о человеке и его судьбе, верны и поныне.

Все мы знаем, что у каждой хозяйки свои секреты. У одной хозяйки пирожки такие, что сами просятся в рот, а другая испечет красивые пироги, но их в рот не возьмешь. Известно также, что у одной и той же хозяйки - раз на раз не приходится. Изделия из дрожжевого теста получаются то пышными и буквально тают во рту, а то никак не могут подняться.

Современные биоэнергетические исследования показывают, что это зависит от грядущих событий, которые ждут хозяйку и ее семью. Пока тесто поднимается и доходит до кондиции, оно впитывает в себя ауру дома и энергию готовящего его человека. Искажения биополя человека и места записываются в ауре теста.

Затем хлеб проходит сквозь огненное рождение. Его вкус и форма являются живым свидетельством того, что ждет хозяев в недалеком будущем.

По русской традиции для гадания использовали именно хлеб, то есть круглую булку из дрожжевого теста без начинки. Ее пекли отдельно от пирогов, хотя зачастую из того же теста, что и остальное угощение, но посвящали домовому и отдавали ему на пропитание.

Современные знания позволяют засвидетельствовать истинность народной мудрости: хлеб без начинки более точно показывает сильные и слабые места ауры человека и по нему несложно предсказать его характер и судьбу.

Начнем с того, что внешний вид и вкус хлеба у каждой хозяйки имеют свои неповторимые особенности. Чем вкуснее хлеб, тем больше у человека жизненных сил, тем светлее и чище его аура, тем добрее он сам.

Хлеб пышный и легкий говорит о счастливой и легкой руке человека и особой отмеченности его судьбы: многое в жизни у него будет получаться легко и играючи, как бы само собой.

Хлеб вкусный, но тяжелый, быстро насыщающий тех, кто его ест, свидетельствует о том, что готовивший его - человек добрый и мудрый, но судьба его будет тяжелой, он будет много страдать из-за окружающих его людей. Согласно исследованиям, такое изделие получается у тех людей, которые обладают светлой биоэнергией, но не умеют ее удержать.

Хлеб пышный, но пресный и безвкусный говорит о том, что готовивший его - ленив и жаден. Это тип "рыбки-прилипалы", которая любит в жизни прокатиться за чужой счет.

Если у человека пироги и хлеб получаются то перепеченными, то недопеченными, это говорит о его неумении логически мыслить. На Руси не любили таких хозяек. Говорили, что они притягивают беду к дому и своим детям.

Если изделия из теста постоянно получаются не пышными, это говорит о том, что в доме завелась нечисть, и у кого-то из домочадцев "дьявол сидит за душой", то есть кто-то впитал в себя большое количество отрицательной энергии.

Излишне аккуратные и красивые пироги, как ни странно, свидетельствуют о тяжелой судьбе хозяйки. Несмотря на красивый вид, поверхность пирога обычно бывает неровная, в ней много пустых полостей. Говорят такие "подкожные дыры" о "дырах" в ауре хозяйки. Через эти дыры и уходит прочь вся удача и благополучие этого человека. Очень часто такие изделия бывают у людей, рожденных в проклятом году. Таким людям тяжело жить вдали от родственников и места, где они родились.

Разные по размеру и не слишком похожие по форме друг на друга, но вкусные и пышные пироги говорят об интересной творческой натуре и часто свидетельствуют о сильном интеллекте.

Излишне вычурная форма изделия при хороших вкусовых качествах говорит о натуре, не умеющей делать выводы и предвидеть ход развития событий. Такой человек настолько озабочен мелочами, что за деревьями не замечает леса.

Если хлеб при выпекании постоянно трескается - это очень плохой знак, предвестник насильственной смерти кого-то из близких пекущего. Для самого "автора" изделия обычно этот знак говорит о тяжелых испытаниях и резких переменах в его судьбе.

Постоянно подгорающий хлеб, по народным приметам, - свидетельство злопамятного и сварливого характера. Такой человек будет страдать в жизни исключительно из-за самого себя. Если он сможет переменить свое отношение к жизни, переменится и его судьба.

Очень рассыпчатый хлеб говорит о том, что у человека в жизни будет много перемен. Он расстанется со многими друзьями и знакомыми, круг его общения будет непостоянен.

Это приметы, позволяющие узнать что-то о жизни и судьбе того, кто печет хлеб.

Приметы, позволяющие по хлебу предсказать жизнь целой семьи на определенном отрезке времени

Если испечь хлеб в самый первый вечер, когда вы переселились на новое место,то внешний вид булочки без начинки подскажет вам лучше всякого оракула, чего вам ждать от жизни в новом доме. Предсказать вашу жизнь на новый год могут форма и вкус такой же булочки, испеченной в ночь перед Рождеством.

Если в день именин домового, 10 февраля, испечь булку без начинки - ее внешний вид предскажет, что вас и вашу семью ждет в доме в течение года.

Самым хорошим предзнаменованием считается вкусный, пышный, рассыпчатый хлеб, получившийся красивой круглой формы, без резких выпуклостей и впадин.Эта форма свидетельствует о том, что вас ждет крепкое здоровье, достаток, понимание и поддержка близких. Такая форма говорит также о том, что вы многого сможете добиться в жизни, полагаясь на помощь и поддержку расположенных к вам людей. Единственное, от чего предостерегает такой хлеб - не стоит менять свою жизнь.

Такой же хлеб, но не очень ровной формы, состоящий как бы из отдельных вершин, говорит об отсутствии согласия в семье, потере контактов с родными и близкими. Каждый в вашем доме, как говорится, "тянет одеяло на себя". Это свидетельствует также о том, что прогнозируемый период будет неспокойным. И в делах, и в деньгах будет "то пусто, то густо", и к этому следует морально подготовиться. Рядом с вами будет много сильных, но внутренне одиноких натур, чей жизненный путь подскажет вам, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Иногда рисунок на хлебе позволяет уточнить общее предсказание

Например, если форма напоминает птицу или птичью голову - ждите важных новостей и не теряйтесь в ситуации, когда можете подняться наверх.

Форма, напоминающая птичье перо, - хлопоты с документами (иногда предвестник получения наследства).

Змея - лживый друг, мешающий вашему счастью.

Заяц - вмешательство в вашу жизнь потусторонних сил.

Кот - ищите счастье в доме.

Корова - потрудитесь и получите достаток и здоровье.

Собака - помощь друга.

Медведь - не бойтесь препятствий, идите напролом к цели.

Растрескавшийся хлеб говорит о неприятных грядущих событиях. У вас расколется семья, вы потеряете многих друзей и близких. Обычно эта форма не говорит о смерти кого-либо. Чтобы сделать вывод об этом горестном событии, хлеб должен не просто растрескаться, а как бы разломиться в процессе выпечки на несколько частей. При этом одна из частей должна быть заметно меньше остальных, высохнуть и даже чуть пригореть.

Если же сам хлеб, несмотря на трещины, пышный и вкусный, здоровья и сил у вас будет достаточно, чтобы преодолеть кризис. К тому же вас ждет неплохое финансовое состояние.

Если хлеб растрескался, а часть его испеклась таким образом, что образовала маленькую отдельную булочку, - ждите в семье пополнения. Оно заложит новые ритмы жизни, чаще - лучше, чем существующие.

Очень плохой приметой считается хлеб пересохший. О свидетельствует о плохом здоровье и финансовых потерях. Учитесь быть экономными, "сушите сухари за долго до события". Умейте иногда примириться с судьбой, не растрачивая свои силы в погоне за несбыточным.

Пригоревший хлеб предсказывает горькие минуты и раздумья, слезы и тоску, которые будут посещать гадающего в данный период. Однако если при этом хлеб все же вкусный и пышный, это не помешает добиться материального успеха и забыть тоску в минуты радости и веселья. Старайтесь чаще бывать в компании с друзьями - это даст вам дополнительные силы.

Если хлеб пышный, но невкусный - пришло время заняться собственным видом и здоровьем. Пришла пора решать свои проблемы, не вмешиваясь в чужую жизнь. Бывайте там, где вам хочется. Встречайтесь с теми, к кому лежит сердце, и вы скоро заметите как окружающие будут уделять вам значительно больше внимания.

Но каким бы ни было предсказание, русский народ всегда оставлял себе лазейку, чтобы подправить будущее.

Одним из таких примеров было задабривание домового, чтобы он умилостивил судьбу-злодейку и с помощью своих домашних чар сгладил тяжелый период. Поэтому-то и дарили хлеб, по которому гадали домовому.

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

— Если немытыми руками брать хлеб, то будет изжога

— если кто—то умер, то в том доме нельзя печь хлеб: это приведет еще к одной смерти

— нельзя печь хлеб и в воскресные или праздничные дни, пироги же печь не считается грехом; но если необходимость заставит кого - нибудь печь хлеб в такой день, то нужно посолить тесто, и тогда не будет греха

— хлеб вылезет из печи— к беде

— если кого встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству

— но кто не ел еще с утра, тот не должен давать хлеб постороннему, иначе сам будет без куска хлеба

— Илья—пророк выбивает градом хлеб у тех, кто обмеряет (обвешивает, обманывает покупателя при продаже) хлебом

— хлеб на закате давать в долг не следует, иначе " дача будет без отдачи "

— когда солнце закатилось, нового каравая хлеба не " починай " — нищета одолеет

— если вечером принесен целый хлеб и недоеденный оставлен на ночь, то к такому хлебу всю ночь будут собираться души умерших предков принявшие образ мышей; если кошка поймает такую мышь, то всему дому предстоят неисчислимые бедствия за гибель предка

— плохая примета, если хлеб лежит нижней коркой вверх: в доме никогда не будет достатка или кто - нибудь из семейных отвернется, отделится от дома

— горбушку съесть у каравая — женка горбом (спиной) будет к тебе спать

— первый кусок после горбушки съесть — большим быть

— второй кусок после горбушки съесть — богатым быть

— нельзя сдирать с хлеба верхней корки, иначе ветер будет драть крыши

— каравай хлеба следует резать с головы, то есть с края, который несколько повыдался

— нельзя во время обеда резать хлеб разными ножами — непременно в доме произойдет ссора

— нельзя, чтобы у хлеба во время еды лежало два ножа, — это предвещает ссору

— при хлебе на столе должны неотлучно находиться соль и хлебный нож, причем последний ни на ка кие другие надобности не употребляется, если же в хлебном ноже появляется особая необходимость, то вместе с ним со стола нужно снять и хлеб с солью

— если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость

— если кусок хлеба выпадет из рук во время будничного обеда, то это предвещает приход глупца или ненужного человека

— если кто, обедая или ужиная, возьмет кусок хлеба и, не доев его, забывшись, тот кусок оставит и возьмет другой, то это означает, что кто—то из его родных терпит голод или нужду

— кто имеет привычку делать " каталки " из хлебного мякиша, того в адском пекле будут кормить железными " каталками "

— кто за столом не доедает хлеб и оставляет объедки, тот будет видеть тревожные, мучительные сны; не лучше и тому, кто любит подбирать чужие объедки; помимо беспокойных снов, он наживет еще и зубную боль, это, правда, не относится к маленьким детям, у которых еще не переменились молочные зубы, они могут есть чужие объедки без последствий

— остаток дорожного хлеба не следует доедать дома и даже вносить его в дом, так как от этого слепнут куры и их болезнь переходит на хозяев в виде куриной слепоты; лучше всего не употреблять таких остатков даже и на квас, а разделить их по возможности равномерно между домашними животными

— нельзя есть кусок хлеба, которым приманивали какое - нибудь животное, в особенности собаку, а следует отдать его этому животному, иначе кусок застрянет в горле

— если в хлебе найдена иголка, булавка, гвоздь или какой другой острый предмет, то это значит, что у нашедшего есть недоброжелатель, ищущий его погибели

— нельзя есть хлеба перед окном и оставлять хлебных крошек на подоконнике, иначе в доме будут разводиться мухи

— если во время разрезания хлеба хлебный мякиш пристает к ножу, то в наступающее лето следует ожидать хорошего урожая и, наоборот, если хлеб слабо или совсем не пристает к ножу, то лето будет неурожайное

— нельзя ронять ни одной крошки хлеба, сорить хлебом: будет неурожай и голод

— кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычный педагогический «развод»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность» и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства. ХЛЕБ - на Руси всегда считался святыней, поэтому с детства воспитывалось бережное к нему отношение.

Если хлеб нарезан неровно, у человека и жизнь будет такая же неровная и трудная.

Когда сажают хлеб в печь, следует подымать подол и говорить: «Подымайся выше», чтобы хлеб получился хорошим.

После заката нельзя начинать новую буханку - к нищете.

Чтобы не накликать беду, никогда не переворачивайте буханку хлеба вверх дном.

Чтобы избежать голода и неурожая и, как следствие, нищеты - ешьте хлеб с большой аккуратностью, так, чтобы ни одна крошка, ни одна соринка не упала на пол.

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

Во время обеда ломоть хлеба упал - гость спешит.

Если вы оставили после ужина на столе недоеденные кусочки от своего ломтя, то оставляете свое счастье.

Чтобы хлеб не заплесневел, нельзя класть недоеденный кусок на стол.

Вообще хлеб на Руси выбрасывать не принято - это считается большим грехом, а наказанием за грех могут быть голод, нужда, болезни. Однако иногда случается так, что хлеб плесневеет, так что же делать в подобном случае, чтобы избежать греха? Оказывается, человек, съевший плесневелый хлеб, никогда не утонет, так что не бойтесь, ешьте любой хлеб- и удача всегда будет на вашей стороне.

Процитировано

/p>

В культурах народов, которые употребляли хлеб ежедневно, он всегда считался святой и благословенной пищей. Христианство дополнило его почитание освящением хлеба как «тела Христова» и использованием его в литургии. Это привело к тому, что духовное значение хлеба стало преобладать над его материальной ценностью. В журнале «Кипр сегодня» (№ 3-4, 1998 г.) помещена интересная статья о традициях, связанных с хлебом, отразившихся в обрядах киприотов.

Помимо убеждения в том, что сила веры является самым действенным оружием против всякой болезни, простые богобоязненные жители Кипра прибегали к различным «народным» способам лечения. Хлеб всегда использовался как терапевтическое средство - для заживления ран, понижения жара, уменьшения боли, лечения распространенных болезней. Верили, что будучи освященным, он имеет силу отпугивать нечистых духов и защищать от зла.

Все стадии приготовления хлеба ясно выражали веру в его святость. Замешивать тесто никогда не начинали без призывания имени Божьего. «Прииди Христос» - с этих слов каждая греческая домохозяйка приступала к замешиванию теста.

Хлеб был настолько великой святыней, что на нем давали клятву. «Во имя хлеба, который ем» – говорили в кипрских деревнях. Считалось грехом наступить на хлеб, или, неся хлеб в качестве приношения в церковь, уронить его.

Тесто

Особые запреты и предписания предъявлялись при приготовлении хлеба хозяйке. Женщины, которые замешивали тесто, должны были заниматься этим в «чистые дни». Всеобщей практикой было добавление в тесто святой воды, собранной женщинами во время праздника Воздвижения Креста Господня. Тесто также замешивали с водой, собранной в Великий Четверг, или с водой, которой орошалось Честное древо, или в которую были опущены старая золотая монета или цветы, украшавшие плащаницу в Великую Пятницу. После совершения над мукой тройного крестного знамения, в нее добавлялась святая вода. Воду приносили также, в молчании, из потока, веруя, что из него пили ангелы. Ее называли «молчащей» водой.

Литургические хлебы

Во время празднования большинства христианских праздников важность празднуемого события подчеркивалась особой выпечкой. На приносимые в церковь хлебы и лепешки обращалось особое внимание. Эти праздничные или литургические хлебы выпекались с особым благоговением и заботливостью.

Праздничная выпечка богато украшалась: использовалось прежде всего изображение креста, а также различные геометрические фигуры и растительные орнаменты.

Хлебы и другая выпечка приготовлялись из пшеничной муки или манной крупы. Они должны были быть самого высокого качества - не подгоревшими и воздушными, насколько это только возможно. Важно было использовать только дрожжи, воду, муку и немного соли. Не разрешалось добавлять в тесто корицы и других приправ, которыми пахли лепешки. Когда все хлебы уже были поставлены в печь, и ее дверцы закрывались, хозяйка делала крестное знамение рукой или особой лопатой фурнэфкьо , при помощи которой ставила хлебы в печь.

Освященный хлеб приобретал, тем самым, большую силу и приносил дому благополучие. На вечерне, в канун праздника, выносили пентарти , или четыре малых хлеба и один большой. Во время вечерни священник выносил также большой хлеб, чтобы все собравшиеся на молитву могли поклониться ему и совершить его целование. Когда часть этого хлеба приносили домой, то в следующие дни его ели до первого принятия пищи.

Рождество Христово

На Рождество в каждом доме должны были выпекаться хлебы, называемые генопитес , или «хлебы Христовы», украшавшие столы и популярные во многих районах Греции. Выпеченные из наилучшей муки, дрожжей и приправ, они имеют круглую форму и украшены сверху разными орнаментами, и, прежде всего, знаком креста.

Хлеб генопита выставлялся на столе одновременно с небольшим количеством оливкового масла, маслин, вина и другой еды для ее благословения в сочельник. Обыкновенно этот хлеб разрезали утром, после богослужения, когда вся семья собиралась на традиционный рождественский суп.

По случаю праздника Рождества готовилась также сисамота , сдоба, посыпанная семенами кунжута. Назывался он, в зависимости от формы, по-разному. Большой хлеб с крестом посередине – ставрокулура - развешивали на стенах домов во многих деревеньках Кипра, начиная с Рождества, на все дни этого праздника. Это не только традиционная форма праздничного украшения, но и символ, в котором выражалась святость этих дней и вера в спасительную силу креста.

В течение всех Рождественских праздников, а иногда на протяжении сорока дней со дня Рождества Христова, на стенах висели также так называемые лихудья тис Панаяс . Верили, что в честь Богородицы также следует готовить подобные хлебы, подобно тому, как это делают матери по случаю рождения ребенка. Это были небольшие квадратные пирожные, посыпанные кунжутом и нанизанные на нитку.

На Рождество Христово на стены также вешали земпилуфкья , имевшие форму небольшой корзинки, для того, чтобы корзина крестьянина была благословенна. В это время как раз было начало сева.

Новый год

По случаю Нового года выпекался новогодний пирог – василопита . Обряд посвящения новогоднего праздничного хлеба Богу был особенно важен, поскольку от него зависели здоровье, сила и счастье. В середину пирога запекалась небольшая золотая монета, а главным его украшением был вырезанный или составленный из двух жгутов теста большой крест или фигура мужчины, символизировавшего св. Василия, или изображение креста с геометрическими орнаментами.

На всем Кипра существовал обычай, когда вечером на столе появлялись василопита , свечи, тарелки с коливом, приправленным медом, изюмом, орехами и черносливом, бутылка вина, иногда небольшое количество еды. Делалось это для того, чтобы святой Василий смог поесть, выпить и благословить домашнее хозяйство. Это был, так называемый, стол святого Василия.

Многие люди старшего поколения помнят, что василопиту выставляли в ночь со свечой и другой снедью из пшеницы, чтобы святой благословил ее. В деревнях, жители которых производили преимущественно оливковое масло, ее ставили на стеклянной банке с маслом, а если это были виноделы, – то на бочонке с вином, чтобы и их труд тоже был благословлен.

Новогодний пирог василопита готовился утром, после богослужения, когда вся семья собиралась за столом. Первый кусок жертвовали Христу или святому Василию, следующий – дому, затем – главе дома, а потом – всем домочадцам. В некоторых селах готовили поджаренное тесто – ксеротиана , которое клали на тарелку для святого Василия. Наряду с приготовленным коливом , это тесто давали коровам в уверенности, что домашние животные также должны попробовать плодов своего тяжелого труда.

Пасха

В Великий Четверг пекли на Пасху великопостный калач – кулурья , называемый также пасхальным – ламброкулурья . Часто его украшало изображение креста. Из лучшего теста пекли ставрокулура с большим крестом в центре. Этот хлеб он на стенах домов на протяжении сорока дней – от Пасхи до Вознесения. Люди верили, что эти хлебы – кулурья – благословенны и обладают целительной силой.

Небольшие ставрокулура дарили крестникам и родственникам, а также тем, кто ходил по деревням и исполнял праздничные песнопения.

В пасхальное Воскресение готовили прежде всего лепешки под названием флауна и авкота и красные яйца. Флауна – лепешка средней величины с начинкой из сыра и яиц. Великая Пятница была неподходящим временем для замешивания теста, ведь это был день Страстей Господних. Поэтому его готовили после вечерни. На Кипре этой особенной выпечке уделяли всю Великую Субботу. Флауна на Кипре неразрывно связана с Пасхой. Во многих деревнях был обычай приносить ее в церковь в ночь на Воскресение Христово вместе с красными яйцами, чтобы разбить их и съесть флауну после богослужения утром. В церковь приносили также авкота . Это была разновидность кулури с одним или несколькими яйцами сверху на хлебе. Яйцо служит символом Воскресения, а красный цвет – символом жизни. Обычай помещать яйцо на пасхальном кулури восходит к временам Византийской империи, к XII веку.

Рождение, брак, смерть

Хлеб должен был защищать новорожденного и его мать от зла, особенно в течение первых сорока дней. Киприоты верили, что хлеб обладает силой, подобной силе креста, так что, когда роды у женщины были трудными, ей давали подержать кусочек хлеба. Клали его также на подушку ребенка. На третий день повивальная бабка и мать обходили дом и крестили его. В некоторых деревнях во время исполнения этого ритуала несли хлеб.

Любимой сдобой были нанизанные на нитку кумула или лечизуфкья . Женщины выпекали ее перед родами, чтобы угостить ею акушерку или священника, который пришел благословить мать и новорожденного, а также приятелей и знакомых.

Церемонии выпечки хлеба для свадебных торжеств являются одними из важнейших и наиболее распространенных обрядов. Специально для новобрачных и для украшения дома выпекались большие кулорья . Украшенные фигурками птиц и цветами, они были настоящим шедевром народного искусства. Весьма характерной сдобой были небольшие кулуракья , которыми бросали в молодых во время свадьбы. Тесто для них замешивали маленькие девочки, закручивая его затем вокруг мизинца.

Использование хлеба в обрядах, связанных со смертью, показывало отношение людей к этому событию. Сразу после кончины рядом с умершим ставилась миска с пшеницей, а на ней хлеб с зажженной свечой. В других деревнях вместо свечи ставили лампаду и оставляли её зажженной в течение сорока дней.

В киприотских деревнях хлеб, находившийся рядом с умершим, раздавали одному или трем нищим, или забирали его с собой и клали на гроб.

Хлеб занимал исключительное место в погребальном обряде. В траурной процессии впереди шли три женщины. Одна несла воду, другая – коливо и хлеб, а третья – растительное масло. В каждой деревне или на кладбище, или в доме умершего после погребения раздавали угощение – париорка . Каждый должен был взять немного и благословить умершего. Поминали хлебом и вином, брынзой и оливками. Во многих деревнях хлеб ломали руками, а не резали ножом, чтобы это не напоминало о смерти. В некоторых деревнях в поминальный хлеб не добавлялся сахар, поскольку «тесто смерти» не должно быть сладким. Хлеб выпекали также в особые дни поминовения усопших.

Иоанна Соловьянович

Перевод с польского Владимира Мухина

Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье. В основу статьи легли материалы экспедиционных исследований.

Ключевые слова: ритуальный хлеб, пища, народная кухня, обряды, мифологические представления, бесермяне.

Хлеб и производимые из злаковых культур продукты – крупа, мука и цельное зерно играют большую роль в рационе питания и в обрядовой культуре земледельческих народов. Хлеб у бесермян, наряду с кашей и напитками, входит в число ритуальных блюд, связанных с поклонением предкам, божествам традиционного пантеона, и занимает важное место среди пищевых символов семейных и календарных праздников и молений, ритуальных приношений во время посещения святилищ. В работе рассматриваются традиции бесермян, связанные с хлебом, его символическим и ритуальным значением на примере отдельных обрядов, призванных увеличить урожай. Основным источником для статьи послужили материалы полевых этнографических исследований.

Хлеб и различные виды ритуальной выпечки составляют важную часть обрядовой кухни многих народов, являясь символом благополучия и основными дарами . Разные виды выпечки из муки, но прежде всего хлеб, – главное блюдо ритуальной кухни земледельческих народов Урало-Поволжья .

Основными возделываемыми злаковыми культурами у бесермян издавна были рожь, овес, ячмень, пшеница. Из этих культур делали крупы и муку, которая шла на изготовление хлеба и выпечки. Хлеб н΄ан΄ выпекали преимущественно из ржаной муки, смеси овсяной и ржаной, пшеничной. Кроме хлеба, готовили закрытые пироги куасам/квасам из пресного и дрожжевого (на закваске) теста с разнообразной начинкой (мясо, потроха, овощи, съедобные растения). Пекли небольшие булочки йарушник с добавлением пшеничной муки, смазанные гусиным жиром, сливочным или растительным маслом, открытые пироги шан΄га с начинками из каши, творога, свеклы, моркови, мяса, яиц, рыбы, картофеля, а летом – с ягодами. Бесермяне делали перепечи с мясом, луком. Выпекали из дрожжевого теста лепешки табан΄ и подавали со сметаной, вареным рубленым яйцом в топленом масле, растолченными ягодами, шербетом из подслащенной медом или сахаром воды. Готовили балиш – закрытый пирог с начинкой из рубленого мяса, а позже – с добавлением картофеля. Несмотря на разнообразие выпечки из теста, именно хлеб в виде цельного каравая или отрезанного ломтя выступает как ритуальное блюдо и дар во многих молениях и земледельческих обрядах. В качестве эквивалента хлеба иногда встречается мука. Тарелка муки заменяла его или являлась равноценной ему по символическому значению и ритуальным функциям. В обрядах, связанных с поминовением предков, наряду с другой выпечкой, в качестве ритуальной пищи встречаются блины и лепешки из пресного теста, сочни, мука. Вся выпечка и мучные изделия, несмотря на их разнообразие и рецептурные различия, часто имеют обобщенное название н΄ан΄– хлеб.

Хлеб, являясь основным блюдом, определяет характер трапезы и даже названия обрядов. Например, сохранявшийся до недавнего времени обычай готовить хлеб и кашу из зерна нового урожая известен как вил΄н΄ан΄ ‘новый хлеб’/вил’ н΄ан’лы йыбычэкон ‘молиться новому хлебу’. Так, в октябре после завершения полевых работ проводили сиз΄ъл празн΄ик ‘осенний праздник’ по случаю приготовления хлеба из нового урожая. В этот день проходило семейное застолье, взаимные визиты с новым хлебом к членам патронимии, родителям и к ближайшим родственникам и свойственникам (сватам, кумовьям): «В каждой семье было принято осенью печь шаньги из новой муки. Потом разносили их к родственникам, иногда до семи домов обходили. Каждый год обходили одни и те же семьи. Раз* Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012–2014 гг.). Проект № 12-П-6-1011 «Этнокультурное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования».

носили хлеб одной выпечки. Старались обход родственников приурочить к осеннему празднику»1. Визиты и застолье называли как и главное блюдо вил΄н΄ан΄ ‘новый хлеб’, вил’ н΄ан΄эн вэл’тон ‘ходить с новым хлебом’, вил’н΄ан’лы йыбырчэкон ‘молиться новому хлебу’, сиз’ъл н΄ан΄ ‘осенний хлеб’. Обычай взаимных визитов и угощений был связан с поклонением новому хлебу, просьбами о благополучной (сытной) зиме, благодарением божествам и предкам и служил залогом будущего урожая:

«Прежде в осенний праздник разносили родственникам ‘осенний хлеб’. Мне мать обязательно приносила. Это были шаньги, чтобы мы жили хорошо и сытно. Осенний праздник можно проводить в любое время. Обычно, когда заколот осенью скот, убран хлеб и огородные культуры. Делают это, чтобы зима прошла благополучно. Разносят именно родственникам. Это выпечка из нового урожая, чтобы снова хлеб удался. Скот хорошо перезимовал, хлеб был в достатке. Сена было в достатке, зимовать с кормами»2. Встречался обычай приглашать «пробовать хлеб» или относить его старику, обязательно мужчине: «Чтобы достаток всегда был, а отведав один кусок, насытиться вдоволь. Этот старый дед так говорил»3. Считали, что «на счастье стариков и новый хлеб уродится хорошо». Этот обычай бытовал и во второй половине ХХ в., когда крестьяне, уже не имея своих наделов, получали предназначенную им долю из колхозного урожая.

Последние календарные поминки года обязательно включают новину – «новый хлеб» и «новую

кашу», а в ряде локальных традиций они известны как вил’ н΄ан΄эн поминка ‘поминки с новым хлебом’, вил’ дж΄укэн поминка ‘поминки с новой кашей’. Основное назначение последних в году поминок – обращение к предкам с благодарностью за помощь в земледельческих и сезонных летних заботах: «угощение» их хлебом нового урожая.

Хлеб как главное блюдо встречается и в обозначении обряда посещения женщинами роженицы капчи н′ан′ вайон ‘приносить облегчающий хлеб’. Хлеб и выпечку (пироги, шаньги), суп женщины приносили в первые дни после родов. Этот визит еще назывался капчи н′ан′ вайон ‘приносить облегчающий хлеб’ наряду с такими его обозначениями, как кътлас′кон/кътлас′кънъ мънон ‘ходить с поздравлением’, накашу (рус.: на кашу), шъдвайон ‘приносить суп’. Угощение, по народным представлениям, обеспечивало выздоровление женщины и обилие молока4.

Использование хлеба в обрядах, одаривание им было направлено на успех в земледелии, получение хорошего урожая. Так, ритуальная выпечка в виде пресных лепешек кварн΄ан΄/куарн΄ан΄ является главным пищевым символом святочного периода. Она считалась залогом успеха в земледельческих занятиях и благополучия. Название блюда кварн΄ан΄/куарн΄ан΄ происходит от слов квар/куар – лист, н΄ан΄ – хлеб и переводится как «хлеб в форме листа». Однако не исключена и другая этимология –

«хлеб, выпеченный на листе». Ритуальный хлеб готовят из пресного теста (соль, вода, ржаная или пшеничная мука). Тесто замешивали на воде без яиц и молока. Это определялось традиционной технологией и постом. Прежде добавляли немолотое зерно, прожаренный горох, зерна технической конопли или льна. Тесто раскатывают на тонкие лепешки диаметром 15–20 см и затем пекут в печи. Готовую выпечку смазывают сливочным или растительным маслом, овечьим или гусиным салом. Ими угощают ряженых и в наши дни, наряду с популярными в последние годы покупными сладостями: «Им (ряженым) сладости раньше не давали. Давали сочни. Пекли с коноплей. Если настряпали, то и шаньги давали»5. С первым сочнем, взяв его в руки или положив за грудку передника, девушки выходили на улицу гадать о суженом. По возрасту первого встречного определяли возраст будущего жениха.

Сочни и хлеб были основным блюдом, которым одаривали ряженых. Участники обхода, войдя в избу, с помощью иносказаний просили именно эту выпечку. Например, в одной из локальных традиций, войдя в дом, они притопывали, стучали палками и ритмично произносили фразу «тъкъртонбъгъртон», называя с помощью такого иносказания сочни. Здесь слово «тъкъртон» – это звукоподражание хрусту зерен конопли «тъкър-тъкър», «бъгъртон» – раскатыванию сочней в процессе приготовления «бъгър-бъгър»6. Угощение служило залогом будущего урожая и благополучия. Этой же

цели были подчинены взаимные пожелания и весь вербальный контекст обряда. Уходя ряженые благодарили хозяев и желали именно урожая хлеба и приплода скота: «В этот день пекли сочни и разда1 Полевые материалы автора (далее ПМА), 1991. Попов В.П., д. Жувам, Юкаменский район УР.

2 ПМА, 1996. Волкова Г.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.

3 ПМА, 2000. Борисов В.Н., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

4 ПМА, 1991. Зянкина Е.И., д. Турчино, Юкаменский район УР.

5 ПМА, 1996. Сабрекова А.Д., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

6 ПМА, 1993. Касимов Н.А., д. Филимоново, Юкаменский район УР.

вали их, некоторые давали конфеты, пряники, хлеб. Вожо их благодарят: «Спасибо. Хлеб пусть родится». А если ничего не дают, то говорили: «Пусть хлеб не родится»7; «Овес пусть удастся»;

«Чтобы с хлебом жили»8. В целом продуцирующая семантика пожеланий, многократно произносимых пришедшими и принимающей стороной, одаривание угощениями и сочнями – пожалуй, одна из самых важных и устойчивых черт, характеризующих аграрную направленность обряда, связанного с урожаем хлеба. В свою очередь, продукты, полученные от односельчан, служили залогом урожая и достатка и в хозяйствах самих ряженых. Часть собранных сочней и хлеба скармливали домашнему скоту. Исследователи видят прямую зависимость между благополучием домашнего скота и щедрым одариванием пришедших ритуальным хлебом . У русских хлебные изделия в виде животных и птиц выпекались специально для колядующих и скармливались скоту .

Сочни бесермяне выпекали в последний раз на Старый Новый год или Крещение. В одной из локальных традиций в канун Крещения также готовили тонкие блины, куда клали кашу и заворачивая ели. Эта выпечка олицетворяла собой сани, на которых святочные духи покидают этот мир: «Таким способом мы делаем сани и загибаем веревку на оглобли, чтобы вожо смогли на них уехать»9.

Помимо хлеба, в святочных обрядах встречаются цельное зерно и снопы зерновых культур. Например, ряженых хозяева дома с пожеланиями обсыпали зерном (с. Ёжево). Со снопом или антропоморфной фигурой (куклой) из снопа, обвязавшись снопами, обходили деревню (д. Филимоново). Обход селения начинался с улицы, расположенной ближе к озимому полю (д. Турчино). В канун Крещения во время обряда проводов вожо выезжали или выходили на озимое поле провожать святочных духов и выносили снопы, с которыми обходили селение: «выносили с собой солому, чтоб хлеб уродился»10. Вместе со снопом в поле оставляли хлеб, имевший особое название – вожо н΄ан΄

‘хлеб для вожо’, которое подчеркивало его ритуальные функции.

Многие действия и запреты святочного периода были связаны с хлебом и направлены на увеличение урожая зерновых. Это прослеживается в кухне, в масках, в пространственно-временных ограничениях, ритуальном поведении, запрете на некоторые виды хозяйственных работ. С Сочельника до Крещения крестьяне приостанавливали обмолот хлебов в овине, полагая, что иначе святочные духи вожо испортят летом посевы . Старались не наступить на уголь, опасаясь, что овес уродится с головней . По этой же причине не чистили печные трубы и не выгребали золу. Строгое соблюдение запретов связано с получением хорошего урожая хлеба.

Гадание о хлебе и предстоящем урожае зерновых занимало одно из центральных мест в зимней

и весенней обрядности бесермян. Например, в ночь с 13 на 14 января ходили «слушать» под окна, на перекрестки дорог, в овин, к углу амбара или за ворота. Считали, что шум пересыпающегося зерна предвещает урожайный год, подметающей метлы – голод. Выходили на улицу с ложкой воды и наблюдали, как она застывает: горкой – предстоит тяжелый год, ровно – урожайный (д. Гордино). О популярности гаданий «на урожай» писал еще Д.К. Зеленин: «Гадают бесермяне не столько о «суженых-ряженых», сколько о будущем урожае. Слушают у амбаров и пустых изб: если слышится, как будто там метут пол, то значит – на следующее лето будет голод; если же пересыпают зерно из одной посуды в другую, то будет урожай. Выдергивают стебли из хлебных скирд: выдернется соломинка с колосом – к урожаю, без колоса – к голоду» . В канун выхода на посев выходили в поле и на самом высоком месте закликали урожай напевом и возгласами «Аргар!». Участвующие в обряде аргар мужчины с приближением полуночи по команде одного, прикрыв уши, трижды хором кричали

«а-у-у-у». Затем прислушивались к звукам: шум и лай, раздавшийся в северном направлении, предвещал неурожай; с востока – служил предзнаменованием хороших хлебов на полях именно в восточной части селения .

Продуцирующие действия, направленные на получение хорошего урожая, были сосредоточены

не только в обрядах святочного цикла, но и выхода на посев и летнего солнцестояния. Слово аргар трижды выкрикивала молодежь, собравшись в лесу накануне выхода в поле и обряда акашка: «просила всевышнего об изобилии, урожае» . Во время этого обряда закликания урожая, игр вокруг костра исполняли напев аргар крэз΄, приуроченный к обряду . Напеву приписывали магиче7 ПМА, 1991. Сабреков В.М., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

8 ПМА, 1991. Зямбахтина М.П., д. Турчино, Юкаменский район УР.

9 ПМА, 2000. Биянова А.И., д. Гурзи, Глазовский район УР.

10 ПМА, 1991. Зянкина Е.И., д. Филимоново, Юкаменский район УР.

скую силу, считали, что он повлияет на урожай, поэтому во время обхода деревни и пения в качестве запевающего выбирали удачливого человека, имеющего «легкую руку на посев» . Участники обхода плясали, а чтобы был хороший урожай овса, выбирали самого высокого мужчину и просили его начать пляску в первом же доме . Рост и удачливость главных участников обхода, согласно представлениям, могли повлиять и на будущий урожай. Здесь высокий рост ассоциировался с длинным стеблем злаковых культур. Продуцирующее значение имели и состязания, скачки, проходившие в день выхода на посев: «как мы состязаемся, пусть так хлеб растет наперегонки». Наездника, прибывшего первым, «парни подбрасывали на руках, чтоб колос вырос размером с пядь»11.

Хлеб, являясь основой жизнеобеспечения, был основным предметом приношения с момента

сева и до уборки урожая. Так, на возделываемом поле с хлебом проводят обряды поклонения Инмару, предкам, Мэжакуз′о ‘Хозяину межи’/Музйэмкуз′о ‘Хозяину земли’/Музйэммумъ ‘Матери земли’. Они совершались несколько раз в году: весной с началом пахоты и весеннего сева яровых культур, в период летнего солнцестояния − когда зацветала рожь, в конце лета − во время посева озимых, осенью

− с окончанием уборки урожая, зимой − с наступлением зимнего солнцестояния и Святок (проводы вожо и совершение жертвоприношения с просьбами об урожае в новом земледельческом году). Обряды проходили в пространстве, которое связано с земледелием и выращиванием хлеба. Предназначенные для обряда продукты – хлеб или хлеб с маслом и яйцо – клали на краю поля/межи на вспаханном участке в небольшое углубление . Во время обряда специально для Межакуз´о оставляли на земле хлеб и лили напитки. Блюда соответствовали сезону и состояли преимущественно из разной выпечки, хлеба, сливочного масла, напитков из злаковых культур – пива, кваса. Просьбы о хлебе во всех обращениях к Хозяину поля Межакуз′о в числе главных: «Пусть хлеб хорошим удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»12. Просили, чтобы хлеба были как в середине поля, так и на каждой меже, что подчеркивали специально: «Дорогой Межакуз′о, и для тебя предназначается эта жертва. Межа держится под твоим присмотром. Какие хлеба даст Инмар посреди поля, пусть такими они будут и на твоей меже. Пусть солома и колос будут хорошими» . Урожай и благополучие семьи связывали с добрым расположением предков, поэтому во время посева озимых обращались и к ним: «Старые деды, бабушки, отцы, матери. Все, кто есть, маленькие и взрослые, собравшись вместе, мое жертвоприношение примите, за посеянными хлебами хорошо присматривайте. И ты, дорогой Межакуз′о, прими мою жертву с благодушным расположением. Вместе с нашими умершими родственниками дай нам благополучную жизнь. Если посеянный хлеб удастся, я о вас не забуду, буду много раз поминать. Добрые хорошие родственники от меня не отделятся, пусть теплыми и мягкими руками и ногами едим и живем» . С появлением первых всходов озимых, по некоторым сведениям, около Семенова дня (14 сентября), на поле совершали жертвоприношение жеребенком саврасой масти. Назначение обряда – «просьба к Инмару позаботиться об озимых хлебах» .

Хлеб выступает символом и гарантом достатка, благополучия, стабильности. Поэтому к нему

следовало прикоснуться, иметь при себе в чрезвычайных ситуациях, дальней дороге и начале важных временных отрезков (месяца, года, сезона). Например, в период появления нового месяца необходимо держать хлеб или деньги, сжимая их в кулаке, произнести: «С хлебом нам жить! С деньгами нам жить! Н΄ан΄эн мэд уломъ, кон΄д΄онэн мэд уломъ»; «Пусть так живем. Пусть с деньгами и с иглой живем. С хлебом и водой пусть живем! Тэн΄ тачэ мэд улом. Кон΄д΄онэн-вэн΄эн мэд улом. Н΄ан΄эн-вуэн мэд улом!»13; «Хлеб и соль! Н΄ан΄ но слал!»14. Просьбы о хлебе олицетворяли жизнь в достатке. Однако опасаясь, что в предстоящем календарном месяце он и другие продукты будут неэкономно расходоваться, не разрешали разглядывать и обсуждать появление молодого месяца или замечать его с левой стороны.

К хлебу следовало проявлять уважение и почтение. Например, в гостях полагалось попробовать поставленный на стол хлеб, иначе «тот будет чувствовать себя неловко, что им пренебрегают». Запрещалось оставлять недоеденный хлеб, что расценивалось как неуважение к нему и могло привести к уменьшению достатка и урожая: «хлеба не будет». Хлеб надрезанной частью не клали в направлении севера и запада, особенно на ночь. Его следовало завернуть в скатерть, чтобы защитить от злых

11 ПМА, 1991. Зямбахтина Е.Г., д. Турчино, Юкаменский район УР.

12 ПМА, 1991, д. Турчино, Юкаменский район УР.

13 ПМА, 2003. Вершинина Л.А., д. Жувам, Юкаменский район УР.

14 ПМА, 2000. Зямбахтина Т.В., д. Шамардан, Юкаменский район УР.

духов и уберечь достаток в доме15. Хлеб был и символом гостеприимства. Стол начинали накрывать, выставляя на него вначале хлеб, а затем остальные кушанья. С хлебом встречали молодых у ворот во время переезда невесты в дом жениха.

Хлеб во многих обрядах олицетворяет родной дом и наделяется защитной функцией наряду со столом и печью. Его клали в дорогу путнику, считая, что он сбережет в дороге и вдали от родных мест. Стараясь «усилить» или «закрепить» связи с домом, защитить себя, уходящий человек надламывает и пробует хлеб. Например, провожая в армию новобранца, перед его выходом из дома, накрывают специальный стол, ставят хлеб или муку, масло, соль, напитки. Призывник, поддерживаемый мужчинами, обходит стол посолонь, притрагивается к хлебу и откусывает его. Обход стола с хлебом является важным моментом прощания невесты с отцовским домом. Крестные родители обводили молодых по движению солнца вокруг стола, а те прикасались к хлебу . Прежде чем отправиться в дорогу, совершить жертвоприношение, начать важное хозяйственное дело глава семьи усаживался за стол, куда клали целый каравай хлеба и соль, касался хлеба и просил предков и богов о покровительстве, сообщал им о предстоящем деле или событии.

Хлеб, тарелку с мукой или ячневой крупой (сверху иногда клали целое сырое яйцо) выставляли на стол утром перед выгоном скота в поле. Хозяин прикасался к хлебу, просил предков и верховного бога Инмара защитить домашних животных от хищников и дать им здоровья. Хлеб и муку не убирали со стола до возращения стада с пастбища, иногда держали там три дня и затем скармливали животным. В некоторых селениях варили кашу из этой крупы и муки для ритуальной трапезы по случаю первого выгона. Хлебом из рук специально в первые дни кормили скот, отправляя его в поле и встречая вечером. Выпечка выполняла ритуальные и утилитарные функции. Таким способом старались приручить животных, особенно зимний приплод. В воротах клали лопату, с помощью которой достают из печи хлеб, и затем выводили скот через нее16. Хлеб с маслом был предметом приношения

Хозяину леса Чашшакуз′о: его оставляли, проходя со стадом мимо священной рощи с просьбой присмотреть за скотом в период летнего выпаса. Ломоть хлеба клали в хлеве с южной стороны по случаю завершения летнего выпаса и перевода скота на зимнее стойло17.

Хлеб фигурирует как главный предмет дарения и в других обрядах. Впервые пересекая реку после ледохода, в воду опускали ломоть хлеба, поклоняясь реке и Хозяину воды Вукуз′о. При переходе в новый дом вместе с Хозяином дома Коркакуз′о из прежней избы переносили емкость с тестом вместе с другими семейными святынями (икона, хлебная лопата): «Квашню в старом доме ставили и в новый переносили, там уже из нее печем хлеб. Я лепешки пекла. Гости идут. Называется корка кътлас′ком – дом чествуем»18.

Хлеб с маслом оставляли во время дожинок под последними снопами мумъ къл΄то ‘материнский сноп’ в качестве угощения и благодарности Хозяину межи Межакуз′о. Эти последние снопы, как и хлеб, имели важное продуцирующее значение для будущего урожая и в целом семейного счастья: «Чтобы хлеб и масло удались. Говорили, чтобы ветры и грозы не тревожили. Оставляли там, в поле, на меже, снопы, и внутри них хлеб с маслом. Последние снопы не приносили домой. Говорили, это Межакуз′о будет есть и пить»19; «В последний день как дожинали, то последний сноп завязывали парой, как двойняшек. Этот сноп приносили домой и уже клали в кабан»20, «И овцы пусть парой ягнятся! Пусть муж с женой живут хорошо, пусть всю жизнь им вместе парой жить придется»21. Последние снопы иногда относили домой, клали в кабан с остальными снопами .

Идеальные представления крестьянина о хорошем урожае хлеба нашли отражение в текстах молитв и просьб, которые произносили во время земледельческих обрядов, особенно во время вспашки поля, начала сева и появления колоса. Это, по представлениям крестьян, был хлеб «со стеблем выше человека», «размером с камыш», «чтобы из-за хлеба не был виден всадник, едущий по полю на коне», «стеблем мягким и желтым как масло», «с зерном размером с яйцо», «с золотым колосом, с серебряной соломой», «с колос размером с пядь».

15 ПМА, 2005. Вершинина Л.А., д. Жувам, Юкаменский район УР.

16 ПМА, 1999. Биянова А.И, д. Коротай, Глазовский район УР.

17 ПМА, 1996. Антуганова Т.И., с. Ежево, Ярский район УР.

18 ПМА, 1995. Невоструева Е.И., д. Гулекшур.

19 ПМА, 2001. Малых И.К., д. Жувам, Юкаменский район УР.

20 ПМА, 1991. Попова П.В., д. Жувам, Юкаменский район УР.

21 ПМА, 1990. Пономарева А.В., д. Каменное, Юкаменский район УР.

Обозначение зерна «размером с яйцо» и действия продуцирующего характера прослеживаются в весенних обрядах. Яйцо и олицетворяет зерно нового урожая. Его зарывали в межу, раскидывали с первыми горстями зерен по полю: «Пашут одну борозду. Разбрасывают овес с яйцами. Дети ловили яйца. Ну, дети, большим, как яйцо, пусть родится хлеб»22; «Первое яйцо в землю прячут, чтоб у овса колос был размером с яйцо. Остальные раскиданные по полю яйца подбирают дети, их подзывают каждого по имени» . Продуцирующее значение яйца старались усилить словами: «Пусть вырастет (хлеб) с это яйцо! (мэд йалчоз та курэгпуз кад΄)»23. Просьбы о «золотом колосе» и «с соломой величиной с камыш» встречаются в текстах молитв во время выхода на посев: «bi·smil’l’a etc!» ińmar, kuaź, kildeśiń marke huriśhom, soe med śotoz! kiźem iwze med śotoz kamiź kuroiem, azveś tiśiem! Vuźze śiiśkom, vil’ze no ta·-śamen-ik śiini med śotoz!» . «Во имя Бога милосердного и справедливого! Инмар, Куазь Кълдъсинь, что просим, то пусть даст! Посеянное зерно пусть даст с соломой величиной с камыш, с золотым колосом! Старое едим, новое также пусть есть даст!» (подстрочный перевод здесь и далее наш. – Е.П.).

Идеальное представление о хлебе и зерновых есть и в тексте молитвы, которую произносили и во время сева озимых. Рожь должна иметь колос «толщиной с топорище колос» и стебель «с толщиной с палец соломой», «хлеб должен быть высоким, чтобы не увидеть всадника, едущего на коне»:

«Хороший Инмар Куазь Кылдысин, на межу закалываю своего барана, этим приношу тебе жертву. Как тебе принадлежащую прими принесенную жертву. Мы закалываем, словно дети, ничего не понимая, если и рассердишься, то прости. Мной посеянный хлеб помоги вырастить. Пусть хлеба взойдут дружно в ряд, не будет пустых мест. С хорошими родственниками пусть выращенный хлеб пригодится есть и пить, от разной беды храни, Инмар. Дай, Инмар, посеянные хлеба. Пусть толщиной с палец будет солома. Пусть с топорище будет колос. Пусть хлеба будут такими высокими, чтоб не увидеть всадника, едущего на коне. Чтоб класть сноп на сноп. К суслону пусть суслон ложится. Кабаны, чтоб были размером с овин. Хороший Инмар Куазь Кылдысин, если так случится, то и мне будет хорошо, и людям, и для жертвоприношений тебе всегда будет, чем дать. И людям достанется. И скот мой тогда будет жить хорошо» .

Аналогичные тексты и ритуальные действия, направленные на получение «мягкого как масло и золотого стебля и колоса» встречаются во время молений на озимом поле ю пэж΄ан ‘перебирать посевы’ в Петров день (12 июля). Они, как полагали предки, способствует росту и созреванию культур, поэтому еще говорили: «идем готовить рожь», «идем искать рожь на меже». С собой приносили пиво, квас, масло и выпечку: «Двенадцатого июля – Петров день. Собирались у своей межи. Каждый берет колосок ржи, обливает его пивом и говорит: «Поим, кормим мы тебя, ты вырасти»; «Пусть хлеб хорошо удастся. Пусть хорошо живем. Пусть урожай будет»24; «Пусть хлеб будет хорошим! С золотым колосом! С серебряной соломой!»25. Маслом, держа его в ладони, проводили по стеблю снизу вверх, словно вытягивая рожь. В семантическом плане здесь интересно использование масла. Старались перенести на рожь такое его качество как мягкость: «Рожь мажут маслом и говорят:

«Пусть хороший урожай будет»26; «Пусть стебель будет длинным и мягким, как масло»27. Хлеб с маслом клали и на межу, чтобы обеспечить хороший урожай ржи с «мягким и длинным стеблем».

Понятие достатка и сытости, наличие корма для скота всегда ассоциировалось с обилием хлеба. Его должно быть в достатке: «всем хватило», «было достаточно и людям и домашним животным»,

«есть-пить хватило и для моления предкам и Инмару досталось», «в руки-ноги предкам попало». Готовая выпечка в виде каравая хлеба часто обозначается возвышенными и уважительными эпитетами и сравнивается со статусными и дорогими вещами в широком их смысле: «душистый хлеб», «сытный», «золотой», «вкусный», «дорогой», «мягкий как пух», «вкуснее меда», «дорогой как отец и мать», «нет ничего дороже хлеба». Физическая сила и здоровье напрямую связывались с силой хлеба: «мало хлеба ел – сил не набрал», «хлеб силу дает».

И в настоящее время хлеб остается главным ритуальным блюдом многих обрядов. Предпочтение отдается традиционной выпечке, которую готовят ко всем календарным и семейным праздникам

22 ПМА, 1996, д. Коротай, Глазовский район УР.

23 ПМА, 1996. Антуганова Т.И., с. Ежево, Юкаменский район УР.

24 ПМА, 1991. д. Турчино, Юкаменский район УР.

25 ПМА, 1995. Сабрекова М.В, д. Шамардан, Юкаменский район УР.

26 ПМА, 1992. Шмелева Ф.С., д. Тылыс, Юкаменский район УР.

27 ПМА, 1997. Невоструева М.С., д. Жувам, Юкаменский район УР.

и обрядам. Хлеб является основным символом благополучия и процветания, подношения божествам и предкам во время молений. Архаичные по составу и форме изделия из муки сохраняются и в современной обрядовой культуре бесермян.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антуганов [Инициалы неизвестны]. Бесерманьёс [Бесермяне]. 1920-е годы // Научно-отраслевой архив

УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. 2Н. Д. 391.

2. Воронина Т.А. Традиции хлебопечения у разных народов мира. Краткий очерк // Хлеб в народной культуре.

Этнографические очерки. М., 2004.

3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.

4. Ганицкая О.А. Польские народные фигурные кондитерские изделия // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1972. Вып. 28: Из культурного наследия народов России.

5. Гвоздикова Л. С. Мелкие изделия из теста в русском свадебном обряде конца XIX – начала XX в. (Виды,

термины, функции) // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1982. Вып. 38: Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР.

6. Зеленин Д.К. Где празднуют святки дважды в году? // Природа и люди. 1910. № 8.

7. Мокшин Н.Ф., Мокшина Ю.Н. Хлеб в обрядовой жизни мордвы // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

8. Онучина Т.А. Вырезной архангельский пряник в системе северного обрядового печения // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

9. Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX – 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998.

10. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004.

11. Попова Е.В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011.

12. Тепляшина Т.И. Язык бесермян. М., 1970.

13. Травина И.К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964.

14. Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. Ижевск, 1991.

15. Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

16. Чагин Г.Н. Хлеб в питании и обрядах русских крестьян Верхокамья в XIX – начале ХХ века // Хлеб в народной культуре. Этнографические очерки. М., 2004.

17. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XV–XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957.

18. Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben I: Lieder, Gebete und Zaubersprüche. Helsingfors, 1893.

Поступила в редакцию 25.06.12

Bread as ritual food and symbol in the customs by Besermyan

The article is devoted the bread in beliefs, customs and ritual culture by Besermyan. Bread is one of the most important components of the Besermyan customs and it is a symbol of happiness and prosperity. The article is based on fieldwork conducted among the Besermyan (a small ethnic group in North-West Udmurtia).

Keywords: ritual bread, beliefs, customs, Besermyan.

Попова Елена Васильевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Удмуртский институт истории, языка и литературы

426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4

candidate of history, senior scientific associate

The Udmurt Institute of History, Language and Literature in the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov st., 4

УДК 930.2(091):792(045)

А.Н. Яговкина

Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 5 История и филология. Выпуск 3, 2012)

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для в , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – части просфоры, из которой на был извлечён . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие .

, – говорит святой , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

А́ртос (от греч. ἄρτος - хлеб) - большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на , перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Как хранить освящённый хлеб?

Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook