Речевая карта безруковой форма 1. Речевые карты
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)
Фамилия, имя, возраст
Школа класс 1
Домашний адрес
18.09
Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,
Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.
Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.
(строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.
В) ^
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;
различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
Г) темп и внятность речи:
12. ^
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:
Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;
4-й? - а.
Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.
Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?
Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;
2-й - ? - га.
Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:
воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);
воспроизводит только отдельные печатные буквы.
а) уровень овладения техникой чтения
называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);
называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;
читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.
^ 15. Проявление заикания:
А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):
Б) сформированность языковых средств:
В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):
Г) адаптация к условиям общения:
^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.
Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).
Логопедический пункт
при общеобразовательной школе №
^ РЕЧЕВАЯ КАРТА
(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)
Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет
Школа № 1 класс 1
Дом. адрес
Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.
Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
Состояние слуха проверяется при необходимости.
Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.
^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.
^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.
Грамматический строй: типы употребляемых предложений,
Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись
Беседы и связного высказывания):
^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
На деревьев появились первые листочки.
Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...
Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-
лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
^ Произношение и различение звуков:
произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;
различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».
Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
Чтение:
знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
знает все буквы, но не читает;
читает слоги и односложные слова;
читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;
основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
испытывает некоторые затруднения.
А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);
Б) сформированность языковых средств;
В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);
Г) адаптация к условиям общения.
Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.
Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).
РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1. Фамилия, имя ___
2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ___________
3. Адрес ____________________________________________________ _____________________
4. Сведения о родителях: Мать_______
Отец______________________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопункт______________________________________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку____________________________
5. Заключение психиатра __________________________________________________________
6. Заключение окулиста ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7.Состояние общей моторики_________________________________________________________
8.Состояние мелкой моторики________________________________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата:
губы: _______________________________________________________________________
зубы: _______________________________________________________________________
твёрдое нёбо: ________________________________________________________________
мягкое нёбо: ________________________________________________________________
прикус: ___________________________________________________________________
язык: _____________________________________________________________________
Серия №-1 – Исследование звукопроизношения. (Максимально - 100 баллов).
1. Исследование состояния звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).
Инструкция: повторяй за мной предложения.
Собака ест мясо._________________________________________________________________
Сима и Сеня весело смеялись._____________________________________________________
У Зои заболели зубы._____________________________________________________________
У Зины зимой зябнет нос._________________________________________________________
Курица с цыплятами около колодца.________________________________________________
У Маши новая шуба и шапка._____________________________________________________
Жук жужжит.___________________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка.___________________________________________________________
Девочки и мальчики скачут как мячики.___________________________________________
Лампа упала со стола.____________________________________________________________
Лида и Лена гуляли на улице.______________________________________________________
У Раи на руке рана.______________________________________________________________
Рита с Риммой варят рис._________________________________________________________
Яша ел сладкие яблоки. Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. ______________________________________________________________________
Катя кладёт кубики в пакет._______________________________________________________
Гена купил книги в магазине.______________________________________________________
Тихон покупает духи для мамы.____________________________________________________
Дина будет доктором.____________________________________________________________
У кота пушистый хвостик.________________________________________________________
Нарушения других звуков
Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. (Максимально – 50 баллов)
Инструкция: повтори.
[с - ш] У Саши шесть стёклышек.__________________________________________________
[з - ж] У Зои жёлтый зонт.________________________________________________________
[ш - ж] У кошки лежат ложки в лукошке.____________________________________________
[с - з] Соня отдала Зое зайку и сачок._______________________________________________
[сь - ч] У Сонечки семечки._______________________________________________________
[ть - ч] Надо чинить выключатель._________________________________________________
[ ч - щ] Часовщик чинит часы._____________________________________________________
[ч - ц] Чайка отличается от цапли.__________________________________________________
[ч - ш] Чебурашка пьёт из чашки.__________________________________________________
[с - ц] Лисица сцапала курицу._____________________________________________________
[щ -сь] У щуки усищи.____________________________________________________________
[л - р] Клава рвала спелые груши.__________________________________________________
[д – т, дь - ть] Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом.________________
[к - х] Катя на кухне. ____________________________________________________________
[в - ф] Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.__________________________________
[к - г] У Кати Гагариной короткие косы._____________________________________________
[ц - ть] Тиме в окошко светит солнце._______________________________________________
[ш - щ] У Миши Щукина хорошие товарищи.________________________________________
[б - п] Борин папа купил машину Победу.___________________________________________
Нарушения других звуков
Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
Серия №2 – Исследование фонематического слуха. (Максимально – 100 баллов).
1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).
Инструкция: послушай и повтори за мной слоги.
А: са – ша – са _____________ Б: за – за – жа – за__________________
ца – са - ца______________ ча – ча – ща – ча_________________
ба – па – па______________ ка – га – га – ка__________________
тя – ча – тя______________ па – пя – па – пя_________________
ра – ла – ра______________ ря – ля – ря – ря_________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
(Максимально - 20 баллов)
Инструкция: послушай и повтори за мной слова
день – тень____________________________________
мишка – миска_________________________________
бочка – почка__________________________________
кот – год – ход_________________________________
том – дом – ком___________________________________
Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. (Максимально - 20 баллов)
4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 20 баллов).
Инструкция: назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с].
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: назови в словах все звуки по порядку.
Мак, утка, кит, кошка, капуста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №3 – Исследование слоговой структуры. (Максимально – 100 баллов)
1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 25 баллов)
Инструкция: назови картинки.
Дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 35 баллов)
Инструкция: повтори за мной слова.
Строительство, серпантин, часовщик, репетиция, сквозняк, дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.
Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.__________________________________________
Регулировщик регулирует движение._______________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод._________________________________________________
Чистильщик чистит обувь.________________________________________________________
Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).
А. Инструкция: подели слова на слоги.
Кит, вишня, виноград, смородина.__________________________________________________
Б. Инструкция: подбери слова, состоящие из 1-го слога.__________________________________
__________________________________________________________________________________
В. Инструкция: подбери слова, состоящие из 2-х слогов.__________________________________
__________________________________________________________________________________
Г. Инструкция: подбери слова, состоящие из 3-х слогов.__________________________________
__________________________________________________________________________________
5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №4 – Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)
1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):
А. Предмет и его части:
Инструкция: назови предмет и части, из которых он состоит.
чайник ________________________________________________________________________
кукла__________________________________________________________________________
машина________________________________________________________________________
сапог__________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов.
Инструкция: объясни, что такое?
огород _________________________________________________________________________
подоконник_____________________________________________________________________
клумба ________________________________________________________________________
поезд __________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия:
Инструкция: послушай и назови одним словом.
яблоко, груша, банан_____________________________________________________________
олень, волк, барсук______________________________________________________________
берёза, дуб, осина________________________________________________________________
ручка, ластик, тетрадь____________________________________________________________
самолёт, такси, автобус___________________________________________________________
Инструкция: назови предметы, относящиеся к:
мебели_________________________________________________________________________
инструментам___________________________________________________________________
насекомым_____________________________________________________________________
обуви__________________________________________________________________________
грибам_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:
Инструкция: про что могу сказать?
Увлекательное__________________________________________________________________
Хорошее_______________________________________________________________________
Морозный______________________________________________________________________
Звонкая________________________________________________________________________
Холодное_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)
утка ___________________________________________________________________________
петух__________________________________________________________________________
гусь ___________________________________________________________________________
лошадь ________________________________________________________________________
ворона ________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция: скажи, кто как передвигается?
Лошадь________________________________________________________________________
Ворона_________________________________________________________________________
Рыба___________________________________________________________________________
Человек________________________________________________________________________
Черепаха_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)
Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)
осень (какая?)___________________________________________________________________
друзья (какие?)__________________________________________________________________
вечер (какой?) __________________________________________________________________
ведро (какое?) __________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)
Инструкция: скажи наоборот.
день, весна, мороз_______________________________________________________________
большой, низкий, широкий_______________________________________________________
сесть, говорить, ссориться________________________________________________________
расстегивать, входить, наливать___________________________________________________
темно, далеко, быстро____________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)
Инструкция: как сказать по-другому?
лётчик_________________________________________________________________________
шофёр_________________________________________________________________________
врач ___________________________________________________________________________
печальный _____________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №5. Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)
1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: назови ласково.
книга__________________________________________________________________________
воробей ________________________________________________________________________
стул___________________________________________________________________________
ковер __________________________________________________________________________
хлеб ___________________________________________________________________________
гриб___________________________________________________________________________
топор__________________________________________________________________________
белка__________________________________________________________________________
скамейка_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детёнышей:
у лисы _________________________________________________________________________
у козы _________________________________________________________________________
у утки _________________________________________________________________________
у собаки________________________________________________________________________
у свиньи _______________________________________________________________________
В. Образование глаголов префиксальным способом :
Инструкция: рассмотри картинки и назови действия
наливает____________________________________________________________________
переливает_____________________________________________________________________
выливает_______________________________________________________________________
подошёл_______________________________________________________________________
вышел_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных :
скамейка из дерева_______________________________________________________________
тетрадь из бумаги________________________________________________________________
сумка из кожи __________________________________________________________________
шуба из меха ___________________________________________________________________
сок из моркови _________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …
у лошади_______________________________________________________________________
у медведя_______________________________________________________________________
у льва__________________________________________________________________________
у тигра_________________________________________________________________________
у овцы_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)
А: образование существительных множественного числа:
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
одно ухо, а много – это ___________________________________________________________
утёнок _________________________________________________________________________
стул ___________________________________________________________________________
ведро__________________________________________________________________________
книга __________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б.предложно - падежные формы :
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.
Куда идут девочки? Где лежит лекарство?___________________________________________
Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?__________________________________
Где висит одежда? Где лежит торт?_________________________________________________
Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?_______________________________________
Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?___________________________________________
Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?_____________________________________
Где сидит ёжик? Где находится крючок?____________________________________________
Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?_______________________________________
Где летает змей? Где сияет радуга?_________________________________________________
Где находится волк? Где стоит заяц?________________________________________________
Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
В.падежные конструкции
Инструкция: ответь на вопросы.
Кого ты видел в зоопарке?________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?___________________________________
__________________________________________________________________________________
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?______________________________
__________________________________________________________________________________
Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?__________________________
__________________________________________________________________________________
На чем катаются дети?___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Г.Согласование прилагательных с существительными:
Инструкция: договори слово.
портрет краси…_________________________________________________________________
стаканчик бумаж…______________________________________________________________
улыбка приветли…______________________________________________________________
дни тёпл…_____________________________________________________________________
окно гряз…_____________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Д.Согласование существительных с числительными:
Инструкция: посчитай по два и по пять.
Дом___________________________________________________________________________
Окно__________________________________________________________________________
Ведро__________________________________________________________________________
Дерево_________________________________________________________________________
Кукла__________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)
Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по трём критериям:
А Критерий смысловой целостност и: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания : 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обследование письма.
а) дисграфические ошибки
Оптические
Акустические
Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматические
Списывание
Диктант
Изложение
б) орфографические ошибки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование чтения.
а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _______________________________________________________________________________
медленное, быстрое, плавное, угадывающее _______________________________________________________________________________
монотонное, выразительное _______________________________________________________________________________
б) Дислексические ошибки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты мониторинга школьников.
Ф.И. ______________________________ дата проведения мониторинга
1.Звукопроизношение
Max = 100
2.Фонематический слух Max = 100
3.Слоговая структура слова Max = 100
звукопроизношение
Max = 50
диф-ция
Max = 50
воспроизведение
Max = 60
представления
Max = 20
анализ
Max = 20
называние
картинок
Max = 25
воспроизведение
слов
Max = 35
воспроизведение
предложений
Max = 20
анализ
Max = 20
А.
Б.
4.Словарь
Max = 100
5.Грамматический строй
Max = 100
6.Связная речь
Max = 100
предметы
Max = 50
действия
Max = 20
признаки
Мах = 10
антонимы
Мах = 10
синонимы
Мах =10
словообразование
Мах = 50
словоизменение
Мах = 30
согласование
Мах = 20
рассказ
Мах = 50
пересказ
Мах = 50
А.
Б.
В.
Г.
Д.
А.
Б.
В.
А.
Б.
дата проведения мониторинга _______________
1.Звукопроизношение
Max = 100
2.Фонематический слух
Max = 100
3.Слоговая структура слов Max = 100
звукопроизношение
Max = 50
диф-ция
Max = 50
воспроизведение
Max = 60
представления
Max = 20
анализ
Max = 20
называние
картинок
Max = 25
воспроизведение
слов
Max = 35
воспроизведение
Предложений
Max = 20
анализ
Max = 20
1.
2.
1
2
3
А.
Б.
4.Словарь
Max = 100
5.Грамматический строй
Max = 100
6.Связная речь
Max = 100
предметы
Max = 50
действия
Max =20
признаки
Мах =10
антонимы
Мах = 10
синонимы
Мах =10
словообразование
Мах = 50
словоизменение
Мах = 30
согласование
Мах = 20
рассказ
Мах = 50
пересказ
Мах = 50
А
Б
В
Г
А.
Б.
В.
Г.
Д.
А.
Б.
В.
А.
Б.
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)
Вывод:
- Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин
Вывод:
- Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
на детей младшего школьного возраста
1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________
4. Дата обследования_______________________________________________________________________
5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________
7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________
I . Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия
1. ба - па - па - ба
2. ма - мя - мя - ма
3. ра - ла - ра ла - ра - ла
4. мо - но - мо но - мо - но
5. ца - са - ца са - ца - са
6. са - за - за - са
7. жа - ша - жа ша - жа - ша
8. са - ша - са ша - са - ша
2. Исследование артикуляционной моторики
губы в улыбке язык «иголочкой»
язык «лопаткой» «улыбка» - «трубочка»
«маятник» - язык высунут наружу и равно-мерно передвигается от одного уголка рта к другому;
Ребенок удерживает органы речи в нужном поло-жении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выпол-нить по 4-5 раз.
__________________________________________________________________________________________
3. Исследование звукопроизношения
СЬ | ЗЬ | |||
ЛЬ | РЬ | |||
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
снег | текст | |
стакан | танкист | |
картофель | космонавт термометр | |
пуговица | сковорода | Аквалангист Электричка разведчики |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II . Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Верификация предложений
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление предложений из слов в начальной форме
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай... чашки. Щенок спрятался... крыльцом.
Почки распустились... деревьях. Пес сидит... конуры.
Птенец выпал... гнезда.
Используется два вида по-мощи: 1 - стимулирующая, 2 - в виде вопроса к пропущенному предлогу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)
_________________________________________________________________________________________
5. Образование существительных множественного числа в име-нительном и родительном падежах
один стол, а много - это... дом, а много чего? - …
стул - ... стол - …
окно - … стул - …
звезда - … окно - …
ухо - … звезда - …
ухо - …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III . Исследование словаря и навыков словообразования
у кошки - котята, а у...
козы - свиньи -
собаки - лисы -
волка - коровы -
курицы - льва -
утки - овцы -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 . Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
кукла из бумаги - она бумажная. салат из моркови -
шляпка из соломы - суп из грибов - варенье из вишни -
кисель из клюквы - варенье из яблок - лист осины -
горка изо льда - варенье из сливы - лист дуба -
б) Качественных
если днем жара, то день - жаркий, а если…
мороз снег дождь солнце ветер
в) Притяжательных
у собаки лапа собачья, а у... кошки зайца белки
гнездо орла клюв птицы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи
Словоизменение
Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)
Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)
Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)
Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам
Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)
Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)
Словообразование
Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок
Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.
Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,
пуговица, звезда, гриб, лист).
Подбор родственных слов
Дом_______________________________________________________________
Сад_______________________________________________________________
Ствол_____________________________________________________________
Свет______________________________________________________________
Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,
Овцы, белки, Кошки)
Словарь:
Имя существительное
Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,
волосы, уши).
Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,
животные, деревья
Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-
корабль).
Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.
Глагол
Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)
Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)
Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)
Имя прилагательное
Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,
большой, сладкий).
Качественные прилагательные
Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).
Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,
Оранжевый, жёлтый).
Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)
Относительные прилагательные
Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)
Притяжательные
Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.
Наречие
Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?
Местоимение
Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).
IV . Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).
2. Пересказ прослушанного текста
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл-ся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V . Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.
1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?
День был теплый. дом
Корова жуёт сочную траву. комар
Около дома росла высокая береза. карандаш
3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:
звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша
звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.
звук Т в слове котенок третий звук в слове школа
5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово
Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.
7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.
Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы
9. Придумай слово с заданным звуком.
В К Р
Ребенку предлагается три попытки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI . Исследование понимания логико-грамматических отношений
1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом.
2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат - над кругом, в). Круг над квадратом.
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V II . Обследование письменной речи
1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста
__________________________________________________________________________________________
2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы
__________________________________________________________________________________________
3. Диктант слогов
ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.
__________________________________________________________________________________________
4. Диктант слов различной структуры
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.
Уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,
__________________________________________________________________________________________
5. Слуховой диктант
1 класс
Клен
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Идет весна
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна
2 класс
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
3 класс
Ночь в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
6. Обследование умения мыслить в письменной форме
Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)
Чтение своего почерка
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI II . Обследование процесса чтения
Примерный речевой материал для чтения:
1. Слоги:
снег
мыло
герой
весна
ручьи
слезы
ягоды
радуга
сенокос
дежурный
коробка
жаворонок
фамилия
смородина
государство
республика
макулатура
первоклассница
экскаваторщик
метрополитен
предложение
3. Предложения:
Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
4. Текст: Белочка и зайчик
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя:
Класс:
Дата рождения, возраст:
Домашний адрес, телефон:
Дата зачисления на занятия:
Дата рождения:
Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.
Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).
Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).
Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого развития:
лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетворительная.
Состояние слуха: в норме.
Состояние зрения: в норме.
Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.
Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, пробы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисунках линии неровные, прерывистые.
Ведущая рука: правая.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и под вижность):
губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;
зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы большого размера, перекрывают нижние;
прикус - прогнатия;
язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается легкий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гиперсаливация;
подъязычная связка - укорочена;
твердое нёбо - высокое, готической формы;
мягкое нёбо - подвижное.
12. Характеристика речи.
Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол няет задания по словесной инструкции.
Общая характеристика речи (запись беседы): называ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
Словарный запас (количественная и качественная ха рактеристика): объем словарного запаса не соответствует
Библиотека журнала «Логопед»
возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщающие понятия, не знает понятий «дикие и домашние животные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные уборы, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечисляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилагательные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет местоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ составляет только с помощью логопеда.
Грамматический строй речи: недостаточно сформи рован.
Тип употребляемых предложений: простые, нерас пространенные.
Количество слов в предложении: 2-3.
Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно жественного числа, в употреблении предлогов.
Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.
Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.
Воспроизведение слов сложного звукослогового со става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
Темп речи: замедленный.
Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.
Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.
Проявление заикания: не заикается. Иногда повто ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се мантике.
Письмо (наличие и характер специфических оши бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.
Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.
Наличие специфических ошибок: чтение механи ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме шение оптически сходных букв, аграмматизмы.
13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча щегося: контакту доступен.
Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное восприятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объеме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.
14. Заключение логопеда.
Библиотека журнала «Логопед»
класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не доразвитие речи (III ур.).
класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).
Дата обследования Подпись
Приложение 4
Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся |
Предельная наполняемость (чел.) |
|
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности |
|
С общим недоразвитием речи (ОНР) | ||
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | ||
С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выраженным общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | ||
Заикающиеся | ||
С недостатками произношения отдельных звуков |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 5
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Приложение 6
Консультации и методическая работа