Рефлексивные игры и байесовы игры. Рефлексивные игры Роль и значение рефлексивных игр

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Итоговый отчёт о проделанной работе по реализации плана «Рефлексивный круг» в рамках социализации

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. (ФОТОГРАФИЯ С КОСМОСА)

«Рефлексивный круг» – это технология, которая позволяет развивать речь дошкольников, мысли детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы.

На ежедневных рефлексивных кругах в группах дошкольного возраста, воспитатель задает вопросы, на которые дети активно отвечают.

(ФОТО)

За время проведения ежедневных рефлексивных кругов в течение года, дети научились внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, не перебивать друг друга.

(ФОТО)

Дети научились пользоваться правилами, которые изображены на пиктограммах и находятся в каждой группе на уровне глаз детей.

(ФОТОГРАФИИ пиктограмм)

Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.

Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя, в данном случае круги проводились в группе на ковре. Для эффективности обсуждения во время кругов используем свечу, которая ставится в центр круга, и любой предмет, которую дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.

Так же рефлексивные круги проводятся после клубных часов. На этих кругах можно узнать и понять, что детям понравилось, и что не понравилось во время проведения клубного часа.

(ФОТО С КОСМОСА И ФОТО КРУГОВ)

Помимо запланированных, темы «Кругов рефлексии» определялись воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло какое-то событие.

В итоге к концу учебного года многие дети овладели навыками связной речи, умение излагать свои мысли. Сформированы навыки слушать друг друга. Большинство детей желает выразить свои чувства и переживания.

Сентябрь

Ситуация месяца «Мой детский сад»

п/п

Участники

Дата

проведения

4.09.2017

Кого мы называем друзьями? О каком друге ты мечтаешь?

18.09.2017

Какого цвета дружба?

Средние группы

11.09.2017

С кем я хотел бы дружить в группе? Как мы делим игрушки?

25.09.2017

Кто такой воспитатель?

Октябрь

Ситуация месяца «Моя Родина»

Старшие и подготовительные группы

4.10.2017

Насколько хорошо я знаю свой город? За что я люблю свой город?

18.10.2017

31.10.2017

Детская площадка в моем городе. Чем заняться в выходные? Любимое место в Москве моих родителей. И почему?

Средние группы

11.10.2017

А у нас во дворе? Детская площадка в моем городе.

25.10.2017

Куда я хожу с родителями?

Ноябрь

Ситуация месяца «Я – житель Земного шара»

п/п

Участники

Дата

Проведения

Старшие и подготовительные группы

8.11.2017

Какие страны я знаю? В какой стране хотел бы побывать?

22.11.2017

Как себя вести при встрече с иностранцем?

Средние группы

15.11.2017

Страна, где я живу.

29.11.2017

Мои любимые песни, игры, мультфильмы. Сказочная страна.

2017-18 уч. года)

Ситуация месяца «Новый год. Волшебные подарки»

Старшие и подготовительные группы

6.12.2017

Как и чем можно украсить елочку в Новый год? Моё новогоднее желание. Что такое чудо?

20.12.2017

Как нужно вести себя на утренниках? Как организовать свой досуг?

10.01.2018

Как помочь птицам зимой?

Младшие и

средние группы

6.12.2017

Как и чем можно украсить елочку в Новый год?

Моё новогоднее желание.

20.12.2017

Как нужно вести себя на утренниках?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Мальчики и девочки»

п/п

Участники

Дата

проведения

Старшие и подготовительные группы

24.01.2018

Кто такая девочка? Кто такой мальчик? Различие признаков.

7.02.2018

Что влияет на наше настроение?

Средние группы

31.01.2018

Зачем мы питаемся?

14.01.2018

Какие добрые поступки можно сделать по отношению к мальчикам?

Какие добрые поступки можно сделать по отношению к девочкам?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Моя семья. Мои корни»

Старшие и подготовительные группы

21.02.2018

Что такое семья?

28.02.2018

За что я люблю свою семью?

7.03.2018

Кем работают родители?

Средние группы

28.02.2018

Что значит дружная семья?

14.03.2018

Кто живёт с тобой дома?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Весна красна»

п/п

Участники

Дата

проведения

Старшие и подготовительные группы

21.03.2018

Какие происходят изменения в природе весной?

4.04.2018

Что происходит весной с деревьями?

Средние группы

Старшие и подготовительные группы

10.04.2018

Что мы знаем о космосе?

18.04.2018

Что мы знаем о планете Земля?

Средние группы

11.04.2018

Кто первый космонавт?

25.04.2018

Планета, на которой мы живём. 8.05.2018

Великий праздник «День Победы».Какая наша Родина – Россия?

23.05.2018

Какая наша Родина – Россия?

Средние группы

2.05.2018

Что ты знаешь о празднике «Великой победы»?

16.05.2018

Кто мы жители страны России?

Итог «Рефлексивных кругов» за год:

Дети умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Умеют вести диалог, при этом используют различные средства выразительности. Дети внимательно слушают друг друга и понимают.


Полина Астанакулова
Игры для детей 5–7 лет. Рефлексивные круги «Тайна моего Я»

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КРУГИ

«ТАЙНА МОЕГО Я »

«Я и другие» .

Цель :

1. Развивать уверенность в себе, умение высказывать своё мнение, способность внимательно выслушивать своих товарищей.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Материал : Клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у воспитателя клубок ниток. Воспитатель : Давайте узнаем, что вы больше всего любите. Звучит музыка и воспитатель говорит, что я люблю гулять в лесу. Затем передает клубок ребёнку и каждый высказывает своё мнение, потом клубок возвращается к воспитателю. Получилась вот такая паутинка. Паутинка сплела нас в единое целое. Теперь мы с вами едины. Она очень тонкая и в любой момент может разорваться. Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог поссорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины (паутинку сматывают в клубок) .

«Я глазами других» .

Цель : Дать детям представления об индивидуальности. Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами : «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я” » .

Цель : Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник со свечей, спички, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у педагога клубок ниток. Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример : чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели» .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Содержание : дети сидят в кругу . Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают)

Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . (Дети заканчивают предложения) . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я» »

Цель : создание положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые) ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : игра помогает запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : развитие воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

«Я в будущем»

Цель : развитие групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!

Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г.
Рефлексивные игры
М.: СИНТЕГ, 2003.- 160 с.

Материалы предоставлены сайтом "Теория управления организационными системами "

Аннотация

Монография посвящена обсуждению современных подходов к математическому моделированию рефлексии. Авторы вводят в рассмотрение новый класс теоретико-игровых моделей - рефлексивные игры, описывающие взаимодействие субъектов (агентов), принимающих решения на основании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д.

Анализ поведения фантомных агентов, существующих в представлениях других реальных или фантомных агентов, и свойств информационной структуры, отражающей взаимную информированность реальных и фантомных агентов, позволяет предложить в качестве решения рефлексивной игры информационное равновесие, которое является обобщением ряда известных концепций равновесия в некооперативных играх.

Рефлексивные игры дают возможность:

Моделировать поведение рефлексирующих субъектов;
- исследовать зависимость выигрышей агентов от рангов их рефлексии;
- ставить и решать задачи рефлексивного управления;
- единообразно описывать многие явления, связанные с рефлексией: скрытое управление, информационное управление через СМИ, рефлексию в психологии, художественных произведениях и др.

Книга адресована специалистам в области математического моделирования и управления социально-экономическими системами, а также студентам вузов и аспирантам.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Информация в принятии решений
1.1. Индивидуальное принятие решений: модель рационального поведения
1.2. Интерактивное принятие решений: игры и равновесия
1.3. Общие подходы к описанию информированности
ГЛАВА 2. Стратегическая рефлексия
2.1. Стратегическая рефлексия в играх двух лиц
2.2. Рефлексия в биматричных играх
2.3. Ограниченность ранга рефлексии
ГЛАВА 3. Информационная рефлексия
3.1. Информационная рефлексия в играх двух лиц
3.2. Информационная структура игры
3.3. Информационное равновесие
3.4. Граф рефлексивной игры
3.5. Регулярные структуры информированности
3.6. Ранг рефлексии и информационное равновесие
3.7. Рефлексивное управление
ГЛАВА 4. Прикладные модели рефлексивных игр
4.1. Скрытое управление
4.2. СМИ и информационное управление
4.3. Рефлексия в психологии
4.3.1. Психология шахматного творчества
4.3.2. Трансакционный анализ
4.3.3. Окно Джохари
4.3.4. Модель этического выбора
4.4. Рефлексия в художественных произведениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Электронная версия книги: [Скачать, PDF, 29 стр., 250 Кбайт ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Волшебный ключ»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Говори или действуй»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Чистая доска»

Игра «Волшебный ключ»

Цели:

    сплочение коллектива .

Целевая аудитория: обучающиеся 7-11 классов, педагоги, родители.

Формируемые УУД:

Содержание

Нужно взять обычный ключ и привязать его к концу очень длинной верёвки. Дети становятся в круг и по очереди пропускают ключ с верёвкой через верх одежды (запускается через горловину кофты и вытягивается через низ). Таким образом, они все перевязываются между собой. Ведущий даёт указания, которые все должны одновременно выполнять – прыгать, приседать, топать и т.п. После того как настроение участников заметно улучшится необходимо поочерёдно размотаться. После можно повесить ключ на видном месте в классе, с надписью «ключ, который открыл нас друг другу».

Игру лучше проводить перед перерывом или после монотонной работы, так как игра вызывает эмоциональный подъем.

Игра «Блеф-клуб»

Цели:

    форми­ рование общеинтеллектуальных умений;

    повышение творческо-поисковой активности детей .

Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов.

Формируемые УУД: предметные, личностные.

Содержание

Может проводиться на разных этапах урока или занятий внеурочной деятельности. Для игры необходимо подготовить вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…?»
Примеры вопросов по истории:
1. Верите ли вы, что славяне, когда рубили дерево, просили у него прощения и «кормили» его, оставляя еду на пеньках? +
2. Верите ли вы, что в древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был бы недействительным? +
3. Верите ли вы, что Владимир Мономах был внуком киевского князя и испанской королевы? -
Вопросы готовит сам учитель или поручает сделать это учащимся.

Игра «Чистая доска»

Цели:

    создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей детей;

    организация мыслительной деятельности, формирование творческого мышления;

    умение общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов.

Формируемые УУД: познавательные, личностные, коммуникативные.

Содержание

По материалу изучаемой темы учитель составляет и вывешивает на доску вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. При изучении нового материала (рассказа учителя, презентации, просмотра видеофрагмента, сообщения учащегося и т.д.) ученики участвуют в игре, отвечая на поставленные вопросы. Если ученики правильно отвечают на вопрос, он снимается с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой.

Задания и вопросы следует составлять с учётом возрастных особенностей.

Игра «Говори или действуй»

(вариация «бутылочки»)

Цели:

    снятие эмоциональной напряжённости;

    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других;

    сплочение коллектива .

Целевая аудитория: обучающиеся 7-11, педагоги, родители.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Содержание

Дети садятся в круг, посередине кладётся бутылка. С помощью жеребьёвки выбирается первый участник, который крутит бутылочку. Он задаёт любой вопрос тому, на кого указало горлышко бутылки. Тот должен ответить на вопрос правду или выполнить заданное первым участником задание. Интерес в том, что участник не знает ни вопроса, ни задания. Сначала нужно сказать: «говори или действуй». Если участник, услышав вопрос, не хочет на него отвечать, то ему дают два задания или он выбывает (не рекомендуется).

Задания и вопросы следует составлять с учётом возрастных особенностей и поставленных задач занятия.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Волна»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Секрет»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«
Коробка переживаний»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«
Передай по кругу»

Игра «Секрет»

Цели:

    формировать желание общаться со сверстниками;

    преодолевать застенчивость;

    находить различные способы для достижения своей цели.

Целевая аудитория: младший школьный возраст.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и т.д. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть и т.д.).

При возникновении затруднений ведущий может сам помочь придумать способы уговаривания.

Игра «Волна»

Цели:

    учить концентрировать внимание;

    управлять своим поведением.

Целевая аудитория: м ладший школьный возраст.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным. Ведущий даёт команду «Штиль!». Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!».

Для усиления эмоционального воздействия предварительно можно побеседовать о художниках - маринистах, показать репродукции картин Айвазовского.

Игра «Передай по кругу»

Цели:

    способствовать формированию дружного коллектива;

    учить действовать согласованно;

    развивать координацию движений и воображение.

Целевая аудитория: младший школьный возраст.

Формируемые УУД: личностные,

Дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку и т.д. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать). Участники игры эмоционально берут и передают названный предмет.

С детьми старшего возраста можно играть, не называя предмета.

Рефлексия

Что я чувствовал при получении воображаемого предмета ?

Игра «Коробка переживаний»

Цели:

    снятие психологического напряжения;

    развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Целевая аудитория: младший школьный возраст.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные.

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания» . Коробка передаётся по кругу.

Рефлексия

Испытывали ли вы какие-то сложности, когда вы шептали в коробку свои обиды и огорчения? Какие?

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Точка зрения»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Комплименты»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Компетентность»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«
НИЛ»

Игра "Комплименты"

Цели:

    повышение чувства уверенности;

    эмоциональная разрядка.

Целевая аудитория: обучающиеся 5 – 6 классов.

Формируемые УУД: л ичностные, коммуникативные.

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).

Рефлексия

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплиментов? Какие?

Игра «Точка зрения»

(деловая игра)

Цели:

    саморегуляция;

Целевая аудитория:

Формируемые УУД:

Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающие ту или иную точку зрения; наблюдатели - учитель с несколькими помощниками. До игры учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Группы обсуждают свои аргументы, возможные контраргументы противников; вступают в диспут. Группа наблюдателей оценивает:

    Кто был логичнее?

    Кто более убедителен эмоционально?

    Кто допустил ошибки (по правилам ведения спора)?

Научно-исследовательская лаборатория -

«НИЛ», (деловая игра)

Цели:

    развитие логического мышления;

    поддержание интереса к предмету.

Целевая аудитория:

Формируемые УУД: коммуникативные,

Ведущий – учитель или специально подготовленный ученик; исследователи – группы учеников; приёмная комиссия – учитель с 2-3 учениками. Группы обсуждают предложенное задание, готовят доклад, мини-спектакль или плакат в виде решения задания, выбирают спикера, который будет представлять результат. Спикер выступает с докладом перед классом. Приёмная комиссия анализирует, принимает (или нет) решения. Если есть готовое решение, учитель может рассказать его классу.

Рефлексия:

Какой вариант решения понравился? Был наиболее удачным?

(А.Гин. «Приёмы педагогической техники»)

Игра «Компетентность»

(деловая игра)

Цели:

    саморегуляция;

    развитие умения работать в группе;

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Формируемые УУД:

Конкуренты – две команды учащихся. Наниматели – группа учеников, определяющая победителя (кого как бы нанимают на работу). Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы. Учитель задаёт тему, команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме (тип заданий регламентируется учителем). Соперники отвечают, если не справляются, хозяева вопроса сами на него отвечают. Наниматели по 5-бальной системе оценивают каждое задание, по 10-бальной – каждый ответ. В конце наниматели совещаются и выносят решение – кто принят на работу.

(А.Гин. «Приёмы педагогической техники»)

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Синквейн»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Компетентность - 2»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Наоборот»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Генераторы-критики»

Игра «Компетентность - 2»

(деловая игра)

Цели:

    саморегуляция;

    развитие умения работать в группе;

    коллективизм;

    развитие логического мышления.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Формируемые УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тема игры известна заранее. Группы готовят пакет из 5 заданий и обмениваются ими с соперниками на игре. За отведённое время команды решают задания. На поставленные вопросы отвечает тот из команды, кого выбирают соперники. Жюри – 3 учащихся, оценивающих по 5-бальной системе заданный вопрос, по 10-бальной – ответы команд. Учитель выступает арбитром, наблюдает за правильностью ведения игры.

(А.Гин. «Приёмы педагогической техники»)

Игра «Синквейн»

Цели:

    саморегуляция;

    развитие внимания;

    развитие логического мышления.

Целевая аудитория: учащиеся.

Формируемые УУД:

Играть можно как в команде, так и в парах. Синквейн составляется из пяти строк. Задаётся тема. На первой строке записывается существительное (ключевое) к изучаемой теме, на второй строке – 2 прилагательных, которые либо ассоциируются с этим словом, либо подходят ему; третья – три глагола, тоже подходящие к ключевому слову, отражающие смысл темы; четвёртая строка – основная мысль или фраза, предложение о ключевом слове, пятая – слово-синоним или ассоциация к ключевому слову. Побеждает команда с наиболее удачным синквейном.

Игра «Генераторы-критики»

Цели:

    развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

    развитие навыков уверенного поведения;

    саморегуляция;

    поддержание интереса к изучаемой теме.

Целевая аудитория: учащиеся, родители, педагоги.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.

Аудитория делится на 2 группы – генераторов и критиков. По предложенной теме (проблеме) генераторы выдвигают идеи для решения поставленной задачи, критики находят ошибки и «слабые места». В качестве жюри выступает учитель или 2-3 учащихся. В ходе игры генераторы и критики меняются ролями.

Рефлексия:

Какие идеи оказались наиболее удачными? Какие – необычными?

Игра «Наоборот»

Цели:

Развитие внимания;

Целевая аудитория: учащиеся.

Формируемые УУД: к

Содержание

Учитель даёт детям различные команды, дети должны выполнять противоположные им. Например, на команду «Сесть!» надо встать, по команде «Говорить!» - молчать и т.д.

Рефлексия:

Какие команды понравилось выполнять? Какие дались с трудом?

(С.Гин «Мир логики»)

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Вопрошайка»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Цепочка»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Чем отличается?»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Птица, рыба»

Игра «Цепочка»

Цели:

Развитие внимания;

Снижение эмоционального напряжения;

Целевая аудитория: учащиеся.

Формируемые УУД:

Содержание

Класс делится на группы (можно – пары). Учитель называет ряд слов: «Апельсин – носорог – гном – мороженое – енот…» - и предлагает детям обнаружить закономерность построения следующего ряда (каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего) и продолжить его дальше. Побеждает команда, без ошибок и пауз продолжившая цепочку.

(С.Гин «Мир логики»)

Игра «Вопрошайка»

Цели:

Развитие внимания;

Снижение эмоционального напряжения;

Развитие речи;

Развитие умения работать в группе.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Формируемые УУД:

Класс делится на группы. Задание: придумать как можно больше вопросов по сюжетной картине (одинаковой для всех групп - картина на доске). После подсчёта количества вопросов в группах и подведения итогов предлагается придумать ответы на самые интересные, необычные вопросы.

Рефлексия:

Какие вопросы оказались самыми интересными, необычными? Какие ответы самыми оригинальными (весёлыми, необычными)?

(С.Гин «Мир логики»)

Игра «Птица, рыба»

Цели:

Развитие внимания;

Снижение эмоционального напряжения;

Развитие речи;

Развитие логического мышления.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Дети цепочкой по очереди называют по одному слову: первый – название птицы, второй – рыбы, третий – снова птицы и т.д. Игра может происходить на выбывание: ученик, повторивший ранее сказанное слово или перепутавший тему ответа, выбывает из игры. Можно проводить игру в виде соревнования между командами.

Рефлексия:

По каким признакам отличаем эти группы животных? Каких редких птиц (рыб) назвали?

(С.Гин «Мир логики»)

Игра «Чем отличается?»

(игра-дискуссия)

Цели:

Развитие внимания;

Развитие логического мышления;

Развитие речи;

Развитие умения работать в группах.

Целевая аудитория: учащиеся.

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные.

Играть можно в парах, группах или фронтально. Игра проходит по схеме: дети предлагают признак отличия, учитель (в старших классах – противоположная команда) даёт аргумент против этого признака. Например, тема «Чем отличается страус от человека?». Вариант дискуссии: Страус не разговаривает. – Значит, немой человек – это страус? У человека нет крыльев. - Значит, страус с обрезанными крыльями – человек?

(С.Гин «Мир логики»)

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Целое - часть»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Передай предмет»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Да» и «Нет»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«
Рассказчик»

Игра «Передай предмет»

Цели:

Развитие внимания;

Снижение эмоционального напряжения;

Развитие речи;

Развитие логического мышления.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Формируемые УУД: р егулятивные, личностные, познавательные.

Дети встают и из рук в руки по цепочке быстро передают какой-нибудь предмет, при этом называет один из его признаков. Кто не смог ответить или повторился – садится. Игра продолжается до тех пор, пока не «закончатся» признаки.

Рефлексия:

Все ли возможные признаки предмета были названы?

(С.Гин «Мир логики»)

Игра «Целое - часть»

Цели:

Развитие внимания;

Развитие скорости мышления;

Развитие логического мышления.

Целевая аудитория: у чащиеся начальных классов.

Формируемые УУД: п ознавательные, регулятивные, личностные.

Учитель называет предмет (понятие, явление – в зависимости от возраста учащихся), дети называют его часть. Например, книга – страница, стул – ножка, дерево – корень, гроза – дождь и т.д. Можно играть и группами, когда одна группа называет предмет, другая – его часть и наоборот.

Рефлексия:

Какую пару труднее всего было составить? Легче всего?

Игра «Рассказчик»

Цели:

Развитие внимания;

Развитие речи;

Развитие логического мышления.

Целевая аудитория: у чащиеся начальных классов.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Учитель предлагает рассказать какое-нибудь известное стихотворение «цепочкой»: каждый ученик произносит по одному слову. При этом нужно стараться рассказывать слитно и в одинаковом темпе (как будто рассказчик один). Игра проводится в виде соревнования между рядами.

Рефлексия:

У какой команды наиболее удачно получилось справиться с заданием?

Игра «Да» и «Нет»

Цели:

Развитие внимания;

Снижение эмоционального напряжения;

Развитие саморегуляции.

Целевая аудитория: у чащиеся начальных классов.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Учитель задаёт детям вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». При этом согласие нужно выражать кивком, несогласие – голосом (затем – наоборот). Вопросы должны быть достаточно простыми, и носить отстранённый характер. Например, «Сегодня среда?», «Сейчас светит солнце?» и т.п. Можно играть на выбывание.

Рефлексия:

Какие вопросы были самыми интересными?

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Какой я буду кошкой?»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Клубок»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»


Игра

«Земля, вода, воздух»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«
Отгадай задуманное»

Игра «Клубок»

Цели:

    развитие навыков общения;

    снятие эмоционального напряжения;

    сплочение коллектива.

Целевая аудитория:

Формируемые УУД:

Содержание

Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент.

Рефлексия

Что приятнее (сложнее) - делать комплименты, их получать или благодарить?

Игра «Какой я буду кошкой»

Цель :

    формирование творческой активности, эмпатии и чуткости.

Целевая аудитория: обучающиеся 5-11 классов.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Содержание

В ходе игры дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны?

Рефлексия

Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?

Игра «Отгадай задуманное»

Цель: развитие мышления: умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Целевая аудитория: обучающиеся, педагоги, родители.

Формируемые УУД: коммуникативные, личностные.

Содержание

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Вопросы следует составлять с учётом возрастных особенностей и поставленных задач занятия.

Игра «Земля, вода, воздух»

Цель: развитие рефлексии, творческой активности.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные.

Содержание

Разместить участников лучше всего в форме круга.

Вариант I .

Детям объясняется игровой смысл четырёх стихий. Если ведущий произносит слово «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут или растут на земле. Если он произносит слово «вода», то учащиеся называют представителей животного и растительного мира, обитающих под водой. Если говорит слово «ветер», то учащиеся кружатся. Если произносит слово «воздух», то ребята называют тех живых существ, которые могут обитать в воздухе. Отвечает тот, на кого укажет ведущий или кому передадут игрушку. Отвечать следует быстро - в течение 5 секунд. Ответы не должны повторяться.

Вариант II.

На каждую стихию даётся установка - выполнить то или иное задание. Например, если называется слово «воздух», учащиеся должны взмахивать руками, как птицы крыльями; если слово «земля» - двигаться как лягушка (заяц, слон, медведь и т. д.); если слово «вода» - изображать различные движения пловца; если слово «ветер» - дуть, как ветер, кружиться, качаться как деревья.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Пожарные на учении»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Ниточка и иголочка»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Воевода»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Повар и котята»

Игра «Ниточка и иголочка».

Цели:

Формирование сплочённости группы, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группового успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий;

Развить и сформировать в себе такие качества, как контактность, организованность и собранность, логика и сообразительность, быстрота реакции.

Формируемые УУД : коммуникативные, личностные.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-8 классов.

Содержание

В игре принимает участие весь класс. Лучшее место для её проведения - спортивная площадка или спортивный зал. Вначале по команде учителя выбираются «иголочки». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в игре, что от них что-то зависит. Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По команде ведущего начинается движение. Задача участников - не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» - не пересекаться с другими «иголочками». Направление движения произвольное, по пути могут встречаться препятствия.

Рефлексия

Выделить более крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку».

Игра «Пожарные на учении»

Цели:

Развивать у детей чувство коллективизма;

Умение выполнять движения по сигналу;

Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Целевая аудитория: у чащиеся.

Формируемые УУД: к оммуникативные, регулятивные, личностные.

Содержание

Игроки-дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

Контроль за соблюдением техники безопасности во время проведения игры.

Игра «Повар и котята»

Цели:

Упражнять детей в различных видах ходьбы или бега;

Развитие быстроты реакции, сноровки;

- умения ориентироваться на слово.

Целевая аудитория: учащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: к оммуникативные, регулятивные, личностные.

Содержание

Игроки по считалке выбирают повара, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не даёт схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается остановить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара.

Рекомендации

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Игра «Воевода»

Цели:

- упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча;

- умение согласовывать движение со словом;

- развивать внимание, ловкость.

Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: к оммуникативные, регулятивные, личностные.

Содержание

Игроки по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

- Катится яблоко в круг хоровода,

- Кто его поднял, тот воевода…

Ребёнок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

- Я сегодня воевода.

- Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладёт мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Рекомендации

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Найди и промолчи»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Найди,

где спрятано»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Волшебный стул»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Профессии»

Игра «Найди, где спрятано»

Цели:

- учить ориентироваться в комнате или на участке;

- выполнять действия по сигналу.

Целевая аудитория:

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные.

Содержание

Игроки стоят вдоль стены. Ведущий показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Ведущий предлагает игрокам отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Игра «Найди и промолчи»

Цели:

- учить ориентироваться в пространстве;

- воспитывать выдержку, смекалку.

Целевая аудитория: дошкольный и младший школьный возраст.

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные.

Содержание

Игрокам ведущий показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

Игра «Профессии»

Цели :

    развитие воображения;

    развитие наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные.

Содержание

Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию ведущего, весёлого и грустного художника, танцора, дирижёра, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии.

Рекомендации

Один ребёнок в паре показывает грустного человека, другой – весёлого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.

Игра «Волшебный стул»

Цели :

    способствовать повышению самооценки ребёнка;

    способствовать улучшению взаимоотношений между детьми.

Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: к оммуникативные, личностные.

Содержание

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

Рекомендации

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Журналисты»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Продолжи сказку»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Лучший космонавт»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Угадай, кто я?»

Игра «Продолжи сказку»

Цели :

    способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений;

    побуждает детей фантазировать;

    развивает речь.

Целевая аудитория: младший школьный возраст .

Формируемые УУД: к оммуникативные, личностные.

Содержание

Сочиняем сказку, а затем снимаем фильм – продолжение сказки. Заранее распределяем между детьми роли сценаристов, режиссёра, актёров и т.д. В процессе сочинения сказки, учащиеся могут предлагать новых действующих героев, поэтому развитие сюжета в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.

Каждый свободен в выборе своей стратегии поведения, которая только изначально имела установку на определённые ограничения, определяющие образ персонажа, которого предстоит играть, и правила игры.

Игра «Журналисты»

Цели :

    формирование адекватной самооценки;

    развитие творческой активности;

    сплочение участников группы.

Целевая аудитория: ученики 5-11 классов .

Формируемые УУД: к оммуникативные, личностные.

Содержание

Мы выбираем главного редактора журнала, класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме.

Журнал называем по теме урока или занятия, например, « Красная книга России».

Задача учеников - журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». На последнем этапе - обсуждение получившегося журнала, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.

Первоначально учащихся нужно познакомить с правилами необходимыми для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс;

чтобы в каждую группу входили учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам.

Игра «Угадай, кто я?»

Цели :

    развитие рефлексии и самосознания;

    творческой активности, эмпатии и чуткости.

Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: к оммуникативные, личностные.

Содержание

Дети получают задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя, художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их одноклассник. Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам задание?

Рекомендации

Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма, декорации. После окончания игры, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.

Игра «Лучший космонавт»

Цель: игра помогает детям научиться оценивать и ценить работу товарищей, поддерживает желание ребёнка узнать что-то новое.

Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: познавательные, к оммуникативные, личностные.

Содержание

Учитель/ведущий рисует на доске 10 ракет с разными номерами. Вызывается сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет».

Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Рекомендации

Можно использовать на разных уроках и занятиях, изменив примеры на другие виды заданий.

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Картотека игр

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Стрельба по мишеням»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Зоологическое домино»

МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра

«Кто Я?»

Игра «Стрельба по мишеням»

Цель : игра помогает детям научиться оценивать и ценить работу товарищей, поддерживает желание ребёнка узнать что-то новое, развивает меткость.

Целевая аудитория: ученики 2-6 классов .

Формируемые УУД: к оммуникативные, личностные, регулятивные.

Содержание

Работа парами (взаимооценка). Каждый ребёнок получает бланк для работы, на обороте записывает своё имя и рисует три линеечки для оценки. Правила игры показывает учитель с кем-то из учащихся на доске. Ребёнок – стрелок берёт мел и ставит его к точке «пистолет». Учитель-командир командует: «Готовься – прицелился – пли!». При слове «пли» стрелок ведёт линию к мишени. Учитель оценивает результат так: стреляешь метко, то пуля должна лететь в мишень прямо и быстро. 2-ая попытка. Пары должны были договориться, кто стреляет первым. Рекомендации

Игра начинается и заканчивается по звонку. Командир оценивает «стрельбу» по критериям «меткость», «скорость», ровно ли летела пуля. Командир ставит оценку на листочке стрелка. Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пожимает ему руку.

Составители

    Бровкина Л.А.,

    Григорьева Е.А., учитель физики МАОУ «Белоярская СОШ №1»

    Ежова Н.А.,

    Крюкова Е.М., педагог-организатор МАОУ «Белоярская СОШ №1»

    Филимонова М.И., учитель математики МАОУ «Белоярская СОШ №1»

    Хамитова А.Г., учитель начальных классов МАОУ «Белоярская СОШ №1»

    Шнайдер А.В., учитель начальных классов МАОУ «Белоярская СОШ №1»

    Юрина Л.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Игра «Кто Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, употребление прилагательных.

Целевая аудитория: у чащиеся 5-8 классов.

Формируемые УУД: личностные.

Содержание

1. Настройка на занятие. Каждый ученик получает картинки с символическим изображением своего настроения – радостный человечек, нейтральный, грустный. В заранее подготовленную коробочку каждый опускает человечка с тем настроением, которое ему соответствует на начало урока. Учитель открывает коробочку и сообщает с каким настроением пришли большинство ребят. Если настроение грустное, выясняет что случилось. Настраивает на положительный лад. 2. Делаем комплименты. Каждый ученик делает комплимент соседу – хорошо выглядит, красивая кофточка и т.д. 3. Самоанализ. Кто я? Каждый записывает (с опорой на заранее подготовленный список слов, которые могут пригодиться учащимся – весёлый, смелый, робкий, остроумный, задиристый, справедливый и т.д.). Каждый ученик, не показывая свой листочек, выходит к доске, садится на стул и слушает мнения одноклассников о себе. Сколько совпадений – столько баллов.

Игра «Зоологическое домино»

Цель: закрепление знаний школьников о диких и домашних животных; воспитание сообразительности и внимания. Целевая аудитория: у чащиеся 1-5 классов.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные .

Содержание Игровое правило заключается в том, кто первым положит все свои карточки, тот и считается победителем. Игровые действия сочетают в себе внимательность, умение не пропускать ход, вовремя класть свою карточку. Ход игры . На карточках изображены дикие и домашние животные. Испытуемые поделены на микрокоманды (по 4 человека). Карточки разложены изображением вниз. Младшим школьникам предлагалось отсчитать по 6 карточек. Затем учитель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Рекомендации

Если нужной картинки нет, то ребёнок пропускает ход. Если кто-то из играющих остаётся без карточек, он считается победителем в игре. Игра повторяется, но при этом перемещаются карточки и раздаются другие карточки-полотна .

Для поиска решения биматричной игры может быть использована игровая модель в виде так называемой рефлексивной игры , т.е. игры, в которой игрок моделирует поведение соперника.

Рассмотрим рефлексивную игру на примере приведенной выше игры «конкурирующие фирмы» (см. табл. 4.3) в предположении, что игрок А моделирует поведение (выбор) игрокаВ . Соответствующая матрица игрыG (24) представлена табл. 4.5.

Таблица 4.22

B j

A i

В 4 –

У игрока В (в отличие от табл. 4.3) добавились еще две «предполагаемые» стратегии –В 3 + – отвечать той же по номеру стратегией, что выбрал игрокА , иВ 4 – отвечать противоположной стратегией.

Доказано, что в рефлексивной игре выигрывает тот игрок, у которого ранг рефлексии на единицу больше, чем у соперника. Если ранг рефлексии отличается больше, чем на единицу, то исход игры не ясен.

    1. Практический пример

Пусть имеется фирма, состоящая из двух отделов – производственного (П), в задачу которого входит производство некоторого товара, и транспортного (Т), который должен доставить произведенный товар потребителю. Известно, что доход отдела П от выпуска продукции в объеме одной машины равен a денежных единиц, затраты отдела Т на отправку потребителю одной машины с грузом равенc денежных единиц, а затраты на хранение на складе невывезенной продукции в объеме одной машины составляютb денежных единиц и делятся поровну между отделами П и Т.

Пусть также известно, что в интересующий период времени (например за рабочий день) отдел П может произвести продукции в объеме 5 или 10 машин, а отдел Т для ее перевозки выделить малую автоколонну (4 машины), большую автоколонну (7 машин), две малые автоколонны (8 машин) или одну большую и одну малую автоколонны (11 машин).

Моделью описанной ситуации может быть биматричная игра, представленная табл. 4.6.

Таблица 4.23

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

(4a – b / 2;4c – b / 2)

(5a ;7c )

(5a ;8c )

(5a ;11c )

П 2 (10 машин)

(4a – 3b ; 4c – 3b )

(7a – 1,5b ; 7c – 1,5b )

(8a – b ;8c – b )

(10a ;11c )

Необходимо дать рекомендации руководителю отдела П о наиболее выгодном для него объеме производимой продукции (т.е. о выборе стратегии П 1 или П 2), учитывая, что отдел П заинтересован в максимизации своего дохода, а отдел Т – в минимизации своих затрат.

Для получения численных результатов примем a = 10,b = 6,c = 2. Тогда табл. 4.6 примет вид табл.4.7.

Таблица 4.24

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

П 2 (10 машин)

Воспользуемся сначала методом максимина, ориентирующим руководителя отдела П на наиболее осторожное поведение. В этом случае оптимальной является стратегия П 1 , гарантирующая отделу П доход в 37 денежных единиц (см. последний столбец табл. 4.7). Учитывая интересы отдела Т (как видно из табл. 4.7, минимальные затраты для Т будут при выборе стратегии Т 1), именно этот доход и будет получен отделом П.

Отметим, однако, что выбор стратегии П 1 вряд ли является наилучшим для отдела П. Так, если он выберет стратегию П 2 и сообщит о своем выборе руководителю отдела Т, то тот, руководствуясь интересами своего отдела, должен будет выбрать стратегии Т 3 или Т 4 , что гарантирует доход отдела П в 74 или 100 денежных единиц. Более того, можно «стимулировать» отдел Т на выбор стратегии Т 4 , поделившись с ним в этом случае частью дохода, например в 10 денежных единиц (при этом доход отдела П составит 90 денежных единиц, а затраты отдела Т – всего 12 единиц). Именно так скооперировано и рекомендуется действовать руководителю отдела П.

Изменим несколько исходную ситуацию, повысив стоимость хранения не вывезенной продукции: a = 10,b = 10,c = 2. Получим соответствующую таблицу табл. 4.8.

Таблица 4.25

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

П 2 (10 машин)

Хотя в этом случае минимально возможный доход для отдела П при выборе стратегии П 1 в 3,5 раза больше, чем при выборе стратегии П 2 (35 и 10 соответственно),однако и в этом случае лучше выбрать стратегию П 2 , проинформировав о своем решении руководителя отдела Т. Тот, руководствуясь интересами своего отдела, должен будет выбрать стратегию Т 4 (соответствующую минимальным затратам отдела Т), что гарантирует доход отдела П в 100 денежных единиц. Заметим, что в этой ситуации в «стимулировании» отдела Т нет необходимости.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook