Сенсорная депривация приводит к нарушению. Положительные и отрицательные стороны депривации сна

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

Когда человек лишен самых необходимых жизненных потребностей, то он впадает в состояние депривации. Попробуем разобраться, как реагирует на такие лишения организм человека.

Депривация - это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей. Кто-то вкладывает в это понятие и обычные жизненные потребности, однако, пожалуй, это является не совсем корректным. Если человек проводил много времени перед компьютером в интернете и был лишен этого на несколько дней, его состояние не только не ухудшится, а еще и улучшится. Так как это приобретенная потребность, она не является глубинной и не может считаться жизненно необходимой.

Существует много видов депривации, рассмотрим наиболее распространенные.

Виды депривации

  • Сенсорная депривация . Это полное или частичное лишение одного (или более) органов чувств внешней стимуляции. Это может быть, например, послеоперационная повязка на глаза или затычки для ушей. Короткая сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, и , тогда как длительная приводит к катастрофическим последствиям.
  • Социальная депривация . Отсутствие возможности или желания индивида общаться с другими людьми. Такая депривация может быть добровольной (уход в горы или пещеру, помещение себя в бочку) и вынужденной (например, помещение человека в одиночную тюремную камеру). У человека развиваются многие болезни и психотические расстройства.
  • Депривация сна . Полное или частичное удовлетворение потребности во - как результат его расстройства, осознанного выбора или принудительно (при допросах и пытках). Первый признак депривации сна - галлюцинации. И если на первых порах человек понимает, что галлюционирует, то через какое-то время верит происходящему. Пожалуй, это самый страшный вид депривации, его проявления касаются всего организма: ослабление иммунной системы, психоз, тремор конечностей, провалы в памяти и еще десятки других.
  • Эмоциональная депривация . Возникает, когда человек лишается эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Вследствие этого он лишается и своих собственных, сосредотачиваясь только на ограниченном количестве, что приводит к депрессии.
  • Материнская депривация . Полное или частичное и при этом прохладное отношение матери к собственному ребенку. Если мать оставляет ребенка на короткое время, тот может находить причины этому, но когда мать исчезает из жизни ребенка на долгие периоды, ситуация становится хуже. Ребенок может начать отставать в развитии, потерять аппетит, стать склонным к апатии, а потом и к .
  • Двигательная депривация . Такой вид депривации также связан с ребенком. Ограничение пространства для движения приводит к тому, что ребенок проявляет сильное беспокойство и с трудом засыпает.

Также следует сказать, что депривация может быть как явной, так и скрытой. Явная очевидна сразу и диагноз могут поставить даже родственники, тогда как скрытая является крайне опасной. Внешне человек выглядит и ведет себя нормально, однако внутри него происходят процессы, которые и ему самому не очень понятны. Такой человек очень опасен, он может причинить фатальный вред себе или окружающим.

Последствия долгой депривации

Позитивные последствия найдены только в нетрадиционных методах лечения, поэтому сосредоточимся на негативных. Первым явным признаком депривации является агрессия. Она может быть внешней, что выражается в проявлении агрессии к внешнему миру - окружающих людях, животных, объектах. Внутренняя же агрессия выражается в суицидальных мыслях, самоповреждении (без мыслей о суициде), соматических болезнях. Пытаясь заглушить боль, человек склонен принимать наркотики и алкоголь, курить сигареты. Наиболее худшим результатом долгой депривации являются соматические болезни и в начальном виде это выражается в виде раздражительности, повышенной конфликтности, субдепрессии, бессоннице, а после чего все это выливается в опасные для жизни болезни - инсульте, астме, гипертонии, инфарктах.

В какой-то степени человеку и правда помогают наркотики и алкоголь, что позволяет заглушить эмоциональную боль. Агрессия направляется внутрь, когда человек лишен этих сомнительных «лекарств».

Что интересно, депривация может временно исчезать, когда подключается серьезная внешняя угроза, например, угроза жизни, война, тяжелые болезни. Эти внешние угрозы запускают механизмы выживания, переводят мысли в другую плоскость и позволяют вытеснить депривацию из организма.

Методы борьбы

Конечно, лучше всего предоставить человеку те блага, которых он был лишен, однако не все так просто. Во многих случаях требуется помощь психотерапевта, потому что длительная депривация могла нанести огранизму невероятный психический вред. В крайних случаях понадобится медикаментозное лечение. Также требуется высокая , потому что она запускает внутренние механизмы выживания. Подойдет и творческая деятельность, которая сама по себе обладает терапевтическим эффектом.

Крайне эффективны стимулы разной модальности (если это сенсорная депривация). Упражнения, игры, чтение, разнообразие в пище, . Для лечения социальной депривации подойдут социальные контакты с родственниками, друзьями, знакомыми. Сильнее всего от такого вида депривации страдают дети, которые еще неподготовлены проводить время без отца и матери. Ребенок должен понять и принять свою социальную роль, осознать свои цели и ценности (или хотя бы приобщиться к ним).

Посильную роль в развитии разных видов деприваций выполняют компьютерные игры. Безвредные и даже полезные в разумном количестве, при неограниченном объеме времени, проведенным за ними, с человеком могут происходить самые страшные вещи. Известен случай, когда подросток умер от голода, потому что провел около пяти суток за компьютером, при этом даже не осознавая, что нужно есть и что он этого хочет.

Помните, что в разумных дозах можно позволить себе практически все, даже депривацию любого вида.

А какие виды деприваций знаете вы? Оставляйте свои комментарии.

«Что будет , если мы отрежем все нити,

связывающие нас с внешним миром?

Если отключим все органы чувств?

Наедине с чем мы останемся?…»

Сенсорная депривация. Поиск Тишины

Ночь и Тишина… — лучшее время для размышлений. Начало сенсорной депривации

Кромешная Темнота… Безмолвная Тишина…Ощущение невесомости… Внешний мир не подает признаков своего существования… Я наедине со своим Я…В мире своего внутреннего Я, свободном от иллюзорной реальности Внешнего мира…В лабиринте собственных мыслей… Пытаясь поймать одну из них… Которая ответит на вопрос: Кто я ? Самый главный вопрос в моей жизни… выраженный множеством других: В чем смысл моего существования? Зачем я здесь? Для чего я послан сюда? А что за пределами этого мира? В чем Замысел Творца?

Кто же эти люди, для которых так важно остаться наедине с собственным Разумом, вслушиваясь в Тишину? Нет, это не просто тишина. Это ничто, пустота, отсутствие всего, это «молчание» Внешнего мира… вслушиваясь в которое начинает открываться противоположная его сторона – Метафизическое пространство. Эти люди каким-то внутренним знанием чувствуют его существование… И их задача раскрыть его, познать его законы и смыслы…

Так кто же они? Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделила их как обладателей Звукового вектора . Их всего 5%. Звуковики, единственные кто не идентифицирует себя с собственным телом, они отождествляют себя со своим внутренним Я, задача которого раскрыть законы мироздания и понять смысл собственного бытия в этом мире.

Ночь и Тишина – лучшее время для духовного поиска…

Самое комфортное время суток для Звуковичка – Ночь. В первобытной стае, когда все уже спали, он выполнял задачу ночного охранника: вслушивался в тишину — не хрустнула ли где-нибудь веточка под лапой леопарда? Звуковик слышит малейшие звуки. Его Эрогенная зона – Ухо – обладает повышенной чувствительностью по сравнению с другими людьми. Громкие крики, голоса, шум могут сильно травмировать его. Чем сильнее звук – тем больше он в попытке защититься замыкается внутри себя, чтобы оградиться от этого невыносимого вопля…

Именно в Тишине и Уединении Звуковик может сосредоточиться на собственных мыслях и родить Ответ на свой глубокий вопрос или Идею…В каждом из них живет Мудрец, пытающийся раскрыть загадки Вселенной. По сей день это так…

В поиске ответа на вечные вопросы мы ищем место, где внешний мир не отвлекает нас своим шумом и суетой… Легкое состояние сенсорной депривации

«Ти-ши-нааа», — сказал Звуковик сам себе как призыв к действию и пошел думать…

Он нашел местечко, где никто его не будет тревожить… на чердаке…

Была темная ночь… Он расположился на полу… предварительно захватив с собой свою потрепанную тетрадку (он всегда ее брал с собой, чтобы записывать ход своих мыслей)… Удобно расположившись на старом теплом пледе… задумчиво кинул взор в маленькое окошечко, через которое просачивался тусклый лунный свет… Небо было усеяно множеством горящих точек…

«Звезды…Что там за ними?… А ведь наша Вселенная всего лишь одна из бесконечного множества других вселенных… Все больше доказательств, что мы живем в Мультивселенной…Вчера на конференции группа астрономов обнародовала данные космического телескопа «Планк», который зафиксировал так называемый «темный поток». Это похоже на прилив движения целых скоплений галактик сквозь пространство, которое «прибавляется» к движению, вызванному расширением Вселенной. Что-то как будто «тащит» эти скопления в миллион километров в час в сторону созвездий Центавра и Паруса… Существует ли темный поток в реальности или это результат некорректной обработки данных? Но фактов становится все больше… Они указывают, что рядом может быть другая Вселенная, гравитация которой воздействует на нашу……» — понеслись его мысли в голове…

…и он провалился в глубину собственных размышлений, будто выключившись из этого мира: неподвижное тело, взгляд отрешенный …«в никуда», направленный в сторону неба… И только изредка он вздрагивал, возвращаясь откуда-то изнутри, и взахлеб начинал строчить записи в свою тетрадочку…

Сенсорная депривация – «эксперименты» звуковых ученых

Ночь…Тишина… Людская суета проваливается в ночной глубине… Все погружаются в сон… Все, и только для звуковика начинается время размышлений…

Что только эти «ночные сторожи» не напридумывают, чтобы обеспечить себе нужное им комфортное состояние для выполнения их видовой роли (задачи) на этой Земле… Недавно я наткнулась на одно такое «изобретение» американского ученого в области нейрофизиологии и психоанализа.

Джон Каннингем Лилли (6 января 1915 - 30 сентября 2001) - американский врач-психоаналитик, известный своими исследованиями природы сознания в условиях сенсорной депривации

Знакомьтесь, Джон Лилли – доктор медицинских наук, изучающий биофизику, нейроанатомию, биофизику, нейрофизиологию. Он посвятил многие годы изучению одиночества и изоляции в ограниченном пространстве.

Доктор медицинских наук описывает свои исследования, ставя эксперименты над собственным сознанием и работой мозга. Очень любопытным показался его опыт, где он изучал состояние мозга, лишая человека всех внешних стимулов, проходящих через конечные рецепторы его тела. Иными словами, предстояло изолировать испытуемого от всех внешних раздражителей, насколько это физически возможно, чтобы посмотреть результатирующее состояние. Ведь Человек остается один на один с собственным сознанием и бессознательным!

Звуковики – единственные, кто не ощущает свое тело… Они забывают пить и есть, и вспоминают об этом, только когда чувствуют слабость… Потому что их главная задача лежит вне физического мира – они познают внутри себя… Поэтому их так часто отвлекают раздражители внешней среды, от которых они всегда стремятся спрятаться, убегая в тихую ночь… И поэтому их трудовая деятельность начинается с глубокого вечера и продолжается все ночное время суток, а с утра им так трудно вставать…

Так вот, Джон Лили в поиске «бестелесного» состояния , комфортного для изучения собственного бессознательного, решил отключить все свои сенсоры, распознающие сигналы из окружающего мира.

Он в 1954 году решил провести свой первый опыт: погрузился в бассейн с водой. Она была соленоватой, чтобы поддерживать в ней нейтральное положение для уменьшения эффекта гравитации. Одновременно с этим он изолировал все источники звука (звуконепроницаемая комната) и, насколько возможно, отрезал все источники света. Чтобы убрать ощущения через кожу – он снял всю одежду и добился поддержания температуры воды в бассейне, при которой ее перестаешь чувствовать. Вода была стоячей, а при отсутствии движения потоков – она как бы «исчезает», ее перестаешь ощущать. Таким образом, он изолировал себя от ощущений через органы чувств: зрение, звук, осязание. Остается обоняние и вкус. По возможности исключил все запахи, и, естественно, ничего «вкусового» не держал во рту (хотя существуют специальные таблетки, которые на время лишают чувствительности эти 2 сенсора, но не будем здесь об этом). Маску для дыхания он разработал сам, которая бы закрывала всю его голову и плотно прилегала к шее, чтобы он мог свободно крутиться в воде, не боясь утонуть. Она была оснащена двумя дыхательными трубками, прикрепленными к специальным клапанам сбоку бассейна. Все это помогало без накопления углекислого газа и без истощения кислорода в организме спокойно отдаваться своей затее…

Приближаясь к «бестелесному» состоянию в полной тишине… начинается работа с внутренним самосознанием. Первые шаги к открытию Камер сенсорной депривации

После некоторой координации своего положения ученый все же смог погрузится в «иной мир». Эти переживания он позднее назвал «потерей чувствительности». Отсутствие стимулов извне начинает компенсироваться обострением сознания и увеличением чувствительности. Оставшись один на один с собой, концентрируясь на абсолютной тишине в кромешной тьме, не чувствуя свое тело, и полностью потеряв ощущение внешнего мира, ученый провел несколько часов, о чем в последствии постоянно вспоминает с восхищением и эйфорией.

Позже он описывает свой первый опыт так:

«Я прошел через состояние дремоты, состояние, похожее на транс, мистическое состояние. Я был полностью сконцентрирован… Я потратил часы, работая над своими собственными помехами, мешавшими мне понять самого себя в своем жизненном пути. Я проводил часы в концентрации и созерцании, не зная, что я делаю… »

А что же он действительно делал? Теперь мы с точностью можем ответить на этот вопрос!

Системно-векторная психология дает нам этот ответ. Он выполнял видовую роль звукового вектора — как и в первобытные времена, в поиске тревожного звука, по сей день в уже изменившемся времени и ландшафте – вслушиваясь в ночную тишину, звуковик раскрывает законы Мироздания, ищет смысл жизни и отвечает на вечные вопросы о существовании всего человечества. Он интроверт , и ему требуется изоляция для полного сосредоточения, которое позволит наработать необходимые нейронные связи, чтоб сформировалась так необходимая ему мысль, которая заполнит пустоту в его постоянном познании Вселенной…

То, что проделал Джон Лили позднее назвали Сенсорной депривацией.

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) — частичное или полное лишение чувствительности одного или более органов чувств от внешнего воздействия:

«Отключение» зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, температурных рецепторов и вестибулярного аппарата. Также к сенсорной депривации может относить ограничение подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Ученые в этой области считают, что сеансы сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению. Все хорошо в меру

Камеры сенсорной депривации – «бестелесное» изобретение звуковиков

Опыты Джона Лили послужили созданию Камеры сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемая емкость, куда не проникают запахи, где человек плавает в теплой солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела, что создает ощущение невесомости. Еще называют ее «флоутинг » капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности). В такой среде человек ощущает себя изолированным от стимулов окружающей среды

Здесь создаются условия, близкие к эмбриональным. Человек перестает воспринимать: где границы его физической оболочки и где начинается окружающее пространство – это дает ему ощущение «потери тела », полной свободы от него. Ничто извне не беспокоит, и он может глубоко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях, побыть наедине с собой в полной Тишине.

Джон Лилли называет это в своих книгах: «Войти в мир сознания, свободным от реальности «.

Эти камеры используются также для медитаций, йоги, расслабления, в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, коррекции личности и даже пыток и наказаний (но это для зрительных людей, для них одиночество и темнота – это ужасно страшно)

Оставшись наедине с самим собой, в беззвучной тишине, начинаешь слышать звук внутреннего голоса, погружаешься в мир мыслей, встречаешься с лабиринтами собственного бессознательного, являющегося лишь частью чего-то Целого… Всеобъемлющего Разума…

Сенсорная депривация — свобода от Внешнего мира в поиске самопознания

Разновидностью сенсорной депривации можно назвать и «Закрытые глаза, отрешенный взгляд, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество и затворничество», используемые для различных практик саморазвития и самопознания.

Для полноценного психического развития и функционирования человеку необходим приток различных стимулов: сенсорных, эмоциональных, когнитивных и др. Их дефицит приводит к неблагоприятным последствиям для психики.

Проблема депривации исторически изучалась применительно к детям, воспитывавшимся в учреждениях интернатного типа. Отставание в развитии таких детей, наблюдаемое по ряду параметров, связывалось в первую очередь с обедненностью эмоциональной среды вследствие недостатка общения с близким взрослым. Такая эмоциональная депривация считалась негативным фактором . Сегодня данное явление рассматривается гораздо шире.

С депривацией сталкиваются практически все люди, и намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Депрессии, неврозы, соматические заболевания, лишний вес… Нередко корни подобных проблем связаны с дефицитом ярких красок в жизни человека, недостатком эмоционального общения, информации и т. п. Но истинные причины нарушений зачастую остаются не выявленными.

Известно, что условием нормального психического развития является общение с людьми. Примеры «детей Маугли» подтверждают это. Но каковы последствия социальной изоляции для психики уже взрослого человека? Всегда ли депривация связана со специфическими, экстремальными ситуациями? Исследования показывают, что это явление гораздо более распространенное, чем представляется, особенно в условиях современного общества. С социальной депривацией могут сталкиваться люди, живущие в большом городе и имеющие множество социальных контактов.

Трудность распознавания депривации в том, что она часто носит скрытый характер, выступает под разными масками. В таких случаях употребляют даже специальный термин - «маскированная депривация». На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу и т. п. Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека.

Понимание феномена депривации позволяет лучше видеть источники многих психологических проблем и, следовательно, пути их решения.

Понятие сенсорной депривации

Сенсорная депривация - это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В известны несколько типов депривации :

1) сенсорная;
2) эмоциональная;
3) социальная.

Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям на , в нервных клетках.

Опытным путем доказано, что условия сенсорной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспринимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определенных образов и ощущений приводят к латеральному торможению коры головного мозга.

Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. Практическое целенаправленное изучение нервно-психической деятельности человека началось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной психологии были работы, проводимые под руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил зависимость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсорной депривации, когда активизируется воображение и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голода, изоляции, т. е. как защитный механизм от насильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления.

Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает постепенное развитие апатии, депрессии, торможения умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория). Также может происходить нарушение памяти, человек может испытывать гипнотические и трансовые состояния. Если воздействие сенсорной депривации не прекращается, то разрушительные процессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики человека от времени и условий сенсорной депривации .

Понятие депривации в специальной психологии означает определенное состояние человека, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обделенности вниманием и непонимания окружающим обществом. Существует два вида депривации.

Первый вид депривации описывает состояние людей, которые понимают и осознают причины создавшейся ситуации.

Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего одиночества.

Оба вида депривации сопровождаются сильным стремлением преодолеть состояние изолированности.

Понятие «социальная депривация» раскрывает стремление любого общества разграничить и оценить способности каждого человека или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, связанные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.

Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, статусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в обществе.

Чаще всего принципы определения социальной депривации являются законом общества, например, кастовая принадлежность в Индии. Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-таки обладают большими правами и полномочиями, чем женщины. Более люди имеют более широкие права и привилегии по сравнению с обычными людьми.

Социальная депривация является дополнением к экономическому статусу человека . Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.

Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образования, повышения по служебной лестнице и т. д.

У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психических процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке мышления, главным инструментом которого является речь.

Заключение

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, речь.

Так, есть данные о том, что заключенные после нескольких лет полной изоляции разучивались говорить или говорили с большим трудом; у моряков, находившихся длительное время в одиночестве на необитаемых островах, снижался уровень абстрактного мышления, ослабевала речевая функция, ухудшалась память.

Основная причина данного нарушения - отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки, в «снятом» виде в ведущих формах и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Как вы поняли, нельзя допускать состояния депривации. Этого сделать достаточно легко, просто быть активнее, больше двигаться, посещать новые места, вживую общаться с людьми и т.п. Тогда ваше психическое состояние будет в норме и вы сможете успешно развиваться и самореализоваться.

Список литературы

1. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2011.

2. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2012.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989; СПб.: Питер, 2012

С уважением,
Сергей Марченко

Создатель "СиРиОС" и сайт
Тренер по осознанной самореализации
Лайф-коуч, консультант, системотехник

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook