Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.






2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.








3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.







4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.





5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.







6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.







7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.









8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.





9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.








10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.









http://architector.ua/post/arch/1751/TOP_10__Znakovye_proekty_Frenka_Llojda_Rajta/

.......................

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.


1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.

Органический архитектурный стиль

Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.

Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.

В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:

  • экологичные материалы, безопасные для человека;
  • бионическая форма объекта;
  • использование натурального ландшафта.

Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.

Ф. Л. Райт и его объекты

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959 ) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.

По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.

Кроме Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.

Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.

Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон. Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса. Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.

Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.

Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Архитектурная карьера и «Дома Прерий»

Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.

В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.

Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.

Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.

В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары - в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения - «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Личная жизнь архитектора

У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.

В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.

Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.

С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.

Дом над водопадом

Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.

Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента. Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.

Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.

Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.

Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.

В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).

Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.

Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре. Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в. руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.

Стиль органической архитектуры в 21 веке

Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л. Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.


Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию . И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника .

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий» обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф.Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.

Райт Фрэнк Ллойд

Фрэнк Ллойд Райт - теоретик, основатель принципа органической архитектуры. (1869—1959)

Этот американский архитектор сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства. В классической же архитектуре применялась артикуляция и подчеркнутое выделение частей. Согласно концепции Райта здание должно вписываться в природу, а его внешний облик «вытекать» из внутреннего содержания и не обязательно обладать традиционной формой. Все течения современного зодчества используют прием свободного плана, который основан на идее Райта. Согласно этому приему здание считается единым, целостным пространством и расчленено только там, где этого требуют функциональные соображения. Место рождения Фрэнка Ллойд Райта - штат, Висконсин, США. Отец его был учителем музыки и церковным деятелем, а мать - учительницей. Любимой игрушкой Райта был развивающий конструктор «Киндергартен». После развода родителей, 16-летнему Френку пришлось взять на себя груз заботы о семье. В школу он не ходил, а обучался дома. В 1885 году поступил в Университет Висконсина на инженерный факультет. Еще учась в университете, Райт работал помощником местного инженера-строителя. В 1887 году он прекратил учебу в университете и переехал в Чикаго. Там его взяли на работу в архитектурную контору. Через год начал работать в фирме «Адлер и Салливан», которую возглавлял известный идеолог «чикагской школы» Л. Салливан. С 1890 года он работал над всеми проектами фирмы по строительству жилой недвижимости. Но в 1893 году Салливан узнал, что Райт занимается проектированием домов на стороне и Френку пришлось уйти из компании. Это стало толчком для основания собственной фирмы в пригороде Чикаго Оук-Парк в этом же году. И уже к 1901 году он завершил работу над 50 проектами.

Дом прерий

Райт стал известным, благодаря «Домам Прерий», которые он спроектировал в 1900-1917 годах. Для стиля, в котором построены эти дома, характерно обилие горизонтальных линий, преобладание плоских крыш, широкие выступающие карнизы, наличие расположенных горизонтальными рядами створчатых окон и пологих, слегка нависающих кровель, а также широких остекленных поверхностей и «открытых» интерьеров, где кухня, столовая и гостиная были единым пространством. «Дома Прерий» полностью соответствовали концепции «органической архитектуры», для которой целостность и органичное единение с природой являлись главными приоритетами. Многие из домов имеют крестообразную форму. В центре плана обычно располагался очаг-камин.


Дом Уиллитса в Хайлэнд-парке спроектирован Фрэнком Л. Райтом в 1901 году в соответствии с концепцией органической архитектуры. Один из ярких примеров "Домов прерий"


Для "Домов Прерий" архитектора Ф.Л. Райта характерно обилие горизонтальных линий, широкие выступающие карнизы, а также активное использование остекления. Дом Д.Д. Мартина. Буффало, штат Нью-Йорк, 1904-1905 г.г.


Дом Роби Фрэнк Ллойд Райт спроектировал в 1908 г. в стиле «Домов Прерий». Построен в 1908 — 1910 г.г. в Чикаго. Одно из лучших произведений первого периода творчества Райта

Особенно Райт обращал внимание на интерьеры домов. Каждый элемент им созданной мебели был хорошо продуман и органично вписывался в общий дизайн. Дом Уиллитса, дом Роби и дом Мартина - это наиболее известные дома среди «Домов Прерий». Еще в 90-е годы 19 века Райт увлекся изучением традиционной японской архитектуры. Ему нравился минимализм этого направления, благодаря которому он научился устранять ненужное и исключать несущественное. Райт применил эти моменты при проектировании американских домов. Элементы, которые ранее часто оставались незамеченными, он выделил и подчеркнул их выразительность. Более ста домов построенных Райтом в первом десятилетии XX века не принесли ему успеха в Америке. Но в Европе его оценили, он был признан архитектором современного направления. В 1909 году Райт переезжает в Европу. Его работы становятся там известными, благодаря выставке, устроенной в 1910 и изданному двухтомному портфолио. С 1916 по 1922 годы Райт строит в Японии отель «Империал». При постройке этого здания была использована идея целостности конструктивной структуры. Это обеспечило настолько высокую прочность сооружения, что отель устоял во время катастрофического землетрясения 1923 года.


Отель «Империал» в Японии. Построен по проекту Ф. Л. Райта в 1916-1922 г.г. с применением особой антисейсмической конструктивной структуры

Творчество Райта испытало глубокий кризис в середине 1920-х годов. У него почти не было заказов, и он чувствовал себя одиноким борцом за передовые принципы в архитектуре. Элементы мрачной фантастичности все чаще проявляются в его творениях. Но, тем не менее, Райт остается приверженцем использования технических средств в архитектуре. В Калифорнии была построена целая серия домов из бетонных блоков. Самым известным из них является дом Милларда в Пасадене (построен в 1923 году), здесь ритмическое расчленение поверхностей является следствием повтора стандартных элементов. Произведениями Райта в Америке стали интересоваться только под влиянием новой европейской архитектуры в начале 30-х годов.

U.S.O.N.A., 30-е годы

На это время приходится второй пик творчества Райта. Он начал использовать железобетонные конструкции и элементы заводского изготовления. В 1935—1939 годах был построен известный во всем мире «Дом над водопадом» (англ. «Fallingwater») в штате Пенсильвания для И.Дж. Кауфмана.


Дом над водопадом в штате Пенсильвания, спроектирован Ф. Л. Райтом в 1939 году по заказу питсбургского бизнесмена И.Дж.Кауфмана. Зачислен в список американских национальных исторических достопримечательностей

Бетонные террасы дома гармонично сочетаются с вертикальными поверхностями из известняка, их «держат» стальные опоры прямо над ручьем. Райт использовал как деталь интерьера часть утеса, на котором построен дом, и который оказался внутри здания. Но в 1994-2002 годах дом реконструировался - пришлось добавлять дополнительные стальные опоры. За строительство дома было заплачено 155 000$, из них архитектор получил 8 000$. Дом строился в период окончания Великой депрессии. Это довольно большая сумма по меркам тех времен. Для сравнения: средняя заработная плата промышленного рабочего в 1938 году составляла 1176 дол. в год, что меньше 100 долларов в месяц. Есть у Райта и разработки домов умеренной стоимости для клиентов среднего класса. Он дал им название «североамериканские» или «юсоновские» (U.S.O.N.A или Unites States of Nothern America). Эти дома отличались компактностью, экономичностью и технологичностью. Под самым потолком располагались узкие ленточные окна, что создавало иллюзию, будто широкая крыша «парит» над стенами. Такие дома были в основном одноэтажными и имели L-образную форму в плане. Это позволяло строить их на участках сложной формы. Удешевление строительства осуществлялось за счет каркасной конструкции. Райт даже разработал концепцию «Город широких горизонтов». В основе этой концепции стояла деурбанизация перенаселенного концентрированного города и его распределение по сельскохозяйственным городским окраинам. Эта концепция имела большое влияние на характер застройки американского пригорода. Музей Соломона Гуггенхайма стал апофеозом творчества архитектора. Он построен в Нью-Йорке. Райт проектировал и строил его 16 лет с 1943 по 1959. Внешне музей выглядит как опрокинутая спираль, а его интерьер - как раковина с остекленным внутренним двориком в центре. По задумке Райта, осмотр экспозиции должен был начинаться сверху вниз. Посетители, поднявшись на лифте на верхний этаж, спускаются по центральному пандусу. Картины при этом, находясь на наклонных стенах, хорошо просматриваются. Но, эти требования архитектора не были учтены руководством музея, и сегодня осмотр экспозиций начинается с нижнего этажа.


Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке на острове Манхэттен. Последний крупный проект, разработанный и построенный Ф. Райтом (1943-1959 г.г.). Одна из самых известных и значимых построек этого автора

Жилые дома этого периода Райт проектирует без прямых углов, считая их «искусственной формой». Он использует спирали и циркульные окружности. К сожалению, Райт не увидел всех своих реализованных проектов. Строительство здания суда в округе Марин было окончено через 4 года после смерти архитектора. На нем присутствует очень много декора, на грани с китчем. Это здание было последним, которое было построено по проекту великого американского архитектора Франка Ллойда Райта.


Большой административный комплекс округа Марин в Сан-Рафаэль, Калифорния, 1957—1976. Последнее здание, которое было построено по проекту Ф. Л. Райта уже после его смерти

Проект небоскреба «Иллинойс» так и не реализован. Высота здания достигает 1609 м. Райт верил, что такое здание возможно построить даже в то время. В проекте предвиделось 528 этажей, а площадь здания составляла 9.5 млн кв. м. Рассчитано оно на 130 000 жителей. Форма строения напоминает треугольную призму сужающуюся кверху. Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта: Райт Фрэнк Ллойд

Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта:

1.1910 - Roby House в Чикаго, США
2.1939 - Дом над водопадом в Бер-Ран, США
3.1911-1925 - Комплекс «Талиесин» в Спринг-Грин, США
4.1924 - Yamamura House в Ашия, Япония
5.1959 - Синагога BethShаlom в Элкинс Парк, США
6.1915 - Отель Imperial в Токио, Япония
7.1936 - Офис компании Johnson Wax в Расине, США
8.1944 - Дом Герберта Джекобса в Мидлтоне, США
9.1906 - Офис компании Larkin в Буффало, США
10.1959 - Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, США.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook