Рак чего был у валентины толкуновой. Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад

Год назад ушла из жизни самая душевная советская певица

Валентину Толкунову называли душой русской песни. Ее тихий, проникновенный голос, напевавший «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» стал частью истории советской эстрады. Как и сама певица. Красавица-шатенка с длинной косой практически сразу стала знаменитой. Толкунову обожали слушатели и почитало высокое руководство. Ни один концерт не обходился без ее участия.

Так было в Советском Союзе и продолжалось после его распада. Последние годы Толкунова, правда, выступала все реже и реже. В 2006-м у нее обнаружили рак молочной железы, а в 2009-м уже была злокачественная опухоль мозга . Валентина Васильевна уходила из жизни медленно и мучительно. Ей стало очень плохо 16 февраля после концерта в Могилеве. Там ее доставили в больницу, а затем перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Оттуда она уже не вышла. Через месяц состояние певицы резко ухудшилось, Валентина Васильевна впала в кому и 22 марта ушла из жизни…

Не многие знают, что в юности Валентина Васильевна часто гостила в Полтаве у своей тети и двоюродной сестры Людмилы. После неожиданной смерти Людмилы Валентина Васильевна взяла на себя все заботы по воспитанию ее дочери Светланы (на снимке). Она стала ей второй матерью…

«Приезжая в Киев, Валентина Васильевна первое время всегда останавливалась у меня»

- Светлана Васильевна, вы родились, наверное, когда слава вашей тети уже набирала обороты?

Когда Валентина Толкунова стала популярной на весь Советский Союз, я пошла в первый класс. Страшно гордилась тем, что красивая, стройная певица с длинной косой, которую часто показывали по телевизору, моя тетя. Валентина Васильевна приезжала к нам в Киев, а потом мы вместе с мамой ехали в Полтаву. Там жила родная тетя Валечки Софья Николаевна. К сожалению, ее уже нет в живых. Валентина Васильевна, бывало, гостила в Полтаве вместе со своим сыном Колей и братом Сережей. Мы с мамой наведывались лишь на время. У мамы было много работы. Она закончила Киевскую консерваторию, став достаточно известной певицей. К сожалению, мама рано ушла из жизни. Ей было всего 37 лет…

- Валентина Васильевна не хотела забрать вас в Москву?

— Это было очень сложно, ведь она все время гастролировала. Поэтому я жила в Киеве с бабушкой и дедушкой. Но Валентина Васильевна постоянно следила за тем, как проходит моя жизнь. Если выпадало свободное время, приезжала в Киев. Кстати, обожала этот город. По окончании школы я поступила в московский вуз и жила у Валентины Васильевны. Правда, в Москве так и не осталась. Получив высшее образование, вернулась домой, в Киев.

Помню, когда телефонные разговоры еще не были так доступны, Валечка писала мне письма. Даже находясь на гастролях. Позже звонили друг другу чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, когда тетя была уже больна… Она все сокрушалась, что не может, как прежде, баловать своих близких подарками.

- Любила одаривать?

— Что вы! Без подарков никогда не приезжала. Всегда привозила огромные чемоданы. Причем не только для родственников, но и для друзей. А в Киеве у нее их было огромное количество. К нам на чай обязательно приходили Юрий Рыбчинский, Александр Злотник. Кстати, когда Валентина Толкунова только начинала свою карьеру, в ее репертуаре было много украинских народных песен… Первые годы, приезжая на гастроли в Киев, тетя останавливалась у меня. Позже ее, конечно, принимали как настоящую звезду — в роскошных номерах центральных гостиниц. Правда, при этом она обязательно заглядывала ко мне на чай и говорила, что только здесь по-настоящему отдыхает.

Рассказывали, что во время гастролей к Валентине Толкуновой выстраивалась очередь ее поклонников, которые могли и на жизнь пожаловаться.

— Бывало такое. Валентина Васильевна была очень мягким, заботливым человеком. У нее и голос такой был — ласковый, певучий, никогда ни на кого не накричит. Близкие знали, что она в помощи никому не отказывала. К ней обращались и с материальными проблемами, и Валюша без долгих раздумий давала деньги. Помню, как-то одна поклонница написала ей письмо, в котором рассказала, что бедствует, ей нечего носить. Что вы думаете?! На следующий же день тетя собрала ей посылку, упаковав солидную часть своего гардероба.

«Даже находясь в Боткинской больнице, Валюша еще готовила концерт к 9 Мая»

А ведь платья Валентины Толкуновой были знамениты на весь Советский Союз. Она их специально в Архангельске заказывала.

— Да, ездила туда по нескольку раз в год. У нее там была любимая портниха, которая прекрасно знала вкусы своей знаменитой клиентки. Кстати, красивое кремовое платье, в котором Валентину Васильевну и похоронили, тоже было сшито ею. Писали, Толкунова завещала, чтобы именно в нем ее проводили в последний путь, но это неправда. Валюша до конца не верила в то, что ее болезнь смертельна. Даже врачи решили не говорить ей, что болезнь неизлечима. Об истинном положении знали лишь мы, близкие родственники. Маме Валентины Васильевны тоже решили не говорить.

- Говорят, Толкунова сражалась со страшным недугом до последнего.

— Она до последних дней верила, что победит болезнь, поднимется и еще выйдет на сцену. Даже находясь в больнице, готовила концерт к 9 Мая. Позвонила из клиники Александре Пахмутовой и попросила специально для нее написать песню. Толкунова НЕ готовилась к смерти и никакого завещания, как об этом многие говорили, не писала. Тетя так хотела жить… Где-то за пару дней до смерти в палату к ней пришел директор Льва Лещенко. Валентина Васильевна сразу стала говорить ему, как бы скорее подняться, вновь выйти на сцену.

- Это несмотря на то, что Валентина Васильевна уже лечилась от рака.

— Да, в 2006 году у нее обнаружили страшную болезнь, тетя прошла курс химиотерапии. К сожалению, из-за постоянных концертов, гастролей, не уделяла себе должного внимания. Как мы не уговаривали ее «остановиться», все время отвечала: «Главное для меня — сцена… » Она часто повторяла, что хочет оставить как можно больше своих песен. Одним из последних записала диск духовных песен.

- Помните, последний разговор с Валентиной Васильевной?

— Это было за несколько дней до ее смерти. Она еще была в сознании. Валечка расспрашивала о моих делах, работе, что-то советовала. Говорила: «Я так хочу, Светочка, чтобы у тебя все было благополучно». Знаете, ведь она мне как мама была… Но тогда, во время нашего последнего разговора, у меня не было ощущения, что Валюша прощается. Голос был, правда, необычно тихим. Когда ее увозили в реанимацию, рядом находилась лишь ее мама. Она говорила, что Валюша произнесла: «Мамуля, не переживай, все будет хорошо… » Это страшно, когда переживаешь своих детей…

- Муж Валентины Васильевны журналист Юрий Папоров ушел из жизни практически вслед за ней.

— Да, он давно болел. Валюша забрала его из больницы домой, уже будучи сама нездоровой. Но она решила, что должна его досматривать. Он ушел из жизни буквально через два месяца после ее смерти. Конечно, горе совсем надломило его здоровье. Без Вали он жить не мог.

- Толкунова была счастливой женщиной?

— Думаю, что да, хотя мы никогда не говорили с ней на какие-то уж очень интимные темы. Валентина Васильевна была дважды замужем. Ее первый супруг — знаменитый композитор и дирижер Юрий Саульский, но прожили они недолго. Второй муж стал ей опорой. У них родился сын Коля. Конечно, в жизни разное случалось. Но Валя по натуре была оптимисткой, верила только в хорошее.

- Вы называли ее тетя Валя?

— Просто Валей, Валюшей, так я привыкла с детства.

«Без жемчужной нити Валя никогда не выходила на сцену»

- Роскошные волосы — это ваше фамильное богатство?

— Наверное (смеется). У моей мамы тоже были очень красивые волосы. Достались они по наследству и мне. Сколько помню Валю, у нее всегда была роскошная длинная коса. Моя мама волосы периодически то стригла, то отращивала. А вот Валя говорила, что никогда не изменит своей прическе.

Валентина Васильевна сама признавалась, что времени на хозяйство и обустройство быта у нее практически не оставалось.

- Но что у нее всегда было отменным, так это машины. Валя обожала авто и с молодости была отличным водителем. Последним у нее был огромный серебристый джип, который она водила с удивительной легкостью. Всю жизнь тетя прожила в доме, находящемся в самом центре Москвы. Честно говоря, квартира у Толкуновой была простая, не такая, как положено звезде. Все необходимое было, но шикарной обстановку не назовешь. Сейчас там живет сын Валюши. В гостиной так и остался стоять рояль — большой, на полкомнаты. Именно за ним Валя и разучивала все свои песни.

(На снимке) В детстве Валя и ее мама Евгения Николаевна (крайние справа) часто приезжали в Полтаву к своей родне

Часто приходила Александра Пахмутова, садилась к инструменту и наигрывала новые мелодии. В доме Толкуновой побывали все знаменитые авторы советских эстрадных песен. Если кто-то приходил, тут же накрывали стол, ставили чайник с крепкой заваркой.

- Толкунова любила готовить?

— Ее дом был очень гостеприимным, но готовила в основном мама Валентины Васильевны, которая всегда жила с ней. Гости знали, что, не покушав и не попив чая, из дома Толкуновой уйти невозможно. Валя и сама неплохо готовила. Особенно вкусно у нее получался борщ, в который она непременно клала фасоль. А ее фирменным блюдом считались сырники.

- Валентина Васильевна придерживалась диет?

— Не позволяла себе сладкого и мучного. На эти продукты в ее доме было табу. Любила салатики, которые готовила с потрясающим умением, и фрукты. Могла целый день просидеть на одних яблоках.

Сценические наряды Толкуновой были предметом зависти ее коллег. А в повседневной жизни была переборчива в гардеробе?

— Валюша могла зайти в совершенно рядовой магазин и купить первую попавшуюся вещь. Для тети было совершенно не важно, кто модельер. Иногда покупала вещи, а потом дарила их мне. Фактически до конца своих дней она меня почти полностью одевала. Бывало, звонила, интересовалась: «Светочка, что тебе нужно?» Для нее никогда вещи не были культом. Считала их скорее необходимостью, как, скажем, еду. Даже к бриллиантам относилась очень спокойно. И косметику не любила. Красилась в основном только для сцены. Помню, как ее возмутила одна артистка, сделавшая пластическую операцию. «Зачем? — говорила Валя. — Это совершенно ни к чему. Если уж возраст подошел, никуда от него не денешься… »

- Знаменитые бусинки, вплетенные в косу Толкуновой, были настоящими жемчужинами?

— Конечно. Это была жемчужная нить, которую Валя носила еще с молодости. Для нее это был талисман, без нити она не выходила на сцену. С ней ее и похоронили…

Валентина Васильевна Толкунова. Родилась 12 июля 1946 года в Армавире - умерла 22 марта 2010 года в Москве. Советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир Краснодарского края в семье Василия Андреевича Толкунова и Евгении Николаевны Толкуновой.

Отец, Василий Андреевич, уроженец города Ртищево Саратовской области, был кадровым военным.

Мать, Евгения Николаевна (в девичестве Смирнова), родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на ж/д станции.

Дед - Николай Васильевич Смирнов был репрессирован и 18 лет провёл в лагерях.

Бабушка - Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя.

Младший брат - Сергей Толкунов (род. 6 июля 1949), певец, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах. Ныне является президентом Благотворительного фонда поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.

Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы.

В 1950 году семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении , Лидии Руслановой. Валентина выучила все композиции из их альбомов.

В 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку.

В 1971 году певица окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и озвучила песни композитора И.Е. Катаева на стихи Михаила Анчарова в телефильме «День за днём».

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Для этого выступления певице сшили платье расшитое жемчугом. Сама Толкунова вплела часть жемчуга в волосы. С тех пор это стало неотъемлемой частью ее сценического образа.

С 1973 года она работала в объединении «Москонцерт».

Отдельной строкой в творчестве певицы стоит песня для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Спят усталые игрушки».

Валентина Толкунова - Я не могу иначе

С 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.

В 2004 году Валентина Толкунова приобрела небольшой домик недалеко от Дивеевского монастыря. Когда приезжала в Дивеево, ходила на службу, молилась, причащалась. Певица также старалась заниматься благотворительностью. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, давала много благотворительных концертов для многодетных семей, средства от коммерческих выступлений также направляла многодетным семьям.

"Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчеркивают простоту её манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве. Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства", - отмечал Микаэл Таривердиев.

"Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой - она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность - она была настоящей", - говорил о певице Лев Лещенко.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

В 1992 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. Ей была сделана операция, проведён курс химиотерапии.

В 2006 года была обнаружена опухоль груди.

В августе 2009 года была обнаружена опухоль мозга.

После концерта в Могилёве 16 февраля 2010 года Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. После выписки её перевели на обследование в Боткинскую больницу.

22 марта 2010 года в 6 часов утра Валентина Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Перед смертью прямо в больничной палате протоиерей Артемий Владимиров совершил соборование.

Церемония прощания с народной артисткой РСФСР прошла в Театре Эстрады. Отпевание певицы состоялось утром 24 марта 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, в тот же день была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Похороны Валентины Толкуновой

31 августа 2011 года состоялось открытие памятника на могиле Валентины Васильевны на Троекуровском кладбище. Певица похоронена напротив кладбищенской часовни, рядом с ней похоронен муж - Юрий Папоров, который лишь на месяц с небольшим пережил супругу.

1 июля 2011 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валентине Толкуновой на здании Московского государственного университета культуры и искусств. Инициатором установки выступил ректор МГУКИ Рамазан Абдулатипов, скульптор - Григорий Потоцкий.

21 августа 2011 года в городе Белореченск Краснодарского края состоялось открытие памятника Валентине Васильевне Толкуновой. Бронзовый монумент высотой 2 метра 85 см был изготовлен на средства местных предпринимателей по инициативе главы Белореченского района Ивана Имгрунта. Автор памятника - московский скульптор Ирина Макарова.

В 2013 году вышли художественный сериал по мотивам её биографии «Она не могла иначе» (в роли Алевтины Толкачёвой - Ольга Фадеева, а песни в фильме исполняла Юлия Михальчик) и документальный фильм «Буду любить я вас всегда».

Рост Валентины Толкуновой: 163 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Толкуновой:

Дважды была замужем дважды.

Первым мужем был (1928-2003), композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), брак продлился 5 лет. Ушел от нее к актрисе Валентине Аслановой.

В 1974 году Толкунова вышла замуж за Юрия Папорова (1923-2010), журналиста-международника, писателя, автора книги «Хемингуэй на Кубе».

В этом браке родился Николай Папоров (10.10.1977), который работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни. В начале 80-х Юрий Папоров уехал по работе в Мексику, Толкунова с ним не поехала. В воспитании сына участия не принимал, денег не присылал. В начале 1990-х вернулся в Москву. После автокатастрофы стал терять зрение. Толкунова забрала его в свою квартиру, ухаживала за ним. Скончался через полтора месяца после смерти жены.

В 2000 сын певицы Николай был задержан с героином. Благодаря связям матери избежал наказания.

Фильмография Валентины Толкуновой:

1967 - На два часа раньше;
1971 - Лето рядового Дедова - ведущая концерта;
1971 - День за днём - исполнительница («Песня о России»);
1973 - Это сильнее меня - Певица в ресторане, в титрах не указана (песня «Такие старые слова»);
1973 - Озорные частушки;
1973 - Чёрный принц - Певица в ресторане;
1973 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег - исполнительница по радио лирической песни;
1974 - Романс о влюблённых - исполнительница финальной песни;
1974 - Дела сердечные - исполнительница песни;
1975 - Невеста с севера - исполнительница (песня «Пушинка белая»);
1976 - Мама - Ласточка (озвучивание);
1977 - Солдаты свободы;
1982 - Полынь - трава горькая - исполнительница песни;
1986 - Фильм-концерт «Верю в радугу»;
1989 - Фильм-концерт «Премьера года»

Озвучивание мультфильмов Валентины Толкуновой:

1975 - В порту
1984 - Зима в Простоквашино (песня «Кабы не было зимы»)
1972 - Русские напевы (песня «Ой, вставала я ранешенько»)
1974 - Песня волшебного камня (песня «Что такое чудеса?», в титрах не указана)
1975 - Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»)

Дискография Валентины Толкуновой:

1972 - «Стою на полустаночке»
1973 - «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
1974 - «Пушинка белая»
1974 - «Всё это было не со мной»
1974 - «Год любви»
1975 - «Комсомолу посвящается»
1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
1977 - «Носики-курносики»
1980 - «У новогодней ёлки»
1985 - «Если б не было войны» (двойной альбом)
1986 - «Разговор с женщиной» (двойной альбом)
1991 - «Серёжа»
1992 - «Сорок пять»
1995 - «Я не могу иначе»
1997 - «Я деревенская»
1997 - «Сон-трава»
2002 - «Мой придуманный мужчина»
2011 - «Как быть счастливой» (вышел уже после смерти певицы)

Песни Валентины Толкуновой:

«А любовь-то лебедем» (Музыка: Алмаз Монасыпов - Слова: Лира Абдуллина);
«А я без Волги просто не могу» (Е. Мартынов - А. Дементьев);
«А мне б сейчас по окружной» (В. Попов - К. Филиппова);
«А почему ушла любовь» (Музыка: Лариса Андреева - Слова: Лариса Андреева);
«А ты любви моей не понял» (Музыка: А. Флярковский - Слова: М. Танич);
«Алёшка без отца» (Р. Майоров - М. Рябинин);
«Ах, любовь моя, любовь» (Музыка: Амаяк Морян - Слова: Наталья Емельянова);
«Ах, любовь моя, неудачница» (П. Аедоницкий - Ф. Лаубе);
«Ах, сирень-сиренюшка» (В. Попов - В. Попов, Н. Попова);
«Бабушка» (Б. Терентьев - Н. Доризо);
«Белая земля» (П. Аедоницкий - Ю. Визбор) с Эдуардом Хилем;
«Берёзовый вечер» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«В городе Ноябрьске» (О. Фельцман - Б. Дубровин);
«В единственной вазе» (Д. Ашкенази - О. Фокина);
«В порту» (М. Минков - С. Козлов) с Олегом Анофриевым;
«Вальс на всю жизнь» (Е. Щекалев - Г. Георгиев);
«Вальс на Голгофу» (О. Иванов - К. Филиппова);
«Вальс влюблённых» (Л. Лядова - П. Градов) со Львом Лещенко;
«Вальс женщины» (Музыка: Людмила Лядова - Слова: Владимир Лазарев);
«Вальс невесты» (Р. Майоров - С. Гершанова);
«Ваня» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Весенние страдания» (Е. Стихин - Г. Поженян);
«Ветка рябины» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Веточка вербы» (Л. Осипова - В. Дагуров);
«Вечер школьных друзей» (А.Морозов - М.Рябинин);
«Во всём мне хочется дойти…» (Б. Власов - Б. Пастернак) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (К. Молчанов) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (П. Аедоницкий);
«Воспоминание» (В. Мигуля - Л.Рубальская);
«Вспоминая о былом» (Музыка: В. Мигуля - Слова: Максим Геттуев);
«Всегда смотреть бывает грустно» (В. Попов - Ю. Щелоков, В. Попов);
«Всё до свадьбы заживёт» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Всё это было не со мной» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вторая молодость» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вы вспомните меня» (Е. Крылатов - Е. Растопчина);
«Вы помните» (В. Успенский - Л. Смоленская);
«Где прошла беда» (О. Кваша - Э. Кузнецов, Л. Алексеев);
«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский - Е. А. Долматовский);
«Голос детства» (Б. Ривчун - В. Гин);
«Город мой Алма-Ата»;
«Горький мёд» (В. Попов);
«Давай соберемся» (Н. Иванова - А. Великоречина);
«Давнее» (Б. Емельянов - Д. Кедрин);
«Девочка и дождь» (Е. Щекалёв - Е. Наумова);
«Девочка с мальчиком» (Ю. Саульский - Б. Дубровин);
«Дельфины» (М. Минков - О. Анофриев);
«Деревенская улица» (В. Орловецкий - А. Романов);
«Деревянные лошадки» (М. Минков - Э. Шим);
«Детство ушло вдаль» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Диалог у новогодней ёлки» (Э.Колмановский - Ю.Левитанский);
«Добрая примета» (М. Фрадкин - Е. Долматовский) со Львом Лещенко;
«Доброта» (В. Мигуля - Б. Дубровин) с Владимиром Мигулей;
«Добрые люди» (Н. Иванова - Р. Казакова);
«Довоенное танго» (В. Левашов - В. Крутецкий);
«Домик в деревне»;
«Домик на окраине» (В. Мигуля - А. Поперечный);
«Домой, домой» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Дорогая редакция» (Г. Долотказин - Б. Ларин);
«Дочери» (В. Пипекин - В. Лопушной);
«Друг» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Если б не было войны» (М. Минков - И. Шаферан);
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев - Р. Рождественский) с Муслимом Магомаевым;
«Жалейка» (П. Аедоницкий - И. Романовский);
«Женщина» (Л. Лядова - В. Лазарев);
«Жёлтая рябина» (В. Гамалея - М. Поперечный);
«За окошком света мало» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
«За что же счастье мне такое» (О. Фельцман - М. Танич);
«Замкнутый круг» (В. Высоцкий);
«Запоздалая песня» (И. Королёв - Л. Кретов);
«Зачем меня окликнул ты» (А. Пахмутова - Л. Ошанин);
«Звук шагов» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Здравствуй, сынок» (О. Фельцман - М. Рябинин);
«Зелена трава» (В. Дружинин - Г. Георгиев);
«Зимняя Москва» (Р. Майоров - Л. Иванова);
«И в шутку и всерьёз» (Е. Щекалёв - В. Костров) с Леонидом Серебренниковым;
«Иволга» (А. Мажуков - О. Гаджикасимов);
«Игорёшка-Игорёк» (Э. Григорьянц - А. Трилисов);
«Из трёх дорог» (Н. Богословский - М. Танич);
«Июльские грозы» (Л. Лядова - Т. Пономарёва);
«Кабы не было зимы» (Е. Крылатов - Юрий Энтин);
«Как по морю синему» (народная);
«Кап-кап» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Капля счастья» (Ю. Чичков - В. Каратаев) с Леонидом Серебренниковым;
«Качели» (С. Пожлаков - Г. Горбовский);
«Колыбельная» (А. Градский - Н. Кончаловская);
«Колыбельная» (М. Кажлаев - Б. Дубровин);
«Колыбельная миру» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Колыбельная сыну» (Л.Хмельницкая - Р.Казакова);
«Кружится лист» (Н. Богословский - И. Шаферан);
«Кто в любовь по-прежнему верит» со Львом Лещенко;
«Куда бегут года» (П. Аедоницкий - Л. Завальнюк);
«Лодочка» (Т. Хренников - М. Матусовский);
«Люблю русскую берёзу» (В. Газарян - А. Прокофьев);
«Любовь - кольцо» (Я. Френкель - М. Танич);
«Любо мне» (М. Кажлаев - В. Портнов);
«Любовь прошла» (А. Мажуков - А. Дементьев);
«Маменька» (Э. Рабкин - Н. Палькин);
«Математик» (Н. Богословский - М. Танич);
«Мой город Горький» (П. Аедоницкий - И. Шаферан) с Иосифом Кобзоном;
"Мой придуманный мужчина (В. Попов);
«Мой Сочи» (В. Шеповалов - В. Гин);
«Морская невеста» (Е. Жарковский - В. Лазарев);
«Моряк черноморского флота»;
«Моя подруга - моя Москва» (В. Толкунова - Г. Георгиев);
«Музыка» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Музыка прожитых лет» (М. Минков - Ю. Рыбчинский);
«Мы на лодочке катались» (Русская народная песня);
«На пристани» (А. Мажуков - В. Кузнецов);
«Над рекою туман» (Ю. Саульский - Л. Завальнюк);
«Наступил час ночной» (И. Брамс - Г. Шерер и А. Машистов);
«Не будите её так рано» (В. Лозовой - А. Кронгауз);
«Не говорите мне о нём» (А. Морозов - В. Гин);
«Не довелось» (А. Морозов-М. Рябинин);
«Не зря мне люди говорили» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Не судите меня» (В. Успенский - М. Осташова);
«Немое кино» (Н. Богословский - М. Пляцковский);
«Нет дороги у разлуки» (Ю. Саульский - Г. Поженян);
«Ничего не кончается» (А. Изотов - С. Гершанова) с Евгением Курбаковым;
«Носики-курносики» (Б. Емельянов - А. Булычёва);
«Ночной звонок» (В. Газарян - Г. Георгиев) со Львом Лещенко;
«Обыкновенный человек»;
«Одинокая гармонь» (Б. Мокроусов - М. Исаковский);
«Одиночество вдвоём» (В. Попов);
«Озеро» (Р. Паулс - Л. Ошанин);
«О, Кремли!» (А. Ильин - Н. Ибрагимов) - Гимн Рязани;
«Офицерская честь»;
«Ох, ты неверный» (Я. Дубравин - В. Гин);
«Очередь за счастьем» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Паутиночка» (Л. Лядова - М. Танич);
«Перезрела рябина» (В. Орловецкий - В. Дзюба);
«Переносы» (С. Томин - А. Клёнов);
«Песенка без конца» (Э. Колмановский - И. Шаферан);
«Песня Исидоры» (Н. Богословский - А. Богословский);
«Песня о волшебной стране» (Е. Адлер - Л. Дымова);
«Песня о женщинах» (Н. Иванова - А. Кронгауз);
«Песня о родном крае» (Е. Крылатов - Л. Дербенёв);
«Песня о счастье» (В.Рубашевский - В. Шлёнский);
«Песня об одиноком друге» (Н. Богословский - Н. Доризо);
«Печали свет» (А.Малинин - Л.Рубальская);
«Письмо себе» (Е. Филиппов - М. Рябинин);
«Поговори со мною, мама» (В. Мигуля - В. Гин);
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский);
«Поляна света» (А. Стальмаков - В. Степанов) с Евгением Курбаковым;
«По-над Суджею-рекою» (Е. Жарковский - И. Сельвинский);
«Поставь мне старую пластинку» (В. Попов);
«Приглашаю тебя» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Признание» (А. Колца - А. Гольцева);
«Прости, лес» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прости, что я была не рядом» (А.Морьян - Л.Щипахина);
«Прости меня, Россия» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прощайте, голуби» (М. Фрадкин - М. Матусовский) с Олегом Ухналёвым;
«Пушинка белая» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский);
«Расскажи мне, поле» (В. Пикуль - В. Кузнецов);
«Реченька туманная» (Э. Ханок - А. Поперечный);
«Решила я» (М. Мишунов - В. Соколов);
«Родители наши» (О. Фельцман - Ю. Гарин);
«Россия» (М. Болотный - Р. Казакова);
«Ромашки для влюблённых» (М. Чистов - Л. Татьяничева);
«Россия - Родина моя» (В. Мурадели - В. Харитонов);
«Россиянка» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Рубили дерево» (В. Патрушев, О. Дынов - Л. Овсянникова);
«Русская деревня» (С. Касторский - Е. Шантгай);
«Русская душа» (А. Кузнецов);
«Самолёты и соловьи» (А. Мажуков - Л. Ошанин);
«Светлячок» (груз. народная - А. Церетели/Н. Грунин);
«Свирель да рожок» (Ю. Чичков - П. Синявский) с Леонидом Серебренниковым;
«Серебряные свадьбы» (муз. Павла Аедоницкого - ст. Екатерины Шевелёвой);
«Серёжа» (Л. Квинт - Ю. Рыбчинский);
«Сероглазый король» (А. Вертинский - А. Ахматова);
«Сестричка» (М. Фрадкин - И. Шаферан);
«Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Слово "нет"» (В. Попов - К. Филиппова);
«Снегопад» (А.Экимян - А.Рустайкис);
«Снова мамин голос слышу» (Я. Френкель - И. Шаферан);
«Солнечногорск» (В. Газарян - Э. Буранова);
«Сон-трава» (Е. Птичкин - Т. Коршилова);
«Сорок пять» (В.Добрынин - М.Рябинин);
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов - Е. Евтушенко);
«Спи, дитя моё, усни» (А. Аренский - А. Майков);
«Спи, моя радость, усни» (В-А. Моцарт - Б. Флис - Е. Свириденко);
«Станция конечная» (Ю. Саульский - П. Леонидов);
«Старт даёт Москва» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) со Львом Лещенко;
«Старые обои» (Ю. Николаенко);
«Старые слова» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Старый вальс» (С. Каминский);
«Стать бы мне рябиною» (Н. Шестакова);
«Стою на полустаночке» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Тает снег» (Э. Колмановский - Л. Дербенёв);
«Таёжный вальс» (М. Славин - П. Градов);
«Танго в дискотеке» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Тебя любила» (А. Морозов - К. Рыжов);
«Текстильный городок» (Я. Френкель - М. Танич) с ансамблем «Ткачихи»;
«Тик-так» (Александр Морозов - Виктор Гин);
«Тихий дворик, старый домик» (В. Попов);
«Тот день» (В. Ветров - О. Фокина);
«Ты и я» (В. Баснер - М. Матусовский) с Леонидом Серебренниковым;
«Ты свистни» (М. Картинский - Р. Бернс/С. Маршак);
«Ты прости меня, дерево» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва);
«Уж отзвенели ливни сенокоса» (В. Хорощанский - А. Поперечный);
«Уходит теплоход» (А. Изотов - М. Лисянский) с Леонидом Серебренниковым;
«Уходя, ничего не берите из прошлого» (В. Попов - К. Филиппова);
«Фуга» (И. Катаев);
«Ходил с Наташкою Алёшка» (С. Туликов - А. Гангов);
«Хочется верить» (И. Якушенко - И. Шаферан);
«Черёмуха» (В. Биберган - Д. Лившиц);
«Что тебе сказать?» (В. Пипекин - К. Филиппова);
«Чужой помады след» (В. Попов - К. Филиппова);
«Школьному другу» (В. Дмитриев - М. Рябинин);
«Это я была» (М. Таривердиев - Т. Коршилова);
«Я - деревенская» (В. Темнов - П. Черняев);
«Я ночью шла по улице» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Я тебя подожду» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Яблонька» (Е. Грязнова - М. Гуськов);
«Ярмарка» (А. Стальмаков - С. Гершанова);
«Ясным солнечным днём» (М. Мишунов - И. Морозов, Л. Дербенёв);
«Я не могу иначе» (муз. Александры Пахмутовой - ст. Николая Добронравова)

Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова скончалась в Боткинской больнице на 64-м году жизни.

Конечно, еще в воскресенье всех обдало холодом. Когда стало известно о том, что Валентина Васильевна снова в реанимации, что просила повидаться со священником, что соборовалась. Все еще пытались себя обмануть: ну что такого, таинство соборования – это обычная вещь для верующего человека, оно силы дает, исцеляет. Казалось, что ее вера в Бога и в себя магически передавалась окружающим, и мысль о том, что такой человек, как она, может быть конечен, отметалась как полный абсурд.

"Я НЕ МОГУ УЙТИ СО СЦЕНЫ"

Николай, сын Валентины Васильевны, ее брат Сергей, коллеги – до последнего говорили планах, концертах, гастролях. Да и сама она говорила о том, как все будет хорошо. Внуков хотела. Дом строить собиралась. В общем, никто не подпускал и близко горестную мысль, что ничего уже не состоится, как будто призывали надежду и заклинали реальность отступиться, дать еще пожить чудесной женщине, певице маме, жене, подруге. Все бодрились. Ради нее. Но глаза-то, полные скорби, горя, осознания неизбежного, не спрячешь, как ни старайся...

Две недели назад Валентина Толкунова устала. Просто устала. Отменила химиотерапию – сказала, что не надо, что и так все нормально уже. Вместо чудесного исцеления наступила кома. И через два - часа смерть. Диагноз пока неточный. Но известно, что у певицы был рак мозга. Осенью Толкуновой делали сложнейшую операцию, удаляли опухоль в височной доле. Потом химиотерапия, это тяжело и больно. Но Валентина Васильевна не сдавалась. Она снова взялась за работу – уж чего-чего, а работы у нее всегда было много.

ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА СОБИРАЛАСЬ ПИСАТЬ КНИГУ

Гастроли, концерты, сольный спектакль... Наконец друзья уговорили ее написать книгу.

Как ни странно, о популярной певице не было написано ни одной книги, - рассказала нам редактор издательства «Зебра Е» Анна Староминская. - И я предложила Валентине Васильевне написать ее. Не скажу, что она пришла в восторг. У нее было много гастрольных поездок. Но от идеи книжки все-таки не отказалась. Мы несколько раз встречались в ее квартире, которую Валентина Васильевна называла своей мастерской, или студией, - на Цветном бульваре. Мне показалась, что она человек очень закрытый, мудрый, очень глубокой, с богатой внутренней и духовной жизнью. В силу этого старавшейся быть терпимой, милосердной и доброжелательной к другим. Она была человеком с чистым сознанием, воспринимающим вещи в их сути (далее).

Анастасия ПЛЕШАКОВА

"ВАЛЕЧКА НЕ ОТКАЗЫВАЛАСЬ НИ ОТ ОДНОГО КОНЦЕРТА"

Ее сын Коля говорил: «Мамочка, вот когда ты перестанешь так усердно работать и будешь больше времени проводить дома, будут тебе внуки!” Валентина Васильевна сопротивлялась: “Я не могу не работать, Коленька! Пока я нужна людям, я не могу уйти со сцены”.

И Эдуард Хиль тоже сокрушенно нам жаловался на свою давнюю подругу:

“Валечка всегда приезжала на юбилейные концерты, никогда никому не отказывала. Вместо одной песни пела три. И никаких денег не требовала. Тут же на поезд, и на другой концерт, в другой город. Вот, когда она узнала о своей болезни, наверное, не надо было делать такое количество выступлений. Организм – он не беспределен. Иногда надо и притормозить лошадей. А она так и ушла – на лету!. Но навсегда осталась в моей памяти поющей красавицей с косой".

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "КАК МНЕ ВЫЗДОРОВЕТЬ?"

Концертный директор Льва Лещенко и близкий друг Валентины Толкуновой Олег Александрович Дмитриев в субботу пришел в больницу к певице, чтобы поддержать ее, буквально за два дня до того, как ее не стало.

Навестить Валю мы решили вместе с Львом Лещенко. Принесли цветы. Два букета. Он от себя, я от себя. Вошли в палату. Я насторожился. Вдруг со входа прямо заметил, что Валя, увидев нас, как-то искусственно бодрилась. Обрадовалась, конечно: «Ой, ребята, спасибо, что пришли!» Думаю, она почувствовала наше напряжение. Заговорили о литературе. Валя увлекалась историей государства. Мы обсуждали Петра I. Рядом с кроватью на столике у Вали стояли иконы.

«Олег, как мне выздороветь? Думаешь, это возможно?» Я ей ответил: «Валя, все в голове! Ты должна поверить в то, что здорова. Мысль материальна. Своим телом можно управлять. Медитируй. А ты думаешь о другом!»

Напоследок, когда мы уже уходили, Валя растеряно так бросила в спину: «Так о чем же мне думать?» Лева говорит: «Валя, думай о новой концертной программе. О совместной. Давай песню запишем на двоих. Мы через два дня придем и проверим, что ты придумала!».

Увы, ровно через два дня Валечки не стало. Лева очень сильно переживает ее уход. Закрылся ото всех, не разговаривает. Нам всем очень больно.

ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО: «ОНА ЛЮБИЛА ГОВОРИТЬ О ЦВЕТАХ»

Все - ее друзья, артисты, певцы, - все говорят, что Валентина Толкунова человек закрытый. Была. Но не столько она была скрытной, сколько не хотела нагружать своими проблемами близких и друзей.

Валечка удивительной души и теплоты человек. – рассказывал нам солист Большого театра Владислав Пьявко, - И всегда ранимая. Она могла закрыться, когда чувствовала, что ей наносят удар. Но она справлялась. Она очень сильная. И к людям относилась по-доброму, по-теплому. Ко всем. Но не все ей отвечали тем же. Ира (Ирина Архипова – оперная прима и жена Владислава Ивановича – ред.) говорила, что Валечка Толкунова – жемчужина, чистая, без всяких примесей и налетов пошлости. Валюша не эстрадная, нет. Она песенница. А Валя, скромная, считала это ужасно высокой оценкой, говорила, что Ирочка погорячилась.

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "У МЕНЯ ДРУГАЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ!"

Накануне 2010 года, когда была еще надежда на выздоровление Валентины Васильевны, Толкунова побеседовала с корреспондентом "КП".

У меня другая цель в жизни: хочу прожить ее с пользой для своей души. Нет смысла прожигать отпущенный вам срок впустую. Лучше побыть наедине с собой, сходить в театр, послушать хорошую музыку или прочитать интересную книгу, чем терять драгоценное время за бутылкой спиртного.

- К такой точке зрения вы пришли с возрастом?

Нет, мне всегда было интересно так жить. Зачем допускать в свой мир лишнее - то, что мешает и даже вредит?

- А что идет во вред именно вам?

Пустопорожние беседы, сплетни, светский бомонд, бесполезное времяпрепровождение, пошлость, вульгарность, глупые люди...

- А вы не боитесь с такими требованиями к окружающим остаться в одиночестве?

Ни в коем случае: двери нашего дома открыты для всех и всегда.

- И что, никогда в эти двери не входили плохие люди?

Случалось, но такие людишки около хорошего, как правило, не задерживаются. Мне кажется, что в ту минуту, когда они входят в дом, им нужно помочь. Появление любого человека не случайно, он в чем-то нуждается: в добром ласковом слове, в чашке чая, в дружеском совете или раскрытом сердце... Каждому - свое, и мы не должны отталкивать зашедшего "на огонек".

- Вас можно отнести к когорте деловых женщин?

Абсолютно нет! Сегодня многие творческие люди занимаются бизнесом, и я рада за них, но они, ко всему прочему, имеют еще и коммерческий талант. Я же больше романтик. Вот как-то недавно я ехала в поезде на гастроли и неожиданно задумалась: а чем еще я могла и хотела бы заниматься, кроме музыки? Сейчас время такое, что каждый может изменить профессию, возможностей для этого достаточно. С удовольствием преподавала бы, если бы было кому. Я часто общаюсь с молодыми, бываю председателем жюри многих музыкальных конкурсов, но те песни, которые сейчас поет молодежь, меня не трогают. Если бы можно было найти "созвучных" моей душе и моему творчеству талантливых исполнителей, то я с удовольствием помогла бы им. Я прожила довольно долгую жизнь, и мне есть что сказать молодежи, о чем поговорить и что обсудить. (Читайте последнее интервью, которое Валентина Толкунова дала "КП")

Мария РЕМИЗОВА

Прощание с легендарной певицей пройдет в среду, 24 марта, в Театре эстрады. Упокоится она в Москве, на Троекуровском кладбище.

С последним мужем Толкунова расписалась, когда узнала о своем недуге

Первым мужем Валентины Толкуновой был композитор Юрий Саульский. С ним певица прожила пять лет. Они расстались из-за нового увлечения Саульского. Вторым мужем Толкуновой стал журналист-международник Юрий Папоров, исследователь творчества Хемингуэя. От него Валентина Васильевна родила сына Николая.

Брак с Папоровым, как говорят родственники Толкуновой, распался из-за бесконечных командировок журналиста. Он постоянно был в разъездах, жил в то в Мексике, то в Латинской Америке (далее).

ЗВЕЗДЫ - О ТОЛКУНОВОЙ

Лев Лещенко : "Настоящая русская певица - ее место никто не сможет занять. Толкунова была и будет"

Иосиф Кобзон : "Благодаря подбору репертуара и исполнению Толкунову можно было слушать бесконечно"

Николай Басков : "Она была невероятным человеком, с доброй, чистой душой. Очень жаль, что от нас уходят такие люди - красивые, тонкие, добрые, талантливые"

Илья Резник : "Знаете, она одна такая была... Другой уже не будет. Валя была воплощением русской женщины, она была голосом русского народа".

Анита Цой : "Это красивая, умная, нежная, интеллигентная женщина всегда держалась достойно и вызывала уважение среди наших родных и близких, среди всех членов семьи разных возрастов - она была и остается звездой большого уровня!"

Таисия Повалий : Валентина Васильевна была не просто мягкой, доброй и отзывчивой русской женщиной, она была матерью. Нашей общей русской матерью...

Ренат Ибрагимов : Когда ездили вместе на гастроли, Валентина часто останавливалась в храмах и монастыря, могла заночевать в келье. Жила по принципу: Бог дал, Бог взял. Я знал о ее болезни, но Валя никогда не жаловалась.

Пять самых известных песен:

«Я не могу иначе»

«Кабы не было зимы»

«Спят усталые игрушки»

«Носики-курносики»

«Стою на полустаночке»

СПОЕМ

Я не могу иначе
(Текст - Николай Добронравов, музыка - Александра Пахмутова)

Нет без тревог ни сна, ни дня,
Где-то жалейка плачет...
Ты за любовь прости меня -
Я не могу иначе.
Я не боюсь обид и ссор,
В речку обида канет.
В небе любви такой простор...
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь - я приду,
Боль разведу руками,
Все я сумею, все смогу,
Сердце мое не камень.
Я прилечу - ты мне скажи,
Бурю пройду и пламень,
Лишь не прощу холодной лжи -
Сердце мое не камень.
Видишь: звезда в ночи зажглась,
Шепчет сынишке сказку...
Только бездушье губит нас -
Лечат любовь и ласка.
Я растоплю кусочки льда
Сердцем своим горячим...
Буду любить тебя всегда:
Я не могу иначе.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валентина ТОЛКУНОВА родилась 12 июля 1946 года в г. Армавире Краснодарского края. Но сама всегда считала себя москвичкой, потому что родители перевезли ее в столицу в год.

10 лет пела в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников под управлением С. О. Дунаевского, куда выдержала конкурс еще ребенком. Окончила Музучилище им. Гнесиных. С 20 лет пела в биг-бэнде «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского.

С 70-х годов Толкунова - одна из самых любимых певиц в России.

23 раза номинировалась на телевизионный конкурс «Песня года».

Первый муж - Юрий Саульский. Второй - дипломат, журналист-международник Юрий Папоров. Сын Николай, 31 год. Работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Валентина Васильевна заболела четыре года назад. Рак груди. Сначала пыталась лечиться сама - при помощи молитвы. Но не помогло. Пришлось срочно делать операцию. Поначалу болезнь отступила. Толкунова сразу вернулась на сцену и про здоровье даже не думала. Но спустя три года стало понятно - рак не побежден. Артистка какое-то время мучилась от сильной головной боли и была вынуждена пойти к врачу. Оказалось, рак четвертой степени - с метастазами в легкие, печень, мозг...

В сентябре 2009-го в госпитале имени Бурденко ей сделали операцию по удалению опухоли головного мозга. Потом - химиотерапия в Онкоцентре на Каширке.

16 февраля Толкунова снова попала в реанимацию - сразу после концерта в белорусском городе Могилеве. Она неважно себя чувствовала еще перед выступлением, однако вышла на сцену. Как только состояние Валентины Васильевны улучшилось, ее перевезли на реанимобиле в Москву, в Боткинскую больницу. Перед отъездом певица пообещала местным медикам вернуться и спеть лично для них. Увы, этому не суждено было сбыться. Последний месяц она провела в больнице.

В минувшую субботу вечером Валентине Васильевне стало плохо. Она попросила привести к ней священника, который прямо в больничной палате провел соборование.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Идеальная русская женщина

Валентина Толкунова - это голос из нашего детства. Если говорить «взрослым» языком, Толкунова была неким олицетворением стабильности нашей жизни. Чуть позже Валентина Васильевна так же помогала нам начинать входить во взрослый мир - ее, одну из немногих исполнительниц любовной лирики, то и дело крутили на первой кнопке радио с песней «Я не могу иначе». Своим серебристым голосом она говорила с нами на языке любви: «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Все я сумею, все смогу: сердце мое не камень».

Толкунова выглядела как идеальная русская женщина. Чуть полноватая, с доброй, кроткой улыбкой, с тяжелой косой через плечо (зависть многих мам и их дочек!), спокойная, мягкая, прощающая. Со временем образ поменяется, во взгляде появится разочарование. Но она останется все той нашей Валюшей. Слишком рано ушедшей...

Елена ЛАПТЕВА

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Чтобы помнили...

Друзья и близкие Валентины Толкуновой даже не подозревали, что раком она болела долгих 15 лет

40 дней назад из жизни ушла любимая певица.

С детства слова «петь» и «дышать» были для нее синонимами. В 11 лет Валентина пришла в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников, а уже в 26 на равных делила главные сцены страны с живыми песенными легендами того времени. Своим крестным отцом на сцене она считала Льва Ошанина, который не только написал для нее первые песни, но и торжественно провозгласил со сцены: «Засияла маленькая звездочка на эстрадном небосклоне — Валечка Толкунова». Каждая ее песня становилась настоящей жемчужиной, подобно тем, что перед каждым концертом она вплетала в волосы, — «Где ты раньше был?», «Мы на лодочке катались», «Ускакали деревянные лошадки», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе», «Если б не было войны», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты появился на свет», «Если б не было зимы». Валентина пела их просто, задушевно, безыскусно и, казалось, очень легко. До конца своих дней она оставалась не только истинно народной певицей, но и настоящей женщиной, поскольку обладала главным необходимым для этого качеством — будучи на самом деле мужественной и сильной, казалась нежной, женственной и слабой. Недаром Иосиф Кобзон сказал о ней: «Валя только с виду простушка, внутри у нее железный каркас». Ей удалось прожить жизнь с достоинством. С ним она перенесла все: и непростую личную жизнь, и нелады в семье (отношения с единственным сыном долгое время оставляли желать лучшего), и годы отлучения от телевидения, упорно делавшего вид, что такой певицы просто не существует, и тяжелую болезнь, с которой она сражалась практически в одиночку.

ГИТАРИСТ АНАТОЛИЙ ЯДРЫШНИКОВ: «ВРАЧАМ ОНА СКАЗАЛА: «Я ПРОСТО УСТАЛА»

Музыкант проработал в ансамбле Валентины Толкуновой пять лет и считает, что ему очень повезло.

- Анатолий, Валентина Васильевна была строгим руководителем?

Замечания она всегда делала очень деликатно. Если же человек не понимал, о чем его просят, просто теряла к нему интерес. Для нее было очень важно, чтобы ее слышали, поэтому считала, что лучше расстаться, чем скандалить и выяснять отношения.

Но с ней все работали подолгу: некоторые наши музыканты и костюмер Лена лет по 15 и больше. Толкунова была очень доступной, общалась всегда на равных, никакой звездности у нее и в помине не было. Знаю, что некоторые представители шоу-бизнеса позволяют по-хамски вести себя с теми, кто с ними работает, но к Валентине Васильевне это никакого отношения не имело. Она вообще, если можно так сказать, была из другого профсоюза.

- О ее скромности ходят легенды...

Валентина Васильевна действительно была без звездных запросов. После выступления приходим в ресторан, - для нее, конечно, старались приготовить что-нибудь особенное - а она просит: «Можно мне просто гречку и нарезать туда помидорки?». Даже находясь на гастролях, соблюдала все посты, как того требовали религиозные каноны. Я всегда удивлялся, как Валентина Васильевна при этом выдерживала напряженный гастрольный график, от которого стонали даже молодые члены нашей группы. У нас случались такие тяжелые перелеты и переезды, когда мы неделями не бывали дома. А она, несмотря ни на что, всегда пребывала в прекрасном настроении.

- Неужели у знаменитой певицы не было никаких требований к организаторам гастролей?

Когда полжизни проводишь в поездках, в безликих гостиничных номерах, конечно же, хочется уюта, и мы старались окружить ее максимумом удобств. Но у нее к номеру было только одно требование - чтобы был теплый, без сквозняков. Поскольку нам приходилось много колесить по российскому бездорожью, добираясь в маленькие провинциальные города, Толкунова всегда просила, чтобы автомобиль был максимально комфортным. А уж представительского он класса или нет, ее мало волновало.

Валентина Васильевна в отличие от большинства звезд не считала зазорным выступать в домах культуры. Она в этом смысле была человеком непафосным.

- А какие-то слабости у нее были?

Как у всех. Певица любила сладкое, обожала кофе и могла выпить немного коньяка, но только очень хорошего.

- У каждого исполнителя есть своя аудитория. Кто приходил «на Толкунову»?

Прежде всего люди в возрасте, для которых Валентина Васильевна и ее песни олицетворяли их молодость. Во время концертов они плакали. Потом осаждали гримерку с цветами, просили автограф, признавались в любви. Кто-то говорил: «Ну вот я вас увидел, можно жить дальше!», а кто-то: «Теперь можно и умереть!». Но очень много на ее концертах было и молодежи.

- Как случилось, что никто из зрителей даже не догадывался, что певица тяжело больна?

Что зрители, если даже те, кто общался с ней почти каждый день, ничего не подозревали! Она уже лежала в больнице, а мы еще планировали в апреле репетиции больших концертов, посвященных Дню Победы. У нее дома, на рояле, осталось много дисков с песнями от разных композиторов. Вы, кстати, знаете, что Валентина Васильевна едва ли не единственная из наших звезд, кто никогда не покупал песни у авторов? Ей их всегда только дарили. Она работала до последнего дня, поэтому никто и представить себе не мог, что все так трагически закончится.

- Что произошло на тех злополучных гастролях в Беларуси?

У нас намечался тур по нескольким белорусским городам. Сейчас очень неприятно читать, что это был чес. И даже не потому, что грубо, просто это не про Валентину Васильевну. Это у группы «На-На» чес, а когда человек всю душу вкладывает в каждое свое выступление, это называется по-другому.

Мы только приехали в Могилев - первый город, в котором должны были выступать, и прямо на сцене ей стало плохо. Она все равно отработала, просто вместо двух положенных часов концерт длился полтора. Мы как могли ее поддерживали - некоторые песни она спела сидя. Да и программу по ходу пришлось переиграть, но Толкунова все равно исполнила песни-притчи Светланы Копыловой (в последнее время она увлеклась духовным пением) и прочитала стихи Карины Филипповой.

Прямо со сцены ее увезли - там уже ожидала «скорая помощь»! - в местную больницу. Врачам она тогда сказала: «Я просто устала», но после обследования стало ясно: все гораздо серьезнее. Правда, мы и тогда ничего не заподозрили: мало ли, давление поднялось, гипертонический криз случился...

Почему ее в таком тяжелом состоянии повезли в Москву на «скорой», а не на самолете или поезде - это же долго и неудобно?

Наоборот, выбрали самый комфортный для нее способ передвижения: во-первых, в реанимобиле Валентина Васильевна могла лежать, во-вторых, все время находилась под присмотром врачей. Да и довезли ее до Москвы с мигалкой гораздо быстрее, чем это возможно на любом поезде, - всего за шесть часов. Увы, из Боткинской больницы, куда доставили vip-пациентку, она так и не выписалась.

- Правда, что нитка жемчуга, которую певица неизменно вплетала в волосы, была ее талисманом?

Жемчуг был неотъемлемой частью ее сценического образа. Толкунова действительно не выходила без него на сцену. Но талисман у нее был один - нательный православный крестик, который она носила, не снимая.

КОМПОЗИТОР ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ВАЛЯ ПРЕДПОЧЛА ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ БРАЧНЫМ УЗАМ»

Евгений Крылатов подарил Валентине Толкуновой песни «Где ты появился на свет», «Вы вспомните меня», «Спаси и сохрани» и «Если б не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

- Евгений Павлович, как долго вы знали Валентину Толкунову?

Всю свою творческую жизнь. Впервые мы с ней столкнулись в 86-м году - она принимала участие в моем первом авторском концерте в Колонном зале Дома Союзов. А последний раз виделись 17 ноября прошлого года на концерте, посвященном моему 75-летию. Вместе с Колей Басковым Валя тогда очень задорно спела «Если б не было зимы» (мало кто знает, что в этом мультфильме она озвучивала роль мамы). Когда смотрю сейчас эту запись на видео, не могу поверить, что жить Валюше оставалось менее полугода...

- В свое время певицу часто критиковали за то, что она статична на сцене?

Ее неоднократно пытались изменить в угоду времени, особенно когда вся отечественная эстрада ушла в разнузданный шоу-бизнес без каких-либо границ и пределов. Но Валя - молодец, потому что не поддалась общему поветрию и сохранила себя - свою личность, свой чистый образ. А ведь из-за этого певицу на какое-то время оттеснили с экрана, центральные телеканалы вообще вычеркнули ее из своих эфиров. Лишь когда Толкунова ушла, стало понятно, какое место она занимала на эстраде. У нее была своя тема и своя интонация, которую никто не в состоянии повторить.

- Не за этот ли вклад в искусство она заплатила своим женским счастьем?

После ее смерти много пишут о том, что Толкунова была несчастлива в личной жизни. Но, поймите, это был ее выбор, который мы должны уважать. Мне это напоминает историю с критиком, в своих статьях все время ругавшим жену Пушкина Наталью Гончарову. Однажды кто-то из его оппонентов справедливо заметил: этот критик настолько хорошо знает, какой должна быть жена поэта, что, судя по всему, Пушкину следовало жениться на нем. Так и здесь: Валя сама выбирала, с кем и как ей жить. Очевидно, у нее были очень высокие нравственные требования и к себе, и к другим. Возможно, не все это выдерживали, и в какой-то момент она предпочла внутреннюю свободу брачным узам.

КОМПОЗИТОР МАРК МИНКОВ: «ВАЛЮША ВЫБИРАЛА МУЖЧИН, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЕЕ ОЦЕНИТЬ»

Марк Минков был для певицы не только блестящим автором, но и другом, который знал все ее радости и горести.

- Марк Анатольевич, вы помните свою первую встречу с Валентиной Толкуновой?

Это произошло в Союзе композиторов, куда я поступил года в 24. Она тогда дружила с моим товарищем Юрой Катаевым, который показывал свои композиции к многосерийному фильму «День за днем», а Валя их пела. Причем не только знаменитую песню «Стою на полустаночке», но и инструментальные вещи - все эти «шаба-даба-да», от которых мы тогда были в страшном восторге. Особенно когда услышали, как это делает на далеком Западе Swingle Singers - группа бек-вокалистов под руководством Уорда Свингла. О них сейчас мало кто помнит, а ведь там пели Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и Мишель Легран. И Валя делала это ничуть не хуже - так же чисто и красиво, с тонким вкусом.

Когда Толкунова все спела, мы разговорились. С первого дня знакомства у меня возникло ощущение, что я хорошо ее знаю. У Вали был этот редкий дар: куда бы она ни приходила, повсюду была своей, родной, знакомой... Она умела выстраивать почти личные отношения с людьми, оставаясь при этом, как теперь выяснилось, абсолютно закрытым человеком. Наша милая, родная Валюша была просто несгибаемой, железной леди.

Никто из тех, кто был на ее похоронах, не знал, что она болела раком 15 лет. Не знал и я, хотя мы дружили, часто встречались и бывали друг у друга в гостях.

- Странно, что такой женщине не везло в личной жизни...

Валя, самая нежная и хрупкая наша певица, полушутя говорила о себе: «Я - баба-мужик!». Почему-то Валя сама выбирала именно тех мужчин, которые не могли ее оценить. Со своим первым мужем, известным композитором Юрием Сергеевичем Саульским, развелась, потому что не смогла простить ему измену. Юра был очень влюбчив и, увлекшись очередной женщиной, считал, что просто обязан на ней жениться. Думаю, он искренне любил Валю, но устоять перед новым искушением не смог.

После развода с Толкуновой Юрий Сергеевич женился на молоденькой артистке, которая родила ему близнецов - мальчика и девочку. Наши семьи получили квартиры в одном доме, поэтому в то время я часто его видел - он производил впечатление абсолютно счастливого человека.

Второй муж Вали (дипломат Юрий Папоров. - Авт. ) для меня вообще личность непонятная: сделал ей сына Кольку, уехал за границу, и лет 15 не было от него ни слуху ни духу. На похороны, правда, приезжал.

- Какие ваши песни исполняла Валентина Васильевна?

Сначала были «Деревянные лошадки». Валя спела ее так просто, чисто и безыскусно, что песня очень понравилась народу. Потом я попросил ее вместе с Олегом Анофриевым озвучить мультфильм «В порту». Интересная история произошла с песней «Если б не было войны», написанной для художественного фильма «Приказ - огня не открывать». Картина получилась плохой и бездарной, но отмечена Государственной премией СССР.

- Не такая уж редкость для того времени...

Обычная история - в авторах сценария значился Георгий Марков, председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Думаю, дальше можно ничего не объяснять? Обычно в фильмах эпизод снимается под песню, здесь же времени на нее не оставили, поэтому прозвучала она в несвойственном быстром темпе. Сам того не желая, я подставил ее первую исполнительницу - певицу Жанну Рождественскую, которая пела хорошо, но темп все погубил.

А невезение песни тем временем продолжалось, на этот раз оно было связано с Аллой Пугачевой. Как-то, вскоре после невероятного успеха «Летних дождей», которые я для нее написал, она пришла ко мне и спросила: «У тебя есть что-нибудь еще?». И я сыграл ей «Если б не было войны». Алла тут же села за рояль и спела ее так, что у меня ком стоял в горле. «Все хорошо, - сказала она, - но стихи придется поменять». - «А чем они тебе не нравятся?» - удивился я. И Пугачева ответила: «Я же еще молодая, а там речь идет о внуках». - «Но ты ведь и в цирке не служишь, - парировал я, - а «Арлекино» поешь». Но Алла пошла на принцип.

В конце концов я показал песню Вале. Она наняла режиссера, который поставил ей мини-спектакль, и сделала из песни судьбу, тем самым подарив ей долгую жизнь.

- Когда вы в последний раз встречались с Валентиной Васильевной?

Когда встречался, уже не вспомню, а вот по телефону с Валюшей разговаривал буквально за несколько дней до ее смерти. Мы весело поболтали, и она сказала: «Надеюсь, ты не забыл, что 9 Мая мы с тобой выступаем?». - «Где?» - удивился я. «На моих концертах, - сказала она, - может, ты еще что-нибудь успеешь для меня написать?». Я обещал подумать, а дня через два узнал, что она соборовалась. И стало ясно, что нынешний День Победы - увы! - пройдет без Вали...

Когда в день похорон мы вышли из Театра эстрады, в котором проходила церемония прощания, на Берсеневскую набережную, то увидели, что вся она запружена людьми. Шли пожилые женщины, несли по два цветочка. Эта деталь поразила меня до глубины души! То есть цветы, как это бывает на пафосных похоронах, не подвозили грузовиками, люди покупали их на свои пенсионные копейки просто потому, что не могли поступить иначе.

Сразу же после похорон я поехал на программу Малахова «Пусть говорят», где рассказывал и о Вале, и об этих женщинах. «Дорогие, - спросил я творческую группу, - а почему, когда Валя была жива, вы не звали ее к себе? Почему истинно народная любовь видна только после смерти?». И попросил объяснить, что означает нелепое и запретное для искусства слово «формат», под который Толкунова якобы не подходила.

- Объяснили?

Они растерялись. А закончил я свои слова строчкой из «Бориса Годунова»: «Они любить умеют только мертвых». Первую строчку сознательно опустил, а она такая: «Живая власть для черни ненавистна». Я считаю, что наше телевидение сегодня в значительной степени работает для черни. И мне очень жаль, что Валя Толкунова, столь любимая народом и востребованная артистка, не была при жизни звана и желанна на телевидении. Изредка можно было увидеть какие-то кусочки из ее выступлений, но ни одного творческого вечера так и не показали.

Что же, пусть теперь Господь Бог упокоит ее душу. Незадолго до смерти она купила себе домик неподалеку от Дивеевского монастыря, часто ездила туда, много общалась со священниками. Вера помогала Вале в последние, такие непростые годы ее жизни.

АВТОР КОНЦЕРТНЫХ КОСТЮМОВ ВАЛЕНТИНЫ ТОЛКУНОВОЙ НАДЕЖДА СТУКАНЦЕВА: «БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ ПОРАЗИЛА ЕЕ ПРОСТОТА И ДОСТУПНОСТЬ»

Самые красивые концертные платья Валентине Толкуновой шили в Архангельске - в Доме моды «Чайка», их автором была мастерица Надежда Стуканцева.

- Надежда, почему Валентина Васильевна заказывала свои платья у вас, в общем-то, в провинции?

Наверное, потому, что мы хорошо ее понимали и знали, что именно ей нужно. А к нашему знакомству привела цепь случайностей, за которые я благодарю судьбу.

Валентина Васильевна, приезжая в любой город, старалась увидеть максимум местных достопримечательностей. Так она попала в Музей изобразительного искусства в Архангельске, где были выставлены коллекционные авторские вещи нашего Дома моды (тогда он еще назывался Домом быта). Певице они очень понравились, и она обратила внимание на фамилию автора. Потом Толкунова пришла в наш магазин, где ее особенно привлекли вещи с вышивкой и кружевом.

В тот день у нас был выходной, но администратор всех обзвонила и попросила встретиться со столичной гостьей. Помню, больше всего меня тогда поразила ее простота и доступность - в ней не было ничего похожего на свойственную звездам заносчивость. Из коллекции Валентина Васильевна отобрала несколько платьев, которые хотела бы иметь. И поскольку на следующий день ей нужно было улетать, мы - буквально за пару часов до самолета - сделали все необходимые примерки.

- Часто она к вам приезжала?

При ее напряженном гастрольном графике это было сложно, к тому же ей удавалось вырваться максимум на день-два. За это время мы старались сделать максимум, чтобы не утомлять ее примерками. Но и ей надо отдать должное - за долгие годы сотрудничества никаких капризов, никакого недовольства. Она была очень интеллигентным человеком. Мы сшили для нее довольно много: и красный костюм-тройку, и белый костюм с накидкой, отделанной ришелье, и ярко-желтое платье с жакетом-фигаро и вышивкой из платков, и костюм для романсов - черный с серебряным шитьем, и наряд «Северная красавица», отделанный мехом норки. Все это были вещи-трансформеры - их можно было комбинировать друг с другом.

- Валентину Васильевну ведь и похоронили в одном из ваших платьев?

Да, мы узнали, что такова была ее последняя воля, о которой она написала в завещании. В этом платье она когда-то исполняла песню «Прости меня, Россия» и очень его любила.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Понравилось? Лайкни нас на Facebook