Произведения ирины токмаковой для детей читать. Три "вечерних сказки" льва и ирины токмаковых
Ирина Петровна Токмакова
И настанет весёлое утро
Стихотворения, сказки, повести
«Настало весёлое утро…»
Если по порядку, то было так.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка…
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, – по домам!
И двухлетняя девочка проворно ложится на пол, смешно изображает на лице ужас и ловко уползает под кровать…
Так началось моё знакомство с поэзией Ирины Токмаковой. Под кровать уползала моя дочь, а стихи «Десять птичек – стайка» читала с выражением её мама.
Десять лет спустя я увидел в газете «Правда» статью Токмаковой. Она писала, что современная детская литература, и в особенности обращённая к малышам, должна прежде всего учить… взрослого, учить его обращению с ребёнком!
Писательница была права, и я знал это уже по опыту.
Ирина Петровна работает для самого маленького слушателя и читателя – для дошкольников и младших школьников. Пишет стихи, песенки, повести, сказки и пьесы. И во всех её произведениях идут рядом и дружат быль и небылица. Послушайте, почитайте стихотворения «В чудной стране» и «Букваринск», «Котята» и «Скороговорка», другие произведения, и вы согласитесь со мной. ‹…›
Стихотворения Токмаковой простые, короткие, звонкие, легко запоминаются. Они также необходимы нам, как и первые слова.
По-разному каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся легко, другим труднее. Одни взрослеют быстрее, другие помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых. Они чудесным образом соединяются в ту прочную нить, которая связывает родные слова и между собой, и с мудростью сказки, и с радостью и печалью нашего времени. С самых ранних лет вместе с узнаванием родного языка ребёнок погружается в определённую культуру. Потому и говорят: «Слово, язык – это целый мир».
С помощью слов узнают себя и других. Слова можно повторять, декламировать, петь, ими можно интересно играть.
Откуда же Ирина Петровна – взрослый человек – так хорошо знает первые слова детей? Или она их выдумывает, сочиняет?
Хорошие детские книжки получаются лишь у того писателя, который не забыл, как это – быть маленьким среди взрослых. Такой писатель ясно помнит, как дети думают, чувствуют, как ссорятся и мирятся, – помнит, как они растут. Если бы не помнил, не нашёл бы слов, которым вы сразу поверите.
«Сколько же надо помнить!» – может удивиться кто-то из вас.
Помнить и правда надо много. Но всё запомнить про детство не может даже детский писатель. И тогда он сочиняет, придумывает интересные истории, которые вполне могли быть на самом деле.
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь.
Чем раньше пробуждается в человеческой душе чувство любви к родному городу, селу, дому, друзьям и соседям, тем больше душевных сил становится у человека. Ирина Петровна помнит об этом всегда. Более полувека она ни на один день не расстаётся со стихами, сказками, повестями, а значит, и с вами – своими читателями.
Это мы немножко поговорили об особенных взрослых.
Теперь поговорим об особенных детях. Это легче, потому что дети – все особенные. Только особенный человек играет в докторов и космонавтов, в «дочки-матери» и в принцесс, в учителей и разбойников, в диких зверей и продавцов. В таких играх всё как на самом деле, как в жизни, – всё «по правде»: серьёзные лица, важные поступки, настоящие обиды и радости, настоящая дружба. Значит, детская игра не просто забава, а мечта каждого о завтрашнем дне. Детская игра – это уверенность в том, что надо подражать лучшим делам и поступкам взрослых, это вечное ребячье желание поскорее вырасти.
Вот Ирина Петровна и помогает детям: пишет, сочиняет книжки про всё на свете. Но пишет не просто, чтобы развлечь ребёнка, нет. Она учит серьёзно думать о жизни, учит серьёзным поступкам. Об этом её повести, например «Сосны шумят», «Ростик и Кеша», стихотворения «Я слышал», «Разговоры» и многие, многие другие.
У всех есть любимые игрушки. Вырастая, вы ещё долго не расстаётесь с ними: расставляете на шкафах, полках, усаживаете на диван, на пол. И правильно делаете!
Любимые игрушки, особенно куклы и зверюшки, – часть детства, детский мир, дети сами его сочинили вокруг себя. В таком мире можно жить сколько угодно, ведь кругом друзья. Этот мир населяют красивые герои – озорные и послушные, смешные и трогательные, честные и преданные. Зачем же с ними расставаться!
Точно такой же жизнью живут и детские книжки – самые лучшие ваши друзья и советчики. У игрушки, например Дюймовочки или медведя, спросишь о чём-нибудь. Дашь им минутку помолчать-подумать и сам же за них себе отвечаешь. Интересно! А вот книжка сама отвечает нам голосами своих героев на любые вопросы. По-моему, ещё интереснее! Одну из таких книжек вы держите сейчас в руках.
Любое известное произведение Токмаковой, вошедшее в книгу «И настанет весёлое утро», обязательно заставит вас найти и вспомнить другие стихи и прозу Ирины Петровны, её переводы произведений для детей с армянского, литовского, узбекского, таджикского, английского, болгарского, немецкого и других языков. Токмакова вообще много переводит – помогает писателям других стран прийти со своими книжками к детям, читающим по-русски. Так читатели и писатели с помощью книг учатся друг у друга хорошему, лучше и быстрее понимают, что человек рождается и живёт для счастья – для мира, для людей, а не для горя – для войны и уничтожения всего живого. А если человек этого не понимает, его жизнь проходит впустую, никому не приносит ни радости, ни пользы. Значит, зря родился…
И всё же радости и печали в нашей жизни часто идут рядом. Взрослые, много пожившие люди говорят: «Так устроен мир».
Интересно, что писатели и дети, не сговариваясь, чаще всего отвечают на это так: «А мы хотим сделать мир лучше».
Правильный ответ.
Чужого горя не бывает, не должно быть. Поэтому детские писатели всегда ищут причины хороших и плохих поступков взрослых и детей:
Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал,
Хоть он говорил тихо.
Теперь лосёнка губастого
Кто же в лесу накормит?
Я ненавижу Тарасова.
Пусть он домой уходит!
Когда человек стремится к лучшей жизни, он хочет справедливости не только для себя, но обязательно и для других. А «другие» – это не только люди, это – всё живое вокруг. Ирина Токмакова много пишет о природе, умеет личное состояние своих героев – детей и взрослых, деревьев и цветов, домашних и диких животных – сделать интересным каждому читателю. Даже в коротеньком стихотворении она мудро очеловечивает природу, раскрывает содержание ежедневных забот и дерева и зверя.
ВсеДорогие мои читатели!
Я стала думать, что же может быть такого общего между мной, такой старой, и между вами, такими молодыми? Да вот же что: и вы, и я – мы любим « Мурзилку»! Это наш журнал – и ваш и мой.
Познакомиться с « Мурзилкой» мне довелось ещё тогда, когда я была такого же возраста, как вы сейчас. Под Новый год я каждый раз напоминала маме, чтобы она не забыла оформить подписку на мой любимый журнал. Но прошло время, и я выросла и стала читать другие, взрослые, журналы и газеты. А потом… Потом – а было это в далёком 1958 году, когда ваши папы и мамы ещё не родились, а бабушки и дедушки пешком под стол ходили, – моё первое стихотворение было напечатано в « Мурзилке». Ух, какой гордостью это наполняло меня, начинающего писателя!
И во все следующие времена, что бы я ни писала, я первым делом показывала в редакции « Мурзилки». Очень многое сначала печаталось на страницах любимого журнала, а потом уж переходило в книжку. И очень многие герои самых разных произведений, написанных самыми разными писателями, сначала приходили к читателю в журнале, в « Мурзилке». А уж потом они переселялись в книжку.
Что может быть интереснее, чем встретить в книжке своего знакомого, узнать подробности его жизни и приключений, перелистывая страницы книги.
Вы заметили, что, когда листаешь бумажные страницы, они излучают тепло? Никакой электронный планшет, самый навороченный, такого тепла не даст никогда, уверяю вас!
Как это бывает чудесно – забраться с ногами на диван, взять в руки тёплую, живую книжку, посмотреть, как героев изобразил художник, отрешиться от всего, углубиться в чтение и даже силой воображения самому оказаться в гуще описываемых событий. Что может быть чудесней! Вы согласны со мной?
Приключения в Тутитамии
День всё хмурился и хмурился. С самого утра. Потом пошёл дождик. Мелкий и противный. Совсем не летний, а какой-то осенний, унылый. Наушка свернулся в углу Наташиного диванчика, сделался похожим на бабушкин клубок, и спал, спал, спал…
Наташа скучала, ничего не хотелось, ни играть, ни рисовать. Бабушка за чем-то вошла в комнату и вдруг остановилась возле Наташиного столика.
Наташа, что это? - спросила она, взяв со стола красивое деревянное, расписанное голубыми и розовыми цветами пасхальное яичко. - Откуда оно?
Наташа ответила не сразу и как-то странно засмущалась:
Это Таино…
Она тебе его подарила?
Н-н-нет…
Дала поиграть?
Н-н-нет…
Бабушке что-то показалось подозрительным.
Так как же оно к тебе попало? Наташа молчала. Она опустила глаза и уставилась в пол.
Я взяла его из корзинки…
Не спросясь?
Да, - прошелестела Наташа.
Что же ты наделала? - заволновалась бабушка. - Ты что, не знаешь, что брать чужое без спросу - это попросту воровство?! Сейчас же бери зонтик и отправляйся к Тае.
Бабушка, а что же я скажу? - растерялась Наташа.
Что хочешь, то и говори! Но только, чтобы это была правда!
Когда Наташа пришла к Тае, та сидела на табуретке и плакала. Оказывается, расписное яичко было подарком и памятью, и Тайна мама им очень дорожила. И Тае влетело за то, что оно потерялось. Краснея и запинаясь, Наташа протянула яичко. Тая так обрадовалась, что не стала расспрашивать, как же оно вдруг оказалось у Наташи. К тому же, на Наташино счастье, Тайной мамы не было дома…
Когда Наташа вернулась домой, бабушка строго спросила:
Отдала? Наташа кивнула.
Хорошо, что у тебя хватило мужества, - сказала бабушка. - И совести, - добавила она, помолчав. - А теперь садись на диван и послушай. А я тебе прочитаю сказочку.
Подвинься, Наушка, - сказала Наташа и приготовилась слушать.
Бабушка взяла книжку, надела очки и стала читать сказку.
Дама червей
Утром в кухне своей
Испекла королевские пончики
Для знатных гостей
Самых разных мастей.
Положив их студить на балкончике.
А червонный валет,
Восемнадцати лет,
Утащил их и съел в одиночестве.
И никто не видал.
И никто не сказал:
« Как не стыдно вам, Ваше Высочество!»
Вскоре гости пришли:
Дамы и короли
И трефовые, и бубновые.
Все в парче и мехах,
Разодетые в прах
И закутаны в мантии новые.
Тут король наш червей
Крикнул даме своей:
Погляди, кто пожаловал в гости к нам! –
Сам к столу подавал.
Даже сам разливал
Вкусный суп из телячьих хвостиков.
Был лосось на столе
И индейка в желе,
И шампанское брызгало искрами.
Все воскликнули: - Ах! -
Как внесли при свечах
Легкий пудинг с подливкой изысканной.
Весь обед королева была весела.
Обглодала подряд два индюшьих крыла.
Запивая французским бульончиком,
А потом приказала валету червей
Королевский десерт принести поскорей
И попотчевать каждого пончиком.
Но, вернувшись с балкона, валет
Доложил: - Их там нет.
Видно, их утащили разбойники.
Я искал на полу.
Шарил в каждом углу.
На столе, в сундуке, в рукомойнике.
Впрочем, может быть, кот,
Что в подвале живёт. -
Вы об этом подумайте сами -
Верно, он их и съел: На меня он глядел.
Шевеля виновато усами.
Постыдись-ка, валет.
Ты несёшь сущий бред.
Ведь коты не питаются пончиками.
И, заметить позволь. -
Крикнул с сердцем король. -
Им не надо беретов с помпончиками!
Эй, позвать сюда слуг
Да поставить всех в круг.
Сам я буду вести разбирательство.
Знаю я, кто украл,
Крошки все подобрал.
Да осталось одно обстоятельство.
Так случилось, что вор,
Позабыв про позор,
Подбородок платочком не вытер,
А ему на беду
У людей на виду
Весь сироп от варенья и вытек!
Тут все стали глядеть,
Головами вертеть,
Будто вора не видели сроду.
А валет наш червей
Трёт сильней и сильней
Неиспачканный свой подбородок.
Королева, крича:
Эй, позвать палача! -
Каблуками стучала от злости.
И не знали, как быть.
Надо ль есть или пить,
Все ее королевские гости.
Но король речь держал.
Горячо возражал
Против смертной валетовой казни:
Раз уж пончиков нет,
То червонный валет
Вряд ли что сотворит безобразней!
Пусть червонный валет
Ближних несколько лет
Гложет только грелую корку.
А на завтрашний день
Принесите ремень
Да задайте хорошую порку!
Наташа рассмеялась.
Прости, бабушка, - сказала она. - Я всё поняла, я больше никогда ничего чужого не возьму без спросу.
Бабушка, погладив внучку по головке, пошла на кухню жарить котлеты.
Знаешь, Наушка, - сказала Наташа. - Всё-таки у меня очень добрая бабушка.
Но Наушка продолжал спать, а дождик продолжал стучать в окошко. Наташа прилегла рядом. Натянула на себя старый клетчатый плед. И тоже незаметно для себя уснула.
( « Сказка про пончики» - фрагмент сказочной повести Ирины Токмаковой « Приключения в Тутитамии» - опубликована в 6 номере журнала « Мурзилка» 1999 года.)
Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!
Рис. Л. Токмакова
Не берусь утверждать, что знаю все варианты иллюстраций Льва Токмакова к "Вечерней сказке" Ирины Токмаковой. Но сегодня захотелось перечитать ее и сравнить рисунки хотя бы в тех трех книгах, что оказались под рукой.
Отдельными изданиями "Вечерняя сказка" выходила в серии "Мои первые книжки" - в 1968-м и 1983-м году.
Чуть более ранний вариант иллюстраций встретила в сборнике "Карусель" 1967-го года:
В сборнике 1967-го года на 8-ми страницах, отведенных под сказку, главное - стремительное движение. Сначала - порыв к нему, который уже чувствуется в быстром наклоне главного героя (типичного интеллигента 60-х годов). Этот наклон - та диагональ, на которой строится вся композиция разворота:
На следующих страницах предвестники движения и тревоги - взметнувшиеся занавески на окне:
На третьем развороте все подчинено движению. Насупленные в полете совы и совершенно потрясающая силуэтная картинка:
Движение завершается хлопком распахнутой двери и порывистым жестом взрослого героя:
Ярко, лаконично, закончено.
В "Вечерней сказке" 1968-го года 16 страниц и, несмотря на присутствие только двух цветов - черного и белого, значительно больше лирических оттенков. Деревенский вечер, прогулка по лесу... С такой тихой ноты начинается книга:
И главный герой - не стремительный молодой интеллигент, а близорукий чудак в толстых очках, стекла которых поблескивают в вечернем свете:
А сказка почти не похожа на сказку, настолько реальна ее обстановка:
Обратите внимание на мальчика Женьку. В изданиях 60-х годов года он обычный веселый сорванец:
В книжке 1968-го года нашлось место и диалогу чудака с дятлом, мышкой и кротом:
А вот и его бег из дремучего вечернего леса к огонькам деревни:
Последний разворот почти повторяет рисунок из сборника "Карусель", но как изломаны движения чудака, в них нет той цельности порыва, что мы видели раньше:
Книга 1983-го года сделана в совсем другой манере.Главный герой - современный "турист" в бейсболке и с фотоаппаратом. А Женька уже не сорванец, а самый настоящий капризуля. И сказка настоящая, такая игрушечная и теплая.
Родилась Ири́на Петро́вна Токмако́ва
3 марта 1929 года в интеллигентной семье инженера-электротехника Пётра Карповича Манукова и детского врача Лидии Александровны Дилигентская.
С малого возраста Токмакова писала стихи, но всерьез свое увлечение не воспринимала и поэтому выбрала профессию лингвиста. Ирина Петровна закончила школу с отличием, с золотой медалью. Поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию. Одновременно работала переводчиком.
Большую роль в начале творческого пути сыграл муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, он отнес переводы шведских стихов в издательство, где их приняли к печати.
Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», — сделанная вместе со Львом Токмаковым.
Перу Токмаковой принадлежат образовательные повести-сказки для детей дошкольного возраста и классические переводы английских и шведских фольклорных стихов.
Ирина Петровна Токмакова, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»).
Позже выпущено большое количество произведений для детей: «Времена года», «Сосны шумят », «Сказка про Сазанчика », «Женька-совёнок», «На родной земле: Предание», «Летний ливень», «Заколдованное копытце», «