Презентация артикуляционная гимнастика по сказке колобок. Артикуляционные сказки для детей дошкольного возраста

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков - всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.

Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Просмотр содержимого документа
«Авторское логопедическое пособие: "Артикуляционная сказка - Как колобок готовился к Новому году"»

Артикуляционная сказка

«Как колобок готовился к Новому году»

Логопед-дефектолог

Стаценко Л.В.

Краснодар 2016


Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию авторское логопедическое пособие, которое поможет Вам провести столь обыденную артикуляционную гимнастику в занимательной для ребёнка форме: читайте сказку про колобка в стихах и выполняйте с анимированными персонажами зарядку для язычка.

Работая по этому пособию, ребёнок не заметит, как пролетит время.

Занятие пройдёт незаметно и результативно!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна


Солнце радостно встаёт,

Будет светлым наш денёк!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок проснулся рано…

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Улыбнулся широко.

Губы выдвинул трубою,

Подудел слегка в неё.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот он весело шагает,

Чистить зубки он идёт!

(пальчиками обеих рук шагаем по столу)

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Сверху-снизу, вправо-влево

  • Всё почистит колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Широко он улыбнётся,

Позовёт свой язычок.

На губу его положет,

Блинчик быстро испечёт.

Пя-пя-пя он строго скажет,

Язычок слегка накажет.

А затем засунет в рот.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А потом его причешет быстро гребнем взад-вперёд.

Будет чистым и красивым наш весёлый колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот часы пробили девять

Влево-вправо тики-так!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Время чай попить с вареньем.

Папа с мамой ждут ребят…

«Горячо!» – сказал наш папа.

Все подули на чаёк.

«Ах, как вкусно!» – облизнулся колобок.

«А грибочки просто чудо!» – восхитился язычок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Посидели, посидели…

Разошлись, когда поели.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок во двор идёт…

Снег лопатой убирает.

Там и ёлку наряжает.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Маме с папой помогает.

Стены красит, дом, забор.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мусор в доме подметает,

Окна моет, пол и стол.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Много сделано, ребята.

Много сделано, друзья.

Поиграю я сегодня:

Футболистом стану я.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покатился колобок…

Резко мячик он гоняет,

Гол за голом забивает.

Не задача вдруг случилась:

Ваза мамина разбилась!

Что сказать? Не знаю я?!

Попрошу простить меня!

Вазу эту уберу.

Лучше я во двор пойду.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покачаюсь на качеле -

Вверх и вниз повыше ели.

Прокачусь на санках я

Прямо с горки – раз и два.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А когда устану, Барабанить громко стану.

Марширую я вперёд,

А за мною целый взвод.

А теперь я на коне

И никто не страшен мне.

Как же весело скакать –

Раз, два, три, четыре, пять!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мама вышла на порог.

В дом меня она зовёт.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Завтра будет Новый год!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


С наступающим Новым Годом

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ).

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ).

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ). - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок».

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица ().

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска» ).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели» ). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка» ), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач» ).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик» ).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка» ).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик» ).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит» ). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.

Удачи вам в занятиях, радости в общении!

Приложение.

Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.

Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.

«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.

«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.

«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.

«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.

«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.

«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.

Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.

«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка» ).

«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Воспитание чистой речи у детей - задача родителей, учителя. Предлагаю Вам упражнения, которые можно использовать в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы Вашему ребенку учиться было интересно, они собраны в артикуляторные сказки.

Артикуляционная сказка "Теремок"

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок

Надуть щёки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой

Хоботок - вытянуть губы вперёд и вращать ими

В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями

Окошко - приоткрыть верхние и нижние зубы

и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный

Оскал - показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

ветер. Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки - кончиком языка погладить щёки

Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…

Поочерёдно надувать щёки

Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад,

Двигать челюстью вправо-влево

дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щёки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит:

Верхними зубами

закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка.

Артикуляционная сказка "Про гнома"

Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке

Улыбка

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы.

Часики - раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево


Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки,

Двигать кончиком языка вверх-вниз


поел вкусного варенья и побежал гулять

Варенье - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба

Перелез через забор,

Забор - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

Горка - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать

Нос поморщить

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Горка

Забор


Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку,

Произнести звук с-с-с

умылся, почистил зубы,

Щётка - кончиком языка почистить нижние зубы

задул на ночь свечу,

Трубочка - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У

и лёг спать.

Лопата - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Артикуляционная сказка "День рождения Винни-Пуха"

Жил-был Вини Пух.

Толстячок - надуть обе щёки

Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко,

Кончик языка потянуть к носу

на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца,

Двигать языком вверх-вниз


на домик Пятачка, на домик Иа-Иа

Двигать языком вправо-влево


«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей:

Улыбка

покрасил потолки,

Маляр - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

оконные рамы,

Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

взял острый гвоздик и

Иголка - сильно потянуть кончик языка вперёд

прибил к стене свой портрет.

Молоток - напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп

Красивым и уютным стал его дом.

Улыбаться

Испёк Вини печенье,

Лепёшки - широкий передний край языка положить на нижнюю губу

Пирожок - широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок

ватрушку,

Покусать язык

намазал её сверху вареньем.

Вкусное варенье

Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей.

Блюдце - высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус.

Фокус - высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

Артикуляционная сказка "Маша и медведь"

Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла

Горка - широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Санки - боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

гулять. Шла-шла, на избушку набрела.

Толстячок - надуть обе щёки

Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит,

Грибок - прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10.

на нём чашки стоят.

Чашечка - боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу

Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша

Лопатка

блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями.

Пожевать края языка

Вдруг открывается дверь, и входит медведь.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел

Нахмуриться

на столе порядок, чашки стоят,

Чашечка

блины в тарелке остывают с вареньем,

Вкусное варенье

пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются.

Пирожки

Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню.

Улыбка.

Поцокать языком под верхней губой.

Артикуляционная сказка "Колобок"

Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала.

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться.

Катушка - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу.

Язык перешагивает через зубы.

Лопатка

Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно.

Оскал

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево - вкусно пахнет

Хоботок

Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп - и закрылись. Так Волку язык и прищемило.

Иголка к носу

Оскал

Прикусить язык

Лопата

Часики

Педагог-логопед

помогает справиться со многими проблемами, в том числе и с одной из самых актуальных для школьного обучения проблем с дисграфией (графо — пишу, дис — расстройство) - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок в том, что они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Например, ребёнок пишет ЗУК вместо ЖУК, БОМ вместо ДОМ, пропускает буквы (ЗОТИК вместо ЗОНТИК), вставляет лишние буквы, пишет слитно предлоги со словами и т. п.

Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки «странными» — лишь для специалиста (логопеда ) ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Чем же можно объяснить появление в письме такого рода ошибок? Письмо тесно связано с процессом устной речи. Только на основе достаточно высоко развитой устной речи может сформироваться грамотное письмо.

А если ребёнок не различает некоторые речевые звуки на слух, в устной речи заменяет одни звуки другими (СЫСКА вместо ШИШКА), неграмотно согласовывает слова (НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ, ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО и т. д.), если в пять-шесть лет он не может выделить звук на фоне слова, определить место звука в слове, или ему трудно различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, то всё это существенно затруднит процесс овладения полноценным письмом.

Итак, совершенно ясно, все будущие затруднения в письме «начинаются» не в школе. Их почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте.

По этой причине очень важно родителям внимательно присмотреться к ребёнку задолго до поступления в школу, а еще лучше пройти обследование у логопеда. В случае выявления хотя бы одного из вышеперечисленных недостатков устной речи необходимы систематические занятия с логопедом .

Учитель-логопед Драницына Татьяна Николаевна владеется определенными методами и приемами формирования тех процессов, которые у ребенка нарушены, наши специалисты сделают все возможное и необходимое для своевременного их исправления, а значит для предупреждения «странных» ошибок на письме и «двоек» в дневниках и тетрадях.

Мы поможем Вам воспитать отличников!

Ваш ребенок пришел в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от нее зависит успех в усвоении им школьной грамоты.
Предлагаю Вам словесные игры и упражнения, способствующие активации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из школы, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

  1. "Слово на ладошке" . Назвать словами предметы, которые находятся у вас в кармане, на ладошке, на шее и т.д.
  2. "Что бывает?" . Подобрать к прилагательному и согласовать с ним в роде, числе, падеже существительное.
    Зеленый -… дол, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.
  3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
    Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  4. "Обобщающие слова" :
    1. Ребенок должен назвать фрукты…, мебель…, овощи…, одежду…, животных…
    2. Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен - это…
    3. Ребенок должен назвать лишнее и объяснить почему. Например, сосна - роза - нарцисс - гвоздика.
  5. "Посчитай" . Считает все, что можно сосчитать. Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок... Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок... и т.д.
  6. "Скажи наоборот" . Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
    Существительные: смех-…, день-…, холод-…, север-…, и т.д.
    Глаголы: пришел-…, нырнул-…
    Прилагательные: широкий-…, маленький-…, богатый-…и т.п.
    Наречия: далеко-…, высоко-…
  7. "Подбери слово" . Ребенку предлагается подобрать слова на какой-либо звук. Например, фрукт, название которого начинается со звука А (апельсин, абрикос, ананас…).
  8. "Большой - маленький" . Ребенку предлагается назвать предмет ласково, например, ложку - ложечка, стул - стульчик, и т.д. В сказках о диких и домашних животных это могут быть названия детенышей, а могут быть ласкательные слова: лисонька, коровушка.
  9. "Отгадай загадку" . Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это? (Репка). Загадывайте детям так же описательные загадки. Например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
  10. "Назови, какой…" . Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит, он яблочный; варенье из яблок - яблочное и т.д.
  11. "Подумай и ответь" . Предлагайте детям задачи с хитринкой, типа: Чего в лесу больше: елок или деревьев?
  12. "Подбери слово" . Птица - перья. Рыба - ...Огурец - овощ. Ромашка - …
  13. "Расскажи стихотворение" . Заучивайте с детьми стихотворения.
  14. "Расскажи сказку" . Читайте детям сказки, беседуйте о содержании, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте героев сказок.

Ёжик, цветы Давай покажем, как бегал ёжик. У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я - колючий серый ёж! Совершать круговые движения языком между губами и зубами. Вдох через нос- «нюхать» цветок; на выдохе произнести:»Ах, как пахнет!» Найди цветы с пятью лепестками.


Футбол Поиграем в футбол (рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.) Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она. Покажи мальчика. Который сейчас забьёт гол: он в жёлтой …, в синих …, в красных … и без …. (Футболка, шорты, носки, кепка)


Качели Покатайся с язычком на качелях. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Улыбнуться. Открыть рот широко. Опустить кончик языка за нижние зубы, поднять язык за верхние зубы. Посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек; Покажи бабочек, которые летят направо; Покажи бабочек, которые летят налево;


Индюк сердится Покажи, как ругается индюк. Я- индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд- назад, произнося: была- была- была… Найди всех гусениц.


Месим тесто Помоги Язычку месить тесто. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, п+ять – Не пора ли вынимать? Улыбнуться, открыть рот, покусать язык, пошлёпать, закусить и протаскивать сквозь зубы. Что сделано из муки?









Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

(подборка)

Учитель-логопед:

Волкова С.В.

М.В. Малец

«Веселый лягушонок»

Упражнение «Улыбка»

Зубы сомкнуты.

Губы в улыбке. Верхние

и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка,

Тянем к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет

Добывать себе обед

Приходилось самому.

Было нелегко ему.

Пищу сам он добывал,

Еще до свету вставал

И под кочкой у листочка

Язычок свой разминал:

Чтоб комариков достать,

Должен он подвижным стать.

Упражнение «Блинчик»

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя -

Пя-пя-пя -

Язык - лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

Упражнение «Иголочка»

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

Расслабляться надоело!

Напряжемся до предела!

Язычок теперь - «иголка»,

Хоть и острый, но не колкий!

А теперь без сожаленья

Чередуем упражненья:

«Блинчик» - острая «иголка» -

Расслабленье - напряженье.

Упражнение «Часики»

Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.

«Часики» - «тик-так, тик-так!»

Постарайся, сделай так:

Язык - «иголка», улыбнись,

Губ уголков «иглой» коснись.

Словно маятник язык:

Тик-тик! Тик-тик!

Тик-тик! Тик-тик!

Упражнение « Чистим зубки»

Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом - по нижним зубам, слева направо и обратно.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Полюбуйся, посмотри.

Зубки нижние снаружи

Чисто чистит он затем.

Справа - влево, слева - вправо,

Помнить нужно это всем:

Челюсть нижняя на месте!

«Чистим зубки» с ним мы вместе!

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил,

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Болтушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

Лягушонок очень мил,

Сам себя он похвалил:

«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

Сам комариков ловил!

Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

У меня хватило сил!

Язычок широкий, плоский,

Словно блинчик или доски,

Чашечкой я завернул,

К носу язычок тянул.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслажденьем:

«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья -

Занимайся каждый день.

Прочь тогда прогонишь лень!

Если прочь прогонишь лень,

Сытым будешь каждый день!

Л.Тимощук

«Аня»

[а]

Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так.

(уппр. «Улыбочка»)

Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так.

(упр. «Дудочка», нахмурить брови)

Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так.

(упр. «Дудочка»)

Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так.

(упр. «Улыбка»)

Мы тоже любим играть с нашими язычками в «Прятки».

(упр. «Прятки» 3-4 раза)

Л.Тимощук

«Маленькая горошинка»

[х-х`]

Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту. «Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза ). «Положите» горошину на кончик высунутого языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать под счет до 10 ). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком (загибая его сильно вверх ), потто снова на кончик языка (4-5 раз ).

Л.Тимощук

«Веселый Волк»

[у]

Материал: игрушка волка, картинки артикуляционных упражнений

«Лопатка», «Иголочка», «Улыбочка», «Дудочка».

(располагает на наборном полотне четыре картинки для артикуляционных упражнений)

Сегодня к нам в гости пришел Волк и увидел выставку картинок. Посмотрите на них внимательно.

Только Волк отвернулся,

(вместе с педагогом дети опускают голову на руки, сложенные на столе)

как одна картинка пропала (убирает одну из картинок ). Какой картинки не стало?

Правильно «Улыбочки». Давайте улыбнемся и не будем грустить.

(упр. «Улыбочка»)

Волк задумался,

Пропала еще одна картинка. Какая?

Правильно, «Дудочка». Давайте ее изобразим.

(упр. «Дудочка»)

Волк опять задумался,

(дети опускают голову на сложенные руки)

И опять картинка пропала. Какой картинки не стало? Правильно «Лопаточки». Давайте ее покажем.

(упр. «Лопаточка»)

Что же происходит, Волк задумался.

(дети опускают голову на сложенные руки)

И снова картинка исчезла. Какой картинки не стало? Правильно «Иголочка»

(упр. «Иголочка»)

Расстроился Волк. Давайте успокоим его. Будем показывать ему пропавшие упражнения.

Вспомните, какая картинка исчезла первой? («Улыбочка»)

(упр. «Улыбочка» и появляется картинка)

Какая картинка исчезла второй?

(«Дудочка» )

(упр. «Дудочка» и появляется картика)

Какая картинка исчезла третьей? («Лопаточка» )

(упр. «Лопаточка» , появляется картинка)

А какая картинка исчезла четвертой? («Иголочка» )

(упр. «Иголочка», появляется картинка)

Очень хорошо! Волку очень понравилось, как вы умеете делать эти упражнения.

Л.Тимощук

«Путешествие по реке»

[ы]

Материал и оборудование: игрушки – котенок, утка, слоненок; «корабль» -

Ряды стульев.

Представьте, что мы сидим на берегу и ждем корабль.

Вот к реке подошел котенок (показывает игрушку ) и начал лакать воду. Как он лакает?

(чередование упражнений «Лопаточка» - «Чашечка»)

Мимо проплыла уточка (показывает ).

(упр. «Утиный клювик»)

По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка (показывает ). Он, подойдя к реке, начал набирать воду хоботом.

(упр. «Хоботок» с сильным вдохом)

Мы забыли сделать очень важную вещь – купить билеты на корабль.

Чтобы их купить, надо назвать слово, которое начинается со звука [о].

(Дети, которые произносят слова с заданным звуком, получают билеты. Если не все выполнили задание, педагог предлагает вспомнить слова, начинающиеся со звуков[у],[и], и вручает билеты)

Л.Тимощук

«Рассказ о том,

как Ветерок побывал в цирке»

[а, и, у]

1. Ветерок зашел в цирк, удобно сел в кресло и расслабился.

(упр. «Лопаточка»)

Вот на арене появился жираф с длинной – предлинной, тонкой – претонкой шеей.

(упр. «Иголочка»)

Жираф исполнял такие забавные номера, что Ветерок стал улыбаться, вот так.

(упр. «Улыбочка»)

Но больше всего понравился Ветерку слоненок с длинным носом.

(упр. «Хоботок»)

2. Вдруг на арене цирк появился аквариум, а в нем большая рыба. Она смотрела на всех выпученными глазами и беззвучно разговаривала. Рыба открыла рот вот так

(открыть рот упр. «Домик открывается»)

И Ветерок понял, что она произносит звук … (Д ети: [а] )

Потом рыба вытянула губы вперед в виде трубочки и беззвучно сказала… (Дети: [у] ).

(упр. «Трубочка»)

Затем рыба как бы пропела два звука (педагог артикулирует [ау] ). Повторите эти звуки.

(чередование упражнений «Домик открывается» - «Трубочка»)

3. После рыбы выступал медведь. Он катался на самокате и пел песни.

Ветерку так понравилась песня медведя, что он стал подпевать ему. Давайте и мы подпоем. (Дети подпевают концовки )

Быстро еду, еду, еду. – У-у-у, у-у-у.

Вас порадовать хочу. – У-у-у, у-у-у.

И на быстром самокате

Кого хочешь прокачу. – У-у-у, у-у-у.

Л.Тимощук

«Как Маша

ходила к зубному врачу»

[м-м`]

Сегодня Машу повели к зубному врачу, чтобы проверить зубы. Врач просит: «Открой, пожалуйста, рот». Но Маша испугалась. Стиснула губы плотно – плотно. Не видно врачу ни зубов, ни губ. Покажите, что сделала Маша.

(плотно сомкнуть губы)

Врач стал уговаривать Машу не боятся. Тогда Маша показала только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятала. Покажите, что сделала девочка.

(упр. «Зайчик» или «Шторки»)

«Я хочу видеть все твои зубы», - говорит врач. Теперь Маша показала только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятала. Покажите, что она сделала.

(упр. «Лягушка» или «Шторки»)

Врач уговаривает Машу, а время все идет, только слышно, как часы тикают: тик – так. Как тикают часы?

(упр. «Часики»)

Тогда врач достал из кармана баночку и сказал: «Всем хорошим, смелым детям я даю витамины, но ты, наверное, их не хочешь?»

Маша ответила: «Хочу, я их очень люблю». И улыбнулась. Покажите, как?

(упр. «Улыбочка»)

Потом она открыла рот. Врач осмотрел ее зубы, не нашел ни одной дырки и угостил Машу витаминами.

Л.Тимощук

«Песик Пулька»

[п-п`]

Это случилось в день рождения петушка Пети, на которое он пригласил своего друга песика Пульку.

Песик Пулька лежал на полу и думал, что подарить Пете.

(упр. «Лопаточка»)

Мимо пролетал попугай Паша.

(упр. «Качели»)

Попугай Паша был забиякой. Ему захотелось клюнуть песика, который показался Паше спящим. Но в это время Пулька потянулся и стал лизать свою гладкую шерстку.

(вытягивание широкого языка. Движения широким языком, имитирующие лизание)

Упрямый попугай подлетел к песику. Но Пулька подпрыгнул и поймал попугая за хвост.

(губы обхватывают широкий кончик языка)

Попугай Паша испугался и стал выдергивать свой хвост из лап Пульки.

(язык пытается освободиться, губы его удерживают)

Наконец это ему удалось. Но у Пульки осталось в лапах одно легкое перышко. Обрадованный песик стал с ним играть.

(упражнение на поддувание)

Л.Тимощук

«Ворона»

[в-в`]

В гости к нам прилетела птица. Отгадайте, какая?

«Кар-кар, я летала, кар-кар, я устала

Кар-кар, посижу, кар-кар, отдохну»

Эта птица всем знакома.

Называется… (ворона)

Однажды наша ворона сидела на высоком заборе.

(упр. «Заборчик», следить, чтобы губы детей были в улыбке)

Вдруг она увидела, что во дворе появился мальчик с лопаткой в руке и направился к забору. Там он начал что-то строить.

(упр. «Лопатка»)

Забор был высокий, и вороне плохо видно, что делает мальчик. Она слетела с забора, подлетела поближе и спряталась в сугроб.

(упр. «Прятки»: язык находится за нижними зубами 5-7 сек.)

Любопытно вороне: что делает мальчик? Чтобы лучше видеть, она вытянула шею и вся выгнулась.

(упр. «Сердитая кошечка»: спинка языка приподнята 5-7 сек)

Ничего вороне не видно. Высунула она голову из-за сугроба. Ничего не поймет.

(кончик языка положить на нижнюю губу 5-7 сек.)

Тем временем мальчик закончил свою работу – строительство снежной крепости и ушел домой. «Ну вот, проворонила», - подумала ворона и снова взлетела на забор.

(упр. «Заборчик»)

Л.Тимощук

«Дятел»

[д-д`]

Однажды Дятел вылетел из своего родного леса и полетел в деревню к друзьям. Внизу он увидел быстро мчащуюся электричку. Ее колеса стучали по рельсам. Вот так: «Д-д-д».

(упр. «Дятел»)

Потом Дятел увидел лошадку. Она быстро бежала по дороге, цокая копытами.

(упр. «Лошадка»)

Дятел не мог двигаться так же быстро, как электричка и лошадка. Зато он умел лечить больные деревья, доставая из-под коры жучков и гусениц. Сядет Дятел на дерево и стучит: «Д-д-д». Как он стучит?

(упр. «Дятел»)

Дятел подлетел к дому своих друзей Димы и Даши и заглянул в окно. Дятла уже ждали в гости.

(упр. «Окошко»)

Дима играл на дудочке.

(упр. «Трубочка»)

А Даша накрывала на стол: поставила самовар,

(упр. «Самовар» или «Паровозик»)

чашки,

(упр. «Чашечка»)

и вкусное клубничное варенье.

(упр. «Вкусное варенье»)

Дятел стал стучаться в окно: «Д-д-д». Постучите и вы как Дятел.

(упр. «Дятел»)

Ребята очень обрадовались, когда увидели Дятла и широко улыбнулись.

(упр. «Улыбка»)

Л.Тимощук

«Колобок»

[к-к`]

Испекла бабушка Колобок и положила его на окошко.

(упр. «Окошко»)

Он был такой горячий, что тронешь его – обожжешься. Стал Колобок по подоконнику кататься – остужаться.

(упр. «Катание шарика» или «Хомяк»)

Вдруг видит Колобок – крадется к нему кошечка, и решил он от нее спрятаться.

(упр. «Прятки» 5-6 раз)

Подкралась кошечка поближе и лапкой – цап! – а Колобок-то горячий. Обожгла кошечка лапку и очень рассердилась.

(упр. «Кошечка сердится» 4-5 раз)

Колобок испугался и покатился куда глаза глядят.

Катится Колобок, а навстречу ему заяц скачет.

(упр. «Зайчик»)

Колобок спел ему свою песенку и покатился дальше.

Катится Колобок, а навстречу ему скачет по дорожке Лягушка – квакушка. Подружились они. И Колобок покатился дальше.

(упр. «Лягушка»)

(упр. «Прятки»)

Так Колобок познакомился со своими новыми друзьями. Теперь ему не будет скучно.

Л.Тимощук

«Гена и его щенок»

[г-г`]

У Гены есть щенок, породы бульдог.

(упр. «Бульдог» , «Прятки»)

Щенок любит лакать молоко. Вот так.

(чередование упр. «Лопаточка» - «Чашечка»)

Однажды он так забрызгал молоком свою будку, что Гене пришлось ее отмывать.

(кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята, достает нёбо. Спинка языка движется вдоль нёба вперед - назад)

Во двор Гены забежала кошка. Стоит кошка озирается по сторонам.

(упр. «Часики»)

А щенок тут как тут, звонко залаял. Кошка испугалась, выгнула спину дугой – вот так.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Потом она убежала. Довольный щенок улегся отдыхать.

(упр. «Блинчик»)

Л.Тимощук

«Саша»

[с-с`]

С само утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается.

(упр. «Улыбка»)

Ему подарили велосипед, и он собрался на нем покататься. Выходя из дома, Саша увидел огромного бульдога.

(упр. «Бульдог»)

Испугался Саша и спрятался за дверь.

(упр. «Прятки»)

Саша выглянул из-за двери. Пес не уходит, сидит у самой двери.

(упр. «Чашечка»)

Саша снова спрятался.

(упр. «Прятки»)

Стоит Саша за дверью и думает: «Не буду я больше бояться собаки». Только так подумал, смотрит, а собаки-то нет, убежала

Вышел Саша на улицу, сел на велосипед и стал кататься по кругу в одну сторону.

(круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт, а затем в другую сторону)

Саша катался, а веселый ветерок обдувал его во время езды.

(упр. «Желобок»)

Хорошо кататься на велосипеде!

Л.Тимощук

«Маленький Зайчик»

[з-з`]

В холодный зимний вечер Маленький Зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

(упр. «Лопаточка»)

Вдруг подул ветерок и голые веточки на кустиках задрожали.

(упр. «Желобок»)

Зайчик испугался и спрятался за пенек. Выглянет из-за пенька и опять спрячется.

(упр. «Прятки»)

А ветерок все дует, шевелит веточками на кустах.

(упр. «Желобок»)

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться: это всего-навсего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся

(упр. «Улыбка»)

и побежал кататься на горке.

(упр. «Горка»)

Л.Тимощук

«Цветок»

[ц]

Однажды коза зашла в сад и увидела длинный, тонкий, но крепкий стебелек. Вот такой.

(упр. «Иголочка»)

Через несколько дней на стебельке появился бутон.

(упр. «Трубочка»)

Бутон становился все больше и стал раскрываться.

(плотная трубочка переходит в широкую с выгнутыми во внешнюю сторону краями – губами)

И вот в один прекрасный день бутон превратился в красивый цветок. Каждый его лепесток был выгнут: кончик лепестка опущен вниз, серединка приподнята.

(упр. «Сердитая кошечка»)

Коза стала его нюхать: «Ах! Какой запах!»

(вдох носом, выдох ртом)

Л.Тимощук

«Котенок»

Котенок лежал на подоконнике и задремал. Ему снилась птичка, которая часто прилетала к окну.

(упр. «Окошко»)

Он улыбался своей подружке – птичке.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг котенок услышал за окном какой-то шум. Он выглянул в окно и увидел, что на его знакомую птичку громко лает большая собака. Маленький котенок не испугался собаки, он зашипел, выгнул спинку. Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком.

(упр. «Трубочка»)

Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес.

(упр. «Лопаточка»)

Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее.

(упр. «Чашечка»)

Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие.

(упр. «Трубочка»)

В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло.

Он только что появился на свет и с интересом все разглядывал. Посмотрел вверх

(упр. «Чашечка»)

и увидел большой гриб на тонкой ножке.

(упр. «Грибок»)

Прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землей. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз. Здорово! Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз.

(упр. «Качели» 5-6 раз)

Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку. А песенка у него была очень красивой: «Ч-ч-ч-ч». И разлетелась песенка по всему лесу.

Л.Тимощук

«Волшебный сундук»

[ж]

Женин папа работает в цирке фокусником. Однажды папа взял Женю на работу и оставил в своей комнате, где стоял сундук. (выставляет коробку ).

Приоткрыл Женя крышку сундука (приоткрывает коробку ) и увидел улыбающуюся лягушку.

(упр. «Улыбочка»)

Вдруг лягушка как прыгнет. Женя быстро захлопнул крышку (закрывает коробку ). Но так хочется посмотреть Жене на лягушку еще раз. Открыл сундук… (открывает коробку ), а там слоненок. Сидит и тянет к Жене свой хоботок.

(упр. «Хоботок»)

Понял Женя, что это волшебный сундук. Весело ему стало: то откроет сундук, то закроет…

(чередование упр. «Улыбочка» - «Хоботок»)

В папиной комнате стоял старинный шкаф. Женя заглянул в него и увидел на верхней полке обезьяну.

(упр. «Обезьяна»)

Обезьяна спрыгнула на нижнюю полку, а потом опять наверх полезла.

(упр. «Качели»)

Осторожно прикрыл Женя дверцу шкафа. «Наверное, она репетирует свой номер», - подумал мальчик.

В углу комнаты Женя заметил большого паука. Паук качался в паутине как в гамаке.

(педагог и дети показывают широкий кончик языка, затем убирают язык; повторить упражнение несколько раз)

Паук увидел мальчика и забеспокоился. Стал бегать по потолку.

(упр. «Маляр»)

Женя с интересом наблюдал за пауком, но тут пришел папа и повел Женю домой.

Н.А. Лукина

«Планета»

Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь - в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение - основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автомамизация звуков).

Н.А. Лукина

«Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт - покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д -д-д-д!).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook