Рассказ дошкольникам об истории возникновения мебели. История игрушечной миниатюрной мебели

Ч то было первым - кровать или кресло? Сразу ли мебель имела тот вид, к которому мы привыкли?

Чтобы ответить на эти вопросы нам придется отправиться в прошлое, посетить жилища представителей цивилизаций разных народов, посмотреть какими предметами мебельного обихода пользовались наши предки и как обстановка менялась от стародавних времён до наших дней.

Первомебель

Первыми мебельными принадлежностями человека были кровать и полка. Плетеные из тростника полочки и ящики и поныне составляют основную мебель в небогатых жилищах сельского Китая. Даже спят еще кое-где на плетеных циновках, но в наших краях спать на полу удовольствие небольшое, разве что летом. Поэтому желание поднять спальное место повыше вполне оправдано.

Долгое время основным видом кровати на севере нынешней Европы служила широкая доска на ножках - лавка, а одними из первых мебельных изделий — кровати — были в странах Средиземноморья. Отчасти это вызвано более суровым, чем в наше время климатом. Но думается, основной причиной популярности кроватей было обилие ядовитых насекомых и змей. Эта живность, как и крысы в более холодных краях делали сон на полу не только некомфортным, но и небезопасным.

Возросший достаток потребовал надежного места для хранения, как ценностей, так и повседневных вещей. Таким хранилищем стал первый образчик корпусной мебели - деревянный сундук .

Сундуки оказались настолько удачным изобретением, что даже появившиеся на его основе плательный шкаф и сервант для посуды не сразу вытеснили своего предка.

Сундуки широко использовали вплоть до средины двадцатого века. И даже сейчас «классический» сундук с открывающейся вверх крышкой можно увидеть не только в старых деревенских домах, но и в набирающих популярность интерьерах в стиле «ретро».

Мягкая мебель

Лежать на твердой деревянной поверхности лавки, пусть и застелив ее тканью или шкурами, показалось неудобно даже нашим куда более неприхотливым предкам.

Твердые доски кроватей выстилали сеном. А чтобы оно не расползалось, им набивали мешки - тюфяки, ставшие предками подушек и матрасов. Тюфяки укладывали на кровати, либо использовали как самостоятельное ложе.

В местах с изобилием домашней и дикой птицы сухую траву заменили более упругим и прочным пухом. Культивирующие хлопок восточные страны применяли для набивки хлопковую вату, а животноводы - шерсть.

Небольшие подушечки, набитые шерстью, хлопковой ватой или конским волосом начали использовать для сидений стульев и - пуфиков.

Промышленности XVIII-го века удалось наладить массовое производство пружинных сталей, не теряющих первоначальную форму при длительных деформациях. Именно тогда появились кровати с податливой сеткой вместо жесткой плоскости, а так же пружинные матрасы, сидения кресел и стульев.

В XX веке химия полимеров обогатила индустрию мебели синтетическими набивками. В частности настоящий переворот совершил изобретенный в сороковых годах поролон (мягкий пенополиуретан). Больше двадцати лет он был основным материалом набивки мягкой мебели и породил целый мебельный стиль.

С конца шестидесятых для набивки стали использовать искусственные волокна, из которых для мебели популярны хорошо сохраняющие форму полиэфирные (синтепон и др.).

Диваны и кресла

Если кровать, стул, стол были привычными предметами обихода в любом доме, то диваны и кресла долгое время были предметом роскоши. Занимая значительное пространство в комнате, они служили лишь для отдыха и, к примеру, в доме крестьянина пушкинских времен, даже зажиточного, смотрелись чужеродно.

Нас уже не удивляет «умная» мебель, подстраивающаяся под желаемую хозяином температуру, делающая ему массаж или проверяющая состояние здоровья.

Чего еще нам ожидать от кроватей, столов и шкафов? Как говориться - будем посмотреть!

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели...

Слово "мебель" происходит от французского - meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Первобытная эпоха Изначально кроватью, стулом, столом и шкафом первобытному человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение.

Палеолит В эпоху палеолита человек пользовался примитивным оружием и орудиями труда, не испытывал потребности в мебели. Он еще не мог оторваться от земли, на которой сидел и спал. В странах Ближнего и Среднего Востока до настоящего времени сохранился обычай отдыхать таким образом. Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного материала. Это происходило уже в ранний каменный век, когда варварство и жестокость достигли наивысшего размаха: начало этого периода относится примерно к XV-XIII тысячелетию до н. э., а конец - ко времени зарождения цивилизации; в Египте это примерно V тысячелетие до н. э., в Европе - II тысячелетие до н. э.

Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом стоял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись; это хижины, землянки, юрты и, наконец, деревянная постройка, которая имела уже форму настоящего дома. Хижины собирались из тонких жердей, снаружи покрывались ветками и плетеньем из прутьев, а внутри остов обмазывали глиной или завешивали шкурками животных.

Неолит В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже самые ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов.

В период неолита каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Усовершенствованные средства производства способствовали развитию жилищного строительства. Появляется деревянная хижина на сваях над водой, которая обеспечивала большую безопасность. (В Новой Гвинее еще и сейчас есть подобные хижины.) На территории нынешней Швейцарии, Баварии, Австрии и в других местах возникали целые поселения на сваях.

Первой формой сознательной строительной деятельности является деревянная постройка. Дома, построенные над водой, были к тому же и лучше оборудованы. Увеличилось количество предметов обихода, происходит их постепенная дифференциация: орудия охоты, рыболовства, земледелия; жернова, циновки, предметы домашнего обихода, выдолбленные из стволов деревьев (посуда, корыта, табуреты); глиняные сосуды. Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на нелегком пути создания жилища и усовершенствования средств производства нужны были сотни лет. Долгое время каждая маленькая община самостоятельно, без разделения труда создавала свое жилище, вооружение и необходимые орудия труда. Продвигаться вперед можно было лишь по мере совершенствования орудий труда. Когда человек начал осваивать металлы - на рубеже III-IV тысячелетий до н. э. бронзу, а к концу II тысячелетия до н. э. - железо, - были созданы предпосылки для совершенствования способов строительства жилища. Применение новых, более совершенных материалов и разделение труда привели к бурному развитию производительных сил. В каждой общине по являются свои ремесленники (плавильщики металла, кузнецы и т. д.). С помощью усовершенствованных орудий труда, изготовленных из металла, уже со знанием дела стали обрабатывать древесный материал; примитивные каменные инструменты становятся ненужными. Металлические инструменты были несравненно лучше, основные их формы возникли еще в древности, когда пользовались зубилом, сверлом, молотком, топором и ножом. Вместо практиковавшегося прежде способа соединения деревянных деталей стали применять новый способ структурного соединения. Соединения деревянных элементов (шканты, цапфы, шипы) усовершенствовали технологию изготовления.

По оборудованию жилых помещений первобытного человека еще нельзя судить о мебели в ее современном понимании. Подобные предметы не выделялись среди прочих вещей домашнего обихода. Во всяком случае, они не имели такого значения, как, например, оружие. С усовершенствованием инструментов постепенно развивалось столярное дело, учились конструировать предметы, тектонически соединять составные части. Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития гораздо раньше, о чем свидетельствуют сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода (например, блюда, ящики, чаши, табуреты и пр.). Сначала деревянные резные изделия изготавливались каменными орудиями, так как первые орудия из бронзы были еще несовершенными из-за мягкости металла. Только позднее, открыв способ закалки металла, человек научился делать орудия более прочными. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли, ведь древесина легко портится, однако дошло множество предметов обихода и художественных изделий из других материалов.

Нет сомнения, что среди всех материалов, которые имелись у человека для строительства и украшения своего дома, начиная с древних времен и до настоящего времени, дерево было и остается самым излюбленным. Во все времена для изготовления любых видов мебели прежде всего применялась древесина. Хотя древесина и была очень благодатным материалом, тем не менее первобытному человеку было трудно ее добывать и обрабатывать. Длительное время он не умел разрубать сваленные деревья и был вынужден обрабатывать их целиком. Все предметы «мебели», а также блюда, корыта, ладьи изготавливались сначала из цельной древесины, чаще всего из ясеня, клена и дуба. Стволы деревьев обрабатывали с большим трудом, с помощью огня, каменных топоров и ножей. Конструктивное соединение элементов появляется только после усовершенствования техники дробления и соответствующих инструментов. Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте в царских погребениях III века до нашей эры)

Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари -- своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце -- знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы -- именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь -- особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.

Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов -- столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов -- позднее средневековье или иначе -- готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом -- предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив -- "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса -- сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры -- это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики -- художники, делавшие для них эскизы.


Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции -- изящная и декоративная, в Германии -- прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии -- удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т. Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.


мебель русский материал покрытие

Наглядно проследить за началом истории детских можно с Древнего Египта.

И по сей день в захоронениях этой эпохи археологи находят кроватки небольших размеров. Хотя и такие находки исключительная редкость. Взрослые в подавляющем большинстве и не думали об отдельном для своих детей. Просто спали все вместе с родителями. И такое правило не менялось вплоть до начала 18 века. Стало быть и детских вариаций, как таковой практически не существовало.

Но вот уже в эпоху Возрождения пришли перемены.

В моду вошли знания, а также стремление подчеркнуть свою принадлежность к числу образованных людей в обществе.

Во многих состоятельных семьях можно было обнаружить детские, книжные стеллажи. Рядом зачатую располагался и ученический стол. Был он достаточно примитивным, но в то же время практичным. За ним ребёнок из богатой семьи занимался науками под присмотром взрослых.

Стремительное развитие в Европе в средние века кустарного дела позволило преобразиться детским мебельным предметам. Ремесленники стали делать акцент на функциональном разделении этих предметов домашнего обихода.

Появляется конструкции для учёбы, хранения одежды и отдыха. При этом всё чаще начинает прослеживаться тенденция разделения её по возрастному критерию: детский и юношеский вариант.

Приспособления для детей становится практически не отличимой от взрослых образцов.

Богатые, аристократичные семьи приобретают для своих чад изысканные вещи из натурального дерева. Они украшаются уникальной резьбой в художественном стиле, а также росписью. Появляются дополнительные выдвижные ящики, уже напоминающие современный, ученический стол.

Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.

История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Первый табурет

Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.

В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.

Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.

Мебель древних царств

С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.

Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.

Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.

К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги

От простоты к искусству

История начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.

Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.

С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.

Приход шкафа

Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.

Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.

Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.

Появление мягкой мебели

Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.

К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.

Мебель в стиле Буль

Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.

Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.

Французская мебель в стиле Ампир

Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.

Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.

История русской мебели

В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.

Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.

Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.

Стул для каждого

В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.

До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.

Мебель для детей

История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.

Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.

Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.

Занимательные факты

  • В Древней Греции скамьи, табуреты и стулья преимущественно использовались женщинами и детьми. Мужчины отдавали предпочтение лежанкам и кроватям.
  • По преданиям легенды, подлокотники на стульях появились после одного неприятного инцидента на похоронах фараона. Во время официальной церемонии гость упал с неудобной скамьи.
  • В 1911 году изобретателем Томасом Эдисоном была представлена бетонная мебель, которая, несмотря на свою долговечность и красоту, осталась не востребованной.
  • Король Франции и Навары Людовик XIV вошел в историю мебели как обладатель самой большой коллекции кроватей - 413 штук.
  • Барная стойка была придумана на Диком Западе как укрытие для барменов от пуль недовольных клиентов и бандитов.
  • Диван длиною в один километр был изготовлен в России в 2014 году. На нем одновременно могут разместиться 2,5 тыс. человек.

В истории материальной и прикладной культуры человечества есть страницы, которые на первый взгляд производят впечатление ясных и вполне очевидных, однако при более внимательном изучении выясняется, что они — сплошная загадка, что под кажущейся простотой кроется масса нюансов и вариантов истолкования. В данном случае речь пойдет о миниатюрной мебели, которая, скорее всего, предназначалась исключительно для детских игр и в ином качестве не могла быть использована. Правда, в процессе исследования и погружения в тему становится ясно, что маленькая мебель представляла интерес не только для детей, а её собирательством увлекались люди весьма солидного возраста; для них она порой являлась предметом страсти и составляла статью крупных, порой даже разорительных расходов.

Началом истории производства и коллекционирования миниатюрной мебели стали замечательные кукольные домики, изготовленные в Голландии и Германии для развлечения юных особ королевской крови. Их наполняли маленькой кукольной мебелью, посудой, драпировками, иногда коврами, бытовыми деталями и даже способными стрелять маленькими охотничьими ружьями и пистолетами, а также куклами, которых можно было переодевать в различные костюмы, подходящие к тому или иному случаю (выезд на бал, охоту, приём гостей и т.д.) Стоили они очень дорого, так как их изготавливали в единичном экземпляре, как правило, на тех же фабриках и из тех же материалов, порою драгоценных, где делали подлинную мебель, посуду, прочее оборудование полного размера, служившие образцом. Исполнение маленькой мебели требовало исключительного мастерства и таланта.

Шкаф-комод, маркетри в восточном стиле, с геометрическим узором и многочисленными звездами, Франция, XVIII век. Высота 105 см.

Из нашей родной российской относительно недавней истории можно вспомнить современника и друга А.С. Пушкина — Павла Войновича Нащокина (1801-1854 гг.), по заказу которого был создан широко известный в России кукольный домик, а также экспонируемый в Петергофе так называемый «Сельский приказной дом», который стал даром императора Николая I его супруге Александре Федоровне. Оба эти домика буквально наполнены вещами той эпохи, изготовленными с любовью и талантом. Они передают дух времени гораздо более полно и точно, чем многие описания и рисунки. В «Нащокинском домике» представлено много вещей (611 штук), так или иначе связанных с жизнью, бытом и творчеством А.С. Пушкина и потому особенно драгоценных для нас. Но это всё-таки памятные игрушки, не более того. Обратимся к другим аспектам миниатюрной мебели европейского производства, которые не связаны с игрой и детьми.

Экзаменационные работы

Внимательный читатель, возможно, знает о том, что в любой профессии для становления мастера, начиная от Средневековья и до середины XIX века, в Европе необходимо было пройти шести-семилетний период ученичества, затем следовали три-пять лет работы подмастерьем, когда человек работал почти даром, «за харчи», и лишь потом он получал право представить на суд специальной комиссии экзаменационную работу для получения звания Мастера и члена гильдии. Такие комиссии не бывали постоянными, а создавались «по случаю» из наиболее одарённых и авторитетных мастеров союза, гильдии, ганзы, объединения. В них входили люди, имеющие не менее чем десятилетний опыт самостоятельной работы. Они бывали предельно строгими, потому что мало кто был заинтересован в умножении числа мастеров-конкурентов. Всем известен французский термин шедевр (мастерски исполненная вещь). Одно из первоначальных значений этого термина может быть истолковано как «экзаменационная работа» или «работа на звание мастера». Такая работа могла быть успешной, а порой и нет. Для её создания требовались дорогие, иногда драгоценные материалы, которые в случае неудачи могли быть испорчены, потрачены зря, впустую, как, впрочем, и труд, ушедший на изготовление самого предмета. Кстати, уровень демонстрируемого мастерства не столь сильно зависел от размеров изделия, скорее, даже наоборот: в малом масштабе намного сложнее показать умение обращаться с материалом, выдерживать пропорции изделия и проявлять мастерство в обработке и отделке.

Шкаф-комод; маркетри с цветами и птицами, с инкрустированной надписью из слоновой кости «Для Жасмин», с двумя дверцами, за которыми кроется коллекция китайского фарфора, оправленного в серебро в Амстердаме; Голландия, XVIII век. Высота 68 см.

Прекрасный шкафчик из акажу, носящий клеймо Дау (V. Daoust) и датированный 1802 годом, высотой 67 см является образцом подобного шедевра в области столярного искусства. Под его съёмным козырьком располагается арочный фронтон, украшенный тонкими резными скульптурными эмблемами. Две дверцы с рокайльным лепным орнаментом соединяются у центральной пилястры; при открывании обнаруживаются полки и два ящика. Внутренний выдвижной ящик окантован резьбой в форме жемчужин. На нижнем фартуке — резьба по массиву дерева, изображающая столярные инструменты: метр, скобель, циркуль, тиски, киянку. В верхней части фронтона изображены научные приборы: циркуль символизирует меру и справедливость, угольник вызывает ассоциации с точностью и мудростью, тогда как лира взывает к поэтическому вдохновению и к пророчеству, а кадуцей (отличительный знак бога Гермеса — переплетённые ветви оливы и лавра, увенчанные двумя змеями) олицетворяет равновесие и мир.

Приведу ещё пример подобной экзаменационной работы из Голландии. В этой стране с давних времен сильна традиция создания подобных шедевров. Этот шкаф-комод высотой 68 см с маркетри из цветов, масок и птиц с добавлением маленьких цветочков из слоновой кости, в котором будущий мастер столь талантливо выразил себя, стал особенностью стиля Нидерландов под названием «жасминовое маркетри».

Токарный станок мастера по перламутру П. Муше; Франция, около 1820 г. Высота 30

Стоит упомянуть и подлинный шедевр — токарный станочек высотой 30 см из перламутра, великолепно исполненный около 1820 г. Пьером Муше. Этот парижский скульптор и специалист по перламутру и слоновой кости в качестве вступительного шедевра представил миниатюрную копию своего рабочего станка со всеми механизмами. Помимо прекрасных эстетических качеств, этот токарный станок и по сию пору успешно работает точно так же, как станок натуральной величины.

Макет коронационного трона; дерево, папье-маше, воск, Адриен Марелье, около 1750 г. Высота 54 см; Королевский Дворец в Стокгольме.

Модели или макеты

Когда клиент обращается к мастеру с просьбой изготовить тот или иной образец мебели, он порой хочет, прежде чем заказать изделие, посмотреть на модель или его макет. Разумеется, человек, привыкший читать чертежи, мог бы удовольствоваться их рассмотрением и оценкой, но это умение, сегодня довольно распространенное, в описываемые времена было очень редким. Потому наглядная уменьшенная модель была весьма востребованной и желанной, особенно если она являла собой некую техническую новинку, новый и неожиданный вариант украшения или отделки.

В Средние века мебель была немногочисленной, и ее часто перевозили с места на место, из одной резиденции в другую. Такая мебель не была разнообразной, почти не изменялась, была прочной, грубой, и своё происхождение вела от сундука или ларя.

Экономический подъём в эпоху Ренессанса позволил тем, кто накопил достаточное состояние, обустраивать внутреннее пространство своего жилища с роскошью, которая до той поры была присуща разве что церквям или королевским дворцам. За большими залами эпохи Средневековья, предназначенными для многих целей, в XVIII веке последовало разделение жилища на небольшие комнаты, каждая из которых выполняла одну, строго определенную функцию: собственно жилая комната, спальня, гостиная, прихожая, музыкальный салон, столовая, библиотека, бильярдный зал. Миниатюрная скамья с клиновыми замками крепления высотой 23 см — весьма редкий прототип перевозимой мебели; когда вынимают клинья с каждой стороны, вся сборка легко демонтируется для перевозки. Это небольшая модель столяра, работавшего с клиновыми конструкциями, который имел привилегию (лицензию) на изготовление и продажу всех видов мебели: «Йехан Мишель, мастер- клиновщик, с правом производства и обучения» (из счета за строительство кафедрального собора в Труа).

В ходе создания новой мебели модель занимает важное место. После изготовления чертежа объемная модель позволяет лучше понять «уравновешенность, функцию, эстетику и саму душу мебели». Новая черновая заготовка позволяет производить переход от одного стиля мебели к другому; тем самым история мебели оказывается неразрывно связанной с небольшими моделями, которые изобретает архитектор-декоратор (орнаменталист) или мастер-эбенист (чернодеревщик). Небольшую легко переносимую модель гораздо проще представить на суд заказчика, чем полноразмерный предмет мебели, особенно если она может стать разборной.

Макет коронационного трона высотой 54 см шведского короля Адольфа Фредерика и королевы Луизы Ульрики (коронованных 26 ноября 1751 г.) являет собой историческое свидетельство. Это заготовка из дерева, папье-маше и воска.

Окончательный полномасштабный вариант коронационного трона был украшен богатой резьбой и золочением, однако многочисленные резные мотивы и скульптуры были заложены и воспроизведены уже на подготовительном макете.

Таким образом «построением» нового предмета мебели архитектор- декоратор создает демонстрационную модель, закладывая в неё более точные и разнообразные образчики мотивов украшения, чем это делает декоратор в своём альбоме, поскольку в данном случае декор изделия строго привязывается к конкретному изделию. Из-за высокой себестоимости и затрат на транспортировку эта модель была исполнена в небольшом масштабе, позволяя получить достаточно точное представление о том, каков будет предмет мебели в окончательном варианте.

Пара трансформируемых табуретов для музыкантов с механизмом подъема; Франция, эпоха Людовика XVI. Высота 23 см

Модели со встроенными механизмами

Пара табуретов высотой 23 см для музыкантов позволяли заказчикам выбрать различные скульптурные модели. Трансформируемые табуреты оборудованы механизмом, дающим возможность поднимать сиденье на нужную высоту. Оба окантованы поясками с плетёным узором, прерываемым линиями розочек и резными сердечками. Ножки табуретов прямые или восьмигранные. Трансформируемое кресло для больного «еп confessionnal» (в переводе с французского — как в исповедальне) — высотой 25 см — интересная модель, которая благодаря двум кремальерам (зубчатым рейкам) позволяет превращать его в кровать для отдыха.

Любопытна модель мойки посуды для десерта высотой 32 см голландской работы XVIII века, состоящая из верхней плиты, которую можно поднять, открывая при этом подвижные полки, служащие опорой для кубков и стаканов. С каждой стороны центральной раковины для мойки стаканов выдвигается скользящая полочка, состоящая из двух частей, при этом создается дополнительная поверхность. В нижней части два ящика и две реечные дверцы открывают этажерку для размещения посуды.

Трансформируемое кресло для больного; Франция, эпоха Людовика XIV. Высота 25 см.

Торговый образец

После того как мастер по заказу клиента изготовил ту или иную модель, она вполне могла послужить образцом для дальнейшего продвижения и тиражирования в коммерческих целях вне зависимости от того, была ли она принята придирчивым первоначальным клиентом или отвергнута им. Безусловно, небольшую модель проще и удобнее перевозить, в том числе и в багаже на дальние расстояния, чтобы продемонстрировать её достоинства потенциальным покупателям.

Некоторые мастера оценили возможности изготовления макета или модели даже не из черного или красного, а потому дорогого дерева и прочих ценных материалов, а демонстрировали своим клиентам макеты из обожженной глины или терракоты, иногда — частично из воска по деревянной основе, а также из клеёной бумаги, или «папье-маше». Терракота много пластичнее долговечных дерева и металлов, но в то же время, и более подвержена ударам, однако хрупкость компенсировалась её дешевизной.

Кафедра проповедника из терракоты; Франция. XVII век. Высота 70 см.

Терракотовая модель кафедры проповедника высотой 70 см — это прекрасный проект XVII века. Здесь представлен первый эскиз с некоторыми скульптурными мотивами в виде молящейся и ангела. При заказе по образцу клиенты получали возможность выбирать варианты индивидуальных форм, различных рисунков маркетри, экзотические породы дерева, доступные в настоящий момент, согласовывать цены и прочее. Принимая во внимание уменьшенный размер таких моделей, эбенист мог переезжать с места на место с подобными моделями, чтобы демонстрировать образцы своей продукции потенциальным клиентам.

В провинциальных городах столяры не всегда имели стационарные мастерские. Некоторые из них устраивались со своими инструментами и уменьшенными моделями прямо у заказчиков, чтобы изготовить к свадьбе или иному случаю громоздкий и тяжеловесный сундук-кофр («кассоне»), свадебный шкаф или комод, иную мебель по выбору по предлагаемой уменьшенной модели; и все это из аккуратно срубленного, просушенного и распиленного отцом будущей новобрачной дерева.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook