Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц. Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения Как развивается ребенок от 0 до года

Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Второй месяц

Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

  • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
  • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
  • и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
  • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
  • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
  • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
  • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
  • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
  • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

Третий месяц

Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • , лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
  • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

Четвертый месяц

Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

Таким образом, кроха может:

  • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
  • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Самостоятельно трясти погремушку;
  • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • Поддерживать бутылочку при кормлении;
  • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
  • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
  • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
  • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, поможет старая игра в ладушки.

Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

Пятый месяц

В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

В этом возрасте ребенок может:

  • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
  • Следить за движениями предметов и человека;
  • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
  • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
  • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
  • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
  • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
  • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

Семь месяцев

В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

  • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
  • Пить из кружки с поддержкой;
  • Вставать и стоять у опоры;
  • с поддержкой под мышки или за руки;
  • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
  • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
  • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Девять-десять месяцев

Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

Таким образом, ребенок умеет следующее:

  • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
  • Стоит и ходит с поддержкой;
  • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
  • Самостоятельно ползает и разворачивается;
  • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
  • Пытается достать окружающие предметы;
  • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
  • Пробует кушать ложкой;
  • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
  • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

Одиннадцать-двенадцать месяцев

В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

Физическое развитие детей до года

Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

Физические характеристики девочек до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

Физические характеристики мальчиков до года

Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1

Нормы развития:

0 - 1мес.
– в сидячем положении головку не удерживает;
– в положении на животе недолго удерживает головку (провести вдоль позвоночника рукой возникает безусловный рефлекс – подъем головы на 1-2сек);
– сохранение ручек в эмбрионном положении (скрученные); преобладание мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями.

1- 2 мес.
– на животе непродолжительное время удерживает головку;
– ребенок соединяет ручки перед собой при хаотической активности (из этого в дальнейшем развивается координация рук и ощупывающие движения);
– из положения на спине поворачивает головку (слуховое и зрительное сосредоточение);
– делает свободные движения ручками и ножками (усиленно развиваются мышцы-разгибатели, реже эмбрионная поза);
– в сидячем положении недолго удерживает головку;
– может удерживать объект взором в течение нескольких секунд;
– может тянуться к ближайшим объектам.

2 - 3 мес.
– лежа на животе, уверенно держит головку (это является главным показателем);
– в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку;
– активные движения руками и ногами вместе, в некоторой степени их целенаправленность (дотягивание, протягивание при одевании);
– старается дотянуться до ближайших объектов, но безуспешно;
– при поддержке под мышки упирается ногами.

Формирование хватания:
1) Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.

Эмоциональное (социальное) развитие.

Нормы развития:

0 - 1 мес.
– обращает внимание на звуки;
– впервые устанавливается перцептивный зрительный контакт (смотрит в глаза, аккомодация и конвергенция складываются к 3-5неделям, возникает возможность фиксации предметов);
– ребенок перестает плакать, когда его берут на руки (первый условный рефлекс на положение при кормлении);
– тесный контакт облегчает условия для выделения близкого взрослого;
– плач и крик приобретают сигнальное назначение (в диаде мать-ребенок крик обозначает потребность в защите).

1 - 2 мес.
– улыбается в ответ на улыбку взрослого;
– затихает на знакомый голос и лицо;
– активно слушает речь взрослого (прекращает другую активность, издает восклицание);
– вокализирует ("гукает" в промежутках речи взрослого или в его отсутствие);
– проявляются положительные эмоциональные реакции в ситуации, когда берут на руки, играют, купают.

2 - 3 мес.
– расцвет комплекса оживления:
– поворачивает голову на речь и поющие голоса (сам ищет контакта);
– дифференцирует человеческую речь от других звуков;
– узнает мать (или человека ее заменяющего);
– ребенок старается привлечь внимание окружающих (плач и крик используется для привлечения внимания взрослых);
– протестует, когда остается один.

Формирование связи ребенок-взрослый.
1) Если ребенок кричит или плачет, необходимо немедленно прийти к нему на помощь, так как плач в этом возрасте свидетельствует о наличии у ребенка потребности, нужды в чем-то.
2). Больше времени проводите с ребенком, в общении с ним, в содержательной совместной деятельности.
3). Как можно больше держать ребенка на руках (стимулирующее развитие способствует расширению пространства для ребенка, происходит укрепление связи ребенок-взрослый).
4). Предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (улыбка, пение), происходит установление контакта со взрослым.
5). Необходимо использовать кормление для тесного эмоционального контакта.
6). Необходимо обеспечить условия для формирования положительной «Я-концепции» ребенка (поддерживать все его достижения) – эмоциональное и ориентировочное подкрепление.

Умственное развитие.

Нормы развития:

0 - 1 мес.
– трудности зрительного и слухового сосредоточения;
– возможность фиксации блестящих, ярких предметов (аналогична слуховая фиксация на голос и музыкальные звуки).

1 - 2 мес.
– оптимизация зрительного и слухового сосредоточения;
– исследует окружение, выбирая определенное лицо (минимальная исследовательская активность);
– оживляется, предвосхищая еду (первый натуральный рефлекс);
– изучает движения своей руки (установление зрительного контроля за движением руки);
– может провожать глазами предмет.

2 - 3 мес.
– впервые проявляется память в функции узнавания;
– сопровождает предмет глазами длительное время, может переводить взгляд с одного объекта на другой (развитие зрительной ориентировки ребенка);
– исследование своего лица и других частей тела с помощью рта и рук;
– в отсутствие стимуляции для активности проявляются негативные эмоциональные реакции (крик, плач).

Поощрение любознательности и ориентировочно-исследовательской деятельности:
1). В течение дня несколько раз выкладывать ребенка на живот (другое восприятие окружающего мира).
2). Несколько раз в день сажать ребенка (на руки) – хорошая тренировка для зрения.
3). Много игрушек.

Развитие слуха:
1). Больше говорить, чтобы обеспечить раньше сензитивность в отношении речи.
2). Включать музыку (классическую, рок - ритмичную).
3). К ножкам привязать колокольчики – установление связи, контроля за движениями ноги, руки.

98. К концу первого месяца жизни у малыша появляются первые осмысленные реакции на окружающее.

Первое сознательное движение – сосательное при укладывании в позу для кормления – появляется обычно на третьей неделе жизни.

В два месяца ребенок осваивает способность задерживать взгляд на ярких предметах и различать звуки. Чуть позже он начинает успокаиваться, услышав человеческий голос, а вскоре и сам пытается «агукать». Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые. В этот же период проявляются первые чувства – беспокойство, злость, удовольствие, интерес, первые слезы и улыбки.

В три месяца ребенок следит взглядом за движущимися предметами, рассматривает собственные ручки и ножки, играет с ними, все чаще смеется. Начинает привлекать к себе внимание окружающих громким криком, вступает в контакт с людьми, отвечает на голос, искренне улыбается, «разговаривает» и радостно оживляется.

Четырехмесячный малыш выделяет маму среди других людей, начинает различать яркие цвета. В пять месяцев отличает знакомых людей от незнакомых, все чаще издает уже не одиночные звуки, а произносит целые слоги и их комбинации.

В шесть месяцев с каждым разом все внимательнее наблюдает за людьми, пугается чужих – громко плачет, отвечает «разговором» и громким смехом на голос и улыбку, старается обратить на себя внимание, на ласку матери радостно реагирует и прижимается к ней.

В семь – восемь месяцев ребенок изучает окружающие его предметы, наблюдает за ними, берет в руки, постукивает погремушками и вслушивается в извлекаемые при этом звуки, моментально все тянет в рот. Знает свои игрушки и начинает их искать вокруг себя. На этом этапе в процессах познания мира участвуют все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

На девятом месяце жизни малыш начинает «имитировать» речь и повторять простые движения, понимает значение простых слов и знает свое имя. Участвует в простых играх с взрослыми, все чаще настаивает на своем, требует желаемый предмет, добивается внимания близких людей или просится на руки. В этот период появляется первые слова – «мама», «папа», «на» - малыш сначала просто повторяет их за взрослыми, а позже уже употребляет осмысленно.

Между девятым и двенадцатым месяцем жизни происходит скачок в развитии двигательной ловкости, ребенок накапливает все больше умений, лучше понимает слова, постепенно развивает речь. Усвоение новых слов зависит от их понимания ребенком.

99. Годовалый малыш понимает простые просьбы и запреты, такие как «дай», «на», «нельзя», ему известны значения многих слов, он уже пытается высказаться и сам.

Развитие умственных способностей грудного ребенка тесно связано с его физическим развитием. Поэтому степень развития в этом возрасте оценивается, прежде всего, по двигательным умениям.


10.07.2019 11:10:00
Как добиться плоского живота?
Этот вопрос задают миллионы женщин по всему миру, ведь плоский живот – это признак молодости, сексуальности и стройности. Сегодня мы расскажем вам, как согнать жир с живота и подтянуть его.

09.07.2019 18:08:00
Что нужно делать, чтобы сжечь жир?
Снижение доли жира в организме или просто желание похудеть – задача непростая, но посильная. Каждый человек может снизить массу тела и стать стройным и подтянутым, если будет следовать принципам, изложенным в нашей статье.

09.07.2019 17:52:00
Можно ли похудеть с помощью спирулины?
Чрезвычайно полезные сине-зеленые водоросли спирулина пользуются популярностью в фитнес-среде. Бодибилдеры давно принимают эти водоросли, потому что благодаря высокому содержанию белка и других элементов можно быстрее добиться роста мышц. Но помогает ли спирулина похудеть?

06.07.2019 10:36:00
Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.

За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

Первый месяц жизни

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

Седьмой месяц

На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

  • сидит более уверенно;
  • начинает ползать;
  • бьет игрушками о пол или другие предметы;
  • находит взглядом крупные объекты;
  • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

Восьмой месяц

На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

  • пирамидкой;
  • баночек с крышками;
  • счетами;
  • кубиками.

Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

Девятый месяц

В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

Десятый месяц

В этом возрасте малыши умеют:

  • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
  • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
  • выполнять разнообразные действия с предметами;
  • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
  • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
  • копировать движения и мимику взрослых.

Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook